2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Декоративная композиция_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декоративная композиция
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
9 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
54
54
54
54
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Большакова С.В. _________________
 
 
Декоративная композиция
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины обучающимися - изучение основ декоративной композиции для применения в профессиональной деятельности в школе в аспекте реализации требований образовательных стандартов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
освоить принципы и правила организации декоративной композиции;
1.4
развить композиционное мышление обучающихся, применительно к декоративной сфере изобразительного искусства в соответствии с целями ФГОС;
1.5
научиться реализовывать образовательные программы по учебному предмету «Изобразительное искусство»
1.6
в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.7
изучить возможности использования современных методом и технологии обучения и диагностики на уроке ИЗО
1.8
изучить методику преподавания декоративной композиции в условиях школы в соответствии с ФГОС.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Композиция
2.1.2
Основы стилизации
2.1.3
Основы цветоведения
2.1.4
Рисунок Живопись
2.1.5
История изобразительного искусства
2.1.6
Учебная практика по технологии
2.1.7
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.1.8
Теория и методика обучения технологии
2.1.9
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.10
Педагогические технологии
2.1.11
Психология художественного творчества
2.1.12
Теория обучения
2.1.13
Перспектива
2.1.14
Производственная педагогическая практика
2.1.15
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.16
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.17
Живопись
2.1.18
Производственная педагогическая практика
2.1.19
Рисунок
2.1.20
История изобразительного искусства
2.1.21
Композиция
2.1.22
Учебная практика по технологии
2.1.23
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.24
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.1.25
Теория и методика обучения технологии
2.1.26
Основы стилизации
2.1.27
Курсовой проект по дисциплине "Живопись"
2.1.28
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.29
Психология художественного творчества
2.1.30
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)    
2.1.31
Курсовой проект по дисциплине "Рисунок"
2.1.32
Основы цветоведения
2.1.33
Перспектива
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основные  понятия композиции,  приемы их формирования при реализации образовательной программы по изобразительному искусству согласно требований стандартов
 
систему композиционных  знаний и умений, способы их формирования при реализации образовательной программы по изобразительному искусству в соответствии со стандартами
 
закономерности  процесса восприятия формы и способы  развития декоративного композиционного видения  при реализации образовательной программы по изобразительному искусству
 
 
Уметь:
 
раскрывать содержание предмета "Изобразительное искусство" средствами композиции в соответствии со стандартами;
 
составлять систему композиционных знаний и умений на уроке изобразительного искусства; 
 
объяснять закономерности развития у обучающихся особенностей композиционного  понимания произведения.
 
 
Владеть:
 
приемами формирования композиционных умений обучающихся  при  реализации образовательных программ изобразительному искусству в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
системы композиционных  знаний и умений при реализации образовательных программ по изобразительному искусству  в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
опытом развития у обучающихся навыков композиционного анализа произведения  при  реализации программ по изобразительному искусству 
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения композиции  на ступенях общего образования 
 
пособы оценивания  результатов обучения композиции на ступенях общего образования
 
современные методы диагностики композиционной деятельности обучающихся
 
 
Уметь:
 
использовать в образовательном процессе современные методы и технологии обучения композиции
 
оценивать уровень владения  пройденным материалом с использованием современных технологий и средств
 
использовать современные методы и технологии обучения композиции и диагностики композиционного мышления в изобразительной деятельности обучающихся
 
 
Владеть:
 
современными технологиями, методами и  приемами  обучения декоративной  композиции
 
современными технологиями, методами оценивания   результатов  обучения в области декоративной  композиции
 
навыками  использования технологий обучения декоративной  композиции и разработки диагностики ее освоения 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
требования образовательных стандартов к уроку ИЗО;
3.1.2
современные методы и технологии обучения и диагностики на уроке ИЗО;
3.1.3
терминологию закономерности, правила, приемы и средства декоративной композиции, ее основные этапы выполнения декоративной композиции в разных видах  жанрах искусства;
3.1.4
методику выполнения декоративной композиции и методику ее преподавания на уроке ИЗО в соответствии с ФГОС.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
реализовывать образовательные программы по учебному предмету «Изобразительное искусство»
3.2.2
в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.2.3
использовать современные методы и технологии обучения и диагностики на уроке ИЗО;
3.2.4
композиционно анализировать образцы декоративного искусства;
3.2.5
использовать цветовые сочетания, как инструмента создания целостной декоративной композиции;
3.2.6
методически грамотно разрабатывать декоративные композиции разных жанров и видов искусства;
3.2.7
организовывать обучение основам декоративной композиции на уроке в школе в соответствии с ФГОС.
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.3.1
подходами к использованию современных методов и технологий обучения и диагностики на уроке ИЗО;
3.3.2
приёмами использования различных художественных техник и материалов в декоративной композиции;
3.3.3
основными образовательными программами по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.3.4
методическими приемами обучения школьников во внеурочной работе основам декоративной композиции.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Принципы и методы организации декоративной композиции.

