Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
1.2.Подробная, лаконичная или минимальная сценография.
1.3.Театрально-декорационное оформление культурно-досуговых мероприятий в образовательном учреждении.
/Лек/
Э1 Э3 Э4 Э7
театрально-декорационного искусства.
2.2. Эволюция русского театрально-декорационного искусства.
2.3. «Серебряный век» русского искусства и принципы изобразительной режиссуры Московского художественного театра.
/Ср/
Э1 Э3 Э4 Э7
3.2. Сценическое пространство в динамике в соответствии с развитием сюжета.
3.3. Процесс создания проекта художественного оформления массового зрелища, состоящим из: макета, раскадровок и эскизов, декорации, эскизов костюмов и реквизита, габаритных чертежей декорации, мебели и бутафории с указанием фактур и выкрасок.
/Ср/
Э1 Э3 Э4 Э6 Э7
Э1 Э3 Э4 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7
4.2. Работа над макетом, планировкой проекта постановки.
4.3. Технологическое проектирование постановки.
4.4. Роль художника в производственном процессе изготовления материального оформления постановки.
/Ср/
Э1 Э3 Э4 Э5 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
5.2. Принципы проектирования декорации, их зависимость от вида театрального искусства (спектакля, концерта, конкурса и т.п.).
5.3. Методы композиционного конструирования.
5.4. Проектная документация для материального выражения проекта на сцене.
5.5. Организация коллективной работы над сложными проектами.
5.6. Сопровождение проекта на всём протяжении его реализации.
5.7. Методики проектирования перспективных декораций.
5.8. Сценография культурно-досуговых программ
/Ср/
Э1 Э3 Э4 Э7
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
6.2. Принципы распределения объемов и масс в пространстве сцены.
6.3. Сочетание объемных деталей с плоским фоном.
6.4. Технологические приемы изготовления и отделки наиболее распространенных видов изделий.
6.5. Материалы для изготовления театрального макета.
6.6. Масштабы, используемые при изготовлении театрального макета.
6.7. Типы театральных макетов. 6.8.Макет прирезка. Макет, черновая выгородка.
6.9. Макет материального Компьютерное моделирование.
6.10. Макет, как первая стадия проекта декорационного оформления.
6.11. Фактуры театрального макета и их соотношение с декорационными фактурам в декорациях создаваемых по театральному макету. Законы соответствия художественного оформления сцены с макетом. Макет в дальнейшей работе над технологическим решением спектакля.
6.12. Роль макета в производстве изготовления материального оформления спектакля. Роль макета в подготовке сценических репетиций.
6.13. Выставочный театр /Ср/
Э1 Э3 Э4 Э7
Э1 Э3 Э4 Э7
7.2.Исторический костюм. Культура и точность в историческом костюме.
7.3.Костюм бытовой.
7.4.«Состаривание» костюма.
7.5.Костюм «метаисторический».
7.6.Костюм символический, знаковый.
7.7.Цветовые акценты в костюме: главный герой, второстепенные персонажи.
7.8.Конструктивизм в театральном костюме.
7.9.Театральные технологии в изготовлении исторических костюмов
/Ср/
Э1 Э3 Э4 Э7
8.2.Роль освещения на сцене: освещение декорации, освещение актеров.
8.3Современные световые приборы.
8.4.Пульт управления. Работа художника по свету.
8.5.Рассеянный свет. Свет направленный. Контражур. Свет скульптурный.
8.6.Световая графика. Световая живопись. Световые эффекты.
8.7.Проекция и современные мультимедийные технологии в освещении сцены.
/Ср/
Э1 Э3 Э4 Э5 Э7
Э1 Э7 Э8
Перечень контрольных вопросов для зачета:
1.Специфика театрально-декорационного искусства.
2.Основные этапы развития сценографии в России.
3.Сценическое оформление спектаклей в первом профессиональном публичном театре в России.
4.Роль ХVIII в. в развитии театрально-декорационного искусства.
5.Оформление различных стилей сценографии в начале ХIХ в.
6.Пути развития сценографии во 2-ой половине ХIХ в.
7.Реформа декорационного искусства в Частной опере С.И. Мамонтова.
8.Характеристика сценографических решений художников Частной оперы Ма-монтова: В. Васнецова, В. Поленова, К. Коровина, М. Врубеля.
9.Изобразительная режиссура художников МХТ.
10.Творчество В. Симова.
11.Сценография в императорских театрах в начале ХХ в.
12.Стиль-модерн А.Я. Головина.
13.Художники «Мира искусства» в Антрепризе С.П. Дягилева.
14.Театрально-декорационное искусство В. Мейерхольда.
15.Поиски новых сценографических решений в России начале ХХ в.
16.Г. Якулов – первый профессиональный сценограф советского театра.
17.Характеристика сценографии 30-х гг.
