(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Э1 Э3 Э14 Э15
Э1 Э2 Э14 Э15
Э3 Э7 Э14 Э15
Э7 Э14 Э15
/Лаб/
Э4 Э14 Э15
/Ср/
Э14 Э15
/Лаб/
Э8 Э14 Э15
Принципы членения композиционного поля и декоративной поверхности.Закон пропорциональности.
/Ср/
Э4 Э14 Э15
Э6 Э14 Э15
Э6 Э14 Э15
Э6 Э14 Э15
Э6 Э14 Э15
Э5 Э14 Э15
Э5 Э14 Э15
Э4 Э14 Э15
Э5 Э14 Э15
Э8 Э14 Э15
Э6 Э14 Э15
Э8 Э14 Э15
Э8 Э14 Э15
Э8 Э13 Э14 Э15
Э1 Э14 Э15
Э2 Э14 Э15
Э3 Э14 Э15
Э4 Э14 Э15
Э14 Э15
Э14 Э15
Э14 Э15
Э10 Э14 Э15
Э5 Э10 Э14 Э15
Э2 Э14 Э15
Э14 Э15
Контрольные вопросы к зачету по теории декоративной композиции
1.Дать понятие термину «декоративная композиция».
2.Дать характеристику растительному и геометрическому орнаменту.
3.Характеристика основных форм декоративных композиций
- плоскостная
- объемная
4.Дать характеристику декоративной композиции в круге.
5.Основные правила построения декоративной композиции.
6.Характеристика типов композиций
- замкнутая;
- ассиметричная;
- симметричная.
7.Декоративные особенности традиционных композиций Палеха, Жостова, Холуя, Городца.
8.Характеристика структурной формы композиции
-линейно-ленточная;
-круговая;
-квадратная;
-треугольная.
9.Стилизация как принцип декоративного преобразования структуры и формы в композиции.
10.Декоративное преобразование натюрморта: структура, форма, цвет.
11.Декоративное преобразование пейзажа: структура, форма, цвет.
12Декоративное преобразование портрета: структура, форма, цвет.
13.Декоративное преобразование сюжетной композиции: структура, форма, цвет
Контрольные задания по декоративной композиции
Контрольные задания по декоративной композиции
1.Выполнить геометрическое преобразование натюрморта с использованием орнамента.
2.Выполнить формально-цветовое преобразование растительного мотива.
3.Выполнить декоративную разработку фрагмента интерьера (стиль по выбору).
4.Выполнить декоративную композицию по мотивам народного искусства (мотив по выбору).
5.Выполнить декоративное решение замкнутой композиции.
6.Выполнить схемы для декоративной композиции в треугольнике.
7.Выполнить декоративную композицию в стиле орнаментики Египта, Греции.
8.Выполнить декоративную композицию в стиле с русского орнамента, деревянной резьбы и пр.
9.Выполнить декоративную композицию в стиле татарской народной вышивки, узорной кожи.
10.Выполнить декоративную ярусную (сюжетную) композицию.
Темы эссе
1.Понятие декоративной композиции и ее видов
2.Особенности декоративной композиции
3.Методические подходы к развитию детского декоративного творчества через освоение закономерностей декоративной композиции.
4. Декоративные приемы в стилизованной композиции (рассмотреть пример – растительный мотив).
5. Композиция как основа построения художественного образа в декоративном мотиве (рассмотреть на примере стилизации образа животного).
6.Виды стилизации в декоративной композиции.
7.Особенности декоративной композиции в графике.
8.Особенности декоративной композиции в живописи.
9.Примеры ритма в декоративной композиции (рассмотреть на орнаментальном мотиве).
10.Статика и динамика в декоративной композиции.
11.Контур и силуэт в декоративной композиции.
12.Фактура и текстура в декоративной композиции.
13.Основные виды ассоциации в декоративной композиции.
14.Декоративные принципы создания шрифтовой композиции.
15.Сюжетная взаимосвязь в декоративной композиции.
Изучение основ декоративной композиции – необходимый фактор для создания обучающимися грамотных учебно-творческих работ. Помимо аудиторных занятий студенту необходимы самостоятельное изучение программы учебного курса. Композиция в декоративно – прикладном искусстве имеет свои особенности. В первую очередь эта работа с плоскостью, членение плоскости на части, уход от трехмерного пространства к двухмерному, отказ от линейно – воздушной перспективы и объема. Для того, чтобы профессионально–грамотно построить композицию с одним выраженным центром, а затем полицентрическую композицию. Для этого студенты должны в изучении литературы, упражнениях укрепить знания по следующим законам и правилам её построения: Принципы формообразования в декоративной композиции (симметрия, асимметрия в декоративной композиции); ритм и ритмико-пластическое движение формы (статика, динамика, экспрессия).
Курс выстроен так, что позволяет сформировать умения последовательно работать над декоративно-прикладным произведением - от замысла и эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы декоративной композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими заданиями по самостоятельному изучению основ декоративной композиции.
Методические указания к лабораторным работам
Аудиторные лабораторные занятия отводятся заданиям и упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к декораторской работе в интерьере, а также к пониманию в этом процессе роли художественного текстиля. Все средства построения произведения, закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения; установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий).
В рамках самоподготовки студент изучает цветовые, формальные возможности декоративной композиции с целью создания эскизов для текстильных изделий.
Выработка практических навыков в работе над изделием состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:
- разработка идеи декоративной композиции с учетом ее характера и назначения;
- поиск пластического, цветового и колористического решения (эскиз);
- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции - изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза декоративного изделия.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся ОДО.
Самостоятельная работа (СРС) обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа студентов в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.
По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим студентом по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.
Методические указания по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет. При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.