Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
-Цветовой круг Гете, Иттена. Контрасты цвета.
-Цветовое равновесие. Целостность системы восприятия и живописность.
двухмерной картинной плоскости
-Раскрытие проблемы живописности. Эмоциональный тон красок. Живописные материалы и технологии акварельной техники. Основа для живописи.
/Лек/
Э7 Э8 Э16 Э17
(Акварель)
др.). /Ср/
Э8 Э9 Э10
Постановка проблемы: как реальная система цветоощущения должна считаться с обогащенным чувством
цвета, повторяющем в своей сложности.
-Цветовой круг Гете, Иттена. Контрасты цвета.
-Цветовое равновесие. Целостность системы восприятия и живописность.
двухмерной картинной плоскости
-Раскрытие проблемы живописности. Эмоциональный тон красок. /Ср/
Э7 Э8
Э2
Э2
Э10
используемый в работе художником.
Цвето-тональный диапазон
окружающей среды и палитры.
Способы переложения природного
диапазона на ограниченный словарь
палитры. Правила смешивания
красок. Основные и производные
цвета.Виды живописных работ: набросок, этюд, штудия, живописный сеанс. /Лек/
Э6 Э16 Э17
Э10
Э3
Э7
Э3
Э6
Э5
Э10
Э9
Э7
Э5
Э10
Э10
Э10
Э7
Э10
Э7
Э9
Э9
Э9
Э10
Э15
Э15
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17
Вопросы к зачету
1.Цвет в природе и в живописи.
2.Предметный цвет. Цвет, обусловленный воздушной средой. Различия между ними.
3.Природа цвета. Спектр.
4.Цветовой круг. Смешение красок. Основные и производные цвета.
5.Основные характеристики цвета.
6.Цветовой тон.
7.Светлота цвета.
8.Насыщенность цвета. От чего она зависит.
9.Ахроматические и хроматические цвета.
10.Закономерности построения объемной формы цветом.
11.Влияние освещения на восприятие цвета. Расположение источника освещения (сбоку, спереди, сзади).
12.Пространственное изменение цвета. Закономерности воздушной перспективы.
13.Явление контраста. Типы контрастов. Контрасты в природе и живописи.
14.Значение закона теплохолодности цвета в живописи.
15.Цветовая гамма. Цветовая гармония.
16.Цветовые и тоновые отношения в живописи. Принцип работы отношениями.
17.Роль цветных рефлексов в организации живописного изображения.
18.Основной методический принцип работы в живописи.
19.Палитра художника и ее изобразительные возможности. Расположение красок на палитре.
20.Техника «гризайль». Значение гризайли в освоении живописи. Методическая последовательность выполнения этюда в технике гризайль.
21.Материалы для живописи акварельными красками.
22.Приемы работы акварельными красками (по сухой основе, по влажной бумаге, по мятой бумаге и т.д.).
23.Методическая последовательность выполнения этюда при многослойном нанесении акварельных красок (лессировочное письмо).
24.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда акварельными красками.
25.Материалы для живописи гуашевыми красками.
26.Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками.
27.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда в технике живописи гуашевыми красками.
28.Материалы для живописи масляными красками (основа, грунт, краски, разбавители, масла, лаки, кисти, палитра и т.д.)
29.Натяжка, проклейка и грунтовка холста. Структура и элементы грунта. Эмульсионные, клеевые, полумасляные, масляные и синтетические грунты.
30.Возможности масляной живописи. Лессировка. Корпусное письмо.
31.Значение, технология и методика выполнения подмалевка.
32.Учебные и творческие задачи живописи натюрморта.
33.Учебные и творческие задачи живописи этюда головы человека.
34.Последовательность выполнения натюрморта акварельными, гуашевыми, масляными красками.
35.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда головы человека. Вопросы композиции в живописи портрета.
36.Особенности работы над живописью портрета и фигуры.
Вопросы, выносимые на экзамен
1.Роль рисунка в создании живописного произведения.
2.Цвет в природе и в живописи.
3.Роль тона в живописи. Цветотональный масштаб.
4.Предметный цвет. Цвет, обусловленный воздушной средой. Различия между ними.
5.Закономерности построения объемной формы цветом.