18.Творческое наследие Н. Акимова.
20.Сценография 70–80-х гг. Искусство Д. Боровского.
21.Творческий стиль Э. Кочергина.
22.Театральный художник В. Левенталь.
23.Развитие сценографии в конце ХХ столетия.
24.Техника сцены.
25.Виды декораций и пространственное устройство сцены.
26.Технология художественного оформления спектакля.
27.Приемы и стили декорационного оформления.
28.Сценография как искусство создания зрительного образа.
29.Работа режиссера с художником.
30.Сценография культурно-досуговых программ в образовательных учреждениях.
31. Устройство театрального пространства.
32. Виды сцен.
33. Пульт управления сценической техникой.
34. Особенности работы машинистов сцены.
35. «Мягкая» и «жесткая» декорации.
36. Технология изготовления декораций в театральных мастерских.
37. Работа парикмахеров и гримеров.
38. Устройство мастерской по изготовлению бутафории и реквизита.
39. Художник-оформитель, его обязанности в театре.
40. Художник-декоратор и его обязанности в театре.
41. Определение понятия «композиция».
42. Формальные принципы композиции.
43. Внутреннее единство композиции.
44. Доминанта и фокус композиции.
45. Статическая и динамическая уравновешенность.
46. Замкнутая композиция.
47. Открытая композиция.
48. Симметрия и ее роль в композиции.
49. Точечная композиция.
50. Линейно-ленточная композиция.
51. Объемная композиция.
52. Пространственная композиция.
53. Двухмерное пространство.
54. Трехмерное пространство.
55. Пустое и загруженное пространство.
56. Сценограф в театре, его обязанности.
57. Историческое время в театре.
58. Грим и костюм в театре
Коннтрольное задание к зачету:
Защита проекта декорации культурно-досугового мероприятия в школе (сочинение художественного оформления школьного зрелища и реализация замысла в материале):
- Проектная документация для материального выражения проекта на сцене (чертёжи декорации, мебели, силовых конструкций - карнизов, дверей, окон, бутафории с указанием фактур и выкрасок и т.д.)
- Выставочный макет.
- Раскадровки и эскизы декорации.
-Эскизы костюмов и реквизита.
Темы письменных заданий:
1.Задания по разделу 1 Сценография и её место в изобразительном искусстве.
1.Составьте перечень социально-исторических причин возникновения сценографии.
2.Выпишите основные положения и понятия раздела.
3. Проанализируйте все имеющиеся учебные пособия по сценографии и составьте единый перечень функций и задач сценографии.
4. Выполните краткие конспекты по следующим темам:
-Понятие сценографии и театральной декорации.
-Подробная, лаконичная или минимальная сценография.
-Театрально-декорационное оформление культурно-досуговых мероприятий в образовательном учреждении.
2.Задания по разделу 2 История театрально- декорационного оформления.
1.На основе изученной литературы дайте характеристику этапов развития театрально-декорационного оформления.
2.Проанализируйте всю имеющуюся литературу по истории развития театрально-декорационного оформления по этапам развития.
3.Выполнить краткие конспекты по следующим темам:
-Этапы развития европейского театрально-декорационного искусства
-«Серебряный век» русского искусства и принципы изобразительной режиссуры Московского художественного театра.
3.Задания по разделу 3. Сценографическая композиция.
1.На основе изученной литературы дайте характеристику сценографической композиции.
2.Проанализируйте всю имеющуюся литературу по истории развития театрального искусства.
3.Выполнить краткие конспекты по следующим темам:
- Визуальный образа, среды, стиля массового зрелища.
-Сценическое пространство в динамике в соответствии с развитием сюжета.
-Процесс создания проекта художественного оформления массового зрелища, состоящим из: макета, раскадровок и эскизов, декорации, эскизов костюмов и реквизита, габаритных чертежей декорации, мебели и бутафории с указанием фактур и выкрасок.
4. Задания по разделу 4 Технология художественного оформления представления и культурно- досугового мероприятия.
1.Выпишите основные положения и понятия раздела.
2. Проанализируйте литературу по разделу.
3. Выполните краткие конспекты по следующим темам:
-Структура процесса подготовки новой постановки.
-Процесс работы над макетом, планировкой проекта постановки.
-Технологическое проектирование постановки.
- Роль художника в производственном процессе изготовления материального оформления постановки
5.Задания по разделу 5 Проектирование сценического оформления.
1. Изучение необходимых графических инструментов в Caligari True Space, 3D Studio Max, Softimage, Lightvawe, Maya и т.п., необходимых для проектирования сценического пространства.
2. Сущность этапов проектирования. Составление плана проекта.
3. Изучить методики проектирования художественного оформления сцены (техника сцены). Составить конспект по теме.
4. Выполнить краткие конспекты по следующим темам:
-Принципы проектирования декорации, их зависимость от вида театрального искусства (спектакля, концерта, конкурса и т.п.).
