2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Методика обучения предмету Изобразительное искусство
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения предмету "Изобразительное  искусство"  
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 4 зачет 3
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
309
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
10 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
360
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
2
2
8
8
Практические
16
16
14
14
30
30
Итого ауд.
22
22
16
16
38
38
Кoнтактная рабoта
22
22
16
16
38
38
Сам. работа
190
190
119
119
309
309
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
216
216
144
144
360
360
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат пед. наук, доцент, Большакова Светлана Владимировна _________________
 
 
Методика обучения предмету "Изобразительное  искусство"  
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование компетенций обучающегося в области методики организации учебной деятельности школьников на уроке изобразительного искусства, способности осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний..
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научить разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
1.4
изучить историю и содержание процесса обучения рисованию в школе и во внешкольной педагогической деятельности;
1.5
научить разбираться в возрастных и индивидуальных особенностях изобразительного развития обучающихся средней общеобразовательной школы;
1.6
обучить современным приемам, методам и организационным формам учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в школе, учитывая новейшие исследования изобразительной деятельности школьников и требования ФГОС;
1.7
научить строить урок изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС;
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.2
Общая и социальная психология
2.1.3
Организация дополнительного образования (по первому профилю) Художественно-творческая деятельность
2.1.4
Иностранный язык
2.1.5
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.1.6
Психолого-педагогический практикум
2.1.7
История (история России, всеобщая история)
2.1.8
Концепции современного естествознания
2.1.9
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.10
Перспектива
2.1.11
Русский язык и культура речи
2.1.12
Философия  
2.1.13
Производственная  практика по воспитательной работе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
2.2.2
Дизайн объектов труда и интерьера
2.2.3
Курсовая по теории и методике преподавания технологии
2.2.4
Организация дополнительного образования (по второму профилю) Техническое творчество
2.2.5
Основы ландшафтного дизайна
2.2.6
Творческая исследовательская и проектная деятельности
2.2.7
Технология художественной обработки дерева
2.2.8
История изобразительного искусства
2.2.9
Обработка конструкционных материалов
2.2.10
Художественная роспись
2.2.11
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
ОПК-2.4: Демонстрирует умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные и дополнительные образовательные программы, отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
3.1.2
ценностные основы профессиональной деятельности учителя ИЗО в сфере образования в соответствии с ФГОС;
3.1.3
виды и содержание методов обучения в области изобразительного искусства;
3.1.4
особенности методики организации учебной деятельности школьника на уроке ИЗО;
3.1.5
вопросы единства содержания методов, методик и форм организации занятий ИЗО в соответствии с ФГОС;
3.1.6
понятия и термины художественной педагогики;
3.1.7
научно-педагогические концепции основных образовательных программ для СОШ.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
организовывать обучение школьников в области изобразительного искусства в соответствии с требованиями программ (с учетом ФГОС) в СОШ и ДО.
3.2.2
разрабатывать уроки и проектировать элективные курсы в соответствии с ФГОС и с использованием последних достижений психолого-педагогических наук;
3.2.3
проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
3.2.4
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
3.2.5
использовать полученные знания в решении учебно-воспитательных задач при прохождении педагогической практики;
3.2.6
анализировать продукты учебно-творческой деятельности школьника (рисунки, поделки);
3.2.7
осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
умением осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении;
3.3.2
современными технологиями обучения, методами оценивания   результатов  обучения в области изобразительного искусства;
3.3.3
методикой оценки образовательных результатов школьников по предмету "Изобразительное искусство".
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Художественное образование как система.

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС.

 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
1.1
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС. История и теория художественного образования. Методика как предмет изучения.История методов обучения рисованию. Зарубежные методы обучения рисованию. Художественное образование в России в XVIII-XIX вв и нач. ХХ в. Российская школа и художественная педагогика на современном этапе. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э12 Э13

2
ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.4
3
0
 
1.2
Художественное образование как система.

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

2
ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.4
3
0
 
1.3
Художественное образование как система.

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС. История и теория художественного образования. Методика как предмет изучения.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

12
ОПК-8.5 ОПК-5.1 ОПК-2.4
3
0
 
1.4
История методов обучения рисованию. Зарубежные методы обучения рисованию. (Методы преподавания изобразительного искусства Античности, Средневековье, Эпохе Возрождения. Академическая система художественного образования в Европе XVI - XIX вв.). Обучение рисованию на Руси (Х-ХI в.). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э10 Э13

14
ОПК-8.5 ОПК-5.1 ОПК-2.4
3
0
 
1.5
Художественное образование в России в XVIII-XIX вв и нач. ХХ в.

Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX в.в.

Состояние систем художественного обучения в США, Европе, Китае ХХ - ХХ веке.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э13

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-2.4
3
0
 
1.6
Художественное образование в России в XVIII-XIX вв и нач. ХХ в.

Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX в.в.

Состояние систем художественного обучения в США, Европе, Китае ХХ - ХХ веке.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э13

14
ОПК-5.2 ОПК-2.4
3
0
 
1.7
Научно-исследовательские работы в области изобразительной деятельности детей. Основные педагогические концепции обучения ИЗО. Музейная педагогика. Российская школа и художественная педагогика на современном этапе. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

2
ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
1.8
Научно-исследовательские работы в области изобразительной деятельности детей. Основные педагогические концепции обучения ИЗО. Музейная педагогика. Российская школа и художественная педагогика на современном этапе. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

20
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-2.4
3
0
 
 
Раздел 2. Изобразительное искусство в системе общего и специального художественного образования.

 
2.1
Изобразительное искусство в системе общего образования. Изобразительное развитие детей (дошкольников, младших школьников, подростков). Анализ изобразительной деятельности ребенка как показатель их развития и обучения. Диагностические методики определения уровня художественного развития детей (Ю.А. Полуянов, Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова).Современные методы художественного образования. Методики развивающего обучения и деятельностный подход в художественном образовании.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.2
Изобразительное искусство в системе общего и специального художественного образования. Изобразительное развитие детей (дошкольников, младших школьников, подростков). Особенности художественно-графической деятельности ребенка вне обучения и в систематическом обучении. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.3
Изобразительное искусство в системе общего и специального художественного образования. Изобразительное развитие детей (дошкольников, младших школьников, подростков). Особенности художественно-графической деятельности ребенка вне обучения и в систематическом обучении. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

20
ОПК-5.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.4
Особенности овладения линией, цветом, формой в рисунке детей разного возраста. Композиция детского рисунка. Анализ изобразительной деятельности ребенка как показатель их развития и обучения. Диагностические методики определения уровня художественного развития детей (Ю.А. Полуянов, Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова). /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э6 Э13

2
ОПК-8.5 ОПК-5.1 ОПК-2.4
3
0
 
2.5
Особенности овладения линией, цветом, формой в рисунке детей разного возраста. Композиция детского рисунка. Анализ изобразительной деятельности ребенка как показатель их развития и обучения. Диагностические методики определения уровня художественного развития детей (Ю.А. Полуянов, Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э6 Э13

20
ОПК-2.4
3
0
 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.6
Развитие УУД школьника на уроке ИЗО. Задачи развития общих и специальных художественных способностей школьников в системе дополнительного образования в соответствии с ФГТ. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.7
Развитие УУД школьника на уроке ИЗО.Задачи развития общих и специальных художественных способностей школьников в системе дополнительного образования в соответствии с ФГТ. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

10
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.8
Структура художественных способностей. Современные представления о структуре художественных способностей. Художественные способности (целостного восприятия формы, цвета) в структуре общих способностей к обучению школьника. Общие и специальные (музыкальные, изобразительные, литературные и др.) художественные способности.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

2
ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.9
Структура художественных способностей. Современные представления о структуре художественных способностей. Художественные способности (целостного восприятия формы, цвета) в структуре общих способностей к обучению школьника. Общие и специальные (музыкальные, изобразительные, литературные и др.) художественные способности.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

20
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.10
Восприятие художественной информации. Сенсорная основа художественных способностей. Художественно-творческие способности. Художественная одаренность.

Диагностика художественных способностей.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

20
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.4
3
0
 
2.11
Современные методы художественного образования. Методики развивающего обучения и деятельностный подход в художественном образовании. Научные школы в художественной педагогике: школа А.В. Бакушинского. Школа Б.М. Неменского, Школа Б.П. Юсова.Структура программы в соответствии с ФГОС.

