2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_История иностранного языка_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История иностранного языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
12 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Садриева Г.А. _________________
 
 
История иностранного языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Кандидат филологических наук, доцент Садриева Г.А.

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины предполагает формирование представления о развитии английского языка как непрерывного процесса изменений языковой системы, обусловленного действием внутренних и внешних факторов в тесной и неразрывной связи с историей народа - носителя данного языка, необходимого для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, а также в образовательном процессе для достижения образовательных результатов.
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
представить факты исторических изменений как проявление общих закономерностей и специфических черт и тенденций английской языковой системы в их неразрывной связи с
1.5
условиями существования английского языка;
1.6
дать историческое объяснение основных особенностей современной языовой системы, сложившейся в результате многовекового развития;
1.7
рассмотреть общие признаки, составляющие качественную характеристику английского языка и показать процессы их постепенного развития и видоизменения;
1.8
рассмотреть вопросы развития и становления современной английской орфографии;
1.9
дать систематический обзор тех фонетических изменений с древнейших времен до наших дней, которые дают возможность понять современное состояние фонетической системы
1.10
английского языка;
1.11
объяснить историческое развитие различных грамматических явлений с древнеанглийского периода до наших дней;
1.12
осветить развитие основного словарного фонда и словарного состава английского языка;
1.13
подготовить обучающихся к использованию межпредметных связей в самостоятельной работе.
1.14
формировать навыки использования изученного теоретического и практического материала в образовательном процессе для достижения образовательных результатов;
1.15
дать общее представление о современном состоянии английского языка, о разнообразии форм его существования для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Лексикология английского языка
2.1.2
Литература стран изучаемого языка
2.1.3
Методический практикум
2.1.4
Производственная педагогическая  практика
2.1.5
Стилистика английского языка
2.1.6
Страноведение
2.1.7
Теория и методика обучения географии
2.1.8
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.9
Основы вожатской деятельности
2.1.10
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.11
Физическая география материков и океанов
2.1.12
Биогеография
2.1.13
Педагогика
2.1.14
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.15
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.16
Учебная технологическая практика
2.1.17
Ландшафтоведение
2.1.18
Общее землеведение
2.1.19
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.20
Психология
2.1.21
Психология воспитательных практик
2.1.22
Учебная практика по физической географии
2.1.23
Учебная технологическая практика
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.1.24
Географические информационные системы
2.1.25
География почв с основами почвоведения
2.1.26
Межкультурная коммуникация
2.1.27
Практическая грамматика
2.1.28
Практическая фонетика
2.1.29
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.30
Геология
2.1.31
Картография с основами топографии
2.1.32
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.3
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.4
Экономическая и социальная география мира
2.2.5
Язык зарубежной прессы
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Геоэкология
2.2.8
Интерпретация иноязычного текста
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Этногеография и география религий
2.2.11
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.12
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.13
Туризм в школе
2.2.14
География населения
2.2.15
География РТ
2.2.16
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка;
3.1.2
различные формы учебных занятий, методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные;
3.1.3
способы интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследоательской, проектной, групповой и др.).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять полученные теоретические знания на практике для понимания и объяснения процессов, имевших место в языке в ходе его исторического развития;
3.2.2
читать, понимать и анализировать древне-, средне- и ранненовоанглийские тексты, выявляя языковые изменения на лексическом, фонетическом, морфологическом, синтаксическом и текстовом уровнях;
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
3.2.3
разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе и информационные;
3.2.4
использовать теоретический и практический материал в образовательном процессе для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследоательской, проектной, групповой и др.);
3.3.2
навыками использования изученного теоретического и практического материала в образовательном процессе для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие характеристики германских языков

 
1.1
История английского языка как наука /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.2
Германская группа языков. Классификация современных германских языков; области их распространения.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.3
Общегерманский период, древнегерманские племена и диалекты. Исторические сведения о древних германцах. Краткий обзор внешней истории восточных, северных и западных германских языков от древнего до современного периодов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.4
Проблема периодизации истории английского языка Общая характеристика основных периодов развития древнеанглийского, среднеанглийского и новоанглийского. Их внешняя история и лингвистические особенности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.5
Древние германцы и их языки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.6
Закономерность развития языка в неразрывной связи с историей народа. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие языка.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 2. Древнеанглийский период развития английского языка

 
2.1
Общие исторические сведения. Древнеанглийские диалекты /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.2
Фонетический строй древнеанглийского языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.3
Фонетические изменения древнего периода  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.4
Грамматический строй древнеанглийского языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.5
Именные части речи в древнеанглийском языке. Словообразование  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.6
Древнеанглийский глагол. Особенности древнеанглийской поэзии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.7
Словарный состав древнеанглийского языка. Письменность и письменные памятники /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.8
Этимологический состав древнеанглийской лексики  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.9
Анализ древнеанглийского текста  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 3. Среднеанглийский период развития английского языка

 
3.1
Общие сведения. Письменные памятники среднеанглийского языка /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
3.2
Фонетический строй среднеанглийского языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
3.3
Анализ фонетической и орфографической системы

среднеанглийского языка. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
3.4
Грамматический строй среднеанглийского языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
3.5
Анализ грамматических структур среднеанглийского

периода. Анализ изменений в грамматических структурах /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
3.6
Словарный состав среднеанглийского языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
3.7
Анализ среднеанглийского текста  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 4. Новоанглийский период развития английского языка

 
4.1
Общие исторические сведения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
4.2
Анализ исторической ситуации в стране. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
4.3
Фонетический строй новоанглийского языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
4.4
Анализ фонетических изменений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
4.5
Грамматический строй новоанглийского языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
4.6
Анализ орфографических норм нового периода.

