2022-2023_b44_03_05 ИЗОиТ 151_ 051_951 гр__plx_Основы стилизации
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы стилизации
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
 
экзамен 10
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
32
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
8 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
32
32
32
32
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Большакова С.В. _________________
 
 
Основы стилизации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - углубление уровня освоения компетенций будущим учителем изобразительного искусства и технологии в области  основ живописной стилизации объектов окружающей действительности, в том числе природных и предметной форм.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать теоретическую подготовку в области художественно-пластической стилизации;
1.4
научить обучающегося этапам выполнения изображений по разным видам стилизации;
1.5
развить образное мышление обучающегося средствами стилизации;
1.6
привить навык выполнения стилизованного мотива в разных художественных техниках;
1.7
изучить дидактические приемы обучения школьников основам стилизации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Искусство современного костюма
2.1.2
Кожаная мозаика
2.1.3
Художественная обработка стекла
2.1.4
Искусство национального костюма
2.1.5
Искусство народов Поволжья
2.1.6
2.1.7
Искусство современного костюма
2.1.8
Художественная обработка стекла
2.1.9
Искусство народов Поволжья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Изобразительное искусство"
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Изобразительное искусство"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы стилизации объектов окружающей действительности графическими средствами;
3.1.2
инструментарий, основные способы и приемы стилизованного изображения объектов окружающей действительности графическими материалами;
3.1.3
дидактические принципы обучения школьников основам стилизации на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять теоретические основы стилизации объектов окружающей действительности графическими средствами в работе над стилизованной композицией;
3.2.2
применять методы и приемы стилизации объектов окружающей действительности графическими средствами в работе над стилизованной композицией;
3.2.3
использовать выразительные возможности стилизации для решения творческих задач;
3.2.4
использовать методические приемы стилизации в обучении школьников;
3.2.5
использовать выразительные возможности стилизации для решения творческих задач.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
теоретическими основами стилизации объектов окружающей действительности графическими средствами;
3.3.2
практическими навыками стилизации объектов окружающей действительности графическими средствами;
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
3.3.3
основами стилизованного изображения в процессе самостоятельной творческой деятельности (в любом виде изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и компьютерной графике).
3.3.4
приемами создания учебных и творческих стилизованных композиций графическими материалами,
3.3.5
навыками руководства процессом выполнения стилизации в изобразительной деятельности детей в условиях СОШ.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные законы, правила, приемы, средства работы над декоративной композицией

 
1.1
Методы изображения окружающей действительности средствами графики.Ocнoвныe выpaзитeльныe cpeдcтвa гpaфики и их иcпoльзoвaниe в cтилизoвaннoй кoмпoзиции /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
10
0
 
1.2
Выполнение графических упражнений с использованием основных композиционных законов, правил, приемов, средств: статика – динамика, симметрия – асимметрия, ритм – метр, большое - маленькое, темное - светлое,  точка- линия – пятно, контраст – нюанс, укрупнение – размельчение.Задачи обучения школьников приемам стилизации на уроках ИЗО. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
10
0
 
1.3
Выполнение графических упражнений с использованием основных композиционных законов, правил, приемов, средств: статика – динамика, симметрия – асимметрия, ритм – метр, большое - маленькое, темное - светлое,  точка- линия – пятно, контраст – нюанс, укрупнение – размельчение. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 2. Понятие «стилизации». Основные приемы стилизации. 

 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
2.1
Выполнение графического упражнения с использованием основных приемов стилизации - композиционного упражнения «Стихии природы: воздух, земля, вода, огонь» или «Времена года: зима, весна, лето, осень» способом деления поверхности листа на части (строго геометрически или свободно) и заполнения полученных плоскостей декором (текстурами, передающими фактуру поверхности или характер того  или иного состояния природы).Выполнение графического упражнения с использованием основных приемов стилизации - композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Цветок» («Стилизация природной формы. Дерево») с целью практического изучения основных приемов стилизации: введение в изображение модуля; создание эффекта прозрачности; заполнение реальных образов орнаментом; увеличение части изображения и т.д. Разработка методических пособий по стилизации природных форм для учащихся школ и ДХО. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
2.2
Cтилизaция кaк мeтoд изoбpaжeния пpeдмeтoв oкpужeния в гpaфикe

Пoнятиe cтилизaции и cтиля. Виды  cтилизaции

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
2.3
Выполнение графической работы с использованием основных приемов стилизации - тематической стилизованной композиции (творческое задание).

