2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
81
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
81
81
81
81
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед. н., доцент, Садыкова Л.Р. _________________
 
 
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся представлений о методологии и практике изучения, консультирования и сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование общетеоретических научных знаний по вопросам организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
1.4
формирование навыков проектирования и реализации программ психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
1.5
формирование навыков прогнозирования результатов психолого-педагогической диагностики, коррекционного обучения, воспитания и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья в семье;
1.6
формирование навыков организации консультативной и психокоррекционной работы с родителями лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.2
Социальная психология
2.1.3
Коммуникативный практикум
2.1.4
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.5
Противодействие коррупции
2.1.6
Психолого-педагогический практикум
2.1.7
Социальная педагогика
2.1.8
татарская литература
2.1.9
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.10
Коммуникативный практикум
2.1.11
Психолого-педагогический практикум
2.1.12
татарская литература
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.3
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.4
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6: способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
 
Знать:
 
общие основы профессиональной этики и социальные нормы
 
особенности психолого-педагогического взаимодействия
 
основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению
 
 
Уметь:
 
использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
 
аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
 
осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
 
 
Владеть:
 
моральными ориентирами и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами)
 
способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
 
основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
 
 
Уметь:
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса по заданным параметрам
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом особенностей развития детей
 
навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды
 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
особенности взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением лиц с ОВЗ
 
психолого-педагогические средства  взаимодействия с ближайшим окружением лиц с ОВЗ
 
особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
проводить педагогическую диагностику особенностей семейного воспитания и особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ с ближайшим окружением
 
использовать различные средства коммуникации в разных видах профессиональной деятельности, координировать деятельность социальных партнеров
 
выстраивать и реализовывать план работы с ближайшим окружением обучающегося с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
способами планирования психолого-педагогического сопровождения
 
способами взаимодействия с родителями и заинтересованным окружением детей с ОВЗ по вопросам развития и коррекции
 
методами психолого-педагогического сопровождения семей и представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы социального взаимодействия и сотрудничества в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм;
3.1.2
законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
3.1.3
психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания;
3.1.4
психолого-педагогические основы учебной деятельности в части учета индивидуализации обучения;
3.1.5
психологию семейного воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3.1.6
основы психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением.
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
устанавливать и поддерживать социальные и профессиональные контакты, ориентируясь на этические нормы в ситуациях межличностного взаимодействия;
3.2.2
использовать знания об особенностях развития обучающихся, в том числе с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной работы;
3.2.3
применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания;
3.2.4
составлять (совместно с другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося, в том числе с ОВЗ;
3.2.5
анализировать психолого-педагогическое сопровождение семей лиц с ОВЗ и взаимодействие с ближайшим заинтересованным окружением;
3.2.6
разрабатывать методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами взаимодействия с сотрудниками, выполняющими различные профессиональные задачи;
3.3.2
навыками взаимодействия и сотрудничества в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм;
3.3.3
навыками учета особенностей развития обучающихся, в том числе с ОВЗ в процессе психолого-педагогического сопровождения;
3.3.4
навыками использования психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с ОВЗ;
3.3.5
навыками оказания адресной помощи обучающимся, в том числе с ОВЗ;
3.3.6
навыками понимания документации специалистов (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и т.д.);
3.3.7
навыками психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением;
3.3.8
технологиями разработки новых путей психолого-педагогического сопровождения. процессов социализации лиц с ОВЗ.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и подходы к их изучению

 
1.1
Семья как объект психолого- педагогического сопровождения

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
1.2
Родительские позиции, детские роли и стили воспитания в семье ребенка с

ограниченными возможностями здоровья

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
1.3
Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
1.4
Семья как объект психолого- педагогического сопровождения. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
1.5
Влияние нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.6
Влияние нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
1.7
Основные подходы к изучению семьи. Современные виды диагностики семьи

(психологическая, социальная, педагогическая, социально- психологическая).Влияние нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 2. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

 
2.1
Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.2
Технологии психологического сопровождения семьи  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.3
Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Технологии психологического сопровождения семьи  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.4
Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.5
Содержание психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.6
Содержание психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.7
Психологическое консультирование семей с детьми с ОВЗ  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.8
Виды консультативной помощи семье ребенка с ограниченными возможностями

здоровья.Техники семейного консультирования

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.9
Психолого-педагогическое консультирование родителей  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.10
Методика психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.11
Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.12
Формы и методы организации психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ в условиях образовательных учреждений  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.13
Межведомственное взаимодействии в работе с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.14
Формы и методы организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательных учреждений  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.15
Технологии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.16
Технологии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ. Формы и методы организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательных учреждений  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

14
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.17
Основные направления психолого- педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.18
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Основные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Психологический климат в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Социальная адаптация и реабилитация семьи в ситуации рождения ребенка с особыми возможностями.

