2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Физиология растений_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физиология растений
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
115
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
115
115
115
115
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кбн, доц., Зарипова Р.С.;кбн, доц., Смирнова А.В. _________________
 
 
Физиология растений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
изучение основ современной физиологии растений и формирование у студентов научного мировоззрения об основных физиологических процессах, протекающих в растительном организме, их взаимосвязи и регуляции.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология растений
2.1.2
Введение в профессию
2.1.3
Геология
2.1.4
Зоология беспозвоночных
2.1.5
История (история России, всеобщая история)
2.1.6
Картография с основами топографии
2.1.7
Русский язык и культура речи
2.1.8
Систематика растений и грибов
2.1.9
Технологии цифрового образования
2.1.10
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.11
Финансово-экономический практикум
2.1.12
Цитология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Анатомия и морфология человека
2.2.2
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.3
Ландшафтоведение
2.2.4
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.2.5
Методы математической обработки данных
2.2.6
Теория и методика обучения географии
2.2.7
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.8
Учебная технологическая практика
2.2.9
Физиология человека и животных
2.2.10
Физическая география материков и океанов
2.2.11
Биогеография
2.2.12
Методика обучения биологии
2.2.13
Методический практикум
2.2.14
Микробиология с основами вирусологии
2.2.15
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.2.16
Общая экономическая и социальная география
2.2.17
Производственная педагогическая  практика
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Учебная практика по физической, экономической и социальной географии
2.2.20
Физическая география России
2.2.21
Экономическая и социальная география России
2.2.22
Генетика
2.2.23
Геоэкология
2.2.24
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.2.25
Общая экология
2.2.26
Основы экологической культуры
2.2.27
Производственная педагогическая практика
2.2.28
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.29
Решение профессиональных задач учителя биологии
2.2.30
Теория эволюции
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.2.31
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.32
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.33
Экономическая и социальная география мира
2.2.34
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.35
Методы биометрии
2.2.36
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.37
Этногеография и география религий
2.2.38
Методы географических исследований
2.2.39
Биотехнологии
2.2.40
География РТ
2.2.41
Основы здорового образа жизни
2.2.42
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.43
Туризм в школе
2.2.44
География населения
2.2.45
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности системного и критического мышления;
3.1.2
способы аргументации  суждений и оценки информации
3.1.3
содержание предметной области; психолого-педагогических дисциплин;
3.1.4
научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса;
3.1.5
структуру, состав и дидактические единицы предметной области (биология;
3.1.6
образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании биологии;
3.1.7
способы интеграции учебных предметов для организации учебной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять логические формы и процедуры;
3.2.2
аргументированно формировать собственные суждения и оценивать информацию, принимать обоснованное решение;
3.2.3
применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области;
3.2.4
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
3.2.5
использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании биологии в учебной и во внеурочной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности;
3.3.2
методами анализа источников информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений;
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.3.3
проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса;
3.3.4
умениями по разработке различных форм учебных занятий;
3.3.5
методами, приемами и технологиями обучения, в том числе информационными;
3.3.6
способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.).
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Физиология растительной клетки

 
1.1
Физиология растений как наука /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
1.2
Сравнение проницаемости мембран живых и мертвых клеток. Накопление красителей в вакуолях /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
1.3
Организация растительной клетки.Органеллы растительной клетки. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
1.4
Отличия и сходство растительной клетки и животной.   /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
1.5
Организация, свойства и функции мамбран /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 2. Фотосинтез

 
2.1
Определение химических свойств пигментов листа. Разделение пигментов по Краусу.Разделение пигментов листа методом бумажной хроматографии /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.2
История развития представлений о фотосинтезе. Пигменты фотосинтеза и их свойства /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.3
Демонстрация фотосенсибилизирующей активности хлорофилла в модельном опыте. Наблюдение флуоресценции флорофилла.Обнаружение процесса фотосинтеза. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.4
Cветовая фаза фотосинтеза. Образование АТФ: xемиосмотическая гипотезы. Механизм синтеза АТФ. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.5
Продукты световой и темновой фазы. Экология фотосинтеза /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 3. Дыхание и водный обмен

 
3.1
Пути дыхательного обмена /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
3.2
Обнаружение каталазы в картофельном соке. Обнаружение пероксидазы в картофельном соке. Определение дыхательного коэффициента /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
3.3
История развития представлений о дыхании растений. Ферментные системы дыхания /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
3.4
Гликолитический и апотомический путь окисления дыхательного субстрата. Энергетика дыхания. Экология дыхания /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.5
Биологическое значение воды  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
3.6
Явление осмоса. Перемещение воды по градиенту водного потенциала в искусственной «клеточке» Траубе. Тургор растительной клетки. Поглощение воды и ее выход из клеток корнеплода моркови /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
3.7
Определение водного потенциала растительных тканей методом Уршпрунга (по изменению длины брусочков ткани). Определение водного потенциала растительных тканей по изменению концентрации внешнего раствора (по В.С. Шардакову) /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 4. Физиология минерального питания

