2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Физиология ВНД
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физиология ВНД
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
157
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
157
157
157
157
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат билологических наук, доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Физиология ВНД
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: раскрыть основные положения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, для учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников в учебном процессе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить обучающихся с различными формами индивидуального приспособления к изменяющимся внешним условиям, филогенетическим и онтогенетическим развитием условно-рефлекторной деятельности, теорией функциональных систем, разработанной Анохиным П.К.;
1.4
ознакомить обучающихся с современными представлениями о механизмах памяти, эмоций, целевого поведения, о проблемах системной и динамической локализации функций,
1.5
ознакомить обучающихся с вопросами анализа и синтеза в высшей нервной деятельности, проблемами типов темперамента, соотношением генотипа и фенотипа;
1.6
изучить биологические и социальные предпосылки в развитии поведения и психики ребенка.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "Физиология ВНД " обучающиеся  используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин
2.1.2
Биологические основы сельского хозяйства
2.1.3
Биохимия
2.1.4
Методика выполнения заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по биологии
2.1.5
Учебная практика. Практика  по основам сельского хозяйства
2.1.6
Физиология растений
2.1.7
Функциональная диагностика
2.1.8
Комплексная подготовка вожатых к работе в организациях отдыха детей и их оздоровления
2.1.9
Основы школьной гигиены
2.1.10
Основы экологической культуры
2.1.11
Производственная практика. Летняя   педагогическая практика
2.1.12
Экономика
2.1.13
Методы биологических  исследований
2.1.14
Биотехнологии
2.1.15
Гистология
2.1.16
Учебная практика по основам сельского хозяйства
2.1.17
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.18
Самоуправление в детско-юношеских организациях
2.1.19
Основы биометрии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная  практика. Преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
структурно-функциональную характеристику центральной нервной системы;
3.1.2
основные закономерности развития мозга как базы формирования психических процессов;
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.1.3
системы и методы физиологического изучения мозга;
3.1.4
рефлекторную деятельность мозга;
3.1.5
нейрофизиологические механизмы психики;
3.1.6
основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности;
3.1.7
методы оценки свойств нервной системы;
3.1.8
закономерности переработки информации в сенсорных системах;
3.1.9
механизмы организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
диагностировать основные свойства нервной системы;
3.2.2
осуществлять методическое обеспечение диагностики типов высшей нервной деятельности;
3.2.3
планировать и организовывать исследования психической деятельности человека;
3.2.4
оценивать эффективность психологических воздействий на человека по изменению условно-рефлекторной деятельности;
3.2.5
оценивать адекватность методов обучения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методиками изучения основных свойств нервной системы, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, памяти, восприятия, утомляемости и работоспособности, методиками диагностики самочувствия и настроения, определения функциональной асимметрии мозга,  стрессоустойчивости;
3.3.2
навыками организации  исследования психической деятельности человека.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Функциональная организация мозга 

 
1.1
История развития взглядов на высшую нервную деятельность.Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
1.2
Становление центральной нервной системы. Созревание корковых зон больших полушарий /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
5
0
 
 
Раздел 2. Наследственно закрепленные и приобретенные формы поведения 

 
2.1
Рефлексы и их классификации. Механизм выработки условного рефлекса /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
2.2
Поведенческий акт по П.К. Анохину /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
5
0
 
2.3
Исследование безусловных рефлексов у человека /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

10
5
0
 
2.4
Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
2.5
Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
2.6
Адаптивные биологические ритмы человека и их роль во временной организации жизни /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
2.7
Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
5
0
 
2.8
Понятие о функциональном состоянии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
5
0
 
 
Раздел 3. Высшие психические функции

 
3.1
Память. Виды памяти. Мотивация как активное состояние поведения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
3.2
Эмоции: основные компоненты эмоций, функции  и классификация  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
3.3
Внимание: характеристики,виды, основные свойства /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
3.4
Изучение особенностей восприятия /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
3.5
Исследование индивидуальных особенностей памяти /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
3.6
Биологические потребности человека и их отличие от животных. Социальные и духовные потребности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
3.7
Сон: теории сна, стадии и их характеристика /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
 
Раздел 4. Особенности ВНД человека 

 
4.1
Концепция о сигнальных системах И.П. Павлова /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
4.2
Функциональная асимметрия мозга и мышления /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
4.3
Сознание. Теории сознания /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
4.4
Методика определения функциональной асимметрии мозга /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
4.5
Методики диагностики самочувствия и настроения  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
4.6
Исследование утомляемости и работоспособности  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
5
0
 
4.7
Стрессоустойчивость /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
5
0
 
4.8
Определение величины адаптационного потенциала /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
4.9
Психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
4.10
Вербальный и невербальный интеллект /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
4.11
Особенности функционального состояния мозга  школьников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
 
Раздел 5. Общая и частная физиология сенсорных систем 

 
5.1
Механизмы переработки информации в сенсорных системах.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
5.2
Физиология зрительного анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
5
0
 
5.3
Физиология тактильного анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

5
5
0
 
5.4
Физиология слухового и вестибулярного анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
5.5
Физиология вкусового анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
5.6
Физиология двигательной, кожной, обонятельной сенсорных систем /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
5.7
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Предмет, задачи и методы физиологии ВНД.

