2022-2023_zm44_04_01 МиКН 2228_plx_Избраннные главы геометрии_Математика и компьютерные науки
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Избраннные главы геометрии
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Математика и компьютерные науки
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
90
90
90
90
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Матвеев С.Н. _________________
 
 
Избраннные главы геометрии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2023 протокол № 4.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: дополнить стандартный курс избранных глав геометрии оригинальными математическими фактами, которые могут быть использованы в преподавании математики  в средней школе, как в обычных классах, так и в классах с углубленным изучением математики.
1.2
Основные задачи осовения дисциплины:
1.3
обобщение пройденного материала курса избранных глав геометрии на основе решения нестандартных задач;
1.4
дополнить курс элементарной геометрии решением задач повышенной трудности, олимпиадных задач с использованием некоторых специальных методов (принцип Дирихле, метод инвариантов, и т.д.);
1.5
освещать на современном научном уровне вопросы,которые учитель излагает в школе,обеспечивать широкий кругозор студентов в математике,знакомство по мере возможности с современной математикой и ее задачами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования
2.1.2
Организация проектной и исследовательской деятельности
2.1.3
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.4
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Математический анализ. Интегрирование и функции многих переменных
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.2: Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументировано формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные логические формы мышления, анализа и синтеза по геометрии,
3.1.2
современные тенденции развития преподавания  геометрии в вузе,
3.1.3
основные способы формирования образовательной среды в области геометрии,
3.1.4
основные логические формы мышления, анализа и синтеза в геометрии.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
систематизировать учебную геометрическую информацию,
3.2.2
анализировать современные тенденции развития преподавания геометрии в основной образовательной школе,
3.2.3
осуществлять формирование образовательной среды.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
различными приемами использования идеологии курса геометрии  к доказательству теорем и решению задач школьного курса,
3.3.2
техникой применения векторной алгебры к решению геометрических задач, в частности, задач школьного курса геометрии,
3.3.3
теорией и практикой элементов аффинной и евклидовой геометрии плоскостей, в частности, методов изображений на плоскости плоских и пространственных фигур, и их применения к решению задач школьного курса геометрии,
3.3.4
теорией и практикой элементов многомерной аффинной и евклидовой геометрий.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
Раздел 1. Избранные задачи математики

 
1.1
Принцип Дирихле. Применение принципа Дирихле к остаткам при делении. Принцип Дирихле для длин и площадей. Уравнения и неравенства с параметрами. Задачи с параметрами. Равносоставленность и равновеликость многоугольников и многогранников. Теоремы  Бояи- Гервина, Дена- Кагана. Теорема косинусов трехгранного угла. Теорема синусов трехгранного угла. Правильные многоранники. Теорема Эйлера для выпуклых многоранников /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э6

2
2
0
 
1.2
Принцип Дирихле. Применение принципа Дирихле к остаткам при делении. Принцип Дирихле для длин и площадей. Уравнения и неравенства с параметрами. Задачи с параметрами /Пр/
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э5

2
2
0
 
1.3
Принцип Дирихле. Применение принципа Дирихле к остаткам при делении. Принцип Дирихле для длин и площадей /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э6

10
2
0
 
1.4
Уравнения и неравенства с параметрами. Задачи с параметрами /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э6

12
2
0
 
1.5
Равносоставленность и равновеликость многоугольников и многогранников. Теоремы  Бояи- Гервина, Дена- Кагана. Теорема косинусов трехгранного угла. Теорема синусов трехгранного угла /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
2
0
 
1.6
Равносоставленность и равновеликость многоугольников и многогранников. Теоремы  Бояи- Гервина, Дена- Кагана.  /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

12
2
0
 
1.7
Теорема косинусов трехгранного угла /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

10
2
0
 
1.8
Теорема синусов трехгранного угла /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

10
2
0
 
1.9
Правильные многоранники. Теорема Эйлера для выпуклых многоранников /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

6
2
0
 
 
Раздел 2. Преобразования пространства

 
2.1
Движения пространства /Пр/
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э5

2
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
2.2
Движения пространства /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э7

8
2
0
 
2.3
Два вида движений. Инвариантные точки, прямые и плоскости /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4 Э7

2
2
0
 
2.4
Два вида движений. Инвариантные точки, прямые и плоскости /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4 Э5

8
2
0
 
2.5
Классификация движений пространства /Пр/
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э6

2
2
0
 
2.6
Классификация движений пространства /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э7

6
2
0
 
2.7
Группа аффиных преобразований и ее подгруппы. Групповой подход к геометрии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5

8
2
0
 
2.8
Группа аффиных преобразований и ее подгруппы. Групповой подход к геометрии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э6

2
2
0
 
2.9
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э7

4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Принцип Дирихле.

