(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна
ции
Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э4 Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Э4 Э5 Э7 Э8
Э4 Э5 Э8
Э4 Э5 Э8
Э4 Э5 Э7
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5 Э9
Э4 Э5 Э9 Э12
Э4 Э5
Э4 Э5 Э9
Э4 Э5
Э4 Э5 Э10 Э11
Э4 Э5 Э10
Э4 Э5 Э10
Э4 Э5 Э10
Э4 Э5 Э12
Э4 Э5 Э12
Э4 Э5 Э11
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5 Э11
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5 Э11
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5 Э11
Э4 Э5 Э11
Э4 Э5 Э11
Э4 Э5 Э11
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5 Э11
Э4 Э5
Вопросы для подготовки к зачету
Раздел Общая и социальная психология
1. Предмет психологии, ее задачи и методы.
2. Классификация методов психологии. Организация психологического исследования. Этика психологического исследования.
3. Психология в системе наук. Отрасли психологии.
4. Общее понятие о психике. Функции психики. Виды психических явлений. Возникновение психики в эволюции. Уровни развития психики. Соотношение биологического и социального в психике человека.
5. Понятие о сознании. Понятие о неосознаваемых (бессознательных) процессах.
6. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологическая основа ощущений. Общее понятие о восприятии. Свойства восприятия. Восприятие пространства, времени, движения, фигуры и фона, частей и целого.
7. Общее понятие о мышлении. Физиологическая основа мышления. Характеристики мышления. Виды мышления. Операции мыслительной деятельности. Формы мышления.
8. Общее понятие о речи. Речь и язык. Психологические особенности видов речи. Функции речи. Речь и мышление.
9. Общее понятие о памяти. Роль памяти в жизнедеятельности человека. Психологические особенности видов памяти. Процессы памяти и их основные характеристики.
10. Общее понятие о воображении. Функции воображения. Соотношение воображения и других познавательных процессов. Психологические особенности видов воображения. Способы создания образов воображения. Формы воображения.
11. Общее понятие о внимании. Функции внимания. Физиологическая основа внимания. Виды внимания. Свойства внимания.
12. Общее понятие о деятельности. Общая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Деятельностный подход в психологии и его сущность. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность.
13. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности в отечественной и зарубежной психологии.
15. Понятие характера в психологии. Характер и темперамент человека. Общее представление о структуре характера. Понятие акцентуации характера.
16. Понятие о способностях. Виды способностей. Теории развития способностей. Задатки и способности. Уровни развития способностей.
17. Общее понятие об эмоциях. Функции эмоций. Типы эмоциональных состояний.
18. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Свойства воли. Функции воли. Волевые качества личности.
19. Общее понятие о мотиве и мотивации личности. Теории мотивации.
20. Общее понятие о направленности личности. Формы направленности личности.
21. Социальная психология как наука.
22. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Этапы развития социальной психологии.
23. Методы исследования в социальной психологии. Отрасли социальной психологии.
24. Понятие общения. Сущность общения. Средства общения.Проблемы общения и взаимодействия в образовательном пространстве.
25. Структура общения. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).
26. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация.
27. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Типы взаимодействий (кооперация, конкуренция, конфликт).
28. Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция).
29. Конфликт. Виды, функции, структура и динамика конфликта.
30. Группа как социально-психологический феномен. Класификация социальных групп.
31. Понятие малой группы. Классификация малых групп.Стадии и уровни развития группы. Психологические процессы в малой группе.
32. Понятие больших социальных групп, их особенности.Структура психологии больших социальных групп.
33. Стихийные группы и массовые движения. Механизмы психологического воздействия в стихийных группах..
34. Характеристика и проблема личности в социальной психологии. Социализация.
35. Социальная установка и реальное поведение.
Промежуточная аттестация
Вопросы для подготовки к зачету
Раздел Возрастная и педагогическая психология
1.Предмет, задачи возрастной психологии.
2.Педагогическая психология как наука: предмет, структура, задачи.
3.Исторические аспекты возникновения и развития педагогической психологии.
4.Образование - как объект педагогической психологии.
