2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Цветоведение и колористика_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Цветоведение и колористика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
83
83
83
83
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.наук, старш.преп. , Батаева Л.А.;PhD, доц., Валиева Р.З. _________________
 
 
Цветоведение и колористика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: подготовка обучающихся к грамотному использованию цвета в Web-дизайне, посредством изучения основных свойств , систематики, восприятия цвета, необходимых для приобретения профессиональных компетенций; использования цвета в объектах графики и графического дизайна интерфейса
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
освоение практических методов и навыков работы с цветом и его грамотного применения в объектах графики и графического дизайна интерфейса
1.4
изучение художественных и эстетических свойств цвета, закономерностей создания цветового строя, колорита, приемов использования контрастов для дальнейшей интерпретации в соответствии с творческим замыслом дизайнера;
1.5
выработка у обучающихся умения создать цветовой  колорит в соответствии с творческим замыслом;
1.6
ориентация  обучающихся на выработку и формирование необходимых качеств для будущей профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы композиции (пропедевтика)
2.1.2
Основы теории и методы дизайна
2.1.3
Технологии дизайн-проектирования
2.1.4
Основы изобразительной грамоты
2.1.5
Пакеты векторной графики
2.1.6
Пакеты растровой графики
2.1.7
Проектирование и администрирование баз данных
2.1.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Ландшафтный дизайн
2.2.3
Основы моделирования
2.2.4
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
2.2.5
Компьютерный дизайн интерьера
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы и технологии разработки объектов графики и графического дизайна интерфейса;
3.1.2
систематику цветов и правила смешения цветов;
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
3.1.3
двенадцатичастный цветовой круг по И. Иттену;
3.1.4
основные характеристики цвета и его восприятие;
3.1.5
виды контрастов, цветовое созвучие, гармонические сочетания цветов, несобственные качества цвета.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
предельно выразительно создавать колористические сочетание в цветовой композиции,используя закономерности и принципы цветового созвучия или цветовой гармонии;
3.2.2
выполнить эскизы и цветные композиции на гармонию цветовых созвучий;
3.2.3
предельно выразительно создавать колористические сочетание в цветовой композиции,используя закономерности и принципы цветового созвучия или цветовой гармонии; выполнитьэскизы и цветные композиции на гармонию цветовых созвучий;
3.2.4
выполнить эмоционально-ассоциативные эскизы на несобственные качества цвета;
3.2.5
создавать дизайнерские проекты и композиции на задуманные виды контрастов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком в раскрытии художественно - образного решения объекта дизайна через гармонию цвета.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 1. Введение в цветоведение

 
1.1
1.1.Цветовые системы, история науки о цвете. 1.2. Формообразование и цвет.     1.3.Донаучное понимание света и цвета естествоиспытателями и учёными(Платон,Аристотель,Эмпедокл,Демокрит, Леонардо да Винчи, Рене Декарт, Иоган Кеплер, Роберт Гук и др.                     1.4.Научное понимание цвета в учениях И. Ньютона (спектральная природа цвета), М.В. Ломоносова (трёхцветная природа цвета), Т. Юнга (многообразие воспринимаемых цветов), Г. Гельмгольца (пары дополнительных цветов и их различия в закономерностях при образовании цветов путём смешения излучений и смешения), Дж.К. Максвелла (выразил спектральные цвета через количество трёх основных красок), В.Д. Райта, Дж. Гилда,  И. Гёте, Р. А. Гранит, Я.Ф. Ле Блон, Л. А. Дюко дю Орон и др

            Реферат /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7

2
4
0
Устная форма коллоквиума;
 
1.2
Изучение  цветовых моделей (RGB, CMYK, lab); /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э12

14
4
0
 
 
Раздел 2. 2. Наука о цвете. Физические основы цвета. 

 
2.1
Создание 12-ти частного цветового круга (при помощи художественных материалов и компьютера) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э9 Э12

8
4
0
 
 
Раздел 3. 3. Цветовая гамма и цветовая композиция

 
3.1
Первичное изучение гармонических сочетаний цветов по 12-ти частному цветовому кругу /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э9 Э12

4
4
0
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
3.2
Опыты с серым цветом

Опыты с коричневым цветом (с 3-мя первичными и 3-мя вторичными цветами)

Опыты с цветом – получение тональных и цветовых растяжек и  ахроматических и хроматических цветов

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э9 Э12

10
4
0
Творческое задание
 
3.3
Упражнение: В кореле нарисовать по 5 красных, жёлтых, синих, чёрных и белых квадратов. Расположить их в большой квадрат 5х5.

