2022-2023_b44_03_05 МиФ 224_plx_Высшая математика_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Высшая математика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
экзамен 3 зачет 1 зачет с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
140
аудиторные занятия
148
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
15 4/6
17 1/6
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
16
16
18
18
48
48
Практические
30
30
34
34
36
36
100
100
Итого ауд.
44
44
50
50
54
54
148
148
Кoнтактная рабoта
44
44
50
50
54
54
148
148
Сам. работа
64
64
22
22
54
54
140
140
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
72
72
144
144
324
324
 
 
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.м.н., доцент, Матвеев С.Н. _________________
 
 
Высшая математика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний и умений в области высшей математики, а также формирование навыков решения задач и применения системного подхода для решения поставленных задач.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление обучающихся с элементами аппарата комбинаторики,дифференциального исчисления функции многих переменных проективной геометрии, необходимого для решения теоретических и практических задач;
1.4
формирование у обучающихся математических понятий, представлений и умений для изучения ряда смежных дисциплин;
1.5
формирование умений пользоваться математическим аппаратом, для реализации исследовательского процесса и педагогической деятельности на основе специальных научных знаний (комбианторики,математического анализа,геометрии);
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория чисел
2.2.2
Учебная практика по решению математических задач
2.2.3
Учебная технологическая практика
2.2.4
Философия  
2.2.5
Методика обучения математике
2.2.6
Теоретическая физика
2.2.7
Учебная технологическая практика
2.2.8
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.9
Производственная педагогическая  практика
2.2.10
Числовые системы
2.2.11
Дискретная математика
2.2.12
Математическая логика
2.2.13
Методика обучения физике
2.2.14
Дифференциальная геометрия
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.17
Учебная практика по решению задач по физике
2.2.18
Астрономия
2.2.19
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  математике
2.2.20
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  физике
2.2.21
Производственная педагогическая практика
2.2.22
Специальные методы решения задач по физике
2.2.23
Специальные методы решения математических задач
2.2.24
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.25
Вычислительный эксперимент в физике
2.2.26
История математики
2.2.27
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.28
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.29
Проективная геометрия
2.2.30
Астрофизика
2.2.31
Олимпиадные задачи по физике
2.2.32
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.33
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.34
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика" и "GeoGebra"
2.2.35
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
 
стр. 4
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
роль и место математики в общей картине научного знания;
3.1.2
основные понятия, свойства, теоремы и методы изучаемых разделов высшей математики (алгебры,геометрии, математического анализа);
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с современными требованиями к образованию;
3.2.2
применять методы дифференциального исчисления функций нескольких переменных,комбинаторики, поективной геометрии к доказательству теорем и решению задач;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
действием проектирования различных форм учебных занятий;
3.3.2
навыками применения различных методов, приемов и технологий в обучении математике;
3.3.3
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Комбинаторика

 
1.1
Основные правила комбинаторики.Принцип Дирихле /Лек/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.2
Основные правила комбинаторики.Принцип Дирихле /Пр/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.3
Основные правила комбинаторики.Принцип Дирихле /Ср/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.4
Размещения,перестановки, сочетания без повторений /Лек/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.5
Размещения,перестановки, сочетания без повторений /Пр/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.6
Размещения,перестановки, сочетания без повторений /Ср/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.7
Размещения,перестановки, сочетания с повторениями /Лек/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
1.8
Размещения,перестановки, сочетания с повторениями /Пр/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.9
Размещения,перестановки, сочетания с повторениями /Ср/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.10
Теорема о числе сочетаний с повторениями, свойства сочетаний.Бином Ньютона.Комбинаторные тождества /Лек/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.11
Теорема о числе сочетаний с повторениями, свойства сочетаний.Бином Ньютона.Комбинаторные тождества /Пр/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.12
Теорема о числе сочетаний с повторениями, свойства сочетаний.Бином Ньютона.Комбинаторные тождества /Ср/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.13
Полиномиальная формула.Полимиальное тождество /Лек/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.14
Полиномиальная формула.Полимиальное тождество /Пр/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.15
Полиномиальная формула.Полимиальное тождество /Ср/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.16
Формула включений и исключений /Лек/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.17
Формула включений и исключений /Пр/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.18
Формула включений и исключений /Ср/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.19
Перечисление циклических последовательностей. Функция Мёбиуса /Лек/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.20
Перечисление циклических последовательностей. Функция Мёбиуса /Пр/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.21
Перечисление циклических последовательностей. Функция Мёбиуса /Ср/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.22
Оценки для факториалов и чисел сочетания.Формула Стирлинга и асимптоические равенства для числа сочетаний /Ср/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
1.23
Комбинаторные методы в занимательных задачах /Пр/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.24
Комбинаторные методы в занимательных задачах /Ср/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.25
/Зачёт/
Л1.5Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