Анализ ведущих программ ИЗО. Программы по ИЗО и ХТ В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой, Ю.А. Полуянова, Б.П. Юсова.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4 Э13

2
ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-5.4 ОПК-2.4
3
0
 
2.12
Современные методы художественного образования. Методика развивающего обучения и деятельностный подход в художественном образовании.Научные школы в художественной педагогике: школа А.В. Бакушинского. Школа Б.М. Неменского, Школа Б.П. Юсова. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4 Э13

20
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.4
3
0
 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.13
Современные концепции художественного образования. Теория развивающего обучения и деятельностный подход в художественном образовании.Научные школы в художественной педагогике: школа А.В. Бакушинского. Школа Б.М. Неменского, Школа Б.П. Юсова. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4 Э13

2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.4
3
0
 
2.14
Структура программы в соответствии с ФГОС.

Анализ ведущих программ ИЗО. Программы по ИЗО и ХТ В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой, Ю.А. Полуянова, Б.П. Юсова.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э5 Э9 Э13

20
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.15
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э13 Э14 Э15

4
ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
 
Раздел 3. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса.Урок как основная форма организации учебной работы в школе. Виды уроков.

 
3.1
Учитель как организатор и руководитель учебного процесса. Руководящая и направляющая роль педагога на уроке. Техника исправления ошибок. Педагогический стиль, педагогическое мастерство. Планирование учебно-воспитательной работы. Календарно-тематический план в соответствии с ФГОС. Разработка учебной программы и элективного курса в соответствии с ФГОС.Урок изобразительного искусства как форма организации художественно-познавательной и творческой деятельности учащихся Структура уроков изобразительного искусства по ФГОС.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э7 Э13

2
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
3.2
Планирование учебно-воспитательной работы по ИЗО. Календарно-тематический план в соответствии с ФГОС. Разработка учебной программы и элективного курса в соответствии с ФГОС. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э7 Э13

2
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
3.3
Доступность изложения материала учителем.Организация учебного процесса на уроках декоративного и тематического рисования. Педагогическое рисование. Обучение законам композиции. Планирование учебно-воспитательной работы.  Разработка учебной программы и элективного курса в соответствии с ФГОС. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э7 Э13

24
ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
3.4
Планирование учебно-воспитательной работы. Календарно-тематический план в соответствии с ФГОС. Разработка учебной программы и элективного курса в соответствии с ФГОС. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

24
ОПК-2.4
4
0
 
3.5
Урок изобразительного искусства как форма организации художественно-познавательной и творческой деятельности учащихся Структура уроков изобразительного искусства. Организация занятий (сообщение нового материала; самостоятельная работа учащихся; подведение итогов и завершение урока). Оборудование современного кабинета ИЗО. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э8 Э13

18
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.4
4
0
 
3.6
Виды уроков ИЗО и методика проведения занятий по ИЗО. Уроки ИЗО в развивающем обучении (урок-погружение; урок-образ; интегрированный урок). Рисование с натуры. Декоративное рисование. Рисование на темы. Беседы об искусстве. Современные методы моделирования урока. План-конспект урока в соответствии с ФГОС. Открытый урок. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э7 Э13

1
ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
3.7
Учет успеваемости школьников. Предварительный учет. Текущий учет. Четвертной учет. Итоговый учет. Анализ учебно-творческой деятельности школьника.М /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э7 Э13

2
ОПК-8.5 ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
3.8
Мотивация школьника через систему оценивания. Критерии оценки работы учащегося. Анализ урока учителем, самоанализ результатов урока ученика. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э7 Э13

21
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.4
4
0
 
3.9
Внеклассная и внешкольная работа в области ИЗО.Организация внеклассной творческой работы школьника во второй половине дня по ФГОС.Ф /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э10 Э13

1
ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
3.10
Формы внеклассных занятий ИЗО. Изокружок. Студия. Экскурсии. Беседы. Лекции. Доклады. Кинофильмы. Домашнее рисование учащихся. Факультативные и элективные курсы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э10 Э13

24
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-2.4
4
0
 
 
Раздел 4. Современные педагогические технологии в системе эстетического воспитания и художественного образования.Концепция полихудожественного воспитания и образования детей.

