Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Реферат /Лек/
Э7
Э5 Э9 Э12
Э5 Э7 Э9 Э12
Э5 Э7 Э9 Э12
Опыты с коричневым цветом (с 3-мя первичными и 3-мя вторичными цветами)
Опыты с цветом – получение тональных и цветовых растяжек и ахроматических и хроматических цветов
/Ср/
Э5 Э7 Э9 Э12
Упражнение: Нарисовать 3 квадрата, залить каждый одним из основных цветов: ж., зел., кр. В центр каждого квадрата поместить квадрат меньшего размера среднего серого цвета.
/Ср/
Э5 Э7 Э8 Э9 Э12
4.2.Насыщенный (яркий) колорит в различных культурах, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. 4.3Цветовая символика Индии, Китая и цветовая эстетика Ислама.
4.4 Отношение к цвету в различных течениях и направлениях в искусстве и в науке (классификация общих тенденций цвета в три группы: классически-осязаемую, барочную, иллюзорно-оптическую реалистическую).
4.5.Оп-арт – искусство света и цвета.
/Ср/
Э5 Э9 Э12
Э5 Э9 Э12
5.2 Основные способы цветовой гармонизации.
5.3 Закономерности построения однотоновых гармоний.
5.4 Группы родственных сочетаний.
5.5Гармония родственно-контрастных цветов.
5.6 Гармония взаимодополнительных цветов.
/Лек/
Э2 Э5 Э9 Э12
Э5 Э6 Э9 Э12
/Ср/
Э5 Э9 Э10 Э12
6.2. Одновременные (светлотный, хроматический, краевой) и последовательные контрасты.
6.3. Восприятие цветов.
/Лек/
Э2 Э5 Э9 Э12
-13-ти частный хроматический ряд первичного цвета;
- 5-ти частный хроматический ряд одинаковой светлоты с выбранным оттенком цвета;
- 5-ти частный хроматический ряд одинаковой темноты с выбранным тёмным цветом.
/Ср/
Э5 Э9 Э12
-ассоциативные цветовые образы по типам настроение, музыка, поэзия и т.д.
/Ср/
Э5 Э9 Э10 Э12
-Выявление;
-Разрушение;
-Деформация;
/Лаб/
Э5 Э6 Э9 Э12
-Геометрическая форма как доминирующий элемент пространства;
-Геометрическая форма как дополнительный элемент пространства;
-Цветовая схема серии дизайн-объектов.
/Ср/
Э5 Э6 Э9 Э12
Э5 Э9 Э12
Вопросы к экзамену
1. На чём основываются цветовые системы Аристотеля и Платона?
2. В чём заслуга И. Ньютона в изучении природы цвета?
3. В чём заключается открытие У. Гершеля?
4. Расскажите в чём заключается физиологическое восприятие цвета человеческим глазом.
5. В чём заключаются теории М. В. Ломоносова, Т. Юнга и Г. Гельмгольца?
6. В чём заключается сущность систематизации цвета?
7. Охарактеризуйте по иллюстрации цветовое тело Манселла.
8. В чём заключается сущность систематизации цвета?
9. Охарактеризуйте по иллюстрации цветовую модель В. Оствальда.
10. Что лежит в основе цветовой модели В. Матюшина?
12. Назовите 4 основных вида гармонических цветовых сочетаний по В.М. Шугаеву. И в каких случаях их можно получить?
13. Охарактеризуйте теорию гармонических сочетаний по системе В. Козлова.
15. Дайте понятие комплиментарного цвета и третичного цвета.
16. Что такое цветовой тон и «оттенок» цвета?
17. Что такое светлота или яркость цвета? Что представляет собой шкала светлот?
18. Каким образом получаются цвета оттенков, теней и тональностей?
19. Что такое яркость и относительная яркость с точки зрения науки цветоведения?
20. Что такое насыщенность цвета?
21. Что означает понятие чистота цвета? Каким образом получается цветность?
22. Назовите основные способы смешения цветов. Назовите три основных закона смешения цветов.
23. Чем отличается слагательный процесс смешения цветов от вычитательного?
24. Что такое пространственное смешение цветов и где можно его наблюдать?
25. В чём состоит особенность направления «пуантилизм» с точки зрения цветоведения? Назовите фамилии художников, которые работали в данной технике.
