2022-2023_zm44_04_01 ППО_plx_Технологии педагогического взаимодействия_Педагогика профессионального образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии педагогического взаимодействия
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
 
экзамен 2 зачет 2
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
143
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
143
143
143
143
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: zm44.04.01 ППО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Гумерова М.М. _________________
 
 
Технологии педагогического взаимодействия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - совершенствование компетенций обучающихся для реализации функций педагогической и организационно-управленческой деятельности на основе технологий педагогического  взаимодействия.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование целостного представления о технологиях педагогического взаимодействия с учетом нормативно-правовых аспектов профессиональной деятельности;
1.4
развитие профессионального  мышления и  индивидуальных  способностей обучающихся  в процессе межкультурного взаимодействия;
1.5
содействие в приобретении опыта выполнения профессиональных функций  преподавателя, способствующих достижению образовательных результатов и развитию профессиональных компетенций обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО
2.1.2
Тайм-менеджмент в образовании
2.1.3
Технологии электронного образования
2.1.4
Планирование профессии и карьеры
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.4
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.1: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных сообществ
 
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
УК-6: Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.3: Формулирует цели собственной деятельности, определяет пути их достижения с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы развития деятельности и планируемых результатов
 
УК-6.4: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов для совершенствования своей деятельности
 
 
ПК-1: Способен проектировать, реализовывать и исследовать процесс профессионального обучения на основе использования обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся
 
ПК-1.1: Знает: нормативно-правовые акты реализации образовательного процесса, формы, методы, приемы организации деятельности обучающихся, современную систему организации контроля и оценки достижений обучающихся, возрастные особенности обучающихся
 
ПК-1.2: Умеет: отбирать соответствующие формы, методы и приемы организации образовательной деятельности, оценивать результаты освоения обучающимися основных и дополнительных профессиональных образовательных программ
 
ПК-1.3: Владеет: адекватными приемами создания проблемно ориентированной образовательной среды, способствующей развитию профессиональных компетенций обучающихся
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Приоритетные направления профессионального самообразования, саморазвития и способов самосовершенствования профессиональной деятельности  на основе самооценки.
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.1.2
Особенности  организации образовательного процесса, формы и  способы взаимодействия с обучающимися с учетом социокультурных особенностей и на основе нормативно-правовых  актов и использования обоснованных форм, методов и приемов организации и контроля образовательных результатов деятельности обучающихся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Решать задачи  управления процессом  межкультурного  взаимодействия на уровне  образовательного учреждения,
3.2.2
Критически оценивать эффективность использования времени и других  ресурсов, определять приоритетные направления самосовершенствования профессиональной деятельности
3.2.3
Уметь  толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей
3.2.4
Уметь отбирать формы, методы и приемы организации образовательной деятельности, оценивать образовательные результаты
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Приемами и техниками конструктивного педагогического взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей
3.3.2
Приемами создания проблемно-ориентированной образовательной среды для достижения образовательных  результатов и развития профессиональных компетенций
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Педагогические основы конструктивного взаимодействия

 
1.1
Сущность педагогического взаимодействия как педагогическая проблема /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.2
Приоритетные направления образовательной политики в области конструктивного  взаимодействия /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

24
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.3
Государственно-общественная поддержка и направления работы с одаренными детьми и талантливой молодежью  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

24
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.4
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений по вопросам педагогического взаимодействия с субъектами образовательного  процесса /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.5
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

24
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.6
Стратегии сотрудничества и тактики взаимодействия педагога  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.7
Тактические и технические приемы конструктивного взаимодействия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.8
Техники педагогического сотрудничества и командообразования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

23
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Раздел 2. Формы, методы и технологии организации образовательного процесса на основе конструктивного взаимодействия

 
2.1
Формы и методы педагогического  взаимодействия при планировании занятий /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.2
Формы и методы педагогического  взаимодействия при планировании урочных  и внеурочных  занятий /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.3
Формы и методы педагогического  взаимодействия при планировании внеурочных  занятий /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

24
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.4
Разработка стратегии  и управленческих решений в аспекте организации  педагогического  взаимодействия с родительской общественностью /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.5
Организационные формы педагогического процесса /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

24
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.6
зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.7
экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

9
УК-5.1 УК-5.3 УК-6.3 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Стратегии педагогического  взаимодействия.

