2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Академический рисунок_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Академический рисунок
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 9, 10
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
16
9 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
32
32
36
36
68
68
Итого ауд.
32
32
36
36
68
68
Кoнтактная рабoта
32
32
36
36
68
68
Сам. работа
40
40
36
36
76
76
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.наук, доцент, Валиева Р.З.;; _________________
 
 
Академический рисунок
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Реина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в овладении обучающимися методов академического рисунка, формирование у  комплекса профессиональных понятий, приемов и навыков, реализуемое в процессе выполнения конкретных заданий, выработка сознательного подхода к творческой работе при создании художественного образа, получение  знаний в области художественного формообразования в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
овладение основами академического рисунка; изучение общих понятий о построении, перспективе, тональному рисованию;
1.4
развитие зрительного восприятия и постижение принципов и методов реалистического изображения и объемной моделировки формы средствами рисунка;
1.5
изучить образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
1.6
овладение особенностями восприятия трехмерного пространства предмета и общими принципами передачи его на плоском листе бумаги.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История изобразительного искусства
2.1.2
Композиция
2.1.3
Технология художественной обработки материалов
2.1.4
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.1.5
Теория и методика обучения технологии
2.1.6
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.1.7
Основы стилизации
2.1.8
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.9
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.10
Бытовые электротехнические приборы
2.1.11
Основы проектирования
2.1.12
Технология ведения домашнего хозяйства
2.1.13
Электротехнические работы
2.1.14
Технология обработки металла
2.1.15
Технология обработки пищевых продуктов
2.1.16
Основы цветоведения
2.1.17
Учебная практика по технологии
2.1.18
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.19
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.20
История изобразительного искусства
2.1.21
Композиция
2.1.22
Технология художественной обработки материалов
2.1.23
Учебная практика по технологии
2.1.24
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.25
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.1.26
Теория и методика обучения технологии
2.1.27
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.1.28
Основы стилизации
2.1.29
Курсовой проект по дисциплине "Живопись"
2.1.30
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.31
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)    
2.1.32
Основы черчения и моделирования
2.1.33
Технология ведения домашнего хозяйства
2.1.34
Электротехнические работы
2.1.35
Курсовой проект по дисциплине "Рисунок"
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.1.36
Технология обработки металла
2.1.37
Основы цветоведения
2.1.38
Перспектива
2.1.39
Бытовые электротехнические приборы
2.1.40
Основы проектирования
2.1.41
Технология обработки пищевых продуктов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основные понятия рисунка, приемы их формирования при реализации образовательной программы по изобразительному искусству согласно требованиям образовательных стандартов;
 
систему знаний и умений, способы их формирования при реализации образовательной программы по изобразительному искусству в соответствии с образовательными стандартами;
 
закономерности процесса восприятия формы и способы ее создания в рисунке при реализации образовательной программы по изобразительному искусству.
 
 
Уметь:
 
раскрывать содержание предмета "Изобразительное искусство" средствами рисунка в соответствии со стандартами;
 
составлять систему графических знаний и умений на уроке изобразительного искусства;
 
объяснять закономерности развития у обучающихся особенностей композиционно-графического понимания произведения
 
 
Владеть:
 
приемами формирования графических умений обучающихся  при  реализации образовательных программ изобразительному искусству в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
системой композиционно-графических знаний и умений при реализации образовательных программ по изобразительному искусству  в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
опытом развития у обучающихся навыков композиционно-графического анализа произведения  при  реализации программ по изобразительному искусству;
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
визуальные возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса 
 
средства преподаваемого учебного предмета «Изобразительное искусство» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами изобразительного искусства 
 
 
Уметь:
 
использовать средства преподаваемого учебного предмета  «Изобразительное искусство» для обеспечения качества учебно-воспитательного  процесса
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета   «Изобразительное искусство»
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета   «Изобразительное искусство»
 
 
Владеть:
 
навыками использования средства преподаваемого учебного предмета "Изобразительное искусство" для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
опытом использования возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Изобразительное искусство" 
 
