Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э6
Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э6
Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
анализа /Ср/
Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э5 Э6
Э6
Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э6
Э6
Э2 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Рисунок одетой фигуры человека в интерьере с введением драпировок и предметов быта.
/Ср/
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Рисунок тематической постановки с фигурой человека в интерьере с введением натюрморта. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Тональный рисунок тематической двух-фигурной постановки в интерьере
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э4 Э6
Э2 Э5
Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Вопросы к зачету
1 семестр
Какой должна быть методическая последовательность над рисунком?
Чем отличается длительный рисунок от наброска?
Цели и задачи учебного академического рисунка.
Чем отличается учебный рисунок от творческого? Есть ли взаимосвязь?
Что такое набросок?
Что мы понимаем под конструктивной основой формы? Как её объяснить? (на примере куба).
Что мы понимаем под собственной тенью и падающей?
Объясните понятия: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.
Что мы понимаем под вспомогательными линиями построения формы? Дайте примеры.
Что такое осевая линия? Что мы называем линией горизонта?
Объясните закономерности распределения света на форме.
В чём различие искусственного источника света и солнечного?
Что такое тон и тональные отношения?
Объясните основные закономерности линейной и воздушной перспективы.
Какой должна быть последовательность работы над натюрмортом?
Вопросы для зачета
3 семестр
Чем отличается техника углём, карандашом и сангиной?
Каковы свойства карандаша, угля сангины, соуса; технические приёмы работы ими.
Перечислите основные мышцы человеческого тела.
Что мы понимаем под пронацией и супинацией?
Перечислите основные кости черепа.
Перечислите основные кости рук.
Перечислите основные кости ног.
Научные основы учебного академического рисунка
Что мы понимаем под термином «форма»?
Закономерности строения формы головы человека.
Основные конструктивные линии, помогающие строить форму головы человека.
Основные конструктивные линии, помогающие строить форму головы.
Роль и значение вспомогательных линий построения изображения в учебном рисунке.
Закономерности пропорционального членения головы на части.
Особенности строения формы человеческого черепа.
Методическая последовательность работы над рисунком головы.
Закономерности строения носа. Проиллюстрируйте рисунком.
Особенности строения формы глаза. Покажите на рисунке.
Нарисуйте по представлению (схематично) форму головы человека в трёхчетвертном повороте, вид снизу.
Методические приёмы проверки правильности перспективного построения формы головы. Покажите на примерах.
Перечислите основные лицевые мышцы человека.
Как «привязывается» голова к плечевому поясу? Покажите на рисунке.
Техника и манера в рисунке, их различия.
Вопросы для зачета 4 семестр
В чём заключаются различия в психологии восприятия предмета и рисунка?
Методические основы учебного рисунка.
Субъективность и объективность восприятия и воспроизведение формы в рисунке.
Метод линейно-конструктивного выражения в рисунке.
Что мы имеем в виду, когда говорим о конструктивно сложенном рисунке?
Основные закономерности пропорционального членения фигуры на части и их использование в рисунке.
Что такое ось упора, ось равновесия, как они устанавливаются в рисунке фигуры человека? Приведите примеры.
Нарисуйте схему расположения основных мышц фигуры торса.
Нарисуйте о объясните схему строения верхнего плечевого пояса.
Характерные особенности расположения и формы костей и мышц ноги человека. Покажите рисунком.
Методика работы над рисунком при детальной проработке формы.
Характерные движения фигуры человека (бег, прыжок, ходьба). Изобразите схемы этих движений.
Закономерности расположения складок одежды на фигуре человека.
Роль штриха и линии в рисунке.
Различные материалы наброска и техника их использования.
Вопросы для зачета 5 семестр
Цели и задачи учебного академического рисунка.
Методы активизации творческой деятельности на занятиях академическим рисунком.
Психологические задачи в рисунке портрета.
Образная характеристика фигуры человека.
Рисунок конечностей. Анализ и изображение формы кистей рук и ступней ног.
Что мы понимаем под пронацией и супинацией?
Методы организации учебных занятий по рисованию с натуры.
