(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС.
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС. История и теория художественного образования. Методика как предмет изучения.История методов обучения рисованию. Зарубежные методы обучения рисованию. (Методы преподавания изобразительного искусства Античности, Средневековье, Эпохе Возрождения. Академическая система художественного образования в Европе XVI - XIX вв.). Обучение рисованию на Руси (Х-ХI в.).
/Лек/
Э3 Э12
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС. История и теория художественного образования. Методика как предмет изучения.
/Пр/
Э3 Э13
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС. История и теория художественного образования. изучения.
/Ср/
Э3 Э13
Э10 Э11
Э1 Э10
Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX в.в.Советский период художественного образования. Научно-исследовательские работы в области изобразительной деятельности детей. Основные педагогические концепции обучения ИЗО. Музейная педагогика. Российская школа и художественная педагогика на современном этапе.
Состояние систем художественного обучения в США, Европе, Китае ХХ - ХХ веке.
/Лек/
Э1 Э2
Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX в.в.
Состояние систем художественного обучения в США, Европе, Китае ХХ - ХХ веке.
/Пр/
Э2
Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX в.в.
Состояние систем художественного обучения в США, Европе, Китае ХХ - ХХ веке.
/Ср/
Э2
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э5
Э5
Э6
Э6
Э6
Э6
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Сохранение художественной информации (художественный тезаурус).
Переработка художественной информации.
/Лек/
Э3
Сохранение художественной информации (художественный тезаурус).
Переработка художественной информации.
/Пр/
Э3
Сохранение художественной информации (художественный тезаурус).
Переработка художественной информации.
/Ср/
Э3
Художественно-творческие способности. Художественная одаренность.
Диагностика художественных способностей.
/Лек/
Э3
Художественно-творческие способности. Художественная одаренность.
Диагностика художественных способностей.
/Пр/
Э3
Художественно-творческие способности. Художественная одаренность.
Диагностика художественных способностей.
/Ср/
Э3
Э4
Э4
Э4
Э5
Э5
Э9
Анализ ведущих программ ИЗО. Программы по ИЗО и ХТ В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой, Ю.А. Полуянова, Б.П. Юсова.
/Лек/
Э10
Анализ ведущих программ ИЗО. Программы по ИЗО и ХТ В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой, Ю.А. Полуянова, Б.П. Юсова.
/Пр/
Э5 Э9
Анализ ведущих программ ИЗО. Программы по ИЗО и ХТ В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой, Ю.А. Полуянова, Б.П. Юсова.
/Ср/
Э5 Э9
Э7 Э13
Э7
Э7
Э5
Э5
Э3 Э12
Э3 Э13 Э14
Э8
Э8
Э8
Э7
Э7
Э7
Э7
Э7
Э7
Э7
Э7
Э7
Э10 Э12
Э10
Э10
Э3
Э3
Формы художественного образования в исторической ретроспективе.
/Лек/
Э3
Формы художественного образования в исторической ретроспективе.
/Пр/
Э3
Э4 Э13
Э4
Формы художественного образования в исторической ретроспективе.
/Ср/
Э4
Э6
Э6
Э6 Э14
Э7
Э7
Э7
Э3
Э3
Э8
Э7
Э7 Э13
Э14 Э15
Вопросы к зачету по дисциплине,5 семестр
1.Изобразительное искусство в системе общего и специального художественного образования.
2.Характеристикам изобразительного развития детей (дошкольников, младших школьников, подростков).
3.Особенности художественно-графической деятельности ребенка вне обучения и в систематическом обучении.
4.Особенности овладения линией, цветом, формой в рисунке детей разного возраста.
5.Композиция детского рисунка.
6.Анализ изобразительной деятельности ребенка как показатель их развития и обучения.
7.Диагностические методики определения уровня художественного развития детей (Ю.А. Полуянов, Е.М.
Торшилова, Т.В. Морозова).
8.Задачи развития специальных художественных способностей школьников в системе дополнительного
образования в соответствии с ФГТ.
9.Общие и специальные (музыкальные, изобразительные, литературные и др.) художественные способности.
10.Сенсорная основа художественных способностей.
11.Художественные способности (целостного восприятия формы, цвета) в структуре общих способностей к
обучению школьника. Специфика художественных способностей.
12.Восприятие художественной информации детьми. Сенсорная основа художественных способностей.
13.Сохранение и переработка художественной информации школьниками в процессе обучения.
14.Художественная одаренность в области изобразительной деятельности.
15.Диагностика эстетического развития учащихся разных возрастных групп.
16.Современные концепции художественного образования.
17.Теория развивающего обучения в художественном образовании.
18.Научные школы в художественной педагогике: школа А.В. Бакушинского. Школа Б.М. Неменского, Школа Б.П.
