2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Книжная графика_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Книжная графика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 10
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
16
9 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
8
8
24
24
Лабораторные
32
32
8
8
40
40
Итого ауд.
48
48
16
16
64
64
Кoнтактная рабoта
48
48
16
16
64
64
Сам. работа
24
24
20
20
44
44
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат пед. наук, доцент, Большакова Cветлана Владимировна _________________
 
 
Книжная графика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины -теоретическая и практическая подготовка обучающегося в области книжного искусства, позволяющая освоить основы книжной графики в необходимые в реализации образовательных программ по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов, а также овладеть компетенциями в организации сотрудничества обучающихся, в умении поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
-ознакомить обучающегося с традициями книжной графики и тенденциями развития современной книги в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.4
-организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности в процессе выполнения иллюстрации и элементов оформления книги;
1.5
-обучить умению реализовывать образовательные программы по предмету «Изобразительное искусство» в соответствии с требованиями образовательных стандартов
1.6
-дать опыт методической деятельности по организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей средствами книжной графики
1.7
-изучить методические приемы знакомства школьников с основами книжной графики.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы стилизации
2.1.2
Основы цветоведения
2.1.3
Стилизация в живописи
2.1.4
Композиция
2.1.5
История изобразительного искусства
2.1.6
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.1.7
Теория и методика обучения технологии
2.1.8
Компьютерные и мультимедийные технологии в СОШ
2.1.9
Компьютерные технологии в художественном образовании
2.1.10
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.11
Перспектива
2.1.12
Учебная практика по технологии
2.1.13
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.14
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.15
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.16
История изобразительного искусства
2.1.17
Композиция
2.1.18
Учебная практика по технологии
2.1.19
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.20
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.1.21
Теория и методика обучения технологии
2.1.22
Производственная  летняя педагогическая практика
2.1.23
Компьютерные технологии в художественном образовании
2.1.24
Основы стилизации
2.1.25
Курсовой проект по дисциплине "Живопись"
2.1.26
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.27
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)    
2.1.28
Курсовой проект по дисциплине "Рисунок"
2.1.29
Основы цветоведения
2.1.30
Перспектива
2.1.31
Компьютерные и мультимедийные технологии в СОШ
2.1.32
Стилизация в живописи
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для подготовка к защите и защита выпускных квалификационных работ 
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основные  понятия и умения книжной графики,  приемы их формирования при реализации образовательной программы по изобразительному искусству в соответствии с образовательными стандартами;
 
систему живописно-колористических знаний и умений, способы их формирования при реализации образовательной программы по изобразительному искусству согласно требованийобразовательного стандарта;
 
закономерности  процесса знакомства с оформлением книги при реализации образовательной программы по изобразительному искусству в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
 
Уметь:
 
раскрывать содержание предмета "Изобразительное искусство" средствами книжной графики  в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
составлять систему знаний и умений книжного оформления  на уроке изобразительного искусства; 
 
объяснять закономерности развития у обучающихся особенностей культуры понимания искусства книги.
 
 
Владеть:
 
приемами формирования живописно-колористической культуры обучающихся  при  реализации образовательных программ изобразительному искусству в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
основами системы композиционных знаний и графических умений при реализации образовательных программ по изобразительному искусству  в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
опытом развития у обучающихся навыков использования живописных и графических материалов при  реализации программ по изобразительному искусству в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в процессе изучения книжной графики
 
способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в процессе изучения книжной графики
 
технологии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в процессе освоения  книжной графики
 
 
Уметь:
 
применять способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в процессе изучения книжной графики;
 
проводить отбор способов организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в процессе изучения основ книжной графики;
 
