2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Оформление сцены_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Оформление сцены
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 9
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Валиева Р.З. _________________
 
 
Оформление сцены
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
профессиональная подготовка обучающихся к взаимодействию с участниками образовательного процесса,  к работе в реализации театрализованных представлений, культурно - досуговых  и массовых мероприятий в образовательных учреждениях
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
формировать готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
1.5
проследить историю становления и развития мировой сценографии, раскрыть особенности понятия «сценография»
1.6
ознакомить студентов с механическим устройством сцены,особенностями светового и звукового оборудования
1.7
дать представление о приемах сценического оформления сцены
1.8
рассмотреть особенности сценографии различных культурно -досуговых мероприятий в образовательных учреждениях и системе дополнительного образования
1.9
прививать навыки анализа продуктов сценографии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика организации внеурочной художественно-творческой деятельности школьника
2.1.2
Образовательное право
2.1.3
Введение в профессиональную деятельность
2.1.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.5
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.6
2.1.7
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
2.2.3
Коммуникативный практикум
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия 
 
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.1.1
ценностные основы профессиональной деятельности в данной области (основные этапы становления и развития сценографического искусства в России и за рубежом);
3.1.2
перспективы развития и проблемы совершенствования современного сценографического искусства;
3.1.3
методы и приёмы композиционной организации сценического пространства в зависимости от вида и жанра зрелищных искусств; функции художника в производственном процессе изготовления материального оформления сцены;
3.1.4
принципы взаимодействия с участниками образовательного процесса;
3.1.5
основные приёмы художественного освещения сцены и технические приёмы реализации художественного замысла;
3.1.6
основные принципы распределения объёмов и масс в пространстве сцены;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
формировать готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
3.2.2
построить объёмно-пространственно сцену (изготовить макет);
3.2.3
работать с чертежом; графически изобразить на плоскости (составить эскиз) сценического пространства;
3.2.4
работать с различными материалами и фактурами (картоном, деревом, тканью, бумагой, проволокой и т.д.;
3.2.5
использовать компьютерные технологии в решении дизайна сценического пространства.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами формирования  готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
3.3.2
способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналах, сайтах, образовательных порталах и т.д.), способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
3.3.3
навыками профессиональной рефлексии, профессионального самосовершенствования; методами и приёмами композиционной организации сценического пространства;
3.3.4
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Сценография и её место в изобразительном искусстве

 
1.1
Самостоятельное изучение раздела дисциплины: 1.1.Понятие сценографии и театральной декорации.

1.2.Подробная, лаконичная  или минимальная сценография.

1.3.Театрально-декорационное оформление культурно-досуговых мероприятий в образовательном учреждении.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1

6
ПК-6
9
0
 
 
Раздел 2. История театрально-декорационного оформления

 
2.1
Самостоятельное изучение раздла дисциплины:  2.1. Этапы развития европейского

театрально-декорационного искусства.

2.2. Эволюция русского театрально-декорационного искусства.

2.3. «Серебряный век» русского искусства и принципы

изобразительной режиссуры Московского художественного театра.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э4

6
ПК-6
9
0
 
 
Раздел 3. Сценографическая композиция

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.1
Самостоятельное изучение раздела дисциплины: 3.1. Создание визуального образа, среды, стиля массового зрелища.

3.2. Сценическое пространство в динамике в соответствии с развитием сюжета.

3.3. Процесс создания проекта художественного оформления массового зрелища, состоящим из: макета, раскадровок и эскизов, декорации, эскизов костюмов и реквизита, габаритных чертежей декорации, мебели и бутафории с указанием фактур и выкрасок.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э4

4
ПК-6
9
0
 
 
Раздел 4. Технология художественного оформления представления и культурно-досуговых программ

 
4.1
Разработать эскиз живописной декорации (например, к пьесе Фонвизина «Недоросль»). /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э3

4
ПК-6
9
0
 
4.2
Разработать эскиз декорации типа «павильон» к одному из действий следующих спектаклей: А. Грибоедов «Горе от ума», А. Пушкин «Борис Годунов», М. Лермонтов «Маскарад», А.Н. Островский «Гроза» /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2

4
ПК-6
9
0
Творческое задание
 
4.3
Самостоятельное изучение раздела дисциплины: 4.1. Структура процесса подготовки новой постановки.

4.2. Работа над макетом, планировкой проекта постановки.

