2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Гобелен
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гобелен
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
132
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
132
132
132
132
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат пед. наук, доцент, Большакова С.В. _________________
 
 
Гобелен
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины будущим учителем - углубление уровня освоения компетенций обучающимися в области художественного ткачества (гобелена).
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
-ознакомить обучающихся с основными сведениями из истории гобелена;
1.4
-изучить терминологию художественного ткачества (гобелена);
1.5
-изучить технико-технологические особенности выполнения основных видов ткачества в гобелене;
1.6
-расширить профессиональный кругозор обучающихся в использовании художественного ткачества на уроках изобразительного искусства и технологии и во внеурочной занятости школьников;
1.7
-привить навыки грамотного оформления гобелена.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.1.2
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.3
Основы стилизации
2.1.4
Основы цветоведения
2.1.5
Академический рисунок
2.1.6
Декоративная живопись
2.1.7
История изобразительного искусства
2.1.8
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.9
Стилизация в живописи
2.1.10
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.1.11
Теория и методика обучения технологии
2.1.12
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)  
2.1.13
Перспектива
2.1.14
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.15
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.16
История дизайна
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Искусство национального костюма
2.2.2
Искусство современного костюма
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Технология"
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Технология"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
предметные основы для планирования и проведения занятий по истории гобелена
3.1.2
законы, принципы, приемы декоративной текстильной композиции; основные понятия, термины техники гобелена
3.1.3
особенности технологии ткачества основных видов гобелена
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор содержания обучения по гобелену для реализации предмета "Технология" в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
3.2.2
поэтапно разрабатывать декоративный мотив в соответствии с замыслом и учебно-творческой задачей; применять технологии и достижения традиционного и современного ткачества
3.2.3
методически верно и технологически последовательно создавать несложные работы в технике «гобелен».
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
знаниями по основам технологической культуры в области ручного художественного ткачества в содержании предметной области "Технология";
3.3.2
навыками начального уровня действий в области формообразования и выявления выразительности художественных материалов в гобелене
3.3.3
методическими приемами преподавания гобелена в работе с учащимися общеобразовательных школ
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Стилевые характеристики текстильного декоративно-прикладного искусства (гобелен). Педагогический потенциал использования техники гобелена в работе учителя ИЗО.

 
1.1
История развития гобелена как вида ДПИ. Стилевые направления зарубежных и отечественных школ гобелена. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.2
История развития гобелена как вида ДПИ. Стилевые направления зарубежных и отечественных школ гобелена. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.3
Основы декоративной композиции гобелена. Создание композиционных (линейно/тонально/цветовых) схем. Композиционно-технологический анализ образца гобелена. Поиск сюжета гобелена. Художественный образ гобелена. Символика цвета в гобелене. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

8
ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.4
Основы декоративной композиции гобелена. Создание композиционных (линейно/тонально/цветовых) схем.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.5
Композиционно-технологический анализ образца гобелена. Поиск сюжета гобелена. Художественный образ гобелена. Символика цвета в гобелене. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э9

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.6
Техника гладкого ткачества (гобелен). Виды гобеленов. Задачи  методика изготовления несложной декоративной композиции в технике гладкотканого гобелена.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э7

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.7
Серия эскизов и формальных композиционных упражнений в различных техниках (тушь, гуашь, аппликация) для поиска сюжетного мотива гобелена (5-8 листов, формат А4). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6 Э7 Э8

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.8
Выполнение образцов-видов ткачества и основных плетений. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
1.9
Педагогический потенциал использования техники «гобелен» с учащимися школ. Учет их

возрастных особенностей в овладении техникой гобелена (развитие УУД, художественных способностей и вкуса школьников посредством ДПИ).Технологические особенности и оборудование при выполнении гобелена школьниками.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.10
Педагогический потенциал использования техники «гобелен» с учащимися школ. Учет их

возрастных особенностей в овладении техникой гобелена (развитие УУД, художественных способностей и вкуса школьников посредством ДПИ).

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.11
Технологические особенности и оборудование при выполнении гобелена школьниками. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
 
Раздел 2. Технология, материалы и приспособления для ручного ткачества в технике «гобелен». Методические рекомендации по ознакомлению школьников с техникой «гобелен».

 
2.1
Основы ручного ковроделия и  ткачества. Технология, материалы и приспособления для ручного ткачества (ткачество на раме). Вертикальный и горизонтальный способ ткачества. Уток и основа (их особенности).Техника безопасности и гигиена при ручном ткачестве.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.2
Основы ручного ковроделия и  ткачества. Технология, материалы и приспособления для ручного ткачества (ткачество на раме).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6 Э7

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.3
Вертикальный и горизонтальный способ ткачества. Уток и основа (их особенности).