0
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
 
Раздел 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ И ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ФУНКЦИИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРЕМЕННЫХ

 
2.1
   Понятия  n- мерной точки,  n- мерного арифметического пространства. Множества точек в  многмерном пространстве. Окрестность точки. Классификация точек. Понятие функции двух, трёх,   переменных. Область определения и график функции. Линии уровня. /Лек/
Л1.3 Л1.4Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.2
Понятия  n- мерной точки,  n- мерного арифметического пространства. Множества точек в  многмерном пространстве. Окрестность точки. Классификация точек. Понятие функции двух, трёх,   переменных. Область определения и график функции. Линии уровня. /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.3
Понятия  n- мерной точки,  n- мерного арифметического пространства. Множества точек в  многмерном пространстве. Окрестность точки. Классификация точек. Понятие функции двух, трёх,   переменных. Область определения и график функции. Линии уровня. /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.4
Полное и частные приращения функции. Понятия предела и непрерывности ФНП. Свойства ФНП, непрерывных в ограниченной и замкнутой области. /Лек/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.5
Полное и частные приращения функции. Понятия предела и непрерывности ФНП. Свойства ФНП, непрерывных в ограниченной и замкнутой области. /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.6
Полное и частные приращения функции. Понятия предела и непрерывности ФНП. Свойства ФНП, непрерывных в ограниченной и замкнутой области. /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.7
Частные производные первого и высших порядков, их нахождение. Независимость смешанных производных от порядка дифференцирования. Понятие дифференцируемости ФНП в точке, условия дифференцируемости. Полные дифференциалы ФНП первого и высших порядков. Применение первого дифференциала в приближённых вычислениях.     /Лек/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.8
Частные производные первого и высших порядков, их нахождение. Независимость смешанных производных от порядка дифференцирования. Понятие дифференцируемости ФНП в точке, условия дифференцируемости. Полные дифференциалы ФНП первого и высших порядков. Применение первого дифференциала в приближённых вычислениях.     /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.9
Частные производные первого и высших порядков, их нахождение. Независимость смешанных производных от порядка дифференцирования. Понятие дифференцируемости ФНП в точке, условия дифференцируемости. Полные дифференциалы ФНП первого и высших порядков. Применение первого дифференциала в приближённых вычислениях.     /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.10
Частные производные ФНП, заданных неявно. Производная сложной ФНП. Производная по направлению и градиент ФНП, взаимосвязь между ними. Касательная плоскость и нормаль к поверхности. Понятия скалярного и векторного полей. Дифференциальные операции теории поля (градиент, дивергенция, ротор, оператор Лапласа). /Лек/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.11
Частные производные ФНП, заданных неявно. Производная сложной ФНП. Производная по направлению и градиент ФНП, взаимосвязь между ними. Касательная плоскость и нормаль к поверхности. Понятия скалярного и векторного полей. Дифференциальные операции теории поля (градиент, дивергенция, ротор, оператор Лапласа). /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.12
