2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Живопись с основами цветоведения
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Живопись с основами цветоведения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 3, 4 зачет 2, 3, 4 зачет с оценкой 1
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
34
самостоятельная работа
612
аудиторные занятия
74
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
20 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
720
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
3
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
20
20
12
12
28
28
70
70
Итого ауд.
14
14
20
20
12
12
28
28
74
74
Кoнтактная рабoта
14
14
20
20
12
12
28
28
74
74
Сам. работа
126
126
192
192
119
119
175
175
612
612
Часы на контроль
4
4
4
4
13
13
13
13
34
34
Итого
144
144
216
216
144
144
216
216
720
720
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат пед. наук, доцент, Большакова С.В. _________________
 
 
Живопись с основами цветоведения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование компетенций обучающихся в области живописи и основ цветоведения, необходимых в педагогической деятельности в школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
получить опыт практического применения законов, правил и приемов цветоведения в станковой живописи;
1.4
сформировать умения анализировать и выполнять сложные живописные композиции с натуры, по памяти, по представлению в разных техниках;
1.5
изучить необходимый понятийный аппарат дисциплины;
1.6
развить зрительное цветовое восприятие, живописное видение и художественное мышление;
1.7
привить навыки ведения краткосрочных и длительных живописных работ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История изобразительного искусства
2.2.2
Обработка конструкционных материалов
2.2.3
Художественная роспись
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные термины и понятия дисциплины;
3.1.2
основные техники учебной живописи и методику создания живописной композиции;
3.1.3
основные цветовые системы в теории искусства, их визуальное и психо-перцептивное обоснование;
3.1.4
основные виды цветовых гармоний и гармонические сочетания в живописи;
3.1.5
технологические ошибки живописных техник различных материалов, а также способы их устранения;
3.1.6
способы и приемы живописного реалистического изображения, включающие перцепцию, анализ и синтез полученной визуальной информации;
3.1.7
технологию живописи и живописных материалов, техники живописи;
3.1.8
колористические принципы создания живописных произведений;
3.1.9
принципы преподавания основ живописи.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать живописные произведения, интерпретировать их художественно-стилистические и содержательные аспекты;
3.2.2
выполнять учебные живописные работы разной длительности ( с натуры, по памяти, по представлению) в разных техниках;
3.2.3
использовать знания цветоведения и закономерности гармонических сочетаний и колорит для создания художественного образа;
3.2.4
предупреждать и устранять технологические ошибки в разных техниках живописи;
3.2.5
анализировать результат и процесс выполнения живописной композиции;
3.2.6
выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании;
3.2.7
самостоятельно применять методы и приемы работы над колористическим решением живописного изображения;
3.2.8
анализировать результат и процесс выполнения живописного изображения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы живописными материалами (акварель, масло, гуашь, темпера);
3.3.2
методикой преподавания живописи, уметь показать приемы живописной работы и исправить работу ученика.
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы живописи с элементами цветоведения. Методика выполнения несложного натюрморта на различном фоне акварельными красками.

 
1.1
Предмет живописи. Понятие цвета в живописи.Проблема обогащенного чувства цвета.

-Цветовой круг Гете, Иттена. Контрасты цвета.

-Цветовое равновесие. Целостность системы восприятия и живописность.

двухмерной картинной плоскости

-Раскрытие проблемы живописности. Эмоциональный тон   красок.  Живописные материалы и технологии акварельной техники. Основа для живописи.             

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э7 Э8 Э16 Э17

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Разработка выполнение колористических упражнений на смешение основных и дополнительных цветов.

(Акварель)

др.). /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э8 Э9 Э10

40
ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Проблема обогащенного чувства цвета.

Постановка проблемы: как реальная система цветоощущения должна считаться с обогащенным чувством

цвета, повторяющем в своей сложности.

-Цветовой круг Гете, Иттена. Контрасты цвета.

-Цветовое равновесие. Целостность системы восприятия и живописность.

двухмерной картинной плоскости

-Раскрытие проблемы живописности. Эмоциональный тон   красок.    /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э7 Э8

14
ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Натюрморт из минимального количества гипсовых фигур на нейтральном фоне /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

10
ОПК-8.1
1
0
 
1.5
Этюд постановки из двух предметов на светлом фоне. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.6
Натюрморт из простых по форме и окраске предметов на нейтральном фоне (гризайль). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.7
Натюрморт из простых по форме и окраске предметов на нейтральном фоне (гризайль). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э10

24
ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Изучение приемов передачи тональных отношений предметов в натурной постановке.

