2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Проектирование в дизайне среды_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проектирование в дизайне среды
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
991
аудиторные занятия
152
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
32 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
1152
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
3
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
34
34
30
30
28
28
24
24
36
36
152
152
Итого ауд.
34
34
30
30
28
28
24
24
36
36
152
152
Кoнтактная рабoта
34
34
30
30
28
28
24
24
36
36
152
152
Сам. работа
182
182
186
186
188
188
192
192
243
243
991
991
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
216
216
216
216
216
216
216
216
288
288
1152
1152
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Доцент кафедры, Гизитдинова Г.А. _________________
 
 
Проектирование в дизайне среды
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
формирование и развитие объемно-пространственного мышления, художественного мышления, приемов выражения конструкции формы, объема, пространства.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
научить владеть методами творческого процесса дизайнеров;
1.5
научить создавать самостоятельные композиционные решения дизайн-объектов;
1.6
научить разрабатывать художественные предметно-пространственные комплексы;
1.7
научить проектировать интерьеры различных по своему назначению зданий и сооружений, архитектурно-пространственной среды;
1.8
научить формировать приемы выражения конструкции формы, объема, пространства;
1.9
развить объемно-пространственное мышление
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История дизайна, науки и техники
2.1.2
Основы теории и методологии дизайна
2.1.3
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, творческая практика
2.1.4
Технический рисунок
2.1.5
Технология 3-D проектирования
2.1.6
Комбинаторные методы проектирования в дизайне среды
2.1.7
Начертательная геометрия и теория теней
2.1.8
Эргономика в дизайне среды
2.1.9
Дизайн и монументально-декоративное искусство формирования среды
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы теории урбанистики
2.2.2
Современные теории устойчивого развития в сфере проектной культуры
2.2.3
Экологические аспекты дизайн-проектирования
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.5
Производственная творческая практика
2.2.6
Преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4: способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
 
Знать:
 
законы, нормативные акты и правила их применения в различных сферах деятельности
 
источники  нормативных актов и правил и законов
 
грамотно применять  законы, нормативные акты и правила  в различных сферах деятельности
 
 
Уметь:
 
грамотно пользоваться нормативными документами и законами
 
отыскать необходимую правовую информацию
 
грамотно применять  законы, нормативные акты и правила  в различных сферах деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативных актов и применения законов
 
навыками в поисках необходимой информации
 
знаниями  использования нормативных актов и применения законов
 
 
 
ОПК-4: способностью применять современную шрифтовую культуру и компьютерные технологии, применяемые в дизайн-проектировании
 
Знать:
 
виды шрифтов
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
назначение шрифтов
 
шрифтовые композиции
 
 
Уметь:
 
грамотно применять шрифтовые гарнитуры
 
сочетать графику и иллюстративный материалом
 
применять шрифты для экспозиции и презентации
 
 
Владеть:
 
навыком изображения различных надписей, навыком применения шрифтов в проектах
 
компьютерными технологиями в области дизайна
 
культурой шрифтовой графики
 
 
 
ПК-4: способностью анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта
 
Знать:
 
современные технологии и промышленные возможности производств товаров, предметов, бытового оборудования и других промышленных образцов
 
возможности новейшего оборудования в области робототехники
 
специфические особенности проектирования дизайн-объектов с различными средовыми характеристиками
 
 
Уметь:
 
синтезировать проектные решения, учитывая эргономические и средовые особенности
 
искать и выполнять композиционные построения проектов
 
составлять документацию
 
 
Владеть:
 