методы построения ракурса в рисунке.
Разъясните изречение П.П. Чистякова: «Видеть, знать и уметь».
Роль академического рисунка в профессиональной подготовке художника-педагога.
Особенности творческо-композиционного рисунка.
Специфика педагогического рисунка.
Роль педагога в обучении рисунку.
Методы обучения технике рисунка.
Единство методов объяснения и наглядного показа в преподавании рисования с натуры.
Вопросы для зачета
6 семестр
Цели и задачи учебного рисунка. Система подготовки учителя изобразительного искусства по рисунку.
Осуществление дидактического принципа последовательности при выполнении рисунка с натуры.
Положение рисующего относительно модели и изображения.
Рисунок предмета сложной, комбинированной формы.
Рисунок натюрморта, состоящего из предметов быта.
Рисунок гипсовой головы. Реализация принципа последовательности при построении рисунка головы.
Выполнение набросков с предметов быта.
Выполнение набросков с одетой фигуры человека.
Рисунок интерьера и экстерьера, использование перспективы при построении рисунка.
Вопросы для зачета 7 семестр
Пластические особенности головы и отдельных деталей (нос, губы, глаза, уши и др.).
Линии построения и опорные точки при создании рисунка головы.
Осуществление дидактического принципа последовательности при выполнении рисунка головы.
Линейно-конструктивное построение рисунка головы.
Рисование птиц и зверей. Особенности строения птиц и зверей. Передача в рисунке формы и фактуры.
Материалы для рисунка. Техника рисунка и выразительные свойства материалов (уголь, соус, сангина, перо, кисть, фломастер). Технические и физические свойства материалов.
Задачи и выразительные средства творческих рисунков и набросков.
Наброски с группы людей. Особенности выполнения и их композиция.
Задачи анатомического рисунка.
Выразительность рисунка (на примере рисунка головы человека).
Использование знаний по пластической анатомии в процессе выполнения учебного рисунка головы.
Роль света и тени в выявлении характера модели.
Что мы подразумеваем под умением видеть, зрительно воспринимать, наблюдать в процессе выполнения рисунка?
Учет и передача возрастных особенностей головы человека при выполнении рисунка.
Рисунок головы человека с плечевым поясом.
Особенности рисования головы человека в ракурсе.
Постановка глаза рисующего при выполнении рисунка головы. Восприятие части и целого.
Использование различных материалов (уголь, сангина, карандаш, одноцветная акварель) при выполнении рисунка головы.
Композиционное размещение портрета (с включением кистей рук) на плоскости листа бумаги.
Выполнение рисунка с гипсовой анатомической фигуры Ж.А. Гудона и его значение для овладения рисующими передачи пластики фигуры человека.
Вопросы для зачета
8 семестр
Понятие светотени. Приемы графической передачи формы при построении изображений плоских геометрических форм и объемных геометрических тел.
Перспективный масштаб и его применение в рисовании. Определение угла наклона плоскостей.
Применение законов перспективы при построении изображений плоских геометрических форм и объемных геометрических тел.
Воздушная перспектива и ее влияние на изображение светотени.
Техники, применяемые в рисунке. Приемы работы карандашом.
Приемы графической передачи формы, светотеневых соотношений и пространственного расположения предметов с помощью штриховки.
Приемы графической передачи особенностей пластики и формы предметов, различных по цвету и фактуре поверхности.
Приемы построения изображений сложных рельефных поверхностей.
Приемы графической передачи характерных видовых признаков объектов растительного мира.
Особенности визуального восприятия человека. Виды оптических иллюзий и приемы их использования.
Эффекты оптического обмана: иллюзии цвета и контраста, кажущиеся фигуры, искажения форм, иллюзии движения.
Оптические иллюзии, связанные с распознаванием образов: особенности восприятия соотношений фигуры и фона, двойственные изображения.
Зрительные искажения реальности: иллюзии восприятия размера объекта, рельефности, перспективы, объемности, изображение невозможных фигур и ситуаций.
Особенности создания тематических композиций. Выбор композиционных приемов, масштаба изображения, графических средств передачи замысла.