Упражнение: Нарисовать 3 квадрата, залить каждый одним из основных цветов: ж., зел., кр. В центр каждого квадрата поместить квадрат меньшего размера среднего серого цвета.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э8 Э9 Э12

4
4
0
 
 
Раздел 4. 4. Типы колорита и их место в культуре и искусстве.

 
4.1
4.1.Типы колорита (насыщенный, разбеленный, зачернённый, ломаный).

4.2.Насыщенный (яркий) колорит в различных культурах, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.        4.3Цветовая символика Индии, Китая и цветовая эстетика Ислама.

4.4 Отношение к цвету в различных течениях и направлениях в искусстве и в науке (классификация общих тенденций цвета в три группы: классически-осязаемую, барочную, иллюзорно-оптическую реалистическую).

4.5.Оп-арт – искусство света и цвета.

      

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э12

14
4
0
Письменная форма коллоквиума; творческое задание; рефераты
 
4.2
Разработать цветовую композицию на основе изучения элементов и цветовой символики у различных культур народов мира (Индия, Китай, Египет, Европа и т. д.). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э12

8
4
0
 
 
Раздел 5. 5. Цветовая гармония

 
5.1
5.1Понятие цветовой гармонии.

5.2 Основные способы цветовой гармонизации.

5.3 Закономерности построения однотоновых гармоний.

5.4 Группы родственных сочетаний.

5.5Гармония родственно-контрастных цветов.

5.6 Гармония взаимодополнительных цветов.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э5 Э9 Э12

2
4
0
Рефераты
 
5.2
С помощью кисочек и градиентной заливки создать две работы:      1) доминирующими должны быть два одинаковых, но не равнозначных объекта и                        2) нюанс объектов. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э9 Э12

2
4
0
 
5.3
Выполнение коллажа на гармоничное сочетание цветов с использованием контрастных, нюансовых взаимоотношений.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э10 Э12

3
4
0
Бумага разной фактура и цветов, 
 
 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Раздел 6. 6. Цветовые контрасты

 
6.1
6.1. Виды контраста: по цвету, света и тени, тёплых, холодных, дополнительных цветов, цветовой и тональной насыщенности.

6.2. Одновременные (светлотный, хроматический, краевой) и последовательные контрасты.

6.3. Восприятие цветов.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э5 Э9 Э12

2
4
0
Рефераты
 
6.2
Изучение контраста светлого и тёмного:

-13-ти частный хроматический ряд первичного цвета;

- 5-ти  частный хроматический ряд одинаковой светлоты с выбранным оттенком цвета;

- 5-ти частный хроматический ряд одинаковой темноты с выбранным тёмным цветом.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э12

4
4
0
   Творческое задание
 
 
Раздел 7. 7. Психология цвета

 
7.1
Цветовые ассоциации и синестезии. Разработать различные виды ассоциаций:

-ассоциативные цветовые образы по типам настроение, музыка, поэзия и т.д.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э10 Э12

4
4
0
Рефераты
 
 
Раздел 8. 8. Цвет в дизайне

 
8.1
Оптические иллюзии и ассоциативный ряд:

-Выявление;

-Разрушение;

-Деформация;

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э9 Э12

4
4
0
 
8.2
Цветовое решение геометрической формы:

-Геометрическая форма как доминирующий элемент пространства;

-Геометрическая форма как дополнительный элемент пространства;

-Цветовая схема серии дизайн-объектов.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э9 Э12

14
4
0
 
8.3
Устный экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э12

9
4
0
Вопросы к экзамену
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. На чём основываются цветовые системы Аристотеля и Платона?

2. В чём заслуга И. Ньютона в изучении природы цвета?

3. В чём заключается открытие У. Гершеля?

4. Расскажите в чём заключается физиологическое восприятие цвета человеческим глазом.

5. В чём заключаются теории М. В. Ломоносова, Т. Юнга и Г. Гельмгольца?

6. В чём заключается сущность систематизации цвета?