опытом оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  "Изобразительное искусство" для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
принципы реалистического рисования с натуры; технологию и технику выполнения рисунка;
3.1.2
методические основы рисунка;
3.1.3
формы использования  возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов
3.1.4
особенности графических материалов; выразительные средства рисунка.
3.1.5
технику выполнения рисунка различными мягкими графическими материалами
3.1.6
правила академического рисования
3.1.7
законы художественной выразительности в  рисунке
3.1.8
законы композиции применительно к  рисунку.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
рисовать людей в предметной и окружающей среде; грамотно выполнять краткосрочный и длительный рисунок с натуры;
3.2.2
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
3.2.3
использовать различные приемы работы графическими материалами для передачи художественной выразительности модели;
3.2.4
выполнять портретное изображение человека в простых и сложных ракурсах;
3.2.5
грамотно рисовать по памяти, по представлению, по воображению все объекты реальной действительности различными графическими материалами (карандаш, уголь, сангина, пастель, цветные карандаши, соус, сепия и т.д.);
3.2.6
передавать в рисунке пластические характеристики изображаемых предметов;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком работы графическими художественными материалами (карандашом, углем, сангиной и т.д.)
3.3.2
формами оценивания предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов
3.3.3
методическими приемами выполнения рисунка различной сложности с натуры.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Приемы работы мягкими графическими материалами в процессе рисования с натуры

 
1.1
Приемы передачи фактуры предметов мягкими графическими материалами. Рисунок натюрморта, составленного из предметов разных по форме, фактуре. (уголь, сепия)  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э6 Э7

18
ПК-1 ПК-4
9
0
 
1.2
Рисунок натюрморта, составленного из предметов разных по форме, фактуре. (пастель, соус)  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э7

20
ПК-4
9
0
 
1.3
Рисунок портрета (пастель, соус)  /Лаб/
Л1.1Л3.1

Э4 Э6 Э7

14
ПК-4
9
0
 
1.4
Рисунок фигуры человека (уголь) /Ср/
Л1.1Л3.1

Э5 Э6 Э7

20
ПК-4
9
0
 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Раздел 2. Раздел 2. Особенности работы над тематическими сюжетными рисунками

 
2.1
Создание художественного образа в процессе рисования натуры различными графическими материалами.(цветные карандаши, уголь, пастель)   /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э7

16
ПК-1 ПК-4
10
0
 
2.2
Создание художественного образа в процессе рисования натуры различными графическими материалами.(тушь, перо, кисть, цветная бумага) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э5 Э6 Э7

18
ПК-1 ПК-4
10
0
 
2.3
Рисунок тематической постановки   /Лаб/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

20
ПК-4
10
0
 
2.4
Рисунок тематической постоновки с фигурой человека в интерьере  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э5 Э6 Э7

18
ПК-4
10
0
 
2.5
/ЗачётСОц/

Э6 Э7

0
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

(9 семестр)

1.Какую роль в строении формы играет ее конструкция?

2.Что означает понятие перспектива?

3.Как пользуются правилами перспективы в учебном рисунке?

4.Как построить в перспективе простейшие предметы?

5.Что вы знаете о пропорциях, анатомии, конструкции фигуры?

6. В чѐм отличие фигуры человека с гипсовой модели от рисунка с живой натуры?

7. В чѐм отличие кратковременных рисунков от длительных учебных рисунков с натуры?

8.Какие графические материалы употребляются для набросков и зарисовок?

9.Как вы понимаете единый процесс изучения формы в рисовании с натуры и по памяти?

10.В какой последовательности выполняется рисунок предметов быта?

11.Из каких стадий состоит процесс рисования геометрических тел с натуры?

12.Как найти верное композиционное размещение изображаемого предмета на плоскости?

13.Какие графические материалы употребляются для набросков и зарисовок?

14.Как распределяется свет на предметах, имеющих круглые формы?

15.Что вы знаете об анатомии и пропорциях головы?

16.Каковы особенности каждой последовательной стадии рисунка простого натюрморта?

17.Как используются знания перспективы в построении интерьера

Задание к зачету:

1.Выполнение набросков и зарисовок различными графическими материалами.

2.Особенности рисования по памяти и представлению.

(10 семестр)

1. Цели и задачи академическо рисунка.

2. Осуществление дидактического принципа последовательности при выполнении рисунка с натуры.

3. Линии построения и опорные точки при создании рисунка головы.

4. Осуществление дидактического принципа последовательности при выполнении рисунка головы.

5. Материалы для рисунка. Техника рисунка и выразительные свойства материалов (уголь, соус, сангина, перо, кисть, фломастер). Технические и физические свойства материалов.

6. Задачи и выразительные средства творческих рисунков.

7. Использование знаний по пластической анатомии в процессе выполнения академического рисунка головы.

8. Роль света и тени в выявлении характера и образа модели.

9. Использование различных материалов (уголь, сангина, карандаш, одноцветная акварель) при выполнении рисунка головы.

10. Композиционное размещение портрета (с включением кистей рук) на плоскости листа бумаги.

11.Объемно-конструктивное решение в рисунке простых и сложных объектов.

12.Теория теней и отражений.

13.Передача воздушной перспективы в рисунке.

14.Особенности аналитеческого рисования фигуры человека с натуры.

Задания к зачету:

1. Задачи творческого рисунка.Техника рисования мягким графическим материалом. Способы фиксации угля.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2. Техника рисования сангиной и соусом.Выполнение рисунка человека.

