(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Формальные, содержательные и структурные особенности книги, задачи и особенности ее оформления.
Формальные, содержательные и структурные особенности книги. Европейская книжная форма – кодекс. Читательский адрес и оформление книги.
/Лек/
Э4 Э11 Э12
Формальные, содержательные и структурные особенности книги. Европейская книжная форма – кодекс. Читательский адрес и оформление книги.
/Лаб/
Э4 Э11 Э12
Формальные, содержательные и структурные особенности книги. Европейская книжная форма – кодекс. Читательский адрес и оформление книги.
/Ср/
Э4 Э11 Э12
Э5 Э11 Э12
Э5 Э11 Э12
Э1 Э2 Э11 Э12
Виды и форматы книги, особенности их оформления. Разработка художественно-технологической концепции книжного оформления конкретного издания.
/Лек/
Э9 Э11 Э12
Виды и форматы книги, особенности их оформления. Разработка художественно-технологической концепции книжного оформления конкретного издания.
/Лаб/
Э3 Э11 Э12
Виды и форматы книги, особенности их оформления. Разработка художественно-технологической концепции книжного оформления конкретного издания.
/Ср/
Э3 Э11 Э12
Э5 Э11 Э12
Э10 Э11 Э12
Э10 Э11 Э12
Э9 Э11 Э12
Э10 Э11 Э12
Э10 Э11 Э12
Э9 Э11 Э12
Э5 Э11 Э12
Э5 Э11 Э12
Э5 Э11 Э12
Э9 Э11 Э12
Э9 Э11 Э12
Книга как арт-объект.
Э5 Э11 Э12
Э9 Э11 Э12
Э9 Э11 Э12
Э6 Э11 Э12
Э7 Э11 Э12
Э9 Э11 Э12
Э5 Э11 Э12
Э7 Э11 Э12
Э7 Э11 Э12
Э7 Э11 Э12
Э9 Э11 Э12
Э9 Э11 Э12
Э7 Э9 Э11 Э12
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э11 Э12
Контрольные вопросы к экзамену
1.Книга в европейской и восточной традиции (формы и форматы книги).
2.Книга-кодекс история возникновения, характеристики.
3.Иллюстрация: понятие, виды.
4.Основные страницы книги: титульный лист, фронтиспис и др.
5.Буквица (инициал): характеристики, история использования.
6.Переплет: традиции и современные тенденции в оформлении.
7.Суперобложка и другие виды книжной упаковки.
8.Графические техники и технологии в оформлении современной книги.
9.Особенности оформления книги для детей.
10.Миниатюрная книга: определение, технические характеристики.
11.История миниатюрной книги.
12.История авторской книги в России.
13.Виды авторской книги, современные тенденции ее развития.
14.Арт-практики в области книги (книга как объект художественного эксперимента).
15.Комикс: история,
16.Виды комикса.
17.Техники исполнения современного комикса.
18.Методика оформления книги.
19.Особенности организации урока по разработке элементов книжного оформления.
20.Понятие читательский адрес и функция книги.
Примерная тематика контрольных заданий
1.Разработка эскизов и изготовление детской книжки-раскладушки (макет).
2.Разработка макета миниатюрной книги (тематика по выбору).
3.Разработка макета книги-кодекса.
4.Разработка макета авторской неформатной (неформальной) книги.
5.Разработка листового комикса для детей (формат А3).
Темы доклада
1.Книга как коммуникативно-информационная система в культуре.
2.Понятия книга, брошюра.
3.Историческое развитие книги: форма, формат, конструктивные особенности.
4.Оформление рукописных и первопечатных книг (европейских и славянских).
5.Понятие формата книги (пропорции книжного листа).
6.Модулная сетка страницы.
7.Структурные элементы книжного оформления: переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист, авантитул, шмуцтитул, вклейка, выкидка.
8.Обложка и суперобложка книги и брошюры.
9.Переплет книги: история, виды, материалы.
10.Иллюстративная система книги: оригинальная графика, фото, компьютерная графика и т.д.
11.Иллюстрация: виды и жанры.
12.Особенности иллюстрирования детских изданий.
13.Силуэтная иллюстрация.
14.Книжная миниатюра: история и особенности выполнения.
15.Анализ композиционных особенностей иллюстрации (на примере творчества конкретного иллюстратора).
17.Шрифтовое оформление книги (типографика, буквица, инициал).
18.Литературный герой (персонаж): понятие, образ, типаж.
19.Особенности конструкции и оформления детской книги.
20.Задачи иллюстрирования литературы на школьных уроках Изобразительного искусства.
21.В.А. Фаворский - об иллюстрации и орнаменте в оформлении книги.
22.Мастера советской книжной графики 20 – 30 годов XX века.
23.Теоретические подходы В.Н. Ляхова в изучении искусства книги.
24.Искусствоведческие работы А.А. Сидорова в области книги.
25.Традиции «народной картинки» в современной книжной иллюстрации.
26.Книжные иллюстраторы 70-80 годов ХХ века.
27.Художественные и стилистические особенности комикса.
28.Комикс: видовые и жанровые характеристики.
29.В.А. Фаворский о роли шрифта в книжном оформлении.
30.Книжная и журнальная иллюстрация.
Методические указания к лекциям.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к лабораторным занятиям необходимо дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
Методические указания к лабораторным занятиям.
Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью лабораторного занятия является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Самостоятельная работа студентов (СРС) в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.
По содержанию самостоятельная работа по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим студентом по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.
Виды самостоятельной работы следующие:
1.самостоятельное изучение обучающимися отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса «Книжная графика»;
2.дополнительная проработка материалов по тематике курса;
3.подготовка к лабораторным работам по предусмотренным программой темам;
4.подготовка и представление презентаций по отдельным вопросам курса. Перечень ориентировочных тем презентаций приведен выше;
5.формирование неясных вопросов для их рассмотрения во время лекционных и лабораторных занятий с помощью преподавателя;
6.подготовка к зачету, включающая теоретический компонент курса и правильное выполнение практических работ по композиции в указанном формате и технике.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.