 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.1
Понятие палитры как набор красок,

используемый в работе художником.

Цвето-тональный диапазон

окружающей среды и палитры.

Способы переложения природного

диапазона на ограниченный словарь

палитры. Правила смешивания

красок. Основные и производные

цвета.Виды живописных работ: набросок, этюд, штудия, живописный сеанс. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э6 Э16 Э17

2
ОПК-8.1
1
0
 
2.2
Этюд постановки из 2-3 предметов и драпировок одного цвета (только красные или зеленые предметы и драпировки, или только оранжевые, желтые, фиолетовые). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э10

2
ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 3. Развитие живописных навыков построения колорита на контрастных парах цветов.

 
3.1
Этюд постановки из 2-3 предметов зеленых тонов на красном фоне (контрастные пары цветов в постановке могут быть другими, например, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3

2
ОПК-8.1
1
0
 
3.2
Этюд постановки из предметов, сближенных цветов. /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

6
ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 4. Изучение особенностей модульной живописи.

 
4.1
Натюрморт из предметов, освещенных холодным светом (модульная живопись с ограниченной палитрой – красная, синяя, желтая, черная краски). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э7

2
ОПК-8.1
1
0
 
4.2
Этюд постановки из 2-3 предметов и драпировок одного цвета (только красные или зеленые предметы и драпировки, или только оранжевые, желтые, фиолетовые). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3

10
ОПК-8.1
1
0
 
4.3
Этюд постановки из 2-3 предметов зеленых тонов на красном фоне (контрастные пары цветов в постановке могут быть другими, например, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э6

12
ОПК-8.1
1
0
 
4.4
Натюрморт из предметов, освещенных холодным светом (модульная живопись с ограниченной палитрой – красная, синяя, желтая, черная краски). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

10
ОПК-8.1
1
0
 
4.5
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

4
ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 5. Изучение различных техник акварельной живописи.

 
5.1
Кратковременные этюды в различных техниках акварели. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э10

2
ОПК-8.1
2
0
 
5.2
Натюрморт из предметов, освещенных теплым светом (модульная живопись с ограниченной палитрой – красная, синяя, желтая, черная краски). /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

4
ОПК-8.1
2
0
 
5.3
Живописные этюды натюрмортов в разных видах освещения. /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

2
ОПК-8.1
2
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
5.4
Кратковременные этюды в различных техниках акварели. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

40
ОПК-8.1
2
0
 
5.5
Живописные этюды натюрмортов в разных видах освещения. /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

40
ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 6. Методика выполнения натюрморта из различных предметов на цветном фоне.

 
6.1
Этюд постановки из разных по тону и цвету предметов, с выраженными рефлексами. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-8.1
2
0
 
6.2
Этюд постановки из разных по тону и цвету предметов, с выраженными рефлексами. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

22
ОПК-8.1
2
0
 
6.3
Этюд постановки из белых предметов на цветном фоне. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э9

4
ОПК-8.1
2
0
 
6.4
Кратковременные этюды в различных техниках акварели. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э7

40
ОПК-8.1
2
0
 
6.5
Этюд постановки из темных предметов на цветном фоне. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-8.1
2
0
 
6.6
Этюд постановки из темных предметов на цветном фоне. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

50
ОПК-8.1
2
0
 
6.7
/Зачёт/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

4
ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 7. Особенности живописного изображения  натюрморта гуашевыми красками.

 
7.1
Натюрморт, составленный из стеклянных и непрозрачных предметов, стоящих против света (живопись на цветной бумаге). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э10

2
ОПК-8.1
3
0
 
7.2
Натюрморт, составленный из стеклянных и непрозрачных предметов, стоящих против света (живопись на цветной бумаге). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

33
ОПК-8.1
3
0
 
7.3
Натюрморт с чучелом птицы на светлом фоне (живопись на белой бумаге). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э10

2
ОПК-8.1
3
0
 
7.4
Натюрморт с чучелом птицы на светлом фоне (живопись на белой бумаге). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

30
ОПК-8.1
3
0
 
7.5
Натюрморт с гипсовой розеткой (орнаментом) и декоративными тканями с национальным орнаментом на передачу декоративных качеств предметов и драпировок (живопись на цветной бумаге). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э10

