Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
/Лек/
Э2
/Пр/
Э2
/Ср/
Э4
Э4
Э2
Э2
Э3
Э2
Э1
Э2
Э1
Э2 Э3
Э2 Э3
Перечень вопросов для подготовки к зачету (с оценкой)
1 Что такое «батик»? Какие виды ручной росписи тканей вы знаете?
2 В чем различие техник узелкового батика, холодного, горячего, свободная роспись, роспись по – сырому, сухой кистью.
3 Что такое «складной» батик, «шитый» батик, узор «солнышко», жгутирование ткани?
4 Рецептура резервирующей массы в холодном батике.
5 Роль контура в технике холодного батика.
6 Рецептура резервирующей массы в горячем батике.
7 Принцип наложения красителей в технике горячего батика.
8 Виды красителей, их состав и взаимодействие с различными видами тканей.
9 Как происходит натяжение ткани на рабочую раму.
10 Что такое эффект «кракле»? Как он образовывается и его роль в изделии.
11 Каким образом осуществляется перевод рисунка с эскиза на ткань?
12 Какие дополнительные эффекты применяются в ручной росписи.
13 Роль мочевины, поваренной соли, спирта в создании дополнительных эффектов.
14 Что такое «солевая» техника?
15 Что такое «грунтовка» и с какой целью она проводится?
16 Принцип работы «водяной бани».
17 Что такое запаривание и как происходит обработка изделия после снятия его с рамы? 18 Типичные ошибки и способы их устранения.
19 Что такое «штамп» и как происходит оформление ткани с его помощью.
20 Роспись ткани с помощью аэрографа.
21 Принцип работы над эскизом (композиции платка). В чем его особенности?
22 Композиция шарфа, палантина. В чем выражаются композиционные особенности в расположении изобразительных мотивов?
23 Что такое «купон» и как создается рисунок? Схема расположения орнаментальных мотивов.
24 Композиционные схемы, используемые в создании поздравительных открыток.
25 Настенные панно для интерьера. Что служит основой изобразительного мотива? Принцип его переработки.
26 Что такое смешанная техника, комбинированная, применяемая в ручной росписи?
27 Роль цвета в создании творческих композиций: цветовой круг; ароматические и хроматические цвета; основные цвета и и производные; тепло – холодность цвета; тяжелые, легкие цвета; звонкие, глухие цвета; цветовой тон. Их взаимодействие друг с другом в создании композиционной темы произведения
28 Основные законы формообразования в декоративной композиции.
29 Что такое стилизация, каким образом она происходит?
30 Принцип работы с натурными зарисовками для перевода их в изобразительный мотив декоративной композиции.
31 В чем различие станковой композиции от декоративной? Какова роль плоскости и ее членение в декоративной композиции.
Контрольное задание:
1.Разработать эскиз панно.
2.Выполнить цветовой эскиз композиции панно.
3.Выполнить творческую работу в любой из изученных техник батика по выбору.
Выполнить презентацию по разделу "История батика".
Темы презентации:
1.История батика в Индонезии.
2.История батика в Китае.
3.История батика в Японии.
4.История батика в России.
5.Творчество художника(по выбору)по росписи на ткани.
Темы эссе
1.Опишите правила выполнения эскиза для батика.
2.3аконы линейной перспективы, приведите примеры ее искажения в декоративной композиции батика.
3.Пропорции фигуры человека в декоративной стилизации.
4.Как различаются пропорциональные отношения ребенка и взрослого человека.
5.Что такое батик: опишите признаки и характеристики техники.
6.Где зародился батик, история его развития.
7.Опишите основные виды батика.
8.Какие материалы и инструменты необходимы для батика (холодного, горячего).
9.Отличие холодного батика от горячего и от свободной росписи.
10.Дайте определение свободной росписи в батике.
11.Рисунок, выполненный в технике свободной росписи, имеет четкие контуры или размытые?
12.Опишите принцип работы в технике свободной росписи.
14.Опишите последовательность ведения работы в технике свободная роспись "по – сырому".
15.Обоснуйте, почему нет необходимости выполнения эскиза для свободной росписи.
16.Какой вид батика менее длителен в исполнении? Обоснуйте ответ.
17.Какие материалы и инструменты необходимы при работе в технике свободной росписи?
18.Чем техника свободной росписи отличается от холодного батика?
19.Опишите принцип действия воска при выполнении декоративных эффектов в технике свободной росписи.
20.Опишите принцип работы в технике росписи «лессировка».
21.Опишите последовательность ведения работы в технике узелковый батик.
22.Какие декоративные эффекты можно выполнять в технике свободной росписи.
23.Техника «монотипия» в росписи, принцип работы с ней.
24.Какая техника позволяет добиться передачи фактур.
25.Опишите последовательность выполнения эффекта мрамора на ткани.
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практические занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы практического занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
В ходе практического занятия необходимо устранить недостатки в работах, отмеченные преподавателем.
Методические указания для самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа является обязательной и основной формой самообразования. В результате самостоятельной работы у обучающегося должен динамично совершенствоваться комплекс практических и теоретических элементов необходимых компетенций. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде доклада на практических занятиях, отражены в тематических презентациях, обсуждаются на лекциях и проверяются в рубежном контроле.
В соответствии с учебным планом и программой при подготовке к рубежному контролю студент должен осуществить ряд мер:
Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы;
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- работа с конспектом, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет (с оценкой). При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.