7. Охарактеризуйте по иллюстрации цветовое тело Манселла.

8. В чём заключается сущность систематизации цвета?

9. Охарактеризуйте по иллюстрации цветовую модель В. Оствальда.

10. Что лежит в основе цветовой модели В. Матюшина?

 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
11. Охарактеризуйте 3 закономерности в изменчивости  цветовых аккордов.

12. Назовите 4 основных вида гармонических цветовых сочетаний по В.М. Шугаеву. И в каких случаях их можно получить?

13. Охарактеризуйте теорию гармонических сочетаний по системе В. Козлова.

15. Дайте понятие комплиментарного цвета и третичного цвета.

16. Что такое цветовой тон и  «оттенок» цвета?

17. Что такое светлота или яркость цвета? Что представляет собой шкала светлот?

18. Каким образом получаются цвета оттенков, теней и тональностей?

19. Что такое яркость и относительная яркость с точки зрения науки цветоведения?

20. Что такое насыщенность цвета?

21. Что означает понятие чистота цвета? Каким образом получается цветность?

22. Назовите основные способы смешения цветов. Назовите три основных закона смешения цветов.

23. Чем отличается слагательный  процесс смешения цветов от вычитательного?

24. Что такое пространственное смешение цветов и где можно его наблюдать?

25. В чём состоит особенность направления «пуантилизм» с точки зрения цветоведения? Назовите фамилии художников, которые работали в данной технике.

26. На чём основано оптическое смешение цветов? Назовите основные цвета в данном виде смешения.

27. Что такое свет с точки зрения физики? Чем он характеризуется?

28. Каким образом отражается свет от идеально белой, серой и чёрной поверхностей?

29. Перечислите основные изменения цветового тона при искусственном освещении (красного, оранжевого, жёлтого, голубого, синего и фиолетового цветов).  В какую сторону меняется яркость этих цветов?

30. Что такое ахроматическая гамма, и каким качеством обладают ахроматические тона?

31. В чём состоит суть явления ахроматического или светового контраста?

32. На чём основывается гармония цветов?

33. Перечислите известные Вам комбинации гармоничных сочетаний цветов.

34. Что составляет основу  однотоновых (монохромных) гармонических сочетаний цветов?

35. Назовите 3 типа гармонических сочетаний по Манселлу.

36. Чем характеризуется гармония родственных цветов? Приведите пример грамотного создания гармонии родственных цветов, используя цветовой круг.

37. Приведите пример создания гармоний родственно-контрастных цветов и проанализируйте суть данной гармонии.

38. В чём состоит суть гармонии взаимодополнительных цветов?

39. Что такое колорит? Колористическая композиция?

40. Как отличаются между собой поверхностный и пространственный свойства цвета?

41. Какую роль играет цвет в архитектурной композиции?

42. Цвет и среда. Чем определяется специфика пространственного ощущения цветовых характеристик (поступательное и панорамное движение)?

43. Восприятие цвета в пространстве по В. Кандинскому (цветовой расклад).

                                                  

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1.Контраст холодного и тёплого

2.Цветовая гармония

3.Двенадцатичастный цветовой круг

4.Сочетание цветов.

5.Цветовые системы

6.Колористика и цветоведение

7.Свет и цвет

8.Физика цвета

9.Цвет и цветовое воздействие

10.Cубъективное отношение к цвету

11.Цветовое конструирование

12.Семь типов цветовых контрастов

13.Контраст цветовых сопоставлений

14.Контраст цветовых сопоставлений

15.Контраст светлого и тёмного

16.Колористика.

17.Грамотный выбор оттенков цветов.

                                         

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лютов, В. П. 
Цветоведение и основы колориметрии : учебник и практикум для бакалавриата / В. П. Лютов, П. А. Четверкин, Г. Ю. Головастиков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 224 с. — (Бакалавр). — ISBN 978-5-534-06168-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434126 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Никитина, Н. П. 
Цветоведение. Колористика в композиции  :  учебное пособие / Н. П. Никитина. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2018. — 134 c. — ISBN 978-5-7996-1475-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68517.html 
Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Жданов, Н.В.
Жданов, Н.В. Бионика. Формообразование : учебное пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Уваров, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 217 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08018-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442253: учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Казарина, Т. Ю.
Цветоведение и колористика : практикум по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн» / Т. Ю. Казарина. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. — 36 c. — ISBN 978-5-8154-0382-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66372.: Практикум
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1