4
ОПК-8.1
3
0
 
7.6
Натюрморт с гипсовой розеткой (орнаментом) и декоративными тканями с национальным орнаментом на передачу декоративных качеств предметов и драпировок (живопись на цветной бумаге). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

26
ОПК-8.1
3
0
 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
7.7
Натюрморт с цветами. Фронтальное освещение (живопись на черной бумаге). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э7

4
ОПК-8.1
3
0
 
7.8
Натюрморт, составленный из стеклянных и непрозрачных предметов, стоящих против света (живопись на цветной бумаге). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э10

30
ОПК-8.1
3
0
 
7.9
/Зачёт/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

13
ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 8. Живопись натюрморта в интерьере.

 
8.1
Живописное решение натюрморта, расположенного в части интерьера. Техника исполнения (акварель, гуашь) по выбору студента. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э7

10
ОПК-8.1
4
0
 
8.2
Живописное решение натюрморта, расположенного в части интерьера. Техника исполнения (акварель, гуашь) по выбору студента. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

64
ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 9. Методика выполнения натюрморта масляными красками.

 
9.1
Этюд простого натюрморта из 2-3 предметов на светлом фоне. Гризайль. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э9

8
ОПК-8.1
4
0
 
9.2
Этюд простого натюрморта из 2-3 предметов на светлом фоне. Гризайль. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

44
ОПК-8.1
4
0
 
9.3
Этюд простого натюрморта из 2-3 предметов на светлом фоне (повтор предыдущего задания) в цвете. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э9

6
ОПК-8.1
4
0
 
9.4
Этюд простого натюрморта из 2-3 предметов на светлом фоне (повтор предыдущего задания) в цвете. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

40
ОПК-8.1
4
0
 
9.5
/Зачёт/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

0
ОПК-8.1
4
0
 
9.6
Этюд несложного натюрморта из 2-3 предметов на темном фоне. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э9

2
ОПК-8.1
4
0
 
9.7
Натюрморт с гипсовой головой (рекомендуется брать следующие краски: английскую красную или охру красную, кобальт синий или ультрамарин, охру светлую, белила или кость жженую) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э10

2
ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 10. Методика живописного изображения полуфигуры человека.Задачи, решаемые в процессе изображения полуфигуры человека.

 
10.1
Этюды головы натурщика на светлом фоне. Гризайль. Этюд головы с введением в композицию изображения рук (полуфигура одетая)  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э15

13
ОПК-8.1
4
0
 
10.2
Этюд женской головы на цветном фоне (освещение прямое). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э15

14
ОПК-8.1
4
0
 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
10.3
/Экзамен/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17

13
ОПК-8.1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Цвет в природе и в живописи.

2.Предметный цвет. Цвет, обусловленный воздушной средой. Различия между ними.

3.Природа цвета. Спектр.

4.Цветовой круг. Смешение красок. Основные и производные цвета.

5.Основные характеристики цвета.

6.Цветовой тон.

7.Светлота цвета.

8.Насыщенность цвета. От чего она зависит.

9.Ахроматические и хроматические цвета.

10.Закономерности построения объемной формы цветом.

11.Влияние освещения на восприятие цвета. Расположение источника освещения (сбоку, спереди, сзади).

12.Пространственное изменение цвета. Закономерности воздушной перспективы.

13.Явление контраста. Типы контрастов. Контрасты в природе и живописи.

14.Значение закона теплохолодности цвета в живописи.

15.Цветовая гамма. Цветовая гармония.

16.Цветовые и тоновые отношения в живописи. Принцип работы отношениями.

17.Роль цветных рефлексов в организации живописного изображения.

18.Основной методический принцип работы в живописи.

19.Палитра художника и ее изобразительные возможности. Расположение красок на палитре.

20.Техника «гризайль». Значение гризайли в освоении живописи. Методическая последовательность выполнения этюда в технике гризайль.

21.Материалы для живописи акварельными красками.

22.Приемы работы акварельными красками (по сухой основе, по влажной бумаге, по мятой бумаге и т.д.).

23.Методическая последовательность выполнения этюда при многослойном нанесении акварельных красок (лессировочное письмо).

24.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда акварельными красками.

25.Материалы для живописи гуашевыми красками.

26.Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками.