 
1.1
Понятие «декоративность». Основы организации декоративной композиции.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э14 Э15

2
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.2
Понятие «декоративность». Основы организации декоративной композиции.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э14 Э15

2
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.3
Сюжет и образ в декоративной композиции (на примере разных видов ДПИ). Композиционный анализ мотива декоративной композиции (по выбору). /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э7 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.4
Сюжет и образ в декоративной композиции (на примере разных видов ДПИ). Композиционный анализ мотива декоративной композиции (по выбору). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э7 Э14 Э15

2
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.5
Композиционный центр в декоративной композиции.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4 Э14 Э15

2
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.6
Композиционный центр в декоративной композиции.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.7
Принципы членения композиционного поля и декоративной поверхности.Закон пропорциональности.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э8 Э14 Э15

2
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.8

Принципы членения композиционного поля и декоративной поверхности.Закон пропорциональности.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.9
Симметрия-асимметрия в декоративной композиции. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э6 Э14 Э15

2
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.10
Симметрия-асимметрия в декоративной композиции. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э6 Э14 Э15

2
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.11
Статика и динамика в декоративной композиции. Виды равновесия композиционного мотива. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э6 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.12
Статика и динамика в декоративной композиции. Виды равновесия композиционного мотива. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э6 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.13
Закономерности ритма в декоративной композиции. Орнамент как разновидность декоративной композиции (виды орнаментов). /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э5 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.14
Закономерности ритма в декоративной композиции. Орнамент как разновидность декоративной композиции. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э5 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.15
Композиционные связи: открытая и замкнутая системы. Формат в декоративной композиции /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.16
Композиционные связи: открытая и замкнутая системы. Формат в декоративной композиции /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э5 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.17
Фактура как средство декорирования в композиции. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э8 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.18
Фактура как средство декорирования в композиции. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э6 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.19
Плоскость/объем/ пространство как элементы декоративной композиции. Выполнение серии упражнений по курсу (формат А4; А3). /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э8 Э14 Э15

6
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.20
Плоскость/объем/ пространство как элементы декоративной композиции. Выполнение серии упражнений по курсу (формат А4; А3). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э8 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
1.21
Методика знакомства школьников с основами декоративной композиции. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э8 Э13 Э14 Э15

2
ПК-2 ПК-1
10
0
 
 
Раздел 2. Способы выполнения декоративной композиции

 
2.1
Способы реализации в декоративной композиции художественно-образных задач (на примере народного и авторского творчества /Матисс, Филонов, Кандинский, Малевич). /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э14 Э15

2
ПК-2 ПК-1
10
0
 
2.2
Способы реализации в декоративной композиции художественно-образных задач (на примере народного и авторского творчества /Матисс, Филонов, Кандинский, Малевич).  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э14 Э15

2
ПК-2 ПК-1
10
0
 
2.3
Метод организации композиционной структуры образа декоративной композиции (модуль, оверлэппинг, агглютинация, гиперболизация).  /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э14 Э15

6
ПК-2 ПК-1
10
0
 
2.4
Метод организации композиционной структуры образа декоративной композиции (модуль, оверлэппинг, агглютинация, гиперболизация).  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
2.5
Правила декоративной цветовой комбинаторики. Символика цвета в декоративных композициях. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.6
Правила декоративной цветовой комбинаторики. Символика цвета в декоративных композициях. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э14 Э15

6
ПК-2 ПК-1
10
0
 
2.7
Методика композиционной разработки декоративного мотива (панно в материале) (эскизы, картон, итоговая работа: формат А2) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
2.8
Методика композиционной разработки декоративного мотива (панно в материале) (эскизы, картон, итоговая работа: формат А2) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э10 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
2.9
Методика знакомства школьников с основами декоративной композиции.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э5 Э10 Э14 Э15

4
ПК-2 ПК-1
10
0
 
2.10
Методика знакомства школьников с основами декоративной композиции.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э14 Э15

2
ПК-2 ПК-1
10
0
 
2.11
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э14 Э15

0
ПК-2 ПК-1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестция

Контрольные вопросы к зачету по теории декоративной композиции

1.Дать понятие термину «декоративная композиция».

