(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1 Э2 Э6 Э7
Составление таблицы «Символика древнерусского искусства». /Ср/
Э1 Э2 Э6 Э7
Составление словаря из 10 мифологических образов.
/Ср/
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Выделение основных составляющих элементов женского северного и южнорусского костюма. Выполнение эскизов южнорусского и северорусского женского костюмов.
/Ср/
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6 Э7
Вопросы и задания к экзамену:
1.Основные термины, понятия декоративно-прикладного искусства.
2 Специфика искусства. Виды декоративно-прикладного искусства.
3. Технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в различных материалах (дерево, металл, кость и т.д.).
4.Виды орнаментов в декоративно-прикладном искусстве по характеру составляющих элементов и по композиции.
5.Форма, цвет, текстура и фактура в предметах декоративно-прикладного искусства.
6.Средства художественной выразительности в декоративно-прикладном искусстве.
7.Народное декоративно-прикладное искусство–тип художественного творчества, его специфические формы. Современные формы бытования и развития народного искусства.
8.Виды декоративно-прикладного искусства в зависимости от материала и технологии художественной обработки.
9.Дерево в декоративно-прикладном и народном искусстве России. Искусство резьбы по дереву. Русская домовая резьба.
10.Хохлома в народных традициях Пволжья. Специфика народных мотивов и узоров.
11. Городец. Специфика народных мотивов и узоров.
12.Полховский Майдан.Специфика народных мотивов и узоров.
13 Пермогорская роспись по дереву.
14.Мезенская роспись по дереву.
15.Борецкая роспись по дереву.
16. Каргополь, Вятка, Тула. Отличительные особенности локальных школ народного мастерства. Современные формы бытования и развития.
17.Основные центры изготовления керамических изделий: Гжель, Скопин, Дмитров, Конаково, Санкт-Петербург и др. Традиции и современность.
18.Классификация изделий по способу их изготовления. Литье как древнейший вид обработки металлов.
19.Каслинское художественное литье.
20.Искусство ковки.Современное искусство ковки.
21.Просечной металл Русского Севера.
22.Чеканка по серебру и золоту. Основные центры.
23.Роспись деревянного изделия
24. Дайте определение понятиям «народное искусство», «декоративно-прикладное искусство», «народный промысел», «традиция», «народный мастер».
25. Назовите формы бытования народного худ. творчества (по М. А. Некрасовой).
26. Назовите основные позиции, позволяющие выделить то особое, что отличает народное и профессиональное искусство (по М. А. Некрасовой).
27. Почему нежелательно переселение мастера из места бытования того или иного промысла?
28. Приведите примеры, когда в народных промыслах сохраняются и развиваются местные традиции, благодаря одному народному мастеру (на материале развития промыслов России и своего региона).
29 Назовите и охарактеризуйте основные функции произведений декоративно-прикладного искусства.
30. Дайте характеристику орнамента как способа художественного проектирования и жанра декоративно-прикладного искусства.
31. Дайте определение понятиям: «узор», «орнамент», «орнаментальный мотив», «стилизация».
32. Какие мотивы преобладали в орнаментальных композициях?
33 Назовите виды художественной резьбыпо дереву.
34. Перечислите элементы декоративного убранства русской избы Поволжья и Севера.
35. Дайте характеристику домовой резьбы в деревянной архитектуре своего региона.
36. Каковы предпосылки становления и развития абрамцево-кудринской резьбы по дереву?
37 Назовите художественно-образные особенности нижегородской народной деревянной игрушки.
38. Дайте характеристику точёной игрушки Подольского и Звенигородского уездов Московской губернии.
39. В чём выражаются региональные особенности богородской резьбы по дереву?
40. Когда появились первые расписные прялочные донца?
42. Какие основные типы цветочной композиции можно выделить в городецкой росписи?
43Какие сюжеты распространены в городецкой росписи?
44. В чём состоит особенность построения сюжетных композиций городецкой росписи?
45. Каковы предпосылки становления и развития хохломской росписи по дереву Нижегородского края?
47.Каковы сюжетно-стилевые особенности хохломского орнамента?
48. Назовите виды хохломской росписи.
49. Перечислите основные этапы подготовки хохломских изделий к росписи и дайте их характеристику.
50. Что способствовало развитию росписи Полхов-Майдана?
51. Каковы стилистические особенности полхов-майданской росписи?
52 Назовите орнаментальные мотивы, характерные для Полхов-Майдана.
53. Каковы особенности решения сюжетных композиций в творчестве мастеров Полхов-Майдана?
54. Какие красители используют в росписи народные мастера?
55. Где находятся основные центры народной росписи Русского Севера?
56. Назовите мотивы растительного орнамента, характерные для пермогорской росписи.
57. Что лежит в основе композиционного решения борецкой прялки?
58. Чем отличается роспись прялок мезенских мастеров от росписи группы белофонных прялок?
59. Назовите принципы многоярусного построения росписи на мезенских прялках?
60. Дайте характеристику стилевым особенностям нижнетоемской кистевой росписи.