4.3. Технологическое проектирование постановки.

4.4. Роль художника в производственном процессе изготовления материального оформления постановки.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э5

6
ПК-6
9
0
Собеседование, Рефераты, Контрольные вопросы
 
 
Раздел 5. Проектирование сценического оформления

 
5.1
Эскизно оформить кулисную передвижную декорацию к одному из спектаклей по пьесам А.Н. Островского: «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бедность – не порок», «Снегурочка» и др. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3

4
ПК-6
9
0
 
5.2
Разработать мультимедийную презентацию оформления культурно-досуговой программы в СОШ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э5 Э6

2
ПК-6
9
0
 
5.3
Разработать художественный проект  трёхплановой декорации для школьной  сцены в актовом зале   к любому виду сценической постановки при помощи графических инструментов в Caligari True Space, 3D Studio Max, Softimage, Lightvawe, Maya и т.п.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э5 Э6

4
ПК-6
9
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
5.4
Самостоятельное изучение раздела дисциплины: 5.1. Методики  проектирования художественного оформления сцены (техника сцены).

5.2. Принципы проектирования декорации, их зависимость от вида театрального искусства (спектакля, концерта, конкурса и т.п.).

5.3. Методы композиционного конструирования.

5.4. Проектная документация для материального выражения проекта на сцене.

5.5. Организация коллективной работы над сложными проектами.

5.6. Сопровождение проекта на всём протяжении его реализации.

5.7. Методики проектирования перспективных декораций.

5.8. Сценография культурно-досуговых программ

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э3

4
ПК-6
9
0
 
 
Раздел 6. Макетирование 

 
6.1
Макет трёхплановой декорации к школьному спектаклю /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э5 Э6

10
ПК-6
9
0
 
6.2
Самостоятельное изучение раздела дисциплины: 6.1. Подмакетник.

6.2. Принципы распределения объемов и масс в пространстве сцены.

6.3. Сочетание объемных деталей с плоским фоном.

6.4. Технологические приемы изготовления и отделки наиболее распространенных видов изделий.

6.5. Материалы для изготовления театрального макета.

6.6. Масштабы, используемые при изготовлении театрального макета.

6.7. Типы театральных макетов. 6.8.Макет прирезка. Макет, черновая выгородка.

6.9. Макет материального Компьютерное моделирование.

6.10. Макет, как первая стадия проекта декорационного оформления.

6.11. Фактуры театрального макета и их соотношение с декорационными фактурам в декорациях создаваемых по театральному макету. Законы соответствия художественного оформления сцены с макетом. Макет в дальнейшей работе над технологическим решением спектакля.

6.12. Роль макета в производстве изготовления материального оформления спектакля. Роль макета в подготовке сценических репетиций.

6.13. Выставочный театр /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1

6
ПК-6
9
0
Собеседование, Рефераты, Контрольные вопросы
 
 
Раздел 7. Технология создания сценического костюма

 
7.1
Разработка эскизов театральных костюмов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э3

4
ПК-6
9
0
Творческое задание
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
7.2
7.1.Определение понятий «одежда», «костюм», «театральный костюм». Значение сценического костюма.

7.2.Исторический костюм. Культура и точность в историческом костюме.

7.3.Костюм бытовой.

7.4.«Состаривание» костюма.

7.5.Костюм «метаисторический».

7.6.Костюм символический, знаковый.

7.7.Цветовые акценты в костюме: главный герой, второстепенные персонажи.

7.8.Конструктивизм в театральном костюме.

7.9.Театральные технологии в изготовлении исторических костюмов

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э4

4
ПК-6
9
0
Собеседование, Рефераты, Контрольные вопросы
 
 
Раздел 8. Технология художественно-светового оформления сцены

 
8.1
Самостоятельное изучение разделов дисциплины:                    8.1.Роль освещения в пространственной композиции.

8.2.Роль освещения на сцене: освещение декорации, освещение актеров.

8.3Современные световые приборы.

8.4.Пульт управления. Работа художника по свету.

8.5.Рассеянный свет. Свет направленный. Контражур. Свет скульптурный.

8.6.Световая графика. Световая живопись. Световые эффекты.

8.7.Проекция и современные мультимедийные технологии в освещении сцены.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э5

4
ПК-6
9
0
 
8.2
Защита проекта декорации культурно-досугового мероприятия в школе (сочинение художественного оформления  школьного зрелища и реализация замысла в материале):

- Проектная документация для материального выражения проекта на сцене (чертёжи декорации, мебели, силовых конструкций - карнизов, дверей, окон, бутафории с указанием фактур и выкрасок  и т.д.)