Частные производные ФНП, заданных неявно. Производная сложной ФНП. Производная по направлению и градиент ФНП, взаимосвязь между ними. Касательная плоскость и нормаль к поверхности. Понятия скалярного и векторного полей. Дифференциальные операции теории поля (градиент, дивергенция, ротор, оператор Лапласа). /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.13
Стационарные и критические точки. Локальный безусловный экстремум ФНП, необходимое и достаточное условия его существования и нахождение.  /Лек/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.14
Стационарные и критические точки. Локальный безусловный экстремум ФНП, необходимое и достаточное условия его существования и нахождение.  /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.15
Стационарные и критические точки. Локальный безусловный экстремум ФНП, необходимое и достаточное условия его существования и нахождение.  /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.16
Наибольшее и наименьшее значения дифференцируемой ФНП в ограниченной замкнутой области, их нахождение. Условный экстремум и метод неопределённых множителей Лагранжа /Лек/
Л1.3 Л1.4Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.17
Наибольшее и наименьшее значения дифференцируемой ФНП в ограниченной замкнутой области, их нахождение. Условный экстремум и метод неопределённых множителей Лагранжа /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.4 Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.18
Наибольшее и наименьшее значения дифференцируемой ФНП в ограниченной замкнутой области, их нахождение. Условный экстремум и метод неопределённых множителей Лагранжа /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.4 Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.19
Двойной интеграл, условие его существования и основные свойства. Вычисление двойного интеграла сведением к повторному. Замена переменных в двойном интеграле.  /Лек/
Л1.3 Л1.4Л2.3 Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.20
Двойной интеграл, условие его существования и основные свойства. Вычисление двойного интеграла сведением к повторному. Замена переменных в двойном интеграле.  /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.21
Двойной интеграл, условие его существования и основные свойства. Вычисление двойного интеграла сведением к повторному. Замена переменных в двойном интеграле.  /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.22
Тройной интеграл, условие его существования и основные свойства. Вычисление тройного интеграла сведением к повторному. Геометрические и механические приложения тройного интеграла. Понятие n -кратного инте-грала. /Лек/
Л1.3 Л1.4Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.23
Тройной интеграл, условие его существования и основные свойства. Вычисление тройного интеграла сведением к повторному. Геометрические и механические приложения тройного интеграла. Понятие n -кратного инте-грала. /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.4 Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.24
Тройной интеграл, условие его существования и основные свойства. Вычисление тройного интеграла сведением к повторному. Геометрические и механические приложения тройного интеграла. Понятие n -кратного инте-грала. /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.4 Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
2.25
/ЗачётСОц/
Л1.3 Л1.4Л2.5Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