выбирать технологии сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации  в процессе изучения основ книжной графики;
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний  книжной графики для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в ходе изучения основ книжной графики;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
навыками реализации технологий сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в процессе освоения книжной графики.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные исторические сведения и технологические особенности оформления книги;
3.1.2
образовательные программы по предмету «Изобразительное искусство»   в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.1.3
формы сотрудничества обучающихся на уроке ИЗО;
3.1.4
понятия и термины, художественно-выразительные средства книжной графики;
3.1.5
методические принципы организации уроков с обучающимися по темам книжной графики в соответствии с требованиями ФГОС.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
поэтапно создавать элементы композиции книжного оформления различными средствами, приемами и материалами;
3.2.2
развивать творческие способности обучающихся  на уроке ИЗО средствами книжной графики;
3.2.3
поддерживать активность, инициативность и самостоятельность обучающихся на уроке ИЗО;
3.2.4
использовать дидактические приемы обучения основам книжной графики школьников в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.5
разрабатывать методику изучения основ книжного искусства школьниками;
3.2.6
организовывать сотрудничество обучающихся на уроке ИЗО.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками создания книжного графического оформления для книги по требованиям ФГОС;
3.3.2
опытом преподавания основ книжной графики обучающимся школ в урочной и внеурочной работе.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Цели и задачи курса «Книжная графика».

Формальные, содержательные и структурные особенности книги, задачи и особенности ее оформления.

 
1.1
Цели и задачи курса «Книжная графика».

Формальные, содержательные и структурные особенности книги. Европейская книжная форма – кодекс. Читательский адрес и оформление книги.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.2
Цели и задачи курса «Книжная графика».

Формальные, содержательные и структурные особенности книги. Европейская книжная форма – кодекс. Читательский адрес и оформление книги.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л3.1

Э4 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.3
Цели и задачи курса «Книжная графика».

Формальные, содержательные и структурные особенности книги. Европейская книжная форма – кодекс. Читательский адрес и оформление книги.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л3.1

Э4 Э11 Э12

6
ПК-7 ПК-1
9
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.4
История книги: обзорные сведения об оформлении. Жанры и виды книжной графики. Элементы книжного оформления. Элементы книжного блока. Переплет. Книжный разворот. Модульная сетка страницы и ее структура (текст, заставка, концовка: классический или произвольный вариант). Инициал, буквица. Графическая разработки элементов книжного оформления (инициал, заставка) в системе «линия – пятно - цвет» (5-6 листов, формат А4). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э5 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.5
История книги: обзорные сведения об оформлении. Жанры и виды книжной графики. Элементы книжного оформления. Элементы книжного блока. Переплет. Книжный разворот. Модульная сетка страницы и ее структура (текст, заставка, концовка: классический или произвольный вариант). Инициал, буквица. Графическая разработки элементов книжного оформления (инициал, заставка) в системе «линия – пятно - цвет» (5-6 листов, формат А4). /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э5 Э11 Э12

6
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.6
История книги: обзорные сведения об оформлении. Жанры и виды книжной графики. Элементы книжного оформления. Элементы книжного блока. Переплет. Книжный разворот. Модульная сетка страницы и ее структура (текст, заставка, концовка: классический или произвольный вариант). Инициал, буквица. Графическая разработки элементов книжного оформления (инициал, заставка) в системе «линия – пятно - цвет» (5-6 листов, формат А4). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э11 Э12

4
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.7
Взаимодействие шрифта и изображения. Теория книжной графики В.А. Фаворского.

Виды и форматы книги, особенности их оформления. Разработка художественно-технологической концепции книжного оформления конкретного издания.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л3.1

Э9 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.8
Взаимодействие шрифта и изображения. Теория книжной графики В.А. Фаворского.

Виды и форматы книги, особенности их оформления. Разработка художественно-технологической концепции книжного оформления конкретного издания.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л3.1

Э3 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.9
Взаимодействие шрифта и изображения. Теория книжной графики В.А. Фаворского.