6.Влияние освещения на восприятие цвета. Расположение источника освещения (сбоку, спереди, сзади).
7.Пространственное изменение цвета. Закономерности воздушной перспективы.
8.Явление контраста. Типы контрастов. Контрасты в природе и живописи.
9.Значение закона теплохолодности цвета в живописи.
10.Роль цвета в решении учебных и творческих задач.
11.Значение колорита картины в передаче образного содержания произведения.
12.Цветовые и тоновые отношения в живописи. Принцип работы отношениями.
14.Цельность живописного изображения. Приемы и средства, используемые для решения данной задачи в живописном этюде.
15.Задачи живописного этюда с натуры в обучении учащихся и творческой практике художников.
16.Учебно-творческие задачи, решаемые в процессе работы над длительным живописным этюдом с натуры. Основные этапы его выполнения.
17.Роль кратковременных упражнений в развитии навыков и умений будущего художника-педагога. Задачи, решаемые в процессе выполнения кратковременных живописных этюдов-зарисовок и цветных набросков.
18.Значение эскизов и этюдов и их роль в работе над учебной постановкой.
19.Выразительные средства живописи.
20.Основной методический принцип работы в живописи.
21.Палитра художника и ее изобразительные возможности. Расположение красок на палитре.
22.Краткая характеристика понятий «технология» и «техника» живописи. Значение знаний и умений в области технологии и техники живописи для художника.
23.Техника «гризайль». Значение гризайли в освоении живописи. Методическая последовательность выполнения этюда в технике гризайль.
24.Сравнительная характеристика особенностей живописных техник – акварели, масла, гуаши, темперы.
25.Материалы для живописи акварельными красками.
26.Приемы работы акварельными красками (по сухой основе, по влажной бумаге, по мятой бумаге и т.д.).
27.Методическая последовательность выполнения этюда при многослойном нанесении акварельных красок (лессировочное письмо).
28.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда акварельными красками.
29.Материалы для живописи гуашевыми красками.
30.Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками.
31.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда в технике живописи гуашевыми красками.
32.Материалы для живописи темперными красками.
33.Особенности работы в технике темперной живописи. Лессировки, корпусное письмо.
34.Материалы для живописи масляными красками (основа, грунт, краски, разбавители, масла, лаки, кисти, палитра и т.д.)
35.Натяжка, проклейка и грунтовка холста. Структура и элементы грунта. Эмульсионные, клеевые, полумасляные, масляные и синтетические грунты.
36.Возможности масляной живописи. Лессировка. Корпусное письмо.
37.Значение, технология и методика выполнения подмалевка.
38.Структура и элементы живописного красочного слоя при многослойном методе живописи масляными красками.
39.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда масляными красками.
40.Учебные и творческие задачи живописи натюрморта.
41.Учебные и творческие задачи живописи этюда головы человека.
42.Учебные и творческие задачи живописного изображения одетой и обнаженной фигуры человека.
43.Учебные и творческие задачи живописного изображения интерьера.
44.Учебные и творческие задачи живописи пейзажа. Особенности работы на пленэре и в мастерской.
45.Свето- и цвето-воздушная среда в природе и ее значение в живописи.
46.Роль интерьера и экстерьера в живописном произведении. Особенности их тонального и цветового изображения.
47.Последовательность выполнения натюрморта акварельными, гуашевыми, масляными красками.
48.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда головы человека. Вопросы композиции в живописи портрета.
49.Особенности работы над живописью портрета и фигуры в помещении и на пленэре.
50.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда одетой и обнаженной фигуры человека. Различные подходы в проработке лица, рук, костюма.
51.Понятия «серость», «загрязненность», «жесткость», «декоративность» в живописи.
52.Понятие камертона в живописи и его значение для целостного решения живописного изображения.
Контрольные задания
Задание №1. Выполнить этюд натюрморта
Тема: Натюрморт с гипсовой розеткой (орнаментом) и декоративными тканями с национальным орнаментом на передачу декоративных качеств предметов и драпировок (живопись на цветной бумаге).
Задание №2. Выполнить этюд натюрморта
Тема: Натюрморт с цветами. Фронтальное освещение (живопись на черной бумаге).
