(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Пoнятиe cтилизaции и cтиля. Виды cтилизaции
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Примерные темы композиций
1. «Стилизация природных форм. Цветочная композиция».
2. «Стилизация природных форм. Мир насекомых».
3. «Стилизация природных форм. Мир животных».
4. «Стилизация природных форм. Мир птиц».
5. «Стилизация природных форм. Подводный мир».
6. «Передача явлений природы в пейзаже» (на основе японской гравюры) и др.
/Ср/
Э2 Э3
Opнaмeнтaльнoe peшeниe peaльных oбpaзoв
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Выполнение композиционного упражнения «Орнаментальное решение природной формы. Цветок. Дерево.Животные, птицы, насекомые».Методические рекомендации по практическому применению полученных знаний и умений в области стилизации на уроках ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС.
/Пр/
Э2 Э3
Выполнение композиционного упражнения «Орнаментальное решение природной формы. Человек». Практическое изучение основ орнаментального искусства.
Выполнение графического упражнения «Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных народов и эпох. Природные формы». Практическое изучение основ орнаментального искусства. Выполнение упражнения «Универсальные орнаментальные композиции: линейная, круговая».
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3
Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Цветок. Дерево».
- в традициях орнаментального искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;
- в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо и др.
/Пр/
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Выполнение композиционного упражнения «Стилизация предметных форм в графике».
- изображение предметных форм (предметы быта и интерьера) с использованием основных приемов стилизации;
- изображение предметных форм (предметы быта и интерьера) в традициях искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.; в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо и др.
/Ср/
Э2 Э3
Э2 Э3
Принципы и методы работы над стилизованной композици-ей с изображением архитектурных объектов.
Выполнение композиционного упражнения «Графическая схема. Город. Деревня».
/Пр/
Э2 Э3
- в традициях архитектуры Древнего Египта, Древней Гре-ции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;
- в каком-либо стиле архитектуры: романика, готика, возро-ждение, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн.
/Пр/
Э1 Э2 Э3
1. «Архитектура Древнего Египта».
2. «Архитектура Древней Греции».
3. «Архитектура Византии».
4. «Архитектура стран Востока».
5. «Исламская архитектура».
6. «Архитектура Древнего Рима».
7. «Архитектура Древней Руси».
8. «Архитектура романского стиля».
9. «Архитектура готики».
10. «Архитектура эпохи Возрождения».
11. «Архитектура классицизма».
12. «Архитектура модерна».
13. «Зодчество татарского народа» и др.
/Пр/
Э2 Э3
/Ср/
Э2 Э3
Э2 Э3
Выполнение композиционного упражнения «Человек и город». Передача единства природной и архитектурной форм.
/Пр/
Э2 Э3
Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Практическое изучение стилевых особенностей костюма разных времен и народов.
/Пр/
Э2 Э3
1. «Фараоны Древнего Египта».
2. «Боги Древней Греции».
3. «Женские образы Византии».
4. «Восточные красавицы».
5. «Русские красавицы».
6. «Танец».
7. «Изображение человека в романском стиле».
8. «Изображение человека в готическом стиле».
9. «Человек эпохи Возрождения».
10. «Изображение человека в стиле ампир».
11. «Изображение человека в стиле рококо».
12. «Женские образы стиля модерн».
13. «Татарские девушки».
14. «Наши современники» и др. Разработка презентации по изучаемым темам курса для уроков ИЗО в 5-7 классах.
/Пр/
Э2 Э3
Э2 Э3
/Ср/
Э2 Э3
/Ср/
Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы к экзамену
2. Основные законы декоративной композиции.
3. Основные приемы и средства работы над декоративной композицией.
4. Творческое применение законов и принципов визуального восприятия при создании декоративных композиций.
5. Использование выразительных средств графики в стилизованной композиции.
6. Стилизация в изобразительном искусстве и ее виды.
7. Основные приемы и методы стилизации в графической композиции.
8. Основные приемы стилизации природных форм в графике. Растения.
9. Основные приемы стилизации природных форм в графике. Животные.
10. Основные приемы стилизации природных форм в графике. Птицы.
11. Основные приемы стилизации природных форм в графике. Насекомые.
12. Основные приемы стилизации природных форм в графике. Морские обитатели.
13. Основные приемы передачи явлений природы в пейзажах японских художников-графиков.
14. Особенности изображения природных форм в первобытном искусстве».