Виды и форматы книги, особенности их оформления. Разработка художественно-технологической концепции книжного оформления конкретного издания.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л3.1

Э3 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
9
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.10
Виды иллюстраций (художественная, научная, учебная). Жанры иллюстрации. Известные иллюстраторы прошлого и современности. Традиции и новаторство в отечественной иллюстрации. Разработка реферата по общей теме: «Известные мастера книжной графики». /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э5 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.11
Виды иллюстраций (художественная, научная, учебная). Жанры иллюстрации. Известные иллюстраторы прошлого и современности. Традиции и новаторство в отечественной иллюстрации. Разработка реферата по общей теме: «Известные мастера книжной графики». /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э10 Э11 Э12

4
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.12
Виды иллюстраций (художественная, научная, учебная). Жанры иллюстрации. Известные иллюстраторы прошлого и современности. Традиции и новаторство в отечественной иллюстрации. Разработка доклада по общей теме: «Известные мастера книжной графики». /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э10 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.13
Техники книжной иллюстрации. Цвет в иллюстрации. Художественная иллюстрация в разных жанрах. Особенности иллюстрирования поэзии. Эскиз художественного решения страницы: иллюстрация, заставка (в разных графических техниках /тушь, карандаш, акварель и т. д./), 2-3 листа, формат А4. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э9 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.14
Техники книжной иллюстрации. Цвет в иллюстрации. Художественная иллюстрация в разных жанрах. Особенности иллюстрирования поэзии. Эскиз художественного решения страницы: иллюстрация, заставка (в разных графических техниках /тушь, карандаш, акварель и т. д./), 2-3 листа, формат А4. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э10 Э11 Э12

6
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.15
Техники книжной иллюстрации. Цвет в иллюстрации. Художественная иллюстрация в разных жанрах. Особенности иллюстрирования поэзии. Эскиз художественного решения страницы: иллюстрация, заставка (в разных графических техниках /тушь, карандаш, акварель и т. д./), 2-3 листа, формат А4. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э10 Э11 Э12

4
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.16
Обложка и суперобложка в системе книжного оформления. Принцип цитаты в оформлении суперобложки. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э9 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.17
Обложка и суперобложка в системе книжного оформления. Принцип цитаты в оформлении суперобложки. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э5 Э11 Э12

6
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.18
Обложка и суперобложка в системе книжного оформления. Принцип цитаты в оформлении суперобложки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э5 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
9
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.19
Детская книга: особенности формата и оформления. Представители детской книжной графики. Изготовление книжки-раскладушки (макет). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э5 Э11 Э12

4
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.20
Детская книга: особенности формата и оформления. Представители детской книжной графики. Изготовление книжки-раскладушки (макет). /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э9 Э11 Э12

6
ПК-7 ПК-1
9
0
 
1.21
Детская книга: особенности формата и оформления. Представители детской книжной графики. Изготовление книжки-раскладушки (макет). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э9 Э11 Э12

4
ПК-7 ПК-1
9
0
 
 
Раздел 2. Авторская и неформатная (неформальная книга). Комикс. Миниатюрная книга.

Книга как арт-объект.

 
2.1
Разработка макета оформления классической книги-кодекса. (Иллюстративный ряд, оформление обложки, титульного листа и основных страниц).Миниатюрная книга: история возникновения. Исполнение и оформление миниатюрной книги. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э5 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
10
0
 
2.2
Разработка макета оформления классической книги-кодекса. (Иллюстративный ряд, оформление обложки, титульного листа и основных страниц).Миниатюрная книга: история возникновения. Исполнение и оформление миниатюрной книги. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э9 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
10
0
 
2.3
Разработка макета оформления классической книги-кодекса. (Иллюстративный ряд, оформление обложки, титульного листа и основных страниц). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э9 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
10
0
 
2.4
Миниатюрная книга: история возникновения. Исполнение и оформление миниатюрной книги. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э6 Э11 Э12

4
ПК-7 ПК-1
10
0
 
2.5
Авторская и неформатная (неформальная книга). История авторской книги (рукописного и тиражного варианта) Эскиз-макет книжной раскладки страниц авторской книги.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э7 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
10
0
 
