Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Э1 Э2
Э1
Э2 Э3 Э4
Э3
Э3 Э5 Э9
Э2 Э3 Э7
Э6 Э7 Э8
Э3
возрастных особенностей в овладении техникой гобелена (развитие УУД, художественных способностей и вкуса школьников посредством ДПИ).Технологические особенности и оборудование при выполнении гобелена школьниками.
/Пр/
Э5 Э6 Э7
возрастных особенностей в овладении техникой гобелена (развитие УУД, художественных способностей и вкуса школьников посредством ДПИ).
/Ср/
Э5
Э4 Э5
/Пр/
Э4 Э6 Э7
Э6 Э7
Техника безопасности и гигиена при ручном ткачестве.
/Ср/
Э2 Э8 Э9
Э1 Э2 Э6
Э2 Э3 Э4
Э6
Э2 Э3
Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Вопросы к зачету
1. Гобелен — составляющая часть декоративно-прикладного
искусства.
2. Первая мануфактура по изготовлению гобеленов во Франции.
3. Первая мануфактура в России.
4. Особенности современного производства гобеленов.
5. Технология выполнения современного гобелена.
6. Основные технологические приемы ручного ткачества. Виды плетения.
7. Материалы и инструменты для выполнения гобелена.
8. Основные выразительные средства в гобелене.
9. Основные закономерности декоративной композиции.
10. Пять условий комфортности в декоративной композиции.
11. Композиционные схемы открытой композиции (коврика).
12. Цветовые сочетания в декоративной композиции гобелена.
13. Нетрадиционные материалы в гобелене.
14. Оформление современного гобелена.
15. Школы отечественного гобелена.
16.Гобелен на постсоветском пространстве.
17.Зарубежные школы гобелена (Европа, США, Япония).
18.Художники — авторы современных гобеленов.
19.Формы современного гобелена – монументальный, камерный, мини-гобелен (плоскость, объем)
20. Гобелен в среде (интерьер, экстерьер).
Контрольные задания
Контрольное задание №1:
1. Выполнить композиционно-технологический анализ образца гобелена (2 листа, формат А 4);
2. Раскрыть символику цвета в гобелене (живописно-схематический анализ) 2 произведений в технике «гобелен» разных по колориту (теплый/холодный). (2 листа, формат А4);
Контрольное задание №2:
1.Выполнение образцов разных видов плетений «сумах», «репс», «крапотаж», «реле», «букле» (20х20 см).
Темы докладов
1.Опишите кратко древнюю историю гобелена.
2.Развитие ткачества в Европе в Средние века.
3.Ручное ткачество в Эпоху Возрождения.
4.Расцвет европейской шпалеры в XVII — XVIII вв. Мастерская братьев Гобеленов.
5.Опишите композиционные и сюжетные особенности гобелена в стиле «мильфлер».
6.Скандинавский гобелен сюжетов Байе.
7.Эстетические взгляды Уильяма Морриса на развитие ткачества в XIX в.
8.Раскройте значение реформа шпалеры Жан Люрса в ХХ в.
9.Раскройте понятие «новая таписерия», приведите примеры.
10.Опишите основные принципы техники создания шпалеры.
11.Материалы и инструменты при работе с ручным ткачеством.
12.Этапы развития художественного ткачества в России.
13.Белорусская школа гобелена: характерные черты, мастера.
14.Стилизация в гобелене: цветовое и композиционное решение.
15.Методические особенности знакомства школьников 5-7 классов с техникой гобелена на кружковых занятиях.
16.Формы современных учебных внеурочных занятий по изучению основ художественного текстиля (на основе гобелена).
17. Традиционный и новаторский гобелен в Татарстане.
18. Нетрадиционные виды основы и техники ткачества.
20. Объемно-пространственные формы современного гобелена.
Методические указания к практическим занятиям
Аудиторные практические занятия служат базой для домашних работ. Их материал способствует самостоятельному выполнению заданий, дает общий кругозор в области декорирования интерьера средствами ДПИ и подготавливает студента к будущей профессионально-педагогической деятельности.
Цели практической части курса «Гобелен»: привить обучающимся навыки оформительской работы, грамотного, методически верного выполнения заданий, а также воспитание творческого отношения к работе. Цикл практических работ включает ряд упражнений (освоение художественного ткачества) и комплексных учебно-творческих заданий (геометрический и сюжетный мотив в гобелене). Студеты исследуют педагогический потенциал использования техники "гобелен" на классных и внешкольных занятиях с учащимися.
Курс выстроен так, что позволяет сформировать умения последовательно работать над декоративно-прикладным произведением - от замысла и эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы декоративной композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими заданиями по изучению технологии ткачества.
В рамках самоподготовки студент изучает цветовые, формальные возможности композиции гобелена с целью создания эскизов для текстильных изделий. Выработка практических навыков в работе над изделием состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:
- разработка идеи текстильной композиции с учетом характера и назначения интерьера;
- поиск пластического, цветового и колористического решения (эскиз);
- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции - изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза текстильного изделия.
- выполнение работы в материале согласно текстильной технологии (гобелен, пэчворк, аппликация).
Для выполнения практических заданий студенту необходимо иметь на занятии художественно-графические материалы и инструменты: бумага (ватман) форматы А4, А3; фломастеры, маркеры, карандаши, краски (гуашь, акварель), кисти, цветные карандаши, а также вспомогательный материал – ластики, линейки, циркули и пр. Для практического выполнения изделия необходимы: рамка для ткачества, нити Х/Б; пряжа акрил, шерсть), ножницы, гребень.
В качестве результата изучения курса предусмотрено выполнение в ходе практических и самостоятельных занятий двух итоговых работ в технике ручного ткачества «гобелен».
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся.
Самостоятельная работа (СРС) обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа студентов в вузе рассматривается как фактор
По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим обучающимся по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты
самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; выполнение контрольных работ; творческих заданий.
Виды самостоятельной работы следующие:
1.самостоятельное изучение обучающимися отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
2.подготовка к практическим работам по предусмотренным программой темам;
3.самоподготовка и представление домашних заданий.
4.изучение неясных вопросов для их рассмотрения во время практических занятий с помощью преподавателя;
6.подготовка к зачету, включающая правильное выполнение практических работ по композиции в указанном формате и технике.
Методические указания к зачету (зачету с оценкой).
Зачет - важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке к зачету с оценкой обучающиеся внимательно изучают конспект, рекомендованную литературу и делают краткие записи по каждому вопросу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
В ходе сдачи зачета с оценкой по "Гобелену" учитывается текущая успеваемость обучающегося, поэтому к зачетной процедуре необходимо выполнить все практические, художественные задания на должном уровне. Проведение зачета включает теоретический и практический компонент. Проверка теоретического материала курса проводится в письменной форме (ответы на вопросы) или в форме теста. При подготовке к зачету с оценкой по композиции обучающийся должен тщательно подготовить практические задания - оформить их в портфолио согласно требованям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.