- Выставочный макет.

- Раскадровки и эскизы декорации.

-Эскизы костюмов и реквизита.

/ЗачётСОц/

Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э5

0
ПК-6
9
0
Защита проекта, Вопросы к экзамену
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету (с оценкой).

Вопросы к зачету с оценкой:

1. Специфика театрально-декорационного искусства.

2. Основные этапы развития сценографии в России.

3. Сценическое оформление спектаклей в первом профессиональном публичном театре в России.

4. Роль ХVIII в. в развитии театрально-декорационного искусства.

5. Оформление различных стилей сценографии в начале ХIХ в.

6. Пути развития сценографии во 2-ой половине ХIХ в.

7. Реформа декорационного искусства в Частной опере С.И. Мамонтова.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
8. Характеристика сценографических решений художников Частной оперы Мамонтова: В. Васнецова, В. Поленова, К. Коровина, М. Врубеля.

9. Изобразительная режиссура художников МХТ.

10.Творчество В. Симова.

11.Понятие сценографии и театральной декорации.

12.Подробная, лаконичная  или минимальная сценография.

13.Театрально-декорационное оформление культурно-досуговых мероприятий в образовательном учреждении.

14.Этапы развития европейского театрально-декорационного искусства.

15. Эволюция русского театрально- декорационного искусства.

16. «Серебряный век» русского искусства и принципы изобразительной режиссуры Московского художественного театра.

17.Создание визуального образа, среды, стиля массового зрелища.

18. Сценическое пространство в динамике в соответствии с развитием сюжета.

19. Процесс создания проекта художественного оформления массового зрелища.

20.Структура процесса подготовки новой постановки.

21. Работа над макетом, планировкой проекта постановки.

21. Технологическое проектирование постановки.

22. Роль художника в производственном процессе изготовления материального оформления постановки.

23.Методики проектирования художественного оформления сцены (техника сцены).

24.Принципы проектирования декорации, их зависимость от вида театрального искусства (спектакля, концерта, конкурса и т.п.).

25.Методы композиционного конструирования.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Темы письменных заданий:

1.Задания по разделу 1 Сценография и её место в изобразительном искусстве.

1.Составьте перечень социально-исторических причин возникновения сценографии.

2.Выпишите основные положения и понятия раздела.

3. Проанализируйте все имеющиеся учебные пособия по сценографии и составьте единый перечень функций и задач сценографии.

4. Выполните краткие конспекты по следующим темам:

-Понятие сценографии и театральной декорации.

-Подробная, лаконичная  или минимальная сценография.

-Театрально-декорационное оформление культурно-досуговых мероприятий в образовательном учреждении.

2.Задания по разделу 2 История театрально- декорационного оформления.

1.На основе изученной литературы дайте характеристику этапов развития театрально-декорационного оформления.

2.Проанализируйте всю имеющуюся литературу по истории развития театрально-декорационного оформления по этапам развития.

3.Выполнить краткие конспекты по следующим темам:

-Этапы развития европейского театрально-декорационного искусства

- Эволюция русского театрально- декорационного искусства.

-«Серебряный век» русского искусства и принципы изобразительной режиссуры Московского художественного театра.

3.Задания по разделу 3. Сценографическая композиция.

1.На основе изученной литературы дайте характеристику сценографической композиции.

2.Проанализируйте всю имеющуюся литературу по истории развития театрального искусства.

3.Выполнить краткие конспекты по следующим темам:

- Визуальный образа, среды, стиля массового зрелища.

-Сценическое пространство в динамике в соответствии с развитием сюжета.

-Процесс создания проекта художественного оформления массового зрелища, состоящим из: макета, раскадровок и эскизов, декорации, эскизов костюмов и реквизита, габаритных чертежей декорации, мебели и бутафории с указанием фактур и выкрасок.

4. Задания по разделу 4 Технология художественного оформления представления и культурно- досугового  мероприятия.

1.Выпишите основные положения и понятия раздела.

2. Проанализируйте литературу по разделу.

3. Выполните краткие конспекты по следующим темам:

-Структура процесса подготовки новой постановки.

-Процесс работы над макетом, планировкой проекта постановки.

-Технологическое проектирование постановки.

