2022-2023_zm44_04_01 МиКН 2228_plx_Организационная психология_Математика и компьютерные науки
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организационная психология
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Математика и компьютерные науки
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Захарова И. М. _________________
 
 
Организационная психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2023 протокол № 4.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель: сформировать у  обучающихся:
1.2
а) знания о месте и роли организационной психологии в системе психологических знаний о человеке в аспекте организации педагогической деятельности;
1.3
б) первичные навыки изучения и управления деятельностью субъекта труда в образовательной организации
1.4
Задачи:
1.5
Изучить основные понятия трудового процесса и его структуры с позиций системного подхода в аспекте организации системы учебно-воспитательного процесса в школе;
1.6
Сформировать знания о принципах координации деятельности специалистов в общеобразовательном учреждении;
1.7
Сформировать представления о психологических методах управления группами и внутригрупповыми процессами; о психологических методах мотивации, гуманизации труда, профессионального отбора, подбора  и обучения, об этических принципах психодиагностического обследования;
1.8
Сформировать навыки анализа профессиональных умений и проектирования своей профессиональной карьеры.
1.9
1.10
1.11
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Входные компетенции и знания, умения и навыки сформированы на предыдущей ступени обучения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.2: Учитывает в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей
 
УК-3.3: Способен устанавливать разные виды коммуникации (устную, письменную, вербальную, невербальную, реальную, виртуальную, межличностную и др.) для руководства командой и достижения поставленной цели.
 
УК-3.4: Демонстрирует понимание результатов (последствий) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения поставленной цели, контролирует их выполнение
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные теории оптимизации и стимулирования труда, профессиональной ориентации и отбора;
3.1.2
структуры профессиональной деятельности и становления субъекта труда в трудовом коллективе;
3.1.3
основные методы организационной психологии, включая структуру психологического анализа труда применительно к общеобразовательному учреждению.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить психологический анализ профессиональной деятельности субъекта педагогической деятельности с позиций профессиоведения;
3.2.2
организовать и проанализировать собственную профессиональную деятельность и профессиональное развитие;
3.2.3
разрабатывать конкретные программы по организации профориентации и профотбора, профессиональной адаптации и аттестации, по оптимизации деятельности и развитию мотивационного потенциала субъекта труда.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
техникой принятия индивидуальных и групповых решений;
3.3.2
первичными навыками применения практических методов в практике профессионального подбора и отбора персонала, формирование кадрового резерва;
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
3.3.3
методами диагностики взаимодействия сотрудников в рамках трудовых отношений;
3.3.4
приобрести опыт деятельности в составлении профессиограмм и психограмм профессиональной деятельности педагога;
3.3.5
навыками регуляции профессиональной деятельности и профессионального развития педагога общеобразовательного учреждения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методологические основы организационной психологии. Понятие профессиональной деятельности и ее психологическая структура.

 
1.1
Предмет, объект, цели, задачи и методы организационной психологии. Понятие профессиональной деятельности. Психологические признаки деятельности: Внешний и внутренний планы деятельности.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
1.2
Психологическая структура профессиональной деятельности. Профессиограмма. Трудовой пост и его структура. Профессионально важные качества. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6

2
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
1.3
Виды профессиограмм. Психограммы. Методы профессиоведения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э5

6
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
 
Раздел 2. Управление персоналом. Развитие личности профессионала.

 
2.1
Профессионализация субъекта труда. Основные стадии профессионализации.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5

1
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
2.2
Формирование профессионально важных качеств личности. Этапы формирования профессиональных способностей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5

1
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
2.3
Диагностика компетентности педагогов среднеобразовательных школ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
 
Раздел 3. Индивид и организация. Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога

 
3.1
Внутригрупповые процессы и понятие психологического климата. Оптимизация конфликтного взаимодействия /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5 Э6

2
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
3.2
Понятие индивидуального стиля деятельности. Соотношение стиля  деятельности педагога и способностей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
3.3
Стиль деятельности и ее эффективность. Стили учебно-профессиональной  деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
 
Раздел 4. Психологическая  практика в управлении человеческими ресурсами

 
стр. 5
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
4.1
Поддержка процессов принятия решений и их реализации в педагогической работе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6

1
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
4.2
Формирование и коррекция организационной культуры /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5

1
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
4.3
Формирование и коррекция организационной культуры. Компенсация психологического воздействия, производимого случайными факторами /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

6
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
4.4
Психологические тренинги как методы обучения и развития персонала Групповая дискуссия. Уровень проблем, решаемых посредством тренинга  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

8
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
4.5
Создание в организации общего психологического контекста деятельности. Организация как коммуникативное пространство /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

8
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
4.6
Стратегии психологического воздействия (манипулятивная, императивная, развивающая). Реакции на психологическое воздействие со стороны работников организации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

8
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
4.7
Технология взаимодействия. Прямое и косвенное воздейстие. Управление человеческим капиталом. Принятие управленческих решений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5 Э6

10
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
4.8
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы (теоретические и практические)для экзамена:

1)Почему в отечественных организациях получили наибольшее распространение социально-психологические службы, а не службы психологического регулирования?