5.Методы исследования возрастной и педагогической психологии.
6.Механизм психического развития ребенка: социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
7.Механизм психического развития ребенка: кризис развития, новообразования.
8.Возрастная периодизация (критерии, стадии) в психоанализе.
9.Стадии развития интеллекта Ж.Пиаже.
10.Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Возрастная периодизация (Л.С. Выготский).
11.Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина и Л.И.Божович. Возрастная периодизация Э.Эриксона.
12.Психологические особенности периода новорожденности.
13.Психологические особенности развития в раннем детстве. Психологический анализ кризиса трех лет .
14.Понятие и структура игровой деятельности дошкольного возраста.
15.Дошкольный возраст: социальная ситуация развития, новообразования.
16.Общее понятие об учебной деятельности. Структура учебной деятельности.
17. Кризис семи лет: причины, симптомы и психологические новообразования.
18.Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
19.Социальная ситуация психического развития и ведущий тип деятельности ребенка в младшем школьном возрасте.
20.Общие основы психологии развивающего обучения.
21.Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте как «источник» возникновения важнейших новообразований.
22.Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.
23.Развитие когнитивной и эмоциональной сфер в подростковом возрасте. Интеллектуальные и личностные новообразования подросткового возраста.
24.«Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юности. Ведущий тип деятельности. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
25.Когнитивное развитие в юношеском возрасте. Специфика обучения в юношеском возрасте.
26.Психологическая структура педагогической деятельности.
27.Педагогические способности, их виды и критерии оценки.
28.Профессионально-значимые качества личности педагога.
29. Индивидуальный стиль деятельности педагога и его виды.
30. Педагогическое общение и его функции.
1. С помощью теста “Предрасположенность личности к конфликтному поведению (К. Томас, адаптация Н.В. Гришина)” изучите свои формы поведения в конфликтной ситуации, полученные результаты проинтерпретируйте.
2. Дайте определение понятию “развитие”, в виде схемы представьте и опишите основные принципы психического развития.
3. Опишите младший и старший подростковый возраст с позиций: “социальная ситуация развития”, психическое новообразование, ведущий тип деятельности.
4. Представьте в виде схемы этапы формирования умственных действий в соответствии с теорией П.Я. Гальперина.
Промежуточная аттестация
Вопросы для подготовки к зачету с оценкой
Раздел Практикум по возрастной и педагогической психологии
1.Особенности профилактики, диагностики и коррекции в дошкольном возрасте.
2.Особенности профилактики, диагностики и коррекции в младшем школьном возрасте.
3.Особенности профилактики, диагностики и коррекции в подростковом возрасте.
4.Особенности профилактики, диагностики и коррекции в раннем юношеском возрасте.
5.Виды и уровни психологической профилактики деструктивного поведения.
6.Концепция обучения и развития Л.С. Выготского: основные положения, влияния их на образовательную практику.
7.Сущность понятий: научение, учение, обучение, развитие и их взаимосвязь.
8.Возрастные особенности формирования учебной деятельности.
9.Задачи психологии воспитания. Психологические условия эффективности воспитательных воздействий.
10.Обучение и развитие. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.
11.Закономерности, механизмы, движущие силы психического развития.
12.Закономерности психического развития ребенка.
13.Аномальное развитие: формы, закономерности, факторы.
14.Развитие общения и речи в раннем возрасте.
15.Развитие речи и общения в младшем школьном возрасте.
16.Развитие когнитивной и эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.
17.Развитие когнитивной и эмоциональной сфер в подростковом возрасте. Интеллектуальные и личностные новообразования подросткового возраста.
18.Трудности подросткового возраста.
19.Акцентуации характера подростка.
20.Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте.
17.Психологическая сущность самостоятельной работы и психолого-педагогические требования к ее организации.
18.Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
19.Психологические причины школьной неуспеваемости.
20.Проблемы профессионально-психологической компетентности учителя.
21.Конфликты в педагогической деятельности.
22.Кризисы профессиональной деятельности педагога.
23.Личностно развивающее обучение, его цели, задачи и особенности.
24.Проблема профессионально-личностного роста.
25.Методы обучения.