Школа web-дизайна-URL:http://mikhalkevich.narod.ru/shkola.html

 
Э2
Основы цветоведения. Кравцова Т.А., Зайцева Т.А., Милова Н.П -URL:-http://abc.vvsu.ru/Books/um_osntsvetov/default.asp 
 
Э3
Ковалёв Ф. В. Золотое сечение в живописи-URL:http://hudozhnikam.ru/zolotoe_sechenie.html
 
Э4
Школа Веб-дизайна. Сайт Михалькевича С. Студия настоящего дизайна-URL:http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main1.html
 
Э5
Основные свойства цвета  URL:-http://studopedia.net/2_35265_osnovnie-svoystva-tsveta.html
 
Э6
Creativshik – Виртуальная школа графического дизайна Б.Поташника - URL:http://creativshik.com/
 
Э7
Иттен И. Основы цвета-  URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Itten/index.php
 
Э8
Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. -  URL: https://books.google.ru
 
Э9
Основы колористики-  URL: http://www.dizayne.ru/
 
Э10
Ю. Аксенов, М. Левидов.Цвет и линия/ Практическое руководство по рисунку и живописи - URL: http://www.vangogh.ru/study/book1/
 
Э11
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э12
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным  и самостоятельным работам:

Опыты с коричневым цветом (с 3-мя первичными и 3-мя вторичными цветами)

Цель: изучение приёмов получения различных оттенков коричневого цвета из смесей первичных и вторичных цветов.

Задачи: получение коричневых оттенков из первичных и вторичных цветов.

Материалы: бумага формата А4, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой.

Смешать 3 первичных цвета (красный, синий и жёлтый) в различных пропорциях и получить весь ряд возможных коричневых оттенков, изменяя вводимые пропорции.

Далее смешать 3 вторичных цвета (оранжевый, зелёный, фиолетовый или пурпурный)в различных пропорциях и получить весь ряд возможных коричневых оттенков

Опыты с цветом – получение тональных и цветовых растяжек и  ахроматических и хроматических цветов

Цель: изучение многообразия тональностей ахроматических и хроматических цветов с дальнейшим использованием полученных навыков в творческих работах.

Задачи: выполнить  тоновую ахроматическию и   хроматическую растяжки.

Материалы: бумага формата А3, А4, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой.

Для того чтобы построить ахроматическую растяжку, необходимо при помощи линейки и простого карандаша расчертить полосу и разделить её на равных 13 частей. Далее при помощи палитры смешиваем белила и черную краску в разных пропорциях: от светло-бело-серого до серо-чёрного тонов (см. приложение 1, рис.5).

Хроматическая растяжка по цветовому тону заключается в построении рядов от красного цвета через  фиолетовый к синему; от синего цвета через  зелёный к жёлтому; от жёлтого цвета через оранжевый к красному (по принципу цветового круга).

Творческая работа № 2 Колорит

1) Подбор типов колорита  с одинаковой   чистотой  цветов и создание несложной  абстрактной  композиции (примитивные культуры, авангард и др).

Цель: изучение колористической гаммы

Задачи: составить абстрактную композицию с одинаковой чистотой цветов (к примеру, в авангардистском стиле).

Материалы: бумага формата А4, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой

В работе используются чистые несмешанные цвета – как определённый приём сопоставления цветов, который встречается также в средневековой книжной миниатюре, в иконописи, где каждый цвет наделён особой символикой, в западноевропейской живописи эпохи Раннего Возрождения, в картинах Н. Пуссена и др. представителей классицизма. Художники рубежа 19–20 вв., стремясь усилить эмоциональное воздействие своих картин на зрителя обращаются также к локальному колориту (А. Матисс, П. Гоген, Кандинский и др.).

Насыщенный или яркий колорит. Главные признаки этого типа: максимально возможная насыщенность его элементов. Основные цвета: Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный (+ некоторые промежуточные: оранжевый, голубой, фиолетовый, пурпурный). Применяется этот тип колорита:

- в народном искусстве;

- в городском фольклоре;

 
стр. 10
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
- в искусстве китч (низкопробное искусство);

- в агитационной и рекламной графике;

- в авангардном течении живописи XX века;

- в детском, молодежном и спортивном дизайне;

- в искусстве народов южных и северных (прибалты, скандинавы, эскимосы) стран;

- в геральдике;

- в карнавальном искусстве.