Способы изображения предметов на плоскости при рисовании с натуры.
Вопросы для экзамена
9 семестр
1.Последовательность выполнения рисунка обнаженной фигуры человека.
2.Задачи анализа формы при рисовании обнаженной фигуры.
3.Задачи творческого рисунка.
4.Техника рисования углем. Способы фиксации угля.
5.Техника рисования сангиной и соусом.
6.Рисунок гипсовой скульптуры фигуры человека.
7.Использование вспомогательных линий (профильных, осевых) при построении обнаженной фигуры человека.
8.Линейно-конструктивный рисунок с фигуры обнаженной фигуры человека.
9.Последовательность выполнения рисунка с натуры человека.
10.Пропорции фигуры человека.
11.Использование знаний по пластической анатомии в процессе построения обнаженной фигуры человека.
12.Использование закономерностей перспективы в процессе выполнения длительного рисунка с обнаженной фигуры человека.
13.Связь форм при выполнении обнаженной фигуры человека.
14.Осуществление принципа последовательности при выполнении рисунка с обнаженной фигуры человека.
15.Выполнение рисунка фигуры человека, находящегося в ракурсе.
16.Выполнение набросков с обнаженной фигуры человека.
18.Психологические задачи композиционного портрета в рисунке.
19.Решение пространства при выполнении рисунка сидящей фигуры человека.
20.Педагогическая деятельность художника-педагога П.П.Чистякова. Система П.П.Чистякова.
21.Творческая и педагогическая деятельность художника-педагога Д.Н.Кардовского.
22.Педагогическое рисование.
23.Психологические основы рисунка.
24.Методика выполнения длительного штудированного рисунка сидящей фигуры человека. Рисунок на цветной, тонированной бумаге.
25.Линейно-конструктивный рисунок в процессе обучения рисованию. Метод конструктивно-пространственного анализа.
26.Использование различных технических средств рисунка при выполнении набросков.
27.Виды набросков и их характеристики.
Задание для экзамена:
Многофигурная тематическая композиция мягкими материалами
Тематика тефератов:
1.Формирование последовательной методики работы над натюрмортом в процессе обучения рисунка.
2.Рисование с натуры – залог учебного и творческого развития способностей обучающихся изобразительному искусству.
3.Методические требования при составлении натурных постановок по предмету: «Изобразительное искусство» и их значение в учебном процессе средних общеобразовательных школ.
4.Методы активизации творческой деятельности на занятиях по рисунку в изобразительных кружках и студиях.
5.Значение и особая специфика педагогического рисунка.
6.Единство методов объяснения и наглядного показа в преподавании рисования с натуры.
7.Роль и значение академического рисунка в профессиональной подготовке художника-педагога.
8.Проблема последовательности и систематизации обучения. По средствам рисунка.
9.Формирование знаний основных закономерностей пропорционального членения фигуры на части и практическое их применение в рисунке.
10.Формирование методической последовательности портрета, средствами рисунка.
11.Основные материалы и техники рисунка
12 Рисунок, как основа изобразительного искусства
13 История и этапы развития русской школы рисунка
14 Рисунок в изобразительном искусстве Европы.
15 Рисунки Ван Гога, Гогена, Сезанна. Их сходство и различие.
16 Особенности работы над рисунком полуфигуры в интерьере.
17. Задачи учебного рисунка.
18. Методика работы над рисунком фигуры человека.
19. Роль набросков в обучении изобразительному искусству.
20. Задачи творческого композиционного рисунка.
21. Принцип и особенности работы над рисунком по памяти.
22. Поэтапная работа над рисунком портрета.
23. Влияние освещения на передачу объёма и пространства в рисунке.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к выполнению практических работ.
Рисунок является основной учебной дисциплиной в системе художественно-педагогического образования. Данная учебная дисциплина способствует развитию творческих способностей студентов, предусматривает приобретение специальных знаний, умений и навыков реалистического изображения действительности и многое др. В основу академического рисунка положен принцип единства теории и практики, который является необходимым условием подготовки квалифицированных специалистов.
