Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к зачету
1.История развития физиологии. Основные направления развития отечественной физиологии.
2.Организм как единое целое. Взаимоотношения структуры и функции. Функциональная система организма.Саморегуляция - общий принцип организации функциональных систем различного уровня.
3.Основные понятия физиологии возбудимых тканей. Раздражение. Возбуждение. Торможение.
4.Мембранный потенциал. Его ионная основа. Происхождение электрохимических потенциалов.
5.Изменения мембранного потенциала. Электротонический потенциал. Локальный ответ. Потенциал действия. Следовые потенциалы. Ионный механизм возникновения потенциала действия.
6.Законы раздражения. Порог раздражения. Полезное время раздражения. Зависимость ответной реакции от градиента раздражения. Явление аккомодации.
7.Действия постоянного тока на возбудимые ткани. Функциональная лабильность ткани. Оптимум и пессимум раздражения.
8.Электрическая синаптическая передача. Химическая синаптическая передача. Механизм возникновения ВПСП.
9.Торможение в центральной нервной системе. Постсинаптическое торможение. Механизмы возникновения ТПСП.
10.Строение мышечной ткани. Механизм мышечного сокращения.
11.Структура и функция нейронов.Синапсы в центральной нервной системе.
12.Медиаторы ЦНС. Критерии их идентификации.
13.Рефлекторная деятельность нервной системы. Понятие рефлекса. Виды рефлексов. Рефлекторная дуга. Нервные центры.
14.Принципы построения нейронных цепей.
15.Свойства нервных центров. Одностороннее проведение возбуждения. Суммация возбуждения в нервных центрах.
16.Облегчение и окклюзия. Конвергенция и дивергенция возбуждения в нервных центрах. Общий конечный путь.
17.Трансформация ритма возбуждения. Последействие и пролонгированное возбуждение. Посттетаническая потенциация.
18.Методы исследования функций центральной нервной системы.
20.Мозг человека. Особенности его структурно-функциональной организации.
21.Спинной мозг. Его структурно-функциональная организация.
22.Рефлексы спинного мозга. Спинальный шок. Проводниковые функции спинного мозга. Восходящие системы. Нисходящие системы.
23.Основные сведения о функциональной морфологии коры больших полушарий головного мозга.
24.Проблема локализации функций в коре больших полушарий головного мозга. Сенсорные области коры головного мозга.
25.Общие принципы системной организации поведения.
26.Системные механизмы врожденного и приобретенного поведения. Иерархия результатов. Условные стадии системной организации поведения.
27.Функциональная система. Стадия афферентного синтеза.
28.Функциональная система. Принятие решения и формирование программы действия. Акцептор результата действия.
29.Результат поведения. Оценка результата поведения.
30.Мотивация как компонент системной организации поведения. Классификация мотиваций.
31.Роль доминирующей мотивации в системной организации поведенческого акта.
32.Память. Виды памяти. Физиологические механизмы памяти.
34.Системные механизмы эмоций. Эмоциональный стресс, его значение в генезе невротических и психосоматических заболеваний.
35.Сон и бодрствование. Физиологические теории сна.
36.Вегетативная нервная система. Строение. Влияние, оказываемое на деятельность органов.
37.Центры регуляции вегетативных функций (продолговатый мозг, гипоталамус, лимбическая система).
38.Автономная нервная система.
39.Понятие об анализаторах. Закон Вебера-Фехнера.
40.Механизмы возбуждения рецепторов. Генераторные и рецепторные потенциалы. Основные принципы кодирования информации в сенсорных системах.
41.Зрительная рецепция. Оптическая система глаза. Аккомодация. Рефракция.
42.Строение и нейрофизиология сетчатки.
43.Строение и физиология периферического органа слуха. Строение путей и центров слуховой системы. Механизмы восприятия звука различной частоты.
44.Структура и функция обонятельного и вкусового анализаторов.
45.Соматосенсорная и кинестетическая чувствительность.
46.Жидкие среды организма. Гомеостаз. Физиологическое значение крови.
47.Свойства крови. Виды гемолиза. Буферные системы крови. Гемопоэз.
48.Состав плазмы крови. Осмотическое и онкотическое давление крови. СОЭ. Строение и функции эритроцитов.
49.Тромбоциты, строение и функция. Лейкоциты их классификация и функции.
50.Фазы процесса свертывания крови. Какие факторы необходимы для свертывания крови. Противосвертывающая система крови.