результативным инструментарием проектного дела
 
юридическими основами составления документации, сопроваждающей проектные решения
 
экономическими расчетами, обосновывающие эффективность проектных предложений
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные положения и современные методы дизайн-проектирования;
3.1.2
основы инженерно-технологических аспектов проектирования;
3.1.3
закономерности формообразования объектов предметной среды и принципы решения формы объектов проектирования;
3.1.4
виды и типы проектной деятельности;
3.1.5
уровень личностных способностей и достижений с области профессиональной деятельности;
3.1.6
область проектной культуры в мировом масштабе;
3.1.7
диапазон применения освоенных принципов и методов проектной профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
изображать объекты предметного мира;
3.2.2
работать в различных пластических материалах с учетом их специфики;
3.2.3
воссоздавать формы предмета по чертежу (в трех проекциях) и изображать ее  в изометрических и свободных проекциях;
3.2.4
работать в различных графических редакторах и браузерах, Интернете;
3.2.5
анализировать объект дизайн-проектирования с констатирующей целью или для дальнейшего на него проектного воздействия;
3.2.6
создавать новый объект, отвечающий эргономическим, эстетическим и культурным потребностями данного социума;
3.2.7
прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности и их возможное дальнейшее изменение со временем (трансформацию, моральное устаревание, износ и т.д.).
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами выполнения работ в материале;
3.3.2
навыками управления процессом дизайн-проектирования;
3.3.3
навыками профессионального представления объектов дизайн-проектирования (в том числе с помощью вербального общения);
3.3.4
навыками использования информационных систем в области дизайн-проектирования;
 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
3.3.5
практическими методами и приемами конструктивного моделирования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Пропедевтика

 
1.1
Виды изобразительного творчества в дизайне (графика, цвет, линия, точка, пятно) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
1.2
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
1.3
Типы абстракций как воплощение средовой деятельности дизайнера (плоскость, объем, пространство) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
1.4
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
1.5
Изучение специфики изобразительных средств дизайна среды (симметрия, ритм, центр, контраст) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
1.6
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
1.7
Язык средового дизайна, средства и методы формообразования (масса, масштаб, пропорции), взаимодействие наблюдателя и формы. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
1.8
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
 
Раздел 2. Тектоника

 
2.1
Ознакомление с видами проектной деятельности средового дизайнера (предметно-пространственные комплексы, архитектура, декоративно-прикладное искусство) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
2.2
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

32
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
2.3
Уровни проектирования в дизайне среды (внутренняя среда, городская среда, интегральная среда, среда-событие) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
2.4
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

32
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
2.5
Стиль и стилистический язык (образ и облик средового объекта) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
2.6
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

32
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
2.7
Архитектонические системы (вертикаль, горизонталь) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
2.8
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

30
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
1
0
 
 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Раздел 3. Графика в среде

 
3.1
Цветографика в качестве структурирования формы пространства, объема. Взаимодополнение цвета и формы. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
3.2
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
3.3
Визуальные коммуникации в среде. Навигация, безопасность и ориентирование. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
3.4
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
3.5
Уличное искусство. Стрит-арт и трансформация среды. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
стр. 9
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
3.6
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
3.7
Реклама в городской среде. Принципы деликатного внедрения рееламы и оформления. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
3.8
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
 
Раздел 4. Пространство

 
4.1
Сомасштабность среды как фактор взаимосвязи (взаимоотношений наблюдателя и пространства) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
4.2
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

32
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
стр. 10
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
4.3
Навигация и пространственные ориентиры среды. Пространство физического развития (геометрия пространства, формы) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
4.4
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

32
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
4.5
Пространственная ситуация как абстрактная модель среды — фрагмент целостной системы (вертикальные и горизонтальные плоскости) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
4.6
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

32
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
4.7
Морфологические пространственные архитипы среды. Типология узловых пространств. Трехмерность как базовый фактор при изучении структуры пространства. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
4.8
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

34
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
2
0
 
 
стр. 11
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Раздел 5. Интерьер

 
5.1
Внутренняя жилая среда как Искусство — экспрессивное пространство и пространства чистых логических построений /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
5.2
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
5.3
Внутренняя жилая среда как пространство прагматичное (процесс удовлетворения жизненных потребностей) и перцептивное (пространство сиюминутной ориентации) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
5.4
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
5.5
Ограничивающее пространство. Факторное напряжение на границе пространств (внешнего и внутреннего).  /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
стр. 12
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
5.6
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
5.7
Взаимодействие и связь внутренней жилой и внешней среды в качестве пространственных отношений  /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
5.8
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
 
Раздел 6. Интегральные средовые системы

 
6.1
Специфика дизайн-проектирования на различных уровнях проектирования средовых объектов (город, здание, интерьер, предмет). /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
6.2
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
стр. 13
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
6.3
Концепции — монопространство, пространство ячеистой структуры, комплексное пространство. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
6.4
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

32
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
6.5
Сосредоточие и дифференциация различных пространств в качестве целостной системы /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
6.6
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

32
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
6.7
Дизайн-проектирование в качестве комплексного проектного объекта /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
6.8
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
3
0
 