0
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
 
стр. 9
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Раздел 3. Проективная геометрия

 
3.1
Понятие проективного пространства. Первая модель про-ективной прямой и проективной плоскости. Проективные координаты. Свойства проективных координат точки. Задание  проективного репера точками проективного пространства. Согласованный проективный репер. Проективное отображение прямой в пучок прямых. Рас-ширенная прямая. Однородные аффинные координаты точек  прямой. Перспективное отображение плоскости в связку прямых. Расширенная  плоскость. Однородные  аффинные координаты точек плоскости /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.2
Понятие проективного пространства. Первая модель про-ективной прямой и проективной плоскости. Проективные координаты. Свойства проективных координат точки. Задание  проективного репера точками проективного пространства. Согласованный проективный репер. Проективное отображение прямой в пучок прямых. Рас-ширенная прямая. Однородные аффинные координаты точек  прямой. Перспективное отображение плоскости в связку прямых. Расширенная  плоскость. Однородные  аффинные координаты точек плоскости /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.3
Понятие проективного пространства. Первая модель про-ективной прямой и проективной плоскости. Проективные координаты. Свойства проективных координат точки. Задание  проективного репера точками проективного пространства. Согласованный проективный репер. Проективное отображение прямой в пучок прямых. Рас-ширенная прямая. Однородные аффинные координаты точек  прямой. Перспективное отображение плоскости в связку прямых. Расширенная  плоскость. Однородные  аффинные координаты точек плоскости /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.4
Уравнение прямой на проективной плоскости. Координаты прямой. Преобразование координат. Простейшие свойства проективной плоскости и трехмерного проективного пространства. Принципы двойственности. Теорема Дезарга. Проективные отображения и проективные преобразования. Группа проективных преобразований. Предмет проективной геометрии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 10
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
3.5
Уравнение прямой на проективной плоскости. Координаты прямой. Преобразование координат. Простейшие свойства проективной плоскости и трехмерного проективного пространства.Принципы двойственности. Теорема Дезарга. Проективные отображения и проективные преобразования. Группа проективных преобразований. Предмет проективной геометрии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.6
Уравнение прямой на проективной плоскости. Координаты прямой. Преобразование координат. Простейшие свойства проективной плоскости и трехмерного проективного пространства.Принципы двойственности. Теорема Дезарга. Проективные отображения и проективные преобразования. Группа проективных преобразований. Предмет проективной геометрии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.7
Перспективные отображения. Перспективное отображение прямой d на пучок прямых П(0) – проективное. Необходимое и достаточное условие перспективного отображения прямой  на прямую. Необходимое и достаточное условие перспективного ото-бражения пучка прямых П(0) на пучок прямых П( ) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.8
Перспективные отображения. Перспективное отображение прямой d на пучок прямых П(0) – проективное. Необходимое и достаточное условие перспективного отображения прямой  на прямую. Необходимое и достаточное условие перспективного ото-бражения пучка прямых П(0) на пучок прямых П( ) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.9
Перспективные отображения. Перспективное отображение прямой d на пучок прямых П(0) – проективное. Необходимое и достаточное условие перспективного отображения прямой  на прямую. Необходимое и достаточное условие перспективного ото-бражения пучка прямых П(0) на пучок прямых П( ) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.10
Двойное(сложное) отношение 4-х точек прямой. Независимость сложного отношения 4-х точек о выбора репера на проективной прямой. Геометрический смысл сложного отношения  4-х точек расширенной прямой. Свойства сложного отношения  4-х точек пря-мой. Необходимое и достаточное условие проективного отображения прямой   на прямую  . Сложное отношение 4-х прямых пучка. Нахождение сложного отношения 4-х точек прямой, зная их координаты относительно репера на плоскости. Гармонические четверки. Полный четырех вершинник /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 11
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
3.11
Двойное(сложное) отношение 4-х точек прямой. Независимость сложного отношения 4-х точек о выбора репера на проективной прямой. Геометрический смысл сложного отношения  4-х точек расширенной прямой. Свойства сложного отношения  4-х точек пря-мой. Необходимое и достаточное условие проективного отображения прямой   на прямую  . Сложное отношение 4-х прямых пучка. Нахождение сложного отношения 4-х точек прямой, зная их координаты относительно репера на плоскости. Гармонические четверки. Полный четырех вершинник /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.12
Двойное(сложное) отношение 4-х точек прямой. Независимость сложного отношения 4-х точек о выбора репера на проективной прямой. Геометрический смысл сложного отношения  4-х точек расширенной прямой. Свойства сложного отношения  4-х точек пря-мой. Необходимое и достаточное условие проективного отображения прямой   на прямую  . Сложное отношение 4-х прямых пучка. Нахождение сложного отношения 4-х точек прямой, зная их координаты относительно репера на плоскости. Гармонические четверки. Полный четырех вершинник /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.13
Проективные преобразования плоскости. Гомология, частные случаи гомологии на расширенной плоскости. Кривые второго порядка на проективной плоскости. Взаимное расположение кривой второго порядка и прямой. Касательная к кривой второго порядка /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.14
Проективные преобразования плоскости. Гомология, частные случаи гомологии на расширенной плоскости. Кривые второго порядка на проективной плоскости. Взаимное расположение кривой второго порядка и прямой. Касательная к кривой второго порядка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.15
Проективные преобразования плоскости. Гомология, частные случаи гомологии на расширенной плоскости. Кривые второго порядка на проективной плоскости. Взаимное расположение кривой второго порядка и прямой. Касательная к кривой второго порядка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

