2022-2023_az44_03_01 ФК а1891_plx_Физиология человека_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физиология человека
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование , профиль Физическая культура

 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Физиология человека
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 г. № 1426)
 
44.03.01 Педагогическое образование , профиль Физическая культура

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать целостное представление об организме человека, его строении, раскрыть механизмы адаптации его к физическим нагрузкам и тем самым способствовать  медико-биологическому обеспечению современного спорта.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
овладение обучающимися научными знаниями о строении и функционирование организма в различные возрастные периоды;
1.4
изучение анатомо-физиологических особенностей организма на различных этапах его развития;
1.5
изучение механизмов сохранения гомеостаза во всех сферах биопсихосоциальной системы человека;
1.6
освоение методов оценки уровня физического развития, определения функциональных возможностей основных систем организма;
1.7
формирование представлений о влиянии физкультурно-спортивной деятельности на организм человека, о связи здоровья человека с окружающей средой и образом жизни;
1.8
изучение закономерностей функционирования организма человека в покое и мышечной деятельности различного вида, мощности и продолжительности в условиях действия факторов внешней среды;
1.9
изучение механизмов саморегуляции организма и адаптации к физическим нагрузкам для медико-биологического обеспечения современного спорта.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Физиология человека» обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования, а также  в ходе освоения  дисциплин  
2.1.2
Анатомия человека
2.1.3
Методика обучения и воспитания в  физической культуре и спорте
2.1.4
Педагогические технологии
2.1.5
Теория обучения
2.1.6
Производственная педагогическая практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Спортивная медицина
2.2.2
Основы адаптивного физического воспитания
2.2.3
Физкультурно-спортивные сооружения
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.5
Лечебная физическая культура и массаж
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
влияние факторов внешней среды на функционирование и развитие организма человека;
 
современные методы диагностики физиологических показателей организма человека;
 
современные методы диагностики функционального  состояния человека и его работоспособности;
 
 
Уметь:
 
измерять и оценивать физиологические показатели организма человека с использованием  современных методов  диагностики; 
 
оценивать функциональное состояние человека и его работоспособность с использованием  современных методов  диагностики;
 
оценивать психическое и физическое состояние здоровья детей и подростков с использованием  современных методов  диагностики;
 
 
Владеть:
 
навыками организации физиологического исследования;
 
стандартизированными методиками диагностики  физиологических характеристик обучающихся;
 
критериями оценки физиологических характеристик обучающихся.
 
 
 
стр. 4
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности строения и функционирования организма человека на различных этапах онтогенеза;
3.1.2
роль центральной нервной системы в регуляции движений;
3.1.3
особенности физиологии детей, подростков и молодежи;
3.1.4
строение и законы функционирование высшей нервной деятельности;
3.1.5
механизмы сохранения физического и психического здоровья и влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья детей и подростков;
3.1.6
взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;
3.1.7
физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления;
3.1.8
механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности;
3.1.9
физиологические основы тренировки силы, быстроты, выносливости;
3.1.10
физиологические основы спортивного отбора и ориентации;
3.1.11
основные механизмы деятельности различных органов и систем организма человека в покое и при мышечной работе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
измерять и оценивать физиологические показатели организма человека;
3.2.2
оценивать функциональное состояние человека и его работоспособность, с помощью лабораторных методов;
3.2.3
оценивать влияние факторов внешней среды на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;
3.2.4
использовать знания биохимии для определения нагрузок при занятиях физической культурой;
3.2.5
применять полученные знания в профессиональной деятельности в соответствии с потребностями и возможностями детей и подростков;
3.2.6
оценивать психическое и физическое состояние здоровья детей и подростков;
3.2.7
учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития организма учащихся в процессе воспитания и обучения;
3.2.8
анализировать полученную информацию и делать выводы; прогнозировать динамику ее изменений.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеть методами сбора и обработки данных;
3.3.2
современными компьютерными и информационными технологиями;
3.3.3
методами оценки физического развития и основных физиологических параметров в покое и в различных состояниях организма;
3.3.4
методиками комплексной оценки физической работоспособности, состояния здоровья и степени адаптации.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общая физиология центральной нервной системы

