2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Оформление сцены
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Оформление сцены
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
128
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
128
128
128
128
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Валиева Р.З. _________________
 
 
Оформление сцены
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: дать обучающимся знания об основах оформления сцены -сценографии как о синкретическом виде искусства; формирование у обучающихся поликультурных знаний и умений.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
уметь нахоить информацию о культурных особенностях различных социальных слоев общества;
1.4
раскрыть особенности понятия «сценография»
1.5
проследить историю становления и развития мировой сценографии
1.6
ознакомить обучающихся  с механическим устройством сцены, особенностями светового и звукового оборудования
1.7
дать представление о приемах сценического оформления сцены
1.8
рассмотреть особенности сценографии различных культурно -досуговых мероприятий
1.9
прививать навыки анализа продуктов сценографии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная педагогическая практика
2.1.2
Производственная  практика по воспитательной работе
2.1.3
Безопасность жизнедеятельности
2.1.4
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.5
Искусство народов Поволжья
2.1.6
История (история России, всеобщая история)
2.1.7
История изобразительного искусства РТ
2.1.8
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.9
Технологии домашнего хозяйства
2.1.10
Учебная технологическая (проектно-технологическая)  практика
2.1.11
Основы дизайна
2.1.12
2.1.13
История дизайна
2.1.14
Искусство народов Поволжья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История изобразительного искусства
2.2.2
Обработка конструкционных материалов
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
ценностные основы профессиональной деятельности в данной области (основные этапы становления и развития сценографического искусства в России и за рубежом);
3.1.2
перспективы развития и проблемы совершенствования современного сценографического искусства;
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
3.1.3
методы и приёмы композиционной организации сценического пространства в зависимости от вида и жанра зрелищных искусств;
3.1.4
функции художника в производственном процессе изготовления материального оформления сцены;
3.1.5
основные приёмы художественного освещения сцены и технические приёмы реализации художественного замысла;
3.1.6
основные принципы распределения объёмов и масс в пространстве сцены;
3.1.7
межкультурные различия разных народов в историческом, филосовском и этическом контекстах;
3.1.8
условия создания безопасной и комфортной образовательной среды.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
графически изобразить на плоскости (составить эскиз) сценического пространства;
3.2.2
построить объёмно-пространственно сцену (изготовить макет);
3.2.3
работать с чертежом;
3.2.4
работать с различными материалами и фактурами (картоном, деревом, тканью, бумагой, проволокой и т.д.;
3.2.5
использовать компьютерные технологии в решении дизайна сценического пространства;
3.2.6
находить и использовать информацию о культурных различиях разных народов;
3.2.7
создать условия безопасной и комфортной образовательной среды для сохранения жизни и здоровья обучающихся.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами и приёмами композиционной организации сценического пространства;
3.3.2
способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналах, сайтах, образовательных порталах и т.д.), способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
3.3.3
навыками профессиональной рефлексии, профессионального самосовершенствования;
3.3.4
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Сценография - пространственное оформление спектакля

 
1.1
Самостоятельное изучение раздела дисциплины: 1.1.Понятие сценографии и театральной декорации.

1.2.Подробная, лаконичная  или минимальная сценография.

1.3.Театрально-декорационное оформление культурно-досуговых мероприятий в образовательном учреждении.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э7

4
УК-5.1
5
0
 
 
Раздел 2. История декорационного оформления

 
2.1
Самостоятельное изучение раздла дисциплины:  2.1. Этапы развития европейского

театрально-декорационного искусства.

2.2. Эволюция русского театрально-декорационного искусства.

2.3. «Серебряный век» русского искусства и принципы изобразительной режиссуры Московского художественного театра.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э7

18
УК-5.1
5
0
 
 
Раздел 3. Сценографическая композиция

 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
3.1
Самостоятельное изучение раздела дисциплины: 3.1. Создание визуального образа, среды, стиля массового зрелища.

3.2. Сценическое пространство в динамике в соответствии с развитием сюжета.