Техника безопасности и гигиена при ручном ткачестве.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э8 Э9

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.4
Разработка изделия «гобелен-коврик» (мини-гобелен; 3-4 цветовых сочетания). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э6

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.5
Разработка мини-гобелена на основе декоративной композиции из геометрических фигур (4-5 цветовых сочетаний). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.6
Разработка сюжетно-тематического изделия на основе композиции декоративного натюрморта или пейзажа (эскиз, картон, оформление). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6

20
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.7
Методика организации кружковых и внешкольных занятий по гобелену. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.8
Методика организации кружковых и внешкольных занятий по гобелену. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6 Э7

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.9
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль

Вопросы к зачету

1. Гобелен — составляющая часть декоративно-прикладного

искусства.

2. Первая мануфактура по изготовлению гобеленов во Франции.

3. Первая мануфактура в России.

4. Особенности современного производства гобеленов.

5. Технология выполнения современного гобелена.

6. Основные технологические приемы ручного ткачества. Виды плетения.

7. Материалы и инструменты для выполнения гобелена.

8. Основные выразительные средства в гобелене.

9. Основные закономерности декоративной композиции.

10. Пять условий комфортности в декоративной композиции.

11. Композиционные схемы открытой композиции (коврика).

12. Цветовые сочетания в декоративной композиции гобелена.

13. Нетрадиционные материалы в гобелене.

14. Оформление современного гобелена.

15. Школы отечественного гобелена.

16.Гобелен на постсоветском пространстве.

17.Зарубежные школы гобелена (Европа, США, Япония).

18.Художники — авторы современных гобеленов.

19.Формы современного гобелена – монументальный, камерный, мини-гобелен (плоскость, объем)

20. Гобелен в среде (интерьер, экстерьер).

    Контрольные задания

Контрольное задание №1:

1. Выполнить композиционно-технологический анализ образца гобелена (2 листа, формат А 4);

2. Раскрыть символику цвета в гобелене (живописно-схематический анализ) 2 произведений в технике «гобелен» разных по колориту (теплый/холодный). (2 листа, формат А4);

Контрольное задание №2:

1.Выполнение образцов разных видов плетений «сумах», «репс», «крапотаж», «реле», «букле» (20х20 см).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы докладов

1.Опишите кратко древнюю историю гобелена.

2.Развитие ткачества в Европе в Средние века.

3.Ручное ткачество в Эпоху Возрождения.

4.Расцвет европейской шпалеры в XVII — XVIII вв. Мастерская братьев Гобеленов.

5.Опишите композиционные и сюжетные особенности гобелена в стиле «мильфлер».

6.Скандинавский гобелен сюжетов Байе.

7.Эстетические взгляды Уильяма Морриса на развитие ткачества в XIX в.

8.Раскройте значение реформа шпалеры Жан Люрса в ХХ в.

9.Раскройте понятие «новая таписерия», приведите примеры.

10.Опишите основные принципы техники создания шпалеры.

11.Материалы и инструменты при работе с ручным ткачеством.

12.Этапы развития художественного ткачества в России.

13.Белорусская школа гобелена: характерные черты, мастера.

14.Стилизация в гобелене: цветовое и композиционное решение.

15.Методические особенности знакомства школьников 5-7 классов с техникой гобелена на кружковых занятиях.

16.Формы современных учебных внеурочных занятий по изучению основ художественного текстиля (на основе гобелена).

17. Традиционный и новаторский гобелен в Татарстане.

18. Нетрадиционные виды основы и техники ткачества.

 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
19. Нетканый гобелен, особенности современные технологии.