 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
4.1
Методы интеграции в художественной педагогике. Педагогические формы взаимодействия искусств (Музыка и слово в системе искусств и художественного образования). Особенности воздействия интегративных форм художественного образования на личность ребёнка.Методика полихудожественного обучения и воспитания Б.П. Юсова. Сравнительный анализ интегративно-художественных учебных программ (основная школа, школы искусства, дополнительное образование и т.д.).Современные педагогические технологии в системе эстетического воспитания и художественного образования. Методы стимулирования и активизации художественно-познавательной деятельности. Исследовательские технологии в работе учителя ИЗО. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э7 Э13

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-2.4
4
0
 
4.2
Методы интеграции в художественной педагогике. Педагогические формы взаимодействия искусств (Музыка и слово в системе искусств и художественного образования). Особенности воздействия интегративных форм художественного образования на личность ребёнка.Методика полихудожественного обучения и воспитания Б.П. Юсова. Сравнительный анализ интегративно-художественных учебных программ (основная школа, школы искусства, дополнительное образование и т.д.).Современные педагогические технологии в системе эстетического воспитания и художественного образования. Методы стимулирования и активизации художественно-познавательной деятельности. Исследовательские технологии в работе учителя ИЗО. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э7 Э13

4
ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
4.3
Концепция полихудожественного обучения и воспитания Б.П. Юсова. Сравнительный анализ интегративно-художественных учебных программ (основная школа, школы искусства, дополнительное образование и т.д.). /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

2
ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
4.4
Концепция полихудожественного обучения и воспитания Б.П. Юсова. Сравнительный анализ интегративно-художественных учебных программ (Д/С, начальная школа, школы искусства, дополнительное образование и т.д.). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э13

4
ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
стр. 11
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
4.5
Контрольные вопросы и задания по курсу. /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э13 Э14 Э15

9
ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету (3 курс)

1.Изобразительное искусство в системе общего и специального художественного образования. Методика ИЗО как предмет исследования.

2.Характеристикам изобразительного развития детей (дошкольников, младших школьников, подростков).

3.Особенности художественно-графической деятельности ребенка вне обучения и в систематическом обучении.

4.Особенности овладения линией, цветом, формой в рисунке детей разного возраста.

5.Композиция детского рисунка.

6.Анализ изобразительной деятельности ребенка как показатель их развития и обучения.

7.Диагностические методики определения уровня художественного развития детей (Ю.А. Полуянов, Е.М.

Торшилова, Т.В. Морозова).

8.Задачи развития специальных художественных способностей школьников в системе дополнительного

образования в соответствии с ФГТ.

9.Развитие УУД школьников на уроках ИЗО. Общие и специальные (музыкальные, изобразительные, литературные и др.) художественные способности.

10.Сенсорная основа художественных способностей.

11.Художественные способности (целостного восприятия формы, цвета) в структуре общих способностей к

обучению школьника. Специфика художественных способностей.

12. Восприятие художественной информации детьми. Сенсорная основа художественных способностей.

13.Сохранение и переработка художественной информации школьниками в процессе обучения.

14.Художественная одаренность в области изобразительной деятельности.

15.Результативность обучения на уроке ИЗО. Диагностика эстетического развития учащихся разных возрастных групп.

16.Современные концепции художественного образования.

17.Методики развивающего обучения в художественном образовании.

18.Научные школы в художественной педагогике и их методическое обеспечение: школа А.В. Бакушинского. Школа Б.М. Неменского, Школа Б.П.

Юсова.

19.Структура программы ИЗО в соответствии с ФГОС. КТП по ИЗО.

20.Базовые принципы построения ведущих программ ИЗО. Программы по ИЗО и ХТ В.С. Кузина, Б.М.

Неменского, Т. Я. Шпикаловой, Ю.А. Полуянова, Б.П. Юсова.

21.Формы внеклассной работы в области ИЗО в школе. Программы дополнительного образования.

Вопросы к экзамену (4 курс)

1.Функции учителя как организатора и руководителя учебного процесса на уроке ИЗО (по ФГОС).

2.Педагогический стиль, педагогическое мастерство. Педагогическая ситуация. Исправление педагогических ошибок.

3.Особенности организации учебного процесса на уроках декоративного и тематического рисования.

4.Педагогическое рисование: виды, техника, исправление ошибок.

5.Обучение законам композиции учащихся разных возрастов.

6.Планирование учебно-воспитательной работы. Календарно-тематический план в соответствии с ФГОС.

7.Разработка учебной программы и элективного курса в соответствии с ФГОС.

