2022-2023_z44_03_05 МиИ 2223_plx_Методика подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  математике
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 6
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Галямова Э.Х _________________
 
 
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  математике
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в овладении обучающимися методикой подготовки к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ в учреждениях основного общего и полного (среднего) общего образования на основе систематизации, углубления и обобщения знаний и умений обучающихся в рамках формирования способностей по применению предметных знаний в образовательном процессе для достижения образовательных результатов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
1.4
углубление и закрепление знаний для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.5
формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
1.6
совершенствование умений проектировать образовательный процесс по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на основании образовательной программы с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
1.7
ознакомление обучающихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
1.8
формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
1.9
овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
1.10
формирование навыков проведения учебных занятий по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дифференциальная геометрия
2.1.2
Компьютерное моделирование
2.1.3
Методика обучения информатике
2.1.4
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.1.5
Программирование
2.1.6
Производственная педагогическая практика
2.1.7
Решение олимпиадных задач по  математике
2.1.8
История математики
2.1.9
Математическая логика
2.1.10
Методика обучения математике
2.1.11
Производственная педагогическая практика
2.1.12
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.13
Учебная практика по информатике
2.1.14
Учебная практика по решению математических задач
2.1.15
Геометрия
2.1.16
Математический анализ
2.1.17
Теория чисел
2.1.18
Элементарная математика
2.1.19
Алгебра
2.1.20
Математические основы информатики
2.1.21
Проективная геометрия
2.1.22
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика" и "GeoGebra"
2.1.23
Специальные методы решения математических задач
2.1.24
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.25
Основы компьютерной графики
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
ФГОС, примерные программы по математике и физике;
3.1.2
содержание школьных курсов математики;
3.1.3
способы проектирования учебных занятий;
3.1.4
основы осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в команде
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы по математике в соответствии  с требованиями образовательных стандартов;
3.2.2
осуществлять отбор содержания при планировании учебных занятий;
3.2.3
планировать последовательность шагов для достижения заданного результата;
3.2.4
устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения предметных знаний для планирования и проведения учебных занятий 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Актуальные вопросы организации образовательного процесса в соответствии с форматом ОГЭ и ЕГЭ 

 
1.1
Требования к результатам освоения основной образовательной программы полного общего образования /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5

2
ПК-1.3
6
0
 
1.2
Современные средства обучения по предмету /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

8
ПК-1.3
6
0
 
 
Раздел 2. Особенности процедуры проведения ОГЭ и ЕГЭ

 
2.1
Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведенияОГЭ и ЕГЭ /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
6
0
 
2.2
Современные средства обучения и передовые направления развития методики обучения математике в свете подготовки к ОГЭ и ЕГЭ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

8
ПК-1.3
6
0
 
2.3
Особенности экзаменационной работы по предмету, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ) /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5

2
ПК-1.3
6
0
 
2.4
Правила заполнения бланков /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5

8
ПК-1.3
6
0
 
 
Раздел 3. ОГЭ и ЕГЭ: особенности проведения и подготовки к экзамену 

 
3.1
Структура, содержание КИМов государственной итоговой аттестации  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.3
6
0
 
3.2
Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5

6
ПК-1.3
6
0
 
3.3
Повторение содержания по основным блокам /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5

8
ПК-1.3
6
0
 
 
стр. 5
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
Раздел 4. Технологии подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ 

 
4.1
Формы и методы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5

8
ПК-1.3
6
0
 
4.2
Формы промежуточной аттестации учащихся с использованием тестовых технологий /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

6
ПК-1.3
6
0
 
4.3
Литература для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

8
ПК-1.3
6
0
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.3
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

Теоретическая часть

1.Федеральный государственный образовательный стандарт. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного  и среднего  (полного)общего образования.

2.Цели и задачи школьного образования в современных условиях.

3.Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения ОГЭ и ЕГЭ.

4.Бланки ЕГЭ и правила заполнения бланков.

5.Спецификация, кодификатор, демоверсии КИМов.

6.Литература для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

7.Формы и методы  подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Практическая часть

Решение одного варианта ОГЭ и ЕГЭ. Практическая часть

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Устные сообщения

Темы рефератов

1. Организация факультативов по математике

2. организация элективных курсов

3. Проведение тематических контрольных работ по математике

4. Формы и методы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

Контрольные задания

1. Разработка контрольной работы для промежуточной аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ.

2. Разработка программы факультативного курса для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

3. Решений заданий ЕГЭ (5 вариантов).

4. Подготовка списка литературы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание ФОС представлено в приложении РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ежкова, Н. С.  
Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10152-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429442: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Далингер, В. А.
Методика обучения математике. Когнитивно-визуальный подход: Методика обучения математике. Когнитивно-визуальный подход : учебник для академического бакалавриата / В. А. Далингер, С. Д. Симонженков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 340 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09596-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434658
М.:Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Галямова Э.Х.
Методика формирования и диагностики универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / Э. Х. Галямова. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019. — 134 c. — 978-5-98452-174-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81248.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
 
Э2
Федеральный институт педагогических измерений
 
Э3
Портал информационной поддержки ЕГЭ
 
Э4
Федеральный центр тестирования
 
Э5
Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале "Российское образование"
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
стр. 7
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, магистранты должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение 

 
стр. 8
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.