2) Разбеленный колорит (средневековья, уходящего дворянства, ампир).

Цель: изучение  различных оттенков цветов.

Задачи: композиция с использованием разбеленного колорита.

Материалы: бумага формата А4, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой

Разбеленный колорит - подмесь белого цвета к цветам произведения. Применялись следующие сочетания: белый, оттенки розового, золотого, желтого и т.д.

Композицию следует построить с учётом гармонически сочетающихся между собой цветов. Она может содержать полярные, контрастно-родственные или родственные цвета, которые будут различаться насыщенностью.

3) Ломаный колорит (модерн)

Цель: изучение  различных оттенков цветов.

Задачи: композиция с использованием ломаного колорита

Материалы: бумага формата А4, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой

Ломаный колорит состоит из сложных оттенков. Ломаный колорит — это колорит, где все используемые цвета применены с примесью серого или другого цвета. Серые цвета всегда усложнены, им трудно подобрать название. Они «больше всего приятнее изысканному вкусу, усталому и изощрѐнному зрению, чем чистые и разбеленные цвета». Чаще всего этот колорит соотносят со стилем «Модерн». Изысканный, вычурный, пресыщенный, признак усталости культуры. В России этот тип колорита присущ работам Бенуа, Головина, Билибина, яркий пример работа Валентина Серова «Ида Рубинштейн».

Для композиции в ломаном колорите можно использовать нейтральный серый цвет в качестве смеси с другими цветами, а также можно использовать и более светлые или тёмные серые цвета по шкале.

В композиции можно использовать также зачернѐнный (тѐмный) колорит. Зачернѐнный колорит «мы наблюдаем там, где человеческий разум отступает перед тайной: там, где происходят трагические события, где изображают старость и угасание». В истории таких примеров много: мрачные подвалы Караваджо, поздний Тициан, у Рембрандта – тѐмные сцены, Веласкес. В истории живописи очень много тѐмных картин. Тѐмный колорит иногда говорит об одряхлении, упадке живописного начала – художники просто избегают цвет. В середине 19 века ярким примером тѐмного колорита могут служить картины русских академистов. В частном быту тѐмные гаммы создают впечатление уюта, покоя и репрезентативности. «Буржуазный» интерьер 19 века не признавал белых стен и светлой мебели, в нѐм господствовали тѐмные цвета.  Такой колорит подразумевает добавление чёрного цвета в различных пропорциях (долях) в используемые цвета.

Творческая работа № 3 Цветовая гармония

1)Упражнения  на  гармоничное соотношение плоскостей, заполненных дополнительными цветами в различных пропорциях

Цель: изучение контраста цветового распространения (контраста по площади цветовых пятен).

Задачи: выполнить 3 упражнения на распространение дополнительных цветов

Материалы: бумага формата А3, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой, линейка.

Выполнить упражнения по изучению гармонических соотношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами в следующих пропорциях:

жёлтый:феолетовый=1/4:3/4; оранжевый:синий=1/3:2/3; красный:зелёный=1/2:1/2.

Контраст цветового распространения характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность - противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».

Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Но нам хотелось бы выяснить, какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными и при каких условиях ни один из них не будет выделятся больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во- первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости. Для того, чтобы определить яркость или светлоту того или иного цвета, необходимо сравнить их между собой на нейтрально-сером фоне средней светлоты. При этом мы убедимся, что интенсивность или светлота отдельных цветов различны.Гёте установил для этой цели простые числовые соотношения, очень удобные в нашем случае. «Эти соотношения приблизительны, но кто станет требовать точных данных, если имеющиеся в продаже краски, изготовленные на разных фабриках и продающиеся под одним и тем же названием, так сильно разнятся между собой? В конечном счёте решать должен глаз. Помимо того, цветовые участки в картине часто фрагментарны и сложны по форме, и было бы весьма трудно привести их к простым числовым отношениям. Глаз заслуживает большего доверия, но при условии, что он обладает развитой чувствительностью к цвету» . По Гёте световую насыщенность различных цветов можно представить системой следующих соотношений:

жёлтый: 9

оранжевый: 8

красный: 6

фиолетовый: 3

синий: 4

зелёный: 6

Приведём отношения светлоты следующих пар дополнительных цветов:

жёлтый: фиолетовый = 9:3 = 3:1 = ¾: 1/4

оранжевый: синий = 8:4 =2:1= 2/3: 1 /3

 
стр. 11
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
красный: зелёный =6:6=1:1=1/2:1/2

Если для гармонизации размеров цветовых плоскостей опираться на эти данные, то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых величин. То есть, жёлтый цвет, будучи в три раза сильнее, должен занимать лишь одну треть пространства, занимаемого его дополнительным фиолетовым цветом (см. приложение 1, рис. 30).

Если представить  круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках, то он будет построен следующим образом:

- сначала весь круг делится на три равные части, затем каждая из них, в свою очередь, опять делится пропорционально числовым отношениям двух дополнительных цветов:

- одна треть круга для жёлтого и фиолетового цвета делится в соотношении ¼: ¾;

- другая треть, для оранжевого и синего, как 1 /З: 2/3,

- и последняя треть для красного и зелёного представлена соотношением ½:1 /2.

Когда эти пропорции найдены, рисуется другой, того же размера круг, где в соответствии с найденными пропорциями создается цветовой ряд согласно последовательности цветового круга: жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зелёный. Сгармонизованные в своих размерах цветовые плоскости производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст цветового распространения в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.

Представленная система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в максимальной их яркости. При её изменении меняются и соответствующие размеры цветовых площадей. Оба фактора - и яркость, и размер цветовой плоскости самым тесным образом связаны между собой. На рисунке 30  (Приложение 1) красный и зелёный цвет даны в равных пространственных соотношениях. Красный и зелёный как комплиментарные (дополнительные) цвета, обладая равными пространствами своего цветового поля, создают ощущение устойчивой, прочной гармонии. Но в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство. Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Конкретность выбранных соотношений определяется поставленной целью и зависит от темы картины, художественного чутья и вкуса художника.

При резко выраженном контрасте распространения цветов они начинают производить совершенно новое впечатление.

На рисунке 30 красный цвет представлен в предельно минимальном количестве. Зелёный по отношению к нему занимает огромную площадь, в связи с чем по закону симультанного контраста красный, наоборот, начинает звучать очень ярко.

Глаз требует дополнения к каждому данному цвету. До настоящего времени причина этого явления не выяснена. По всей вероятности, мы подчинены какому-то всеобщему стремлению к равновесию и самозащите. Этому же стремлению обязан своим особым действием и контраст распространения. Написанный в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, попавший, так сказать, «в беду», цвет реагирует, обороняется и производит относительно более яркое впечатление, чем если бы он был использован в сгармонизованных пропорциях, как в квадрате на рисунке 30.. Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться неё более и более интенсивным и действует возбуждающе.

Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста распространения - его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. Контраст распространения в полном смысле является контрастом пропорций. Если в композиции, основанной на контрасте светлого и тёмного, большая тёмная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл. Так, например, в картине Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом» контрастное сопоставление совсем небольшого яркого пятна на его плече с общим объёмом головы мужчины невольно заставляет проникнуться ощущением особой значительности образа. В работах Мондриана композиционные структуры из полос красного, жёлтого и синего цвета держат общие размеры полотен. А у Брейгеля, в его картине «Падение Икара», контрастное сопоставление сине-зелёноватого-коричневого колорита пейзажа и вкрапленных в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря, выполняет уже иную роль, обеспечивая изобразительную целостность картины. Согласование размеров цветовых плосткостей по меньшей мере столь же важно в работе над живописным произведением, сколь и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен между собой. Формы, размеры и очертания цветовых плоскостей должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком. Соблюдение этого правила особенно важно для определения цветовых масс.Размеры цветовых пятен ни в коем случае не могут быть установлены с помощью линейных контуров, ибо эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета, его яркостью и силой воздействия, которая во многом зависит от контрастного сопоставления цветов. Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении тёмных тонов. И здесь достаточно небольшого жёлтого пятна, поскольку его яркость усиливается самим окружением.