8.Урок изобразительного искусства как форма организации художественно-познавательной и творческой

деятельности учащихся.

9.Структура уроков изобразительного искусства. Организация занятий в ДО (сообщение нового материала;

самостоятельная работа учащихся; подведение итогов и завершение урока).

10.Оборудование современного кабинета ИЗО.

11.Виды уроков ИЗО и методика проведения занятий по ИЗО: рисование с натуры; декоративное рисование;

рисование на темы; беседы об искусстве.

12.Современные методы моделирования урока. План-конспект урока в соответствии с ФГОС.

13.Открытый урок: виды, особенности проведения.

14.Учет успеваемости школьников. Предварительный учет. Текущий учет. Четвертной учет. Итоговый учет.

15.Подходы к анализу учебно-творческой деятельности школьника на уроке.

16.Стимулирование мотивации школьника через систему оценивания. Критерии оценки работы учащегося.

17.Анализ урока учителем, самоанализ результатов урока ученика.

18.Внеклассная и внешкольная работа в области ИЗО.

19.Организация внеклассной творческой работы школьника во второй половине дня по ФГОС.

20.Формы внеклассных занятий ИЗО. Изокружок. Студия. Экскурсии. Беседы. Лекции. Доклады. Кинофильмы.

 
стр. 12
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Домашнее рисование учащихся. Факультативные и элективные курсы.

Контрольные задания:

1.Провести анализ УМК по изобразительному искусству В.С.Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой

2.Разработать конспект урока ИЗО в 5-7 классах в соответствии с ФГОС.

3.Провести анализ детских рисунков (возраст по выбору) по методике Ю.А. Полуянова.

4.Разработать внеклассное занятие по принципам музейной педагогики.

5.Разработать обучающий мастер-класс для школьников 5-7 классов (тема по выбору).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы эссе

1.Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

2.Методика организации уроков-бесед об изобразительном искусстве.

3.Методика работы над лепкой и росписью народной глиняной дымковской (каргапольской, филимоновской) игрушки.

4.Методика обучения орнаментальному искусству в общеобразовательной школе.

5.Методика обучения дизайну на уроках изобразительного искусства.

6.Методика обучения бумагопластике на уроках изобразительного искусства.

7.Методика обучения композиции на занятиях рисования с натуры.

8.Методика обучения композиции на занятиях декоративного рисования.

9.Методика обучения композиции на занятиях иллюстративного рисования.

10.Роль наглядных пособий на уроках ИЗО.

11.Активизация творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства по средствам художественно-дидактических игр, упражнений и творческих заданий.

12.Методика изучения техники акварельной живописи на уроках изобразительного искусства.

13.Изучение техники гуаши на уроках изобразительного искусства.

14.Художественное пространство осуществления урока изобразительного искусства (кабинет), современные средства и оборудование.

15.Педагогические технологии как технологии обучения и воспитания.

16.Метод отчетных, итоговых уроков. Методика проведения открытого урока.

17.Методы стимулирования учебной деятельности школьника-подростка.

18.Методика применения активных форм обучения восприятию, анализу и эстетической оценке произведений искусства младших школьников/ подростков/ старшеклассников.

19.Методика организации внеклассной деятельности по изобразительному искусству на примере проектирования и моделирования школьных праздников/ фестивалей/ олимпиад/ конкурсов.

20.Исторические изменения роли учителя в художественном образовании.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Игнатьев, С. Е. 
Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов : / С. Е. Игнатьев. — Москва: Проект, 2017. — 161 c. — ISBN 978-2-8291-2555-4. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71801
Москва:Проект, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Петрушин, В.И. 
Психология художественного творчества: Психология художественного творчества: учебное пособие : / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 180 с.  — ISBN 978-5-534-11233-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444782
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 13
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кириллова, О.С. 
Методические рекомендации по учебной и производственной практике. Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Художественное образование»: учебно-методическое пособие                        : / О. С. Кириллова, Л. М. Садкова. — Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2018. — 84 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL:http://www.iprbookshop.ru/74236.html.
Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2018
 