 
стр. 14
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Раздел 7. Городская структура и внешняя среда города

 
7.1
Среда как носитель культурно-семантических образов. Среда и её экспрессивное составляющее. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
4
0
 
7.2
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

48
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
4
0
 
7.3
Технология среды (кинетика мобильность, трансформируемость, комбинаторность) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
4
0
 
7.4
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

48
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
4
0
 
7.5
Работа с материалами в сочетании с технологиями (спецификациями) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
4
0
 
стр. 15
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
7.6
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

48
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
4
0
 
7.7
Среда-событие — временная цепь развития пространства (оформление торжества, праздника, экскурсионного маршрута, фестиваля). /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
4
0
 
7.8
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

48
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 8. Преддипломный проект

 
8.1
Поиск, обоснование и актуализация проблемного поля. Выбор тематики. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
5
0
 
8.2
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

120
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
5
0
 
стр. 16
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
8.3
Предварительное исследование темы. Сбор исходных данных. Фотофиксация. Изучение аналогов и прототипов. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
5
0
 
8.4
Самостоятельная работа над темой /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

123
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
5
0
 
8.5
Экзаменационные вопросы и задания /Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОК-4 ОПК-4 ПК-4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

Экзаменационные вопросы:

1.Поиск проблемного поля в существующей городской среде;

2.Анализ существующей ситуации в городе, в стране, в мире;

3.Поиск решения этих проблем и примеры корректировки в других городах мира;

4.Условности и упрощения на чертежах.

5.Понятие эскиза. Выполнение эскиза и технического рисунка детали с натуры.

6.Поверхности вращения. Поверхности вращения с вырезами.

7.Теория теней. Тени точки, отрезка прямой линии и плоской фигуры.

8.Анализ аналогов и прототипов, реализованных и не реализованных;

9.Методы проецирования: центральное, параллельное. Основные понятия и свойства.

10.Проецирование точки. Понятие конкурирующие точки.

11.Применение образа для проектирования оборудования и городской среды;

12.Роль цвета в архитектурно-дизайнерской организации пространства;         

13.Оборудование городской среды и визуальные коммуникаци;

14.Творческие задачи, решаемые в среде городов мира и зарубежный опыт;

15.Получение аксонометрических проекций. Сущность метода и основные понятия.

16.Виды аксонометрических проекций.

17.Правила построения аксонометрического изображения по заданным координатам точки и по ортогональному чертежу.

18.Элементы технического черчения. Основные понятия.

19.Комплексные интегральные многофункциональные средовые решения;

20.Современная подача, демонстрация, презентация и экспозиционирование средовых проектов.

Перечень контрольных заданий для экзамена:

— Формирование исследовательскй базы по теме проектируемого объекта: вербальне обоснование определяемой проблемы, сбор исходных данных, подбор иллюстрационного материалла;

— изучение и ознакомление с аналогичными решениями, выявление положительного и отрицательного опыта изученных аналогов;

— знакомство с аналогами в печатных изданиях, на информационных ресурсах;

 
стр. 17
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
— анализирование местных особенностей: визуальных свойств сложившейся среды, качественных характеристик существующих среды, интегральных особенностей среды;

— постановка приоритетных целей и задач в процессе проектирования;

— определение направления проектных поисков для решения поставленных задач;

— уточнение средств, приемов и способов решения существующих проблем с учетом средового подхода;

— создание перечня чертежей, иллюстраций и текстовой части;

— грамотное оформление графической и пояснительной части;

— убедительная публичная защита проекта;

— проявление коммуникабельности при стороннем критическом анализе;

— обоснованные ответы на задаваемые вопросы.

Задания по Курсовому проектированию:

1 курс

1.Дизайн-проект входных групп зданий и сооружений

2.Дизайн-проект визуальных коммуникаций в общественной среде

2 курс

3.Дизайн-проект интерьеров жилой среды

3 курс

4.Дизайн-проект интерьеров общественного пространства

4 курс

5.Дизайн-проект визуальных коммуникаций в городской среде

6.Архетипы и морфология городских пространств

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы лабораторных работ:

1 курс

1.Средовые модели и виртуальные пространственные структуры.

2.Графические наслоения и транспарантные пространства.

2 курс

3.Интерьеры и внутренние перетекания пространств.

4.Интегральные средовые комплексы.

3 курс

5.Исследование проблемного поля в средовом контексте.