3.3. Процесс создания проекта художественного оформления массового зрелища, состоящим из: макета, раскадровок и эскизов, декорации, эскизов костюмов и реквизита, габаритных чертежей декорации, мебели и бутафории с указанием фактур и выкрасок.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э6 Э7

6
УК-5.1
5
0
 
 
Раздел 4. Технология художественного оформления представления и культурно-досуговых программ

 
4.1
Разработать эскиз живописной декорации (например, к пьесе Фонвизина «Недоросль»). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э7

10
УК-5.1 УК-8.1
5
0
 
4.2
Разработать эскиз декорации типа «павильон» к одному из действий следующих спектаклей: А. Грибоедов «Горе от ума», А. Пушкин «Борис Годунов», М. Лермонтов «Маскарад», А.Н. Островский «Гроза» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7

4
УК-5.1 УК-8.1
5
0
 
4.3
Самостоятельное изучение раздела дисциплины: 4.1. Структура процесса подготовки новой постановки.

4.2. Работа над макетом, планировкой проекта постановки.

4.3. Технологическое проектирование постановки.

4.4. Роль художника в производственном процессе изготовления материального оформления постановки.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5 Э7

20
УК-5.1 УК-8.1
5
0
 
 
Раздел 5. Проектирование сценического оформления

 
5.1
Эскизно оформить кулисную передвижную декорацию к одному из спектаклей по пьесам А.Н. Островского: «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бедность – не порок», «Снегурочка» и др. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7

4
УК-5.1 УК-8.1
5
0
 
5.2
Разработать мультимедийную презентацию оформления культурно-досуговой программы в СОШ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
УК-5.1 УК-8.1
5
0
 
5.3
Разработать художественный проект  трёхплановой декорации для школьной  сцены в актовом зале   к любому виду сценической постановки при помощи графических инструментов в Caligari True Space, 3D Studio Max, Softimage, Lightvawe, Maya и т.п.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

16
УК-5.1 УК-8.1
5
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
5.4
Самостоятельное изучение раздела дисциплины: 5.1. Методики  проектирования художественного оформления сцены (техника сцены).

5.2. Принципы проектирования декорации, их зависимость от вида театрального искусства (спектакля, концерта, конкурса и т.п.).

5.3. Методы композиционного конструирования.

5.4. Проектная документация для материального выражения проекта на сцене.

5.5. Организация коллективной работы над сложными проектами.

5.6. Сопровождение проекта на всём протяжении его реализации.

5.7. Методики проектирования перспективных декораций.

5.8. Сценография культурно-досуговых программ

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э7

12
УК-5.1 УК-8.1
5
0
 
 
Раздел 6. Макетирование 

 
6.1
Макет трёхплановой декорации к школьному спектаклю /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
УК-5.1
5
0
 
6.2
Самостоятельное изучение раздела дисциплины: 6.1. Подмакетник.

6.2. Принципы распределения объемов и масс в пространстве сцены.

6.3. Сочетание объемных деталей с плоским фоном.

6.4. Технологические приемы изготовления и отделки наиболее распространенных видов изделий.

6.5. Материалы для изготовления театрального макета.

6.6. Масштабы, используемые при изготовлении театрального макета.

6.7. Типы театральных макетов. 6.8.Макет прирезка. Макет, черновая выгородка.

6.9. Макет материального Компьютерное моделирование.

6.10. Макет, как первая стадия проекта декорационного оформления.

6.11. Фактуры театрального макета и их соотношение с декорационными фактурам в декорациях создаваемых по театральному макету. Законы соответствия художественного оформления сцены с макетом. Макет в дальнейшей работе над технологическим решением спектакля.

6.12. Роль макета в производстве изготовления материального оформления спектакля. Роль макета в подготовке сценических репетиций.

6.13. Выставочный театр /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э7

6
УК-5.1
5
0
 
 
Раздел 7. Технология создания сценического костюма

 
7.1
Разработка эскизов театральных костюмов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э7

6
УК-5.1
5
0
 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
7.2
7.1.Определение понятий «одежда», «костюм», «театральный костюм». Значение сценического костюма.