2.6
Авторская и неформатная (неформальная книга). История авторской книги (рукописного и тиражного варианта) Эскиз-макет книжной раскладки страниц авторской книги.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э9 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
10
0
 
2.7
Авторская и неформатная (неформальная книга). История авторской книги (рукописного и тиражного варианта) Эскиз-макет книжной раскладки страниц авторской книги.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э5 Э11 Э12

4
ПК-7 ПК-1
10
0
 
2.8
Книга как арт-объект. Художественный эксперимент в области книги /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э7 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
10
0
 
2.9
Книга как арт-объект. Художественный эксперимент в области книги /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э7 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
10
0
 
2.10
Книга как арт-объект. Художественный эксперимент в области книги /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э7 Э11 Э12

6
ПК-7 ПК-1
10
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.11
Комикс: история жанра, виды комикса. (Эскизное исполнение комикса). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э9 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
10
0
 
2.12
Комикс: история жанра, виды комикса. (Эскизное исполнение комикса). /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э9 Э11 Э12

2
ПК-7 ПК-1
10
0
 
2.13
Комикс: история жанра, виды комикса. (Эскизное исполнение комикса). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э7 Э9 Э11 Э12

4
ПК-7 ПК-1
10
0
 
2.14
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э11 Э12

36
ПК-7 ПК-1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Контрольные вопросы к экзамену

1.Книга в европейской и восточной традиции (формы и форматы книги).

2.Книга-кодекс история возникновения, характеристики.

3.Иллюстрация: понятие, виды.

4.Основные страницы книги: титульный лист, фронтиспис и др.

5.Буквица (инициал): характеристики, история использования.

6.Переплет: традиции и современные тенденции в оформлении.

7.Суперобложка и другие виды книжной упаковки.

8.Графические техники и технологии в оформлении современной книги.

9.Особенности оформления книги для детей.

10.Миниатюрная книга: определение, технические характеристики.

11.История миниатюрной книги.

12.История авторской книги в России.

13.Виды авторской книги, современные тенденции ее развития.

14.Арт-практики в области книги (книга как объект художественного эксперимента).

15.Комикс: история,

16.Виды комикса.

17.Техники исполнения современного комикса.

18.Методика оформления книги.

19.Особенности организации урока по разработке элементов книжного оформления.

20.Понятие читательский адрес и функция книги.

Примерная тематика контрольных заданий

1.Разработка эскизов и изготовление детской книжки-раскладушки (макет).

2.Разработка макета миниатюрной книги (тематика по выбору).

3.Разработка макета книги-кодекса.

4.Разработка макета авторской неформатной (неформальной) книги.

5.Разработка листового комикса для детей (формат А3).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы доклада

1.Книга как коммуникативно-информационная система в культуре.

2.Понятия книга, брошюра.

3.Историческое развитие книги: форма, формат, конструктивные особенности.

4.Оформление рукописных и первопечатных книг (европейских и славянских).

5.Понятие формата книги (пропорции книжного листа).

6.Модулная сетка страницы.

7.Структурные элементы книжного оформления: переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист, авантитул, шмуцтитул, вклейка, выкидка.

8.Обложка и суперобложка книги и брошюры.

9.Переплет книги: история, виды, материалы.

10.Иллюстративная система книги: оригинальная графика, фото, компьютерная графика и т.д.

11.Иллюстрация: виды и жанры.

12.Особенности иллюстрирования детских изданий.

13.Силуэтная иллюстрация.

14.Книжная миниатюра: история и особенности выполнения.

15.Анализ композиционных особенностей иллюстрации (на примере творчества конкретного иллюстратора).

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
16.Элементы иллюстративной системы страницы (виньетка, заставка, концовка и т.д.)

17.Шрифтовое оформление книги (типографика, буквица, инициал).

18.Литературный герой (персонаж): понятие, образ, типаж.

19.Особенности конструкции и оформления детской книги.