Л3.2
Борисов, В. Ю. 
Методика обучения преподаванию изобразительного искусства в вопросах и ответах. Готовимся к экзамену: учебно-методическое пособие : / В. Ю. Борисов, Н. Н. Борисов.  — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. — 80 c. — ISBN 978-5- 4263-0616-5. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/79057.html.
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Становление академической художественной школы в Европе 16-18 вв. : [сайт]. – URL:http://www.studfiles.ru/preview/2840111/ (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Академическая система художественного образования в западной Европе в Новое время : [сайт]. – URL:http://www.studfiles.ru.  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Методика преподавания ИЗО. : [сайт]. – URL: http://www.studfiles.ru. (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронныйhttp://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
 
Э4
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Михайлова Н.Н., Фомина Н.Н., Чернявская М.С. Научный руководитель - Неменский Б.М. : [сайт]. – URL:http://sxo.nm.ru/nemenski.htm  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э5
Концепция Т.Я. Шпикаловой «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусства» [сайт]. – URL: http://studopedia.ru/6_126154_kontsepiya-tya-shpikalovoy-razvitie-emotsionalno-esteticheskogo-otnosheniya-k-traditsionnoy-natsionalnoy-kulture-v-protsesse-kompleksnogo-prepodavaniya-iskusstva.html (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э6
Шорохов, Е.В. Особенности композиции в рисунках дошкольников : [сайт]. – URL:http://painting.artyx.ru.  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э7
Урок искусства - урок образ. : [сайт]. – URL:  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э8
Киршина, Г. А. Как подготовить урок по ФГОС. : [сайт]. – URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/05/11/planiruem-urok-po-fgo(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э9
Рабочая программа по изобразительному искусству Ю.А. Полуянова i: [сайт]. – URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/01/23/rabochaya-programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-i  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э10
Методы преподавания рисования в Древней Греции. http://izosfera.ru : [сайт]. – URL: http://izosfera.ru (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э11
Древнегреческая живопись. : [сайт]. – URL:http://eme-russia.com/drevnegrecheskaya-zhivopis.html.   (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э12
Федеральные государственные образовательные стандарты

общего образования.: [сайт]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/054d099ba783eaf7575fa99315e7145410884299/  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный

 
Э13
Организация учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству.: [сайт]. – URL: https://studopedia.ru/19_22422_trebovaniya-k-uroku-izo.html (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э14
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э15
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 14
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины начинается с ознакомления обучающегося с содержанием рабочей программы дисциплины (РПД).РПД в электронном и бумажном видах представлена в библиотеке вуза.Рекомендуем обратить особое внимание на ожидаемые результаты,   приведенные в перечне знаний и умений, которые студент  должен приобрести в ходе изучения данного предмета, на содержание вопросов к  текущему контролю знаний.

   Методические указания к лекциям.

Во всех семестрах курса "Методика обучения предмету "Изобразительное искусство" читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

   Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.

Работа с учебной литературой  - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта.  Проработка лекционного материала и основных терминов   поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение   понятий из лекций и словаря терминов,   как правило,   проверяется  в  ходе текущего контроля и на зачете/экзамене.

  Методические указания к практическим (семинарским) занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое (семинарское) занятие в вузе – форма самостоятельной работы студентов, позволяющая приобщить студентов к научному использованию источников и литературы. Практические занятия по дисциплине МоИЗО можно рассматривать как тренинг педагогических умений, особую форму творческой работы, позволяющую к тому же и 

 
стр. 15
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
закрепить и углубить имеющиеся знания по теории преподавания ИЗО, традиционным и инновационным методам обучения искусству на уроке. К теме каждого практического занятия даётся план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список обязательной литературы. Работу следует организовать в такой методической последовательности:

1.Прочтение рекомендованных глав учебника. Ознакомление с остальной рекомендованной литературой из обязательного списка. Чтение и анализ каждого источника (документа). При работе с каждым источником надо ответить для себя на следующие вопросы: а) какая дается педагогическая позиция в данном сообщении?; б) какое место эти автор(ы) занимали в науке?; в) как мы должны использовать указанный педагогический опыт?; г) каковы причины различного отношения к данным сведениям; д) следует уяснить значение тех незнакомых терминов. Выводы из анализа текста должны делаться самостоятельно, студенту необходимо составить план своего выступления и выделить те его принципиально значимые части, которые необходимо дать «под запись».