7.2.Исторический костюм. Культура и точность в историческом костюме.

7.3.Костюм бытовой.

7.4.«Состаривание» костюма.

7.5.Костюм «метаисторический».

7.6.Костюм символический, знаковый.

7.7.Цветовые акценты в костюме: главный герой, второстепенные персонажи.

7.8.Конструктивизм в театральном костюме.

7.9.Театральные технологии в изготовлении исторических костюмов

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э7

6
УК-5.1 УК-8.1
5
0
 
 
Раздел 8. Технология художественно-светового оформления сцены

 
8.1
Самостоятельное изучение разделов дисциплины:                    8.1.Роль освещения в пространственной композиции.

8.2.Роль освещения на сцене: освещение декорации, освещение актеров.

8.3Современные световые приборы.

8.4.Пульт управления. Работа художника по свету.

8.5.Рассеянный свет. Свет направленный. Контражур. Свет скульптурный.

8.6.Световая графика. Световая живопись. Световые эффекты.

8.7.Проекция и современные мультимедийные технологии в освещении сцены.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5 Э7

6
УК-5.1
5
0
 
8.2
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э7 Э8

4
УК-5.1 УК-8.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень контрольных вопросов для зачета:

1.Специфика театрально-декорационного искусства.

2.Основные этапы развития сценографии в России.

3.Сценическое оформление спектаклей  в первом  профессиональном публичном театре в России.

4.Роль ХVIII в. в развитии театрально-декорационного искусства.

5.Оформление различных стилей сценографии в начале ХIХ в.

6.Пути развития сценографии во 2-ой половине ХIХ в.

7.Реформа декорационного искусства в Частной опере С.И. Мамонтова.

8.Характеристика сценографических решений художников Частной оперы Ма-монтова: В. Васнецова, В. Поленова, К. Коровина, М. Врубеля.

9.Изобразительная режиссура художников МХТ.

10.Творчество В. Симова.

11.Сценография в императорских театрах в начале ХХ в.

12.Стиль-модерн А.Я. Головина.

13.Художники «Мира искусства» в Антрепризе С.П. Дягилева.

14.Театрально-декорационное искусство В. Мейерхольда.

15.Поиски новых сценографических решений в России начале ХХ в.

16.Г. Якулов – первый профессиональный сценограф советского театра.

17.Характеристика сценографии 30-х гг.

18.Творческое наследие Н. Акимова.

 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
19.Сценографы шестидесятых годов.

20.Сценография 70–80-х гг. Искусство Д. Боровского.

21.Творческий стиль Э. Кочергина.

22.Театральный художник В. Левенталь.

23.Развитие сценографии в конце ХХ столетия.

24.Техника сцены.

25.Виды декораций и пространственное устройство сцены.

26.Технология художественного оформления спектакля.

27.Приемы и стили декорационного оформления.

28.Сценография как искусство создания зрительного образа.

29.Работа режиссера с художником.

30.Сценография культурно-досуговых программ в образовательных учреждениях.

31. Устройство театрального пространства.

32. Виды сцен.

33.  Пульт управления сценической техникой.

34. Особенности работы машинистов сцены.

35. «Мягкая» и «жесткая» декорации.

36. Технология изготовления декораций в театральных мастерских.

37. Работа парикмахеров и гримеров.

38. Устройство мастерской по изготовлению бутафории и реквизита.

39. Художник-оформитель, его обязанности в театре.

40.  Художник-декоратор и его обязанности в театре.

41. Определение понятия «композиция».

42. Формальные принципы композиции.

43. Внутреннее единство композиции.

44. Доминанта и фокус композиции.

45. Статическая и динамическая уравновешенность.

46. Замкнутая композиция.

47. Открытая композиция.

48.  Симметрия и ее роль в композиции.

49.  Точечная композиция.

50. Линейно-ленточная композиция.