4 курс

6.Проектный концепт решения проблемы.

Вопросы для собеседования

1.Поиск проблемного поля в существующей городской среде;

2.Анализ существующей ситуации в городе, в стране, в мире;

3.Поиск решения этих проблем и примеры корректировки в других городах мира;

4.Условности и упрощения на чертежах.

5.Понятие эскиза. Выполнение эскиза и технического рисунка детали с натуры.

6.Поверхности вращения. Поверхности вращения с вырезами.

7.Теория теней. Тени точки, отрезка прямой линии и плоской фигуры.

8.Анализ аналогов и прототипов, реализованных и не реализованных;

9.Методы проецирования: центральное, параллельное. Основные понятия и свойства.

10.Проецирование точки. Понятие конкурирующие точки.

11.Применение образа для проектирования оборудования и городской среды;

12.Роль цвета в архитектурно-дизайнерской организации пространства;         

13.Оборудование городской среды и визуальные коммуникаци;

14.Творческие задачи, решаемые в среде городов мира и зарубежный опыт;

15.Получение аксонометрических проекций. Сущность метода и основные понятия.

16.Виды аксонометрических проекций.

17.Правила построения аксонометрического изображения по заданным координатам точки и по ортогональному чертежу.

18.Элементы технического черчения. Основные понятия.

19.Комплексные интегральные многофункциональные средовые решения;

20.Современная подача, демонстрация, презентация и экспозиционирование средовых проектов

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 18
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шимко В.Т., Кудряшев Н.К., Никитина Е.В., Смирнов А.В., Шимко В.Т.
Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специфика средового творчества (предпосылки, методика, технологии): учеб. пособие для вузов/ В.Т. Шимко [и др.]; под ред. В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2021. -  240 с. : ил. - (УГМК - книги по искусству и архитектуре)  УМО: учеб. пособие для вузов
Москва: Архитектура-С, 2021
 
Л1.2
Опарин С. Г.
Архитектурно-строительное проектирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Опарин, А. А. Леонтьев ; под общ. ред. С. Г. Опарина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 283 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8767-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/arhitekturno-stroitelnoe-proektirovanie-433576: учебник и практикум для академического бакалавриата
— М. : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Белоусова, О. А.
Архитектурное моделирование [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. А. Белоусова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 64 c. — 978-5-9227-0817-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80734.html: учебное пособие
СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017
 
Л1.4
Елисеенков, Г. С.
Елисеенков, Г. С. Дизайн-проектирование [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» / Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021. — 150 c. — 978-5-8154-0357-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66376.html: учебное пособие
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мясоедова, Т. М.
Мясоедова, Т. М. 3D-моделирование в САПР AutoCAD [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. М. Мясоедова, Ю. А. Рогоза. — Электрон. текстовые данные. — Омск : Омский государственный технический университет, 2017. — 112 c. — ISBN 978-5-8149-2498-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78422.html (дата обращения 29.04.2019): учебное пособие
Омск : Омский государственный технический университе, 2017
 
Л2.2
Аббасов, И. Б.
Аббасов, И. Б. Основы трехмерного моделирования в 3DS MAX 2018 [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Б. Аббасов. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Издательство Профобразование, 2019. — 186 c. — ISBN 978-5-4488-0041-2. — URL: http://www.iprbookshop.ru/64050.html   — URL: для авторизир. пользователей: учебное пособие
Саратов : Профобразование, 2019
 
Л2.3
Лысенкова, Л. Ф.
Пластические средства в архитектурном проектировании [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Ф. Лысенкова, А. Ю. Лысенков. — Электрон. текстовые данные. — Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 104 c. — 978-5-9585-0667-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58832.html: учебно-методическое пособие
Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
Л2.4
Бессонова, Н. В. 
Бессонова, Н. В.  Архитектурное параметрическое моделирование в среде Autodesk Revit Architecture 2014 [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. В. Бессонова. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск : Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), ЭБС АСВ, 2016. — 117 c. — ISBN 978-5-7795-0806-3. — URL: http://www.iprbookshop.ru/ 68748.html (дата обращения 29.04.2019): учебное пособие
Новосибирск : Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), ЭБС АСВ, 2016
 