3. Методика выполнения длительного академического рисунка человека. Рисунок на цветной, тонированной бумаге.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Рефераты:

9 семестр

1.Формирование последовательной методики работы над натюрмортом в процессе обучения рисунка.

2.Рисование с натуры – залог учебного и творческого развития способностей обучающихся изобразительному искусству.

3.Методические требования при составлении натурных постановок по предмету: «Изобразительное искусство» и их значение в учебном процессе средних общеобразовательных школ.

4.Методы активизации творческой деятельности на занятиях по рисунку в изобразительных кружках и студиях.

5.Значение и особая специфика педагогического рисунка.

6.Единство методов объяснения и наглядного показа в преподавании рисования с натуры.

7.Роль и значение академического рисунка в профессиональной подготовке художника-педагога.

8.Проблема последовательности и систематизации обучения. По средствам рисунка.

9.Формирование знаний основных закономерностей пропорционального членения фигуры на части и практическое их применение в рисунке.

10.Формирование методической последовательности портрета, средствами рисунка.

10 семестр

11.Создание художественного образа в процессе рисования натуры различными графическими материалами.

12.Рисунок тематической постоновки с фигурой человека в интерьере.

13. Создание художественного образа при помощи выразительных средств угля.

14. Выразительные средства сангины.

15. Технические возможности соуса при создании художественных образов.

16. Выполнение эскиза фигуры человека графическими материалами.

17. Особенности работы графитным карандашом. Выразительные возможности.

18.Объемно-конструктивное решение в рисунке простых и сложных объектов.

19. Понятие тональных отношений в рисунке.

20. Пластическая характеристика изображаемых предметов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Казарин, С. Н
Академический рисунок:учебно-методический комплекс /С.Н. Казарин - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2022— 120 с. Текст : электронный //prbookshop.ru:  [сайт]. — URLwww.iprbookshop.ru/55753.html: учебно-методический комплекс 
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2022
 
Л1.2
Скакова А. Г. 
Рисунок и живопись : учебник для прикладного  бакалавриата / А. Г. Скакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 164 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10876-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432200 : учебник для прикладного бакалавриата
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Царева, Л. Н.
Рисунок натюрморта : учебное пособие / Л.Н. Царева - Москва: ский государственный строительный университет , 2013 -184 с.  -тТекст : электронный // prbookshop.ru:  [сайт]. — //URL:www.iprbookshop.ru/23739.html:  учебное пособие
М. : Московский государственный строительный университет, 2013
 
Л2.2
Макарова, М. Н.
Макарова, М. Н. Рисунок и перспектива: учебное пособие для студентов художественных специальностей/М.Н. Макарова - Москва: Академический Проект, 2016 -384 с. - SBN 978-5-8291-1913-3 - — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: www.iprbookshop.ru/60092.html : учебное пособие для студентов художественных специальностей
М. : Академический Проект, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Шлеюк, С. Г., Левина Е.А.
Принципы преподавания дисциплины «Рисунок» интерьера: Принципы преподавания дисциплины «Рисунок» интерьера: методические указания для преподавателей к практическим занятиям по дисциплине «Рисунок»/С.Г Шлеюк, Е.А. Левина - Оренбург:Оренбургский государственный университет, 2011 -15 с.  - — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:www.iprbookshop.ru/21643
Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2011
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Предметно-ориентированный портал, облегчающий поиск информации по искусству. Является частью системы RDN — Resourse Discovery Network.  URL: http://www.rdn.ac.uk
 
Э2
Электронно-библиотечная система ЭБС IPRbooks.  URL:  http://www.iprbookshop.ru/
 
Э3
Энциклопедия искусств. URL: http://www.artprojekt.ru/school/academic/002.html
 
Э4
Лекционно-практический курс.  URL:www.youtube.com/watch?v=w5s4Y9zNcnY
 
Э5
Мастер-класс. Рисунок.   URL:https://www.youtube.com/watch?v=DWVNOIEHS24
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным знятиям

В основу академического рисунка положен принцип единства теории и практики, который является необходимым условием подготовки квалифицированных специалистов.

В основу метода обучения рисунку положено рисование с натуры, поскольку в процессе непосредственного изображения у студентов формируются необходимые профессиональные умения и навыки, развиваются зрительная память и воображение, активизируется процесс эстетического восприятия окружающего.

Программный материал рисунка предусматривает последовательное освоение всех видов рисования, так как в практической работе учитель сталкивается со всем многообразием проявлений различных уровней художественного образа, которые необходимо понимать и правильно оценивать.