51.Группы крови и резус фактор. Антигены форменных элементов крови, антитела плазмы.
52.Иммунитет, специфические и неспецифические защитные механизмы.
53.Сердце, строение и нагнетательная функция. Фазы сердечного цикла.
54.Функции проводящей системы сердца, водители ритма. Пейсмекеры.
55.Свойства сердечной мышцы. Основные показатели деятельности сердца и методы их определения. ЭКГ.
56.Нейрогуморальная регуляция сердечной деятельности.
57.Рефлекторная регуляция сердечной деятельности. Особенности функционирования интрамуральных нейронов сердца.
58.Особенности строения и функционирования легочного и системного кругов кровообращения. Основные принципы гемодинамики.
59.Функциональные типы сосудов, региональное кровообращение.
60.Движение крови в емкостных сосудах.
61.Сосудистые рефлексогенные зоны, нейрогуморальная регуляция сосудистого тонуса.
62.Морфофункциональная характеристика дыхательного аппарата, механизм дыхательных движений. Легочные объемы. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
63.Дыхательный центр, рефлекторные влияния на дыхательный центр.Гуморальная регуляция дыхания. Гипервентиляция и гипоксия, асфиксия, гипоксемия.
64.Транспорт газов кровью, условия обмена газов между воздухом и кровью. Молекулярные основы связывания О2 с гемоглобином.
65.Общая характеристика процессов пищеварения. Нервная регуляция.
66.Пищеварение в ротовой полости, регуляция слюноотделения.
67.Пищеварение в желудке, фазы секреции желудочного сока.
68.Гуморальная регуляция моторной и секреторной деятельности желудка.
69.Пищеварение в тонком кишечнике. Пристеночное пищеварение. Функции толстого кишечника. Моторика пищеварительного тракта. Процесс всасывания.
70.Система органов выделения. Механизм образования мочи.
71.Фильтрация, реабсорбция, секреция. Образование конечной мочи. Противоточный механизм.
72.Структура и функции почки. Нефрон как структурно-функциональная единица почки.
73.Нервная и гуморальная регуляция экскреторной деятельности почки.
74.Биологическая роль эндокринных желез, механизм действия гормонов, структура гормонов, их свойства.
75.Гипоталамо-гипофизарная система, ее значение.
76.Физиология надпочечников, их гипер- и гипофункция.
77.Физиология щитовидной железы, ее гипо- и гиперфункция.
78.Физиология эпифиза.
79.Физиология паращитовидных желез.
80.Физиология гонад и половые гормоны.
81.Симпатоадреналовая система, ее значение.
82.Внутри- и внесекреторная функции поджелудочной железы.
83.Гормоны пищеварительного тракта.
84.Нервная регуляция желез внутренней секреции, взаимодействие между железами внутренней секреции. Либерины, статины.
85.Физиология размножения и развития. Оплодотворение, беременность, роды.
Тематика рефератов с презентациями
1. Речь и её влияние на формирование познавательных процессов.
3. Физиологические основы мотивации и эмоций.
4. Роль нервной системы в развитии психики.
5. Гормоны пищеварительного тракта.
6. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
7. Специфика человеческой деятельности.
8. Виды и свойства восприятия.
9. Физиологические основы внимания.
10. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.
11. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.
12. Развитие воображения.
13. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления с реальностью.
14. Развитие речи и мышления.
15. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.
16. Основные направления и пути развития воли.
17. Связь эмоций с потребностями человека
18. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.
19. Сущность процессов пищеварения. Типы пищеварения
20. Методы изучения пищеварительной системы
21. Секреторная и моторная функции желудка
22. Пищеварение в полости рта. Регуляция слюноотделения
23. Функции поджелудочной железы
24. Функции печени и желчного пузыря
25. Всасывание аминокислот и их дальнейшая судьба в организме
26. Всасывание продуктов и их дальнейшая судьба в организме
27. Методика измерения легочных и дыхательных объемов человека
28. Давление крови и определяющие его факторы. Кровяное давление в разных участках сосудистого русла
29. Сосудистые рефлексогенные зоны. Механизм прессорных и депрессорных рефлексов
30. Гуморальные влияния на сосуды
31. Местные механизмы регуляции кровообращения
32. Нервная регуляция кровообращения
33. Гуморальная регуляция кровообращения
34. Кровяное депо. Регуляция количества циркулирующей крови
35. Эритропоэз.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями
В ходе подготовки к практическому занятию изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.