2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Производственная преддипломная практика_История и Обществознание
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная преддипломная практика
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Истории и методики ее преподавания
Учебный план
ab44.03.05 ИиО п881.plx

44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)

История и Обществознание 

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Производственная
Тип практики
Производственная преддипломная практика
Форма проведения
дискретно по периодам проведения практик
Объём практики
6
Продолжительность в часах/неделях
216/4 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

10(5.2)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
6
6
6
6
Контактная работа
6
6
6
6
Сам. работа
210
210
210
210
Итого
216
216
216
216
 
Рабочую программу составил(и):
 
, преп.  Альменеев А.Г. _________________
 
 
Производственная преддипломная практика
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
ab44.03.05 ИиО п881.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью производственной преддипломной практики является приобретение обучающимися практических умений и навыков выполнения выпускной квалификационной работы, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности учителя истории и обществознания.
Задачами производственной преддипломной практики являются:
1.постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования;
2.подготовка к педагогической деятельности, требующей широкого образования в соответствующем направлении, включая владения умением и творческими навыками в научно-исследовательской работы по избранному образовательному направлению и профилям;
3.наличие умений формулировать и решать научно-исследовательские задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
4.знакомство бакалавра с принципами организации и самоорганизации научно-исследовательского процесса и его информационного, методологического и методического обеспечения;
5.подготовка к использованию современных технологий в научно-исследовательской работе, отражающих специфику предметных областей;
6.осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
7.использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, а также для организации научного, научно-исторического, обществоведческого (социологического, философского, духовного, экономического, политологического, правового), научно-педагогического, культурного пространства и реализации разноплановых культурно-просветительских и научно-исследовательских программ;
8.разработка и апробация практической части выпускной квалификационной работы.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОК-7:      способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности 
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ПК-12: способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка, основные правила речевого этикета при проведении урочных и внеурочных занятий

содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности; способы анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем; способы самоорганизации своей учебно-профессиональной деятельности

содержание отечественного отраслевого права и характер правовых институтов в различных сферах деятельности, содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования производственной преддипломной практики

критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в ходе прохождения производственной преддипломной практики

основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры при проведении урочных и внеурочных занятий

основы проектирования системы жизнеобеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся, основные формы и средства поиска, обобщения, анализа и восприятия различного вида информации в целях правильного определения целей своей педагогической деятельности

современные образовательные технологии, их возможности в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса преподаваемых учебных предметов

теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса

основы и способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей

закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования, современные тенденции развития интегрированных систем педагогической деятельности

методику организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся с учётом их возрастных особенностей, уровня мотивации и образования в области истории и обществознания

Уметь:
использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка

самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности в ходе прохождению производственной преддипломной практики

применять знания отечественного отраслевого права и характер правовых институтов для решения задач профессиональной деятельности, самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной в процессе проведения урочных и внеурочных занятий

оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации

отбирать здоровьесберегающие технологии для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся при планировании проведения урочных и внеурочных занятий

использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов в ходе прохождения производственной преддипломной практики

определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей

применять способы, технологии отбора и организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей

оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям, рассматривать основные виды деятельности при планировании проведения урочных и внеурочных занятий

выделять критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся в области  истории и обществознания

Владеть:
навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, различными способами устной и письменной коммуникации при проведении урочных и внеурочных занятий

 
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности; навыками анализа при самоорганизации практической деятельностинавыками анализа отечественного отраслевого права и характер правовых институтов для решения задач профессиональной деятельности

навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды

навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации в ходе прохождения производственной преддипломной практики

навыками разработки программ здоровьесбережения в ходе прохождения производственной преддипломной практики

опытом использования возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов

навыками проектирования направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач

навыками применения способов, технологий отбора и организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей.

навыками разработки пути решения исследовательских задач в области образования, навыками оценки отдельных педагогических процессов и всей системы мониторинга качества при проведении практических занятий с обучающимися средней школы

профессиональным инструментарием формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся в области истории и обществознания

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Курсовая работа по обществознанию
1
 
