2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Творческая исследовательская и проектная деятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Творческая исследовательская и проектная деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к. пед. наук, доцент, Большакова С.В. _________________
 
 
Творческая исследовательская и проектная деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины углубление уровня освоения компетенций обучающихся в области творческой, исследовательской и проектной деятельности, необходимой в организации образовательного процесса на уроках ИЗО в школе в процессе совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельностью обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.-
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить с потенциалом творческой, исследовательской и проектной деятельности в художественного образования в соответствии с ФГОС;
1.4
сформировать у обучающихся комплекс знаний и умений по проведению творческих работ, исследований, разработок проектов и оформлению их результатов;
1.5
привить навыки ведения самостоятельного исследования в творческой деятельности и вовлечения в нее школьников; осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.2
Психолого-педагогический практикум
2.1.3
Организация дополнительного образования (по первому профилю) Художественно-творческая деятельность
2.1.4
Ознакомительная практика
2.1.5
Декоративно-прикладное искусство
2.1.6
Методика обучения предмету "Изобразительное  искусство"
2.1.7
Методика обучения предмету "Технология"
2.1.8
Мультимедийные технологии и средства цифрового обучения в преподавании изобразительного искусства
2.1.9
Педагогическая практика
2.1.10
Проектно-технологическая практика
2.1.11
Технологии домашнего хозяйства
2.1.12
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1.13
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.14
Композиция в живописи и графике
2.1.15
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.1.16
Основы черчения и моделирования
2.1.17
Скульптура и пластическая анатомия
2.1.18
Социология
2.1.19
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.1.20
Технологии создания изделий из текстиля и кожи
2.1.21
Технология обработки металла
2.1.22
Возрастная и педагогическая психология
2.1.23
Иностранный язык
2.1.24
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.1.25
Образовательное право
2.1.26
Общая и социальная психология
2.1.27
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.28
Практика по воспитательной работе
2.1.29
Теория и технология  воспитания
2.1.30
Теория и технология обучения
2.1.31
Ациклические виды спорта
2.1.32
Безопасность жизнедеятельности
2.1.33
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.34
История (история России, всеобщая история)
2.1.35
Концепции современного естествознания
2.1.36
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.1.37
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.38
Перспектива
2.1.39
Русский язык и культура речи
2.1.40
Физическая культура и спорт
2.1.41
Философия
2.1.42
Циклические виды спорта
2.1.43
Производственная педагогическая практика
2.1.44
Учебная технологическая (проектно-технологическая)  практика
2.1.45
Производственная  практика по воспитательной работе
2.1.46
Учебная ознакомительная практика
2.1.47
Учебная    практика по изобразительному искусству (пленэр 1)
2.1.48
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.1.49
2.1.50
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История изобразительного искусства
2.2.2
Обработка конструкционных материалов
2.2.3
Художественная роспись
2.2.4
Преддипломная практика
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.3: Демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта
 
УК-2.4: Осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Определяет свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.4: Применяет различные подходы к учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
формы контроля и оценки формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
3.1.2
новые методы исследования, новую сферу профессиональной деятельности в образовательном процессе;
3.1.3
правила сбора, и систематизации исследовательского материала;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться современными технологиями поиска и приобретения новых знаний и исследовательских умений;
3.2.2
находить связи между авторскими магистерскими исследованиями и актуальными направлениями исследований в сфере образования;
3.2.3
выявлять и использовать эффективные методы изучения педагогической практики;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
различными подходами к учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.3.2
навыками применения современных методик, инновационных и информационных технологий в приобретении и использовании новых знаний и умений из смежных предметных областей;
3.3.3
навыками анализа научно-методической литературы, позволяющей разрабатывать новые подходы для изучения темы.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Особенности ведения исследования в творческой деятельности. 

 
1.1
Постановка исследовательской проблемы  в творческой деятельности. Методика исследования педагогического опыта и методика проведения исследований в сфере художественного творчества. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.5 УК-2.3
5
0
 
1.2
Опыт научных исследований в художественно-творческой деятельности (педагоги-новаторы, педагоги-исследователи). Методика ведения исследования в творческой деятельности.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
УК-2.3 УК-2.4
5
0
 
1.3
Исследовательская инициатива учителя, обоснование научной проблематики исследований в области авторского творчества и творческой деятельности обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

12
УК-6.1 ОПК-2.1
5
0
 
1.4
Научно-педагогические школы  в творчестве и искусстве. Адаптирование исследовательских методик к условиям школы. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-3.4 ОПК-5.1
5
0
 
1.5
Способы систематизации и обработки исследований в сфере творческой деятельности. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

12
ОПК-5.2 ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 2. Особенности организации и ведения проектной деятельности. Исследование результативности проектной работы. 