Примерные темы композиций

1. «Стилизация природных форм. Цветочная композиция».

2. «Стилизация природных форм. Мир насекомых».

3. «Стилизация природных форм. Мир животных».

4. «Стилизация природных форм. Мир птиц».

5. «Стилизация природных форм. Подводный мир».

6. «Передача явлений природы в пейзаже» (на основе японской гравюры)  и др.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 3. Виды, основные мотивы и композиции орнамента.

 
3.1
Дeкopaтивныe пoдхoды к cтилизaции

Opнaмeнтaльнoe peшeниe peaльных oбpaзoв

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
3.2
Практическое изучение основ орнаментального искусства. Виды орнамента, базовые мотивы орнамента, универсальные орнаментальные композиции.

Выполнение композиционного упражнения «Орнаментальное решение природной формы. Цветок. Дерево.Животные, птицы, насекомые».Методические рекомендации по практическому применению полученных знаний и умений в области стилизации на уроках ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
3.3
Практическое изучение основ орнаментального искусства.

Выполнение композиционного упражнения «Орнаментальное решение природной формы. Человек». Практическое изучение основ орнаментального искусства.

Выполнение графического упражнения «Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных народов и эпох. Природные формы». Практическое изучение основ орнаментального искусства. Выполнение упражнения «Универсальные орнаментальные композиции: линейная, круговая».

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 4. Приемы стилизации природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей.

 
4.1
Стилизация природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

4
ПК-1.1
10
0
 
4.2
Практическое изучение приемов стилизации природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей с древних времен до начала ХХ века.

Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Цветок. Дерево».

- в традициях орнаментального искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;

- в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо и др.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
10
0
 
4.3
Возрастные особенности обучающихся в работе над стилизацией природных форм на уроке ИЗО.Задачи обучения приемам стилизации в условиях дополнительного образования и внеурочной деятельности (кружковые занятия). /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
4.4
Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Цветок. Дерево".Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Животные, птицы, насекомые. Выполнение графической работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей - тематической стилизованной композиции (творческое задание). /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
4.5
Выполнение контрольного задания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 5. Приемы стилизации предметных форм на основе стилевых особенностей искусства разных эпох и народов

 
5.1
Стилизация предметных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
5.2
Практическое изучение стилевых характеристик предметных форм в искусстве разных народов и стилей, приемов и способов их изображения

Выполнение композиционного упражнения «Стилизация предметных форм в графике».

- изображение предметных форм (предметы быта и интерьера) с использованием основных приемов стилизации;

- изображение предметных форм (предметы быта и интерьера) в традициях искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.; в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо и др.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

6
10
0
 
 
Раздел 6. Приемы стилизации архитектурных форм на основе стилевых особенностей искусства разных эпох и народов.

 
6.1
Стилизация архитектурных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
6.2
Практическое изучение стилевых характеристик искусства архитектуры с древних времен до начала ХХ века. Практи-ческое изучение приемов и способов изображения архитек-туры в искусстве разных народов и стилей.

Принципы и методы работы над стилизованной композици-ей с изображением архитектурных объектов.

Выполнение композиционного упражнения «Графическая схема. Город. Деревня».

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
10
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6.3
Практическое изучение стилевых характеристик архитекту-ры разных народов и стилей. Выполнение композиционного упражнения «Стилизация архитектурных форм в графике. Город и стиль».

- в традициях архитектуры Древнего Египта, Древней Гре-ции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;

- в каком-либо стиле архитектуры: романика, готика, возро-ждение, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
6.4
Выполнение графической работы с использованием основ-ных приемов стилизации на основе стилевых характеристик архитектуры разных народов и стилей - тематической стилизованной композиции (творческое задание). Примерные темы композиции:

1. «Архитектура Древнего Египта».

2. «Архитектура Древней Греции».

3. «Архитектура Византии».

4. «Архитектура стран Востока».

5. «Исламская архитектура».

6. «Архитектура Древнего Рима».

7. «Архитектура Древней Руси».

8. «Архитектура романского стиля».

9. «Архитектура готики».

10. «Архитектура эпохи Возрождения».

11. «Архитектура классицизма».

12. «Архитектура модерна».

