2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Конструирование и моделирование швейных изделий_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Конструирование и моделирование швейных изделий
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
10 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
40
40
40
40
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
84
84
84
84
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Валиева Р.З. _________________
 
 
Конструирование и моделирование швейных изделий
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины:
1.2
подготовка обучающихся к осуществлению учебно-воспитательной деятельности в предметной области "Технология", в том числе к работе с обучающимися с ОВЗ;
1.3
освещение широкого круга вопросов о современных методах конструктивного моделирования одежды;
1.4
рассмотрение вопросов выполнения проектных работ при создании новых моделей одежды.
1.5
Задачи освоения дисциплины:
1.6
освоение основных понятий курса «Конструирование и моделирование швейных изделий»;
1.7
ознакомление с общими сведениями об одежде, её формообразованием, исходными данными для целей конструирования;
1.8
конструирование и моделирование чертежей основы швейных изделий;
1.9
рассмотрение особенностей конструирования изделий на фигуру с отклонениями от типового телосложения;
1.10
формирование умений изготовления лекал и их градации;
1.11
выработка у обучающихся навыков работы с технической документацией и технической литературой;
1.12
развитие потребности в непрерывном профессиональном саморазвитии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анализ и интерпретация произведений искусства
2.1.2
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
2.1.3
Инженерная и компьютерная графика
2.1.4
Передовые производственные технологии
2.1.5
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
2.1.6
Техническое творчество и основы проектирования
2.1.7
Электротехника и электроника
2.1.8
Академический рисунок
2.1.9
Декоративное искусство
2.1.10
Курсовой проект по дисциплине "Техническое творчество и основы проектирования"
2.1.11
Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2.1.12
Мультимедийные технологии в СОШ
2.1.13
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.1.14
История визуально-пространственных искусств
2.1.15
Методика обучения изобразительному искусству
2.1.16
Учебная проектно-технологическая практика
2.1.17
Живопись
2.1.18
Пластическая анатомия
2.1.19
Рисунок
2.1.20
Композиция
2.1.21
Дизайн
2.1.22
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.1.23
Прикладная механика
2.1.24
Материаловедение и новые материалы
2.1.25
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1.26
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.1.27
Введение в профессию
2.1.28
Перспектива
2.1.29
Стилизация в живописи и графике
2.1.30
2.1.31
2.1.32
2.1.33
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.1.34
2.1.35
2.1.36
2.1.37
2.1.38
2.1.39
2.1.40
2.1.41
Академическая живопись
2.1.42
Скульптура
2.1.43
Бумагопластика
2.1.44
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ в предметной области "Технология";
3.1.2
законы зрительного восприятия формы костюма; влияние моды на развитие и обновление костюма;
3.1.3
приемы макетирования и муляжирования костюма при создании новых моделей одежды;
3.1.4
правила разработки и представления рабочих эскизов проектируемой модели;
3.1.5
правила оформления нормативно-технической документации к дизайн-проекту;
3.1.6
основные положения проведения авторского контроля;
3.1.7
основные этапы разработки новых моделей одежды;
3.1.8
приемы конструктивного моделирования одежды;
3.1.9
принципы промышленного проектирования одежды
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
реферативно излагать материал по заданной теме;
3.2.2
формулировать цели проекта, определять требования к проектируемому изделию;
3.2.3
грамотно представлять эскиз проектируемой модели одежды заданного вида, сохранив ее образную характеристику и подчеркнув конструктивно-технологические особенности проводить изучение и анализ проектируемой модели;
3.2.4
разработать чертеж общего вида проектируемой модели;
3.2.5
осуществлять авторский контроль за соответствием рабочих эскизов и технической документации дизайн-проекта;
3.2.6
использовать традиционные методы конструирования одежды заданного вида; формулировать эстетические;
3.2.7
эргономические и экономические требования к проектируемой модели;
3.2.8
применять новые методы конструирования при проектировании новых моделей одежды
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками оформления  текстовых документов в соответствии с требованиями НТД, в разработке эскизов проектируемой модели с использованием известных графических средств;
3.3.2
приемами изучения и анализа эскиза проектируемой модели; приемами разработки и оформления нормативно- технической документации к дизайн-проекту; приемами проведения авторского контроля за соответствием рабочих эскизов и технической документации дизайн-проекта;
3.3.3
приемами конструктивного моделирования одежды при разработки новых моделей; традиционными и новыми методами конструирования изделий легкой промышленности;
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.3.4
навыками разработки модельной конструкции с учетом эстетических, эргономических и экономических требований к проектируемой модели.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
 
Раздел 1.  Конструктивное моделирование с изменением и без изменения силуэтно-объемной формы

одежды 

 
1.1
Принципы промышленного

проектирования одежды. Методы проектирования швейных изделий различного назначения. Виды

конструктивного моделирования.