Юсова.
19.Структура программы ИЗО в соответствии с ФГОС.
20.Базовые принципы построения ведущих программ ИЗО. Программы по ИЗО и ХТ В.С. Кузина, Б.М.
Неменского, Т. Я. Шпикаловой, Ю.А. Полуянова, Б.П. Юсова.
1.Функции учителя как организатора и руководителя учебного процесса на уроке ИЗО (по ФГОС).
2.Педагогический стиль, педагогическое мастерство.
3.Особенности организации учебного процесса на уроках декоративного и тематического рисования.
4.Педагогическое рисование: виды, техника, исправление ошибок.
5.Обучение законам композиции учащихся разных возрастов.
6.Планирование учебно-воспитательной работы. Календарно-тематический план в соответствии с ФГОС.
7.Разработка учебной программы и элективного курса в соответствии с ФГОС.
8.Урок изобразительного искусства как форма организации художественно-познавательной и творческой
деятельности учащихся.
9.Структура уроков изобразительного искусства. Организация занятий в ДО (сообщение нового материала;
самостоятельная работа учащихся; подведение итогов и завершение урока).
10.Оборудование современного кабинета ИЗО.
11.Виды уроков ИЗО и методика проведения занятий по ИЗО: рисование с натуры; декоративное рисование;
рисование на темы; беседы об искусстве.
12.Современные методы моделирования урока. План-конспект урока в соответствии с ФГОС.
13.Открытый урок: виды, особенности проведения.
14.Учет успеваемости школьников. Предварительный учет. Текущий учет. Четвертной учет. Итоговый учет.
15.Подходы к анализу учебно-творческой деятельности школьника на уроке.
16.Стимулирование мотивации школьника через систему оценивания. Критерии оценки работы учащегося.
17.Анализ урока учителем, самоанализ результатов урока ученика.
18.Внеклассная и внешкольная работа в области ИЗО.
19.Организация внеклассной творческой работы школьника во второй половине дня по ФГОС.
20.Формы внеклассных занятий ИЗО. Изокружок. Студия. Экскурсии. Беседы. Лекции. Доклады. Кинофильмы.
Домашнее рисование учащихся. Факультативные и элективные курсы.
Вопросы к экзамену по дисциплине ТиМИЗО 7 семестр ОДО
1.Художественно-практические, художественно-творческие, художественно-познавательные формы
изобразительной деятельности школьника.
2.Формы художественного образования в исторической ретроспективе. Традиционные и инновационные формы
художественного образования.
3.Виды и способы художественной интеграции в обучении.
4.Интеграция общего и дополнительного образования в сфере ИЗО в соответствии с ФГОС.
5.Концепция полихудожественного воспитания и образования детей. Система искусств и художественное
образование.
6.Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Исторические, морфологические, функциональные,
семантические взаимосвязи искусств.
7.Теория интеграции в художественной педагогике (виды и типы интеграции - синтез, доминантность, контраст).
8.Педагогические формы взаимодействия искусств (Музыка и слово в системе искусств и художественного
образования).
9.Концепция интегрированного обучения и полихудожественного воспитания Б.П. Юсова.
10.Принципы построения интегративно-художественных учебных программ (Д/С, начальная школа, школы
искусства, дополнительное образование и т.д.).
11.Современные педагогические технологии в системе эстетического воспитания и художественного образования.
12.Исследовательские технологии в работе учителя ИЗО.
13.Компьютерные и мультимедийные технологии на уроке ИЗО.
14.Формы повышения квалификации и расширения компетентности учителя ИЗО.
15.Стандартизация в сфере художественного образования как фактор повышения эффективности обучения школьников.
Контрольные задания:
1.Провести анализ УМК по изобразительному искусству В.С.Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой
2.Разработать конспект урока ИЗО в 5-7 классах в соответствии с ФГОС.
3.Провести анализ детских рисунков (возраст по выбору) по методике Ю.А. Полуянова.
4.Разработать внеклассное занятие по принципам музейной педагогики.
5.Разработать обучающий мастер-класс для школьников 5-7 классов (тема по выбору).
Темы рефератов
1.Роль императорской Академии художеств России в становлении рисования как общеобразовательного предмета
в школах.
2.Биогенетическая концепция в теории художественном образовании начала ХХ века. Теория свободного
воспитания (К. Риччи, Г. Кершенштейнер, К. Лампрехт).
3.А.В. Бакушинский – последователь теории свободного воспитания в России.
4.Г.В. Лабунская – художник-педагог и исследователь детского творчества.
5.Ведущие педагогические направления и образовательные концепции в отечественном художественном
образовании в ХХ веке.
6.Художественное образование в зарубежных школах в ХХ-ХХI века (США, Франция, Германия, Китай).