Мировая экономика
2
 
Политология
3
 
Производственная педагогическая практика
4
 
Историография отечественной истории
5
 
Курсовая работа по всеобщей истории
6
 
Новейшая история стран Европы и Америки
7
 
Производственная культурно-просветительская практика
8
 
Противодействие терроризму и экстремизму
9
 
Теория и методика обучения обществознанию
10
 
Экономическая теория
11
 
Организация культурно-просветительской деятельности
12
 
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
13
 
Циклические виды спорта 
14
 
История Татарстана
15
 
Курсовая работа по истории России
16
 
Образовательное право
17
 
Правоведение
18
 
Производственная летняя педагогическая практика
19
 
Профессиональная этика
20
 
Теория и методика обучения истории
21
 
Методы психолого-педагогического исследования
22
 
Производственная практика научно-исследовательская работа
23
 
Психолого-педагогический практикум
24
 
Антропология
25
 
Архивоведение
26
 
Безопасность жизнедеятельности
27
 
Возрастная психология и педагогическая психология
28
 
История России XIX века
29
 
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
30
 
Педагогические технологии
31
 
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
32
 
Источниковедение истории России
33
 
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
34
 
Основы математической обработки информации
35
 
Социальная психология
36
 
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
37
 
Археология
38
 
Иностранный язык
39
 
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
40
 
История России с древнейших времен до конца XVIII века
41
 
Общая психология
42
 
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
43
 
Русский язык и культура речи
44
 
Теория обучения
45
 
Учебная археологическая практика
46
 
Вспомогательные исторические дисциплины
47
 
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
48
 
Физическая культура и спорт
49
 
Историография всеобщей истории
50
 
Ациклические виды спорта
51
 
История и культура татарского народа
52
 
Историческая география
53
 
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
54
 
Источниковедение истории зарубежных стран
55
 
Методика и методология научного исследования по истории и обществознанию
56
 
Археология Вятско-Камского региона
57
 
Историческая хронология
58
 
Коммуникативный практикум
59
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Ознакомительный
 
1.1
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Получение индивидуального задания на практику. требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации.

Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка учебного заведения.  /РукПр/

10
6
ОК-7,ОПК-3,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л2.5
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э8,Э9
6
 
Раздел 2. Основной
 
2.1
Ознакомление с требованиями к выполнению и оформлению практической части ВКР.

Знакомство с базами практики, с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя истории и обществознания, материально-технического и методического обеспечения. Изучение системы работы образовательного учреждения; ознакомление с планами работы и основными направлениями деятельности педагогического коллектива, локальными и нормативными актами /Ср/

10
18
ПК-4,ПК-6,ПК-7,ПК-11,ПК-12,ОК-4,ОК-7,ОПК-3,ОПК-5,ОПК-6,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.4
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
2.2
Завершение эмпирического исследования в рамках ВКР, обработка и интерпретация полученных результатов.

Планирование, разработка и проведение уроков разной типологии по учебным предметам «История России. Всеобщая история», «Обществознание» в средних или старших классах (ООО или СОО) с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, в том числе использование на уроках возможностей информационной среды образовательного учреждения.

Планирование, разработка и проведение внеучебных мероприятий по истории и обществознанию в средних или старших классах (ООО или СОО), с использованием здоровьесберегающих технологий для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся.

Индивидуальная работа с обучающимися, в том числе руководство учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в предметных областях «История России. Всеобщая история» и «Обществознание».

Подготовка материалов для индивидуальных консультаций с родителями, бесед с обучающимися.

Проведение психолого-педагогических наблюдений и диагностики.

Рефлексивная деятельность (анализ и самоанализ).

Разработка и апробация практической части ВКР (в зависимости от выбранной темы – урока истории или обществознания, внеучебного мероприятия по истории и обществознанию).

Оформление практической части работы в соответствии с требованиями.  /Ср/

10
144
ПК-4,ПК-6,ПК-7,ПК-11,ПК-12,ОК-4,ОК-7,ОПК-3,ОПК-5,ОПК-6,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л2.5
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
2.3
Научное описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчётной документации по практике (ведение дневников, составление отчётов по практике, анализ методов работы)

/Ср/

10
24
ПК-4,ПК-6,ПК-7,ПК-11,ПК-12,ОК-4,ОК-7,ОПК-3,ОПК-5,ОПК-6,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л2.5
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
Раздел 3. Заключительный
 
3.1
Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики /Ср/

10
22
ПК-4,ПК-6,ПК-7,ПК-11,ПК-12,ОК-4,ОК-7,ОПК-3,ОПК-5,ОПК-6,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л2.5
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
3.2
Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике /ЗачётСОц/

10
2
ПК-4,ПК-6,ПК-7,ПК-11,ПК-12,ОК-4,ОК-7,ОПК-3,ОПК-5,ОПК-6,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л2.5
промежуточная аттестация 
Э1,Э2,Э3,Э8,Э9
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики – это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю практики от университета) отчет по практике.

Структура отчета по прохождению практики:

1.Титульный лист.