Последовательность выполнения анализа модели. Изучение и анализ проектируемой модели одежды. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э5

8
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
1.2
Особенности разработки конструкций

деталей одежды путем модификации

базовой основы. Особенности построения различных видов застежек в

мужской и женской одежде /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э5

8
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
1.3
Анализ направления моды в женской и мужской одежде. Современны конструктивные средства создания объемной формы в области переда и

спинки /Ср/

Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э5

8
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
1.4
Конструктивное моделирование деталей одежды с изменением силуэта.

Параллельное и коническое расширение

деталей одежды.                   Особенности построения деталей швейных изделий с различным расположением складок и

сборки /Лек/

Л1.2Л3.1 Л3.2

Э5

8
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
 
Раздел 2. 2. Методы проектирования костюма. Творческий процесс, технические средства художественного проектирования костюма. Образ в костюме.

 
2.1
2.1.Комбинаторные методы формообразования.

2.2.Метод модульного проектирования.

2.3.Образно-ассоциативный подход к проектированию одежды (костюма).

2.4.Особенности творческого процесса.

2.5.Источники, используемые при проектировании одежды (костюма).

2.6.Создание художественного образа.

2.7.Методы творчества, применяемые при проектировании

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э5

8
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
2.2
Особенности творческого процесса:  - Проектирование поясного изделия - юбки;

-Выбор модели юбки с учётом типа фигуры;   -Разработка вариантов эскиза юбки              /Пр/

Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э3 Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.3
Основы художественного конструирования костюма  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
2.4
Комбинаторные методы формообразования костюма. Методы модульного проектирования и деконструкции.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э5

8
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
 
Раздел 3. 3. Основы композиции костюма

 
3.1
Композиционное формообразование (выписать основные понятия).                         -Практическое изучение приёмов гармонизации композиции костюма

-Изучение закономерности композиции.ПропорцииРитм. Цвет в костюме (выполнение эскизов) /Пр/

Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
3.2
Разработка таблицы по основе композиции костюма, форме, ритме, классике.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э5

8
10
0
 
3.3
Разработка технологической карты на отдельный вид изделия.  

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э5

8
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Графическое силуэтное решение костюма. Влияние декоративно-функциональных элементов композиции костюма на силуэт, формы костюма.

 
4.1
Самостоятельное изучение раздела   4.1.Основы графического моделирования на начальном этапе изучения композиции костюма  4.2 Типы проектно-графического изображения  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э3 Э5

8
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
4.2
Графическое изображения костюма, его силуэтное решение.

Технологи обработки спинки (обработка кокетки, шлицы)

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э3 Э5

8
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
4.3
Классификация одежды (кластер) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э3 Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
 
Раздел 5. 5. Основы художественного конструирования костюма. Классификация одежды.  Фигура человека. Анализ модели.

 
5.1
5.1.Исходные данные для проектирования одежды (костюма).           5.2.Характеристика ассортимента и классификация одежды.          5.3.Показатели качества и требования к одежде.                         5.4.Размерные признаки тела человека.

5.5.Характеристика размеров, формы, конструкции одежды

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э5

6
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
 
Раздел 6. Раздел 6. Основные принципы построения разверток поверхностей поясной и плечевой одежды. Конструирование пояса.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.1
6.1.Характеристика методов конструирования.

6.2.Построение чертежа основы плечевых и поясных изделий (исходные данные, построение базисной сетки).

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э5

6
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
6.2
Выбор модели юбки. Построение чертежа. Моделирование юбки. Раскрой.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
 
Раздел 7. 7. Типовое проектирование одежды. Особенности разработки конструкции одежды на фигуры с отклонениями от типового телосложения.

 
7.1
7.1.Сущность и задачи типового проектирования одежды.         7.2.Особенности конструкций одежды для фигур с различной осанкой и фигур больших полнот /Пр/
Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
7.2
Изучение и освоение методов преобразования базовых (БК) и исходных модельных конструкций (ИМК) одежды на фигуры с различной осанкой с использованием номограмм  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э3 Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
 
Раздел 8. 8. Особенности разработки конструкции одежды из различных материалов

 
8.1
8.1.Трикотажный материал, меховая одежда.

8.2.Одежда из натуральной и искусственной  кожи, замши.                              8.3 Декоративно-функциональные элементы в композиции костюма /Пр/

Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
 
Раздел 9. 9. Методы и принципы моделирования и художественного оформления одежды.

