2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Проектирование ООП для детей с нарушениями речи_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся представлений о проектировании основных общеобразовательных программах для детей с нарушениями речи.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений об основных общеобразовательных программах для детей с нарушениями речи
1.4
формирование представлений о проектирование основных общеобразовательных программ для детей с нарушениями речи
1.5
формирование представлений об адаптированных программах для  детей с речевыми нарушениями
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Клинические основы дефектологии
2.1.3
Невропатология детского возраста
2.1.4
Психологические основы профессиональной деятельности логопеда
2.1.5
Психопатология с клиникой интеллектуальных нарушений
2.1.6
Валеология
2.1.7
Иностранный язык
2.1.8
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.9
Основы нейропсихологии и психофизиологии
2.1.10
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.2
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.3
Специальная методика преподавания математики
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
 
Знать:
 
нормативно-правовые документы проектирования ООП для детей с нарушениями речи;
 
структуру адаптированных основных и дополнительных образовательных программ для детей с нарушениями речи;
 
структуру и определяет содержание адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, в том числе коррекционной программы и индивидуальных образовательных маршрутов, программ восстановительного обучения (реабилитации)
 
 
Уметь:
 
планировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами при работе с детьми с нарушениями речи;
 
анализировать источники, необходимые для планирования адаптированных основных образовательных программ для детей с нарушениями речи;
 
анализировать источники, необходимые для планирования адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, решения поставленного вопроса (проблемы)
 
 
Владеть:
 
навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами при работе с детьми с нарушениями речи;
 
навыками осуществления реализации адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, программ психолого-педагогической реабилитации;
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
навыками осуществления отбора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), используемых при реализации адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, программ психолого- педагогической реабилитации
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подход к лицам с ОВЗ;
 
задачи, содержание обучения, воспитания, коррекции нарушений развития лиц с нарушениями речи;
 
задачи, содержание, этапы реализации программ диагностики, обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
 
 
Уметь:
 
составлять коррекционно-образовательную программу на основе личностно-орентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
 
осуществлять планирование образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с нарушениями речи;
 
методически обоснованно отбирать и применяет в образовательном процессе современные образовательные и коррекционноразвивающие дидактические средства, информационно-коммуникационные технологии (специализированные компьютерные программы) с

учетом особых образовательных и социальнокоммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи

 
 
Владеть:
 
навыками проектирования ООП для детей с нарушениями речи;
 
навыками осуществления планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с нарушениями речи;
 
навыками оформления программно-методической, отчетной  и др. документации в соответствии с регламентами профессиональной деятельности учителя-логопеда
 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
основы образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями речи;
 
содержание планируемых результатов образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями речи;
 
содержание мониторинга достижения планируемых результатов  образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
 
 
Уметь:
 
подбирать способы мониторинга образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями речи;
 
подбирать способы мониторинга образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в соответствии с индивидуальными особенностями;
 
осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
 
 
Владеть:
 
навыками анализа результатов мониторинга  образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями речи;
 
навыками оценки результатов мониторинга  образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями речи;
 
навыками осуществления анализа и оценки результатов мониторинга  образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами в области проектирования ООП для детей с нарушениями речи;
3.1.2
структуру коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья;
3.1.3
структуру мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы для проектирования ООП для детей с нарушениями речи
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2.1
планировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами при работе с детьми с нарушениями речи в области проектирования ООП для детей с нарушениями речи;
3.2.2
анализировать источники, необходимые для коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
3.2.3
анализировать источники, необходимые для мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы для проектирования ООП для детей с нарушениями речи
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами в области проектирования ООП для детей с нарушениями речи;
3.3.2
навыками реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
3.3.3
навыками осуществления мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы для проектирования ООП для детей с нарушениями речи
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные общеобразовательные программы для детей с нарушениями речи

 
1.1
Программы для детей  ОНР, ФФН, заиканием /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
1.2
Изучение программ для детей с речевыми нарушениями /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
1.3
Основные направления работы с детьми ОНР 1 уровня /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
1.4
Основные направления работы  детьми ОНР 2 уровня /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
1.5
Основные направления работы с детьми ОНР 3 уровня /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
1.6
Основные направления работы с детьми ОНР 4 уровня /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
1.7
Основные направления работы с детьми с ФФН /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
1.8
Основные направления работы с детьми с заиканием /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
 
Раздел 2. Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи

 
2.1
Адаптированные программы для детей с речевыми нарушениями.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
2.2
Проектирование основных общеобразовательных программ для детей с нарушениями речи /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
2.3
Проектирование основных общеобразовательных программ для детей с ОНР /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
2.4
Проектирование основных общеобразовательных программ для детей с заиканием /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.5
Адаптированные программы для детей с речевыми нарушениями /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
2.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1 ПК-6
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1) Документы федерального уровня, регламентирующие механизм разработки рабочих программ.

курсов. Федеральные государственные образовательные стандарты как основа для разработки АООП.

2) Требования Стандартов к условиям реализации адаптированных образовательных программ.

3) Требования Стандартов к структуре адаптированных образовательных программ.

4) Требования Стандартов к результатам освоения адаптированных образовательных программ.

5) Целевой раздел примерной АООП для обучающихся с дошкольников и младших школьников с ТНР.

6) Содержательный раздел примерной АООП для младших школьников с ТНР.