51.  Объемная композиция.

52.  Пространственная композиция.

53.  Двухмерное пространство.

54.  Трехмерное пространство.

55.  Пустое и загруженное пространство.

56.  Сценограф в театре, его обязанности.

57.  Историческое время в театре.

58.  Грим и костюм в театре

Коннтрольное задание к зачету:

Защита проекта декорации культурно-досугового мероприятия в школе (сочинение художественного оформления  школьного зрелища и реализация замысла в материале):

- Проектная документация для материального выражения проекта на сцене (чертёжи декорации, мебели, силовых конструкций - карнизов, дверей, окон, бутафории с указанием фактур и выкрасок  и т.д.)

- Выставочный макет.

- Раскадровки и эскизы декорации.

-Эскизы костюмов и реквизита.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных заданий:

1.Задания по разделу 1 Сценография и её место в изобразительном искусстве.

1.Составьте перечень социально-исторических причин возникновения сценографии.

2.Выпишите основные положения и понятия раздела.

3. Проанализируйте все имеющиеся учебные пособия по сценографии и составьте единый перечень функций и задач сценографии.

4. Выполните краткие конспекты по следующим темам:

-Понятие сценографии и театральной декорации.

-Подробная, лаконичная  или минимальная сценография.

-Театрально-декорационное оформление культурно-досуговых мероприятий в образовательном учреждении.

2.Задания по разделу 2 История театрально- декорационного оформления.

1.На основе изученной литературы дайте характеристику этапов развития театрально-декорационного оформления.

2.Проанализируйте всю имеющуюся литературу по истории развития театрально-декорационного оформления по этапам развития.

3.Выполнить краткие конспекты по следующим темам:

-Этапы развития европейского театрально-декорационного искусства

 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
- Эволюция русского театрально- декорационного искусства.

-«Серебряный век» русского искусства и принципы изобразительной режиссуры Московского художественного театра.

3.Задания по разделу 3. Сценографическая композиция.

1.На основе изученной литературы дайте характеристику сценографической композиции.

2.Проанализируйте всю имеющуюся литературу по истории развития театрального искусства.

3.Выполнить краткие конспекты по следующим темам:

- Визуальный образа, среды, стиля массового зрелища.

-Сценическое пространство в динамике в соответствии с развитием сюжета.

-Процесс создания проекта художественного оформления массового зрелища, состоящим из: макета, раскадровок и эскизов, декорации, эскизов костюмов и реквизита, габаритных чертежей декорации, мебели и бутафории с указанием фактур и выкрасок.

4. Задания по разделу 4 Технология художественного оформления представления и культурно- досугового  мероприятия.

1.Выпишите основные положения и понятия раздела.

2. Проанализируйте литературу по разделу.

3. Выполните краткие конспекты по следующим темам:

-Структура процесса подготовки новой постановки.

-Процесс работы над макетом, планировкой проекта постановки.

-Технологическое проектирование постановки.

- Роль художника в производственном процессе изготовления материального оформления постановки

5.Задания по разделу 5 Проектирование сценического оформления.

1. Изучение необходимых графических инструментов в Caligari True Space, 3D Studio Max, Softimage, Lightvawe, Maya и т.п., необходимых для проектирования сценического пространства.

2. Сущность этапов проектирования. Составление плана проекта.

3. Изучить методики проектирования художественного оформления сцены (техника сцены). Составить конспект по теме.

4. Выполнить краткие конспекты по следующим темам:

-Принципы проектирования декорации, их зависимость от вида театрального искусства (спектакля, концерта, конкурса и т.п.).

-Методы композиционного конструирования.

-Проектная документация для материального выражения проекта на сцене.

-Организация коллективной работы над сложными проектами.

- Сопровождение проекта на всём протяжении его реализации.

-Методики проектирования перспективных декораций.

-Сценография культурно-досуговых программ.

6. Задания по разделу 6 Макетирование.

1. Изучить необходимую литературу по макетированию.