 
4.1
Классификация минеральных элементов. Азот, его значение в жизни растений

Физиологическая роль основных минеральных элементов и их поглощение корневой системой

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.2
Микрохимический анализ золы. Антагонизм ионов. Обнаружение нитратов в растениях. Изучение действия гетероакусина на рост корней /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.3
Основные закономерности роста и развития растений.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.4
Регуляция ростовых процессов. Фитогормоны /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.5
Наблюдение ярусной изменчивости морфологических признаков. Изучение действия гетероакусина на рост корней /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

11
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.6
Общие механизмы устойчивости растений к засухе, перепадам температуры /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.7
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

9
УК-1.1 ПК-1.1 ПК-3.1 ОПК-8.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1.Какие свойства воды являются аномальными, и какое значение они имеют в живых

системах?

2. Проанализируйте состояние воды в вакуоли, в клеточной стенке, в цитоплазме.

3. Почему клетку нельзя рассматривать только как осмотическую систему?

4. Какие вещества называются антитранспирантами?

5. Какая структура листа растений называется ксероморфной?

6. Какая часть молекулы хлорофилла отвечает за поглощение солнечных лучей?

7. Почему фотосинтез не может идти в растворе?

8. В какой фазе цикла Кальвина используются продукты световой фазы?

9. В чем состоят различия химизма фотосинтеза у С4 – и С3 - растений?

10. Назовите основные факторы эффективной светокультуры растений.

11. Какие группы витаминов являются коферментами дегидрогеназ?

12. Почему цикл Кребса называют циклом лимонной кислоты или ди- и трикарбоновых

кислот?

13. Какою величину имеет ДК, если субстратом дыхания являются жиры?

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
14. Что такое дыхание роста и дыхание поддержания?

15. Проанализируйте внутриклеточную локализацию этапов окислительного процесса.

16. Какую роль в жизни растений играет азот?

17. Какую роль играют микроэлементы в жизни растений?

18. Каковы механизмы поглощения элементов минерального питания растением при

недостатке их в среде?

19. С чем связано затруднение поглотительной деятельности корня на переувлажненных и

заболоченных почвах?

20. Проанализируйте требования к питательному раствору при выращивании растений на

гидропонике.

21. Проанализируйте роль регенерации в жизни растений.

22. Какое влияние на фотоморфогенез растения оказывает красных свет?

23. Какими методами можно прервать глубокий покой органов растения?

24. Какая группа растений по фотопериодической реакции преобладает в средних широтах?

25. Что такое календарный и физиологический возраст органа растения?

26. Какие вещества обладают защитным действием?

27. По какой причине могут погибнуть растения в теплую многоснежную зиму?

28. Какие изменения происходят в клетках растений при пониженных положительных

температурах?

29. В чем состоит физиологическое значение реакции сверхчувствительности растений?

30. Проанализируйте защитно-приспособительные реакции растений против повреждающих

воздействий на клеточном, организменном и популяционном уровнях.

 
5.2. Темы письменных работ
Строение клетки

2. Молекулярные основы хранения и реализации наследственной информации

3. Обмен веществ и особенности его регуляции

4. Расходование воды растением – транспирация.

5. Поступление и передвижение воды по растению

6. Этапы фотосинтеза

7. Влияние условий на интенсивность процесса фотосинтеза

8. Фотосинтез и урожай

9. Почва как источник питательных веществ

10. Пути дыхательного обмена

11. Рост растений

12. Стресс и его физиологические основы.

13. Физиологические основы покоя растений

14. Развитие растений

15. Значение процесса фотосинтеза и история его изучения

 
5.3. Фонд оценочных средств
В приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Андреев, В.П.
Лекции по физиологии растений: учебное пособие / В. П. Андреев. — Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012. — 300 c. — ISBN 978-5-8064-1666-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/20552.html 
Санкт-Петербург , 2012
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Киселева, И.С. и др
Физиология растений: учебно-методическое пособие / И. С. Киселева, М. Г. Малева, Г. Г. Борисова [и др.] ; под редакцией И. С. Киселевой. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018. — 120 c. — ISBN 978-5-7996-2416-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106541.html 
Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Э1
Физиология растений - научный журнал- https://naukabooks.ru/zhurnali/katalog/fiziologija-rastenij/
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
М Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

      В ходе подготовки к лабораторным занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе лабораторного занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов лабораторного занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
      Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен.

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.