В основу метода обучения рисунку положено рисование с натуры, поскольку в процессе непосредственного изображения у студентов формируются необходимые профессиональные умения и навыки, развиваются зрительная память и
Программный материал рисунка предусматривает последовательное освоение всех видов рисования, так как в практической работе учитель сталкивается со всем многообразием проявлений различных уровней художественного образа, которые необходимо понимать и правильно оценивать.
Изучению практического курса предшествует лекционный курс, в котором рассматриваются основополагающие понятия реалистического изображения: рисование понимается не только как процесс отображения конкретного образа предмета, но и как процесс познания его художественно-эстетического качества, т.е. художественно-образного отображения объективной действительности.
Практические занятия по рисунку направлены на решение следующих задач: изучение закономерностей природы; постижение принципов и методов реалистического изображения объемной формы средствами рисунка; повышение культуры восприятия студентов; формирование высоких эстетических потребностей; развитие творческих способностей на основе познания различных уровней художественного образа.
В программе значительное количество часов отводится на практические занятия по разделу "Натюрморт", поскольку освоение этого раздела необходимо для успешного рисования более сложных моделей, для эффективной практической работы учителя изобразительного искусства в школе. На этом этапе основное внимание обращается на изучение таких узловых вопросов, как особенности восприятия трехмерного пространства предмета и принципы передачи его на плоском листе бумаги, постижение не повторных индивидуальных образов, явлений предметного мира и природы, развитие эстетического восприятия рисующих.
Раздел "Наброски и зарисовки" ставит своей целью прежде всего формирование целостного восприятия модели, выявление образной сути изображаемого, умение быстро изображать объект на классной доске. В практической работе необходимо использовать все виды набросков (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению, комбинированные наброски), а также различные изобразительные материалы.
Важным этапом художественного обучения является рисование портрета, который не случайно считается одним из самых сложных и вместе с тем значительных звеньев в развитии образного восприятия, профессиональных умений и научных знаний в области анатомии, перспективы. Рисование портрета не ограничивается передачей высшего сходства. Главная задача - передача характерных особенностей портретируемого, выявление образной сути модели на основе изучения объективных закономерностей строения головы человека, исследования его внутреннего мира.
Заключительным этапом рисования является изображение фигуры человека в различных условиях пространственной среды, освещения, ракурсов. Этот сложный и содержательный раздел рисования с натуры направлен на создание графического художественного образа, соответствующего классическим канонам изобразительного искусства.
Изображение фигуры человека начинается с рисования анатомической гипсовой фигуры, скелета, не позирующей модели, двух фигурной композиции и заканчивается рисованием одетой одно фигурной композиции с ярко выраженным сюжетным содержанием.
При освоении курса рисунка необходимо максимально использовать технические средства и наглядно-демонстрационный материал (слайды, репродукции, плакаты, рисунки-образцы, диафильмы и т.д.). Применение их в учебном процессе значительно повышает эффективность занятий и вместе с тем способствует выработке у будущих учителей навыков использования технических средств и наглядно-демонстрационного материала в школьной практике.
Следует подчеркнуть, что как бы ни были основательны познания студентов в области теории рисунка, как бы "технично" они ни рисовали, основная цель их профессиональной подготовки не будет достигнута, если они не овладеют принципами создания графического художественного образа, не разовьют в себе способность совмещать в процессе создания образа эмоционального и рационального начала.
Сложность и характер академических постановок, время их выполнения определены программой, однако в отдельных случаях в зависимости от уровня подготовки студентов преподавателю представляется право изменять их, сокращать или увеличивать количество времени на их выполнение в пределах общего количества часов, отведенных учебным планом.
Для получения зачета студенты представляют на кафедру все работы, выполненные в течение семестра. Экзамены и зачеты проводятся всем коллективом кафедры. На экзаменах устный опрос сочетается с просмотром работ каждого студента. Билеты для экзаменов составляются и утверждаются кафедрой рисунка. Просмотр практических работ проводится в зачетный период.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий,
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей
Рекомендации по подготовке к экзамену
Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине
За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.