-Методы композиционного конструирования.
-Проектная документация для материального выражения проекта на сцене.
-Организация коллективной работы над сложными проектами.
- Сопровождение проекта на всём протяжении его реализации.
-Методики проектирования перспективных декораций.
-Сценография культурно-досуговых программ.
6. Задания по разделу 6 Макетирование.
1. Изучить необходимую литературу по макетированию.
2. Выполнить краткие конспекты по следующим темам:
-Подмакетник. Принципы распределения объемов и масс в пространстве сцены.
-Сочетание объемных деталей с плоским фоном.
-Технологические приемы изготовления и отделки наиболее распространенных видов изделий.
-Материалы для изготовления театрального макета.
-Масштабы, используемые при изготовлении театрального макета.
-Типы театральных макетов.
-Макет прирезка. Макет, черновая выгородка.
- Компьютерное моделирование.
-Макет, как первая стадия проекта декорационного оформления.
- Фактуры театрального макета и их соотношение с декорационными фактурам в декорациях создаваемых по театральному макету. Законы соответствия художественного оформления сцены с макетом. Макет в дальнейшей работе над технологическим решением спектакля.
-Роль макета в производстве изготовления материального оформления спектакля. Роль макета в подготовке сценических репетиций.
-Выставочный театр.
7 Задания по разделу 7 Технология создания сценического костюма.
1. Изучить необходимую литературу по истории сценического костюма.
2. Выполнить краткие конспекты по следующим темам:
- Определение понятий «одежда», «костюм», «театральный костюм». Значение сценического костюма.
-Исторический костюм. Культура и точность в историческом костюме.
-Костюм бытовой.
-Процесс «состаривания» костюма.
-Костюм «метаисторический».
-Костюм символический, знаковый.
-Цветовые акценты в костюме: главный герой, второстепенные персонажи.
-Конструктивизм в театральном костюме.
-Театральные технологии в изготовлении исторических костюмов
8. Задания по разделу 8 Технология художественно- светового оформления сцены.
1. Изучить необходимую литературу по художественно-световому оформлению сцены.
2. Выполнить краткие конспекты по следующим темам:
- Роль освещения в пространственной композиции.
-Роль освещения на сцене: освещение декорации, освещение актеров.
-Пульт управления. Работа художника по свету.
-Рассеянный свет. Свет направленный. Контражур. Свет скульптурный.
-Световая графика. Световая живопись. Световые эффекты.
-Проекция и современные мультимедийные технологии в освещении сцены
Темы рефератов:
1.Связь декорации с архитектурой театра.
2. Игровая cценография.
3. Связь декорационного искусства с развитием главных художественных стилей мировой культуры.
4. Ведущие мастера декорационного барокко.
5. Завоевания сценического искусства ХVIII в.
6. Декорации театра романтизма и критического реализма.
7. Эволюция русского театрально-декорационного искусства.
8. Русские мастера декорационного искусства (определенного периода).
9. Сценическая живопись и монументально-эпическая тема в
постановках.
10.Современная сценография и современные художникидекораторы. (на
выбор студента).
11.Создание зрительного образа спектакля.
12.Приемы и стили декорационного оформления
Лекции служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к профессиональной деятельности .Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методическиерекомендации к выполнению практических работ
Для успешного освоения дисциплины необходимо повысить мотивацию студентов к изучению курса за счет практического применения знаний.
Практические занятия целесообразно проводить в форме посещения сценических площадок (актовых залов) в школе во время прохождения педагогической практики.
Цель посещения — знакомство со сценическим и закулисным пространством, костюмерной, радио- и светоцехом.
Ряд практических занятий надо посвятить разработке эскиза сценического оформления тематической или сюжетной театральной композиции, эскизной разработке костюма, знакомству с видами народного прикладного творчества (Музей истории города), знакомству с технологией изготовления предметов, аксессуаров, реквизитов, сценических костюмов.
В течение всего образовательного процесса, для расширения кругозора в области народной художественной культуры необходимо организовывать посещения выставок, конкурсов, фестивалей, выступлений учащихся.
Требования к выполнению проекта:
1.Проект должен быть выполнен в виде рисунка на бумаге (формат А4-А3) или оформленных на листе (формат А4-А3) фотографий (размером не менее 10 х 15) или в виде компьютерной презентации.
2.Проект должен быть показан в 2-х или 3-х ракурсах, в цветном исполнении.
3.Проект должен содержать обоснование концепции, темы, идеи представленного сценографического оформления (по необходимости можно приложить сценарий мероприятия для которого разработан проект).
4.Представление проекта должно содержать подробное описание деталей оформления (их использования во время проведения мероприятия), особенности тех или иных элементов оформления (особенности изготовления, материала изготовления, крепления, использования и т.д.).
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины
Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.