Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задания к зачету:
Контрольные вопросы к зачету.
Раздел 1. Технологические приемы обработки материалов из бумаги, сортамент и применение в производстве макетов объектов дизайна.
1. Общее понятие о предмете.
4. Влияние формы и пропорций плоскости на восприятие ее пространственной ориентации и распознаваемость.
5. Проявления пропорций. Пропорции отдельно взятой формы и в композиционном взаимодействии.
6. Виды и особенности макетных материалов из бумаги и ее производных.
7. Перечень основных инструментов и приспособлений для обработки из бумаги и ее производных полуфабрикатов. Варианты их использования.
Раздел 2. Технология изготовления макетов геометрических тел: (многогранников, цилиндров и производных от их форм).
1. Общее понятие о предмете.
2. Координатные оси и их тектоническое значение. Три основных вида композиции.
3. Форма. Значение формы в пространственной организации элементов
рисунка. Два основных вида формы. Основные названия плоскостей по их пространственной ориентации.
4. Влияние формы и пропорций плоскости на восприятие ее пространственной ориентации и распознаваемость.
5. Проявления пропорций. Пропорции отдельно взятой формы и в композиционном взаимодействии.
6. Масштабные отношения элементов композиции между собой и картинной плоскостью. Информаторы масштаба. Масштаб и развитость формы. Понятие ансамбля форм.
7. Основные объемные геометрические тела, их формообразование и способы конструктивной «материализации».
Раздел 3. Технология изготовления макетов объектов среды из бумажных макетных материалов в виде барельефа.
1. Общее понятие о предмете.
2. Влияние формы и пропорций плоскости на восприятие ее пространственной ориентации и распознаваемость.
3. Структура, текстура, фактура. Дать определение для каждой, их взаимообусловленность и приоритеты в композиции.
4. Критерии определения масштаба макета.
5. Масштабы. Типы масштабных отношений и уровни деталировки (обобщения) в макете
6. Этапы и необходимые элементы выполнения проектной работы в графике на планшете.
Раздел 4. Технология изготовления макетов объектов среды из бумажных макетных материалов в виде объемной скульптуры.
1. Влияние формы и пропорций плоскости на восприятие ее пространственной ориентации и распознаваемость.
5. Структура, текстура, фактура. Дать определение для каждой, их взаимообусловленность и приоритеты в композиции.
6. Критерии определения масштаба макета.
7. Композиционный центр и композиционный акцент. Композиционная доминанта. Соподчиненность элементов композиции.
8. Влияние графики и цвета, фактуры и рельефа на характер восприятия формы макета. Понятия: морфология, конфликт формообразующих средств.
Задания:
Критерии оценки: соблюдение технологической последовательности при изготовлении, точность изготовления развертки, качество сборки, прочность клеевых соединений, чистота поверхностей;
Задание 2. « Макет пирамиды ». Текст задания: Изготовление макета пирамиды из бумажных макетных материалов. Габаритные размеры: 100х100х100мм.
Критерии оценки: соблюдение технологической последовательности при изготовлении, точность изготовления развертки, качество сборки, прочность клеевых соединений, чистота поверхностей.
Задание 3. « Макет цилиндра ». Текст задания: Изготовление макета цилиндра из бумажных макетных материалов. Габаритные размеры: 100х100х100мм.
Критерии оценки: соблюдение технологической последовательности при изготовлении, точность изготовления развертки, качество сборки, прочность клеевых соединений, чистота поверхностей.
Задание 4. « Макет конуса ». Текст задания: Изготовление макета конуса из бумажных макетных материалов. Габаритные размеры: 100х100х100мм.
Критерии оценки: соблюдение технологической последовательности при изготовлении, точность изготовления развертки, качество сборки, прочность клеевых соединений, чистота поверхностей.
Задание 5. « Макет вывески на основе торгового знака или логотипа ». Текст задания: Изготовление макета вывески на основе торгового знака или логотипа из бумажных макетных материалов. Примерные габаритные размеры: 200х300х300мм.
Критерии оценки: соблюдение технологической последовательности при изготовлении, точность изготовления разверток, качество сборки, прочность и чистота клеевых соединений, чистота поверхностей.
Задание 6. « Макет стелы на основе торгового знака или логотипа ». Текст задания: Изготовление макета стелы на основе торгового знака или логотипа из бумажных макетных материалов. Примерные габаритные размеры: 300х200х200мм.
Критерии оценки: соблюдение технологической последовательности при изготовлении, точность изготовления разверток, качество сборки, прочность и чистота клеевых соединений, чистота поверхностей.
Темы рефератов
1. Общее понятие о технологии изготовления бумаги, картона.