стр. 19
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.5
Жарков, Н.В.
Жарков, Н.В. Компас-3D [Электронный ресурс] : полное руководство. От новичка до профессионала / Н. В. Жарков, М. А. Минеев, М. В. Финков, Р. Г. Прокди. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Наука и Техника, 2016. — 672 c. — ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/44023.html (дата обращения 29.04.2019): учебное пособие
Санкт-Петербург : Наука и Техника, 2016
 
Л2.6
Левин, И. Л. 
Креативные методы архитектурно-пластического моделирования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. Л. Левин. — Электрон. текстовые данные. — Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 202 c. — 978-5-528-00136-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80901.html: учебно-методическое пособие
Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
Л2.7
Чернушкин О.А.
Строительные материалы [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. А. Чернушкин, А. М. Усачев, С. М. Усачев, С. В. Черкасов. — Электрон. текстовые данные. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 137 c. — 978-5-89040-633-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72944.html: учебное пособие
Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
Л2.8
Гончарова, М. А
Строительные материалы [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. А. Гончарова, В. В. Крохотин, Н. А. Каширина. — Электрон. текстовые данные. — Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017. — 79 c. — 978-5-88247-829-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73090.html: учебное пособие
Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017
 
Л2.9
Соловьева, А. В. 
Основы дизайна архитектурной среды [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / А. В. Соловьева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 88 c. — ISBN 978-5-4486-0232-0. —URL: http://www.iprbookshop.ru/72460.html: учебно-методическое пособие
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Говорова, С. В.
Говорова, С. В. Информационные технологии [Электронный ресурс] : лабораторный практикум / С. В. Говорова, М. А. Лапина. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 168 c. — ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66066.html : лабораторный практикум
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университе, 2016
 
Л3.2
Говорова, С. В.
Говорова, С. В. Инженерная и компьютерная графика [Электронный ресурс] : лабораторный практикум / С. В. Говорова, И. А. Калмыков. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь : Издательство Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 165 c. — ISBN 2227-8397. —URL: http://www.iprbookshop.ru/69382.html : лабораторный практикум
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университе, 2016
 
Л3.3
Беляев А.Н.
Системы автоматизированного проектирования. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. Н. Беляев, В. В. Шередекин, С. В. Кузьменко, А. А. Заболотная ; под ред. В. В. Шередекин. — Электрон. текстовые данные. — Воронеж : Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2016. — 175 c. — 978-5-7267-0887-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72747.html: учебное пособие
Воронеж : Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотекиНГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
стр. 20
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э4
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э5
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям:

Для успешного достижения целей обучения данной дисциплине необходимо тщательно планировать  и систематически осуществлять работу по предъявлению материала, закреплению и последующему контролю знаний, умений и навыков по отдельным разделам и всему курсу учебной дисциплины в целях формирования общекультурных и профессиональных компетен-ций будущих бакалавров. При подготовке лабораторных занятий необходимо своевременно снабжать обучающихся списком основной и дополнительной литературы, перечнем вопросов для самостоятельного изучения. Для наиболее эффективного усвоения учебного материала необходимо применять современные образовательные технологии и активные и интерактивные формы проведения практических занятий, такие как учебные дискуссии, круглые столы, анализ конкретных практических ситуаций, проектно-исследовательские формы работы и др.

Программа курса представляет собой системный комплекс лабораторных и самостоятельных заданий, необходимых для решения профессиональных задач.

Курс имеет практическую часть в виде лабораторных занятий, темы которых помогают изучить основные принципы, методы и свойства  дизайн-проектирования.

Технология обучения ориентирована на освоение основных принципов, методов и свойств  дизайн-проектирования, на их эффективность; на автоматизацию рабочих мест. Освоение локальных и отраслевых сетей; прикладное  программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности, информационные ресурсы Интернета  и других сетей, использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности.

Лабораторные занятия проводятся в аудитории.

Обучающийся делает лабораторную работу по каждому заданию до очередной теоретической темы. По каждому заданию сдается альбом А4 формата. Содержание альбома: титульный лист, в соответствии с требованиями ФГОС ВО; две страницы с цветными фотографиями материалов (изделий, зданий, интерьеров), размером не менее 6х6см и количеством не менее 10шт. Под каждой фотографией должно быть написаны названия или наименования данных материалов или изделий (см. приложение).

Высшая школа дизайнерского искусства объединяет художественно-сепецифическую грамотность и инженерно-технологический профессионализм учащихся. Данная дисциплина формирует глубокие и разносторонние знания о формировании предметно – средовых пространств. Для достижения поставленных целей ведется исследовательская и проектная работа на высоком  профессиональном уровне.