2.Стили управления педагогическим взаимодействием.

3. Рефлексивно-гуманистический подход  как  методологическая основа  развития человека.

4. Организационные мероприятия по  рефлексивному развитию познавательно-творческой активности в условиях образовательной среды и  социокультурного  пространства

5. Модели управления процессом рефлексивно-сотворческого развития человека

6. Система  психолого-акмеологических  методик по  диагностике творческого  потенциала личности.

7. Структура компетенций педагога как условие успешного педагогического взаимодействия

8. Наставничество  как условие конструктивного взаимодействия.

9. Планирование занятий на основе конструктивного взаимодействия

10. Групповое взаимодействие, групповая работа как метод разработки стратегических решений.

11. Факторы эффективности команд.

12.Этапы командообразования. Методы командообразования.

13. Технология подготовки  и проведения воспитательных мероприятий и событий

14. Разработка программы самооценки достижений обучающегося

15. Формы и методы развития познавательно-творческой активности.

16. Управленческие навыки: фасилитация,

17. Управленческие навыки: модерация,

18. Управленческие навыки:  игровые методы, групповая работа, исследование действием.

19.Активные формы и методы педагогического  взаимодействия с родительской общественностью.

20. Технология подготовки  и проведения творческих  мероприятий и рефлексивно-инновационных со-творческих событий.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
21. Рeфлeкcивнo-иннoвациoнные (гуманиcтичecкие) мeтoды : рeфлeкcивная психо- и социоимпровизация.

22. Рeфлeкcивнo-иннoвациoнные (гуманиcтичecкие) мeтoды : рeфлeкcивный полилог.

23. Рeфлeкcивнo-иннoвациoнные (гуманиcтичecкие) мeтoды : позициональная дискуссия, рeфлeкcивная психо- и социоимпровизация и т.д.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных  сообщений:

1. Рефлексивно-гуманистический подход  как  методологическая основа  развития творческой уникальности.

2. Формы и методы эффективного общения и коммуникации.

3. Рeфлeкcивнo-иннoвациoнным (гуманиcтичecкие) мeтoды (рeфлeкcивный полилог, позициональная дискуссия, рeфлeкcивная психо- и социоимпровизация и т. д.)

4. Технология подготовки  и проведения творческих  мероприятий и рефлексивно-инновационных со-творческих событий.

5.Наставничество  как условие успешного взаимодействия

6. Активные формы и методы педагогического  взаимодействия

7. Особенности индивидуального стиля деятельности педагога.

8. Приемы и упражнения для развития коммуникативных способносте и навыков сотрудничества.

9. Приемы и упражнения для развития организаторских способностей.

10. Роль личности учителя в педагогическом взаимодействии.

11. Роль стиля общения учителя в в педаогическом взаимодействии.

12. Способность к саморегуляции ка к условие успешного взаимодействия.

13. Развитие коммуникативных способностей у обучающихся.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Блинов, В.И.
Педагогика 2. 0. Организация учебной деятельности студентов : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14773-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497174 : учебное пособие
М.: Юрайт, 2022
 
Л1.2
Педагогика в 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 252 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06489-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515021 
Юрайт, 2023
 
Л1.3
Куцебо, Г. И.  
Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07438-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490988
Москва : Издательство Юрайт, 2022.
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Щуркова, Н. Е.  Педагогика. Игровые методики в классном руководстве : практическое пособие / Н. Е. Щуркова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06553-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514332
Юрайт, 2023
 
Л2.2
Бермус, А. Г
  Практическая педагогика : : .учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 127 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12372-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496215 
Москва : Издательство Юрайт, , 2022. 
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Университет  талантов (сайт "Казанский открытый университет талантов 2.0 - провайдера Государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы») . - URL:https://utalents.ru/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-308 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. 

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.