 
9.1
9.1.Методы и приемы моделирования одежды.    9.2.Принципы моделирования и художественного оформления одежды.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
9.2
Влияние декоративно-функциональных элементов

композиции костюма.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э5

6
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
 
Раздел 10. Раздел 10. Основы технологии изготовления поясной и плечевой одежды  легкого ассортимента.

 
10.1
10.1.Понятия стежок, строчка, шов.

10.2.Виды ручных и машинных швов.

10.3.Используемые приспособления и швейное оборудование.

10.4.Принципы работы на швейном оборудовании.

10.5.Техника безопасности при работе на швейном оборудовании

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э5

2
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
10.2
Выполнение машинных швов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Раздел 11. 11. Поузловая обработка швейных изделий легкого ассортимента.

 
11.1
11.1.Начальная обработка деталей изделия.

11.2.Методы обработки горловины, рукавов, воротников, карманов, манжет, поясов юбки и брюк, низа изделия

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э4 Э5

6
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
11.2
Технологические процессы по

узловой обработки поясного

изделия;                                   -Обработка накладных карманов;              -Обработка застежек на поясных

изделиях;                                  -Обработка верхнего среза юбки,женских брюк, обработка низа изделия   /Пр/

Л1.1 Л1.2Л3.1 Л3.2

Э3 Э5

8
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
11.3
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э5

0
ПК-1.1 ПК-1.3
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Контрольные вопросы для экзамена:

1 курс (2 семестр)

1. Методы проектирования швейных изделий различного назначения.

2. Виды конструктивного моделирования.

3. Какова последовательность изучения модели по еѐ эскизу?

4.Для чего необходимо определение продольного и поперечного масштаба?

5.Какие линии определяются на техническом рисунке модели?

6.Какова последовательность составления описания внешнего вида изделия?

7.Чем определяется композиционное построение модели?

8.Как проводится анализ конструктивного построения моделей одежды?

9.Особенности разработки конструкций деталей одежды путем модификации базовой основы

10. Влияние расположения и конфигурации конструктивных линий на форму изделия

11. Какова последовательность разработки модельных элементов переда мужского пиджака?

12. Как определяют длину петель и их расположение в изделии с центральной и смещенной бортовыми застежками?

13. Какие элементы одежды можно изменять в модельных конструкциях, не меняя силуэтной формы БК?

14. Особенности проектирования швейных изделий с рельефными швами и подрезами.

15. Конструктивное моделирование деталей одежды с изменением силуэта. Параллельное и коническое расширение деталей одежды.

16. Почему при разработке нового покроя производится уточнение балансов БК?

17. Особенности построения деталей швейных изделий с различным расположением складок и сборки.

18.Какие элементы одежды можно изменять в модельных конструкциях, не меняя силуэтной формы БК?

19. Моделирование втачных рукавов. Приемы моделирования рукавов без изменения проймы и с учетом изменения проймы изделия.

20.В чем состоит основной прием простого перевода исходной верхней вытачки на переде (спинке)?

21.Чем отличаются технические приемы и конструкция переда при переводе верхней вытачки в швы, проходящие и не проходящие через центр раствора исходной вытачки?

2 курс (3 семестр)

22.Особенности конструирования и моделирование воротников различных форм.

23.Какие типы воротников Вы знаете?

24.От чего зависит форма и разнообразие воротников?

25.Какова зависимость между основными параметрами воротника?

26.Какие данные необходимы для построения воротника?

27.Чем принципиально отличается построение воротников для горловин с открытой и закрытой застежкой?

28. Особенности конструирование и моделирование капюшонов

29. Требования к внешней форме и конструкции воротников. Декоративные отделки горловины

30. Особенности конструирования и моделирования деталей поясной одежды

31. Особенности конструирования и моделирования деталей брюк.

32. Особенности конструирования и моделирования деталей юбки прямой формы.

33. Особенности конструирования и моделирования деталей юбки конической формы.

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
34. Особенности конструирования и моделирования деталей клиньевых юбок.

35. Особенности конструирования и моделирования деталей мужских брюк.

36. Особенности конструирования и моделирования деталей женских брюк.

37. Какое наиболее эффективное конструктивное решение Вы могли бы предложить для юбки: с гладкой конической формой из очень жесткой ткани; складчатой конической формы из мягкой ткани

38. Конструктивное моделирование деталей одежды с изменением формы плечевого пояса, проймы и рукава изделия.

39. Конструктивное моделирование проймы изделия.

40. Четвертый вид конструктивного моделирования. Особенности конструирования и моделирования комбинезонов.

41. Особенности конструирования и моделирования изделий с рубашечным покроем рукава.

