2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Батик
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Батик
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
132
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
132
132
132
132
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Большакова С.В. _________________
 
 
Батик
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины  - углубление уровня освоения компетенций при ознакомлении обучающихся с основами техники "батик", необходимых  в профессиональной деятельности в школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить обучающихся с историей искусства батика и его видами;
1.4
расширить кругозор обучающихся в области видов и технологий ДПИ;
1.5
изучить основные технологические этапы выполнения изделия в технике "батик";
1.6
ознакомить с методикой знакомства школьников с техникой "батик" в соответствии с требованиями ФГОС;
1.7
изучить особенности национальных традиций в области искусства батика.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История дизайна
2.1.2
Основы дизайна
2.1.3
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.4
История дизайна
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Резьба по гипсу
2.2.2
Производственная преддипломная практика
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Технология"
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Технология"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
историю развития батика как разновидности ДПИ;
3.1.2
терминологию и методические основы выполнения росписи по ткани, основные виды техники росписи ткани;
3.1.3
технологические этапы исполнения батика и его адаптированные варианты для использования в школе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор содержания и применять современную методику преподавания основ ДПИ на уроке ИЗО и Технологии;
3.2.2
выполнять композиционно-цветовое решения батика;
3.2.3
соблюдать поэтапную последовательность в росписи батика;
3.2.4
пользоваться инструментами, приспособлениями и материалами для выполнения батика.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
традиционными техниками росписи по тканям;
3.3.2
технологиями, методами, приемами и практическими навыками работы над батиком в условиях школьного урока;
3.3.3
навыками  формирования у учащихся художественного мышления при работе с батиком на уроках изобразительного искусства в СОШ.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История развития искусства батика.

 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
1.1
Батик как произведение искусства.История батика в Индонезии.Основы методики знакомства школьников с текстильным ДПИ (на примере батика).

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2

2
ПК-2.1
5
0
 
1.2
Япония – история росписи по ткани.Китай – история батика.Узелковая техника.Трафаретная графика.Техника Шибори.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2

2
ПК-2.1
5
0
 
1.3
История батика в России.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4

10
ПК-2.1
5
0
 
 
Раздел 2. Технологии  росписи по ткани.Материалы.

 
2.1
Материалы и инструменты для батика. Альбом с указанием материалов для батика.Техника - горячий батик.Техника- холодный батик. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4

2
ПК-2.1
5
0
 
2.2
Выполнение творческой работы в технике горячий батик /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2

10
ПК-2.1
5
0
 
2.3
Выполнение творческой работы в технике холодный батик /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2

14
ПК-2.1
5
0
 
2.4
Выполнение творческой работы в узелковой технике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

16
ПК-2.1
5
0
 
2.5
Выполнение росписи на одежде. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2

20
ПК-2.1
5
0
 
2.6
Разработка дидактического сопровождения урока и примерных заданий для изучения школьниками батика (на уроках и во внеурочной деятельности. Разработка презентации по теоретическим и технологическим аспектам знакомства школьников с батиком.Творческая работа по выполнению изделия. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-2.2
5
0
 
2.7
Изучение методических пособий по организации работы со школьниками в технике "батик"  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2

16
ПК-2.3
5
0
 
2.8
Эскиз,композиция для декоративного панно.Разработка цветового эскиза к композиции панно. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

16
ПК-2.1
5
0
 
2.9
Работа над творческой росписью панно. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

20
ПК-2.1
5
0
 
2.10
Оформление творческой работы (панно) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

10
ПК-2.1
5
0
 
2.11
/Зачёт/
Л1.2

4
5
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов для подготовки к зачету (с оценкой)

1 Что такое «батик»? Какие виды ручной росписи тканей вы знаете?

2 В чем различие техник узелкового батика, холодного, горячего, свободная роспись, роспись по – сырому, сухой кистью.

3 Что такое «складной» батик, «шитый» батик, узор «солнышко», жгутирование ткани?

4 Рецептура резервирующей массы в холодном батике.

5 Роль контура в технике холодного батика.

6 Рецептура резервирующей массы в горячем батике.

7 Принцип наложения красителей в технике горячего батика.

8 Виды красителей, их состав и взаимодействие с различными видами тканей.

9 Как происходит натяжение ткани на рабочую раму.

10 Что такое эффект «кракле»? Как он образовывается и его роль в изделии.

11 Каким образом осуществляется перевод рисунка с эскиза на ткань?

12 Какие дополнительные эффекты применяются в ручной росписи.

13 Роль мочевины, поваренной соли, спирта в создании дополнительных эффектов.

14 Что такое «солевая» техника?

15 Что такое «грунтовка» и с какой целью она проводится?

16 Принцип работы «водяной бани».

17 Что такое запаривание и как происходит обработка изделия после снятия его с рамы? 18 Типичные ошибки и способы их устранения.

19 Что такое «штамп» и как происходит оформление ткани с его помощью.

20 Роспись ткани с помощью аэрографа.

21 Принцип работы над эскизом (композиции платка). В чем его особенности?