4. Определение родительского отношения, родительских установок и стиля семейного воспитания.

5. Типология родительского отношения к ребенку с ОВЗ.

6. Комплексная диагностика семьи. Основные направления диагностики семьи.

7. Классификации методов изучения семьи.

8. Методы социально-психологической диагностики семьи.

9. Методы изучения структуры семьи.

10.Наблюдение как метод изучения семьи. Опросные методы.

11. Проективные методы изучения семьи. Методы изучения семейной истории.

12. Цели, задачи и принципы психологической коррекционной работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии.

13. Организационные основы психологической коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
14. Психологическое консультирование родителей детей с отклонениями в развитии.

15. Организационные аспекты деятельности и задачи специальных дошкольных учреждений в работе с семьями воспитанников.

16. Проблемы и задачи психологического консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

17. Основные этапы процесса консультирования.

18. Стадии процесса консультирования. Характеристика основных подходов к семейному консультированию.

19. Виды консультативной помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

20. Техники семейного консультирования.

21. Формы работы с родителями воспитанников в специальных школах и реабилитационных центрах.

22. Роль психолога в организации работы специалистов с родителями воспитанников.

23. Особенности семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.

24. Принципы семейного воспитания. Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми.

25. Методика психологической помощи семьям, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

26. Технологии психологической коррекции эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии.

27. Родительский семинар как специфический психокоррекционный метод.

28. Межведомственное взаимодействии в работе с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

29. Формы и методы организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательных учреждений.

30. Виды консультативной помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Техники семейного консультирования.

Задание к экзамену

Проектная работа «Программа психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ»

Проект «Программа психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ» - это совокупность, система мероприятий, направленных на решение конкретной социальной проблемы. Проект - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Структура:

- тема,

- актуальность,

- цель, задачи,

- система мероприятий,

- сроки,

- ответственные,

- формы и методы работы,

- желаемый результат,

- предполагаемые риски.

Средний объем – от 12 до 15 стр.

Проект должен быть представлен в печатном виде, а так же в виде презентации.

Требования к обучающемуся  на защите проекта

1. Четкое, логическое, последовательное раскрытие содержания разделов проекта, свидетельствующее о его профессиональной компетенции.

2. Владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы комиссии).

3. Соблюдение регламента защиты (для защиты проекта обучающемуся отводится 7-10 минут).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов:

1. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

2. Эмоциональное отношение родителей к ребенку с отклонениями в развитии.

3. Кризисные состояния родителей в связи с рождением ребенка с нарушениями в развитии.

4. Особенности отношения сиблингов к детям с нарушениями в развитии.

5. Особенности психологической помощи с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Социально-психологические характеристики семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

7. Характеристика отдельных групп детей с ОВЗ..

8. Роль отца в воспитательном процессе ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

9. Особенности переживания матери и отца в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

10. Психологическое консультирование родителей детей с отклонениями в развитии в медицинском учреждении.

11. Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии.

12. Особенности мотивационно-потребностной сферы и ценностных ориентаций родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

13. Связь стиля семейного воспитания и личностных особенностей ребенка с нарушениями в развитии.

14. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка, имеющего отклонения в развитии.

15. Роль отца в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
16. Связь стилей родительского воспитания и личностных особенностей детей с отклонениями в развитии.

17. Психотерапевтический ресурс родительского клуба для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

18. Методы психокоррекционной работы с родителями детей с отклонениями в развитии.

19. Психологические условия интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения.

20. Социализация детей с нарушениями в развитии в детском коллективе.

21. Особенности работы с родителями воспитанников в специальных школах и реабилитационных центрах.

22. Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с ОВЗ.

23. Психокоррекция ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

24. Основные направления и методы педагогической работы по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей с ОВЗ.

25. Направления в психотерапии, применяемые в работе с ребенком с ОВЗ и его семьей.

26. Место и значение формирования позитивной «Я – концепции» у детей в системе профилактической и коррекционной работы.