42. Как изменяется соотношение между высотой оката и высотой замкнутой проймы при еѐ углублении?

43. Почему расширение рукава рубашечного типа сопровождается углублением проймы?

44. Особенности конструирования и моделирования изделий с рукавами покроя реглан.

45. В чем заключается различие конструктивных решений при разработке изделий покроя реглан строгой и мягкой формы?

46. Особенности конструирования и моделирования изделий с цельновыкроенными рукавами.

47. В чем заключается различие конструктивных решений при разработке изделий с цельновыкроенными рукавами строгой и мягкой формы?

48. Как можно определить размеры ластовицы?

49. Особенности конструирования и моделирования мужской одежды с рукавами различных покроев.

50. Особенности конструирования и моделирования деталей одежды с комбинированными по покрою рукавами.

51. Основные характеристики способов макетирования. Муляжный (макетный)метод создания одежды из деталей.

52. Особенности выполнения наколки деталей женской одежды сложной формы.

53. Виды наколок. Способы выполнения наколки. Подготовка манекена к наколке.

54. Особенности выполнения наколки деталей женской одежды с различным покроем рукавов .

55. Особенности выполнения наколки юбок прямой и конической формы.

56. Порядок выполнения наколки переда и спинки лифа различных силуэтных форм.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1.История возникновения одежды.

2.Костюм Древнего мира (Египет, Рим, Афины).

3.Костюм  европейского средневековья.

4.Костюм эпохи Возрождения.

5.Костюм Нового времени.      

6.Развитие производства готовой одежды возникновение высокой моды.

7.Костюм XX века.

8.Художественный образ в современном костюме, источникитворчества, творческий процесс.

9.Художественный образ в современном костюме, источники творчества, творческий процесс.

10.Комбинаторные методы формообразования в одежде.

11.Метод модульного проектирования в одежде.

12.Образно-ассоциативный подход к проектированию одежды (костюма).

13.Особенности творческого процесса в конструировании и проектировании одежды.

14.Источники, используемые при проектировании одежды (костюма).

15.Создание художественного образа костюма.

16.Методы творчества, применяемые при проектировании одежды.

17.Особенности творческого процесса при проектировании костюма.

18.Проектирование поясного изделия юбки.

19.Выбор модели юбки с учётом типа фигуры.

20.Основы художественного конструирования костюма

21.Комбинаторные методы формообразования костюма.

22.Методы модульного проектирования и деконструкции"

23.Композиционное формообразование в проектировании костюма.

24.Приемы гармонизации композиции костюма.

25.Закономерности композиции в проектировании одежды.

26.Пропорции, ритм, цвет в одежде (костюме).

27.Композиционное формообразование в одежде.

28.Приёмы гармонизации композиции костюма.

29.Основы графического моделирования на начальном этапе изучения композиции костюма.

30.Типы проектно-графического изображения.

Темы письменных работ:

Примерная тематика курсовых проектов:

1. Разработка модельной конструкции и изготовление образца женского платья для торжественных случаев.

2. Разработка модельной конструкции и изготовление образца женского платья для повседневной носки.

3. Разработка модельной конструкции и изготовление образца женского платья современного покроя.

4. Разработка модельной конструкции и изготовление образца женского жакета для торжественных случаев.

5. Разработка модельной конструкции и изготовление образца женского жакета для повседневной носки.

6. Разработка модельной конструкции и изготовление образца женского жакета из традиционных материалов.

7. Разработка модельной конструкции и изготовление образца женского жакета с учетом модных тенденций.

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
8. Разработка модельной конструкции и изготовление образца женского жакета современного покроя.

9. Разработка модельной конструкции и изготовление образца женского летнего пальто.

10. Разработка модельной конструкции и изготовление образца женской блузки романтического стиля.

11. Разработка модельной конструкции и изготовление образца женской блузки для повседневной носки.

12. Разработка модельной конструкции и изготовление образца комплекта мужской одежды, состоящего из сорочки и брюк

13. Разработка модельной конструкции и изготовление образца мужской куртки из джинсовой ткани

14. Разработка модельной конструкции и изготовление образца мужского плаща

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении  к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мендельсон, В.А. ,Грей А.Р.
Технология швейных изделий: учебное пособие/ Мендельсон В.А., Грей А.Р.— Электрон. текстовые данные.— Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015.— 204 c.— — ISBN 978-5-7882-1815-1. -. — Текст : электронный //  URL: http://www.iprbookshop.ru/62320.html: учебное пособие 
Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015
 