26.Преодоление обученной беспомощности, стимулирование развития обучаемости.
27.Особенности формирования и оценки метапредметных результатов обучения.
28.Диагностика психологической готовности к школьному обучению.
29.Проблемы при переходе из начальной в основную школу.
30.Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии юношами и девушками.
Практические задания
1. Мотивы и мотивация учебной деятельности
Цель: развитие навыков анализа смысловой обработки информации и результатов психологических наблюдений при решении практических ситуаций формирования учебной деятельности в начальной школе.
Методика
Решить предложенные задачи. Решение записать в тетради. Для решения задач надо прочитать дополнительную литературу.
Задание 1
Ситуация. При определении ребенка в школу некоторые родители считают самым важным выбрать хорошую учительницу или престижную школу. Родители рассуждают следующим образом: «Эта учительница когда-то учила меня (или моего родственника) очень хорошо, значит, и моего ребенка она будет учить хорошо». Или так: «Об этой школе много чего хорошего говорят, школа престижная, значит, моего ребенка в этой школе будут учить хорошо».
Но при поступлении в школу через три-четыре месяца вдруг оказывается, что на прилежание, поведение и успеваемость «умного и способного» (по мнению родителей) ребенка учительница начинает жаловаться.
Всегда ли правы родители, выбирая для своих детей «хорошего» учителя или «престижную» школу?
Написать:
- привести не менее трех аргументов «за правоту родителей» или «за их не правоту»;
- указать не менее пяти (на Ваш взгляд) условий, которые надо учитывать родителям при поступлении ребенка в школу;
- дать короткие рекомендации (не более 0,5 страницы) родителям для правильного выбора школы или учителя для ребенка.
Задание 2
Ситуация. К второкласснику Ване пришел его друг Айрат и позвал его гулять. А Ваня отвечает, что не сделал еще уроки. На что Айрат возразил: «Потом доделаешь!» - «Но я должен сделать сейчас, - отвечает Ваня, - иначе меня будет ругать учительница, да и мама мной будет недовольна, запретит смотреть мультики по компьютеру».
О каком виде мотивации учения в случае Вани можно говорить?
Написать:
- определить тип (вид) мотивации учения у Вани;
- указать не менее трех последствий для формирования учебной деятельности при сохранении подобной мотивации учения у Вани в период обучения в начальной школе.
Задание 3
Ситуация. Мама всегда встречала сына Колю, ученика 1-го класса, с радостью, спрашивая, что было интересного в школе. Сегодня сын интересными назвал прошедшие физкультурные занятия, тогда как в предыдущие дни – пение.
Дайте психологический анализ мотивации учения Коли.
Написать:
- определить тип (вид) мотивации учения у Коли;
- указать, какие еще трудности формирования учебной деятельности (не менее 4-х трудностей) могут встретиться у первоклассников с подобным типом мотивации;
- дать короткие рекомендации (не более 0,5 страницы) учительнице для выработки правильной учебной мотивации у этого мальчика, указав в рекомендациях первоочередные действия учителя по исправлению сложившейся ситуации.
Задание 4
Ситуация. Первоклассникам были заданы вопросы «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что Вам нравиться в школе?»
Ответы успевающих и хорошо усваивающих учебный материал детей:
- «нравиться математика, интересно»;
- «нравятся уроки».
Ответы слабо успевающих и не очень быстро осваивающих учебный материал детей:
- «нравится, что играем»;
- «нравится, когда в школе выходные и каникулы».
Есть ли различия в области познавательных интересов указанных двух групп детей?
Написать:
- имеются или не имеется различий в области познавательных интересов;
- привести не менее трех аргументов в пользу мнения о том, что различия в познавательной мотивации указанных двух групп детей имеются, или того, что различий в познавательной мотивации не имеется;
- определить, нравится ли первой группе детей то, что нравится и второй группе детей;
- оценить силу и устойчивость познавательной мотивации у учеников 1-го класса.