15. Особенности изображения природных форм в искусстве Древнего Египта.
16. Особенности изображения природных форм в искусстве Эгейского мира.
17. Особенности изображения природных форм в искусстве Древней Греции.
18. Особенности изображения природных форм в искусстве Древнего Рима.
19. Особенности изображения природных форм в искусстве Византии.
20. Особенности изображения природных форм в искусстве Арабо-мусульманских стран.
21. Особенности изображения природных форм в искусстве Древней Руси.
22. Особенности изображения природных форм в искусстве Японии.
23. Особенности изображения природных форм в искусстве Китая.
24. Особенности изображения природных форм в искусстве романского стиля.
25. Особенности изображения природных форм в искусстве готики.
26. Особенности изображения природных форм в искусстве эпохи Возрождения.
27. Особенности изображения природных форм в искусстве стиля барокко.
28. Особенности изображения природных форм в искусстве стиля рококо.
29. Особенности изображения природных форм в искусстве классицизма.
30. Особенности изображения природных форм в искусстве стиля ампир.
31. Особенности изображения природных форм в искусстве модерна.
32. Особенности изображения природных форм в искусстве 1 половины ХХ века.
33. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера Древнего Египта.
34. Исторические аспекты развития искусства вазописи в Древней Греции.
35. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве Византии.
36. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве Арабо–мусульманских стран.
37. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве Древней Руси.
38. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве Японии.
39. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве Китая.
40. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве романского стиля.
41. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве готического стиля.
42. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве эпохи Возрождения.
43. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве стиля барокко.
44. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве стиля рококо.
45. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве стиля бидер-майер.
46. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве классицизма.
47. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве стиля ампир.
48. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве стиля ар нуво.
49. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве стиля ар деко.
50. Особенности архитектуры Древнего Египта.
51. Особенности архитектуры Древней Греции.
52. Особенности архитектуры Византии.
53. Особенности архитектуры стран Арабо-исламского мира.
54. Особенности архитектуры Древней Руси.
55. Особенности архитектуры Японии.
56. Особенности архитектуры романского стиля.
57. Особенности архитектуры готического стиля.
58. Особенности архитектуры эпохи Возрождения.
59. Особенности архитектуры классицизма.
60. Особенности архитектуры модерна.
61. Особенности архитектуры ар деко.
62. Особенности изображения человека в искусстве Древнего Египта.
63. Особенности костюма Древнего Египта.
64. Особенности изображения человека в искусстве Древней Греции.
65. Особенности костюма Древней Греции.
66. Особенности изображения человека в искусстве Византии.
67. Особенности изображения человека в искусстве стран Арабо-мусульманского мира.
68. Особенности русского народного костюма.
70. Особенности японского традиционного костюма.
71. Особенности изображения человека в искусстве романского стиля.
72. Особенности костюма романского стиля.
73. Особенности изображения человека в искусстве готического стиля.
74. Особенности костюма готического стиля.
75. Особенности изображения человека в искусстве эпохи Возрождения.
76. Особенности изображения человека в искусстве стиля ампир.
77. Особенности костюма стиля ампир.
78. Особенности изображения человека в искусстве стиля рококо.
79. Особенности костюма стиля рококо.
80. Особенности изображения человека в искусстве стиля модерн.
81. Особенности изображения человека в искусстве стиля ар-деко.
82. Особенности костюма начала ХХ века.
Контрольные задания:
Задание №1.Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Животные, птицы, насекомые».
Вариант 1 -в традициях орнаментального искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;
Вариант 2 - в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо и др.
Задание №2. Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Стилевые особенности изображение человека в искусстве разных народов и стилей.
Вариант 1 -в традициях искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии, Японии и др.;
Вариант 2 - в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн, постмодернизм.
Примерные темы рефератов
1. Точка – средство выражения в стилизованной композиции.
2. Линия - средство выражения в стилизованной композиции.
3. Пятно - средство выражения в стилизованной композиции.
4. Фактура и текстура - средства выражения в стилизованной композиции.
5. Размер, масштаб, пропорции, модуль - средства выражения в стилизованной композиции
6. Средства гармонизации художественной формы в стилизованной композиции.
7. Художественные средства построения стилизованной композиции.
8. Основные принципы создания стилизованной композиции.
9. Стилизация – искусство декоративного обобщения.
10. Способы и приемы стилизации в графике.