2.Подготовка ответов на каждый вопрос плана. Каждое положение ответа подтверждается (если форма семинара это предусматривает) выдержкой из текста. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к семинарам. Следует продумать ответы на так называемые «проблемно-логические» задания. Каждое из этих заданий связано с работой по сравнению различных исторических явлений, обоснованием какого-либо тезиса, раскрытием содержания определённого понятия. Их следует продумать, а те, которые указаны преподавателем, можно выполнить как краткую письменную работу на одной - двух тетрадных страничках. Если преподавателем поручено подготовить доклад или сообщение по какой-то указанной теме, то он готовится и в письменной и в устной форме (в расчете на 5-7 минут сообщения). Для наглядности сообщения необходимо приготовить презентацию.

3.Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. На практическом (семинарском) занятии приветствуется любая форма вовлечённости обучающихся: участие в обсуждения, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию проблемы.Ответ докладчика на практическом занятии сопровождается подготовленной им презентацией.

4.Оценивается ответ на практическом занятии с позиции того, как полно и глубоко раскрыт  заданный вопрос, какова логика мысли, самостоятельность выводов.

Если в ходе практического занятия изучается раздел, связанный с проведением урока, то студент должен составить конспект урока по каждому виду учебной работы.Конспект урока готовится по указанному переподавателем образцу. В конспекте обязательно уделяется внимание методике педагогического рисунка на классной доске. Содержание сообщаемого материала и объем самостоятельной работы учеников необходимо представлять с учетом хронометража. Конспект должен быть хорошо иллюстрирован эскизами наглядных пособий и упражнений, необходимых для проведения урока изобразительного искусства.

В планах – конспектах урока необходимо опираться на требования ФГОС.

  Методические указания к самостоятельной работе обучающихся ОДО (СРС)

  Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа обучающихся организуется на основе целей и задач программы курса «Методика обучения предмету ИЗО». Во вводной лекции преподаватель доводит до обучающихся содержание программы курса, указывает, что должны знать и уметь выпускники университета по данной дисциплине, приводит основную и дополнительную литературу для самостоятельной работы по курсу. Кроме того, преподаватель обращает внимание обучающихся на изучение литературы при проведении всех видов занятий, указывая авторов, наименование, издательство и год издания источников, которые необходимо изучить самостоятельно. Успешное овладение основами профессии учителя ИЗО, предусмотренное учебной программой, предполагает выполнение ряда рекомендацией.

1. Обучающемуся следует внимательно изучить материалы, характеризующие курс и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины. Это позволит чётко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, – глубину их постижения.

2. Обучающийся должен изучать рекомендуемую литературу по дисциплине«МОПИЗО». Необходимо использовать следующую литературу: учебники, учебные и учебно-методические пособия; монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, изложенных в журналах и Интернет-ресурсах, приведенных ниже, представляющие эмпирический материал. Справочная литература – энциклопедии по видам искусства, тематические руководства, терминологические справочники, раскрывающие категориально понятийный аппарат.

3. Основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая учебную литературу. При этом важно понимать, что педагогическая наука невозможна без практики, поэтому необходимо обращаться к методической школьной литературе, учебным программам по ИЗО. Кроме того, работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания дисциплины МОПИЗО, категорий педагогики искусства ее специфической терминологии.

4. Абсолютное большинство проблем обучения ИЗО рассматривается в связи с принятием нового ФГОС, что предполагает у студента знаний требований стандарта в области структуры урока ИЗО и необходимых школьнику УУД.

5. Изучение дисциплины МОПИЗО предполагает со стороны обучающихся систематическую работу с периодическими изданиями, особенно статьями из журналов, с целью глубокого понимания современных тенденций развития школьного 

 
стр. 16
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
образования применительно к области «Искусство», научно-методических изысканий в этой сфере с целью накопления фактического материала.

Контроль самостоятельной работой студентов преподавателем осуществляется на практических занятиях, привлекая студентов к решению педагогических вопросов и учебных задач, предлагая к выполнению тесты промежуточного и итогового контроля, нескольких вариантам. Учитывая подготовленность того или иного студента преподаватель может поставить перед ним задачу по более углубленному изучению проблемы. Подготовка курсового проекта по МОПИЗО осуществляется обучающимся самостоятельно по рекомендациям педагога, по выбранной теме исследования, по требованиям нормоконтроля.

    Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающихся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

    Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой. При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса. Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора рекомендованных источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. 

 
стр. 17
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.  Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

   При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.