2.Рабочий график (план) проведения практики.

3.Дневник практики.

Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.Индивидуальное задание.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых компетенций.

5.Материалы выполненных индивидуальных заданий.

(в зависимости от вида и типа практики например – план-конспекты уроков,  характеристика,  самоанализ урока, разработки и др.).

6. Письменный отчет обучающегося о прохождении практики.

Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать анализ своей деятельности в период практики, обобщаются результаты проделанной работы.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
см. Фонд оценочных средств в Приложении к рабочей программе
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Ознакомительный
ОК-7, ОПК-3, ОК-6
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Получение индивидуального задания на практику. требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации.

Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка учебного заведения. 

текущий контроль успеваемости   
 
2
Основной
ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-11, ПК-12, ОК-4, ОК-7, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОК-6
Ознакомление с требованиями к выполнению и оформлению практической части ВКР.

Знакомство с базами практики, с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя истории и обществознания, материально-технического и методического обеспечения. Изучение системы работы образовательного учреждения; ознакомление с планами работы и основными направлениями деятельности педагогического коллектива, локальными и нормативными актами

Завершение эмпирического исследования в рамках ВКР, обработка и интерпретация полученных результатов.

Планирование, разработка и проведение уроков разной типологии по учебным предметам «История России. Всеобщая история», «Обществознание» в средних или старших классах (ООО или СОО) с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, в том числе использование на уроках возможностей информационной среды образовательного учреждения.

Планирование, разработка и проведение внеучебных мероприятий по истории и обществознанию в средних или старших классах (ООО или СОО), с использованием здоровьесберегающих технологий для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся.

Индивидуальная работа с обучающимися, в том числе руководство учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в предметных областях «История России. Всеобщая история» и «Обществознание».

Подготовка материалов для индивидуальных консультаций с родителями, бесед с обучающимися.

Проведение психолого-педагогических наблюдений и диагностики.

Рефлексивная деятельность (анализ и самоанализ).

Разработка и апробация практической части ВКР (в зависимости от выбранной темы – урока истории или обществознания, внеучебного

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости 

 
мероприятия по истории и обществознанию).

Оформление практической части работы в соответствии с требованиями.

Научное описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчётной документации по практике (ведение дневников, составление отчётов по практике, анализ методов работы)

 
3
Заключительный
ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-11, ПК-12, ОК-4, ОК-7, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОК-6
Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики

Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике

текущий контроль успеваемости

промежуточная аттестация 

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Шоган, В. В.  Методика преподавания истории в школе [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 433 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11816-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494890. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 433 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/446190 
Л1.1
 
Бахмутова, Л. С.  Методика преподавания обществознания [Электронный ресурс]:Бахмутова, Л. С.  Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06115-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489276. - Москва :Издательство Юрайт, 2022. - 274 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/489276 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Подымова Л.С.  Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01032-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510663 [Электронный ресурс]:. - Юрайт, 2023. -  – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/510663 
Л2.1
 
Соболева, О.Б. Методика обучения обществознанию [Электронный ресурс]:учебник и практикум для вузов / О. Б. Соболева [и др.] ; под редакцией О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 474 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09466-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498863. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 474 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/498863 
Л2.2
 
Шоган, В. В.  Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории  [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 301 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12481-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447788. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 301 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/447788 
Л2.3
 
Бахтигулова, Л. Б.   Методика воспитательной работы [Электронный ресурс]:Бахтигулова, Л. Б.  Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10576-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495351. -  Москва : Издательство Юрай, 2022. - 188 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495351 
Л2.4
 
Сторожакова, Е. В. Методика обучения истории. Художественное слово на уроках истории [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / Е. В. Сторожакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12440-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496306. -  Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 305 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/496306 
Л2.5
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок». – URL: https://infourok.ru/
Э1
 
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: https://festival.1september.ru/mathematics/ 
Э2
 
Российское образование: федеральный образовательный портал: [сайт]. – Москва. - Обновляется в течение суток. –– Текст: электронный
Э3
 
История России (862-1917). – URL: http://www.history.atomlink.ru
Э4
 
История России. Обществознание : учебно-методический комплект для школы : сайт / Российский учебник. – Москва, 2016 . – URL: https://rosuchebnik.ru/
Э5
 
Мультимедийный учебник по истории России. – URL: http://www.history.ru
Э6
 
Сеть "История". – URL: http://www.thehistorynet.com
Э7
 
Электронная библиотека НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
Э8
 
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. – URL: www.iprbookshop.ru
Э9
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-201, Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). , Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А), Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение практики осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.