2. Общие технологические приемы обработки материалов из бумаги и ее производных.
3. Виды и способы соединений конструктивных элементов
4. Основные способы конструктивного преобразования геометрических тел.
5. Общие технологические приемы изготовления разверток геометрических тел.
6. Виды и способы соединений конструктивных элементов.
7. Общие технологические приемы обработки материалов из бумаги и ее производных.
8. Виды и способы соединений конструктивных элементов
9. Общие технологические приемы обработки материалов из бумаги и ее производных.
10. Виды и способы соединений конструктивных элементов
Технология обучения ориентирована на освоение основных принципов, методов и свойств основ проектирования и макетирования, на их эффективность. Освоение пропедевтического курса по макетированию необходимо для дальнейшего освоения принципов проектирования и работы в профессиональной деятельности.
Лабораторные занятия проводятся в аудитории.
Обучающийся делает лабораторную работу по каждому заданию до очередной теоретической темы.
Лабораторная работа № 1. Технологические приемы обработки материалов из бумаги, сортамент и применение в производстве макетов средовых объектов.
Цель занятия:
1) Изучение техники безопасности в работе с режущими инструментами.
2) Изучение макетных материалов из бумаги и ее производных.
3) Изучение инструментов и приспособлений, способов раскроя, отделки и соединения элементов. Ознакомление с техническими приемами работы с бумагой, разметочным, измерительным, режущим и др. инструментом.
Методика:
Обучающимся предлагается выполнить задание, связанное с исполнением простых технологических действий. Например, разрезать по прямой линии, по окружности, согнуть образец по ребру, малому и большому радиусу. Изучаются способы соединения элементов, виды клеевых соединений. Перед ним лежат образцы бумаги, образцы макетов, инструменты для макетирования. Применить врезки, перфорацию, способы усиления конструкции, способы соединений деталей в конструкциях.
Инструкции для обучающихся: Как безопасно работать с режущими инструментами. Как правильно подготавливать инструмент к работе, держать инструмент в руках, правильно работать инструментом. Как правильно соединять детали, выполнять качественные клеевые швы.
Преподаватель тщательно следит за действиями обучающихся, помогает исправлять ошибки, отвечает на вопросы.
Обсуждение результатов:
Полученные данные должны быть проанализированы с точки зрения того, точно и качественно выполнены ли те или иные действия.
Лабораторная работа № 2, № 3, № 4, №5: Изготовление макетов геометрических тел: (многогранников, цилиндров и производных от их форм).
Цель занятия:
1) Практическое освоение приемов обработки и соединений элементов в макетах.
2) Изучение формообразующих возможностей макетных материалов из бумаги.
3) ознакомление с техническими приемами работы с бумагой, разметочным, измерительным, режущим и др. инструментом.
Методика:
Обучающимся предлагается выполнить задание, связанное с исполнением основных технологических действий по обработке бумаги. Вначале делаются развертки геометрических тел при помощи чертежных инструментов. Развертки вырезаются по контурам режущими инструментами. Собираются развертки в фигуры при помощи клея. Варианты базовых геометрических тел: куб, призма, пирамида, конус, цилиндр. Инструменты и материалы: макетные ножи, ножницы, металлическая линейка. Планшет 210х297мм, бумага, клей ПВА или «Titan», карандаши, инструменты для черчения.
Преподаватель дает инструкции, помогает правильно выполнять технологические операции.
Инструкция для обучающихся: Как правильно выполнить разметку на материале. Как безопасно работать с режущими инструментами. Как правильно подготавливать инструмент к работе, держать инструмент в руках, правильно работать инструментом. Как правильно соединять детали, выполнять качественные клеевые швы.
Преподаватель тщательно следит за действиями студентов, помогает исправлять ошибки, отвечает на вопросы.
Обсуждение результатов:
Полученные данные должны быть проанализированы с точки зрения того, точно и качественно выполнены ли те или иные действия
Цель занятия:
1) Практическое освоение приемов обработки и сборки бумажных элементов.
2) Изучение способов применения графических материалов.
3) Ознакомление с техническими приемами работы с бумагой, разметочным, измерительным, режущим и др. инструментом.
Методика:
Предлагается выполнить задание, связанное с выполнением макета вывески на основе торгового знака или логотипа.
