Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.Н. Федекин
ции
Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
1. Общее понятие о теориях управления,обучения и воспитания.
2. Теория и практика управления образованием. Мониторинг как составная часть управления образованием..
3. Дидактические направления современного образования.
4. Традиции и инновации в функционировании воспитательных систем
5. Формы духовно-нравственного воспитания обучающихся.
6. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания обучающихся.
7. Развитие ценностно-смысловой и духовной культуры обучающихся
8. Современные образовательные и воспитательные технологии.
9. Теория личностно-ориентированного обучения.
10.Общие основы системно-синергетической теории обучения (Н.М.Таланчук).
11. Концепция личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.).
12. Философско-антропологическая концепция воспитания (Библер В.С.).
13. Синергетическая концепция воспитания (Игнатова В.А.).
14. Концепция системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.).
15. Педагогическая концепция воспитания как компонент социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородовой Л. В.).
16. Теория многокультурного образования (Г.Д. Дмитриев).
17. Концепция культурологического подхода (В.С. Библер, Е.В.Бондаревская).
18. Концепция аксиологического подхода (А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов).
19. Отечественные и зарубежные теории и системы обучения и воспитания.
20. Базовые теории воспитания и развития личности. Понятие о воспитательных системах.
21. Концепция педагогической интеграции. Теория интеграции.
22. Теория проектного обучения.
23. Социокультурная концепция адаптирующего обучения (Е.А.Ямбург).
24. Воспитательная система школы: концепции и теории.
25. Дидактическая система как отражение сущности дидактической теории.
26. Классификации методов, форм, средств воспитания в современной педагогике.
27. Основные виды воспитания, их сравнительная характеристика.
28. Концепции воспитания: история и современность.
29. Анализ дидактических систем обучения в современных авторских школах.
30. Альтернативные формы организации современного обучения.
31. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, его особенности.
32. Закономерности и принципы воспитания: понятие, классификации, характеристика.
33. Движущие силы воспитания.
34. Современные подходы к постановке целей и задач воспитания.
35. Источники и структурные компоненты содержания воспитания.
36. Содержание воспитательной деятельности педагога.
37. Современные формы воспитания, их классификация.
38. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов.
39. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы.
40. Организация совместной индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе и с особыми образовательными потребностями.
Кейс-задачи:
Задача 1
1. Обобщенная формулировка задачи
2. Задание студенту
Разработайте структуру такого справочника для одной (для каждой) ступени образования. Обоснуйте необходимость наличия там соответствующих разделов.
Сформулируйте рекомендации по его общему стилю, тону. Напишите краткий «бизнес-план» по осуществлению проекта на практике.
Задача 2
1. Обобщенная формулировка задачи
Вас не удовлетворяет традиционная пятибалльная система текущей и итоговой аттестации по вашему предмету. Она не позволяет в должной степени развивать самоанализ и самооценку обучающихся, дает мало простора для экспертной оценки, часто неверно интерпретируется родителями.
2. Задание студенту
Разработайте проект (формы оценок, оценочные процедуры и критерии) собственной системы текущей и итоговой аттестации учащихся, которая была бы совместимой с традиционным «балльным подходом», давала бы вам значительно более широкие возможности взаимодействия с обучающимися и их родителями.
Задача 3
1. Обобщенная формулировка задачи
В регионе, как показывают исследования, отмечается низкий уровень удовлетворенности населения качеством среднего образования.
2.Задание студенту
Разработайте проект мероприятий по улучшению качества образования в регионе.
Задача 4
1. Обобщенная формулировка задачи
В школе №№ в большинстве классов наблюдается низкая посещаемость родительских собраний. Одним из самых распространенных объяснений непосещения собраний родители называют их занятость на работе.
2.Задание студенту
Разработайте проект по налаживанию взаимодействия школы и семьи.
Задача 5
1. Обобщенная формулировка задачи
Володя Малышев, обучающиеся 7б класса стал систематически прогуливать уроки физической культуры. По остальным предметам особых проблем у него не возникает.
2.Задание студенту
Разработайте рекомендации классному руководителю по решению этой проблемы.
Темы рефератов
1. Идея системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова)
2. Концепция личностного подхода в воспитании
3. Концепция гуманистического подхода к построению отношений в воспитательном процессе;
4. Средовой подход в воспитательной деятельности•
5. Гуманизация и гуманитаризация образования - важнейшее направление в новых социокультурных условиях информационной цивилизации.
5. Сущность гуманизации и гуманитаризации образования, основные концептуальные подходы к их трактовке.
6. Теории гуманистических ценностей и их реализация в концепциях гуманизации содержания образования и воспитательном процессе современной школы
7. Антропокосмическая концепция воспитания и ее интерпретация в гуманистических теориях педагогики.
8. Теории единства научной и художественной картины мира и целостности личности как научная основа гуманитаризации образования.
9. Соотношение теории обучения и теории воспитания
10. Теория деятельностно-личностного подхода
11. Сущность системного подхода в воспитании
12. Системный подход к изучению особенностей развития ребенка
13. Теория деятельностно-личностного подхода.
14. Учет субъектно-деятельностного подхода при выборе и реализации технологий воспитания
15. Базовые теории воспитания и развития личности.
16. Концепция культуры М. Бахтина
17. Школа диалога культур В.С. Библера
18. Отечественные и зарубежные теории и системы обучения и воспитания
19. Социокультурная концепция адаптирующего обучения (Е.А.Ямбург)
20. Зарубежные дидактические теории
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов проблемной дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка проблемных вопросов, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание реферата, решение кейс-задач.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: тестирование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; проверка решения кейс-задач.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к зачету необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на зачет. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и