27.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда в технике живописи гуашевыми красками.

28.Материалы для живописи масляными красками (основа, грунт, краски, разбавители, масла, лаки, кисти, палитра и т.д.)

29.Натяжка, проклейка и грунтовка холста. Структура и элементы грунта. Эмульсионные, клеевые, полумасляные, масляные и синтетические грунты.

30.Возможности масляной живописи. Лессировка. Корпусное письмо.

31.Значение, технология и методика выполнения подмалевка.

32.Учебные и творческие задачи живописи натюрморта.

33.Учебные и творческие задачи живописи этюда головы человека.

34.Последовательность выполнения натюрморта акварельными, гуашевыми, масляными красками.

35.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда головы человека. Вопросы композиции в живописи портрета.

36.Особенности работы над живописью портрета и фигуры.

Вопросы, выносимые на экзамен

1.Роль рисунка в создании живописного произведения.

2.Цвет в природе и в живописи.

3.Роль тона в живописи. Цветотональный масштаб.

4.Предметный цвет. Цвет, обусловленный воздушной средой. Различия между ними.

5.Закономерности построения объемной формы цветом.

6.Влияние освещения на восприятие цвета. Расположение источника освещения (сбоку, спереди, сзади).

7.Пространственное изменение цвета. Закономерности воздушной перспективы.

8.Явление контраста. Типы контрастов. Контрасты в природе и живописи.

9.Значение закона теплохолодности цвета в живописи.

10.Роль цвета в решении учебных и творческих задач.

11.Значение колорита картины в передаче образного содержания произведения.

12.Цветовые и тоновые отношения в живописи. Принцип работы отношениями.

 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
13.Роль цветных рефлексов в организации живописного изображения.

14.Цельность живописного изображения. Приемы и средства, используемые для решения данной задачи в живописном этюде.

15.Задачи живописного этюда с натуры в обучении учащихся и творческой практике художников.

16.Учебно-творческие задачи, решаемые в процессе работы над длительным живописным этюдом с натуры. Основные этапы его выполнения.

17.Роль кратковременных упражнений в развитии навыков и умений будущего художника-педагога. Задачи, решаемые в процессе выполнения кратковременных живописных этюдов-зарисовок и цветных набросков.

18.Значение эскизов и этюдов и их роль в работе над учебной постановкой.

19.Выразительные средства живописи.

20.Основной методический принцип работы в живописи.

21.Палитра художника и ее изобразительные возможности. Расположение красок на палитре.

22.Краткая характеристика понятий «технология» и «техника» живописи. Значение знаний и умений в области технологии и техники живописи для художника.

23.Техника «гризайль». Значение гризайли в освоении живописи. Методическая последовательность выполнения этюда в технике гризайль.

24.Сравнительная характеристика особенностей живописных техник – акварели, масла, гуаши, темперы.

25.Материалы для живописи акварельными красками.

26.Приемы работы акварельными красками (по сухой основе, по влажной бумаге, по мятой бумаге и т.д.).

27.Методическая последовательность выполнения этюда при многослойном нанесении акварельных красок (лессировочное письмо).

28.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда акварельными красками.

29.Материалы для живописи гуашевыми красками.

30.Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками.

31.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда в технике живописи гуашевыми красками.

32.Материалы для живописи темперными красками.

33.Особенности работы в технике темперной живописи. Лессировки, корпусное письмо.

34.Материалы для живописи масляными красками (основа, грунт, краски, разбавители, масла, лаки, кисти, палитра и т.д.)

35.Натяжка, проклейка и грунтовка холста. Структура и элементы грунта. Эмульсионные, клеевые, полумасляные, масляные и синтетические грунты.

36.Возможности масляной живописи. Лессировка. Корпусное письмо.

37.Значение, технология и методика выполнения подмалевка.

38.Структура и элементы живописного красочного слоя при многослойном методе живописи масляными красками.

39.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда масляными красками.

40.Учебные и творческие задачи живописи натюрморта.

41.Учебные и творческие задачи живописи этюда головы человека.

42.Учебные и творческие задачи живописного изображения одетой и обнаженной фигуры человека.

43.Учебные и творческие задачи живописного изображения интерьера.

44.Учебные и творческие задачи живописи пейзажа. Особенности работы на пленэре и в мастерской.

45.Свето- и цвето-воздушная среда в природе и ее значение в живописи.