Задание №3. Выполнить этюд натюрморта
Тема: Живописное решение натюрморта, расположенного в части интерьера. Техника исполнения (акварель, гуашь) по выбору студента.
Задание №4. Выполнить этюд головы натурщика
Тема: Этюд головы натурщика на нейтральном фоне.
Задание №5. Выполнить этюд головы натурщика
Тема: Этюд головы натурщика на цветном фоне
Задание №6. Выполнить этюд полу-фигуры человека
Тема: Поясной портрет человека с введением в композицию рук.
Задание №7. Выполнить этюд полу-фигуры человека
Тема: Этюд одетой фигуры человека на нейтральном фоне.
Задание №8. Выполнить этюд фигуры человека
Задание №9. Выполнить этюд фигуры человека
Тема: Этюд обнаженной женской фигуры с включением в композицию деталей интерьер
Задание №10. Выполнить этюд натюрморта
Тема: Этюд сложного (двух-трехуровнего) тематического натюрморта.
Задание №11. Выполнить этюд фигуры человека
Тема: Этюд однофигурной тематической постановки (фигура человека в интерьере с натюрмортом).
Примерная тематика эссе
1.Поэтапная работа над натюрмортом в технике акварели при обучении школьников основам живописи.
2.Колористическое решение в тематическом натюрморте в обучении школьников.
3.Влияние освещения на цветовое решение натюрморта в обучении школьников основам живописи.
4.Способы создания гармоничных колористических решений в натюрморте при изучении школьниками основ живописи.
5.Свет как средство выявления объема предметов и характера их поверхности при написании натюрморта
6.Особенности работы гуашью при написании натюрморта с натуры.
7 Методическая последовательность выполнения этюда при многослойном нанесении акварельных красок (лессировочное письмо).
8.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда акварельными красками.
9.Материалы для живописи гуашевыми красками при знакомстве школьников с основами техники
10.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда в технике живописи гуашевыми красками.
11.Основные техники масляной живописи.
12.Методика ведения краткосрочно и длительной работы маслом.
Практические занятия, способствуют более профессиональному и осмысленному выполнению учебных заданий. В них раскрываются основные закономерности восприятия цвета, его свойств и построения живописного изображения, вопросы колорита, сообщаются сведения из области живописи и методики работы над художественным произведением.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Практическое занятие по живописи с элементами цветоведения подразумевает два виды работ: подготовку творческого мотива на заданную тему и разработка проблемы на основе учебной литературы и образцов в искусстве.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа студентов может проводиться во внеаудиторное время, на практических занятиях. Учебными планами
предусматривается объём самостоятельной работы в часах. По каждой дисциплине планируется разработка заданий для обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся, изучающих дисциплину «Живопись с основами цветоведения»,включает следующие виды:
- подготовка к практическим занятиям.
- закрепление знаний и навыков, приобретенных на практических занятиях. Доработка материала, охваченного на аудиторном занятии. Подготовка к аудиторным работам должна быть эффективной и плодотворной, а для этого необходима теоретическая подготовка по специальным или проблемным заданиям и вопросам в соответствии с предлагаемым курсом «Живопись с основами цветоведения».
Методические указания к выполнению курсовых работ.
Основная цель курсовой работы – развить навыки самостоятельной творческой работы студентов путем решения конкретной задачи, закрепить и углубить теоретические знания и практические умения в области живописи, полученные при изучении специальных дисциплин, научить студентов применять свои знания к комплексному решению практической задачи. Задачей курсовой работы является выполнение художественной работы в авторской живописной манере. Выполнение курсовой работы является формой самостоятельной работы, на основе изучения специальной литературы,а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Формирование эстетического взгляда на окружающую действительность, стремление ее художественно анализировать и перерабатывать, создаваяхудожественный образ на основе колористической и изобразительной одготовки, используя различные методы и формы работы с живописными
материалами. А так же приобретение знаний, практических навыков изобразительной грамоты и развитие творческих способностей студентов. Выполнение задания в курсовой работе требует хорошей живописной подготовки, развитое цветовидение.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
Методические указания к самостоятельной работе по подготовке к зачёту
во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.