13. «Зодчество татарского народа» и др.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

4
ПК-1.2
10
0
 
6.5
Выполнение графической работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых характеристик архитектуры разных народов и стилей - тематической стилизованной композиции (творческое задание)

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

6
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 7. Приемы стилизации в композиции с изображением человека

 
7.1
Стилизация в композиции с изображением человека на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
7.2
Практическое изучение приемов и способов изображения человека в искусстве разных народов и стилей.

Выполнение композиционного упражнения «Человек и город». Передача единства природной и архитектурной форм.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
7.3
Практическое изучение приемов и способов изображения человека в искусстве разных народов и стилей.

Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Практическое изучение стилевых особенностей костюма разных времен и народов.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
7.4
Создание образа в тематической стилизованной композиции с изображением человека. Выполнение графической работы с использованием основных приемов стилизации (творческое задание). Примерные темы композиции:

1. «Фараоны Древнего Египта».

2. «Боги Древней Греции».

3. «Женские образы Византии».

4. «Восточные красавицы».

5. «Русские красавицы».

6. «Танец».

7. «Изображение человека в романском стиле».

8. «Изображение человека в готическом стиле».

9. «Человек эпохи Возрождения».

10. «Изображение человека в стиле ампир».

11. «Изображение человека в стиле рококо».

12. «Женские образы стиля модерн».

13. «Татарские девушки».

14. «Наши современники» и др.                           Разработка презентации по изучаемым темам курса для уроков ИЗО в 5-7 классах.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
7.5
Написание реферативной работы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
10
0
 
7.6
Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Практическое изучение стилевых особенностей костюма разных времен и народов.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
7.7
Создание образа в тематической стилизованной композиции с изображением человека. Выполнение графической работы с использованием основных приемов стилизации (творческое задание)

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2
10
0
 
7.8
Выполнение контрольного задания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1
10
0
 
7.9
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

36
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
1. Композиция как одна из важнейших творческих основ изобразительного искусства и дизайна.

2. Основные законы декоративной композиции.

3. Основные приемы и средства работы над декоративной композицией.

4. Творческое применение законов и принципов визуального восприятия  при создании декоративных композиций.

5. Использование выразительных средств графики в стилизованной композиции.

6. Стилизация в изобразительном искусстве и ее виды.

7. Основные приемы и методы стилизации в графической композиции.

8. Основные приемы стилизации природных форм в графике. Растения.

9. Основные приемы стилизации природных форм в графике. Животные.

10. Основные приемы стилизации природных форм в графике. Птицы.

11. Основные приемы стилизации природных форм в графике. Насекомые.

12. Основные приемы стилизации природных форм в графике. Морские обитатели.

13. Основные приемы передачи явлений природы в пейзажах японских художников-графиков.

14. Особенности изображения природных форм в первобытном искусстве».

15. Особенности изображения природных форм в искусстве Древнего Египта.

16. Особенности изображения природных форм в искусстве Эгейского мира.

17. Особенности изображения природных форм в искусстве Древней Греции.

18. Особенности изображения природных форм в искусстве Древнего Рима.

19. Особенности изображения природных форм в искусстве Византии.

20. Особенности изображения природных форм в искусстве Арабо-мусульманских стран.

21. Особенности изображения природных форм в искусстве Древней Руси.

22. Особенности изображения природных форм в искусстве Японии.

23. Особенности изображения природных форм в искусстве Китая.

24. Особенности изображения природных форм в искусстве романского стиля.

25. Особенности изображения природных форм в искусстве готики.

26. Особенности изображения природных форм в искусстве эпохи Возрождения.

27. Особенности изображения природных форм в искусстве стиля барокко.

28. Особенности изображения природных форм в искусстве стиля рококо.

29. Особенности изображения природных форм в искусстве классицизма.

30. Особенности изображения природных форм в искусстве стиля ампир.

31. Особенности изображения природных форм в искусстве модерна.

32. Особенности изображения природных форм в искусстве 1 половины ХХ века.

33. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера Древнего Египта.

34. Исторические аспекты развития искусства вазописи в Древней Греции.

35. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве Византии.

36. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве Арабо–мусульманских стран.

37. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве Древней Руси.

38. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве Японии.

39. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве Китая.

40. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве романского стиля.

41. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве готического стиля.

42. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве эпохи Возрождения.

43. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве стиля барокко.

44. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве стиля рококо.

45. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве стиля бидер-майер.

46. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве классицизма.

47. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве стиля ампир.

48. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве стиля ар нуво.

49. Особенности формы и декора предметов быта и интерьера в искусстве стиля ар деко.

50. Особенности архитектуры Древнего Египта.

51. Особенности архитектуры Древней Греции.

52. Особенности архитектуры Византии.

53. Особенности архитектуры стран Арабо-исламского мира.

54. Особенности архитектуры Древней Руси.

55. Особенности архитектуры Японии.

56. Особенности архитектуры романского стиля.

57. Особенности архитектуры готического стиля.

58. Особенности архитектуры эпохи Возрождения.

59. Особенности архитектуры классицизма.

60. Особенности архитектуры модерна.

61. Особенности архитектуры ар деко.

62. Особенности изображения человека в искусстве Древнего Египта.

63. Особенности костюма Древнего Египта.

64. Особенности изображения человека в искусстве Древней Греции.

65. Особенности костюма Древней Греции.

66. Особенности изображения человека в искусстве Византии.

67. Особенности изображения человека в искусстве стран Арабо-мусульманского мира.

68. Особенности русского народного костюма.

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
69. Особенности татарского народного костюма.

70. Особенности японского традиционного костюма.

71. Особенности изображения человека в искусстве романского стиля.

72. Особенности костюма романского стиля.

73. Особенности изображения человека в искусстве готического стиля.

74. Особенности костюма готического стиля.

75. Особенности изображения человека в искусстве эпохи Возрождения.

76. Особенности изображения человека в искусстве стиля ампир.

77. Особенности костюма стиля ампир.

78. Особенности изображения человека в искусстве стиля рококо.

79. Особенности костюма стиля рококо.

80. Особенности изображения человека в искусстве стиля модерн.

81. Особенности изображения человека в искусстве стиля ар-деко.

82. Особенности костюма начала ХХ века.

    Контрольные задания:

Задание №1.Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Животные, птицы, насекомые».

Вариант 1 -в традициях орнаментального искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;

Вариант 2 - в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо и др.

Задание №2. Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Стилевые особенности изображение человека в искусстве разных народов и стилей.

Вариант 1 -в традициях искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии, Японии и др.;

Вариант 2 - в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн, постмодернизм.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные темы рефератов

1. Точка – средство выражения в стилизованной композиции.

2. Линия - средство выражения в стилизованной композиции.

3. Пятно - средство выражения в стилизованной композиции.

4. Фактура и текстура - средства выражения в стилизованной композиции.

5. Размер, масштаб, пропорции, модуль - средства выражения в стилизованной композиции

6. Средства гармонизации художественной формы в стилизованной композиции.

7. Художественные средства построения стилизованной композиции.

8. Основные принципы создания стилизованной композиции.

9. Стилизация – искусство декоративного обобщения.

10. Способы и приемы стилизации в графике.

11. Декоративность как средство выразительности в стилизованной композиции

12. Виды и композиционная структура орнамента.

13. Стилизация объектов окружающей действительности в первобытном искусстве.

14. Искусство орнамента в Древнем Египте.

15. Искусство орнамента в Древней Греции.

16. Искусство орнамента. Византия.

17. Орнамент в арабском искусстве.

18. Искусство орнамента в Древней Руси.

19. Орнамент в искусстве Японии.

20. Орнамент в искусстве Китая.

21. Декор и стиль. Искусство романики.

22. Декор и стиль. Искусство готики.

23. Декор и стиль. Искусство Возрождения.

24. Декор и стиль. Искусство барокко.

25. Декор и стиль. Искусство классицизма.

26. Декор и стиль. Искусство ампира.

27. Декор и стиль. Искусство модерна.

28. Декор и стиль. Искусство ар деко.

29. Супрематизм. Выразительность и ассоциативность геометрической формы.

30. Анализ формы и передача выразительности животного средствами графической стилизации.

31. Способы передачи явлений природы  в творчестве японских художников-графиков.

32. Создание образа в пейзаже с помощью средств и приемов графической стилизации.

31. Создание образа в портрете с помощью средств и приемов графической стилизации.

34. Создание образа в натюрморте с помощью средств и приемов графической стилизации.

35. Стилизация природных форм (растения) в русском декоративно-прикладном искусстве (на примере кистевой росписи).

36. Стилизация природных форм (растения) в русском декоративно-прикладном искусстве (на примере резьбы по дереву).