Л1.2
Кузьмичев В. Е., Ахмедулова Н. И., Юдина Л. П. ; под науч. ред. Кузьмичева В.Е.
Конструирование костюма : учебное пособие для академического бакалавриата / В. Е. Кузьмичев, Н. И. Ахмедулова, Л. П. Юдина ; под научной редакцией В. Е. Кузьмичева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 543 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07158-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/422151: учебное пособие
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Цветкова, Н. Н.
История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие /Н.Н. Цветкова. -СПб. : Издательство СПбКО, 2010. -120 с. -ISBN 978-5-903983-16-2  . — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/11268.htm :  учебное пособие
СПб. : Издательство СПбКО, 2010
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Томина, Т. А.
Выбор материалов для изготовления швейного изделия : методические указания / Т. А. Томина. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2004. — 15 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/50054.html: Методические указания
Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2010
 
Л3.2
Макленкова, С. Ю
Моделирование и конструирование одежды : практикум / С. Ю. Макленкова, И. В. Максимкина. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2018. — 84 c. — ISBN 978-5-4263-0593-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75809.html : Практикум
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
История моды: Революция и мода: [сайт].- Видео из YouTube, 51:25.- URL:  https://youtu.be/RuF-oRD2fHo?t=51 (lдата обращения.19.08.2019)
 
Э2
Конструктор одежды  системы Julivi.  Моделирование одежды (пример)-трикотажный жакет : видео-урок [сайт].- Видео из YouTube, 14:04.- URL:https://www.youtube.com/watch?v=AKndvFuT6B0 (дата обращения 19.08.2019)
 
Э3
Программа компьютерного моделирования одежды InvenTexStudio 2010 [сайт] // Видео из YouTube.  URL:https://www.youtube.com/watch?v=AKndvFuT6B0 (дата обращения 19.08.2019)
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для достижения целей, поставленных перед изучением дисциплины – обучение происходит посредством изучения теоретического материала и закрепление теории,

обучающиеся  выполняют, прорабатывая учебный материал на практических  работах. Тематику практических работ содержит тематический план программы. Изучение дисциплины построено от простого к сложному рассчитан на два семестра. Перед выполнением практических работ студенты инструктируются по технике безопасности, последовательности изготовления изделий и их технологическим особенностям.

Методические указания к лекциям:

Методическая подготовка обучающихся складывается из лекционного курса по теории и методике обучения технологии, практических занятий по этому курсу,выполнения рефератов, презентаций, кейсов, а также участия студентов в научно- методических исследованиях, прохождения ими педагогической практики инаписания выпускных квалификационных (дипломных) работ.Среди указанных видов учебной работы в системе методической подготовки студентов значительное место занимают практические занятия. При подготовке к этим занятиям и при их проведении студенты изучают и обсуждают первоисточники по методическим вопросам, расширяя, углубляя и практически осваивая теоретические знания методики преподавания. На практических занятиях студенты овладевают знаниями конкретной методики, методики изучения отдельных тем той или иной технологии, у них формируются первоначальные методические умения.

Важное место на этих занятиях занимают вопросы проектирования учебного роцесса по конкретной технологии, а также его организации и осуществления в виде

деловых игр.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной 

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к выполнению практических заданий:

1. Особенности творческого процесса:

- Проектирование поясного изделия - юбки;

-Выбор модели юбки с учётом типа фигуры;   

-Разработка вариантов эскиза юбки.

Модельную конструкцию разрабатывают в следующей последовательности:

1. Уточняют линии внешнего контура конструкции: укорачивают или удлиняют линию плеч, определяют длину изделия и рукава, расширяют и очерчивают линию горловины, проймы и т.п.

2. Наносят конструктивные, декоративно-конструктивные и декоративные линии и элементы: линии рельефов, подрезов, кокеток, лацканов, бортов и др.

3. Выполняют моделирование: определяют новое положение вытачек в соответствии с моделью, производят параллельное и коническое разведение деталей для образования сборок, фалд, складок и других форм.

На чертеже модельной конструкции обязательно должны быть вычерчены все декоративные и декоративно-конструктивные детали (воротник, карманы,

клапаны, хлястики, шлевки, планки, петли, пояса и т.п.).

Если в изделии имеются широкая отделочная строчка (или отделочные строчки в несколько рядов), бейки, кулисы, имитация планки и т.п., то эти детали показывают мелким пунктиром, длина которого составляет 0,3÷0,5 масштабных см, толщина пунктира соотносится с толщиной вспомогательных линий как 1,5÷1;

2÷1. Если возможно, то непосредственно на чертеже конструкции выполняют техническое моделирование графическим способом методом дуг и засечек:(Например: перенос вытачек), моделирование рельефов, кокеток, подрезов, складок и т.п.