Подобным же образом отношения всех цветовых масс должны выстраиваться в соответствии с силой их воздействия.

Творческая работа № 4 Ассоциативные цветовые образы

Цель: приобретение навыков использования гармоничных и характерных цветовых сочетаний для создания ассоциативного образа, настроения, передачи эмоций.

Задачи: практическое применение закономерностей психологического восприятия цвета - оптических иллюзий  и ассоциаций; теоретически обоснованный выбор цветовой системы и применение цвета с учетом концепции.

Материалы: бумага формата А3, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой, линейка.

Создать серию графических работ на тему определенных ассоциаций, добиться  художественной выразительности согласно заданной теме.Для работы с цветовыми ассоциациями допустимо использовать абстрактную или стилизованную, плоскостную композицию, либо композицию известных авторов с такими же качествами.  В целях достижения образной и ассоциативной выразительности в ряде случаев возможно отклонение от цветовой гармонии  и создание характерной или проблемной цветовой композиции. Однако такие отклонения должны быть умеренными, чтобы в целом работа не потеряла эстетических качеств. Разрешается использовать усложненные техники нанесения кроющих водорастворимых красок, 

 
стр. 12
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
фактуры, текстуры, коллаж.Примерные темы:  звуки  («шорох», «шелест», «скрип», «рычание», «урчание», «ворчание», «визг»), эмоции («гнев». «веселье», «равнодушие», «страх»), зоомир (насекомые, ящерицы, рыбы, моллюски), еда (шоколадный торт, пицца, варенье из алычи), состояние человека (страх, апатия, радость, равнодушие, возбуждение, ярость), типажи, времена года.

Творческая работа № 5  Выявление. Разрушение. Деформация

Цель: приобретение навыков организации объемно-пространственной структуры путем применения различных цветовых решений.

Задачи: практическое применение закономерностей психологического восприятия цвета - оптических иллюзий  и ассоциаций; теоретически обоснованный выбор цветовой системы и размещение цвета с учетом характеристик формы и концепции (3 макета на планшете 30х30).

Материалы: 3 планшета 30х30 см, бумага белая (ватман), ножницы, клей, чертёжные инструменты, карандаш, кисти, краски (гуашевые), стёрка, ёмкость для воды, салфетка.

Все три лабораторных задания должны быть объединены общей темой.

Необходимо создать макет объемно-пространственной структуры и, применяя различные цветовые решения, создать эффект выявления, трансформации  и разрушения формы цветом; добиться ассоциативной и художественной выразительности согласно заданной теме.

Для работы необходимо выбрать несложную объемно-пространственную композицию с хорошо читаемыми характеристиками, выполненную из бумаги на планшете. Путем изменения цветового решения добиться ясно выраженной иллюзии и ассоциативного восприятия данной формы в соответствии с авторской идеей. Все три работы должны принципиально отличаться и демонстрировать разные способы взаимодействия цвета с формой. В целях достижения образной и ассоциативной выразительности возможно отклонение от цветовой гармонии  и создание характерной или проблемной цветовой композиции. Однако такие отклонения должны быть умеренными, чтобы в целом работа не потеряла эстетические качества. Разрешается использовать усложненные техники нанесения кроющих водорастворимых красок, фактуры, текстуры, коллаж

Разрушение (дестру́кция)  - термин, обозначающий в произведениях искусства качество, тенденцию или движение к разрушению структуры художественного целого или, по крайней мере, внешнюю иллюзию (видимость) подобного разрушения. И если основной целью художественной конструкции является создание некоего целостного произведения или образа, то цель деструкции прямо противоположна: вызвать яркое ощущение нарушения целостности образа (или предмета) и привести к мысли о разрушении всего сущего (или его неизбежности).

Деформация - изменение видовой формы в изображении, используется как художественный прием, усиливающий выразительность образа. Деформация, присущая экспрессионизму характеризуется стилизацией формы, динамизмом, экзальтацией и гротеском.

Рекомендации по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине

За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.

Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Методические указания к занятиям для обучающихся с ОВЗ.

Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация образовательного процесса проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, путем соблюдения следующих общих требований:

– проведение учебных занятий, текущего контроля, ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся;

– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

– пользование необходимыми обучающимся техническими средствами на учебных занятиях, при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;

– обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, а также их пребывания в указанных помещениях.