Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э5 Э6 Э8 Э9
Э5 Э6 Э8 Э9
Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э5 Э6 Э8 Э9
Э5 Э6 Э8 Э9
Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э4 Э5 Э6 Э8 Э9
Э4 Э5 Э6 Э8 Э9
Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э5 Э6 Э8 Э9
Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э5 Э6 Э8 Э9
Э5 Э6 Э8 Э9
Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э5 Э6 Э8 Э9
Э5 Э6 Э8 Э9
Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э5 Э6 Э8 Э9
Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э2 Э3 Э4 Э9
Контрольные вопросы к экзамену
1.Композиция как учебный предмет. Предмет, цели, задачи и содержание учебного курса.
2.Понятие «художественная форма» в создании композиции произведения.
3.Виды композиции.
4.Законы, правила, приемы и средства композиции.
5.Особенности разработки станковой композиции. Задачи жанров.
6.Сюжет и художественный образ в композиции. Раскрытие понятия «художественный образ» на уроке изобразительного искусства.
7.Особенности развития композиционного мышления школьников на уроках ИЗО.
9.Понятие графической композиции: тональный масштаб, пространство и плановость в композиции.
10.Композиция графического листа, структура формата и плоскости.
11.Средства графической композиции (линия, штрих, точка, пятно, плановость). Монохромная графическая композиция.
13.Моноцентрическая и полицентрическая композиция натюрморта.
14.Станковая графическая композиция пейзажа: плановость, пространство.
15.Виды пейзажа. Цветная графика в пейзаже (материалы и техники).
17.Задачи изучения жанра «пейзаж» на уроке изобразительного искусства в школе.
18.Сюжетно-тематическая композиция бытового жанра (сочетание элементов натюрморта и пейзажа в картине).
19.Графические возможности в разработке методики композиции (набросок, эскиз, этюд, картон).
20.Дидактическое сопровождение композиционно-графической работы на уроке ИЗО в школе. Наглядные пособия по композиции.
21.Основные признаки и понятия живописной композиции. Обзор становления композиционно-живописных систем в искусстве.
22.Живописная композиция на примере произведений разных жанров (натюрморт, пейзаж, портрет). Композиционный (колористический)анализ.
23.Композиционные ошибки. Способы их исправления.
24.Динамика развития живописного видения школьников на уроке ИЗО.
25.Педагогический потенциал изучения композиционных (колористических) способностей школьников.
26.Методики Шорохова, Полуянова, Торшиловой в исследовании композиционно-изобразительной деятельности школьников.
27.Цвет в объемных композициях на занятиях по ИЗО. Цвет в декоративной композиции.
28.Особенности дидактического и методического сопровождения изучения школьниками живописной композиции на уроках ИЗО. Мониторинг развития живописно-композиционного видения обучающихся.
29.Типы композиции (замкнутая, открытая).
30.Композиционная комбинаторика на уроке ИЗО.
Контрольные задания
1.Разобрать несколько композиций на примере работ мастеров: схемы построения, наличие доминанты,
определение композиционной основы внутреннего единства композиции и т.д.
2.Из заданных формальных элементов создать симметричную/асимметричную композицию.
3.Создать открытую динамичную композицию (на примере пейзажа).
4.Создать закрытую динамичную композицию (на примере пейзажа).
5.Создать композицию с элементами наложения; композицию с элементами врезки; композиции с элементами членения.
6.Првести композиционный (графический/живописный) анализ рисунка школьника 5-7 класса (по выбору).
7.Из заданного набора предметов создать монохромную композицию.
8.Из заданного набора предметов создать полихромную композицию.
9.Разбор основных приемов, средств и типов композиции в натюрморте, пейзаже, портрете. На примере произведений мирового искусства (снятие изобразительности).
10.Привести методические примеры использования композиционной комбинаторики на уроке ИЗО в 5-7 классах.
Темы эссе
1.Признаки композиции, как организующего компонента изображения, придающего целостность и соподчиненность.
2.Доминанта (композиционный центр) - главный элемент композиции. Привести примеры.
3.Симметричная и асимметричная композиция. Привести примеры.
4.Композиционная схема (структура, тон, цвет).
5.Приемы композиции: группировка в композиции; членение, наложение и врезка.
6.Ритм как закономерность композиции.
7.Масштаб и формат композиции.
8.Плановость, пространство и объем в композиции.
9.Стилевое единство композиции.
10.Цвет как элемент композиции.
11.Дидактические принципы изучения основ композиции в 5-7 классах.
12.Композиция натюрморта на уроке ИЗО.
13.Композиция пейзажа и портрета на уроках ИЗО.
14.Композиционная ошибка (признаки). Средства композиционной вариативности заданий на уроке.
15.Мониторинг развития композиционного мышления и композиционных умений школьников.
Методические указания к лекциям.
На 2 и 3 курсах читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают обучающегося к педагогической деятельности в школе.Лекции по дисциплине "Композиция в живописи и графике" сопровождаются иллюстративным рядом или презентацией по изучаемой теме. Обучающиеся конспектируют только наиболее важную, опроную информацию: определания, характеристики художественного процесса, зарисовывают композиции иллюстраций. Допускается фотографирование. Конспекты лекций необходимо структурировать, вести их регулярно, записи вести аккуратно, использовать систему сокращений слов и терминов. На полях страницы студент может помечать проблемные для понимания вопросы.Затем самостоятельно их разбирать по рекомендуемой литературе, либо с помощью преподавателя на следующей лекции или лаботаторных занятиях.
Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.
Работа с учебной литературой - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта. Проработка лекционного материала и основных терминов поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение понятий из лекций и словаря терминов, как правило, проверяется в ходе текущего контроля и на зачете/экзамене.
Методические рекомендации по изучению литературы:
1)цель написания конспекта по дисциплине - формирование информационной компетентности - поиск, отбор, анализ учебного материала. Эти метапредметные умения являются обязательными для любого специалиста с высшим образованием, вне зависимости от выбранного направления подготовки;
2)написание конспекта должно быть творческим и должно быть направлено не на копирование-переписывание текста из источников, а на смысловое чтение и краткое изложение своими словами содержания ответа. Копирование и заучивание неосмысленного текста не имеет познавательной и практической ценности;
3)при работе над конспектом возможно появление вопросов, с которыми уместно обратиться к преподавателю в ходе семинаров или в индивидуальном порядке;
4)при работе над терминами необходимо уточнение значений по словарям, энциклопедиям.
Методические указания к практическим занятиям.
Курс дисциплины "Композиция в живописи и графике" включает теоретическую и практическую части. Практические задания выполняются в ходе аудиторных работ. Цели практической части курса композиции: привить обучающимся навыки
упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам, приемам и закономерностям композиции. При этом особо подчеркивается, что все средства построения художественного произведения, закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения; установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий). Проводится письменный и изобразительный анализ композиционной структуры произведений классического искусства как самим преподавателем (для образца), так и обучающимся в рамках выполнения задания.
Беседы в процессе теоретического разбора композиционных проблем произведения служат основой углубления теоретических знаний и способствуют анализу текущих практических заданий с объяснением ошибок и причин их появления.
Выработка практических навыков в работе над композицией состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:
- разработка идеи (замысла), темы, сюжета (сюжетной группы, сюжетной ситуации, решение сюжета) по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз);
- поиск формального (схематического), пластического, цветового и колористического решения (эскиз, этюд);
- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции (изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза. В качестве вспомогательного средства освоения композиции студентами проводятся экскурсии в художественные музеи, галереи и на выставки.
- выполнение итоговой работы в определенном замыслом и сюжетом формате в соответствующей художественной технике (живопись, графика, ДПИ).
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся ОЗО.
Самостоятельная работа (СРС) обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа обучающихся в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.
По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим обучающимся по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к лабораторным занятиям; выполнение контрольных работ; творческих заданий.
Виды самостоятельной работы следующие:
1.самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса композиции;
2.дополнительная проработка лекционных материалов по записям прочитанных лекций и представленного раздаточного материала по тематике курса;
3.подготовка к лабораторным работам по предусмотренным программой темам;
4.подготовка и представление докладов по отдельным вопросам (по требованию преподавателя).
5.формирование неясных вопросов для их рассмотрения во время лекционных и лабораторных занятий с помощью преподавателя;
6.подготовка к зачету и экзамену, включающая теоретический компонент курса и правильное выполнение практических работ по композиции в указанном формате и технике.
Студенты факультетов искусств и дизайна имеют зачастую затруднения в овладении необходимым уровнем изобразительного мастерства. Во время самостоятельной работы студенту необходимо уделять время для композиционно-графических упражнений в различных техниках (фломастер, карандаш, тушь-кисть, аппликация).
Обучающумуся предлагается освоить основные законы композиции на примере натюрморта, пейзажной картины, портрета. На примерах творческого наследия художников изучить основные виды натюрморта, пейзажа, портрета. На основе вводных бесед с преподавателем в рамках лабораторных работ познакомиться с мировыми и отечественными направлениями в искусстве графики и живописи. Изобразительное мастерство совершенствовать в постоянном выполнении этюдов и зарисовок отдельных элементов входящих в композицию сельского или городского пейзажа (в различных графических техниках).
Итогом практической части курса является выполнение эскиза (картона) межжанровой композиции «портрета-пейзажа», «портрета-натюрморта», «пейзажа-натюрморта», (техника в соответствии с задачей – формат А2).
Текущий контроль и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин. В курсе дисциплины обучающиеся изучают диагностические методики определения динамики и особенностей композиционного мышления и композиционно-изобразительных умений школьников на уроках ИЗО.
Методические указания к прохождению экзамена.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
Подготовку к экзамену целесообразно начать с обзора литературы, повторения конспектов лекции. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и контрольные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается ответах на вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, т. к. в процессе записи включаются дополнительные материалы обучающихся , которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложныхпроблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана. При ответе важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа на экзамене целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При проведении экзамена по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30 мин. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Экзамен по композиции включает две процедуры: просмотр с коллегиальным оцениванием преподавателями кафедры учебных работ обучающихся за семестр, а также теоретическая проверка знаний - письменные (либо в форме теста), или устные ответы на контрольные вопросы курса. Обучающийся должен своевременно в течение семестра выполнять практические задания, консультироваться об их качестве с преподавателем, исправлять ошибки. Графические работы по композиции оформляются в паспарту, итоговые живописные - в багет; поисковые работы (наброски, эскизы, зарисовки) также представляются в оформлении (портфолио). Теоретические вопросы обучающиеся изучают в течение семестра, по контрольным вопросам корректируют свои знания.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене). При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства. Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.