14
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.16
Полюс и поляра. Поляритет. Классификация кривых второго порядка на проективной плоскости. Приложение. Геометрия на проективной плоскости  фиксированной прямой. Линии второго порядка на проективной плоскости,  фиксированной прямой /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 12
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
3.17
Полюс и поляра. Поляритет. Классификация кривых второго порядка на проективной плоскости. Приложение. Геометрия на проективной плоскости  фиксированной прямой. Линии второго порядка на проективной плоскости,  фиксированной прямой /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.18
Полюс и поляра. Поляритет. Классификация кривых второго порядка на проективной плоскости. Приложение. Геометрия на проективной плоскости  фиксированной прямой. Линии второго порядка на проективной плоскости,  фиксированной прямой /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
3.19
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

36
ОПК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену и зачёту

КОМБИНАТОРИКА

1.Основные правила комбинаторики.Принцип Дирихле.

2.Размещения,перестановки, сочетания без повторений.

3.Размещения,перестановки, сочетания с повторениями.

4.Теорема о числе сочетаний с повторениями, свойства сочетаний.Бином Ньютона.Комбинаторные тождества.

5.Полиномиальная формула.Полимиальное тождество.

6.Формула включений и исключений.

7.Перечисление циклических последовательностей.

8.Оценки для факториалов и чисел сочетания.

9.Формула Стирлинга и асимптоические равенства для числа сочетаний.

10.Перечисление циклических последовательностей.

11.Функция Мёбиуса.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ И ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ФУНКЦИИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРЕМЕННЫХ

1.Частные производные и дифференциал.

2.Производная по направлению и градиент.

3.Частные производные и дифференциалы высших порядков.

4.Формула Тейлора функции нескольких переменных.

5.Замена переменной.

6.Экстремум функции нескольких переменных.

7.Условный экстремум функции нескольких переменных.

8.Наибольшее и наименьшее значения функции нескольких переменных.

9.Неявно заданная функция (существование, непрерывность, дифференцируемость). Неявно заданная функция нескольких аргументов.

10.Неявные функции, заданные системой уравнений.

11.Повторные и двойные пределы функции двух переменных.

12.Двойной интеграл. Вычисление двойного интеграла. Понятие о тройном интеграле.

13.Криволинейные интегралы первого и второго рода.

14.Поверхностные интегралы.

15.Элементы теории векторного анализа.

ПРОЕКТИВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

1. Понятие проективного пространства

2. Проективные координаты

3. Перспективное отображение прямой в пучок прямых. Расширенная прямая

 
стр. 13
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
4. Перспективное отображение плоскости в связку прямых. Расширенная плоскость

5. Уравнение прямой на проективной плоскости. Координаты прямой.

6. Преобразование проективных координат.

7. Простейшие свойства проективной плоскости и трехмерного проективного пространства.

8. Принцип двойственности.

9. Теорема Дезарга

10. Проективные отображения и проективные преобразования.

11. Аналитическое задание проективных преобразований

12. Группа проективных преобразований. Предмет проективной геометрии

13. Перспективные отображения

14. Двойное (сложное) отношение

15. Гармонические четверки.   Полный четырехвершинник

16. Проективные преобразования прямой.

17. Проективные преобразования плоскости

18. Кривые второго порядка на проективной плоскости

19. Касательная к кривой второго порядка

20. Полюс и поляра. Поляритет

21. Классификация к кривых второго порядка на проективной плоскости

22. Мнимые элементы проективной плоскости

23. Конструктивные теоремы теории овальных кривых второго порядка

24. Геометрия на проективной плоскости с фиксированной прямой

25. Евклидова геометрия с проективной точки зрения

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  (комплект заданий приводится в ФОС)

Задания контрольной работы содержат задания по разделам: комбинаторика, ДИФНП, проективная геометриялинии.

Раздел: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ФУНКЦИИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРЕМЕННЫХ.

