2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Декоративная живопись_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декоративная живопись
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 9, 10
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
16
9 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
32
32
36
36
68
68
Итого ауд.
32
32
36
36
68
68
Кoнтактная рабoта
32
32
36
36
68
68
Сам. работа
40
40
36
36
76
76
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Большакова С.В.; _________________
 
 
Декоративная живопись
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - освоение компетенций обучающимися в области декоративных методов и приемов в живописи. Применение данных знаний, умений, навыков позволит в условиях педагогической работы в школе реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
-развить у обучающихся навыки работы с цветом и декоративными живописными технологиями, позволяющими реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.4
-научить использовать возможности образовательной среды урока ИЗО для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;
1.5
-освоить методику выполнения декоративной живописи в разных жанрах для использования данных педагогических умений на уроках изобразительного искусства в школе в соответствии с требованиями ФГОС.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Композиция
2.1.2
Основы стилизации
2.1.3
Основы цветоведения
2.1.4
Перспектива
2.1.5
Искусство скульптуры
2.1.6
История изобразительного искусства
2.1.7
Методика организации внеурочной художественно-творческой деятельности школьника
2.1.8
Технология художественной обработки дерева
2.1.9
Технология художественной обработки материалов
2.1.10
Художественная лепка
2.1.11
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.1.12
Теория и методика обучения технологии
2.1.13
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.1.14
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.1.15
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.16
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.17
Скульптура
2.1.18
Бытовые электротехнические приборы
2.1.19
Основы пластической анатомии
2.1.20
Основы проектирования
2.1.21
Основы черчения и моделирования
2.1.22
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.23
Технология ведения домашнего хозяйства
2.1.24
Электротехнические работы
2.1.25
Противодействие коррупции
2.1.26
Технология обработки металла
2.1.27
Технология обработки пищевых продуктов
2.1.28
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.29
Производственная  летняя педагогическая практика
2.1.30
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.31
Учебная практика по технологии
2.1.32
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.33
История изобразительного искусства
2.1.34
Композиция
2.1.35
Методика организации внеурочной художественно-творческой деятельности школьника
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.1.36
Технология художественной обработки дерева
2.1.37
Технология художественной обработки материалов
2.1.38
Учебная практика по технологии
2.1.39
Художественная лепка
2.1.40
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.41
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.1.42
Теория и методика обучения технологии
2.1.43
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.1.44
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.1.45
Производственная  летняя педагогическая практика
2.1.46
Основы стилизации
2.1.47
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.48
Курсовой проект по дисциплине "Живопись"
2.1.49
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.50
Скульптура
2.1.51
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)    
2.1.52
Основы пластической анатомии
2.1.53
Основы черчения и моделирования
2.1.54
Технология ведения домашнего хозяйства
2.1.55
Электротехнические работы
2.1.56
Курсовой проект по дисциплине "Рисунок"
2.1.57
Противодействие коррупции
2.1.58
Технология обработки металла
2.1.59
Основы цветоведения
2.1.60
Перспектива
2.1.61
Искусство скульптуры
2.1.62
Бытовые электротехнические приборы
2.1.63
Основы проектирования
2.1.64
Технология обработки пищевых продуктов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Зашита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основные  понятия и умения в живописи,  приемы их формирования при реализации образовательной программы по изобразительному искусству в соответствии с образовательными стандартами;
 
систему живописно-колористических знаний и умений, способы их формирования при реализации образовательной программы по изобразительному искусству согласно требованийобразовательного стандарта;
 
закономерности  процесса восприятия цвета  и способы  формирования живописного видения  при реализации образовательной программы по изобразительному искусству в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
 
Уметь:
 
раскрывать содержание предмета "Изобразительное искусство" средствами живописи в соответствии с требованиями образовательных стандартов 
 
составлять систему живописно-колористических знаний и умений на уроке изобразительного искусства; 
 
объяснять закономерности развития у обучающихся особенностей живописного видения и понимания цвета.
 
