Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Р. М.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задания к экзамену.
1. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности логопеда в условиях реализации ФГОС.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты в обучении и воспитании детей с нарушениями речи.
4. Основы дидактики специальной педагогики.
5. Педагогические системы специального образования детей с различными отклонениями в развитии.
6. Методы специальной коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.
7. Основные (общие для нормы и патологии) и специфические (характерные только для детей с ОВЗ) закономерности формирования и проявления психических процессов, состояний и свойств у детей с проблемами в развитии.
8. Специфика психолого-педагогической работы с детьми с речевыми нарушениями, её роль и место в общей системе специальной помощи детям.
9. Современные технологии диагностики и коррекции нарушения развития у детей с патологией речи в условиях реализации ФГОС.
10. Основные требования к личности педагога-логопеда.
11. Основные сферы деятельности логопеда.
12. Организационно-педагогические условия и механизмы их обеспечения, способствующих профессиональному развитию и совершенствованию педагогической компетентности педагогов-логопедов.
13. Инновационные формы и методы логопедической работы с детьми, имеющими нарушения.
14. Требования к практической деятельности педагога-логопеда в соответствии с Профстандартом педагога.
15. Совершенствование профессиональной компетентности педагога-логопеда как показателя профессионального развития.
16. Информационно-коммуникативные технологии — средство интеграции и оптимизации деятельности участников коррекционно-развивающего процесса.
17. Современные образовательные технологии, используемые в логопедической практике.
18. Нормативно-правовые и организационные обеспечение логопедической службы в системе образования.
19. Документы, регламентирующие деятельность логопеда в системе образования.
20. Диагностика как особый вид профессиональной педагогической компетентности.
21. Специфика профессиональной деятельности педагога-логопеда.
23. Методическое обеспечение деятельности педагога-логопеда.
22. Коррекционно-развивающее направление деятельности логопеда.
23. Организационно-методическое направление деятельности учителя-логопеда.
24. Консультативно-просветительское направление деятельности педагога-логопеда.
25. Консультирование семьи по вопросам речевого развития детей.
26. Консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики.
27. Междисциплинарный подход к изучению и коррекции речевых, коммуникативных когнитивных, эмоционально- личностных нарушений.
26. Портфолио профессиональной деятельности педагога-логопеда.
27. Междисциплинарный подход к изучению и коррекции речевых, коммуникативных когнитивных, эмоционально- личностных нарушений.
28. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура и содержание.
29. Структура и содержание деятельности педагога-логопеда.
30. Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды.
31. Модель деятельности педагога-логопеда, реализующих адаптированные образовательные программы.
32. Проектирование и реализация коррекционно-педагогическогопроцесса.
33. Технология проектирования коррекционно-педагогического процесса.
34. Стратегии построения коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.
35. Специфика коррекционной работы педагога-логопеда с детьми с речевыми нарушениями.
36. Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе.
37. Проектирование и реализация адаптированных образовательных программ.
38. Отличительные особенности различных моделей образовательной среды для детей с нарушениями в развитии речи.
39. Психолого-педагогическая сущность коррекционного педагогического процесса.
40. Принципы коррекционно-педагогического процесса.
41. Профессиональные задачи и функции педагога-логопеда.
42. Система профессиональных ценностей педагога-логопеда.
43. особенности коррекционно-педагогической деятельности педагога-логопеда.
44. Основные элементы коррекционно-педагогической деятельности педагога-логопеда.
45. Разработка рабочей программы и особенности ее реализации в условиях работы с детьми с нарушениями речи.
46. Система логопедической работы.
47. Миссия и функции деятельности педагога- логопеда.
48. Виды профессиональной деятельности педагога-логопеда.
49. Общая характеристика и особенности педагогической профессии.
50. Профессиональное самообразование в становлении личности педагога - логопеда.
51. Педагогическая деятельность: сущность, цели, содержание и функции. Особенности педагогической деятельности педагога-логопеда.
52. Программа самообразовательной деятельности педагога - логопеда.
53. Социально и профессионально обусловленные функции педагога-логопеда.
54. Структура и содержание педагогической деятельности.
55. Общая и профессиональная культура педагога - логопеда.
56. Профессиональная деятельность и профессионально – значимые качества личности педагога - логопеда.
58. Слагаемые профессиональной компетентности педагога - логопеда. Компетентностная модель педагога.
59. Социально-педагогическая функция педагога - логопеда.
60. Требования Профстандарта педагога к личности и профессиональной компетентности педагога-логопеда.
Письменная домашняя работа
Задание1 Сравнительный анализ педагогических систем специального образования.
Аналитическое задание в данном случае это составление документа, содержащего сравнительный анализ различных позиций по одному вопросу, выявление сильных и слабых сторон в аргументации и итоговый вывод по проблеме.
Задание 2. Составить реестр программных средств для обработки информации профессиональной деятельности в сфере специального и инклюзивного образования
Задание3. Подготовка фрагментов протоколов обследования по разделам: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематическое восприятие и др.
Обработка данных обследования и составление заключения (по разделам).
Разработка перспективного плана индивидуальных занятий с ребенком школьного возраста (с учетом предполагаемой структуры дефекта).
Создание фрагментов индивидуальных занятий (по разделам).
5) Разработка перспективного плана индивидуального занятия со взрослым с диагнозом заикание.
Задание.
Разработка фрагмента занятия с детьми с речевыми нарушениями
Подготовка фрагментов протоколов обследования по разделам: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонема¬тическое восприятие и др.
Обработка данных обследования и составление заключения (по разделам).
Разработка перспективного плана индивидуальных заня¬тий с ребенком школьного возраста (с учетом предполагаемой структуры дефекта).
Создание фрагментов индивидуальных занятий (по разделам).
5) Разработка перспективного плана индивидуального занятия со взрослым с диагнозом заикание.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену
Экзамен является контрольным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к экзамену начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.
За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.