- Роль художника в производственном процессе изготовления материального оформления постановки

5.Задания по разделу 5 Проектирование сценического оформления.

1. Изучение необходимых графических инструментов в Caligari True Space, 3D Studio Max, Softimage, Lightvawe, Maya и т.п., необходимых для проектирования сценического пространства.

2. Сущность этапов проектирования. Составление плана проекта.

3. Изучить методики проектирования художественного оформления сцены (техника сцены). Составить конспект по теме.

4. Выполнить краткие конспекты по следующим темам:

-Принципы проектирования декорации, их зависимость от вида театрального искусства (спектакля, концерта, конкурса и т.п.).

-Методы композиционного конструирования.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
-Проектная документация для материального выражения проекта на сцене.

-Организация коллективной работы над сложными проектами.

- Сопровождение проекта на всём протяжении его реализации.

-Методики проектирования перспективных декораций.

-Сценография культурно-досуговых программ.

6. Задания по разделу 6 Макетирование.

1. Изучить необходимую литературу по макетированию.

2. Выполнить краткие конспекты по следующим темам:

-Подмакетник. Принципы распределения объемов и масс в пространстве сцены.

-Сочетание объемных деталей с плоским фоном.

-Технологические приемы изготовления и отделки наиболее распространенных видов изделий.

-Материалы для изготовления театрального макета.

-Масштабы, используемые при изготовлении театрального макета.

-Типы театральных макетов.  

-Макет прирезка. Макет, черновая выгородка.

- Компьютерное моделирование.

-Макет, как первая стадия проекта декорационного оформления.

- Фактуры театрального макета и их соотношение с декорационными фактурам в декорациях создаваемых по театральному макету. Законы соответствия художественного оформления сцены с макетом. Макет в дальнейшей работе над технологическим решением спектакля.

-Роль макета в производстве изготовления материального оформления спектакля. Роль макета в подготовке сценических репетиций.

-Выставочный театр.

7 Задания по разделу 7 Технология создания сценического костюма.

1. Изучить необходимую литературу по истории сценического костюма.

2. Выполнить краткие конспекты по следующим темам:

- Определение понятий «одежда», «костюм», «театральный костюм». Значение сценического костюма.

-Исторический костюм. Культура и точность в историческом костюме.

-Костюм бытовой.

-Процесс «состаривания» костюма.

-Костюм «метаисторический».

-Костюм символический, знаковый.

-Цветовые акценты в костюме: главный герой, второстепенные персонажи.

-Конструктивизм в театральном костюме.

-Театральные технологии в изготовлении исторических костюмов

8. Задания по разделу 8 Технология художественно- светового оформления сцены.

1. Изучить необходимую литературу по художественно-световому оформлению сцены.

2. Выполнить краткие конспекты по следующим темам:

- Роль освещения в пространственной композиции.

-Роль освещения на сцене: освещение декорации, освещение актеров.

-Современные световые приборы.

-Пульт управления. Работа художника по свету.

-Рассеянный свет. Свет направленный. Контражур. Свет скульптурный.

-Световая графика. Световая живопись. Световые эффекты.

-Проекция и современные мультимедийные технологии в освещении сцены

Темы рефератов:

1.Связь декорации с архитектурой театра.

2. Игровая cценография.

3. Связь декорационного искусства с развитием главных художественных стилей мировой культуры.

4. Ведущие мастера декорационного барокко.

5. Завоевания сценического искусства ХVIII в.

6. Декорации театра романтизма и критического реализма.

7. Эволюция русского театрально-декорационного искусства.

8. Русские мастера декорационного искусства (определенного периода).

9. Сценическая живопись и монументально-эпическая тема в

постановках.

10.Современная сценография и современные художникидекораторы. (на

выбор студента).

11.Создание зрительного образа спектакля.