Если техническое моделирование на чертеже конструкции делать нецелесообразно (Н-р: коническое разведение фалд, моделирование драпировок, параллельное разведение складок, сборок и т.п.), тогда линии моделирования только показывают на основном чертеже или моделирование выполняют на отдельном листе. Используют методы шаблона, наколки и др. На чертеже модельной конструкции точки не обозначаютю

Художественный эскиз  

Художественный эскиз выполняется в цвете, в свободном жанре, с учетом фактуры материала. Представляет собой  1-3 фигурную композицию, выполненную в любой технике: акварель, гуашь, коллаж и т.д. Постановка моделей – любая, эскизы без спинок. Эскиз формата А-2.   

2. Композиционное формообразование (выписать основные понятия).                       

-Практическое изучение приёмов гармонизации композиции костюма

-Изучение закономерности композиции.Пропорции. Ритм. Цвет в костюме (выполнение эскизов)            

Практическая задача метода состоит в выборе серии одного или нескольких объектов, имеющих функциональную значимость. Комбинаторика дает возможность дизайнеру совершенствовать свою деятельность в двух направлениях:создавать новые структурные построения, варьировать исходные элементы.

Комбинаторика оперирует определенными приемами комбинирования: перестановкой, вставкой, группировкой, переворотом, организацией ритмов.

Прием перестановки, или эвристическое комбинирование, предполагает изменение элементов, их замену. Этот прием получил широкое применение в проектной практике как наиболее простой и дающий достаточно неожиданные результаты. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Этот прием часто используется при вариантном применении деталей изделия на одной конструктивной основе, при компоновке деталей одежды по всему изделию, при замене одних деталей другими. Например, замена воротников карманами, поясами, сумками, трансформирующимися полотнами в виде квадратов, треугольников, кругов. Авангардисты в моде с успехом используют этот метод проектирования, так как в процессе свою первоначальную идею можно довести до гротеска, абсурда, а потом найти в этом рациональное зерно решения.

Прием вставок (врезок) используется для создания сложной формы из простой. Для этого можно взять любую простую давно известную форму одежды: прямую, расширенную или зауженную книзу юбку, платье такого же силуэта, рукава, капюшоны, сумки, головные уборы. Другими словами, взять любую цилиндрическую или коническую форму, разрезать ее в определенном направлении (вертикально, горизонтально, диагонально или смешанно) по боковым швам, в других местах (можно соблюдать равные расстояния между разрезами или располагать разрезы в динамическом ритме). Вставить в 

 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
разрезы плоские куски ткани простой геометрической формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, полукруг, сектор, трапецию и т.д.). Можно вставить любые сложные формы. Число вставок может быть любым.

Трансформация  – метод превращения или изменения формы, часто используемый при проектировании одежды. Сам процесс трансформации определяется динамикой, движением, изменением. Трансформация осуществляется следующим образом:

Превращение одной формы в другую (например, была длинная юбка, стала короткой при помощи кулисок; шапка-ушанка, складная сумка);

Трансформация деталей внутри одной формы (например, концы воротника загибаются, складываются в гармошку, завязываются вокруг шеи, заплетаются в косичку).

Процесс превращения может носить бесконечный характер, т.е. вариантов изменений можно придумать много. В этом есть положительный момент, так как изделие вследствие своей многообразности не надоедает и срок его эксплуатации продлевается.

3. Графическое изображения костюма, его силуэтное решение. Технология обработки спинки (обработка кокетки, шлицы.

океткой называют часть основной детали, размещающуюся на опорной поверхности тела человека. На верхней опорной поверхности располагается кокетка спинки или полочки (переда), на нижней — кокетка переднего или заднего полотнища юбки, кокетка передней или задней половинки брюк. В зависимости от модели изделия кокетки выполняют цельно кроенными с основной деталью, отрезными и отлетными.

Обработка цельнокроеной кокетки сводится к изготовлению простой или сложной складки.

Отрезные кокетки соединяют с основными деталями стачным, на строчным или накладным швом. Выбор шва соединения зависит от формы линии притачивания кокетки, наличия или отсутствия отделочной строчки по ее краю, толщины и степени осыпаемости материала. Линия притачивания кокетки может быть прямой, овальной или ломаной (с внутренними или внешними углами).