Главной педагогической идеей является экспериментально-исследовательский подход учащихся в области средового проектирования; проектировании предметно – средовых комплексов, синтезирующих  принципы  художественно-проектной деятельности. Внедряемая методика проектирования предполагает  единство теоретического,  научно-технологического и  художественно-композиционного аспектов деятельности.

 
стр. 21
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Методические указания к самостоятельным занятиям.

В процессе самостоятельной работы обучающийся не только изучает учебный материал, но и приобретает необходимые умения и навыки, которые впоследствии обязательно пригодятся ему в его профессиональной деятельности.

Перед этой формой учебной деятельности ставятся следующие задачи:

- дальнейшее углубление и закрепление знаний учащихся, полученных на лекциях;

- предусмотренное программой самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов курса;

- самостоятельное изучение обучающимися интересующих его исторических аспектов;

- овладение студентом умениями и навыками самостоятельной работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине проводится с целью:

•освоения теоретических знаний по темам курса;

•систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

•углубления и расширения теоретических знаний;

•формирования умений использовать справочную и дополнительную литературу по дисциплине

•развитие самостоятельности, ответственности и организованности обучающихся.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя. Задание выдается на учебном занятии.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется на учебных занятиях.

Минимальный набор выполняемых студентами работ включает в себя:

•работу с источниками  исторической искусствоведческой информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

•критическое осмысление актуальной  информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

В целях полного и эффективного усвоения учебного материала по дисциплине нужно организовать самостоятельную работу  по ознакомлению с отдельными разделами дисциплины, закреплению и расширению полученных знаний, умений и навыков, поиску необходимого материала. Следует координировать проектно-исследовательскую деятельность, помогая им в выборе темы, поиске и отборе информации, формулировке целей и задач исследования, поэтапно прослеживая ход работы по подготовке и представлению графорефератов и мультимедийных презентаций. При подготовке к текущему контролю и промежуточной аттестации по дисциплине необходимо давать полезные советы по научной организации труда и рациональному распределению времени и эффективному отбору и систематизации полученной информации.

К основным формам текущего контроля (текущей аттестации) относятся устный опрос, письменные задания, лабораторные работы, контрольные работы и др.

Промежуточная аттестация  осуществляется в конце семестра и  завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.  

Текущий контроль и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.

Работа с учебной литературой  - это, прежде всего,    изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта.  Проработка лекционного материала и основных терминов   поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение   понятий из лекций и словаря терминов,   как правило,   проверяется  в  ходе текущего контроля и  на зачете/экзамене.   

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы:

1)цель написания конспекта по дисциплине -  формирование информационной компетентности-     поиск, отбор, анализ   учебного материала. Эти метапредметные умения  являются обязательными  для любого специалиста с высшим образованием, вне   зависимости  от выбранного направления подготовки;

2)написание конспекта должно быть творческим и должно быть  направлено не на копирование-переписывание     текста из источников, а на смысловое чтение  и   краткое изложение  своими словами содержания ответа.   Копирование и заучивание неосмысленного текста   не имеет познавательной и практической ценности;

3)при работе над конспектом возможно появление     вопросов, с которыми уместно обратиться к преподавателю в ходе  семинаров или в индивидуальном порядке;

4)при работе над терминами необходимо    уточнение  значений по словарям, энциклопедиям.

Методические указания обучающемуся по выполнению учебно-исследовательских работ (докладов, рефератов и контрольных работ):

Одним из аспектов самостоятельной работы обучающийся является чтение и реферирование литературы по специальности.

При анализе научно-теоретической литературы могут быть выявлены:

- основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме;

- отличие авторской позиции от традиционной, новизна его подхода к рассматриваемой проблеме;

- степень аргументации идей автора – достаточная, высокая, недостаточно убедительная;

- задачи дальнейшего изучения поставленной проблемы, не получившей должного освещения или достаточной степени 

 
стр. 22
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
раскрытия.

Работа с литературными источниками включает фиксирование содержания и оформление библиографии. К способам фиксирования содержания относятся:

- аннотирование (характеристика темы, проблемы, объекта, цели и результата);

- тезирование (составление тезисов – заметок о содержании текста);

- реферирование (создание связного изложения изучаемой работы или ряда работ);

- конспектирование (реферирование без выражения отношения к обсуждаемому материалу).