46.Роль интерьера и экстерьера в живописном произведении. Особенности их тонального и цветового изображения.

47.Последовательность выполнения натюрморта акварельными, гуашевыми, масляными красками.

48.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда головы человека. Вопросы композиции в живописи портрета.

49.Особенности работы над живописью портрета и фигуры в помещении и на пленэре.

50.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда одетой и обнаженной фигуры человека. Различные подходы в проработке лица, рук, костюма.

51.Понятия «серость», «загрязненность», «жесткость», «декоративность» в живописи.

52.Понятие камертона в живописи и его значение для целостного решения живописного изображения.

Контрольные задания

Задание №1. Выполнить этюд натюрморта

Тема: Натюрморт с гипсовой розеткой (орнаментом) и декоративными тканями с национальным орнаментом на передачу декоративных качеств предметов и драпировок (живопись на цветной бумаге).

Задание №2. Выполнить этюд натюрморта

Тема: Натюрморт с цветами. Фронтальное освещение (живопись на черной бумаге).

Задание №3. Выполнить этюд натюрморта

Тема: Живописное решение натюрморта, расположенного в части интерьера. Техника исполнения (акварель, гуашь) по выбору студента.

Задание №4. Выполнить этюд головы натурщика

Тема: Этюд головы натурщика на нейтральном фоне.

Задание №5. Выполнить этюд головы натурщика

Тема: Этюд головы натурщика на цветном фоне

Задание №6. Выполнить этюд полу-фигуры человека

Тема: Поясной портрет человека с введением в композицию рук.

Задание №7. Выполнить этюд полу-фигуры человека

Тема: Этюд одетой фигуры человека на нейтральном фоне.

Задание №8. Выполнить этюд фигуры человека

 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Тема: Этюд обнаженной фигуры человека на фоне драпировок различного тона.

Задание №9. Выполнить этюд фигуры человека

Тема: Этюд обнаженной женской фигуры с включением в композицию деталей интерьер

Задание №10. Выполнить этюд натюрморта

Тема: Этюд сложного (двух-трехуровнего) тематического натюрморта.

Задание №11. Выполнить этюд фигуры человека

Тема: Этюд однофигурной тематической постановки (фигура человека в интерьере с натюрмортом).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика эссе

1.Поэтапная работа над натюрмортом в технике акварели при обучении школьников основам живописи.

2.Колористическое решение в тематическом натюрморте в обучении школьников.

3.Влияние освещения на цветовое решение натюрморта в обучении школьников основам живописи.

4.Способы создания гармоничных колористических решений в натюрморте при изучении школьниками основ живописи.

5.Свет как средство выявления объема предметов и характера их поверхности при написании натюрморта

6.Особенности работы гуашью при написании натюрморта с натуры.

7 Методическая последовательность выполнения этюда при многослойном нанесении акварельных красок (лессировочное письмо).

8.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда акварельными красками.

9.Материалы для живописи гуашевыми красками при знакомстве школьников с основами техники

10.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда в технике живописи гуашевыми красками.

11.Основные техники масляной живописи.

12.Методика ведения краткосрочно и длительной работы маслом.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Штаничева, Н. С. 
Живопись. учебное пособие для вузов: / Н. С. Штаничева, В. И. Денисенко. — Москва: Академический Проект, 2016. — 304 c. — ISBN 978-5-8291-1993-5. —Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL:  http://www.iprbookshop.ru/60022.html 
Москва: Академический Проект, 2016.
 
Л1.2
Шашков, Ю. П. 
Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов : / Ю. П. Шашков. — Москва: Академический Проект, 2017. — 144 c. — ISBN:978-5-8291-1169-4. —Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks» [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/71800.html
Москва: Академический Проект, 2017
 