 
Владеть:
 
приемами формирования живописно-колористической культуры обучающихся  при  реализации образовательных программ изобразительному искусству в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
системы живописно-колористических знаний и умений при реализации образовательных программ по изобразительному искусству  в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
опытом развития у обучающихся навыков использования живописных материалов при  реализации программ по изобразительному искусству в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
визуальные возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса 
 
средства преподаваемого учебного предмета «Изобразительное искусство» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
современные образовательные технологии и методические приемы достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебного процесса.
 
 
Уметь:
 
использовать средства преподаваемого учебного предмета  «Изобразительное искусство» для обеспечения качества учебно-воспитательного  процесса
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета   «Изобразительное искусство»
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета   «Изобразительное искусство»
 
 
Владеть:
 
навыками использования средства преподаваемого учебного предмета "Изобразительное искусство" для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
опытом использования возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Изобразительное искусство" 
 
опытом оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Изобразительное искусство" 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
образовательные программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.1.2
приемы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов при работе с цветом и цветовыми композициями в живописи;
3.1.3
принципы организации урока ИЗО отвечающего условиям реализации образовательных программ по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.1.4
методические приемы обучения школьников основам декоративной живописи на уроке изобразительного искусства и во внеурочной деятельности;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета ИЗО;
3.2.2
работать с цветом и цветовыми композициями в живописи исходя из содержания образовательных программ по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
3.2.3
организовывать обучение школьников основам декоративной живописи на уроках и внеурочных занятиях.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования возможностей образовательной среды урока ИЗО для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
3.3.2
основными образовательными программами по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
3.3.3
способностью применять приемы работы с цветом, живописными техниками исходя из содержания образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История развития декоративной живописи. Понятия, определения в декоративной живописи.

 
1.1
Цели и задачи дисциплины "Декоративная живопись" /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.2
Самостоятельное изучение раздела:     Понятие «декоративная живопись»:

предмет, цели, задачи и содержание

курса.                             Исторический обзор и современное состояние декоративной живописи.   Значение декоративной живописи в изучении специальных дисциплин и необходимость данной дисциплины для творческой деятельности дизайнера /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.3
Принципы  декоративной живописи. Сопоставление цвета друг с другом. Выразительные сочетания. Использование различных техник декоративной живописи. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.4
Декоративное решение краткосрочных эскизов несложных натюрмортов (гуашь) /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.5
Декоративное решение

натурного натюрморта из трех предметов (масло, гуашь) /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.6
Проблема взаимосвязи цвета и света с позиции изобразительного искусства.

Изменение видимых характеристик

цвета в зависимости от освещенности(освещенность и яркость, отражение света поверхностью, ахроматические

цвета, яркость и светлота, белизна,свет и форма предмета, светотень и перспектива). /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.7
Письменная домашняя

работа.Подготовка эссе, докладов

по теме лекции /Самостоятельная работа с литературой/ /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.8
Выполнить декоративный стилизованный натюрморт в стиле известного художника (Матисса, Пикассо, Лентулова, Сарьяна) , с передачей творческой индивидуальности и манеры письма, внося свои творческие разработки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.9
Декоративное решение

многоуровнего усложненного натюрморта. /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.10
Цветовой тон, насыщенность,чистота

цвета. Цвет поверхности /Самостоятельная работа с литературой/ /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.11
Самостоятельное изучение темы:     Декоративное решение пейзажа в

сближенных отношениях. Смешение цветов.Взаимодополнительные цвета.

Поверхностно-пространственные

качества цвета.Цветовое предпочтение./Письменная

домашняя работа/ /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.12
Смешение цветов.

Взаимодополнительные цвета.

Поверхностно-пространственные

качества цвета. Цветовое

предпочтение/Самостоятельная

работа с литературой/ /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.13
Декоративная аранжировка шедевра

мировой живописи .Выполнить тоновый анализ и анализ цветовых схем импрессионистов(гуашь). /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.14
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой.        Несобственные качества цвета -тема восприятия цвета, которые

характеризуются как: "теплые" и"холодные", "легкие" и "тяжелые",

"глухие" и "звонкие","выступающие"

и "отступающие" и т.д.     Эстетика изолированного цвета. Чистота цвета как функция красоты. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.15
Эскиз тематического натюрморта на основе народного быта из простых по форме и окраске предметов, сближенная цветовая гамма. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.16
Декоративное решение интерьера с

фигурой натурщика. /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
Групповая дискуссия
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.17
Самостоятельное изучение темы, работа с литературой.         Форма и величина цветовых пятен.