Фиксация содержания изучаемого источника осуществляется двумя путями:

1.словесными;

2.путем логического структурирования в виде графических схем или таблиц.

Доклад – один из видов самостоятельной работы. Основное требование к докладу – отказ от переписывания литературных источников; глубокое изучение темы, логическое изложение вопроса, основанное на взаимосвязи теории экспериментальных исследований и практики.

Доклад – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося, где раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды докладчика. Содержание доклада должно быть логичным, а изложение материала должно носить проблемно-тематический характер. Тематику обычно определяет преподаватель, с участием обучающегося.

Работа над докладом включает следующие шаги:

- самостоятельный библиографический поиск, включая поиск информации в сети Интернет (при написании реферата используется не менее 6-8 источников);

- аналитический обзор литературы (научных трудов классиков, монографий, научных статей, сборников тезисов научных докладов, справочных изданий);

- систематизация собранного материала, разделение на параграфы, оформление блок-схем, таблиц и т.п.;

- работа над композиционными разделами реферата – вступлением (введением) и заключением. Во вступлении обосновывается актуальность темы, обозначается круг противоречивых проблем в содержании, определяются задачи исследования. В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги работы;

- публичное выступление с результатами исследования.

Доклад имеет научно-информационное значение. Помимо исчерпывающего научно-объективного освещения темы, в нем может содержаться анализ и критика соответствующих теорий и выводов. Такие доклады, называемые также научными, получили широкое распространение в обучении. Они включаются в научные семинары и конференции.

Для успешного выполнения докладов и контрольных работ необходимо:

- хорошее знание по пройденным на лекции темам;

- хорошее знание всех пройденных вопросов;

- более углубленное самостоятельное изучение всех пройденных и заданных тем.

Методические указания по выполнению курсовой работы или проекта.

Знания и умения, формируемые у обучающихся необходимы для понимания и  освоения других дисциплин профессионального цикла, выполнения курсовых проектов, научно-исследовательской и выпускной квалификационной работы.

Дисциплина является основной для приобретения профессиональных навыков.

   Освоение данной дисциплины является приоритетной при выполнении учебной нагрузки. Методическое построение дисциплыны имеет сквозной характер на протяжении всего периода обучения. Знания, умения, навыки и опыт, приобретенный в рамках освоения данной  дисциплины синтезируются с другими профессиональными качествами, формирующимися у обучающихся. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, приобретаемые как в период довузовской подготовки так и при изучении смежных дисциплин, в частности: философии, технического рисунка, цветоведения, формальной композиции, пропедевтики. Необходимо учитывать, что на первых этапах подготовки усоение данных материаллов происходит параллельно.

В целях полного и эффективного усвоения учебного материала по дисциплине нужно организовать самостоятельную работу  по ознакомлению с отдельными разделами дисциплины, закреплению и расширению полученных знаний, умений и навыков, поиску необходимого материала. Следует координировать проектно-исследовательскую деятельность студентов, помогая им в выборе темы, поиске и отборе информации, формулировке целей и задач исследования, поэтапно прослеживая ход работы по подготовке и презентации графических работ. При подготовке к лабораторным занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации по дисциплине необходимо давать полезные советы по научной организации труда и рациональному распределению времени и эффективному отбору и систематизации полученной информации.

   Основой для определения оценки знаний и умений обучающихся являются качество выполнения лабораторных заданий и упражнений курса дисциплины.

1. Комплект заданий для выполнения курсовых проектов

2. Комплект заданий для выполнения лабораторных работ

3. Вопросы для самостоятельного изучения разделов дисциплины

  При выполнении курсового проекта необходим высокий уровень графической подачи, необходимо полное представление проектных идей, всестороннее описание проектного решения.

При оценке особое внимание уделяется применению инновационных технологий, умению защищать принятые проектные решения, креативность, оригинальность решения, художественная выразительность.

1. Понятие творческого, самостоятельного проекта в области дизайна. Выбор темы курсовой работы.

2. Понятие темы в творческом процессе. Исторические аналогии пространственно – пластических решений в изобразительном искусстве на примере художественных работ различных эпох и направлений. Взаимосвязь темы, стиля и 

 
стр. 23
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
мировоззрения Понятие стиля, как отношение предмета к пространству.