2. Выполнить краткие конспекты по следующим темам:

-Подмакетник. Принципы распределения объемов и масс в пространстве сцены.

-Сочетание объемных деталей с плоским фоном.

-Технологические приемы изготовления и отделки наиболее распространенных видов изделий.

-Материалы для изготовления театрального макета.

-Масштабы, используемые при изготовлении театрального макета.

-Типы театральных макетов.  

-Макет прирезка. Макет, черновая выгородка.

- Компьютерное моделирование.

-Макет, как первая стадия проекта декорационного оформления.

- Фактуры театрального макета и их соотношение с декорационными фактурам в декорациях создаваемых по театральному макету. Законы соответствия художественного оформления сцены с макетом. Макет в дальнейшей работе над технологическим решением спектакля.

-Роль макета в производстве изготовления материального оформления спектакля. Роль макета в подготовке сценических репетиций.

-Выставочный театр.

7 Задания по разделу 7 Технология создания сценического костюма.

1. Изучить необходимую литературу по истории сценического костюма.

2. Выполнить краткие конспекты по следующим темам:

- Определение понятий «одежда», «костюм», «театральный костюм». Значение сценического костюма.

-Исторический костюм. Культура и точность в историческом костюме.

-Костюм бытовой.

-Процесс «состаривания» костюма.

-Костюм «метаисторический».

-Костюм символический, знаковый.

-Цветовые акценты в костюме: главный герой, второстепенные персонажи.

-Конструктивизм в театральном костюме.

-Театральные технологии в изготовлении исторических костюмов

8. Задания по разделу 8 Технология художественно- светового оформления сцены.

1. Изучить необходимую литературу по художественно-световому оформлению сцены.

2. Выполнить краткие конспекты по следующим темам:

- Роль освещения в пространственной композиции.

-Роль освещения на сцене: освещение декорации, освещение актеров.

 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
-Современные световые приборы.

-Пульт управления. Работа художника по свету.

-Рассеянный свет. Свет направленный. Контражур. Свет скульптурный.

-Световая графика. Световая живопись. Световые эффекты.

-Проекция и современные мультимедийные технологии в освещении сцены

Темы рефератов:

1.Связь декорации с архитектурой театра.

2. Игровая cценография.

3. Связь декорационного искусства с развитием главных художественных стилей мировой культуры.

4. Ведущие мастера декорационного барокко.

5. Завоевания сценического искусства ХVIII в.

6. Декорации театра романтизма и критического реализма.

7. Эволюция русского театрально-декорационного искусства.

8. Русские мастера декорационного искусства (определенного периода).

9. Сценическая живопись и монументально-эпическая тема в

постановках.

10.Современная сценография и современные художникидекораторы. (на

выбор студента).

11.Создание зрительного образа спектакля.

12.Приемы и стили декорационного оформления

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении  к РПД                                                                        

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Басалаев, С. Н
Учебный театр : учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки 51.03.02 (071500) «Народная художественная культура», профиль «Руководство любительским театром», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / С. Н. Басалаев. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2014. — 48 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/55269.html : учебно-методический комплекс 
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры,, 2014
 
Л1.2
Агратина, Е. Е. Т
Театрально-декорационное искусство эпохи барокко : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Агратина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 111 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-06010-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441727: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кириченко Е.И., Шехтель Ф.О. 
Жизнь. Образы. Идеи / Е. И. Кириченко. — Москва : Прогресс-Традиция, 2011. — 392 c. — ISBN 978-5-89826-374-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21739.html : Сборник статей
М.: Прогресс-Традиция, 2011
 
Л2.2
Кайтанджян, М. Г. 
История русского театра (от истоков до конца XIX века) : хрестоматия / М. Г. Кайтанджян. — Саратов : Вузовское образование, 2015. — 224 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/36215.html : хрестоматия
Саратов : Вузовское образование, 2015
 