Психофизиологическая теория

цветовой гармонии.         Гармония взаимодополнительных цветов.

Классификация цветовых гармоний /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.18
Декоративное решение головы натурщика. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.19
Самостоятельное изучение темы:     Создание цветовых композиций за

счет светлоты цветового тона, насыщенности. Композиционная

функция цвета заключена в его

способности акцентировать внимание

зрителя на наиболее важных для

понимания образного содержания

картины местах, участвовать в организации пространства,

определять последовательность

зрительного восприятия /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.20
Декоративное решение одетой

фигуры натурщика /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
Групповая дискуссия
 
1.21
Самостоятельное изучение темы: Цвет и краска. Краска и ее свойства.

Смешение красок.           Смешение путем

наложения.               Аддитивное смешение и

раздельный мазок. Фактура

красочного слоя. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.22
Декоративная тематическая композиция. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
1.23
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
 
Раздел 2. Практические и методические аспекты изучения декоративной живописи обучающимися.

 
2.1
Декоративный пейзажный мотив (теплая,холодная гамма). Обзор исторических примеров в творчестве художников. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4

6
ПК-1
10
0
 
2.2
Анализ работ художников в решении декоративного пейзажный мотива (теплая,холодная гамма). Обзор исторических примеров в творчестве художников. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

8
ПК-1
10
0
 
2.3
Живописные акценты в выполнения архитектурного декоративного мотива (акрил, масло). /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

8
ПК-1 ПК-4 ПК-3
10
0
 
2.4
Выполнение этюдных поисков к декоративному архитектурному мотиву (гуашь, акрил).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2

6
ПК-1
10
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.5
Живописная трансформация и стилизация объектов. Фантазийные мотивы (фантастический пейзаж). /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

6
ПК-1
10
0
 
2.6
Живописная трансформация и стилизация объектов. Фантазийные мотивы (фантастический пейзаж). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

8
ПК-1 ПК-4
10
0
 
2.7
Возрастные особенности восприятия декоративных мотивов. Способности к стилизации мотива. Знакомство обучающихся со стедствами декоративного обобщения (стилизации) /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5

6
ПК-1 ПК-4
10
0
 
2.8
Дидактические аспекты обучения школьников основам декоративной живописи в урочных и внеурочных занятиях. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7

6
ПК-1 ПК-4 ПК-3
10
0
 
2.9
Разработка содержания и методического сопровождения занятий со школьниками при изучении основ декоративной живописи. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

10
ПК-1 ПК-4 ПК-3
10
0
 
2.10
Принципы оформления декоративных живописных работ. Организация детской выставки со стилизованными декоративными живописными работами. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2

4
ПК-1 ПК-3
10
0
 
2.11
Подготовка декоративных живописных работ к выставке. Принципы экспонирования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э5

4
ПК-1 ПК-4 ПК-3
10
0
 
2.12
/ЗачётСОц/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

0
ПК-1 ПК-4 ПК-3
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Контрольные вопросы для подготовки к зачету

Тема 1. Введение. История развития декоративной живописи.                                                             

1. Какие специальные инструменты, материалы, оборудование используется в

живописной практике художника-декоратора?

2. Как правильно организовать рабочее место для занятий декоративной живописью?

3. Какие особенности декоративной живописи?

4. Какие особенности работы над созданием декоративной композиции?

5. Какие особенности темперной живописи?

6. Какие особенности работы по созданию декоративного натюрморта?

Контрольные задания для самостоятельной работы обучающихся

1.Области применения декоративных живописных решений в изобразительном и декоративном искусстве, дизайне;

2.Декоративная живопись и декоративно-прикладное искусство;

3.Типология приѐмов декоративной живописи;

4.История развития декоративной живописи;

5.Значение декоративной живописи для прочих живописных направлений;

6.Декоративная фигура натурщика;

7.Многоярусный декоративный натюрморт;

8.Декоративная композиция на сближенных цветах;

9.Декоративная композиция на дополнительных цветах;

10.Техники декоративной живописи;

11.Несложный натюрморт из нескольких предметов;

12.Натюрморт с выраженным композиционным центром;

13.Декоративный пейзаж;

14.Декоративный автопортрет;

15.Декоративная фигура в интерьере.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 

Контрольные работы.