 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.1
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты в процессе реализации проектной деятелности на уроке ИЗО. Психолого-педагогические характеристики учителя-исследователя.Проектная деятельность: индивидуальная и коллективная. Способы совершенствования проектного мышления обучающихся. Раскрытие способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности на уроке. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3.4 ОПК-5.1
5
0
 
2.2
Личностный уровень результатов - готовность и способность школьника к непрерывному образованию, включая самообразование, с использованием проектной технологии и исследовательских методов.Метапредметный уровень - развитие способности осуществлять целеполагание, планировать, поэтапно и целесообразно решать поставленные задачи, оформлять и защищать собственный проект.Способы совершенствования проектного мышления обучающихся. Раскрытие способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности на уроке.Мотивация школьников к ведению проектной работы: исследовательский и творческий компонент. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2.1 ОПК-3.4 ОПК-5.1 ОПК-5.2
5
0
 
2.3
Психолого-педагогические характеристики исследователя. Проектная деятельность: индивидуальная и коллективная.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-5.2 ОПК-8.1
5
0
 
2.4
Способы повышения мотивации школьников к ведению проектной работы: исследовательский и творческий компонент. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-8.2 ОПК-8.3
5
0
 
2.5
Способы совершенствования проектного мышления обучающихся. Раскрытие способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности на уроке.Презентация исследовательского и научного проекта. Мониторинг результативности проектной работы обучающихся. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
5
0
 
2.6
Виды презентации исследовательского и научного проекта. Мониторинг результативности проектной работы обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ОПК-8.1 ОПК-8.2
5
0
 
2.7
Использование современных технологий ИКТ в реализации творческих, исследовательских проектов в школе. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4

14
ОПК-5.2 ОПК-8.2 ОПК-8.3
5
0
 
2.8
/Зачёт/

4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Промежуточная аттестация

Контрольные вопросы к экзамену

1.Дать понятие и характеристики исследовательской деятельности и обозначить ее структурные

компоненты.

2.Сформулировать основные типы форм организации исследовательской и учебной деятельности и определить их

отличительные особенности.

3.Индивидуальная и коллективная творческая деятельность

4.Особенности индивидуальной творческой деятельности

5.Особенности коллективной творческой  деятельности

6.Понятие науки и закономерности её возникновения, функции науки и её главная отличительная черта.

8.Структура науки, ее составные элементы, законы развития науки.

9.Охарактеризуйте художественное творчество область научного исследования.

10.Гносеологическая составляющая творческой деятельности.

11.Познавательная деятельность учащихся на уроках ИЗО.

12.Описать критерии исследовательской деятельности на уроке ИЗО.

13.Привести классификацию проектной деятельности и формы ее организации.

14.Дать сравнительную характеристику творческой и научной деятельности.

15.Сформулировать признаки сходства проектной деятельности с научной и проектной работой.

16.Логические и иентуативные изыскания в творчестве и науке.

17.Понятие научное исследование, его уровни и их характеристика.

18.Основные компоненты ученического научного исследования и их характеристика.

20.Ключевые понятия методологии исследования, роль каждого из них в проведении

исследований.

22.Назовите художников-исследователей и их достижения.

23.Мотивация в научном познании. Коллективные и индивидуальные формы исследований.

24.Результативность научных исследований в учебной деятельности.

25.Порядок формирования цели и задач научного исследования.

26.Формулировка объекта и предмета научного исследования.

27.Общая характеристика эмпирико-теоретических методов исследования.

28.Общая характеристика логико-теоретических методов исследования.

29.Наблюдение как метод, его сущность и виды, функции и проблемы использования.

30.Измерение как метод, его специфические черты и факторы успешного проведения.

Контрольные задания

1.Разработать конспект урока с использованием исследовательского метода  обучения (5-7 класс по выбору).

2.Разработать программу проектной деятельности в рамкахпредмета ИЗО для 5-7 классов (по выбору).

3.Разработать коллективный проект воспитательной направленности для школьников-подростков.