26. На чём основано оптическое смешение цветов? Назовите основные цвета в данном виде смешения.
27. Что такое свет с точки зрения физики? Чем он характеризуется?
28. Каким образом отражается свет от идеально белой, серой и чёрной поверхностей?
29. Перечислите основные изменения цветового тона при искусственном освещении (красного, оранжевого, жёлтого, голубого, синего и фиолетового цветов). В какую сторону меняется яркость этих цветов?
30. Что такое ахроматическая гамма, и каким качеством обладают ахроматические тона?
31. В чём состоит суть явления ахроматического или светового контраста?
32. На чём основывается гармония цветов?
33. Перечислите известные Вам комбинации гармоничных сочетаний цветов.
34. Что составляет основу однотоновых (монохромных) гармонических сочетаний цветов?
35. Назовите 3 типа гармонических сочетаний по Манселлу.
36. Чем характеризуется гармония родственных цветов? Приведите пример грамотного создания гармонии родственных цветов, используя цветовой круг.
37. Приведите пример создания гармоний родственно-контрастных цветов и проанализируйте суть данной гармонии.
38. В чём состоит суть гармонии взаимодополнительных цветов?
39. Что такое колорит? Колористическая композиция?
40. Как отличаются между собой поверхностный и пространственный свойства цвета?
41. Какую роль играет цвет в архитектурной композиции?
42. Цвет и среда. Чем определяется специфика пространственного ощущения цветовых характеристик (поступательное и панорамное движение)?
43. Восприятие цвета в пространстве по В. Кандинскому (цветовой расклад).
Темы рефератов:
1.Контраст холодного и тёплого
2.Цветовая гармония
3.Двенадцатичастный цветовой круг
4.Сочетание цветов.
5.Цветовые системы
6.Колористика и цветоведение
7.Свет и цвет
8.Физика цвета
9.Цвет и цветовое воздействие
10.Cубъективное отношение к цвету
11.Цветовое конструирование
12.Семь типов цветовых контрастов
13.Контраст цветовых сопоставлений
14.Контраст цветовых сопоставлений
15.Контраст светлого и тёмного
16.Колористика.
17.Грамотный выбор оттенков цветов.
Школа web-дизайна-URL:http://mikhalkevich.narod.ru/shkola.html
Опыты с коричневым цветом (с 3-мя первичными и 3-мя вторичными цветами)
Цель: изучение приёмов получения различных оттенков коричневого цвета из смесей первичных и вторичных цветов.
Задачи: получение коричневых оттенков из первичных и вторичных цветов.
Материалы: бумага формата А4, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой.
Смешать 3 первичных цвета (красный, синий и жёлтый) в различных пропорциях и получить весь ряд возможных коричневых оттенков, изменяя вводимые пропорции.
Далее смешать 3 вторичных цвета (оранжевый, зелёный, фиолетовый или пурпурный)в различных пропорциях и получить весь ряд возможных коричневых оттенков
Опыты с цветом – получение тональных и цветовых растяжек и ахроматических и хроматических цветов
Цель: изучение многообразия тональностей ахроматических и хроматических цветов с дальнейшим использованием полученных навыков в творческих работах.
Задачи: выполнить тоновую ахроматическию и хроматическую растяжки.
Материалы: бумага формата А3, А4, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой.
Для того чтобы построить ахроматическую растяжку, необходимо при помощи линейки и простого карандаша расчертить полосу и разделить её на равных 13 частей. Далее при помощи палитры смешиваем белила и черную краску в разных пропорциях: от светло-бело-серого до серо-чёрного тонов (см. приложение 1, рис.5).
Хроматическая растяжка по цветовому тону заключается в построении рядов от красного цвета через фиолетовый к синему; от синего цвета через зелёный к жёлтому; от жёлтого цвета через оранжевый к красному (по принципу цветового круга).
Творческая работа № 2 Колорит
1) Подбор типов колорита с одинаковой чистотой цветов и создание несложной абстрактной композиции (примитивные культуры, авангард и др).
Цель: изучение колористической гаммы
Задачи: составить абстрактную композицию с одинаковой чистотой цветов (к примеру, в авангардистском стиле).