61. Как проявляются традиции в орнаментальном искусстве центров народных художественных промыслов Севера?
62. Какой технологический процесс необходим для подготовки лозы к работе?
63. Назовите основные виды плетения из лозы.
64. Когда и как заготавливали бересту?
65. Назовите центры промыслов лозоплетения.
66. Назоите виды декорирования берестяных изделий.
67. Перечислите виды плетений из бересты.
68. Перечислите основные этапы подготовки соломки к плетению.
69. Какие инструменты используют для теснения и резьбы по бересте?
70. Перечислите основные этапы подготовки соломки к плетению.
Примерный перечень контрольных заданий:
1.Выполнение орнаментальной композиции заданной в круге, полосе и прямоугольнике.
2.Выполнение расчётно-графического задания "Орнамент "гирих".
3.Выполнение графической работы с показом фактуры и текстуры декоративных материалов (дерево, бумага, стекло, металл, кожа, ткань и т.д.)
4.Выполнение композиции с элементами хохломской росписи (фоновая или кудрина). Выполнение композиции городецкой росписи (с конём, с птицей)
Расчётно-графические задания
1.Теоретические основы построения геометрического орнамента на основе «узлов»
2.Построение сетчатой орнаментальной композиции с использованием векторной графики и модуля.
1.Составление словаря центров народных художественных промыслов. Составление таблицы «Символика древнерусского искусства».
2.Подбор мифов, загадок, сказок, пословиц, поговорок.Составление словаря из 10 мифологических образов.
Текущий контроль успеваемости
Темы рефератов:
1.Цвет в ДПИ. Восприятие и символика цвета.
2.Композиция в народном и ДПИ.
3.Текстура и фактура в ДПИ.
4.Приемы стилизации в декоративно-прикладном искусстве и графическом дизайне
5.Художественная обрабтка дерева в техниках мозаики и резьбы.
6. Художественная роспись по дереву Поволжья.
7. Художественная роспись по дереву Русского Севера.
8.Художествнная обработка глины.
9.Лаковая миниатюра (Мстера, Палех, Федоскино, Финифть, Жостово).
10.Искусство гобелена.
11.Художественная роспись ткани. Узелковый батик. Холодный батик. Горячий батик.
12.Декоративно-прикладное искусство в содержании художественного образования в школе.
13.Глина в ДПИ и народных промыслах.
14. Глиняная игрушка (филимоновская, дымковская, каргопольская). Керамика (Гжель, Скопин).
15. Изразцы. Технологические приемы выполнения изделий из глины.
16. Лепка в содержании дополнительного художественного образования.
17.Резьба по кости. История возникновения и развития холмогорского, Тобольского, Чукотского и Хотьковского косторезных промыслов.
18.Состояние и перспективы развития промыслов в России.
19.Художественная обработка стекла и камня.
1.Теоретические основы построения геометрического орнамента на основе «узлов»
1.1. Построение «гириха» на трёхлучевой сетке в границах квадрата.
Расчётно-графическое задание: «Построение различных видов «гириха» (на основе прямоугольника, квадрата и многоугольника («звезды»)).
Цель: изучение закономерностей построения геометрического орнамента.
Задачи: построить один из разновидностей восточного
геометрического орнамента «гириха» по определённым расчётам.
Материалы и инструменты: листы бумаги формата А3-4, тетрадные
листы в клетку, набор чертёжных инструментов, стёрка, простой карандаш, гуашь, кисти разных размеров.
Методические рекомендации: «Гирих» строится посредством вариации нескольких повторяющихся элементов (звёзд, многоугольников и т.д.), строится по принципу центральной симметрии, что облегчает его применение в архитектуре, в декоре изразцов, резьбе по ганчу.
Гирих заключает в себе:
а) композиционный прием составления узора с использованием целой или неполной геометрической фигуры, выкройки или фрагмента одного «гириха» для получения из него другого.
б)Графический способ исполнения созданного узора с помощью циркуля и линейки на осях сеток, как системы координат.
в)Возможность разбивки гириха па однородные полигоны, что упрощают воспроизведение узора прямо на степе и предвосхищает возможности (сборки) панно из немногих видов керамических деталей (кирпичиков, плиток и фигурных изразцов).
Строится гирих из противолежащих углов прямоугольника. Радиусом, равные диагонали, описываем дуги, на пересечении их с лучами сетки находим центры пятиугольников, строим их, исходя из точек пересечения кружков, с диагоналями прямоугольника; продолжение сторон правильных пятиугольников и построение в центральных углах правильных шестиугольников дают весь узор.
Орнамент можно разбить на однотипные полигоны в форме ромба, чередование их в двух положениях даст тот же результат.Можно бесконечно умножать примеры построений на сетке равносторонних треугольников. Система всегда одна и та же, приемы построения варьируются в зависимости от конкретных свойств употребляемых геометрических фигур и художественного замысла в их трактовке.
Построение «гириха» на трёхлучевой сетке в границах прямоугольника со стороной "квадратный корень из 3".