Важным этапом художественного обучения является рисование портрета, который не случайно считается одним из самых сложных и вместе с тем значительных звеньев в развитии образного восприятия, профессиональных умений и научных знаний в области анатомии, перспективы. Рисование портрета не ограничивается передачей высшего сходства. Главная задача - передача характерных особенностей портретируемого, выявление образной сути модели на основе изучения объективных закономерностей строения головы человека, исследования его внутреннего мира.

Заключительным этапом рисования является изображение фигуры человека в различных условиях пространственной 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
среды, освещения, ракурсов. Этот сложный и содержательный раздел рисования с натуры направлен на создание графического художественного образа, соответствующего классическим канонам изобразительного искусства.

Изображение фигуры человека начинается с рисования анатомической гипсовой фигуры, скелета, не позирующей модели, двух фигурной композиции и заканчивается рисованием одетой одно фигурной композиции с ярко выраженным сюжетным содержанием.

При освоении курса рисунка необходимо максимально использовать технические средства и наглядно-демонстрационный материал (слайды, репродукции, плакаты, рисунки-образцы, диафильмы и т.д.). Применение их в учебном процессе значительно повышает эффективность занятий и вместе с тем способствует выработке у будущих учителей навыков использования технических средств и наглядно-демонстрационного материала в школьной практике.

Следует подчеркнуть, что как бы ни были основательны познания студентов в области теории рисунка, как бы "технично" они ни рисовали, основная цель их профессиональной подготовки не будет достигнута, если они не овладеют принципами создания графического художественного образа, не разовьют в себе способность совмещать в процессе создания образа эмоционального и рационального начала.

Сложность и характер академических постановок, время их выполнения определены программой, однако в отдельных случаях в зависимости от уровня подготовки студентов преподавателю представляется право изменять их, сокращать или увеличивать количество времени на их выполнение в пределах общего количества часов, отведенных учебным планом.

Для получения зачета студенты представляют на кафедру все работы, выполненные в течение семестра.

1)Рисунок натюрморта, составленного из предметов разных по форме, фактуре, тону

Основные закономерности тонального решения натюрморта, составленного из предметов разных по форме, фактуре, тону. Основные правила, приемы и средства выполнения набросков бытовых предметов. Приемы закрепления знаний, умений и навыков. Ознакомление с выразительными возможностями мягких графических материалов в изображении формы предметов быта.Композиция на фоне драппировок

2)Ознакомление со свойствами рисовальных материалов: карандаша, сангины, угля, соуса, пастели, фломастера, туши, пера и тростниковой палочки; их выразительные свойства. Метод упрощения и стилизации формы на основе набросков и зарисовок с натуры.

Наиболее используемые приемы работы углем, сангиной, сепией, соусом.Приемы передачи различной фактуры поверхности

1-задание: Рисунок женской головы с ярко выраженной анатомической характеристикой

рисунок головы пожилого человека

материал- бумага  ½  листа (белая или тонированная), карандаш или угольный карандаш, белый мелок.

задачи: ознакомиться с приемами работы углем. конструктивно-тональное решение формы головы пожилого человека;

3)Задачи пространственного решения фигуры в интерьере.Рисунок одетой фигуры человека в интерьере с введением драпировок и предметов быта

материал- бумага (1 лист) белая или тонированная, карандаш, уголь, сангина, сепия, пастель.

задачи: законпоновать фигуру в интерьере, используя предметы быта, драпировки для предачи образности модели. передать световоздушную среду и материальность.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные

образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические рекомендации к написанию реферата:

Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов, и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
При написании реферата необходимо:

-изучить теоретическую литературу по предмету исследования;

-в развернутом виде представить историю и теорию вопроса;

-осветить основные положения темы реферата;

-указать разные точки зрения на предмет исследования;

-обозначить свое видение проблемы изучения;

-сделать выводы по теме исследования;

-обозначить перспективу изучения проблемы;

-указать литературу по теме исследования;

-приложить глоссарий.

Объем реферата может достигать 10-15 стр.; Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение.

Работа должна быть графически и методически грамотно оформлена. При написании реферата необходимо:

а) отобрать учебную и научную литературу по вопросу исследования;

б) составить план реферата, в котором следует отразить: введение, в котором ставится цель и задачи исследования; историю и теорию вопроса (которая может являться составной частью введения или представлять самостоятельную главу); основную часть работы; заключение, в котором подводятся итоги исследования, а также освещается перспектива дальнейшего изучения проблемы, темы, вопроса; список литературы, Интернет-ресурсы, глоссарий; приложение (таблицы, карты и др.)

в) при описательном характере темы исследования необходимо осветить точки зрения на проблему ученых, выделить распространенный взгляд на существо проблемы, представить свою точку зрения.

Методические указания к зачету с оценкой

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.