требованиями ФГОС.
8.Содержание художественного образования в школе в соответствии с ФГОС (на примере младших классов).
9.Возрастные этапы изобразительного развития детей (дошкольный и младший и средний школьный возраст).
10.Возрастные этапы изобразительного развития школьников-подростков.
11.Закономерности проявления изобразительно-творческих способностей школьников на уроках изобразительного
искусства.
12.Реализация задач эстетического воспитания школьников через духовно-нравственный потенциал традиций
народной художественной культуры.
13.Аудио-, видео-, компьютерные технологии (учебные пособия) в образовательном процессе на уроках
изобразительного искусства.
14.Развитие творческих способностей и воображения учащихся СОШ на уроках рисования с натуры.
15.Уроки тематического рисования в школе как основа развития творческих способностей младшего школьника.
16.Особенности развития творческих способностей школьников в процессе ознакомления с видами ДПИ.
17.Традиции и современные виды внешкольных форм художественного образования школьников.
18.Методика работы по изучению и анализу формы предметов с детьми младшего школьного возраста
19.Основа педагогической концепции и комплекс программ по ИЗО для общеобразовательных школ Б.М.
Неменского.
20.Концепция развивающего обучения в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Ю.А.
Полуянова.
21.Методические основы и содержание программы ИЗО В.С. Кузина.
22.Методика изучения декоративно-прикладного искусства в программе по ИЗО для школ Т.Я. Шпикаловой.
23.Интегрированные уроки изобразительного искусства по системе Б.П. Юсова.
24.Психолого-педагогические основы межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в СОШ.
25.Художественно-эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на
примере ДПИ какого-либо народа).
26.Формирование нравственно-эстетических идеалов личности школьника в беседах об изобразительном искусстве.
27.Методика построения программы элективного курса для школьников-подростков.
28.Современные требования ФГОС к построению урока ИЗО в начальных классах.
29.Значение декоративно-прикладного искусства татарского народа в эстетическом воспитании школьника на
уроках ИЗО.
30.Национальное воспитание на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере ДПИ
татарского, русского народов)
31.Развитие творческих способностей учащихся на уроках декоративного рисования (на примере изучения
орнамента).
32.Декоративно–прикладное искусство в трудовом воспитании учащихся СОШ.
33.Организация уроков ИЗО с учащимися средних классов на примере иллюстрирования литературных
произведений.
34.Формирование художественных и изобразительных умений учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного
искусства (на примере какого–либо видов росписи).
35.Преемственность в формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста (на примере народного декоративного искусства).
36.Основы обучения школьников младших классов рисованию графическими материалами (фломастер, цветные
карандаши, тушь).
37.Современные методы игрового моделирования уроков ИЗО (художественно-педагогические игры на уроке в
разных возрастных группах).
38.Развитие пространственного мышления школьников на уроках конструирования из природных материалов.
39.Специфика художественного образования детей в учреждениях дополнительного образования в связи с
введением ФГТ (ДХШ, ДШИ).
40.Непрерывное художественное образование школьника как целостная образовательная система.
41.Детское художественное творчество как средство эмоционального развития ребенка.
42.Изобразительное развитие младших школьников в процессе изучения техники акварельной живописи.
43.Особенности освоения техники гуаши учащимися общеобразовательных и художественных школ.
44.Современные педагогические технологии в системе общего и специального художественного образования.
45.Основы опытно-экспериментальной работы учителя в сфере художественного образования. Экспериментальная
методика.
46.Интеграция общего и дополнительного художественного образования в современном образовательном
пространстве в условиях введения ФГОС.
47.Музейные формы работы с учащимися ДХО и СОШ (музейная педагогика).
48.Организация выставочной и конкурсной деятельности учащихся в СОШ и ДХО.
49.Особенности обучения одаренных детей в системе ДХО.
50.Критерии анализа и оценивания детского рисунка в условиях системного обучения в школе
общего образования.: [сайт]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/054d099ba783eaf7575fa99315e7145410884299/ (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
Методические указания к лекциям
Во всех семестрах курса "Теория и методика обучения изобразительному искусству" читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают обучающихся к педагогической деятельности в школе.Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Рекомендации по работе с учебной и научной литературой
Работа с учебной литературой - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта. Проработка лекционного материала и основных терминов поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение понятий из лекций и словаря терминов, как правило, проверяется в ходе текущего контроля и на зачете/экзамене.
