2022-2023_b44_03_05 ИЗОиТ 151_ 051_951 гр__plx_Технология художественной обработки дерева
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология художественной обработки дерева
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к. пед.наук, доц., Валиева Р.З.; _________________
 
 
Технология художественной обработки дерева
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: практико-ориентированная подготовка обучающихся к применению знаний, умений и навыков по художественной обработке древесины на уроках и внеурочных занятиях по предмету технология.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
приобретение практического опыта владения инструментами при изготовлении художественных изделий издревесины;
1.4
ознакомление с методикой использования технических приемов при выполнении художественных работ на изделиях из древесины
1.5
изучение правил безопасности обучающихся, оказания  первой  помощи, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
1.6
развитие умения оценивать степень потенциальной опасности и умения  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты на уроках технологии
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дизайн объектов труда и интерьера
2.1.2
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
2.1.3
Методика обучения предмету "Технология"
2.1.4
Производственная педагогическая практика
2.1.5
Творческая исследовательская и проектная деятельности
2.1.6
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.7
Основы ландшафтного дизайна
2.1.8
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
2.1.9
Технологии получения, преобразования и использования энергии
2.1.10
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.1.11
Технологии домашнего хозяйства
2.1.12
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.13
Декоративно-прикладное искусство
2.1.14
Композиция в живописи и графике
2.1.15
Технология обработки металла
2.1.16
Общая и социальная психология
2.1.17
Основы черчения и моделирования
2.1.18
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.19
История (история России, всеобщая история)
2.1.20
Концепции современного естествознания
2.1.21
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.22
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.23
Безопасность жизнедеятельности
2.1.24
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.25
Перспектива
2.1.26
Философия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История изобразительного искусства
2.2.2
Художественная роспись
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
правила техники безопасности при работе с ручными и электрическими инструментами;
3.1.2
безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при чрезвычайных ситуациях;
3.1.3
возможности образовательной среды;
3.1.4
основы теории и методологии моделирования, конструирования и проектирования;
3.1.5
особенности технологии художественной обработки дерева;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
обеспечить безопасность обучающихся и оказать первую помощь;
3.2.2
применять различные технологии обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов;
3.2.3
применять различные технологии моделирования, конструирования и проектирования материалов;
3.2.4
применять различные технологии обработки дерева;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками оказания первой помощи обучающимся при возникновении чрезвычайных ситуаций;
3.3.2
навыками безопасной работы с деревообрабатывающими инструментами;
3.3.3
навыками практической работы использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов
3.3.4
навыками практической работы над изготовлением изделий с применением разнообразных способов художественной обработки дерева
3.3.5
навыками практической работы над изготовлением изделий с применением разнообразных способов художественной обработки дерева.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Обзор видов и направлений народных художественных промыслов по изготовлению художественных изделий из дерева. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
9
0
 
1.2
Строение деревьев (крона, корни, ствол). Строение древесного ствола. Понятие ядра, заболони, сердцевинных лучей, смоляных ходов. Механические св-ва древесины. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1
9
0
 
1.3
Породы древесины хвойные,лиственные ,кольце-сосудистые рассеянососудистые. Основные пороки древесины; сучки трещины гниль грибки. Способы борбы с пороками древесины. Понятие влажности древесины. Способы сушки древесины. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 2.  История возникновения промысла.Виды резьбы по дереву

 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
2.1
Плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, прорезная, скульптурная и домовая. Инструменты для выполнения резьбы. Выбор материала для резных изделий. Организация рабочего места резчика.Техника беопасности при работе с режущим инструментом. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
УК-8.2 ОПК-8.1
9
0
 
2.2
Роспись по дереву. Предварительная подготовка изделия из древесины под роспись.(Циклевание, шлифование, удаление ворса, отбеливание, обессмоливание, шпатлевание, грунтование, порозаполнение).Основные материалы и нструменты для выполнения росписи по дереву. Организация рабочего места. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
9
0
 
2.3
Выполнение плоскорельефной резьбы по дереву. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

20
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 3. Технология обработки древесины

 
3.1
Гигиенические нормы и требования безопасности при работе в мастерской по обработке древесины.