При соединении прямых кокеток с основными деталями кокетку укладывают на основную деталь, совмещают их срезы и притачивают стачным швом шириной 7... 15 мм. Припуски шва стачивания заутюживают в сторону кокетки. В изделиях из толстых материалов припуски шва стачивания могут разутюживаться. Если на основной детали имеются складки или сборки, то их выполняют до соединения с кокеткой. При соединении кокетки с основной деталью на строчным швом после прокладывания стачивающей строчки обметывают припуски на швы, заутюживают их на одну сторону в соответствии с моделью, а затем прокладывают вторую строчку с лицевой стороны детали. При соединении накладным швом срез кокетки перегибают по линии разметки, приутюживают, накладывают на основную деталь по линии разметки и настрачивают. Ширина шва и число строчек настрачивания определяются моделью. Срез основной детали должен быть предварительно обметан. В промышленном производстве кокетку соединяют с основной деталью на стачивающее обметочных машинах.

Кокетки с прямой линией притачивания могут изготовляться на подкладке. В таких случаях основную деталь вкладывают между кокеткой и подкладкой кокетки, совмещают их срезы и соединяют стачным швом шириной 5... 10 мм в зависимости от осыпаемости ткани. При необходимости по лицевой стороне кокетки может быть проложена отделочная строчка.

Овальные кокетки с линией притачивания большого радиуса кривизны соединяют с основной деталью стачным швом в за утюжку или на строчным швом. Припуски шва притачивания обметывают и заутюживают в направлении центра кривизны.

Овальные кокетки с небольшим радиусом кривизны по краю, предварительно заутюженные по лекалу, соединяют накладным швом шириной не более 5 мм (рис. 2.9, з). Ширина припуска заутюживания кокетки 5... 7 мм. Ширина припуска основной детали 10... 15 мм. Срез припуска основной детали должен быть обметан заранее. Если по модели ширина шва настрачивания кокетки превышает 5 мм, то кокетку предварительно обтачивают косой бейкой или под к ройной обтачкой. После этого кокетку укладывают на лицевую сторону основной детали с обметанным срезом по линии разметки, наметывают и настрачивают. Наметочную строчку удаляют, деталь приутюживают.

Ломаные кокетки с внешними углами соединяют с основными деталями накладным швом. Срезы кокетки заутюживают на изнаночную сторону: сначала нижний срез, затем боковые. Подготовленную кокетку укладывают изнаночной стороной на лицевую сторону основной детали с обметанным срезом по разметке и настрачивают швом шириной не более 5 мм. Если же по модели ширина строчки настрачивания кокетки более 5 мм, то перед настрачиванием обтачивают углы кокетки, срезы кокетки заутюживают на изнанку. Подготовленную кокетку накладывают на основную деталь по разметке и настрачивают. Срезы основной детали обметывают заранее.

Ломаные кокетки с внутренними углами соединяют с основными деталями стачным или накладным швом.

При использовании для соединения деталей стачного шва в за утюжку на изнанке припуска основной детали в местах расположения углов ставят клеевые или не клеевые усилители. Основную деталь укладывают на кокетку лицом к лицу, совмещая срезы деталей по одной из сторон угла. По основной детали прокладывают стачивающую строчку в направлении от края детали к углу. Строчку заканчивают точно в углу так, чтобы машинная игла, пройдя через слои материала, находилась в нижнем положении. Припуск основной детали надсекают от угла к строчке, не доходя до нее 0,5... 1 мм. Основную деталь поворачивают, совмещая ее срез со срезом кокетки, и продолжают прокладывать стачивающую строчку от угла к краю детали. Припуски шва притачивания обметывают и заутюживают в сторону основной детали.

В ломаных кокетках с внутренними углами срезы основной детали обрабатывают под кройной обтачкой из основного материала (строчка 2). Припуски срезов основной детали вместе с припусками обтачки надсекают, отворачивают на изнанку основной детали, выправляют и при утюживают. Затем основную деталь накладывают по намеченным линиям на кокетку с обметанными срезами и настрачивают. Ширина шва настрачивания задается моделью.

В отлетных кокетках все срезы, кроме тех, которые войдут в швы стачивания основных деталей, обрабатывают швом в подгибку с закрытым или открытым обметанным срезом; окантовывают тесьмой, или косой бейкой; обтачивают косой бейкой или под к ройной обтачкой. Тип шва для обработки среза детали выбирают в зависимости от модельных особенностей изделия и свойств материала.

В изделиях с отлетной кокеткой на полочках и спинке плечевые срезы кокетки и лифа стачивают отдельно. Такая кокетка соединяется с изделием по линии горловины при ее обработке. В изделиях с отлетной кокеткой только на спинке или только на полочках кокетку приметывают к основной детали до стачивания плечевых срезов.

Вставки применяют для оформления основных деталей. Они могут быть прямоугольной или овальной формы. Их 

 
стр. 14
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
соединяют с основными деталями стачным, на строчным или накладным швом так же, как кокетки.