2. 1. Классный руководитель обратил внимание на то, что новая ученица 6 класса из многодетной семьи отказывается посещать школу, мотивирует свои частые и продолжительные пропуски плохим самочувствием. Приходя в школу, приносит справки от участкового доктора, учится не более недели, демонстрируя знания предметов и интерес к ним, и снова пропадает. Бабушка девочки говорит, что она боится школьных неудач и насмешек одноклассников.
Задание:
1) Сформулируйте гипотезу относительно причин поведения ученицы.
2) Предложите и обоснуйте содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности в данной ситуации.
3) Обоснуйте необходимость консультации с родителями обучающегося.
3. Классный руководитель случайно услышал разговор двух учеников из своего 7 «А» класса: «Как только учительница открывает журнал на уроке у меня сводит живот. А когда меня вызывают к доске, из головы все вылетает. Выполнять задание у доски для меня мучение, я собственное имя с трудом вспоминаю».
Задание:
1) Сформулируйте психологическую(ие) гипотезу(ы) относительно причин такого отношения обучающегося.
2) Предложите и обоснуйте содержание, формы, методы и приемы деятельности педагога в данной ситуации.
3) Предложите план профессиональных действий педагога.
Темы письменных работ:
Общая психология
1. Сознание. Проблема дефиниции и выбора методологической основы анализа.
2. Развитие сознания ребенка (развитие в процессе обучения, индивидуальный путь ребенка).
3. Речь, как психический процесс.
5. Способности и задатки: что выступает в качестве задатков к развитию человеческих способностей
7. Личность и темперамент.
8. Сопоставительный анализ различных типологий характеров.
9. Современные концепции темперамента.
10. Сравнительный критический анализ различных теорий эмоций.
11. Ощущения, их классификация и свойства.
12. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий.
13. Общее представления о внимании. Основные свойства и методы изучения внимания.
14. Сравнительный анализ теорий внимания.
15. Общее представления о памяти. Классификация процессов памяти.
16. Общее представления о мышлении. Методы исследования мышления.
Социальная психология
1. Место социальной психологии в системе научного знания.
2. История формирования социально-психологических идей.
3. Методологические проблемы исследования в социальной психологии.
4. Социально-психологические теории личности.
5. Малые группы, их структура и динамика.
6. Социальная психология семьи.
7. Лидерство и руководство.
9. Межличностная аттракция: дружба, любовь и взаимоотношения.
10.Психологическая теория коллектива.
11.Структура, содержание и формы общения. Основные функции процесса общения.
12. Основные стороны процесса общения и их характеристика.
13. Особенности проявления коммуникативной функции общения в коллективе.
14. Психология толпы. Стихийные группы и массовые движения.
15. Культура и образование как социальный институт.
16. Социальная психология напряженности и конфликтов.
Возрастная и педагогическая психология. Практикум по возрастной и педагогической психологии
1. Влияние деятельности на развитие личности дошкольника.
2. Кризис одного года.
3. Кризис трех лет
4. Кризис семи лет.
5. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста.
6. Анализ детских рисунков в связи с познавательной деятельностью (5-7 лет).
7. Среда как источник опасности в раннем возрасте.
8. Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.
9. Приучение к дисциплине и саморегуляция в раннем возрасте.
10. Формирование умения учиться и критически мыслить в дошкольном возрасте.
11. Представления детей о дружбе в подростковом возрасте.
12. Юные родители. Последствия раннего материнства и отцовства.
13. Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни в юношеском возрасте.
14. Особенности взаимоотношений детей в коллективе.
15. Особенности психологической подготовки ребенка к обучению в школе.
16. Интересы младшего школьника. Роль интересов в обучении.
17. Психологическая характеристика личности учителя.
18. Мотивы учения младших школьников.
19. Самооценка в младшем школьном возрасте.
20. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.
21. «Трудные дети» и методы работы с ними.
22. Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления.
23. Социальная ситуация в подростковом возрасте.
24. Межличностные конфликты в общении подростков.
25. Мотивация поведения подростков.
26. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе.
27. Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте.
28. Формирование самоопределения и направленности личности у подростков.
29. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Методические указания для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами их реабилитации (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами. В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе обучающихся. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем. Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ. Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно: в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения); методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения). Для лиц с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.