2. Применение принципа Дирихле к остаткам при делении.

3. Принцип Дирихле для длин и площадей.

4.Уравнения и неравенства с параметрами.

5. Методы решения задач с параметрами.

6.Равносоставленность и равновеликость многоугольников и многогранников.

7.Теоремы  Бояи- Гервина, Дена- Кагана.

8.Теорема косинусов трехгранного угла.

9.Теорема синусов трехгранного угла.

10.Правильные многоранники.

11. Теорема Эйлера для выпуклых многоранников.

12.Движения пространства.

13. Группа движений.

14.Два вида движений. Инвариантные точки, прямые и плоскости.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
15.Классификация движений пространства.

16.Преобразование подобия.

17.Группа аффиных преобразований и ее подгруппы.

18.Групповой подход к геометрии.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

1.Построить сечение куба АВСD-D1  плоскостью MNP, если M∈[AA_1 ], N∈[D_1 C_1 ], P∈[BC].

2.В треугольной пирамиде все ребра равны. Найдите угол и расстояние между скрещивающимися медианами двух соседних граней.

3.На ребре SA правильной четырехугольной пирамиды SABCD с основанием ABCD  отмечена точка М, причем  SM: МА=1:2. Точки Р и Q  середины ВС и AD  соответственно. Найдите отношение объемов многогранников, на которые плоскость сечения разбивает пирамиду.

4.Дана прямоугольная пирамида ABCD (все плоские углы при вершине D – прямые), DA=3,DB=4, площадь грани АВС равна 13/2. Найти углы наклона граней к плоскости АВС. Отношение площади описанной сферы к площади поверхности ABCD.

5.Дан треугольник АВС и D∈[BC], M∈[AB],  [AD]∩[CM]=P. Найти отношение АР:РD двумя способами, если АМ:МВ=2:3 и ВD:DC=1:3.

6.Найдите все значения  параметра  а , такие, что для любого х выполняется неравенство  |x+1|+2|x+a|>3-2x.

7.Найдите все значения  параметра  а, при каждом из которых множество значений функции у= (√(a+1)-2 cos3x+1)/(〖sin〗^2 3x+a+2√(a+1)+2) содержит отрезок [2;3].

8.Решите в натуральных числах уравнение 1/n+1/m=1/25.

Расчетно графическая работа на накопление способов и навыков работы по составлению перечня геометрических задач на формирование УУД:

Составить вариант  задач и привести анализ варианта на  содержание элементов УУД

Примерный вариант

Задание №1.

Построить треугольники, для которых ортоцентр:

а) принадлежит внутренней области;

б) совпадает с вершиной треугольника;

в) принадлежит внешней области.

Задание №2.

Н-ортоцентр остроугольного треугольника. Убедитесь в справедливости следующих утверждений или обоснуйте их ложность:

1. ∆AB_1 C_1˜∆ABC, где B_1,C_1 – основания высот на стороны АС и АВ соответственно.

2.Ортоцентрический треугольник обладает наименьшим периметром из всех треугольников, вписанных в треугольник АВС.                                                           

Задание №3.

Построить:

а) ортоцентрический тетраэдр;

б) тетраэдр, отличный от ортоцентрического;

в) найти ортоцентр прямоугольного тетраэдра.

Задание №4.

Обосновать справедливость следующих утверждений:

1. Если одна вершина тетраэдра проектируется в ортоцентр противоположной грани, то остальные  вершины проектируются в ортоцентры соответственных противоположных граней.

2. Вершины тетраэдра проектируются в ортоцентры граней тогда и только тогда, когда скрещивающиеся ребра попарно перпендикулярны.

3. Тетраэдр ортоцентрический  тогда и только тогда, когда  две пары скрещивающихся ребер перпендикулярны.

Третий уровень (функциональный) – перенос выработанных знаний и способов деятельности на собственный учебно– исследовательский  материал. Для реализации этого уровня может быть привлечен  большой круг подобных задач:

Задание №5.

Дана остроугольная треугольная пластина. Требуется разрезать пластину на четыре части – на треугольники  так, чтобы общая длина резки была минимальной.

Задание №6.

Строителю дано задание: построить равногранный  тетраэдр из треугольной изгибаемой пластины. Как справиться с этим заданием строителю?  Как он может построить прямоугольную пирамиду с основанием из заданной треугольной пластины?