4.Разработать исследовательскую программу для научного объединения школьников (5-7 кл.).

5.Разработать программу мониторинга творческого саморазвития школьника (5-7 кл. по выбору).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Перечень тем эссе

1.Формирование творческой личности – одна из целей образовательного процесса.

2.Закономерности развития творческой личности.

3.Творческий опыт как элемент содержания образования. Критерии готовности к творчеству.

4.Методы формирования творческого опыта у студентов: проблемное обучение в вузе.   

5.Организация проектной и исследовательской деятельности студентов

6.Универсальные способы творческой деятельности (анализ проблемы, постановка задач, выдвижение гипотез, их проверка, проектирование и конструирование творческого продукта).

7.Эстетическая культура как признак творческой личности.

8.Формирование эстетического вкуса в художественном творчестве.

9.Творчество в деятельности представителей различных профессий сферах (менеджер, ученый, деятель искусства, педагог).

10.Информационные и коммуникационные технологии как фактор повышения творческого потенциала специалиста.

11.Возможности формирования УУД в исследовательской и проектной работе школьника в области искусства.

12.Проектные технологии в сфере изобразительного искусства (в школе).

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Байбородова, Л.В.
Методология и методы научного исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 221 с. — (Серия : Бакалавр и магистр). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411432 
Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Петрушин, В.И. 
Психология художественного творчества: Психология художественного творчества: учебное пособие : / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 180 с.  — ISBN 978-5-534-11233-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444782
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.2
Игнатьев, С. Е. 
Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов : / С. Е. Игнатьев. — Москва: Проект, 2017. — 161 c. — ISBN 978-2-8291-2555-4. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71801
Москва:Проект, 2017
 
Л2.3
Михалкин, Н.В.
Методология и методика научного исследования: учебное пособие для аспирантов / Н. В. Михалкин.  — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2017. — 272 c. — ISBN 978-5-93916-548-8. -Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. -  URL : http://www.iprbookshop.ru/65865.html (дата обращения: 12.08.2019)
Российский государственный университет правосудия, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Полат,  Е.С. 
Организация проектной деятельности обучающихся: хрестоматия / Е. С. Полат, А. М. Болдырева, Е. А. Пеньковских [и др.] ; сост. В. Л. Пестерева, И. Н. Власова. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 164 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86374.html.
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научные исследования в педагогике.: [сайт]. – URL:https://studfiles.net/preview/5853689/page:6/ (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Методы научно-педагогических исследований в области методики преподавания изобразительного искусства.: [сайт]. – URL:https://pandia.ru/text/81/293/70278.php(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины начинается с ознакомления обучающегося с содержанием рабочей программы дисциплины (РПД).РПД в электронном и бумажном видах представлена в библиотеке вуза.Рекомендуем обратить особое внимание на ожидаемые результаты,   приведенные в перечне знаний и умений, которые студент  должен приобрести в ходе изучения данного предмета, на содержание вопросов к  текущему контролю знаний.

   Методические указания к лекциям.

В курсе "Творческая исследовательская и проектная деятельность" читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

   Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.

Работа с учебной литературой  - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта.  Проработка лекционного материала и основных терминов   поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение   понятий из лекций и словаря терминов,   как правило,   проверяется  в  ходе текущего контроля и на зачете/экзамене.

  Методические указания к практическим (семинарским) занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое (семинарское) занятие в вузе – форма самостоятельной работы обучающихся позволяющая приобщить студентов к научному использованию источников и литературы. Практические занятия по дисциплине можно рассматривать как тренинг педагогических умений, особую форму творческой работы, позволяющую к тому же и закрепить и углубить имеющиеся знания по теории преподавания ИЗО, традиционным и инновационным методам обучения искусству на уроке. К теме каждого практического занятия даётся план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список обязательной литературы. Работу следует организовать в такой методической последовательности:

1.Прочтение рекомендованных глав учебника. Ознакомление с остальной рекомендованной литературой из обязательного списка. Чтение и анализ каждого источника (документа). При работе с каждым источником надо ответить для себя на следующие вопросы: а) какая дается педагогическая позиция в данном сообщении?; б) какое место эти автор(ы) занимали в науке?; в) как мы должны использовать указанный педагогический опыт?; г) каковы причины различного отношения к 

 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
данным сведениям; д) следует уяснить значение тех незнакомых терминов. Выводы из анализа текста должны делаться самостоятельно, студенту необходимо составить план своего выступления и выделить те его принципиально значимые части, которые необходимо дать «под запись».