2)Какой методологический подход можно считать приоритетным для реализации психологического обеспечения управления персоналом в современной организации?

3)Охарактеризуйте классификацию психологических методов управления, применяемых в современной организации.

4)Каковы задачи социально-психологических служб на предприятиях РФ?

5)Что означает «защита персональных данных работника» (см. Трудовой Кодекс, ст.85) и как это связано с психологическим обеспечением управления человеческими ресурсами организации?

6)Каковы могут быть последствия нарушения принципа минимизации психологического воздействия? Приведите примеры.

7)Контрольные вопросы

8)Что понимается под психологическим обеспечением управления человеческими ресурсами организации?

9)От каких факторов зависит психическое состояние работника?

10)Влияют ли условия труда на психику работника? Приведите примеры.

11)Как можно решить проблему создания оптимальных условий труда работников?

12)Что вы понимаете под принципом культивирования полной структуры труда?

13)Оцените, свой трудовой опыт в организации по принципу культивирования полной структуры труда.

14)Что вам известно о реализации программ психической регуляции в странах с развитой рыночной экономикой?

15)В каких элементах функциональной подсистемы управления персоналом задействовано психологическое обеспечение?

16) Оцените себя с точки зрения психологической грамотностив аспекте организации своей профессиональной деятельности.

17)Что вы можете сделать как менеджер по персоналу для повышения психологической грамотности людей в организации? Какие методы психологического обеспечения будут в этом случае оптимальными?

18)В каких случаях возникает необходимость проведения психодиагностических обследований в организации?

19) Проанализируйте модель рабочего места, при составлении каких пунктов документа необходима консультация 

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
психолога?

20)Сделайте примерную оценку деловых и личностных качеств своего сокурсника и определите их соответствие модели рабочего места.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Примерная тематика рефератов

1.Применение методов психологии управления для решения задач в функциональной подсистеме, управления персоналом.

2.Управление группами, внутригрупповымн процессами и явлениями.

3.Направления и методы ролевых изменений в организации.

4.Психологические методы профессионального отбора, подбора и обучения.

5.Пути повышения психологической грамотности людей в организации и формирование корпоративной культуры.

6.Применение психодиагностики для оценки эффективности корпоративной культуры и определения направлений совершенствования организации труда.

7.Психологическая экспертиза причин конфликтов.

8.Психологическая экспертиза режимов труда и отдыха

9.Проблема объективности экспертных оценок в области работы с персоналом.

10.Бездейственная психологическая практика в управлении человеческими ресурсами.

11.Психологические тренинги как методы обучения и развития персонала.

12.Создание в организации общего психологического контекста деятельности

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Трапицын, С.Ю.
Менеджмент в образовании : учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 478 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14107-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511654: (Высшее образование)
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Свенцицкий, А. Л. Организационная психология : учебник для вузов / А. Л. Свенцицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 504 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3232-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425235
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. И. Кочеткова, П. Н. Кочетков
Кочеткова, А. И. Прикладная психология управления : учебник и практикум для академического бакалавриата /  — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433037 (дата обращения: 11.04.2019).: учебник и практикум для академического бакалавриата 
— Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Селезнева, Е. В. Психология управления : учебник и практикум для вузов / Е. В. Селезнева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8378-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432990
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Жог В.И. Методология организационной психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Жог В.И., Тарабакина Л.В., Бабиева Н.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2018.— 160 c.—

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18587.

 
Э2
Гуревич П.С. Психоанализ [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Гуревич П.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 479 c Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8119.— ЭБС «IPRbooks» 
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
Э3
Афанасьева Е.А. Организационная психология. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу "Организационная психология (психология организаций)"/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 337 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19273.— ЭБС «IPRbooks» http://www.iprbookshop.ru/8119.— ЭБС «IPRbooks» 
 
Э4
Психология управления: ее структура, методы, задачи режим доступа:  https://www.hr-director.ru/
 
Э5
Романова Е.В. Психология управления. На пути к руководящей должности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Романова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2018.— 136 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30786.html.— ЭБС «IPRbooks»
 
Э6
Психология управления: ее структура, методы, задачиРежим доступа: https://www.hr-director.ru/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. 

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении

проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Методические указания к самостоятельной практической работе:

1. Составьте словарь психологических терминов и выражений по курсу

2. Для выполнения заданий по темам лабораторных работ выполните следующую инструкцию:

   1)Прочитать рекомендованную литературу по теме практической работы.