Материалы: бумага формата А4, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой
В работе используются чистые несмешанные цвета – как определённый приём сопоставления цветов, который встречается также в средневековой книжной миниатюре, в иконописи, где каждый цвет наделён особой символикой, в западноевропейской живописи эпохи Раннего Возрождения, в картинах Н. Пуссена и др. представителей классицизма. Художники рубежа 19–20 вв., стремясь усилить эмоциональное воздействие своих картин на зрителя обращаются также к локальному колориту (А. Матисс, П. Гоген, Кандинский и др.).
Насыщенный или яркий колорит. Главные признаки этого типа: максимально возможная насыщенность его элементов. Основные цвета: Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный (+ некоторые промежуточные: оранжевый, голубой, фиолетовый, пурпурный). Применяется этот тип колорита:
- в народном искусстве;
- в городском фольклоре;
- в агитационной и рекламной графике;
- в авангардном течении живописи XX века;
- в детском, молодежном и спортивном дизайне;
- в искусстве народов южных и северных (прибалты, скандинавы, эскимосы) стран;
- в геральдике;
- в карнавальном искусстве.
2) Разбеленный колорит (средневековья, уходящего дворянства, ампир).
Цель: изучение различных оттенков цветов.
Задачи: композиция с использованием разбеленного колорита.
Материалы: бумага формата А4, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой
Разбеленный колорит - подмесь белого цвета к цветам произведения. Применялись следующие сочетания: белый, оттенки розового, золотого, желтого и т.д.
Композицию следует построить с учётом гармонически сочетающихся между собой цветов. Она может содержать полярные, контрастно-родственные или родственные цвета, которые будут различаться насыщенностью.
3) Ломаный колорит (модерн)
Цель: изучение различных оттенков цветов.
Задачи: композиция с использованием ломаного колорита
Материалы: бумага формата А4, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой
Ломаный колорит состоит из сложных оттенков. Ломаный колорит — это колорит, где все используемые цвета применены с примесью серого или другого цвета. Серые цвета всегда усложнены, им трудно подобрать название. Они «больше всего приятнее изысканному вкусу, усталому и изощрѐнному зрению, чем чистые и разбеленные цвета». Чаще всего этот колорит соотносят со стилем «Модерн». Изысканный, вычурный, пресыщенный, признак усталости культуры. В России этот тип колорита присущ работам Бенуа, Головина, Билибина, яркий пример работа Валентина Серова «Ида Рубинштейн».
Для композиции в ломаном колорите можно использовать нейтральный серый цвет в качестве смеси с другими цветами, а также можно использовать и более светлые или тёмные серые цвета по шкале.
В композиции можно использовать также зачернѐнный (тѐмный) колорит. Зачернѐнный колорит «мы наблюдаем там, где человеческий разум отступает перед тайной: там, где происходят трагические события, где изображают старость и угасание». В истории таких примеров много: мрачные подвалы Караваджо, поздний Тициан, у Рембрандта – тѐмные сцены, Веласкес. В истории живописи очень много тѐмных картин. Тѐмный колорит иногда говорит об одряхлении, упадке живописного начала – художники просто избегают цвет. В середине 19 века ярким примером тѐмного колорита могут служить картины русских академистов. В частном быту тѐмные гаммы создают впечатление уюта, покоя и репрезентативности. «Буржуазный» интерьер 19 века не признавал белых стен и светлой мебели, в нѐм господствовали тѐмные цвета. Такой колорит подразумевает добавление чёрного цвета в различных пропорциях (долях) в используемые цвета.
Творческая работа № 3 Цветовая гармония
1)Упражнения на гармоничное соотношение плоскостей, заполненных дополнительными цветами в различных пропорциях
Цель: изучение контраста цветового распространения (контраста по площади цветовых пятен).
Задачи: выполнить 3 упражнения на распространение дополнительных цветов
Материалы: бумага формата А3, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой, линейка.
Выполнить упражнения по изучению гармонических соотношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами в следующих пропорциях:
жёлтый:феолетовый=1/4:3/4; оранжевый:синий=1/3:2/3; красный:зелёный=1/2:1/2.
Контраст цветового распространения характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность - противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».
Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Но нам хотелось бы выяснить, какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными и при каких условиях ни один из них не будет выделятся больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во- первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости. Для того, чтобы определить яркость или светлоту того или иного цвета, необходимо сравнить их между собой на нейтрально-сером фоне средней светлоты. При этом мы убедимся, что интенсивность или светлота отдельных цветов различны.Гёте установил для этой цели простые числовые соотношения, очень удобные в нашем случае. «Эти соотношения приблизительны, но кто станет требовать точных данных, если имеющиеся в продаже краски, изготовленные на разных фабриках и продающиеся под одним и тем же названием, так сильно разнятся между собой? В конечном счёте решать должен глаз. Помимо того, цветовые участки в картине часто фрагментарны и сложны по форме, и было бы весьма трудно привести их к простым числовым отношениям. Глаз заслуживает большего доверия, но при условии, что он обладает развитой чувствительностью к цвету» . По Гёте световую насыщенность различных цветов можно представить системой следующих соотношений:
жёлтый: 9
оранжевый: 8
красный: 6
фиолетовый: 3
синий: 4
зелёный: 6
Приведём отношения светлоты следующих пар дополнительных цветов:
жёлтый: фиолетовый = 9:3 = 3:1 = ¾: 1/4
оранжевый: синий = 8:4 =2:1= 2/3: 1 /3
Если для гармонизации размеров цветовых плоскостей опираться на эти данные, то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых величин. То есть, жёлтый цвет, будучи в три раза сильнее, должен занимать лишь одну треть пространства, занимаемого его дополнительным фиолетовым цветом (см. приложение 1, рис. 30).
Если представить круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках, то он будет построен следующим образом:
- сначала весь круг делится на три равные части, затем каждая из них, в свою очередь, опять делится пропорционально числовым отношениям двух дополнительных цветов:
- одна треть круга для жёлтого и фиолетового цвета делится в соотношении ¼: ¾;
- другая треть, для оранжевого и синего, как 1 /З: 2/3,
- и последняя треть для красного и зелёного представлена соотношением ½:1 /2.
Когда эти пропорции найдены, рисуется другой, того же размера круг, где в соответствии с найденными пропорциями создается цветовой ряд согласно последовательности цветового круга: жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зелёный. Сгармонизованные в своих размерах цветовые плоскости производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст цветового распространения в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.
Представленная система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в максимальной их яркости. При её изменении меняются и соответствующие размеры цветовых площадей. Оба фактора - и яркость, и размер цветовой плоскости самым тесным образом связаны между собой. На рисунке 30 (Приложение 1) красный и зелёный цвет даны в равных пространственных соотношениях. Красный и зелёный как комплиментарные (дополнительные) цвета, обладая равными пространствами своего цветового поля, создают ощущение устойчивой, прочной гармонии. Но в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство. Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Конкретность выбранных соотношений определяется поставленной целью и зависит от темы картины, художественного чутья и вкуса художника.
При резко выраженном контрасте распространения цветов они начинают производить совершенно новое впечатление.
На рисунке 30 красный цвет представлен в предельно минимальном количестве. Зелёный по отношению к нему занимает огромную площадь, в связи с чем по закону симультанного контраста красный, наоборот, начинает звучать очень ярко.
Глаз требует дополнения к каждому данному цвету. До настоящего времени причина этого явления не выяснена. По всей вероятности, мы подчинены какому-то всеобщему стремлению к равновесию и самозащите. Этому же стремлению обязан своим особым действием и контраст распространения. Написанный в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, попавший, так сказать, «в беду», цвет реагирует, обороняется и производит относительно более яркое впечатление, чем если бы он был использован в сгармонизованных пропорциях, как в квадрате на рисунке 30.. Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться неё более и более интенсивным и действует возбуждающе.
Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста распространения - его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. Контраст распространения в полном смысле является контрастом пропорций. Если в композиции, основанной на контрасте светлого и тёмного, большая тёмная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл. Так, например, в картине Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом» контрастное сопоставление совсем небольшого яркого пятна на его плече с общим объёмом головы мужчины невольно заставляет проникнуться ощущением особой значительности образа. В работах Мондриана композиционные структуры из полос красного, жёлтого и синего цвета держат общие размеры полотен. А у Брейгеля, в его картине «Падение Икара», контрастное сопоставление сине-зелёноватого-коричневого колорита пейзажа и вкрапленных в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря, выполняет уже иную роль, обеспечивая изобразительную целостность картины. Согласование размеров цветовых плосткостей по меньшей мере столь же важно в работе над живописным произведением, сколь и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен между собой. Формы, размеры и очертания цветовых плоскостей должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком. Соблюдение этого правила особенно важно для определения цветовых масс.Размеры цветовых пятен ни в коем случае не могут быть установлены с помощью линейных контуров, ибо эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета, его яркостью и силой воздействия, которая во многом зависит от контрастного сопоставления цветов. Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении тёмных тонов. И здесь достаточно небольшого жёлтого пятна, поскольку его яркость усиливается самим окружением.
