(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Реина Завдатовна
ции
Э1 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э4 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э6 Э7
Вопросы и задания к зачету
(9 семестр)
1.Какую роль в строении формы играет ее конструкция?
2.Что означает понятие перспектива?
3.Как пользуются правилами перспективы в учебном рисунке?
4.Как построить в перспективе простейшие предметы?
5.Что вы знаете о пропорциях, анатомии, конструкции фигуры?
6. В чѐм отличие фигуры человека с гипсовой модели от рисунка с живой натуры?
7. В чѐм отличие кратковременных рисунков от длительных учебных рисунков с натуры?
8.Какие графические материалы употребляются для набросков и зарисовок?
9.Как вы понимаете единый процесс изучения формы в рисовании с натуры и по памяти?
10.В какой последовательности выполняется рисунок предметов быта?
11.Из каких стадий состоит процесс рисования геометрических тел с натуры?
12.Как найти верное композиционное размещение изображаемого предмета на плоскости?
13.Какие графические материалы употребляются для набросков и зарисовок?
14.Как распределяется свет на предметах, имеющих круглые формы?
15.Что вы знаете об анатомии и пропорциях головы?
16.Каковы особенности каждой последовательной стадии рисунка простого натюрморта?
17.Как используются знания перспективы в построении интерьера
Задание к зачету:
1.Выполнение набросков и зарисовок различными графическими материалами.
2.Особенности рисования по памяти и представлению.
(10 семестр)
1. Цели и задачи академическо рисунка.
2. Осуществление дидактического принципа последовательности при выполнении рисунка с натуры.
3. Линии построения и опорные точки при создании рисунка головы.
4. Осуществление дидактического принципа последовательности при выполнении рисунка головы.
5. Материалы для рисунка. Техника рисунка и выразительные свойства материалов (уголь, соус, сангина, перо, кисть, фломастер). Технические и физические свойства материалов.
6. Задачи и выразительные средства творческих рисунков.
7. Использование знаний по пластической анатомии в процессе выполнения академического рисунка головы.
8. Роль света и тени в выявлении характера и образа модели.
9. Использование различных материалов (уголь, сангина, карандаш, одноцветная акварель) при выполнении рисунка головы.
10. Композиционное размещение портрета (с включением кистей рук) на плоскости листа бумаги.
11.Объемно-конструктивное решение в рисунке простых и сложных объектов.
12.Теория теней и отражений.
13.Передача воздушной перспективы в рисунке.
14.Особенности аналитеческого рисования фигуры человека с натуры.
Задания к зачету:
1. Задачи творческого рисунка.Техника рисования мягким графическим материалом. Способы фиксации угля.
3. Методика выполнения длительного академического рисунка человека. Рисунок на цветной, тонированной бумаге.
Рефераты:
9 семестр
1.Формирование последовательной методики работы над натюрмортом в процессе обучения рисунка.
2.Рисование с натуры – залог учебного и творческого развития способностей обучающихся изобразительному искусству.
3.Методические требования при составлении натурных постановок по предмету: «Изобразительное искусство» и их значение в учебном процессе средних общеобразовательных школ.
4.Методы активизации творческой деятельности на занятиях по рисунку в изобразительных кружках и студиях.
5.Значение и особая специфика педагогического рисунка.
6.Единство методов объяснения и наглядного показа в преподавании рисования с натуры.
7.Роль и значение академического рисунка в профессиональной подготовке художника-педагога.
8.Проблема последовательности и систематизации обучения. По средствам рисунка.
9.Формирование знаний основных закономерностей пропорционального членения фигуры на части и практическое их применение в рисунке.
10.Формирование методической последовательности портрета, средствами рисунка.
10 семестр
11.Создание художественного образа в процессе рисования натуры различными графическими материалами.
12.Рисунок тематической постоновки с фигурой человека в интерьере.
13. Создание художественного образа при помощи выразительных средств угля.
14. Выразительные средства сангины.
15. Технические возможности соуса при создании художественных образов.
16. Выполнение эскиза фигуры человека графическими материалами.
17. Особенности работы графитным карандашом. Выразительные возможности.
18.Объемно-конструктивное решение в рисунке простых и сложных объектов.
19. Понятие тональных отношений в рисунке.
20. Пластическая характеристика изображаемых предметов.
В основу академического рисунка положен принцип единства теории и практики, который является необходимым условием подготовки квалифицированных специалистов.
В основу метода обучения рисунку положено рисование с натуры, поскольку в процессе непосредственного изображения у студентов формируются необходимые профессиональные умения и навыки, развиваются зрительная память и воображение, активизируется процесс эстетического восприятия окружающего.