Правила противопожарной безопасности. /Лек/

Л1.1

16
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
9
0
 
3.2
Породы и пороки древесины. Определение пород древесины по характерным признакам.Определение твердости древесины.Строение древесины. Породы и пороки древесины. Механические св-ва древесины. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1
9
0
 
3.3
Инструмент резчика по дереву, технология изготовления инструмента. Освоение приемов выполнения различных видов резьбы по дереву /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
УК-8.2 ОПК-8.1
9
0
 
3.4
Роспись по дереву. Предварительная подготовка изделия из древесины для выполнения росписи. /Лек/
Л1.2

4
ОПК-8.1
9
0
 
3.5
Подготовка изделия из древесины к росписи.

Шлифование.

Циклевание. Отбеливание.

Шпатлевание. Обессмоливание.         Традиционная роспись. (Городецкая,Хохломская,Полхов-майданская Урало- сибирская). /Пр/

Л1.1

6
ОПК-8.1
9
0
 
3.6
Выполнение росписи по дереву /Ср/
Л1.2

14
ОПК-8.1
9
0
 
3.7
Плетение из лозы и бересты - как вид промысла /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.2

4
ОПК-8.1
9
0
 
3.8
Подготовка материалов для выполнения плетения. Расщепление лозы, распаривание, нарезание полос бересты. Изготовление инструмента для выполнения плетения.Способы соединения деталей художественного изделия из древесины. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2

6
ОПК-8.1
9
0
 
3.9
Выполнениехудожественных изделий из лозы.  /Ср/

20
УК-8.2 ОПК-8.1
9
0
 
3.10
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

0
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1.Защитно-декоративные покрытия. Требования к покрытиям. Виды покрытий.

3Защитно-декоративные покрытия древесины.

4.Покрытия. Прозрачные покрытия древесины.

5.Покрытия. Непрозрачные покрытия древесины.

6.Декоративная отделка . Шлифовка и полировка.

7.Защитно-декоративные покрытия .

8.Защитно-декоративные покрытия. Многослойные покрытия.

9.Защитно-декоративные покрытия. Чернение и воронение металлов.

10.Защитно-декоративные покрытия. Порошковая окраска .

11.Защитно-декоративные покрытия. Патинирование.

12.Нетрадиционные материалы.

13.Различные виды дерева.

14.Имитации из дерева и ее диагностика.

15.Виды резьбы .

16.Инструменты при работе.

17.Подготовка дерева к работе.

18.Декоративные способы отделки.

19 Древесина. Строение.

20.Древесина. Физические свойства.

21.Древесина. Механические свойства.

22.Древесина. Пороки.

23.Древесина. Виды резьбы по дереву.

24.Древесина. Деревянная мозаика.

25.Склеивание древесины и применяемые клеи.

Творческие задания:

1. Задание №1. Выполнение геометрической резьбы по дереву

Задачи: вырезать геометрический орнамент на деревянной плакетке или разделочной доске, проморить доску.

Материалы: дерево, нож-косяк, стамески, клюкарзы,

1. Задание №2. Выполнение абрамцево-кудринской резьбы

Задачи: выполнить абрамцево-кудринскую резьбу согласно разработанному эскизу, проморить доску.

2. Задание №3. Выполнение рельефной объемно-выемчатой резьбы

Задачи: Выполнение эскизов для рельефной резьбы (не менее 2), выполнение шаблона,перевод эскиза на доску, вырезание доски, выполнить рельефную резьбу согласно

разработанному эскизу, проморить доску.

4. Задание №4. Выполнение ажурной прорезной резьбы

Задачи: выполнить ажурную прорезную резьбу согласно разработанным эскизам.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные темы рефератов:

1. Пороки древесины вы знаете

2.Виды ручной обработки древесины

3. Назначении резца и его элементах

4. Виды и приемы работы стамесками.

5.Преимущество и недостатки соединения деревянных элементов гвоздями

6. Соединения на клею и их преимущество.

7. Виды отделки изделия.

8. Разновидности лаков, красок, морилок.

9. Прозрачная и непрозрачная отделка изделий.

10. Виды отделки изделий с сохранением текстуры.

11. Разновидности шлифовки шкуркой и основные приемы работы с ней.