 
1.1
Исследование безусловных рефлексов у человека /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
1.2
Физиология центральной нервной системы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2
3
0
 
 
Раздел 2. Физиология высшей нервной деятельности

 
2.1
Нейробиологические механизмы поведения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
стр. 5
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
2.2
Индивидуальные особенности высшей нервной деятельн /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
2.3
Методика определения функциональной асимметрии мозга /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
2.4
Исследование утомляемости и работоспособности  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
2.5
Генетически детерминированные и приобретенные формы поведения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
2.6
Теория функциональных систем П.К.Анохина /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
 
Раздел 3. Физиология сенсорных систем

 
3.1
Сенсорные системы. Кодирование сенсорной информации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
3.2
Законы психофизиологии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
3.3
Физиология вкусового анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
3.4
Физиология слухового и вестибулярного анализаторов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
3.5
Физиология кожного анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
3.6
Сенсорные системы организма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
3.7
Физиология зрительного  анализатора /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
 
Раздел 4. Внутренняя среда организма. Гормональная регуляция функций

 
стр. 6
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
4.1
Основные механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
4.2
Понятие о клеточном и гуморальном иммунитете /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
4.3
Гипоталамо-гипофизарная система /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
4.4
Периферические эндокринные железы  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
4.5
Иммунитет /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
4.6
Гормональная регуляция функций организма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2
3
0
 
 
Раздел 5. Физиология сердечно-сосудистой системы

 
5.1
Физиология кровообращения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
5.2
Внешние проявления сердечной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
5.3
Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
5.4
Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
 
Раздел 6. Физиология дыхания

 
6.1
Регуляции дыхания /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2
3
0
 
 
Раздел 7. Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии. Питание. Физиология терморегуляции

 
стр. 7
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
7.1
Составление пищевого рациона /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
7.2
Методика определения суточных энергозатрат /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
7.3
Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
3
0
 
7.4
Органы выделения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2
3
0
 
7.5
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.История развития физиологии. Основные направления развития отечественной физиологии.

2.Организм как единое целое. Взаимоотношения структуры и функции. Функциональная система организма.Саморегуляция - общий принцип организации функциональных систем различного уровня.

3.Основные понятия физиологии возбудимых тканей. Раздражение. Возбуждение. Торможение.

4.Мембранный потенциал.  Его ионная основа.  Происхождение электрохимических потенциалов.

5.Изменения  мембранного потенциала.  Электротонический потенциал. Локальный ответ. Потенциал действия. Следовые потенциалы. Ионный механизм возникновения потенциала действия.

6.Законы раздражения. Порог раздражения. Полезное время раздражения. Зависимость ответной реакции от градиента раздражения. Явление аккомодации.

7.Действия постоянного тока на возбудимые ткани. Функциональная лабильность ткани. Оптимум и пессимум раздражения.

8.Электрическая синаптическая передача. Химическая синаптическая передача. Механизм возникновения ВПСП.

9.Торможение в центральной нервной системе. Постсинаптическое торможение. Механизмы возникновения ТПСП.

10.Строение мышечной ткани. Механизм мышечного сокращения.

11.Структура и функция нейронов.Синапсы в центральной нервной системе.

12.Медиаторы ЦНС. Критерии их идентификации.

13.Рефлекторная деятельность нервной системы. Понятие рефлекса. Виды рефлексов. Рефлекторная дуга. Нервные центры.

14.Принципы построения нейронных цепей.

15.Свойства нервных центров. Одностороннее проведение возбуждения. Суммация возбуждения в нервных центрах.

16.Облегчение и окклюзия. Конвергенция и дивергенция возбуждения в нервных центрах. Общий конечный путь.

17.Трансформация ритма возбуждения. Последействие и пролонгированное возбуждение. Посттетаническая потенциация.

18.Методы исследования функций центральной нервной системы.

20.Мозг человека.  Особенности его структурно-функциональной организации.

21.Спинной мозг. Его структурно-функциональная организация.

22.Рефлексы спинного мозга. Спинальный шок. Проводниковые функции спинного мозга.  Восходящие системы. Нисходящие системы.