«Гирих» заключает противолежащие сложносоставные и соединительные фигуры. Продолжением своих сторон шестиугольники образуют звезды, концы которых отогнуты в форме правильных пятиугольников. Легкий излом прямых, вызванный сочленением разных фигур, оживляет рисунок
Строится гирих из противолежащих углов прямоугольника. Радиусом, равные диагонали, описываем дуги на пересечении их с лучами сетки находим центры пятиугольников строим их, исходя из точек пересечения кружков, с диагоналями прямоугольника; продолжение сторон правильных пятиугольников и построение в центральных углах правильных шестиугольников дают весь узор.
Гирих заключает пересекающиеся двенадцатиугольники, шестиконечные звезды, переходящие в «тауль» (плетение). Строится рисунок на шестилучевой сетке; пересечение встречных лучей определяет внутренний угол звезд и радиус двенадцатиугольниковКомпозиционно в основе этого «гириха» лежит шестиконечная с усеченными концами звезда. Повторение ее на встречных осях из точек, лежащих в двух противолежащих углах прямоугольника 3, дало искомый моти
Своеобразие этого гириха - в оптической трансформации фигур. В зависимости от фокусирования глаза па той или иной части узора, оп воспринимается по-разному - то как шестиугольники, продолженные фигурами «тауль», и то как шестиугольники, чередующиеся с прямоугольными звездами.Данный гирих можно разбить и на элементы набора в виде однотипных полигонов с двумя способами: в форме ромба или типа «чаша. Из них практически удобно «сложить» без дополнительных расчетов и построений все орнаментальное панно.
2.Построение сетчатой орнаментальной композиции с использованием векторной графики и модуля.
Цель: изучить закономерности построения сетчатого орнамента с применением модуля.
Задачи: построить сетчатую орнаментальную композицию по системе
векторной графики с применением модуля:
-сделать чертёж сетки
-выбрать модуль
-составить цветовое сочетание орнаментальной сетки.
Возможно построение сетчатого орнамента при помощи компьютерных программ или чертёжных инструментов (циркуля, линейки, транспортира).
Материалы и инструменты: бумага в клетку, альбомные листы формата А3-4, простой карандаш, стёрка, чертёжные инструменты, гуашь, гелиевая паста, кисти разных размеров.
В случае использования компьютерных программ для составления сетчатого орнамента средствами векторной графики, используют такие программы как CorelDraw, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand, Xara X, Inkscape (профессиональные векторные редакторы), Vextractor, Scalable Vector Graphics (SVG) и др.
Этапы построения сетчатого орнамента
1.Постановка задачи, наполненная смысловым содержанием.
2.Выбор сетки для построения плоского орнамента.
3.Прорисовка мотива на основе одной ячейки сети с использованием выбранных преобразований (поворот, отражение или их комбинация, тождественная трансляции).
4.Построение орнаментальной композиции с полученным мотивом на основе выбранной сети в линиях.
5.Раскраска орнамента. Минимальное количество цветов для раскраски.
Методические указания к подготовке к экзамену
Экзамен – это форма итоговой отчетности обучающегося по изученной дисциплине. По решению кафедры экзамен может проводиться в нескольких формах – устной по билетам, письменной по билетам или тестирование, в форме собеседования по курсу. Главная задача проведения экзамена – проверка знаний, навыков и умений студента, по прослушанной дисциплине.
Огромную роль в успешной подготовке к экзамену играет правильная организация подготовки к нему. Рекомендуется при подготовке к экзамену опираться на следующий план:
просмотреть программу курса, с целью выявления наиболее проблемных тем, вопросов, которые могут вызвать трудности при подготовке к экзамену.
прорешать тестовые задания, предложенные в учебно-методическом комплексе. При этом для эффективного закрепления информации первый раз без использования учебных материалов и нормативно-правовых актов, второй раз с их использованием.
При выполнении первых двух пунктов плана обучающийся получит возможность оценить свои знания и навыки по прослушанной дисциплине и сориентироваться при планировании объема подготовки.
Темы необходимо изучать последовательно, внимательно обращая внимание на описание вопросов, которые раскрывают ее содержание. Начинать необходимо с первой темы.
после работы над первой темой необходимо ответить на контрольные вопросы к теме и решить тестовые задания к ней.
После изучения всех тем обучающемуся рекомендуется ответить на контрольные вопросы по всему курсу.
Методические указания для лиц с ОВЗ.
Лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут.При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа, который затем (по окончании экзамена) сдается экзаменатору. При проведении устного экзамена экзаменационный билет выбирает сам экзаменуемый в случайном порядке.Экзаменатору предоставляется право задавать обучающимся дополнительные вопросы в рамках программы дисциплинытекущего семестра, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи, которые изучались на практических занятиях.Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения. Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и
выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
К основным формам текущего контроля (текущей аттестации) относятся устный опрос в форме собеседования, письменные задания (рефераты), лабораторные работы, доклады с презентациями и др.
Текущий контроль и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.
3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации;
– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной ф
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.