20. Объемно-пространственные формы современного гобелена.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Митрофанова, Н. Ю. 
История художественного текстиля. Очерки:учебное пособие : / Н. Ю. Митрофанова. —  Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 147 c. — 978-5-4486-0161-3. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL:  http://www.iprbookshop.ru/70767.html.
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
Л1.2
Ильина Т. В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов / Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10029-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494948 : учебник для вузов 
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Соловьева, А. В.,  Сарычева М.Н.
Ткань в интерьере: учебно-методическое пособие: / А. В. Соловьева, М. Н. Сарычева. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 57 c. — ISBN 978-5-4486-0193-4. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71592.html.
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Слепнева, Е. 
Строение и проектирование однослойных ремизных тканей: учебно-методическое пособие: / Е. В. Слепнева, В. В. Хамматова. — Электрон. текстовые данные. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017. — 156 c. — ISBN 978-5-7882-2178-6. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/79534.htm.
Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Махлина, С. Художественные стили в жилом интерьере: [сайт]URL:http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query=Текстиль++в+интерьере&currBookId=2762&ln=ru.(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Романова, К.Е. Ручное художественное ткачество: [сайт] URL: http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query=гобелен++в+интерьере&currBookId=7692&ln=ru.(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Цветкова, Н.Н. Тектильное материаловедение. Учебное пособие: [сайт]URL: http://www.bibliorossica.com/search.html?q=Материаловедение+текстильного+изделия. (дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Панно с текстильными куклами: [сайт]URL: http://dabber.ru/panno/230-panno3.html.(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э5
Словарь основных терминов и понятий в гобелене: [сайт]URL:http://stranica.info/book/39.(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э6
Дворкина, И. Гобелен за десять вечеров: [сайт] URL:http://www.twirpx.com/file/585144/.(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э7
Создание тканых гобеленов ручной работы: [сайт] URL: http://www.tapestrist.ru/Studio01.html.(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э8
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э9
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-103 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины начинается с ознакомления обучающегося с содержанием рабочей программы дисциплины (РПД).РПД в электронном и бумажном видах представлена в библиотеке вуза.Рекомендуем обратить особое внимание на ожидаемые результаты,   приведенные в перечне знаний и умений, которые студент  должен приобрести в ходе изучения данного предмета, на содержание вопросов к  текущему контролю знаний. Лекционных занятий в курсе "Гобелен" не предусмотрены.

   Методические указания к практическим занятиям

Аудиторные практические занятия служат базой для домашних работ. Их материал способствует самостоятельному выполнению заданий, дает общий кругозор в области декорирования интерьера средствами ДПИ и подготавливает студента к будущей профессионально-педагогической деятельности.

Цели практической части курса «Гобелен»: привить обучающимся навыки оформительской работы, грамотного, методически верного выполнения заданий, а также воспитание творческого отношения к  работе. Цикл практических работ включает ряд упражнений (освоение художественного ткачества) и комплексных учебно-творческих заданий (геометрический и сюжетный мотив в гобелене). Студеты исследуют педагогический потенциал использования техники "гобелен" на классных и внешкольных занятиях с учащимися.

Курс выстроен так, что позволяет сформировать умения последовательно работать над декоративно-прикладным произведением - от замысла и эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы декоративной композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими заданиями по изучению технологии ткачества.

В рамках самоподготовки студент изучает цветовые, формальные возможности  композиции гобелена с целью создания эскизов для текстильных изделий. Выработка практических навыков в работе над изделием состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:

- разработка идеи текстильной композиции с учетом характера и назначения интерьера;

- поиск пластического, цветового и колористического решения (эскиз);

- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции - изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза текстильного изделия.

- выполнение работы в материале согласно текстильной технологии (гобелен, пэчворк, аппликация).

Для выполнения практических заданий студенту необходимо иметь на занятии художественно-графические материалы и инструменты: бумага (ватман) форматы А4, А3; фломастеры, маркеры, карандаши, краски (гуашь, акварель), кисти, цветные карандаши, а также вспомогательный материал – ластики, линейки, циркули и пр. Для практического выполнения изделия необходимы: рамка для ткачества, нити Х/Б; пряжа акрил, шерсть), ножницы, гребень.

В качестве результата изучения курса предусмотрено выполнение в ходе практических и самостоятельных занятий двух итоговых работ в технике ручного ткачества «гобелен».

  Методические указания к самостоятельной работе обучающихся.

Самостоятельная работа (СРС) обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа студентов  в вузе рассматривается как фактор 

 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.

По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим обучающимся по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты

самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; выполнение контрольных работ; творческих заданий.

Виды самостоятельной работы следующие:

1.самостоятельное изучение обучающимися отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;

2.подготовка к практическим работам по предусмотренным программой темам;

3.самоподготовка и представление домашних заданий.

4.изучение неясных вопросов для их рассмотрения во время практических занятий с помощью преподавателя;

6.подготовка к зачету, включающая правильное выполнение практических работ по композиции в указанном формате и технике.

  Методические указания к зачету (зачету с оценкой).

Зачет - важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся  может ознакомиться заранее. При подготовке к зачету с оценкой обучающиеся внимательно изучают конспект, рекомендованную литературу и делают краткие записи по каждому вопросу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

В ходе сдачи зачета с оценкой по "Гобелену" учитывается текущая успеваемость обучающегося, поэтому к зачетной процедуре необходимо выполнить все практические, художественные задания на должном уровне. Проведение зачета включает теоретический и практический компонент. Проверка теоретического материала курса проводится в письменной форме (ответы на вопросы) или в форме теста. При подготовке к зачету с оценкой по композиции обучающийся должен тщательно подготовить практические задания - оформить их в портфолио согласно требованям.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно 

 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.