«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
44.03.01 Педагогическое образование
Начальное образование
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
способы осуществления деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации;
способы поиска необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
необходимую информацию для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
национальные и социокультурные особенности участников образовательного процесса и социальных партнеров;
способы применения здоровьесберегающих методов и технологий в начальном образовании;
природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность, условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества, основы оказания первой помощи;
способы организации образовательной среды в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
способы выстраивания образовательного процесса в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
основные компоненты основных и дополнительных образовательных программ начального образования;
основы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, методы, приемы и средства, формы организации обучения в начальной школе с учетом характера познавательной деятельности обучающихся;
способы определения и формулирования цели и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
способы достижения образовательных результатов обучающихся в рамках учебных предметов начального образования;
принципы отбора диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
основы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, методы, приемы и средства, формы организации обучения в начальной школе с учетом характера познавательной деятельности обучающихся, в.т.ч с особыми образовательными потребностями;
способы организации урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.
определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта;
выявлять и анализировать различные способы решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор;
осуществлять поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
осуществлять выбор коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров с социальными партнерами и участниками педагогического твзаимодействия;
выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей участников образовательного процесса
применять здоровьесберегающие методы и технологии в начальном образовании;
оценивать и анализировать риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектировать безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрировать приемы оказания первой помощи;
организовать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
выстраивать образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ;
определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
применять различные приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
применять формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
формулировать планируемые образовательные результаты обучения в рамках учебных предметов начального образования;
осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся начальной школы;
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
выявлять трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов;
проектировать образовательную программу с учетом содержания современного целеполагания, определяемого ФГОС;
разрабатывать программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами;
осуществлять урочную и внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
использовать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.
навыками постановки цели и задач для реализации проекта;
навыками осуществления поиска необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
навыками выстраивания взаимодействия с учетом национальных и социокультурных особенностей участников образовательного процесса;
навыками применения здоровьесберегающих методов и технологий в начальном образовании;
навыками оценивания и анализа рисков для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирования безопасного образа жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирования приемов оказания первой помощи;
навыками организации образовательной среды в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
навыками выстраивания образовательного процесса в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
навыками разрабатывания программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемых учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ;
разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ;
навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий по предметным областям НОО;
навыками применения предметных знаний в образовательном процессе НОО для достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
навыками применения различных диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий по предметным областям НОО;
навыками применения предметных знаний в образовательном процессе НОО для достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
навыками использования принципов работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.
знакомство с коллективом учащихся;
изучение системы работы учителя начальных классов, материально-технического и методического обеспечения образовательного процесса в начальной школе;
изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательной организации. /Ср/
Изучение научно-методической литературы.
Ежедневное проведение уроков по всем учебным предметам (кроме физической культуры и иностранного языка).
Проведение внеклассного меропртятия по предмету (по выбору).
Составление перспективного плана воспитательной работы на период практики.
Проведение воспитательной работы в соответствии с планом.
Проведение работы с родителями (участие в родительском собрании).
Проверка и оценка письменных работ и устных ответов обучающихся.
Ведение школьной документации.
Участие в оформлении класса, изготовление наглядных и дидактических средств обучения.
Ведение дневника педагогической практики. /Ср/
подготовка отчета по итогам практики. /Ср/
По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.
Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:
1. Титульный лист.
2. Рабочий график (план) проведения практики.
3. Индивидуальное задание обучающегося.
Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.
4. Результаты выполненного индивидуального задания:
4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.
4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.
4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.
Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.
Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.
Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.
Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.
По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:
5 (отлично) - зачтено;
4 (хорошо) - зачтено;
3 (удовлетворительно) - зачтено;
2 (неудовлетворительно) – не зачтено.
(этапы)
Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики;
знакомство с коллективом учащихся;
изучение системы работы учителя начальных классов, материально-технического и методического обеспечения образовательного процесса в начальной школе;
изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательной организации.
текущий контроль успеваемости
Изучение научно-методической литературы.
Ежедневное проведение уроков по всем учебным предметам (кроме физической культуры и иностранного языка).
Проведение внеклассного меропртятия по предмету (по выбору).
Составление перспективного плана воспитательной работы на период практики.
Проведение воспитательной работы в соответствии с планом.
Проведение работы с родителями (участие в родительском собрании).
Проверка и оценка письменных работ и устных ответов обучающихся.
Ведение школьной документации.
Участие в оформлении класса, изготовление наглядных и дидактических средств обучения.
Ведение дневника педагогической практики.
Анализ проведенных зачетных уроков и внеурочных мероприятий.
текущий контроль успеваемости
подготовка отчета по итогам практики.
Анализ отчетной документации
текущий контроль успеваемости
Защита отчета по практике
промежуточная аттестация
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.
Обучающийся, проходящий практику, должен:
На организационном этапе:
- присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;
- прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
- получить индивидуальное задание.
В период прохождения практики:
- ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);
- активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;
- выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
- ежедневно вести дневник практики;
- соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
- осуществлять взаимодействие с руководителем от профильной организации.
На заключительном этапе:
- представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.
Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:
- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;
- ответы обучающегося на вопросы по отчету;
При оценке учитываются:
- содержание отчета и доклада обучающегося;
- качество ответов на вопросы;
- корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.
- в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.
Обучающийся имеет право:
- на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;
- пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;
- на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.
Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;
- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения.
При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.