Задание №7. Если ортоцентр треугольника  АВС совпадает с вершиной В, то квадрат длины одной стороны треугольника равен сумме квадратов длин двух других сторон т.е. 〖АВ〗^2+〖ВС〗^2=〖АС〗^2. Обосновать.

Задание №8.

Если АВСD – прямоугольный тетраэдр с вершиной D и S – площадь грани основания, S1, S2, S3 – площади боковых 

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
граней, то  〖S_1〗^2+〖S_2〗^2+〖〖+S〗_3〗^2=S^2.Верно ли обратное утверждение задания.  

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Базылев В.Т.
Сборник задач по геометрии: Учеб. пособие - 2-е изд., стер.//Базылев В.Т.СПб.: Лань,2008.-256с.
СПб.: Лань, 2008
 
Л1.2
Атанасян Л.С., Базылев В.Т.
Геометрия (часть 1): Учебное пособие // Л.С. Атанасян, В.Т. Базылев. — 2-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.— 396 с. 
Москва: КНОРУС, 2013
 
Л1.3
Атанасян Л.С., Базылев В.Т.
Геометрия (часть 2): Учебное пособие //Атанасян Л.С., Базылев В.Т.Москва: КНОРУС, 2013.-400с.
М.: КНОРУС, 2013
 
Л1.4
Васильев Н.Б., Савин А.П., Егоров А.А.
Избранные олимпиадные задачи. Математика: Учебное пособие ISBN 948-5-534-05758-4.
Лань, 2007
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Постников М.М.
Лекции по геометрии. Семестр IV. Дифференциальная геометрия: учеб. пособ. для вузов
М.: Наука, 1988
 
Л2.2
Виленкин, Н.Я., Литвиненко В.Н.
Элементарная математика: учеб. пособ. для студ.-заочников физ.-мат. фак. пед. ин-тов
М.: Просвещение, 1970
 
Л2.3
Атанасян Л.С., Атанасян В.А.
Сборник задач по геометрии: Часть 1. Учеб. пособие для студ. физ.-мат. фак. пед. инст.
М.: Просвещение, 1973
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Цубербиллер О.Н.
Задачи и упражнения по аналитической геометрии: Учебное пособие//Цубербиллер О.Н.-34-е изд.,стер.-Издательство "Лань",2005.-336с.-Режим доступа:https://e.lanbook.com/book/430(дата обращения 27.09.19)
СПб: Лань, 2005
 
Л3.2
Матвеев, С.Н.
Математика:  [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета математики и информатики  — Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76443.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска. 
 
7.2
2-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекционным занятиям

  Фундаментальным источником знаний являются лекции, которые должны способствовать возникновению и поддержанию интереса к предмету, глубокому усвоению материала и активизации самостоятельной работы студентов. Лекционный материал должен быть структурирован в соответствии с логикой построения дисциплины, но, в то же время, отвечать требованиям наглядности и доступности. Особое внимание следует уделить раскрытию основных терминов, которые формируют профессиональный язык. Без понимания этого языка невозможно успешное изучение предмета. Важно также сопровождать изложение лекций практическими примерами, которые значительно обогащают образовательный процесс и способствуют усвоению материала.

Методические указания к практическим  занятиям

Значительную роль в изучении  математики выполняют практические занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой, а также выполнения самостоятельных заданий. Тем самым практические занятия способствуют получе-нию наиболее  качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы. Методические указания к решению контрольных работ и практических занятий оформлены в виде сборника и являются составной частью УМК дисциплины.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы

Основными задачами самостоятельной работы являются:

- закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;

- формирование навыков рефлексивной деятельности студентов;

- объективное оценивание собственных учебных достижений;

- формирование умений студентов  мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- подготовка студентов  к предстоящим занятиям, зачёту, конференциям, защите в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;

- формирование культуры умственного труда, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Организация и обеспечение самостоятельной работы студентов реализуется на основе «Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов».

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала:

самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию;

домашняя учебная работа.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Предусматривается также самостоятельная работа  под руководством преподавателя в часы, определённые расписанием: разработка рефератов,  программ профессионального становления студентов и других творческих заданий в соответствии с учебной программой. На аудиторных занятиях преподавателю необходимо создать мотивацию для успешного включения студентов в разработку авторских программ, дать четкие инструкции по поводу организации самостоятельной работы студентов на различных этапах, познакомить студентов с рациональными способами организации деятельности. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставленными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.