Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
ограниченными возможностями здоровья
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
(психологическая, социальная, педагогическая, социально- психологическая).Влияние нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
здоровья.Техники семейного консультирования
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Основные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Психологический климат в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Социальная адаптация и реабилитация семьи в ситуации рождения ребенка с особыми возможностями.
4. Определение родительского отношения, родительских установок и стиля семейного воспитания.
5. Типология родительского отношения к ребенку с ОВЗ.
6. Комплексная диагностика семьи. Основные направления диагностики семьи.
7. Классификации методов изучения семьи.
8. Методы социально-психологической диагностики семьи.
9. Методы изучения структуры семьи.
10.Наблюдение как метод изучения семьи. Опросные методы.
11. Проективные методы изучения семьи. Методы изучения семейной истории.
12. Цели, задачи и принципы психологической коррекционной работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии.
13. Организационные основы психологической коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
15. Организационные аспекты деятельности и задачи специальных дошкольных учреждений в работе с семьями воспитанников.
16. Проблемы и задачи психологического консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
17. Основные этапы процесса консультирования.
18. Стадии процесса консультирования. Характеристика основных подходов к семейному консультированию.
19. Виды консультативной помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
20. Техники семейного консультирования.
21. Формы работы с родителями воспитанников в специальных школах и реабилитационных центрах.
22. Роль психолога в организации работы специалистов с родителями воспитанников.
23. Особенности семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.
24. Принципы семейного воспитания. Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми.
25. Методика психологической помощи семьям, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
26. Технологии психологической коррекции эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии.
27. Родительский семинар как специфический психокоррекционный метод.
28. Межведомственное взаимодействии в работе с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
29. Формы и методы организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательных учреждений.
30. Виды консультативной помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Техники семейного консультирования.
Задание к экзамену
Проектная работа «Программа психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ»
Проект «Программа психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ» - это совокупность, система мероприятий, направленных на решение конкретной социальной проблемы. Проект - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Структура:
- тема,
- актуальность,
- цель, задачи,
- система мероприятий,
- сроки,
- ответственные,
- формы и методы работы,
- желаемый результат,
- предполагаемые риски.
Средний объем – от 12 до 15 стр.
Проект должен быть представлен в печатном виде, а так же в виде презентации.
Требования к обучающемуся на защите проекта
1. Четкое, логическое, последовательное раскрытие содержания разделов проекта, свидетельствующее о его профессиональной компетенции.
2. Владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы комиссии).
3. Соблюдение регламента защиты (для защиты проекта обучающемуся отводится 7-10 минут).
Тематика рефератов:
1. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.
2. Эмоциональное отношение родителей к ребенку с отклонениями в развитии.
3. Кризисные состояния родителей в связи с рождением ребенка с нарушениями в развитии.
4. Особенности отношения сиблингов к детям с нарушениями в развитии.
5. Особенности психологической помощи с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Социально-психологические характеристики семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
7. Характеристика отдельных групп детей с ОВЗ..
8. Роль отца в воспитательном процессе ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
9. Особенности переживания матери и отца в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
10. Психологическое консультирование родителей детей с отклонениями в развитии в медицинском учреждении.
11. Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии.
12. Особенности мотивационно-потребностной сферы и ценностных ориентаций родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
13. Связь стиля семейного воспитания и личностных особенностей ребенка с нарушениями в развитии.
14. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка, имеющего отклонения в развитии.
15. Роль отца в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
17. Психотерапевтический ресурс родительского клуба для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
18. Методы психокоррекционной работы с родителями детей с отклонениями в развитии.
19. Психологические условия интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения.
20. Социализация детей с нарушениями в развитии в детском коллективе.
21. Особенности работы с родителями воспитанников в специальных школах и реабилитационных центрах.
22. Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с ОВЗ.
23. Психокоррекция ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
24. Основные направления и методы педагогической работы по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей с ОВЗ.
25. Направления в психотерапии, применяемые в работе с ребенком с ОВЗ и его семьей.
26. Место и значение формирования позитивной «Я – концепции» у детей в системе профилактической и коррекционной работы.
27. Особенности развития познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер ребенка с ОВЗ.
28. Применение психодиагностических методик в работе с ребенком с ОВЗ и его семьей.
29. Проблемы родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих: ребенка с ОВЗ.
30. Характеристика когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сфер детей с ОВЗ.
31. Значение общения и совместной деятельности ребенка с ОВЗ со взрослыми.
32. Направления работы специалистов с семьями детей с ОВЗ.
33. Принципы, этапы, функции психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
34. Виды психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
URL: http://www.iprbookshop.ru/84218.html
Лекционные занятия направлены на формирование глубоких, систематизированных знаний по разделам дисциплины. В ходе лекций преподаватель раскрывает основные, наиболее сложные понятия дисциплины, а также связанные с ними теоретические и практические проблемы, даёт рекомендации по практическому освоению изучаемого материала. Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В целях качественного освоения лекционного материала обучающимся рекомендуется составлять конспекты лекций, использовать эти конспекты при подготовке к практическим занятиям, промежуточной и итоговой аттестации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы.
Методические указания к практическим занятиям.
Основной целью практических занятий является контроль степени усвоения пройденного материала, хода выполнения обучающимися самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы практического занятия. При подготовке к практическим занятиям необходимо ознакомиться с теоретическим материалом дисциплины по изучаемым темам – разобрать конспекты лекций, изучить литературу, рекомендованную преподавателем. Во время самого занятия рекомендуется активно участвовать в выполнении поставленных заданий, задавать вопросы, принимать участие в дискуссиях, аккуратно и своевременно выполнять задания к практическим занятиям.
Контроль за качеством обучения и ходом освоения дисциплины осуществляется на основе рейтинговой системы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Критериальная база рейтинговой оценки, типовые задания описаны в фонде оценочных средств по дисциплине, являющемся приложением к данной программе.
Система практических занятий позволяют каждому обучающемуся обогащать теоретические знания фактическим материалом и приобретать умения применять теорию на практике. Практические занятия способствуют решению задач контроля и самоконтроля, а также стимулированию познавательной активности в процессе проведения данного вида занятий.
Особенностью практических занятий является опора на теоретические знания и наличие переключаемости с одного вида деятельности на другой, формирование творческого мышления обучающихся. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы обучающихся по материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа по данной дисциплине предполагает:
- самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенных вопросам;
- выполнение заданий;
- поиск и презентацию теоретического и практического материала;
- развитие необходимых аналитических умений во внеаудиторной деятельности;
- формирование умений научной организации труда.
Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины (впрочем, как и любой другой) во многом зависит от наличия у обучающегося умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий. При этом предлагается следующий алгоритм подготовки:
первый этап – поиск в литературе теоретической информации на предложенные преподавателем вопросы;
второй этап – осмысление полученной информации, освоение терминов и понятий;
третий этап – составление плана ответа на каждый вопрос;
четвертый этап – выполнение практических заданий.
Самостоятельная работа обучающихся должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; выполнение тестовых заданий; написание рефератов; выполнение проектной работы.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему. С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений обучающихся с ОВЗ с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение (аудитории) приспособлено к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Данной категории обучающихся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.