1.Выполнение абстрактной живописной композиции «Фантастический пейзаж».

2.Выполнение абстрактной живописной композиции «Натюрморт в детской комнате»

3.Выполнение абстрактной живописной композиции «Птицы»

4.Выполнение абстрактной живописной композиции «Город»

5.Выполнение абстрактной живописной композиции «Народный праздник» (по выбору).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Эссе

1.Творческие задачи при декоративной работе над живописным автопортретом.

2.Применение композиционных приемов при создании стилизованного пейзажа родного края.

3.Использование особенностей акварельной техники в работе над декоративным живописным натюрмортом.

4.Использование воздушной перспективы как средства передачи условности пространственных планов картинной плоскости.

5.Исторические особенности выполнения декоративной разработки образа животного в живописи.

6.Роль свето-воздушной перспективы в создании декоративной живописной композиции.

7.Использование особенностей гуашевой техники в работе над стилизованным живописным натюрмортом.

8.Использование технических особенностей гуаши в работе над стилизованным портретом.

9.Использование особенностей масляной техники в работе над декоративным живописным натюрмортом.

10.Использование технических особенностей гуаши в работе над стилизованным  лирическим пейзажем.

11.Использование технических особенностей гуаши в работе над национальным декоративным сюжетным мотивом.

12.Использование особенностей масляной техники в работе над декоративным живописным сюжетным образом.

13.Использование особенностей масляной техники в работе над живописной тематической фигурой.

14.Живописная трансформация и стилизация объектов: фантазийные мотивы.

15.Возрастные особенности восприятия декоративных мотивов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств дан в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шашков, Ю. П. 
Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов : / Ю. П. Шашков. — Москва: Академический Проект, 2017. — 144 c. — ISBN:978-5-8291-1169-4. —Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks» [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/71800.html
Москва: Академический Проект, 2017
 
Л1.2
Ильина Т. В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов / Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10029-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494948 : учебник для вузов 
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Скакова, А.Г. 
Рисунок и живопись. учебник /Скакова, А.Г. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 164 с. — ISBN 978-5-534-10876-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432200
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Коробейников, В. Н. 
Академическая живопись: практикум для обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль подготовки «Художественная керамика»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр»: / В. Н. Коробейников. —  Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. — 60 c. — ISBN 978-5-8154-0386-4. — Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks»  [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76327.html.
Кемерово:Кемеровский государственный институт культуры, 2017
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Раздел «Искусство и живопись»:[сайт]  URL: http://www.bookarchive.ru/ (дата обращения: 15.08.2018) – Текст: электронный
 
Э2
Музеи стран мира. Художники [Электронный ресурс] : museum-online: [сайт] URL:http://museum.museum-online.ru/(дата обращения: 15.08.2018) – Текст: электронный
 
Э3
Композиция : Изобразительное искусство, уроки живописи и рисунка [Электронный ресурс] : сайт для художников URL: http://www.linteum.ru/category10.html(дата обращения: 15.08.2018) – Текст: электронный
 
Э4
Энциклопедия живописи и графики [Электронный ресурс] : Art-каталог: [сайт] URL:http://www.art-catalog.ru/ (дата обращения: 15.08.2018) – Текст: электронный
 
Э5
Декоративная композиция в художественной школе: 7 ключевых тем с подробным описанием: [сайт] – URL: http://zaholstom.ru/?page_id=2668(дата обращения: 11.08.2019). – Текст: электронный
 
Э6
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

    Методические указания к лабораторным  занятиям.

Лабораторные  занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Лабораторное  занятие подразумевает два виды работ: подготовку творческого на заданную тему и разработка проблемы на основе учебной литературы и образцов в искусстве.

    Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания.

    Методические указания к самостоятельной работе по подготовке к зачёту

во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.