Первая и вторая частные производные. Первый дифференциал. Производная по направлению. Градиент и его модуль. Касательная плоскость для поверхности заданной явно и неявно. Локальный экстремум функции  . Теоретические вопросы (в объёме вопросов к экзамену), в том числе: область определения; формула для дифференциала первого и второго порядков, формула для приближённых вычислений с помощью первого дифференциала; определение стационарной точки; необходимое и достаточное условия существования локального максимума и минимума функции  ; уравнение касательной плоскости; взаимосвязь понятий (дифференцируемость, непрерывность, конечные частные производные).

Раздел:ПРОЕКТИВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ.

1. Даны четыре касательные к параболе. Построить один из ее диаметров.

2. Даны три точки параболы и ее диаметр. Построить еще одну параболы и касательную к параболе в этой точке.

3. Дана «несобственная» прямая d0. Построить изображение параллелограмма, если дан образ его диагонали, направление другой диагонали и одной из его сторон.

4. Дана «несобственная» прямая и образ треугольника АВС. Доказать, что средняя линия этого треугольника параллельная соответствующей стороне.  

5.Даны три точки A(1, 2, 3), B(-3, 2, 4), C(-2/7,4/7,1). Доказать, что они лежат на одной прямой и составить уравнение этой прямой.

6. Даны три прямые своими координатами a (0,1,1), b (3,2,-1), c (3,5,2). Поверить, что эти прямые принадлежат одному пучку. Найти координаты центра пучка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Атанасян Л.С., Гуревич Г.Б.
Геометрия: Часть 2. Учеб. пособие для студ. физ.-мат. фак. пед. инст.
М.: Просвещение, 1976
 
Л1.2
Денисова Н.С, Никифорова А.В.
Дополнительные главы проективной геометрии : Учебное пособие// Денисова Н.С., Никифорова А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2016.— 82 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58127.html.— ЭБС «IPRbooks»
Юрайт, 2016
 
стр. 14
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.3
Ильин В.А., Садовничий В.А. и др
Математический анализ Ч. 1: учебник для бакалавров / В. А. Ильин, В. А. Садовничий, Б. Х. Сендов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 660 с. — ISBN 978-5-9916-2733-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/389342 
Юрайт, 2019
 
Л1.4
Бугров Я.С., Никольский С.М.
Высшая математика в 3 т. Т.3 в 2 книгах. Дифференциальные уравнения. Кратные интегралы. Ряды. Функция комплексного переменого: Учебник для академического бакалавриата
2016, 
 
Л1.5
Вечтомов, Е.М., Широков, Д. В. 
Математика: логика, множества, комбинаторика : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Е. М. Вечтомов, Д. В. Широков. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 243 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06612-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio- online.ru/bcode/441204
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Базылев В.Т.
Сборник задач по геометрии: Учеб. пособие - 2-е изд., стер.//Базылев В.Т.СПб.: Лань,2008.-256с.
СПб.: Лань, 2008
 
Л2.2
Виленкин Н.Я.
Комбинаторика
М.: Наука, 1969
 
Л2.3
Атанасян Л.С., Базылев В.Т.
Геометрия (часть 1): Учебное пособие // Л.С. Атанасян, В.Т. Базылев. — 2-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.— 396 с. 
Москва: КНОРУС, 2013
 
Л2.4
Привалов И. И.  
Аналитическая геометрия:: Учебник для вузов// И. И. Привалов. — 40-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 233 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-01262-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433810 
М.: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.5
Поспелов А.С.
Сборник задач по высшей математике. Ч. 2: учебное пособие для бакалавров / А. С. Поспелов ; ответственный редактор А. С. Поспелов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 611 с. — ISBN 978-5-9916-1370-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425219   
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Матвеев, С.Н.
Математика:  [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета математики и информатики  — Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76443.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Естественно-научный образовательный портал – Режим доступа: http://www.en.edu.ru
 
Э3
Интернет-портал ресурсов по математике – Режим доступа: http://www.math.ru
 
Э4
Образовательный математический сайт для студентов, изучающих высшую математику – Режим доступа: http://www.exponenta.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э7
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 15
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.2
2-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную 

 
стр. 16
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 17
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.