2.Дать характеристику растительному и геометрическому орнаменту.

3.Характеристика основных форм декоративных композиций

- плоскостная

- объемная

4.Дать характеристику декоративной композиции в круге.

5.Основные правила построения декоративной композиции.

6.Характеристика типов композиций

- замкнутая;

- ассиметричная;

- симметричная.

7.Декоративные особенности традиционных композиций Палеха, Жостова, Холуя, Городца.

8.Характеристика структурной формы композиции

-линейно-ленточная;

-круговая;

-квадратная;

-треугольная.

9.Стилизация как принцип декоративного преобразования структуры и формы в композиции.

10.Декоративное преобразование натюрморта: структура, форма, цвет.

11.Декоративное преобразование пейзажа: структура, форма, цвет.

12Декоративное преобразование портрета: структура, форма, цвет.

13.Декоративное преобразование сюжетной композиции: структура, форма, цвет

Контрольные задания по декоративной композиции

Контрольные задания по декоративной композиции

1.Выполнить геометрическое преобразование натюрморта с использованием орнамента.

2.Выполнить формально-цветовое преобразование растительного мотива.

3.Выполнить декоративную разработку фрагмента интерьера (стиль по выбору).

4.Выполнить декоративную композицию по мотивам народного искусства (мотив по выбору).

5.Выполнить декоративное решение замкнутой композиции.

6.Выполнить схемы для декоративной композиции в треугольнике.

7.Выполнить декоративную композицию в стиле орнаментики Египта, Греции.

8.Выполнить декоративную композицию в стиле с русского орнамента, деревянной резьбы и пр.

9.Выполнить декоративную композицию в стиле татарской народной вышивки, узорной кожи.

10.Выполнить декоративную ярусную (сюжетную) композицию.

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Текущий контроль

Темы эссе

1.Понятие декоративной композиции и ее видов

2.Особенности декоративной композиции

3.Методические подходы к развитию детского декоративного творчества через освоение закономерностей декоративной композиции.

4. Декоративные приемы в стилизованной композиции (рассмотреть пример – растительный мотив).

5. Композиция как основа построения художественного образа в декоративном мотиве (рассмотреть на примере стилизации образа животного).

6.Виды стилизации в декоративной композиции.

7.Особенности декоративной композиции в графике.

8.Особенности декоративной композиции в живописи.

9.Примеры ритма в декоративной композиции (рассмотреть на орнаментальном мотиве).

10.Статика и динамика в декоративной композиции.

11.Контур и силуэт в декоративной композиции.

12.Фактура и текстура в декоративной композиции.

13.Основные виды ассоциации в декоративной композиции.

14.Декоративные принципы создания шрифтовой композиции.

15.Сюжетная взаимосвязь в декоративной композиции.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств дан в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соколов, М. В. 
Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие  : / М. В. Соколов, М. С. Соколова. —  Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 467 c. — ISBN 978-5-4486-0248-1. - Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71803.html.
Саратов :  Ай Пи Эр Медиа, 2017
 
Л1.2
Воронова, И. В.
Основы композиции: учебное пособие для вузов: / И. В. Воронова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : изд-во КемГИК. — 119 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11106-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0375-8 (изд-во КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444486
Москва: Издательство Юрайт; изд-во КемГИК, 2019
 