12.Приемы и стили декорационного оформления

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении  к РПД                                                                        
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Басалаев, С. Н
Учебный театр : учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки 51.03.02 (071500) «Народная художественная культура», профиль «Руководство любительским театром», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / С. Н. Басалаев. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2014. — 48 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/55269.html : учебно-методический комплекс 
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры,, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кириченко Е.И., Шехтель Ф.О. 
Жизнь. Образы. Идеи / Е. И. Кириченко. — Москва : Прогресс-Традиция, 2011. — 392 c. — ISBN 978-5-89826-374-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21739.html : Сборник статей
М.: Прогресс-Традиция, 2011
 
Л2.2
Ахметшина, А.К.
История художественной культуры и стилей в искусстве : учебно-методическое пособие для студентов художественно-графического факультета, обучающихся по профилю подготовки «Изобразительное искусство и технология» / А. К. Ахметшина. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013. — 142 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49920.html : учебно-методическое пособие для студентов художественно-графического факультета,
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013
 
Л2.3
Р. И. Архангельская, О. А. Блажнова, В. И. Дворман [и др.] 
Искусство театра: Вчера. Сегодня. Завтра : выпуск 7 / Р. И. Архангельская, О. А. Блажнова, В. И. Дворман [и др.] ; под редакцией В. Г. Бабенко. — Москва, Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2013. — 120 c. — ISBN 978-5-7525-2994-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/47986.html: Сборник статей
Москва, Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кайтанджян, М. Г. 
История русского театра (от истоков до конца XIX века) : хрестоматия / М. Г. Кайтанджян. — Саратов : Вузовское образование, 2015. — 224 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/36215.html : хрестоматия
Саратов : Вузовское образование, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вопросы театра.Сб. научных статей / Главный редактор: Максимова В.А. М.: ГИИИ, 2008-2012 гг.  (журнал посвящен актуальным проблемам театра и продолжает традиции альманаха «Вопросы театра»): [сайт] URL:http://sias.ru/publications/magazines/voprosyteatra (дата обращения 20.08.2018)
 
Э2
Искусство в школе (журнал - научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное  проблемам  преподавания искусств в школе): [сайт] URL: http://art-in-school.narod.ru (дата обращения 20.08.2018)
 
Э3
Воспитание сценой, формат CD-ROM (журнал содержит методический материал по художественно-эстетическому воспитанию детей школьного возраста).- [сайт] URL:http://teatrbaby.ru/vosp_scen.htm 
 
Э4
Культура и искусство  /ИЭ и А РАН. - Издатель: ООО «НБ-Медиа» (одобрено Ученым советом Российского института культурологии 17 ноября 2010 года и Ученым советом Института этнологии и антропологии Российской академии наук 25 ноября 2010 года) .- [сайт] URL:http://nbpublish.com/camag/view_page_171.html 
 
Э5
Астафьева, Т.В. Компьютерные и медиа-технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса  [Эл. ресурс]: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana)-  Выпуск№ 3 / 2011.-URL:http://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-i-media-tehnologii-v-stsenografii-kak-faktor-razvitiya-postanovochnogo-protsessa 
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Э6
Лукашевич, И. Е. Компьютерный дизайн трехмерных сцен и локальные системы перспективы .- [сайт]: URL:http://imaper.narod.ru/pdesign.htm 
 
Э7
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э8
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методическиерекомендации к выполнению практических работ

Для успешного освоения дисциплины «Оформление сцены» необходимо повысить мотивацию студентов к изучению курса за счет практического применения знаний.

Практические занятия целесообразно проводить в форме посещения сценических площадок (актовых залов) в школе во время прохождения педагогической практики.

Цель посещения — знакомство со сценическим и закулисным пространством, костюмерной, радио- и светоцехом.

Ряд практических занятий надо посвятить разработке эскиза сценического оформления тематической или сюжетной театральной композиции, эскизной разработке  костюма, знакомству с видами народного прикладного творчества (Музей истории города), знакомству с технологией изготовления предметов, аксессуаров, реквизитов, сценических костюмов.

В течение всего образовательного процесса, для расширения кругозора в области народной художественной культуры необходимо организовывать посещения выставок, конкурсов, фестивалей, выступлений учащихся.

Требования к выполнению проекта:

1.Проект должен быть выполнен в виде рисунка на бумаге (формат А4-А3) или оформленных на листе (формат А4-А3) фотографий (размером не менее 10 х 15) или в виде компьютерной презентации.

2.Проект должен быть показан в 2-х или 3-х ракурсах, в цветном исполнении.

3.Проект должен содержать обоснование концепции, темы, идеи представленного сценографического оформления (по необходимости можно приложить сценарий мероприятия для которого разработан проект).

4.Представление проекта должно содержать подробное описание деталей оформления (их использования во время проведения мероприятия), особенности тех или иных элементов оформления (особенности изготовления, материала изготовления, крепления, использования и т.д.).

Методические указания к  самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету с оценкой

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.