Края любых кокеток, вставок могут быть украшены оборкой, воланом, кружевом, кантом, бейкой, лентой, тесьмой и т.п. Отделочные детали соединяют с кокетками или вставками так же, как при обработке краев клапана, после чего кокетки и вставки соединяют с основными деталями так, как описано выше.

4.Выбор модели юбки. Построение чертежа. Моделирование юбки. Раскрой.

Для построения чертежа нужно будет снять всего три мерки: обхват талии; обхват бедер; длину юбки. Но учтите, что для построения чертежа используются их половинчатые значения, кроме мерок длины. Половинчатые значения мерок талии и бедер обозначаются Ст, Сб, соответственно полуобхват талии и бедер.

Чтобы выкройка юбки получилась как можно точнее, нужно правильно снять эти мерки, поэтому в случае затруднений можете посмотреть статью сайта Как снять мерки для платья. В ней подробно и наглядно показано как снять мерки для юбки.

При пошиве любой одежды, при построении чертежа деталей выкройки требуется делать в расчетах прибавки на свободное облегание, которые в данных расчетах обозначаются Пт, Пб и др.

Расход ткани для пошива юбки зависит в первую очередь от объёма бедер и во-вторую от выбранного фасона юбки. Так девушкам, у которых объем бедер превышает 130см, придется покупать две длины ткани даже для пошива прямой юбки. До 130см достаточно одной длины юбки плюс припуски на подгибку и пояс. А что касается фасона юбки, то для примера на юбку-солнце может потребоваться 5 метров ткани шириной 150см. Будьте к этому готовы, а более точный расход ткани вы узнаете, когда построите выкройку юбки.

Особенности моделирования

Правильная посадка юбки-основы становится главным критерием для возможности ее дальнейшего моделирования. Крой-база может быть разобран по любым линиям. На чертеже важно сохранить ширину талийной области и длину изделия.

Основные способы конструктивного моделирования

Перенос вытачек.

Изменение расположения конструктивных линий.

Частичное расширение изделия.

Создание принципиально новой конфигурации.

Перед моделированием чертежа юбки на основе прямой необходимо отделить друг от друга передние и задние полотнища. Работа над ними ведется поочередно. Основные способы видоизменения прямого фасона (сужение, варьирование уровня длины) применяются к конкретным видам юбок.

Простейшим из методов модификации выкройки считается формирование складок. Они создаются либо на одном из полотнищ, либо по всему периметру вещи.

5.Изучение и освоение методов преобразования базовых (БК) и исходных модельных конструкций (ИМК) одежды на фигуры с различной осанкой с использованием номограмм

Осанка существенно влияет на внешнюю форму тела человека и баланс конструкции одежды. Поэтому у потребителей с осанкой, имеющей значительные отклонения от нормальной, при пользовании одеждой массового производства (которую конструируют только на фигуры типового телосложения) нарушается статическое соответствие одежды телу человека, возникают различные конструктивные дефекты, ухудшающие внешний вид и качество одежды /1, с. 239, рис. 2.92/.

Для создания одежды, имеющей хорошее качество посадки на конкретных фигурах, производят преобразование (модификацию) БК и ИМК, разработанных на фигуры типового телосложения (с нормальной осанкой).

Закономерности изменения конструктивных параметров одежды в зависимости от осанки фигур и способы их определения с использованием номограмм, рассмотрены в учебнике. Чтобы ими воспользоваться, необходимо, прежде всего, определить тип осанки конкретной фигуры и отклонения признаков, ее определяющих, от средних значений.

Тип осанки заданных конкретных фигур определяют по размерным признакам, характеризующим осанку (положению корпуса Т74 и высоте плеч I Т’72), числовые значения которых определяют согласно заданию преподавателя.

Далее для выполнения модификации студент определяет изменения ряда конструктивных параметров в зависимости от отклонений признаков осанки (Т74 и Т/72’) по номограммам. Номограммы позволяют быстро и достаточно точно найти значения изменений конструктивных параметров одежды практически при любых отклонениях признаков осанки конкретной фигуры от средних значений, принятых для соответствующих фигур типового телосложения.

Чертежи основных деталей БК или ИМК накладывают на лист бумаги и обводят сплошной тонкой линией, отмечая положение контрольных знаков (надсечек), вытачек, рельефных швов, основных и вспомогательных конструктивных линий.

В соответствии с числовыми значениями модификации конструкции уточняют места расположения основных конструктивных точек, параметры участков, начиная с верхних контурных линий спинки. Далее обводят контурные линии деталей модифицированной конструкции линией обводки.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется 

 
стр. 15
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине

За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно. Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.