Л1.3
Ильина Т. В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов / Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10029-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494948 : учебник для вузов 
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шокорова, Л.В. 
Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441332.
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Погосская, Ю. В. 
Композиция. учебно-методическое пособие: / Ю. В. Погосская. —— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. — 35 c. — 2227-8397. Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks» [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/77569.html.
Набережные Челны:Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.2
Беляева, О. А. 
Композиция. практическое пособие для вузов: / О. А. Беляева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 59 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-11593-2 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0413-7 (КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445688
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Базовые принципы композиции:[сайт] – URL:http://shedevrs.ru/kompoziciya/323-bazovie-principi-kompozicii.html/(дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Выразительные средства декоративной композиции:[сайт] – URL:http://explosive.com.ua/2012/10/vyrazitelnye-sredstva-dekorativnojkompozicii/ (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Декоративное искусство:[сайт] – URL:http://explosive.com.ua/category/dekorativnoe-iskusstvo/(дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Декоративная композиция:[сайт] – URL:http://dhschool1.ru/gallery/dekorativnaya-kompoziciya(дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э5
Декоративная композиция:[сайт] – URL:http://www.art- 4.ru/Dekorativnaya_kompozi4iya (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э6
Декоративные композиции. Элементы.:[сайт] – URL: http://www.gravestone.ru/clipart/dekorativnye_kompozicii_elementy (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э7
Образ: [сайт] – URL:http://shedevrs.ru/materiali/324-obraz.htm(дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э8
Основы декоративного рисования:[сайт] – URL:http://shedevrs.ru/dekorativnoeiskusstvo/542-osnovi-dekorativnogo-risovaniya.html(дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э9
Растительные орнаменты:[сайт] – URL:http://www.gravestone.ru/clipart/cvety_plody_ derevya (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э10
Цвет как средство выразительности: [сайт] – URL:http://www.gravestone.ru/clipart/cvety_plody_derevya (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э11
Смешение красок. Основные характеристики и свойства цветов: [сайт] – URL:http://xreferat.ru/47/721-1-smeshenie-krasok-osnovnye-harakteristiki-isvoiystva-cvetov.html (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э12
Рисунок и композиция в декоративно-прикладном искусстве: [сайт] – URL:http://artistic-development.narod.ru/decor.htm (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э13
Декоративная композиция в художественной школе: 7 ключевых тем с подробным описанием:  [сайт] – URL:http://zaholstom.ru/?page_id=2668(дата обращения: 11.08.2019). – Текст: электронный
 
Э14
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э15
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-103 Читальный зал: помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
7.2
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины начинается с ознакомления обучающегося с содержанием рабочей программы дисциплины (РПД).РПД в электронном и бумажном видах представлена в библиотеке вуза.Рекомендуем обратить особое внимание на ожидаемые результаты,   приведенные в перечне знаний и умений, которые студент  должен приобрести в ходе изучения данного предмета, на содержание вопросов к  текущему контролю знаний.

    Изучение основ декоративной композиции – необходимый фактор для создания обучающимися грамотных учебно-творческих работ. Помимо аудиторных занятий студенту необходимы самостоятельное изучение программы учебного курса. Композиция в декоративно – прикладном искусстве имеет свои особенности. В первую очередь эта работа с плоскостью, членение плоскости на части, уход от трехмерного пространства к двухмерному, отказ от линейно – воздушной перспективы и объема. Для того, чтобы профессионально–грамотно построить композицию с одним выраженным центром, а затем полицентрическую композицию. Для этого студенты должны в изучении литературы, упражнениях укрепить знания по следующим законам и правилам её построения: Принципы формообразования в декоративной композиции (симметрия, асимметрия в декоративной композиции); ритм и ритмико-пластическое движение формы  (статика, динамика, экспрессия).

Курс выстроен так, что позволяет сформировать умения последовательно работать над декоративно-прикладным произведением - от замысла и эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы декоративной композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими заданиями по самостоятельному изучению основ декоративной композиции.

   Методические указания к лабораторным работам

Аудиторные лабораторные занятия отводятся заданиям и упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к декораторской работе в интерьере, а также к пониманию в этом процессе роли художественного текстиля. Все средства построения произведения, закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения; установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий).

В рамках самоподготовки студент изучает цветовые, формальные возможности декоративной композиции с целью создания эскизов для текстильных изделий.

Выработка практических навыков в работе над изделием состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:

- разработка идеи декоративной композиции с учетом ее характера и назначения;

- поиск пластического, цветового и колористического решения (эскиз);

- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции - изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза декоративного изделия.

     Методические указания к самостоятельной работе обучающихся  ОДО.

Самостоятельная работа (СРС) обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа студентов  в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.

По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим студентом по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.

     Методические указания по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет. При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.