11. Декоративность как средство выразительности в стилизованной композиции
12. Виды и композиционная структура орнамента.
13. Стилизация объектов окружающей действительности в первобытном искусстве.
14. Искусство орнамента в Древнем Египте.
15. Искусство орнамента в Древней Греции.
16. Искусство орнамента. Византия.
17. Орнамент в арабском искусстве.
18. Искусство орнамента в Древней Руси.
19. Орнамент в искусстве Японии.
20. Орнамент в искусстве Китая.
21. Декор и стиль. Искусство романики.
22. Декор и стиль. Искусство готики.
23. Декор и стиль. Искусство Возрождения.
24. Декор и стиль. Искусство барокко.
25. Декор и стиль. Искусство классицизма.
26. Декор и стиль. Искусство ампира.
27. Декор и стиль. Искусство модерна.
28. Декор и стиль. Искусство ар деко.
29. Супрематизм. Выразительность и ассоциативность геометрической формы.
30. Анализ формы и передача выразительности животного средствами графической стилизации.
31. Способы передачи явлений природы в творчестве японских художников-графиков.
32. Создание образа в пейзаже с помощью средств и приемов графической стилизации.
31. Создание образа в портрете с помощью средств и приемов графической стилизации.
34. Создание образа в натюрморте с помощью средств и приемов графической стилизации.
35. Стилизация природных форм (растения) в русском декоративно-прикладном искусстве (на примере кистевой росписи).
36. Стилизация природных форм (растения) в русском декоративно-прикладном искусстве (на примере резьбы по дереву).
37. Стилизация природных форм (животные, птицы, рыбы, насекомые) в русском декоративно-прикладном искусстве (на примере кистевой росписи).
38. Стилизация природных форм (животные, птицы, рыбы, насекомые) в русском декоративно-прикладном искусстве (на примере резьбы по дереву).
39. Стилизация природных форм (человек) в русском декоративно-прикладном искусстве.
Методические рекомендации к лекциям
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к лекциям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
Методические рекомендации к лабораторным занятиям
Каждое лабораторное задание реализуется через две основные формы работы - аудиторную и самостоятельную.
Аудиторные занятия отводятся в основном упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к средствам, правилам, приемам стилизации различных объектов окружающей действительности. Композиционные упражнения рекомендуется выполнять на бумаге формата А4, в технике тушь-перо.
Устный, письменный и изобразительный анализ выполненных учебных и творческих заданий проводится как самим преподавателем, так и студентом самостоятельно в рамках самоподготовки.
Методические рекомендации к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:
- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,
- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала),
- выполнение контрольных заданий, предусмотренных программой дисциплины.
Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисциплины способствует более осмысленному выполнению лабораторных работ и творческих заданий; выработке практических навыков последовательной работы над стилизованной композицией (вынашивание идеи, разработка темы, сюжета по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз), поиск графического решения, разработка законченного композиционного эскиза); подготавливает студента к педагогической деятельности в школе.
В качестве вспомогательного средства освоения основ стилизации студентами проводятся экскурсии в художественные музеи, галереи и на выставки.
Методические указания для выполнения контрольных заданий.
Для повышения эффективности контроля знаний обучающихся при изучении курса предполагается выполнение двух контрольных заданий. Перед выполнением контрольного задания необходимо проработать литературу, предложенную преподавателем или подобранную самостоятельно. Выполнение контрольных заданий отражает: способность студента логично мыслить и излагать определенную точку зрения по той или иной проблеме дисциплины; умение использовать полученные знания по дисциплине при анализе современных проблем практики преподавания изобразительного искусства. При выполнении контрольных заданий надо показать вариативность решения учебно-практической задачи, способность
Контрольные задания рекомендуется выполнять на бумаге формата А3, в технике тушь, перо.
Методические указания для выполнения реферативных работ.
В конце изучения дисциплины студенты выполняют самостоятельную исследовательскую реферативную работу на предложенную тему. Написание реферата обогащает знания студентов по выбранной теме, помогает им логично, грамотно обобщить и изложить в письменном виде собранный материал (овладение студентом навыками научной организации своего умственного труда и профессиональной культуры), а затем умело, аргументировано публично устно защитить его перед своими сокурсниками (формирование ораторских и организаторских способностей докладчика).
Реферат — письменная работа, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа. В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от обучающегося требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам сту-дент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.
В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Язык реферата должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихсяпредусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.