Подобным же образом отношения всех цветовых масс должны выстраиваться в соответствии с силой их воздействия.
Творческая работа № 4 Ассоциативные цветовые образы
Цель: приобретение навыков использования гармоничных и характерных цветовых сочетаний для создания ассоциативного образа, настроения, передачи эмоций.
Задачи: практическое применение закономерностей психологического восприятия цвета - оптических иллюзий и ассоциаций; теоретически обоснованный выбор цветовой системы и применение цвета с учетом концепции.
Материалы: бумага формата А3, кисти, краски (акварель, гуашь), карандаш простой, линейка.
Создать серию графических работ на тему определенных ассоциаций, добиться художественной выразительности согласно заданной теме.Для работы с цветовыми ассоциациями допустимо использовать абстрактную или стилизованную, плоскостную композицию, либо композицию известных авторов с такими же качествами. В целях достижения образной и ассоциативной выразительности в ряде случаев возможно отклонение от цветовой гармонии и создание характерной или проблемной цветовой композиции. Однако такие отклонения должны быть умеренными, чтобы в целом работа не потеряла эстетических качеств. Разрешается использовать усложненные техники нанесения кроющих водорастворимых красок,
Творческая работа № 5 Выявление. Разрушение. Деформация
Цель: приобретение навыков организации объемно-пространственной структуры путем применения различных цветовых решений.
Задачи: практическое применение закономерностей психологического восприятия цвета - оптических иллюзий и ассоциаций; теоретически обоснованный выбор цветовой системы и размещение цвета с учетом характеристик формы и концепции (3 макета на планшете 30х30).
Материалы: 3 планшета 30х30 см, бумага белая (ватман), ножницы, клей, чертёжные инструменты, карандаш, кисти, краски (гуашевые), стёрка, ёмкость для воды, салфетка.
Все три лабораторных задания должны быть объединены общей темой.
Необходимо создать макет объемно-пространственной структуры и, применяя различные цветовые решения, создать эффект выявления, трансформации и разрушения формы цветом; добиться ассоциативной и художественной выразительности согласно заданной теме.
Для работы необходимо выбрать несложную объемно-пространственную композицию с хорошо читаемыми характеристиками, выполненную из бумаги на планшете. Путем изменения цветового решения добиться ясно выраженной иллюзии и ассоциативного восприятия данной формы в соответствии с авторской идеей. Все три работы должны принципиально отличаться и демонстрировать разные способы взаимодействия цвета с формой. В целях достижения образной и ассоциативной выразительности возможно отклонение от цветовой гармонии и создание характерной или проблемной цветовой композиции. Однако такие отклонения должны быть умеренными, чтобы в целом работа не потеряла эстетические качества. Разрешается использовать усложненные техники нанесения кроющих водорастворимых красок, фактуры, текстуры, коллаж
Разрушение (дестру́кция) - термин, обозначающий в произведениях искусства качество, тенденцию или движение к разрушению структуры художественного целого или, по крайней мере, внешнюю иллюзию (видимость) подобного разрушения. И если основной целью художественной конструкции является создание некоего целостного произведения или образа, то цель деструкции прямо противоположна: вызвать яркое ощущение нарушения целостности образа (или предмета) и привести к мысли о разрушении всего сущего (или его неизбежности).
Деформация - изменение видовой формы в изображении, используется как художественный прием, усиливающий выразительность образа. Деформация, присущая экспрессионизму характеризуется стилизацией формы, динамизмом, экзальтацией и гротеском.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине
За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Методические указания к занятиям для обучающихся с ОВЗ.
Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация образовательного процесса проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, путем соблюдения следующих общих требований:
– проведение учебных занятий, текущего контроля, ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся;
– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
– пользование необходимыми обучающимся техническими средствами на учебных занятиях, при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;
– обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, а также их пребывания в указанных помещениях.