Обучающийся самостоятельно выбирает изображение торгового знака или логотипа. Затем делает варианты эскизов рельефного изображения торгового знака из каталога. На основании выбранного варианта подготавливаются подробные чертежи объекта в ортогональных проекциях в масштабе. Размеры макета 250х250мм. Делает деталировку всех частей. По заранее выполненным чертежам он размечает, изготавливает, развертки и детали. Конфигурация разверток продумывается с наименьшим количеством клеевых швов. Это дает наибольшую прочность конструкции и качество макета. Производит сборку макета при помощи клея. Клей применяется бесцветный, подходит ПВА или Титан. Такие клеи хорошо удерживают бумажные детали, не коробят их, делают клеевые швы малозаметными, что очень важно для презентабельности макета. Преподаватель дает инструкции, проверяет размеры, помогает правильно выполнять технологические операции.
Инструкция для обучающихся: Как правильно рассчитать масштаб, вычертить развертки и детали. Как правильно выполнить разметку на материале. Как правильно соединять детали, выполнять качественные клеевые швы.
Как правильно позиционировать компоненты и собрать весь макет. Как безопасно работать с режущими инструментами.
Преподаватель тщательно следит за действиями, помогает исправлять ошибки, отвечает на вопросы.
Обсуждение результатов:
Полученные данные должны быть проанализированы с точки зрения того, точно и качественно выполнены ли те или иные действия.
Лабораторная работа № 7. Выполнение макета композиции в виде объемной композиции на основе соединений элементов при помощи врезок и клея. Тема: обьемное изображение рекламного объекта на основе торгового знака или логотипа.
Цель занятия:
1) Изучение формообразующих свойств материалов из бумаги. Получение опыта в производстве макетов средовых объектов
2) Получение опыта оптимального раскроя материала, отделки и соединения элементов.
Методика:
Предлагается выполнить задание, связанное с выполнением макета въездного знака на основе торгового знака или логотипа. Обучающийся самостоятельно выбирает изображение торгового знака или логотипа в каталоге. Затем делает варианты эскизов объемного изображения торгового знака. При этом продумывается оптимальное количество деталей, с наименьшим количеством клеевых швов. Это значительно повышает прочность конструкции и качество макета. На основании выбранного варианта подготавливаются подробные чертежи объекта в ортогональных проекциях в масштабе. Размеры макета 250х250х250мм. Делает деталировку всех частей. По заранее выполненным чертежам он размечает, изготавливает при помощи макетных ножей развертки и детали. Производит сборку макета при помощи клея. Клей применяется бесцветный, подходит ПВА или Титан. Такие клеи хорошо удерживают бумажные детали, не коробят их, делают клеевые швы малозаметными, что очень важно для презентабельности макета. После сборки всех элементов объект устанавливается на основание из картона. Преподаватель дает инструкции, проверяет размеры, помогает правильно выполнять технологические операции.
Инструкции для обучающихся: Как правильно рассчитать масштаб, вычертить развертки и детали. Как правильно выполнить разметку на материале. Как правильно позиционировать компоненты и собрать весь макет.
Преподаватель тщательно следит за действиями студентов, помогает исправлять ошибки, отвечает на вопросы.
Обсуждение результатов:
Полученные данные должны быть проанализированы с точки зрения того, точно и качественно ли выполнены те или иные действия.
Методические указания к самостоятельным занятиям.
Важная роль в процессе преподавания отводится самостоятельной работе обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся не только изучает учебный материал, но и приобретает необходимые умения и навыки, которые впоследствии обязательно пригодятся ему в его профессиональной деятельности.
Перед этой формой учебной деятельности ставятся следующие задачи:
- дальнейшее углубление и закрепление знаний учащихся, полученных на лекциях;
- предусмотренное программой самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов курса;
- самостоятельное изучение студентом интересующих его исторических аспектов;
- овладение умениями и навыками самостоятельной работы.
Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине проводится с целью:
•освоения теоретических знаний по темам курса;
•систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
•углубления и расширения теоретических знаний;
•формирования умений использовать справочную и дополнительную литературу по дисциплине;
•развитие самостоятельности, ответственности и организованности обучающихся.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя. Задание выдается на учебном занятии.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется на учебных занятиях.
Минимальный набор выполняемых работ включает в себя:
•критическое осмысление актуальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
В целях полного и эффективного усвоения учебного материала по дисциплине нужно организовать самостоятельную работу обучающихся по ознакомлению с отдельными разделами дисциплины, закреплению и расширению полученных знаний, умений и навыков, поиску необходимого материала. Следует координировать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, помогая им в выборе темы, поиске и отборе информации, формулировке целей и задач исследования, поэтапно прослеживая ход работы по подготовке и представлению графорефератов и мультимедийных презентаций. При подготовке к текущему контролю и промежуточной аттестации по дисциплине необходимо давать полезные советы по научной организации труда и рациональному распределению времени и эффективному отбору и систематизации полученной информации.
Методические указания к зачету.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Текущий контроль и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.
3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации;
– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.