   2)Выписать основные понятия и определить их по словарю.

   3)Приступить к выполнению задания по теме работы.

Система самостоятельной работы студента:

Задание 1

Инструкция: магистранту, пропустившему какую-либо тему программы, предоставляется возможность составить конспект (в рукописном варианте) на 5-8 страниц по одному из вопросов  по следующему плану занятия:

Программа практических занятий

Раздел 1: Психологический анализ педагогической профессии.

Практическое занятие 1

Для допуска к практическому занятию провести теоретический анализ научной литературы по следующим понятиям:

1. Понятия: «Компетенция», «Компетентность», «Должностная функция», «Должностные обязанности»

2. Объективные и субъективные причины неудач в профессиональной карьере.

3. Профессиональные знания, умения, навыки и компетентность учиетля-предметника.

4. Уровни профессионального мастерства и профессиональной пригодности педагога.

Задание:

Составить психограмму магистрантов своей группы (3 человека) и сформулировать рекомендации по развитию профессиональной компетентности.

1.Понятие «формула профессий».

2.Трудовой пост педагога как организационная форма трудового процесса. Структура трудового поста: заданные цели, заданный предмет, система средств труда, система служебных обязанностей и профессиональных прав, производственная среда.

Задание: составить формулу: учитель начальных классов; руководитель кружка; социальный педагог; зам. Директора по воспитательной работе; руководитель методического объединения; зам. Директора по учебной работе; директор общеобразовательной школы; учитель литературы, истории, биологии….

Раздел 2: Развитие  профессиональных качеств личности педагога.

Практическое занятие 2

Для допуска к практическому занятию провести теоретический анализ научной литературы по следующим понятиям:

1.Понятия «профессиография», «профессиограмма», «психограмма личности профессионала».

2.Структура профессиограммы и психограммы.

3.Виды профессиограмм.

4.Формы установления взаимного соответствия особенностей человека и объективных требования труда (Е. А. Климов).

5.Образ мира у разнотипных профессионалов.

Практическая часть задания:

1.Профессионально важные качества педагога как субъекта  педагогической деятельности.

Задание: проанализировать ПВК личности в соответствии с профессиональной направленностью (согласно классификации профессий по Е. А. Климову)

2.Формирование и оценка профессиональных знаний, умений и навыков. Практическое задание: произвести рефлексивную оценку своих ЗУН и компетентности в аспекте сформированности по профилю подготовки.

3.Профессиональное мастерство

Задание: определить критерии профессионализма учителя и педагога по результатам научного анализа литературы.

Часть 2: Возрастное развитие человека как субъекта труда: оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник. Допрофессиональный онтогенез.

Задание: определить психологическую характеристику содержания каждого этапа допрофессионального развития человека. Результаты оформит в табличной форме:

Возраст Характеристика основных этапов Содержание работы психолога

1.Выбор профессии и развитие личности профессионала.

Задание:

Проанализировать стадии профессионального развития по Сьюперу и определить, на какой стадии находится студент.

Задание:

Выписать основную терминологию по следующим вопросам и составить схему Профессиональной деформации:

2.Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития.

3.Профессиональные деформации личности.

4.Эмоциональное выгорание (признаки, причины, способы психологической помощи).

5.Понятие профессионального кризиса. Типы кризисов.

Раздел 3: Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога.

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
Практическое занятие 3

Для допуска к практическому занятию провести теоретический анализ научной литературы по следующим понятиям:

1. Концепция интегрального исследования индивидуальности В. С. Мерлина.

2. Проблема индивидуального стиля в психологии.

3. Понятия нормативно-одобренный способ деятельности и индивидуальный стиль деятельности.

5. Эффективный стиль трудовой деятельности и «псевдостиль».

Задание:

Описать собственный ИСД учебно-профессиональной деятельности

Практическая часть занятия:

1.Методы и принципы исследования ИСД педагога.

2.Пути и способы формирования эффективного ИСД у педагога («песевдостиль»).

3.Психологический анализ индивидуального стиля общения педагога.

Задание:

Составить рекомендации по развитию своих компенсаторных качеств и возможностей формирования ИСД, опираясь на результаты лабораторной работы.

Раздел 4: Психологическая практика управления человеческими ресурсами Практическое занятие 4

Для  допуска к практическому занятию провести теоретический анализ научной литературы по следующим понятиям:

Задание: Описать концептуальную схему организации консультационного взаимодействия руководителя и исполнителя.

Определить характеристику основных этапов организации совместной работы педагога со школьником.

Продемонстрировать приемы установления и развития эмоционально-доверительного контакта с подчиненным (Техника Я-слушания; Я-высказывания; эмпатийного взаимодействия…).