12. Меры и условия безопасности работы в столярной мастерской во время работы по окончанию работы.

13. Меры противопожарной безопасности

14. Виды и физико-механические свойства древесины

15. Пороки древесины

16. Правила сушки и хранения древесины

17. Виды ручной обработки

18. Прорезная резьба

19. Геометрическая резьба

20. Контурная резьба

21. Плоскорельефная резьба.

22. Виды художественной обработки древесины

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
23. Виды пиломатериалов

24. Ручной инструменты для художественной обработки древесины, правила и приемы работы с ними

25. Виды отделки древесины.

26. Преимущества и недостатки изделий из фанеры.

27. Физико-механические свойства фанеры.

28. Устройство ручного фрезерного станка, правила работы с ним.

29. Виды лаков и красок, их физико-механические свойства.

30. Преимущества и недостатки соединения на клею.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лившиц, В.Б.
Технология обработки материалов : учеб. пособие для вузов / В. Б. Лившиц [и др.] ; отв. ред. В. Б. Лившиц. — Москва : Издательство Юрайт, 2020 — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04858-2 — Режим доступа :  https://urait.ru/bcode/454204: учебное пособие 
Москва : Издательство Юрайт,  2020
 
Л1.2
В.Н. Барсуков
Технология художественной обработки материалов [Электронный ресурс]: учебник/ В.Н. Барсуков [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский горный университет, 2017.— 513 c.— РГКД: http://www.iprbookshop.ru/78139.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебник
ЭБС «IPRbooks», 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Художественная обработка бересты [Электронный ресурс]: учебное наглядное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества»/ — Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2017.— 81 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76348.html.— ЭБС «IPRbooks»
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Материаловедение [Электронный ресурс] : лабораторный практикум / В. Е. Гордиенко, Е. Г. Гордиенко, А. А. Абросимова  [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 112 c. — 978-5-9227-0653-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74335.html: практикум
, 2016
 
Л3.2
Гамов Е.С. 
Способы обработки древесины [Электронный ресурс]: методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Деревообработка» для студентов по профилю подготовки 261400.62 «Технология художественной обработки материалов»/ Гамов Е.С., Микляев Н.П., Горбунов И.П.— Электрон. текстовые данные.— Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013.— 29 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22935.html.— ЭБС «IPRbooks»
, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Технология художественной обработки дерева-URL:http://www.iprbookshop.ru/366.html
 
Э2
Технология художественной обработки материалов-URL: www.iprbookshop.ru/78139.html.— ЭБС «IPRbooks»
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
Э3
Виды резьбы-URL:http://reznoe7.ru/
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э6
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект являеМетодические указания  к лабораторным работам (графическим работам)

Основой успешного изучения курса является последовательное, систематическое изучение разделов курса и выполнение индивидуальных графических работ в сроки, предусмотренные учебным графиком. Для этого используются аудиторные занятия - лекции и лабораторные, а также вне аудитории - самостоятельная работа, предполагающая подготовку к занятиям, выполнение индивидуальных графических заданий.

В аудиторной работе применяются формы и методы развивающего обучения, что предполагает введение в контекст занятий решение типовых задач и моделирование технических заданий, взятых из профессиональной сферы деятельности, 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
например, при построении чертежей и эскизов деталей, моделей различных форм и конфигураций. В процессе их рассмотрения активизируется самостоятельная деятельность студентов и развивается творческое принятие решений.

Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При выполнении студентами контрольных заданий и презентации необходимо помнить об основательном изучении проблемы.

Внимательное рассмотрение программного содержания каждой темы предоставляяет обширную информацию для творческой реализации презентации.

Наличие ярких примеров исследуемой темы и аналогов работ современных дизайнеров дает возможность развивать критическое мышление студентов и побуждает их к творческой деятельности.

Методические указания для выполнения самостоятельных работ

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:

- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,

- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала).

Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисциплины способствует более осмысленному выполнению лабораторных работ и творческих заданий; выработке практических навыков последовательной работы над выполнением проекта (вынашивание идеи, выделение цели и задач, гипотезы и способы решения проблемы); подготавливает студента к педагогической деятельности в школе.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации  устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.