Программный материал рисунка предусматривает последовательное освоение всех видов рисования, так как в практической работе учитель сталкивается со всем многообразием проявлений различных уровней художественного образа, которые необходимо понимать и правильно оценивать.
Важным этапом художественного обучения является рисование портрета, который не случайно считается одним из самых сложных и вместе с тем значительных звеньев в развитии образного восприятия, профессиональных умений и научных знаний в области анатомии, перспективы. Рисование портрета не ограничивается передачей высшего сходства. Главная задача - передача характерных особенностей портретируемого, выявление образной сути модели на основе изучения объективных закономерностей строения головы человека, исследования его внутреннего мира.
Заключительным этапом рисования является изображение фигуры человека в различных условиях пространственной
Изображение фигуры человека начинается с рисования анатомической гипсовой фигуры, скелета, не позирующей модели, двух фигурной композиции и заканчивается рисованием одетой одно фигурной композиции с ярко выраженным сюжетным содержанием.
При освоении курса рисунка необходимо максимально использовать технические средства и наглядно-демонстрационный материал (слайды, репродукции, плакаты, рисунки-образцы, диафильмы и т.д.). Применение их в учебном процессе значительно повышает эффективность занятий и вместе с тем способствует выработке у будущих учителей навыков использования технических средств и наглядно-демонстрационного материала в школьной практике.
Следует подчеркнуть, что как бы ни были основательны познания студентов в области теории рисунка, как бы "технично" они ни рисовали, основная цель их профессиональной подготовки не будет достигнута, если они не овладеют принципами создания графического художественного образа, не разовьют в себе способность совмещать в процессе создания образа эмоционального и рационального начала.
Сложность и характер академических постановок, время их выполнения определены программой, однако в отдельных случаях в зависимости от уровня подготовки студентов преподавателю представляется право изменять их, сокращать или увеличивать количество времени на их выполнение в пределах общего количества часов, отведенных учебным планом.
Для получения зачета студенты представляют на кафедру все работы, выполненные в течение семестра.
1)Рисунок натюрморта, составленного из предметов разных по форме, фактуре, тону
Основные закономерности тонального решения натюрморта, составленного из предметов разных по форме, фактуре, тону. Основные правила, приемы и средства выполнения набросков бытовых предметов. Приемы закрепления знаний, умений и навыков. Ознакомление с выразительными возможностями мягких графических материалов в изображении формы предметов быта.Композиция на фоне драппировок
2)Ознакомление со свойствами рисовальных материалов: карандаша, сангины, угля, соуса, пастели, фломастера, туши, пера и тростниковой палочки; их выразительные свойства. Метод упрощения и стилизации формы на основе набросков и зарисовок с натуры.
Наиболее используемые приемы работы углем, сангиной, сепией, соусом.Приемы передачи различной фактуры поверхности
1-задание: Рисунок женской головы с ярко выраженной анатомической характеристикой
рисунок головы пожилого человека
материал- бумага ½ листа (белая или тонированная), карандаш или угольный карандаш, белый мелок.
задачи: ознакомиться с приемами работы углем. конструктивно-тональное решение формы головы пожилого человека;
3)Задачи пространственного решения фигуры в интерьере.Рисунок одетой фигуры человека в интерьере с введением драпировок и предметов быта
материал- бумага (1 лист) белая или тонированная, карандаш, уголь, сангина, сепия, пастель.
задачи: законпоновать фигуру в интерьере, используя предметы быта, драпировки для предачи образности модели. передать световоздушную среду и материальность.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные
образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические рекомендации к написанию реферата:
Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов, и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.
-изучить теоретическую литературу по предмету исследования;
-в развернутом виде представить историю и теорию вопроса;
-осветить основные положения темы реферата;
-указать разные точки зрения на предмет исследования;
-обозначить свое видение проблемы изучения;
-сделать выводы по теме исследования;
-обозначить перспективу изучения проблемы;
-указать литературу по теме исследования;
-приложить глоссарий.
Объем реферата может достигать 10-15 стр.; Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение.
Работа должна быть графически и методически грамотно оформлена. При написании реферата необходимо:
а) отобрать учебную и научную литературу по вопросу исследования;
б) составить план реферата, в котором следует отразить: введение, в котором ставится цель и задачи исследования; историю и теорию вопроса (которая может являться составной частью введения или представлять самостоятельную главу); основную часть работы; заключение, в котором подводятся итоги исследования, а также освещается перспектива дальнейшего изучения проблемы, темы, вопроса; список литературы, Интернет-ресурсы, глоссарий; приложение (таблицы, карты и др.)
в) при описательном характере темы исследования необходимо осветить точки зрения на проблему ученых, выделить распространенный взгляд на существо проблемы, представить свою точку зрения.
Методические указания к зачету с оценкой
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.