3. Подготовительная работа к курсовому проекту.

4. Поиск изобразительного материала. На основе предварительного эскизирования подготовить материал будущего проекта. Сюда входит: поиск типажа, пространства, материальной культуры, стилевая интерпретация изображаемой пространственно – пластической изобразительной формы. Материалы: бумага, карандаши, уголь, кисть, ластик.

5. Предварительное решение курсового проекта на основе собранного материала.

6. Предварительный поиск композиции проекта. Выбор технологии и материалов исполнения. На основе предварительно собранного изобразительного материала выполнить несколько композиционных решений. Затем в заданном формат и масштабе подготовить рисунок выбранной композиции в определенном стилевом решении. Определиться с материалами исполнения курсового проекта. Например: гризайль, тушь, уголь, сангина, смешанная техника, карандаш, перо и т.д.

7. Окончательное завершение курсового проекта на основе выбранного материала исполнения.

8. Связь масштаба изображения, формата, материала, стиля заданной темы в окончательном виде курсового проекта. Цельность стилевого, технологического и масштабно – композиционного решения – главная задача проекта. Профессиональное владение рисунком, знание исторического изобразительного опыта мировой культуры в области рисунка, позволит достойно выполнить курсовой проект по дисциплине «Рисунок» и в дальнейшем применять данный опыт в профессиональной деятельности. Материалы: гризайль, тушь, уголь, сангина, смешанная техника, карандаш, перо и т.д.

В результате проведения курсового проекта обучающиеся должны:

1. Владеть профессиональным подходом соединения объекта среды с пространством в различных стилевых решениях выбранной темы.

2. Уметь анализировать композиционно – пространственный строй изобразительной темы.

3.Осознанно применять пространственно – пластические решения, соизмеряя их с масштабом, форматом и «языком» материала выбранной темы

Текущий и промежуточный контроль проводится в форме просмотра выполненных заданий. Основой для определения оценки знаний является:

— посещаемость занятий;

— активность во время учебного процесса;

— качество выполненных учебных заданий.

Иллюстрации должны быть выполнены по качественно и наглядно, а также содержать исчерпывающий материал, повествующий о произведенной аналитической работе. Требования, предъявляемые к курсовому проекту:

— профессиональная экспозиция;

— информативность, точность и лапидарность графической информации;

— наличие поясняющей тесктовой части.

После выполнения полного цикла проектной работы и демонстрации выполняется защита дизайн-проекта виде доклада. Защита предполагает:

— публичное выступление в учебном коллективе.

— дискуссия и вопросы по заданной теме.

Доклад должен иметь четкую структуру и последовательность: актуальность темы; проблематика исследования; поставленные цель и задачи дизайн-проекта; исходные данные; теоретическое и практическое исследование; формулировка и обоснование основных принятых проектных решений; заключительные выводы.

Методические указания к экзамену:

Промежуточная аттестация  осуществляется в конце семестра и  завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.  

Экзамен по дисциплине служит для оценки работы обучающегося в течение всего курса и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. Экзамен проходит в форме просмотра выполненного творческого задания. Экспертная оценка творческого задания предполагает контроль общих знаний и умений, способность обучающегося проиллюстрировать их примерами, индивидуальными материалами, составленными в течение курса. По итогам экзамена выставляется оценка по шкале порядка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наи-более подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.

3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;

 
стр. 24
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;

– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он демонстрирует точное знание фактического материала в объеме, указанном в программе курса; понимает, определяет и описывает  связи между различными элементами; показывает твердое знание дисциплины, правильное употребление профессиональных терминов и названий; имеет твердо усвоенные практические умения и навыки.

- оценка «хорошо» он знает фактический материал в объеме, указанном в программе курса; понимает и связи и взаимоотношения, но не достаточно полно их раскрывает; демонстрирует знание предмета и правильное употребление профессиональных терминов и названий; владеет практическими умениями и навыками при работе над материалом курса.

- оценка «удовлетворительно» он демонстрирует недостаточно последовательное изложение знания основного материала, с некоторыми ошибками в фактических данных, в использовании профессиональных терминов; выявляет связи и взаимоотношения только с помощью наводящих вопросов преподавателя.

- оценка «неудовлетворительно» его ответ не соответствует вышеуказанным требованиям.

Оценочные средства лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.