37. Стилизация природных форм (животные, птицы, рыбы, насекомые) в русском декоративно-прикладном искусстве (на примере кистевой росписи).

38. Стилизация природных форм (животные, птицы, рыбы, насекомые) в русском декоративно-прикладном искусстве (на примере резьбы по дереву).

39. Стилизация природных форм (человек) в русском декоративно-прикладном искусстве.

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
40. Стилизация природных форм в татарском декоративно-прикладном искусстве.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шокорова Л. В.
Шокорова, Л. В.  Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 74 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493312 
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Барциц, Р.Ч. 
Графическая композиция в системе высшего художественного образования. Вопросы теории и практики: учебное пособие : / Р. Ч. Барциц. — Москва: Издательство Московский педагогический государственный университет, 2017. — 200 c. — ISBN 978-5-4263-0355-3. - Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. — URL : http://www.iprbookshop.ru/79060.html.
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017
 
Л2.2
Соколов, М. В. 
Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие  : / М. В. Соколов, М. С. Соколова. —  Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 467 c. — ISBN 978-5-4486-0248-1. - Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71803.html.
Саратов :  Ай Пи Эр Медиа, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Беляева, О. А. 
Композиция. практическое пособие для вузов: / О. А. Беляева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 59 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-11593-2 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0413-7 (КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445688
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Граф.дизайн. Стилизация предметов: [сайт]. – URL:  .http://learn.unium.ru/uniumdesign/design1/lesson4/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Графическая стилизация: [сайт].– URL:    http://aliveline.ru/index.php/line/style(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Стилизация в декоративно-прикладном искусстве : [сайт].– URL:   https://lektsii.org/2-(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный45030.html
 
Э4
Стилизация (изобразительное искусство): [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стилизация_(изобразительное_искусство)  – Текст: электронный
 
Э5
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для работы с первоисточниками.

   Методические рекомендации к лекциям

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

В ходе подготовки к лекциям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

   Методические рекомендации к лабораторным занятиям

Каждое лабораторное задание реализуется через две основные формы работы - аудиторную и самостоятельную.

Аудиторные занятия отводятся в основном упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к средствам, правилам, приемам стилизации различных объектов окружающей действительности.  Композиционные упражнения рекомендуется выполнять на бумаге формата А4, в технике тушь-перо.

Устный, письменный и изобразительный анализ выполненных учебных и творческих заданий проводится как самим преподавателем, так и студентом самостоятельно в рамках самоподготовки.

   Методические рекомендации к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:

- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,

- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала),

- выполнение контрольных заданий, предусмотренных программой дисциплины.

Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисциплины способствует более осмысленному выполнению лабораторных работ и творческих заданий; выработке практических навыков последовательной работы над стилизованной композицией (вынашивание идеи, разработка темы, сюжета по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз), поиск графического решения, разработка законченного композиционного эскиза); подготавливает студента к педагогической деятельности в школе.

В качестве вспомогательного средства освоения основ стилизации студентами проводятся экскурсии в художественные музеи, галереи и на выставки.

    Методические указания для выполнения контрольных заданий.

Для повышения эффективности контроля знаний обучающихся при изучении курса предполагается выполнение двух контрольных заданий. Перед выполнением контрольного задания необходимо проработать литературу, предложенную преподавателем или подобранную самостоятельно. Выполнение контрольных заданий отражает: способность студента логично мыслить и излагать определенную точку зрения по той или иной проблеме дисциплины; умение использовать полученные знания по дисциплине при анализе современных проблем практики преподавания изобразительного искусства. При выполнении контрольных заданий надо показать вариативность решения учебно-практической задачи, способность 

 
стр. 14
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
выбрать свою позицию.

Контрольные задания рекомендуется выполнять на бумаге формата А3, в технике тушь, перо.

     Методические указания для выполнения реферативных работ.

В конце изучения дисциплины студенты выполняют самостоятельную исследовательскую реферативную работу на предложенную тему. Написание реферата обогащает знания студентов по выбранной теме, помогает им логично, грамотно обобщить и изложить в письменном виде собранный материал (овладение студентом навыками научной организации своего умственного труда и профессиональной культуры), а затем умело, аргументировано публично устно защитить его перед своими сокурсниками (формирование ораторских и организаторских способностей докладчика).

Реферат — письменная работа, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа. В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от обучающегося требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам сту-дент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.

В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Язык реферата должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

     Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

    Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихсяпредусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.