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое (семинарское) занятие в вузе – форма самостоятельной работы обучающихся, позволяющая приобщить обучающихся к научному использованию источников и литературы. Практические занятия по дисциплине ТиМИЗО можно рассматривать как тренинг педагогических умений, особую форму творческой работы, позволяющую к тому же и закрепить и углубить имеющиеся знания по теории преподавания ИЗО, традиционным и инновационным методам обучения искусству на уроке. К теме каждого практического занятия даётся план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список обязательной литературы. Работу следует организовать в такой методической последовательности:
1.Прочтение рекомендованных глав учебника. Ознакомление с остальной рекомендованной литературой из обязательного списка. Чтение и анализ каждого источника (документа). При работе с каждым источником надо ответить для себя на следующие вопросы: а) какая дается педагогическая позиция в данном сообщении?; б) какое место эти автор(ы) занимали в науке?; в) как мы должны использовать указанный педагогический опыт?; г) каковы причины различного отношения к данным сведениям; д) следует уяснить значение тех незнакомых терминов. Выводы из анализа текста должны делаться самостоятельно, обучающемуся необходимо составить план своего выступления и выделить те его принципиально значимые части, которые необходимо дать «под запись».
2.Подготовка ответов на каждый вопрос плана. Каждое положение ответа подтверждается (если форма семинара это предусматривает) выдержкой из текста. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к семинарам. Следует продумать ответы на так называемые «проблемно-логические» задания. Каждое из этих заданий связано с работой по сравнению различных исторических явлений, обоснованием какого-либо тезиса, раскрытием содержания определённого понятия. Их следует продумать, а те, которые указаны преподавателем, можно выполнить как краткую письменную работу на одной - двух тетрадных страничках. Если преподавателем поручено подготовить доклад или сообщение по какой-то указанной теме, то он готовится и в письменной и в устной форме (в расчете на 5-7 минут сообщения). Для наглядности сообщения необходимо приготовить презентацию.
3.Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. На практическом (семинарском) занятии приветствуется любая форма вовлечённости обучающихся: участие в обсуждения, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию проблемы.Ответ докладчика на практическом занятии сопровождается подготовленной им презентацией.
4.Оценивается ответ на практическом занятии с позиции того, как полно и глубоко раскрыт заданный вопрос, какова логика мысли, самостоятельность выводов.
Если в ходе практического занятия изучается раздел, связанный с проведением урока, то обучающийся должен составить конспект урока по каждому виду учебной работы.Конспект урока готовится по указанному переподавателем образцу. В конспекте обязательно уделяется внимание методике педагогического рисунка на классной доске. Содержание сообщаемого материала и объем самостоятельной работы учеников необходимо представлять с учетом хронометража. Конспект должен быть хорошо иллюстрирован эскизами наглядных пособий и упражнений, необходимых для проведения урока изобразительного искусства. В планах–конспектах урока необходимо опираться на требования ФГОС.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся ОДО (СРС)
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
1. Обучающемуся следует внимательно изучить материалы, характеризующие курс и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины. Это позволит чётко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, – глубину их постижения.
2. Обучающийся должен изучать рекомендуемую литературу по дисциплине«ТиМИЗО». Необходимо использовать следующую литературу: учебники, учебные и учебно-методические пособия; монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, изложенных в журналах и Интернет-ресурсах, приведенных ниже, представляющие эмпирический материал. Справочная литература – энциклопедии по визам искусства, тематические руководства, терминологические справочники, раскрывающие категориально понятийный аппарат.
3. Основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая учебную литературу. При этом важно понимать, что педагогическая наука невозможна без практики, поэтому необходимо обращаться к методической школьной литературе, учебным программам по ИЗО. Кроме того, работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания дисциплины ТиМИЗО, категорий педагогики искусства ее специфической терминологии.
4. Абсолютное большинство проблем обучения ИЗО рассматривается в связи с принятием нового ФГОС, что предполагает у обучающихся знаний требований стандарта в области структуры урока ИЗО и необходимых школьнику УУД.
5. Изучение дисциплины ТиМИЗО предполагает со стороны обучающихся систематическую работу с периодическими изданиями, особенно статьями из журналов, с целью глубокого понимания современных тенденций развития школьного образования применительно к области «Искусство», научно-методических изысканий в этой сфере с целью накопления фактического материала.
Контроль самостоятельной работой обучающихся преподавателем осуществляется на практических занятиях, привлекая обучающихся к решению педагогических вопросов и учебных задач, предлагая к выполнению тесты промежуточного и итогового контроля, нескольких вариантам. Учитывая подготовленность того или иного обучающегося преподаватель может поставить перед ним задачу по более углубленному изучению проблемы. Подготовка курсового проекта по ТиМИЗО осуществляется обучающимся самостоятельно по рекомендациям педагога, по выбранной теме исследования, по требованиям нормоконтроля.
Методические указания к зачету
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающися, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Методические указания к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора рекомендованных источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Методические указания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в учебной группе. Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.