23.Основные сведения о функциональной морфологии коры больших полушарий головного мозга.

24.Проблема локализации функций в коре больших полушарий головного мозга. Сенсорные области коры головного мозга.

25.Общие принципы  системной  организации  поведения.

26.Системные  механизмы врожденного и приобретенного поведения. Иерархия результатов. Условные стадии системной организации поведения.

27.Функциональная система. Стадия афферентного синтеза.

28.Функциональная система. Принятие решения и формирование программы действия. Акцептор результата действия.

29.Результат поведения. Оценка результата поведения.

30.Мотивация как компонент системной организации  поведения. Классификация мотиваций.

31.Роль доминирующей мотивации  в  системной  организации поведенческого акта.

32.Память. Виды памяти. Физиологические механизмы памяти.

 
стр. 8
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
33.Механизмы  памяти  как компонент системной организации поведения.

34.Системные механизмы эмоций.  Эмоциональный стресс, его значение в генезе невротических и психосоматических заболеваний.

35.Сон и бодрствование. Физиологические теории сна.

36.Вегетативная нервная система. Строение. Влияние, оказываемое на деятельность органов.

37.Центры регуляции вегетативных функций (продолговатый мозг, гипоталамус, лимбическая система).

38.Автономная нервная система.

39.Понятие об анализаторах. Закон Вебера-Фехнера.

40.Механизмы возбуждения рецепторов. Генераторные и рецепторные потенциалы. Основные  принципы  кодирования  информации в сенсорных системах.

41.Зрительная рецепция.  Оптическая система глаза. Аккомодация. Рефракция.

42.Строение и нейрофизиология сетчатки.

43.Строение и физиология периферического органа слуха. Строение путей и центров слуховой системы. Механизмы восприятия звука различной частоты.

44.Структура  и функция обонятельного и вкусового анализаторов.

45.Соматосенсорная и кинестетическая чувствительность.

46.Жидкие среды организма. Гомеостаз. Физиологическое значение крови.

47.Свойства крови. Виды гемолиза. Буферные системы крови. Гемопоэз.

48.Состав плазмы крови. Осмотическое и онкотическое давление крови. СОЭ. Строение и функции эритроцитов.

49.Тромбоциты,  строение и функция. Лейкоциты их классификация и функции.

50.Фазы процесса свертывания крови.  Какие факторы необходимы для свертывания крови. Противосвертывающая система крови.

51.Группы крови и резус фактор. Антигены форменных элементов крови, антитела плазмы.

52.Иммунитет, специфические и неспецифические защитные механизмы.

53.Сердце, строение и нагнетательная функция. Фазы сердечного цикла.

54.Функции проводящей системы сердца, водители ритма. Пейсмекеры.

55.Свойства сердечной мышцы.  Основные показатели деятельности сердца и методы их определения. ЭКГ.

56.Нейрогуморальная регуляция сердечной деятельности.

57.Рефлекторная регуляция сердечной деятельности. Особенности функционирования интрамуральных нейронов сердца.

58.Особенности строения и функционирования легочного и системного кругов кровообращения.  Основные принципы гемодинамики.

59.Функциональные типы сосудов, региональное кровообращение.

60.Движение крови в емкостных сосудах.

61.Сосудистые рефлексогенные зоны,  нейрогуморальная регуляция сосудистого тонуса.

62.Морфофункциональная характеристика дыхательного аппарата, механизм дыхательных движений. Легочные объемы. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

63.Дыхательный центр,  рефлекторные влияния на дыхательный центр.Гуморальная регуляция дыхания. Гипервентиляция и гипоксия, асфиксия, гипоксемия.

64.Транспорт газов кровью, условия обмена газов между воздухом и кровью. Молекулярные основы связывания О2 с гемоглобином.

65.Общая характеристика процессов пищеварения. Нервная регуляция.

66.Пищеварение в ротовой полости, регуляция слюноотделения.

67.Пищеварение в желудке,  фазы секреции желудочного сока.

68.Гуморальная регуляция моторной и секреторной деятельности желудка.

69.Пищеварение в тонком кишечнике.  Пристеночное пищеварение. Функции толстого кишечника. Моторика пищеварительного тракта. Процесс всасывания.