Практическая часть занятия:

Методы профдиагностики: беседы и интервью, опросники способностей, опросники интересов, личностные и проективные методики, аппаратурные (психофизиологические) методы, профессиональные пробы, тренажеры, метод наблюдения и самонаблюдения, методы сбора косвенной информации о клиенте и др.

Методические рекомендации по подготовке проинформационной лекции соответствуют правилам и технологии презентации:

1. Определите для себя цель презентации. Что бы Вы хотели, чтобы узнали или сделали слушатели после завершения презентации? При постановке цели соотносите уровень сложности и содержание информации с особенностями целевой группы и имеющемся в вашем распоряжении временем.

2. Постройте заключение. Эта часть презентации самая важная. Именно здесь решается главный вопрос - добьетесь ли Вы правильных действий от слушателей. Именно в этой части презентации Вы должны продемонстрировать максимум, на что способны. Заключения могут быть разных типов. Выбрать лучше всего такой, в котором присущий Вам стиль изложения будет наиболее естественным. Некоторые из возможных вариантов заключения предлагает Девид А. Пиплз в своей книге «Презентации плюс».

Рекомендации по содержанию для подготовки по темам курса

ТЕМА 1. «Трудовой процесс субъекта и психологические признаки труда»

1.Существенные признаки труда. Психологические признаки труда; отличия от других видов деятельности (игры, общения, учения).

2.Предрассудки о труде (идеал «легкого труда», «превосходство» ученого над «практиком»).

3.Понятия «профессия», «трудовой пост», «рабочее место». Общий анализ составляющих трудового поста.

ТЕМА 2. «Психологическое профессиоведение»

1.Методы психологического анализа профессий.

2.Концептуальные основы профессиоведения в отечественной литературе

3.Концептуальные основы профессиоведения в зарубежной литературе

4.Критерии и методы классификации профессий.

ТЕМА 3. «О развитии субъекта труда. Психология труда педагога»

1.Показатели профессиональной деятельности субъекта труда: мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные.

2.Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.

3.Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности.

4.Психологические характеристики педагогической деятельности.

ТЕМА 4. «Психология работоспособности»

1.Функциональные состояния как регулятор профессиональной деятельности и их виды.

2.Динамика работоспособности человека в труде.

3.Факторы профессионального утомления и переутомления.

4.Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда.

5.Эмоционально-волевые процессы в регуляции профессиональной деятельности.

6.Динамика функциональных состояний субъекта труда. Психологические методы коррекции неблагоприятных функциональных состояний в труде.

ТЕМА 5. « Теоретические основы психологического профессиоведения»

1.Методы психологического анализа профессий.

2.Концептуальные основы профессиоведения в отечественной литературе

3.Концептуальные основы профессиоведения в зарубежной литературе

4.Критерии и методы классификации профессий.

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 

ТЕМА 6. «Психологическое профессиоведение»

1.Понятия «профессия», «трудовой пост», «рабочее место». Общий анализ составляющих трудового поста.

2.Профессиограмма. Виды профессиограмм.

3.Психограмма.

4.Методы нахождения соответствия между требованиями профессии и ПВК

ТЕМА 7. «Составление профессиограммы по профилю подготовки «Перевод и переводоведение»

1.Показатели профессиональной деятельности переводчика как субъекта труда: мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные.

2.Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности перводчика.

3.Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности перводчика.

4.Психологические характеристики уровней профессионализма перводчика.

ТЕМА 8. «О  профессиональном развитии человека как субъекта труда»

1.Допрофессиональный онтогенез.

2.Мотивы выбора профессии и профессионального развития.

3.Динамика построения профессиональной карьеры.

4.Факторы профессионального утомления и профессиональной работоспособности.

5.Профессиональные деструкции личности.

2. Задания для  работы по самоподготовке:

(Обязательная составляющая часть - для студентов, самостоятельно изучающих курс или пропустившим какой – либо раздел программы. Студент допускается  до  итогового  контроля,  только после отчета по данной части).

1.Раскрыть содержание каждого раздела дисциплины (представить конспект в объеме 5-10 стр. рукописного текста, с указанием источников или сделать выборку основных понятий раздела и раскрыть их содержание по словарям).

2.Составить по пять контрольных вопросов к каждому разделу.

3.Составить по пять тестовых заданий к каждому разделу с тремя вариантами ответов – один,  из которых,  верный; другой – неполный, третий – неверный.

3. Задания по темам учебника

(для самостоятельной работы студентов: может быть использовано преподавателем в качестве контрольного варианта обязательной составляющей программы перед итоговым занятием для допуска к итоговому контролю по дисциплине)  

Инструкция:  студенту предлагается по выбору выполнить по теме занятия какое-либо задание (проработать материал по учебному пособию, или ответить на вопросы по теме, или выполнить тестовое задание, или написать реферат)  

Методические указания для обучающихся с ОВЗ:

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в 

 
стр. 12
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
несколько этапов.