Л1.3
Ильина Т. В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов / Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10029-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494948 : учебник для вузов 
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Скакова, А.Г. 
Рисунок и живопись. учебник /Скакова, А.Г. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 164 с. — ISBN 978-5-534-10876-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432200
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Тугендхольд, Я. А. 
Живопись и зритель: Я. А. Тугендхольд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 120 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-09608-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428187
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Коробейников, В. Н. 
Академическая живопись: практикум для обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль подготовки «Художественная керамика»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр»: / В. Н. Коробейников. —  Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. — 60 c. — ISBN 978-5-8154-0386-4. — Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks»  [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76327.html.
Кемерово:Кемеровский государственный институт культуры, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Художественные средства живописи:[сайт] – URL:https://studfiles.net/preview/1741206/page:4/  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Колорит в живописи::[сайт] – URL:https://studbooks.net/629096/kulturologiya/kolorit_zhivopisi   (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Колорит в живописи::[сайт] – URL: http://artdosug.ru/archives/9698  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Колорит в живописи, его разновидности и историческая эволюция::[сайт] – URL:http://iskusstvoed.ru/2016/05/24/колорит-в-живописи-его-разновидности/  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э5
Живописные техники::[сайт] – URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Живописные_техники   (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э6
Техники живописи:[сайт] – URL:http://www.letopis.info/themes/painting/tehniki_jivopisi.html  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э7
Техники живописи:[сайт] – URL: https://artrecept.com/zhivopis/tehnika  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э8
Виды живописи. Материалы и техники:[сайт] – URL:http://art.dkg-web.com/index.php/painting/painting-types-mats-techs  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э9
Техника гризайль - это вид живописи. Гризайль в живописи: описание и особенности.:[сайт] – URL: http://fb.ru/article/276269/tehnika-grizayl---eto-vid-jivopisi-grizayl-v-jivopisi-opisanie-i-osobennosti    (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э10
Натюрморт в живописи:[сайт] – URL: https://artrecept.com/zhivopis/zhanry/natjurmort   (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э11
ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ Карасев Ю.В.:[сайт] – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5664 (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э12
ЖИВОПИСЬ НА ПЛЕНЭРЕ:[сайт] – URL:  http://shedevrs.ru/osnovi-givopisi/690-givopis-na-plenere.html (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э13
Портретная живопись:[сайт] – URL: https://gallerix.ru/lib/portretnaya-zhivopis/  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э14
Учебная живопись фигуры человека одетой:[сайт] – URL: https://infopedia.su/8x2e3b.html   (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э15
Живопись фигуры. А. А. Унковский:[сайт] – URL:    (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э16
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э17
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
стр. 12
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-103 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия. Дисциплина «Живопись с основами цветоведения» включает лекционные, практические занятия и самостоятельные работы по живописи.

   Практические занятия, способствуют более профессиональному и осмысленному выполнению учебных заданий. В них раскрываются основные закономерности восприятия цвета, его свойств и построения живописного изображения, вопросы колорита, сообщаются сведения из области живописи и методики работы над художественным произведением.

    Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Практическое  занятие по живописи с элементами цветоведения подразумевает два виды работ: подготовку творческого мотива на заданную тему и разработка проблемы на основе учебной литературы и образцов в искусстве.

    Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа студентов может проводиться во внеаудиторное время, на практических занятиях. Учебными планами

предусматривается объём самостоятельной работы в часах. По каждой дисциплине планируется разработка заданий для обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся, изучающих дисциплину «Живопись с основами цветоведения»,включает следующие виды:

- подготовка к практическим занятиям.

- закрепление знаний и навыков, приобретенных на практических занятиях. Доработка материала, охваченного на аудиторном занятии. Подготовка к аудиторным работам должна быть эффективной и плодотворной, а для этого необходима теоретическая подготовка по специальным или проблемным заданиям и вопросам в соответствии с предлагаемым курсом «Живопись с основами цветоведения».

   Методические указания к выполнению курсовых работ.

Основная цель курсовой работы – развить навыки самостоятельной творческой работы студентов путем решения конкретной задачи, закрепить и углубить теоретические знания и практические умения в области живописи, полученные при изучении специальных дисциплин, научить студентов применять свои знания к комплексному решению практической задачи. Задачей курсовой работы является выполнение художественной работы в авторской живописной манере. Выполнение курсовой работы является формой самостоятельной работы, на основе изучения специальной литературы,а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Формирование эстетического взгляда на окружающую действительность, стремление ее художественно анализировать и перерабатывать, создаваяхудожественный образ на основе колористической и изобразительной одготовки, используя различные методы и формы работы с живописными

материалами. А так же приобретение знаний, практических навыков изобразительной грамоты и развитие творческих способностей студентов. Выполнение задания в курсовой работе требует хорошей живописной подготовки, развитое цветовидение.

    Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

 
стр. 13
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания.

    Методические указания к самостоятельной работе по подготовке к зачёту

во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

    Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

    При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.