стр. 11
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Р. И. Архангельская, О. А. Блажнова, В. И. Дворман [и др.] 
Искусство театра: Вчера. Сегодня. Завтра : выпуск 7 / Р. И. Архангельская, О. А. Блажнова, В. И. Дворман [и др.] ; под редакцией В. Г. Бабенко. — Москва, Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2013. — 120 c. — ISBN 978-5-7525-2994-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/47986.html: Сборник статей
Москва, Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
онковид С.Б., Гуляева Е.Ю., Игнатова М.И., Гамов И.Е.
Основы пластического языка в художественной обработке материалов : методические указания к изучению дисциплины технологии художественной обработки материалов / составители С. Б. Тонковид [и др.]. — Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2016. — 19 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/73084.html: методические указания 
Липецк : Липецкий государственный технический университет,, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вопросы театра.Сб. научных статей / Главный редактор: Максимова В.А. М.: ГИИИ, 2008-2012 гг.  (журнал посвящен актуальным проблемам театра и продолжает традиции альманаха «Вопросы театра»): [сайт] URL:http://sias.ru/publications/magazines/voprosyteatra 
 
Э2
Искусство в школе (журнал - научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное  проблемам  преподавания искусств в школе): [сайт] URL: http://art-in-school.narod.ru 
 
Э3
Воспитание сценой, формат CD-ROM (журнал содержит методический материал по художественно-эстетическому воспитанию детей школьного возраста).- [сайт] URL:http://teatrbaby.ru/vosp_scen.htm 
 
Э4
Культура и искусство  /ИЭ и А РАН. - Издатель: ООО «НБ-Медиа» (одобрено Ученым советом Российского института культурологии 17 ноября 2010 года и Ученым советом Института этнологии и антропологии Российской академии наук 25 ноября 2010 года) .- [сайт] URL:http://nbpublish.com/camag/view_page_171.html 
 
Э5
Астафьева, Т.В. Компьютерные и медиа-технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса  [Эл. ресурс]: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana)-  Выпуск№ 3 / 2011.-URL:http://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-i-media-tehnologii-v-stsenografii-kak-faktor-razvitiya-postanovochnogo-protsessa 
 
Э6
Лукашевич, И. Е. Компьютерный дизайн трехмерных сцен и локальные системы перспективы .- [сайт]: URL:http://imaper.narod.ru/pdesign.htm 
 
Э7
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э8
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 12
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Лекции служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к профессиональной  деятельности .Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и  отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методическиерекомендации к выполнению практических работ

Для успешного освоения дисциплины  необходимо повысить мотивацию студентов к изучению курса за счет практического применения знаний.

Практические занятия целесообразно проводить в форме посещения сценических площадок (актовых залов) в школе во время прохождения педагогической практики.

Цель посещения — знакомство со сценическим и закулисным пространством, костюмерной, радио- и светоцехом.

Ряд практических занятий надо посвятить разработке эскиза сценического оформления тематической или сюжетной театральной композиции, эскизной разработке  костюма, знакомству с видами народного прикладного творчества (Музей истории города), знакомству с технологией изготовления предметов, аксессуаров, реквизитов, сценических костюмов.

В течение всего образовательного процесса, для расширения кругозора в области народной художественной культуры необходимо организовывать посещения выставок, конкурсов, фестивалей, выступлений учащихся.

Требования к выполнению проекта:

1.Проект должен быть выполнен в виде рисунка на бумаге (формат А4-А3) или оформленных на листе (формат А4-А3) фотографий (размером не менее 10 х 15) или в виде компьютерной презентации.

2.Проект должен быть показан в 2-х или 3-х ракурсах, в цветном исполнении.

3.Проект должен содержать обоснование концепции, темы, идеи представленного сценографического оформления (по необходимости можно приложить сценарий мероприятия для которого разработан проект).

4.Представление проекта должно содержать подробное описание деталей оформления (их использования во время проведения мероприятия), особенности тех или иных элементов оформления (особенности изготовления, материала изготовления, крепления, использования и т.д.).

Методические указания к  самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у 

 
стр. 13
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины

 
стр. 14
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.