20.Задачи иллюстрирования литературы на школьных уроках Изобразительного искусства.

21.В.А. Фаворский - об иллюстрации и орнаменте в оформлении книги.

22.Мастера советской книжной графики 20 – 30 годов XX века.

23.Теоретические подходы В.Н. Ляхова в изучении искусства книги.

24.Искусствоведческие работы А.А. Сидорова в области книги.

25.Традиции «народной картинки» в современной книжной иллюстрации.

26.Книжные иллюстраторы 70-80 годов ХХ века.

27.Художественные и стилистические особенности комикса.

28.Комикс: видовые и жанровые характеристики.

29.В.А. Фаворский о роли шрифта в книжном оформлении.

30.Книжная и журнальная иллюстрация.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд ценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Барциц, Р.Ч. 
Графическая композиция в системе высшего художественного образования. Вопросы теории и практики: учебное пособие : / Р. Ч. Барциц. — Москва: Издательство Московский педагогический государственный университет, 2017. — 200 c. — ISBN 978-5-4263-0355-3. - Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. — URL : http://www.iprbookshop.ru/79060.html.
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017
 
Л1.2
Корытов, О. В.
Корытов, О. В.  Дизайн иллюстрированной книги : учебное пособие для вузов / О. В. Корытов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 122 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14433-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496803 : учебное пособие для вузов 
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бесчастнов, Н.П.
Основы композиции (история, теория и современная практика): монография: / Н. П. Бесчастнов. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 222 c. — ISBN 978-5-4487- 0277-8. — Текст:электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/76538.htm 
Саратов : Вузовское образование, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сигов, В.К.
Детская литература: учебник для вузов:  / В. К. Сигов [и др.]; под научной редакцией В. К. Сигова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 532 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12356-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447406.
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
История русского книгопечатания и Иван Федоров.: [сайт]. – URL:http://www.textreferat.com/referat-6812-7.htm  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Литературный герой.: [сайт]. – URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Литературный_герой  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Шрифты и каллиграфия.: [сайт]. – URL: http://www.library.calligraphy-mvk.ru (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Михаил Погарский. Рукописи не горят.: [сайт]. – URL: http://www.library.calligraphy-mvk.ru (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э5
Как выбрать формат книги: [сайт]. – URL:http://www.tgraf.ru/format.html (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Э6
Никольская, С.Н. Мои рукописные миниатюрные книги: [сайт]. – URL:http://www.minibook.ru/minibook/002/index.htm  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э7
Кузнецов, Э. Футуристы и книжное искусство: [сайт]. – URL: http://a-pesni.org/index.php (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э8
Рыкованова О. Текст лекции «Миниатюрные издания»: [сайт]. – URL: http://www.1micro.ru/minibooks/book_history.html (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э9
Содержание и форма книги. Внешняя форма книги и ее сущность: [сайт]. – URL:  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э10
Что такое иллюстрация? : [сайт]. – URL:http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/107.htm  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э11
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э12
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины "Книжная графика", необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

    Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

В ходе подготовки к лабораторным занятиям необходимо дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

    Методические указания к лабораторным занятиям.

Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью лабораторного занятия является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
   Методические указания к самостоятельной работе обучающихся

Самостоятельная работа студентов (СРС) в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.

По содержанию самостоятельная работа по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим студентом по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.

Виды самостоятельной работы следующие:

1.самостоятельное изучение обучающимися отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса «Книжная графика»;

2.дополнительная проработка материалов по тематике курса;

3.подготовка к лабораторным работам по предусмотренным программой темам;

4.подготовка и представление презентаций по отдельным вопросам курса. Перечень ориентировочных тем презентаций приведен выше;

5.формирование неясных вопросов для их рассмотрения во время лекционных и лабораторных занятий с помощью преподавателя;

6.подготовка к зачету, включающая теоретический компонент курса и правильное выполнение практических работ по композиции в указанном формате и технике.

      Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

    При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.