70.Система  органов выделения.  Механизм образования мочи.

71.Фильтрация, реабсорбция, секреция. Образование конечной мочи. Противоточный механизм.

72.Структура и функции почки.  Нефрон как структурно-функциональная единица почки.

73.Нервная и гуморальная регуляция  экскреторной  деятельности почки.

74.Биологическая роль эндокринных желез, механизм действия гормонов, структура гормонов, их свойства.

75.Гипоталамо-гипофизарная система, ее значение.

76.Физиология надпочечников, их гипер- и гипофункция.

77.Физиология щитовидной железы, ее гипо- и гиперфункция.

78.Физиология эпифиза.

79.Физиология паращитовидных желез.

80.Физиология гонад и половые гормоны.

81.Симпатоадреналовая система, ее значение.

82.Внутри- и внесекреторная функции поджелудочной железы.

83.Гормоны пищеварительного тракта.

84.Нервная регуляция желез внутренней секреции, взаимодействие между железами внутренней секреции. Либерины, статины.

85.Физиология размножения и развития.  Оплодотворение, беременность, роды.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентациями

1. Речь и её влияние на формирование познавательных процессов.

 
стр. 9
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
2. Связь психических процессов с работой головного мозга.

3. Физиологические основы мотивации и эмоций.

4. Роль нервной системы в развитии психики.

5. Гормоны пищеварительного тракта.

6. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

7. Специфика человеческой деятельности.

8. Виды и свойства восприятия.

9. Физиологические основы внимания.

10. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

11. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.

12. Развитие воображения.

13. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления с реальностью.

14. Развитие речи и мышления.

15. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

16. Основные направления и пути развития воли.

17. Связь эмоций с потребностями человека

18. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.

19. Сущность процессов пищеварения. Типы пищеварения

20. Методы изучения пищеварительной системы

21. Секреторная и моторная функции желудка

22. Пищеварение в полости рта. Регуляция слюноотделения

23. Функции поджелудочной железы

24. Функции печени и желчного пузыря

25. Всасывание аминокислот и их дальнейшая судьба в организме

26. Всасывание продуктов и их дальнейшая судьба в организме

27. Методика измерения легочных и дыхательных объемов человека

28. Давление крови и определяющие его факторы. Кровяное давление в разных участках сосудистого русла

29. Сосудистые рефлексогенные зоны. Механизм прессорных и депрессорных рефлексов

30. Гуморальные влияния на сосуды

31. Местные механизмы регуляции кровообращения

32. Нервная регуляция кровообращения

33. Гуморальная регуляция кровообращения

34. Кровяное депо. Регуляция количества циркулирующей крови

35. Эритропоэз.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сергеев, И. Ю. 
Физиология человека и животных в 3 т. Т. 1 нервная система: анатомия, физиология, нейрофармакология : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 393 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8578-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433616 
Москва : Издательство Юрайт., 2019. 
 
Л1.2
Сергеев, И. Ю. 
Физиология человека и животных в 3 т.Т. 2 кровь, иммунитет, гормоны, репродукция, кровообращение: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8760-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433631 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 10
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.3
Сергеев, И. Ю. 
Физиология человека и животных в 3 т. Т. 3 мышцы, дыхание, выделение, пищеварение, питание: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 211 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9077-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433696
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.4
Солодков, А. С. 
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — 8-е изд. — Москва : Издательство «Спорт», 2018. — 624 c. — ISBN 978-5-9500179-3-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/74306.html 
Москва : Издательство «Спорт», 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
С.И. Кузина
Нормальная физиология: учебное пособие / С. И. Кузина. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1805-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80993.html
Саратов : Научная книга, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Смирнова А.В.
Физиология человека: учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы / А. В. Смирнова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. — 98 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49942.html
Н.Челны: НИСПТР, 2014
 
Л3.2
Смирнова А.В.
Физиология ВНД: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Смирнова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. — 67 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70487.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Журнал "ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА". - URL: http://fiziol.org/1.%20%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F/index.html
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 11
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

     В ходе подготовки к  практическому занятию изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

     В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы  занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов  практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с 

 
стр. 12
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.