Анализ языковой политики. Анализ морфологических изменений. Анализ синтаксических изменений. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
4.7
Словарный состав новоанглийского языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
4.8
Анализ новоанглийского текста  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 5. Распространение английского языка

 
5.1
Обзор основных тенденций развития фонетического и грамматического строя и словарного состава английского языка.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
5.2
Историческое объяснение основных грамматических явлений современного английского языка. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
5.3
Экспансия английского языка. Исторические условия проникновения английского языка на американский континент.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
5.4
Английский язык за пределами Великобритании /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
5.5
Проблема статуса американского варианта английского языка. Фонетические, графические, грамматические, лексические особенности американского варианта. Особенности английского языка в Канаде и Австралии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

8 семестр

Вопросы для подготовки к зачету:

1. Периодизация истории английского языка.

2. Важнейшие письменные памятники.

3. Классификация германских языков

4. Письмо в Древнеанглийский период

5. Словарный состав Древнеанглийского периода.

6. Заимствованные слова. Латинские заимствования.

7. Германские завоевания. Германские поселенцы в Британии.  

8. Первый перебой согласных. Закон Вернера.

9. Германская письменность.   

10. Древнеанглийские диалекты

11. Древнеанглийское ударение

12. Особенности германского консонатизма.

13. Особенности германского вокализма

 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
14. Характер изменений в структуре языка.

15. Лексика древнеанглийского периода.

16. Место английского языка среди других германских языков.  

17. Фонетические изменения германских языков.  

18. Основные источники заимствований в древнеанглийский период.

19. Основные источники заимствований в среднеанглийский период.

20. Основные источники заимствований в новоанглийский период.

21. Имя существительное: основные категории, типы склонений древнеанглийского периода

22. Причины разрушения падежной системы в английском языке.

23. Личные и притяжательные местоимения древнеанглийского периода

24. Фонетические изменения среднеанглийских гласных

25. Фонетические изменения среднеанглийских согласных

26. Общий обзор системы среднеанглийских звуков

27. Имя Существительное в среднеанглийский период

28. Местоимения в среднеанглийский период

29. Лондонский диалект. Становление национального языка.

30. Скандинавские и нормандские завоевания

31. Письменные памятники середины среднеанглийского периода. Эпоха Чосера.

32. Общая характеристика Новоанглийского периода  

33. Великое передвижение гласных

34. Количественное изменение гласных в ранненовоанглийский период

35. Изменения согласных в ранненовоанглийский период 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

8 семестр

Темы рефератов:

1. Влияние скандинавских диалектов и норманского языка на английский язык.

2. Изменение в системе склонения существительных, прилагательных и местоимений в среднеанглийский период. Роль предлогов.

3. Развитие литературного английского языка. Возвышение лондонского диалекта.

4. Введение книгопечатания.

5. Теория субстрата в германских языках.

6. Источники изучения истории языка.

7. Типы сложных предложений в древнеанглийском языке.

8. Рост значения лондонского диалекта.

9. Простые предложения в среднеанглийском языке

10 Сложные предложения в среднеанглийском языке.

11. Шотландский язык.

12. Развитие литературного английского языка.

13. Английский язык в Америке

14. Изменение орфографии в среднеанглийский период.

15. Английский язык в Новой Зеландии

16. Английский язык в ЮАР

17. Английский язык в Австралии

18. Великий сдвиг гласных

19. Изменение орфографии в среднеанглийский период

20. Развитие национального английского языка

21. История и классификация Германских племен.

22. Германский и английский алфавиты.

23. Римское завоевание. Латинские заимствования в английском языке.

24. Скандинавское завоевание и его влияние на английский язык. Скандинавские заимствования в английском языке.

25. Король Альфред и его роль в истории Англии.

26. Распространение английского языка за пределами Англии.

27. Образование национального языка.

28. Уильям Кэкстон и его роль в формировании литературного языка.

29. Роль Дж. Чосера в развитии литературного языка.

30. Введение книгопечатания. Его роль в развитии английского языка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Саварцева, Н. В.
История английского языка: учебное пособие / Н. В. Саварцева, М. Ф. Третьякова. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 209 c. — ISBN 978-5-4497-0085-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86196.html
Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
Л1.2
Павленко, Л. Г.
История английского языка. Теория, практика: учебное пособие / Л. Г. Павленко ; под редакцией Е. В. Полякова. — Саратов : Вузовское образование, 2016. — 211 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/44224.html 
Саратов : Вузовское образование, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Коробчак, В. Н.
История английского языка: курс лекций / В. Н. Коробчак, М. А. Богданова. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2014. — 116 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/54523.html
Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2014
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахунзянова, Р.Р.
Методические указания по самостоятельной работе для изучения дисциплины «Иностранный язык» : [Электронный ресурс] / сост. Р.Р. Ахунзянова и др . — 23с. — Электронная версия печатной публикации .— URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./0041-Методические указания по самостоятельной работе студентов для изучения дисциплины.pdf
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Macmillan Dictionary / Free English Dictionary and Thesaurus Online. –  URL: https://www.macmillandictionary.com 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
7.1
2-404 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.  Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучающихся и преподавателя: составление плана занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

 
стр. 11
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы он обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачет служит формой проверки усвоения учебного материала практических занятий.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет ему самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

 
стр. 12
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.