22 Композиция шарфа, палантина. В чем выражаются композиционные особенности в расположении изобразительных мотивов?

23 Что такое «купон» и как создается рисунок? Схема расположения орнаментальных мотивов.

24 Композиционные схемы, используемые в создании поздравительных открыток.

25 Настенные панно для интерьера. Что служит основой изобразительного мотива? Принцип его переработки.

26 Что такое смешанная техника, комбинированная, применяемая в ручной росписи?

27 Роль цвета в создании творческих композиций: цветовой круг; ароматические и хроматические цвета; основные цвета и и производные; тепло – холодность цвета; тяжелые, легкие цвета; звонкие, глухие цвета; цветовой тон. Их взаимодействие друг с другом в создании композиционной темы произведения

28 Основные законы формообразования в декоративной композиции.

29 Что такое стилизация, каким образом она происходит?

30 Принцип работы с натурными зарисовками для перевода их в изобразительный мотив декоративной композиции.

31 В чем различие станковой композиции от декоративной? Какова роль плоскости и ее членение в декоративной композиции.

Контрольное задание:

1.Разработать эскиз панно.

2.Выполнить цветовой эскиз композиции панно.

3.Выполнить творческую работу в любой из изученных техник батика по выбору.

Выполнить презентацию по разделу "История батика".

Темы презентации:

1.История батика в Индонезии.

2.История батика в Китае.

3.История батика в Японии.

4.История батика в России.

5.Творчество художника(по выбору)по росписи на ткани.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы эссе

1.Опишите правила выполнения эскиза для батика.

2.3аконы линейной перспективы, приведите примеры ее искажения в декоративной композиции батика.

3.Пропорции фигуры человека в декоративной стилизации.

4.Как различаются пропорциональные отношения ребенка и взрослого человека.

5.Что такое батик: опишите признаки и характеристики техники.

6.Где зародился батик, история его развития.

7.Опишите основные виды батика.

8.Какие материалы и инструменты необходимы для батика (холодного, горячего).

9.Отличие холодного батика от горячего и от свободной росписи.

10.Дайте определение свободной росписи в батике.

11.Рисунок, выполненный в технике свободной росписи, имеет четкие контуры или размытые?

12.Опишите принцип работы в технике свободной росписи.

 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
13.От чего зависит выбор техники свободной росписи в текстиле.

14.Опишите последовательность ведения работы в технике свободная роспись "по – сырому".

15.Обоснуйте, почему нет необходимости выполнения эскиза для свободной росписи.

16.Какой вид батика менее длителен в исполнении? Обоснуйте ответ.

17.Какие материалы и инструменты необходимы при работе в технике свободной росписи?

18.Чем техника свободной росписи отличается от холодного батика?

19.Опишите принцип действия воска при выполнении декоративных эффектов в технике свободной росписи.

20.Опишите принцип работы в технике росписи «лессировка».

21.Опишите последовательность ведения работы в технике узелковый батик.

22.Какие декоративные эффекты можно выполнять в технике свободной росписи.

23.Техника «монотипия» в росписи, принцип работы с ней.

24.Какая техника позволяет добиться передачи фактур.

25.Опишите последовательность выполнения эффекта мрамора на ткани.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Митрофанова, Н. Ю. 
История художественного текстиля. Очерки:учебное пособие: /Н. Ю. Митрофанова. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 147 c. — ISBN 978-5-4486-0161-3. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/70767.html.
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
Л1.2
Ильина Т. В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов / Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10029-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494948 : учебник для вузов 
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шокорова, Л. В. 
Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441332 (дата обращения: 10.08.2019).
Москва:Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Соловьева, А. В.,  Сарычева М.Н.
Ткань в интерьере: учебно-методическое пособие: / А. В. Соловьева, М. Н. Сарычева. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 57 c. — ISBN 978-5-4486-0193-4. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71592.html.
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Методическое Пособие по росписи в технике "горячий батик":[сайт]URL: https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-rospisi-v-tehnike-goryachiy-batik-736704.html  (дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Батик. Методические рекомендации: [сайт] URL: http://www.bibl.nngasu.ru/electronicresources/uch-metod/decorative_arts/4698.pdf (дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Методическое пособие по свободной росписи ткани:[сайт] URL: https://open-lesson.net/1184/ (дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Методическое пособие "Батик":[сайт]URL: https://videouroki.net/razrabotki/metodicheskoe-posobie-batik.html (дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э5
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для работы с первоисточниками.

     В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практические занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы практического занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

В ходе практического занятия необходимо устранить недостатки в работах, отмеченные преподавателем.

Методические указания для самостоятельной работы студентов.

    Самостоятельная работа является обязательной и основной формой самообразования. В результате самостоятельной работы у обучающегося  должен динамично совершенствоваться комплекс практических и теоретических элементов необходимых компетенций. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде доклада на практических занятиях, отражены в тематических презентациях, обсуждаются на лекциях и проверяются в рубежном контроле.

В соответствии с учебным планом и программой при подготовке к рубежному контролю студент должен осуществить ряд мер:

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы;

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

   

   Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет (с оценкой). При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Для обучающихся  с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.