2.Подготовка ответов на каждый вопрос плана. Каждое положение ответа подтверждается (если форма семинара это предусматривает) выдержкой из текста. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к семинарам. Следует продумать ответы на так называемые «проблемно-логические» задания. Каждое из этих заданий связано с работой по сравнению различных исторических явлений, обоснованием какого-либо тезиса, раскрытием содержания определённого понятия. Их следует продумать, а те, которые указаны преподавателем, можно выполнить как краткую письменную работу на одной - двух тетрадных страничках. Если преподавателем поручено подготовить доклад или сообщение по какой-то указанной теме, то он готовится и в письменной и в устной форме (в расчете на 5-7 минут сообщения). Для наглядности сообщения необходимо приготовить презентацию.

3.Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. На практическом (семинарском) занятии приветствуется любая форма вовлечённости обучающихся: участие в обсуждения, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию проблемы.Ответ докладчика на практическом занятии сопровождается подготовленной им презентацией.

4.Оценивается ответ на практическом занятии с позиции того, как полно и глубоко раскрыт  заданный вопрос, какова логика мысли, самостоятельность выводов.

Если в ходе практического занятия изучается раздел, связанный с проведением урока, то обучающийся должен составить конспект урока по каждому виду учебной работы.Конспект урока готовится по указанному переподавателем образцу. В конспекте обязательно уделяется внимание методике педагогического рисунка на классной доске. Содержание сообщаемого материала и объем самостоятельной работы учеников необходимо представлять с учетом хронометража. Конспект должен быть хорошо иллюстрирован эскизами наглядных пособий и упражнений, необходимых для проведения урока изобразительного искусства.

В планах – конспектах урока необходимо опираться на требования ФГОС.

  Методические указания к самостоятельной работе обучающихся (СРС)

  Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегосяся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа обучающихся организуется на основе целей и задач программы курса. Во вводной лекции преподаватель доводит до обучающихся содержание программы курса, указывает, что должны знать и уметь выпускники университета по данной дисциплине, приводит основную и дополнительную литературу для самостоятельной работы по курсу. Кроме того, преподаватель обращает внимание обучающихся на изучение литературы при проведении всех видов занятий, указывая авторов, наименование, издательство и год издания источников, которые необходимо изучить самостоятельно. Успешное овладение основами профессии учителя ИЗО, предусмотренное учебной программой, предполагает выполнение ряда рекомендацией.

1. Обучающемуся следует внимательно изучить материалы, характеризующие курс и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины. Это позволит чётко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, – глубину их постижения.

2. Обучающийся должен изучать рекомендуемую литературу по дисциплине. Необходимо использовать следующую литературу: учебники, учебные и учебно-методические пособия; монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, изложенных в журналах и Интернет-ресурсах, приведенных ниже, представляющие эмпирический материал. Справочная литература – энциклопедии по визам искусства, тематические руководства, терминологические справочники, раскрывающие категориально понятийный аппарат.

3. Основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая учебную литературу. При этом важно понимать, что педагогическая наука невозможна без практики, поэтому необходимо обращаться к методической школьной литературе, учебным программам по ИЗО. Кроме того, работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания дисциплины, категорий педагогики искусства ее специфической терминологии.

4. Абсолютное большинство проблем обучения ИЗО рассматривается в связи с принятием нового ФГОС, что предполагает у обучающегося знаний требований стандарта в области структуры урока ИЗО и необходимых школьнику УУД.

5. Изучение дисциплины предполагает со стороны обучающихся систематическую работу с периодическими изданиями, особенно статьями из журналов, с целью глубокого понимания современных тенденций развития школьного образования применительно к области «Искусство», научно-методических изысканий в этой сфере с целью накопления фактического материала.

Контроль за самостоятельной работой обучающихся преподавателем осуществляется на практических занятиях, привлекая студентов к решению педагогических вопросов и учебных задач, предлагая к выполнению тесты промежуточного и итогового контроля, нескольких вариантам. Учитывая подготовленность того или иного обучающегося преподаватель может поставить перед ним задачу по более углубленному изучению проблемы.

 
стр. 11
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
    Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой. При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса. Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора рекомендованных источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

    Методические указания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства. При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

 
стр. 12
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

   При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.