2.Структурная организация мозга.

3.Учение о доминанте Ухтомского.

4.Основные положения рефлекторной теории Сеченова-Павлова.

5.Безусловные рефлексы и их классификации.

6.Правила образования условных рефлексов.

7.Свойства и признаки условных рефлексов. Механизмы образования условных рефлексов.

8.Классификации условных рефлексов.

9.Внешнее торможение условных рефлексов и его характеристики.

10.Внутреннее торможение условных рефлексов и его характеристики.

11.Понятие о функциональных состояниях. Индикаторы функционального состояния.

12.Континуум функциональных состояний. Физиологические основы сна.

13.Психофизиология и механизмы, состояние спокойного и активного бодрствования.

14.Регуляция функционального состояния.

15.Биологические, социальные и духовные потребности и их физиологические основы.

16.Понятие о мотивации и её физиологических основах.

17.Эмоциональное состояние школьников. Структурная основа эмоции.

18.Кодирование сенсорной информации в нервной системе.

19.Системная организация зрительного восприятия.

20.Внимание, его основные свойства, структурно-функциональная организация внимания.

21.Психофизиология памяти. Виды и структурная организация памяти.

22.Психофизиология речи (функции, мозговая организация).

23.Мышление и его физиологические основы. Вербальный и невербальный интеллект.

24.Психофизиология научения.

25.Психофизиологические аспекты адаптации к школе.

26.Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности в течение учебного дня, недели и учебного года.

27.Типы работоспособности, их физиологические основы.

28.Понятие “школьные трудности”. Причины школьных трудностей.

29.Психофизиологические особенности познавательной деятельности младших школьников.

30.Механизмы школьных трудностей.

31.Общие принципы работы анализаторов.

32.Физиология зрительной сенсорной системы. Рецепторный аппарат. Строение сетчатки. Световая и темновая адаптация. Функции зрительного анализатора (рефракция, острота зрения, зрачковый рефлекс, аккомодация, цветовое зрение).

33.Строение и функции слуховой сенсорной системы. Биноуральный слух.

34.Строение и функции вестибулярной сенсорной системы.

35.Строение и функции двигательной и кожной сенсорной системы.

36.Строение и функции обонятельной сенсорной системы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефнратов с презентацией

1. Психо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

2. Связь психических процессов с работой головного мозга.

3. Физиологические основы мотивации и эмоций.

4. Роль нервной системы в развитии психики.

5. Речь и её влияние на формирование познавательных процессов.

6. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

7. Специфика человеческой деятельности.

8. Виды и свойства восприятия.

9. Физиологические основы внимания.

10. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

11. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.

12. Развитие воображения.

13. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления с реальностью.

14. Развитие речи и мышления.

15. Проблема нормы и патологии в развитии личности.

16. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
17. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

18. Формирование характера человека.

19. Основные направления и пути развития воли.

20. Связь эмоций с потребностями человека.

21. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.

22. Взаимоотношение детей в совместной деятельности.

23. Физиологические основы процесса восприятия.

24. Психологические последствия компьютеризации.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сергеев, И. Ю. 
Физиология человека и животных в 3 т. Т. 1 нервная система: анатомия, физиология, нейрофармакология : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 393 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8578-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433616 
Москва : Издательство Юрайт., 2019. 
 
Л1.2
Ковалева, А. В. 
Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учебник для академического бакалавриата / А. В. Ковалева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-01206-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437192 
Москва : Издательство Юрай, 2019
 
Л1.3
Богданов, А. В.
Физиология центральной нервной системы и основы адаптивных форм поведения :  учебник для вузов / А. В. Богданов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11381-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445189
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
М.К. Акимова, В. Т. Козлова. 
Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учебное пособие для академического бакалавриата / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 192 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08903-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426684
Москва : Издательство Юрайт, 2019. 
 
Л2.2
Соколова, Л. В. 
Психофизиология. Развитие учения о мозге и поведении: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 210 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-08318-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438142
Москва : Издательство Юрайт, 2019. 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Смирнова А.В.
Физиология ВНД: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Смирнова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. — 67 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70487.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Э1
Институт Высшей Нервной Деятельности и Нейрофизиологии РАН. - URL:  https://www.ihna.ru/
 
Э2
Портал психологических изданий. - URL:  https://psyjournals.ru/
 
Э3
Сайт журнала Высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова.  - URL: https://jvnd.ru/
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
     Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

     В ходе подготовки к практическому занятию изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на занятие.

    В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы занятия. В ходе 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.