2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Педагогические основы профессиональной деятельности логопеда_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогические основы профессиональной деятельности логопеда
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
89
89
89
89
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.псх.наук, доцент, Хуснутдинова Р.Р. _________________
 
 
Педагогические основы профессиональной деятельности логопеда
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р. М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся общепрофессиональных  компетенций, сопряженных собразовательной и  воспитательной деятельностью специалиста, получение обучающимися профессиональных умений и навыков организации профессиональной деятельности на основе специальных научных знаний согласно осваиваемому профилю подготовки.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
подготовка обучающихся к решению профессиональных задач, связанных с практическим применением интегральных знаний в области будущей профессиональной деятельности
1.4
первичное погружение обучающихся в решение профессиональных проблем
1.5
понимание социальной значимости своей профессии и перспектив профессионального развития в сфере комплексного сопровождения лиц с ОВЗ
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Психологические основы профессиональной деятельности логопеда
2.1.3
Безопасность жизнедеятельности
2.1.4
Валеология
2.1.5
Иностранный язык
2.1.6
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.7
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.8
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая  практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.5: владеет готовностью соблюдать правовые и этические нормы в условиях реальных педагогических ситуаций
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: знает историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место специального образования в жизни личности и общества
 
ОПК-2.2: знает основы методики коррекционного обучения, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
 
ОПК-2.3: знает пути достижения образовательных результатов в области ИКТ
 
ОПК-2.4: умеет классифицировать образовательные системы и образовательные технологии
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.4: владеет готовностью осуществлять воспитательную деятельность на основе духовно-нравственных ценностей
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы методики коррекционного обучения, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий, пути достижения образовательных результатов в области ИКТ
3.1.2
нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
3.1.3
правовые и этические нормы регламентирующие профессиональную деятельность
3.1.4
историю, теорию, закономерности и принципы построенияи функционирования образовательных систем, роль и место спциального образования в жизни личности и общества
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.1.5
основы методики коррекционного обучения, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
3.1.6
пути достижения образовательных результатов в области ИКТ
3.1.7
методику духовно-нравственного воспитания обучающихся; в том числе, с особыми образовательными потребностями
3.1.8
нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
3.1.9
правовые и этические нормы регламентирующие профессиональную деятельность
3.1.10
историю, теорию, закономерности и принципы построенияи функционирования образовательных систем, роль и место спциального образования в жизни личности и общества
3.1.11
основы методики коррекционного обучения, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
3.1.12
пути достижения образовательных результатов в области ИКТ
3.1.13
методику духовно-нравственного воспитания обучающихся; в том числе, с особыми образовательными потребностями
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной  этики
3.2.2
классифицировать образовательные системы и образовательные технологии
3.2.3
осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
правовыми и этическими нормами в условиях реальных педагогических ситуаций
3.3.2
базовыми национальными ценностями для осуществления духовного нравственного воспитания обучающихся
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Концепция современного специального и инклюзивного образования 

 
1.1
Нормативно-правовые и организационные обеспечение логопедической службы в системе образования. Документы, регламентирующие деятельность логопеда в системе образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
1.2
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности логопеда в условиях реализации ФГОС.Требования к практической деятельности педагога-логопеда в соответствии с Профстандартом педагога. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
 
1.3
Ведущие тенденции развития педагогических систем специального и инклюзивного образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
1.4
Образовательные системы специального и инклюзивного образования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
1.5
Ключевые проблемы развития специального и инклюзивного образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
1.6
Основные современные походы к пониманию закономерностей построения специального и инклюзивного образования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-4.4
3
0
 
1.7
Структура современного дидактического знания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
 
Раздел 2. Основы дидактики специальной педагогики

 
2.1
Модели организации учебной деятельности обучающихся /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.2
Проектирование и конструирование информационной среды в условиях специального и инклюзивного образования, /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-4.4
3
0
 
2.3
Программные средства для обработки информации профессиональной деятельности  в сфере специального и инклюзивного образования» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-4.4
3
0
 
2.4
Теоретико-методологические основы обучения и воспитания детей с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.5
Зарубежные модели образования детей с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

8
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-4.4
3
0
 
2.6
Профессиональная коммуникативная компетентность специалиста в области специального и инклюзивного образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.7
Стратегии построения партнёрских отношений и эффективной коммуникации  в полисубъектном пространстве специального и инклюзивного образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

8
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.8
Портфолио профессиональной деятельности педагога-логопеда /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

7
3
0
 
2.9
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

9
ОПК-1.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-4.4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену.

1. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности логопеда в условиях реализации ФГОС.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты в обучении и воспитании детей с нарушениями речи.

 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС.

4. Основы дидактики специальной педагогики.

5. Педагогические системы специального образования детей с различными отклонениями в развитии.

6. Методы специальной коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

7. Основные (общие для нормы и патологии) и специфические (характерные только для детей с ОВЗ) закономерности формирования и проявления психических процессов, состояний и свойств у детей с проблемами в развитии.

8. Специфика психолого-педагогической работы с детьми с речевыми нарушениями, её роль и место в общей системе специальной помощи детям.

9. Современные технологии диагностики и коррекции нарушения развития у детей с патологией речи в условиях реализации ФГОС.

10. Основные требования к личности педагога-логопеда.

11. Основные сферы деятельности логопеда.

12. Организационно-педагогические условия и механизмы их обеспечения, способствующих профессиональному развитию и совершенствованию педагогической компетентности педагогов-логопедов.

13. Инновационные формы и методы логопедической работы с детьми, имеющими нарушения.