27. Особенности развития познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер ребенка с ОВЗ.

28. Применение психодиагностических методик в работе с ребенком с ОВЗ и его семьей.

29. Проблемы родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих: ребенка с ОВЗ.

30. Характеристика когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сфер детей с ОВЗ.

31. Значение общения и совместной деятельности ребенка с ОВЗ со взрослыми.

32.  Направления работы специалистов с семьями детей с ОВЗ.

33. Принципы, этапы, функции психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

34. Виды психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Годовникова, Л. В.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. —  (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12039-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446758
Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с., 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Н. В. Микляева и др.
Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии: учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. —  (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12334-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447368
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 521 с. , 
 
Л2.2
Ткаченко И.В.
Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: феноменология, диагностика, психологическая помощь [Электронный ресурс] : монография / И. В. Ткаченко, Е. В. Евдокимова. — Электрон. текстовые данные. — 183 c. — 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/82444.html
Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019., 
 
Л2.3
Ватина, Е. В.
Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития : методическое пособие / Е. В. Ватина, Н. Н. Журавлева.  — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/47891.html
Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2012. — 68 c., 
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.4
Гончарова, В. Г.
Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования : монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. — SBN 978-5-7638-3133-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. —

URL: http://www.iprbookshop.ru/84218.html

Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. — 248 c., 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Садыкова, Л.Р.
Методики и технологии работы социального педагога [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л.Р. Садыкова, Г.Ф. Абдуллин . < URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Садыкова ЛР Методики и техн. работы соц.педагога.pdf>
Н.Челны : НИСПТР, 2014 .— 204 с. , 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт «Психология»
 
Э2
Сайт Института Коррекционной педагогики РАО
 
Э3
Дефектолог [Электронный ресурс] :Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка
 
Э4
Логопед [Электронный портал логопедов и дефектологов]
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. 
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Лекционные занятия направлены на формирование глубоких, систематизированных знаний по разделам дисциплины. В ходе лекций преподаватель раскрывает основные, наиболее сложные понятия дисциплины, а также связанные с ними теоретические и практические проблемы, даёт рекомендации по практическому освоению изучаемого материала. Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В целях качественного освоения лекционного материала обучающимся рекомендуется составлять конспекты лекций, использовать эти конспекты при подготовке к практическим занятиям, промежуточной и итоговой аттестации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Основной целью практических занятий является контроль степени усвоения пройденного материала, хода выполнения обучающимися самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы практического занятия. При подготовке к практическим занятиям необходимо ознакомиться с теоретическим материалом дисциплины по изучаемым темам – разобрать конспекты лекций, изучить литературу, рекомендованную преподавателем. Во время самого занятия рекомендуется активно участвовать в выполнении поставленных заданий, задавать вопросы, принимать участие в дискуссиях, аккуратно и своевременно выполнять задания к практическим занятиям.

Контроль за качеством обучения и ходом освоения дисциплины осуществляется на основе рейтинговой системы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Критериальная база рейтинговой оценки, типовые задания описаны в фонде оценочных средств по дисциплине, являющемся приложением к данной программе.

Система практических занятий позволяют каждому обучающемуся обогащать теоретические знания фактическим материалом и приобретать умения применять теорию на практике. Практические занятия способствуют решению задач контроля и самоконтроля, а также стимулированию познавательной активности в процессе проведения данного вида занятий.

Особенностью практических занятий является опора на теоретические знания и наличие переключаемости с одного вида деятельности на другой, формирование творческого мышления обучающихся. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы обучающихся по материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа по данной дисциплине предполагает:

- самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенных вопросам;

- выполнение заданий;

- поиск и презентацию теоретического и практического материала;

- развитие необходимых аналитических умений во внеаудиторной деятельности;

- формирование умений научной организации труда.

Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины (впрочем, как и любой другой) во многом зависит от наличия у обучающегося умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий. При этом предлагается следующий алгоритм подготовки:

первый этап – поиск в литературе теоретической информации на предложенные преподавателем вопросы;

второй этап – осмысление полученной информации, освоение терминов и понятий;

третий этап – составление плана ответа на каждый вопрос;

четвертый этап – выполнение практических заданий.

Самостоятельная работа обучающихся должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; выполнение тестовых заданий; написание рефератов; выполнение проектной работы.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему. С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений обучающихся с ОВЗ с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение (аудитории) приспособлено к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Данной категории обучающихся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.