7) Содержательный раздел примерной АООП для дошкольников с ТНР.

8) Организационный раздел примерной АООП для дошкольников с ТНР, требования СанПиН к комплектованию групп.

9) Организационный раздел примерной АООП для младших школьников с ТНР, требования СанПиН к комплектованию классов.

10) Понятия АООП, примерная основная образовательная программа, программа коррекционной работы, рабочая программа курса / учебного предмета.

11) Примерная АООП НОО обучающихся с ТНР.

12) Примерная АООП ДО детей с ТНР.

13) Рабочая программа курса /учебного предмета как компонент АООП для обучающихся с ОВЗ.

14) Программа коррекционной работы как компонент АООП для обучающихся с ОВЗ.

15) Рекомендации ПМПК как основа для разработки АООП.

16) Разработка программы коррекционной работы при различных рекомендациях ПМПК.

17) Требования Стандартов к структуре рабочей программы курса.

18) Структура пояснительной записки рабочей программы, алгоритм еѐ написания

19) Определение содержания рабочей программы коррекционного курса, взаимосвязь с задачами

и ожидаемыми (возможными) результатами

20) Разработка тематического планирования рабочей программы курса.

21) Варианты рабочих программ курсов логопедической направленности для дошкольников и младших школьников с ТНР

22) Планирование ожидаемых (возможных) результатов освоения программы.

23) Взаимодействие специалистов при разработке и реализации АОП.

24) Составление рабочих программ курсов логопедической направленности.

25) Взаимодействие специалистов при проектировании и реализации АОП.

26) Заполнение документации учителя-логопеда по результатам обследования.

27) Составление тематического планирования курсов логопедической направленности.

28) Структура рабочих программ курсов логопедической направленности.

29) Анализ примерных рабочих программ курсов логопедической направленности для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

30) Анализ примерных рабочих программ курсов логопедической направленности для дошкольников с общим недоразвитием речи.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1.Каковы задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

2.Как решаются общеобразовательные и коррекционные задачи в процессе воспитания детей с нарушениями речи.

3.Какие методы воспитания используются в специальном дошкольном учреждении.

4.Какие отклонения в развитии возникают у детей с тяжелыми нарушениями речи в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

5.Диагностическая методика исследования ребенка.

6.Как осуществляется отбор содержания воспитания в специальном детском саду.

7.В чем заключается взаимосвязь в работе логопеда, психолога, воспитателя.

8.В чем выражается воспитывающий характер обучения, проводимого логопедом, его воздействие на развитие личностного своеобразия ребенка с речевыми нарушениями.

9.Каковы общие и коррекционные задачи физического воспитания дошкольников с речевыми нарушениями.

10.В чем заключается коррекционные возможности музыкально - ритмических занятий в специальном детском саду.

11.Каковы формы взаимодействия в работе музыкального руководителя, логопеда, воспитателей.

12.Как используются разнообразные виды деятельности детей с нарушениями речи для решения задач сенсорного воспитания.

13.Каковы основные направление и формы умственного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
14.В чем состоит специфика руководства играми в разных возрастных группах детей с речевыми нарушениями.

15.Каковы особенности продуктивной деятельности дошкольников с нарушениями речи

16.В чем заключается коррекционно - воспитательное воздействие на развитие ребенка с нарушением речи в ходе изобразительной и конструктивной деятельности на занятиях и вне их.

17.Как воспитатель осуществляет трудовое и экологическое воспитание детей с нарушениями речи.

18.Как воспитатель должен организовать речевое общение с детьми, имеющими нарушения речи, в процессе их совместной деятельности.

19.Каковы особенности эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

20.Как использовать игру, элементы психогимнастики для преодоления негативных эмоциональных состояний дошкольников с речевыми нарушениями.

21.В чем сущность индивидуального подхода к ребенку с нарушением речи? Каковы средства и методы его осуществления.

22.Каковы критерии оценки психологической готовности дошкольника к обучению в школе.

23.В чем особенности воспитания коммуникативной готовности к школьному обучению ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи?

24.В чем заключается особенности воспитательной работы с детьми школьного возраста, имеющими речевые нарушения?

25.Каковы условия создания правильного речевого режима в семье ребенка с нарушениями речи?

26.Какие виды помощи могут быть использованы логопедом, учителем, воспитателем в работе с родителями ребенка, страдающего речевыми нарушениями?

27.Методика обучения грамоте учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Задачи и содержание работы.

28 Принципы, методы и приёмы работы по обучению грамоте детей с общим речевым недоразвитием.

29.Типичные затруднения учащихся при овладении грамотой.

30.Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Архипова, Е. В. 
Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 202 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-05709-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/osnovy-metodiki-razvitiya-rechi-uchaschihsya-441252 (дата обращения: 16.04.2019).: учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Криницына, Г. М.
Криницына, Г. М. Коррекция речевых нарушений : учебное пособие для бакалавриата / Г. М. Криницына. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета. — 147 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11286-3 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01483-3 (Издательство Тюменского государственного университета). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444851
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Фокин Ю. Г.
Фокин, Ю. Г.  Теория и технология обучения. Деятельностный подход : учебное пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05712-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441665 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Вебинар: «Обучение и сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи. Приемы коррекционной работы - URL:https://www.youtube.com/watch?v=J-1hh9EEds8
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
етодические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим  занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в 

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение

консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобыпоследний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.