14. Требования к практической деятельности педагога-логопеда в соответствии с Профстандартом педагога.

15. Совершенствование профессиональной компетентности педагога-логопеда как показателя профессионального развития.

16. Информационно-коммуникативные технологии — средство интеграции и оптимизации деятельности участников коррекционно-развивающего процесса.

17. Современные образовательные технологии, используемые в логопедической практике.

18. Нормативно-правовые и организационные обеспечение логопедической службы в системе образования.

19. Документы, регламентирующие деятельность логопеда в системе образования.

20. Диагностика как особый вид профессиональной педагогической компетентности.

21. Специфика профессиональной деятельности педагога-логопеда.

23. Методическое обеспечение деятельности педагога-логопеда.

22. Коррекционно-развивающее направление деятельности логопеда.

23. Организационно-методическое направление деятельности учителя-логопеда.

24. Консультативно-просветительское направление деятельности педагога-логопеда.

25. Консультирование семьи по вопросам речевого развития детей.

26. Консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики.

27. Междисциплинарный подход к изучению и коррекции речевых, коммуникативных когнитивных, эмоционально- личностных нарушений.

26. Портфолио профессиональной деятельности педагога-логопеда.

27. Междисциплинарный подход к изучению и коррекции речевых, коммуникативных когнитивных, эмоционально- личностных нарушений.

28. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура и содержание.

29. Структура и содержание деятельности педагога-логопеда.

30. Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды.

31. Модель деятельности педагога-логопеда, реализующих адаптированные образовательные программы.

32. Проектирование и реализация коррекционно-педагогическогопроцесса.

33. Технология проектирования коррекционно-педагогического процесса.

34. Стратегии построения коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

35. Специфика коррекционной работы педагога-логопеда с детьми с речевыми нарушениями.

36. Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе.

37. Проектирование и реализация адаптированных образовательных программ.

38. Отличительные особенности различных моделей образовательной среды для детей с нарушениями в развитии речи.

39. Психолого-педагогическая сущность коррекционного педагогического процесса.

40. Принципы коррекционно-педагогического процесса.

41. Профессиональные задачи и функции педагога-логопеда.

42. Система профессиональных ценностей педагога-логопеда.

43. особенности коррекционно-педагогической деятельности педагога-логопеда.

44. Основные элементы коррекционно-педагогической деятельности педагога-логопеда.

45. Разработка рабочей программы и особенности ее реализации в условиях работы с детьми с нарушениями речи.

46. Система логопедической работы.

47. Миссия и функции деятельности педагога- логопеда.

48. Виды профессиональной деятельности педагога-логопеда.

49. Общая характеристика и особенности педагогической профессии.

50. Профессиональное  самообразование   в становлении личности педагога - логопеда.

51. Педагогическая деятельность: сущность, цели, содержание и функции. Особенности педагогической деятельности педагога-логопеда.

52. Программа самообразовательной деятельности  педагога - логопеда.

53. Социально и профессионально обусловленные функции педагога-логопеда.

54. Структура и содержание педагогической деятельности.

55. Общая и профессиональная культура педагога - логопеда.

56. Профессиональная деятельность и  профессионально – значимые качества личности педагога - логопеда.

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
57. Единство и различие основных видов педагогической деятельности. Схема взаимодействия и взаимного влияния педагогической науки и педагогической практики.

58. Слагаемые профессиональной компетентности педагога - логопеда. Компетентностная модель педагога.

59. Социально-педагогическая функция педагога - логопеда.

60. Требования Профстандарта педагога к личности и профессиональной компетентности педагога-логопеда.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Письменная домашняя работа

Задание1 Сравнительный анализ педагогических систем специального образования.

Аналитическое задание в данном случае это составление документа, содержащего сравнительный анализ различных позиций по одному вопросу, выявление сильных и слабых сторон в аргументации и итоговый вывод по проблеме.

Задание 2. Составить реестр программных средств для обработки информации профессиональной деятельности в сфере специального и инклюзивного образования

Задание3. Подготовка фрагментов протоколов обследования по разделам: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематическое восприятие и др.

Обработка данных обследования и составление заключения (по разделам).

Разработка перспективного плана индивидуальных занятий с ребенком школьного возраста (с учетом предполагаемой структуры дефекта).

Создание фрагментов индивидуальных занятий (по разделам).

5) Разработка перспективного плана индивидуального занятия со взрослым с диагнозом заикание.

Задание.

Разработка фрагмента занятия с детьми с речевыми нарушениями

Подготовка фрагментов протоколов обследования по разделам: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонема¬тическое восприятие и др.

Обработка данных обследования и составление заключения (по разделам).

Разработка перспективного плана индивидуальных заня¬тий с ребенком школьного возраста (с учетом предполагаемой структуры дефекта).

Создание фрагментов индивидуальных занятий (по разделам).

5) Разработка перспективного плана индивидуального занятия со взрослым с диагнозом заикание.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оцночных средств представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ситаров, В. А. 
Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 447 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3059-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488263: учебник 
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Лапп, Е. А.
Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 147 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08411-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438171
Москва : Издательство Юрай, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Криницына, Г. М.
Криницына, Г. М. Коррекция речевых нарушений : учебное пособие для бакалавриата / Г. М. Криницына. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета. — 147 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11286-3 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01483-3 (Издательство Тюменского государственного университета). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444851
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru.
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
Э3
Образовательный правовой портал «Юридическая Россия». – URL: http://law.edu.ru.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков 

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену

Экзамен является контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть 

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к экзамену начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения экзамена  для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.