2022-2023_zm44_04_01 ППО_plx_Управление оценкой качества образования_Педагогика профессионального образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Управление оценкой качества образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zm44.04.01 ППО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Садыкова Л.Р. _________________
 
 
Управление оценкой качества образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой к.псх.н. Федекин И.Н.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся четких представлений о современных подходах к созданию систем управления качеством образовательного процесса в образовательной организации,освоение технологий управления на всех ее уровнях и структурных звеньях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Сформировать у обучающихся систематизированные знания о ключевых терминах и понятиях теории качества.
1.4
Изучить теоретические основы в области управления качеством образования.
1.5
Познакомить с практическим опытом оценки и обеспечения качества образования.
1.6
Дать рекомендации по применению современных управленческих инструментов и методов "работы с качеством" в образовании.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Психология образования и когнитивных процессов
2.2.2
Современные образовательные технологии и средства обучения
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: Способен разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
 
ОПК-5.1: Знает: принципы организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся, разработки программ мониторинга; специальные технологии и методы, позволяющие разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
 
ОПК-5.2: Умеет: применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся; проводить педагогическую диагностику трудностей в обучении
 
ОПК-5.3: Владеет: действиями по применению методов контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, программ мониторинга образовательных результатов обучающихся, оценки результатов их применения
 
 
УК-3: Способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.2: Учитывает в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научно-методические, правовые и организационные основы управления качеством образования;
3.1.2
систему внутришкольного управления качеством образования, управления качеством образования на муниципальном и региональном уровнях;
3.1.3
современные методики и технологии диагностики и оценивания  качества образовательного процесса по различным образовательным программам.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оосуществлять поиск информации, необходимой для управления качеством образования;
3.2.2
пользоваться нормативной документацией в области управления качеством образования;
3.2.3
применять современные методики и технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
технологиями проведения процедур оценки качества образования;
3.3.2
навыками проектирования форм и методов контроля качества образования, различных видов контрольно-измерительных материалов;
3.3.3
современными методиками и технологиями оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам.
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы управления качеством

 
1.1
Сущность понятия качество

образовательного процесса. Компоненты качества /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
1.2
Теоретические основы управления качеством /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
1.3
Основные понятия и категории управления качеством образования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
1.4
Система закономерностей развития образования (индивидуализация, интенсификация,цикличность и многоступенчатость образования) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
 
Раздел 2. Система управления качеством в образовательной организации

 
2.1
Проблемы качества образования в России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
2.2
Концепция проведения внешней оценки образования в РФ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
2.3
Международный опыт проведения процедур оценки качества образования (по материалам

Великобритании, Гонконга, Канады, Финляндии, Франции /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
2.4
Процесс и технологии

управления качеством образования  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
2.5
Организационная структура управления качеством образования  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
 
Раздел 3. Формы и методы контроля качества образования

 
3.1
Мониторинг в системе управления качеством образования   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.2
Рейтинговая система оценивания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
3.3
Рейтинговая система оценивания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
3.4
Оценка как элемент управления качеством образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
3.5
Педагогические тесты. Термины и определения. Классификация педагогических тестов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
3.6
Педагогические тесты. Термины и определения. Классификация педагогических тестов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
3.7
Рейтинговая система оценивания /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
3.8
ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
3.9
ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
3.10
Психолого-педагогические аспекты тестирования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
3.11
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-3.2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Роль образования в современном мире.

2. Закономерные тенденции развития образования.

3. Роль типологии в развитии теории и практики управления качеством образования.

4. Комплексный подход к реформированию образования.

5. Комплексная модернизация российского высшего образования.

6. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний и обеспечения качества учебного процесса.

7. Понятие качества образования.

8. Содержание проблемы качества образования.

9. Проблемы качества образования в России.

10. Основные параметры качества образования.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
11. Качество цели образования.

12. Качество организационно-правового обеспечения образования.

13. Качество образовательной программы.

14. Качество информационного и методического обеспечения.

15. Качество образования и ключевые понятия внешней оценки качества образования.Внешняя оценка образовательных результатов обучающихся.

16. Аттестации педагогических кадров как внешняя оценка современного качества образования.

17. Международный опыт проведения процедур оценки качества образования.

18. Основные тенденции развития современных систем оценки качества образования.Рекомендации по применению международного опыта для проведения внешней оценки образования в РФ.

19. Российский опыт проведения процедур оценки качества образования и результаты их анализа.

20. Механизм и методы управления качеством образования.

21. Процесс и технологии управления качеством образования.

22. Роль управления знаниями в общей технологии управления качеством образования.

23. Оценивание, контроль и мотивация в управлении качеством образования. Управление и динамика качества образования.

24. Стандартизация в управлении качеством.

25. Международная стандартизация и развитие международной системы качества образования.

26. Компетентностный подход к образованию.

27.Оценка как элемент управления качеством образования.

28.Педагогические тесты. Классификация педагогических тестов.

29.Рейтинговая система оценивания.

30.ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов

1. Концепция развития содержания образования.

2. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ начального,основного и среднего общего образования.

3. Государственная политика в образовании, педагогическая инициатива «Наша новая школа».

4. Системно-деятельностный подход в образовании – методологическая основа ФГОС.

5.Качество российского образования (по оценочным результатам зарубежной и отечественной экспертизы).

6.Нормативно-правовые основы контроля качества среднего общего образования.

7.Образовательные стандарты и их роль в управлении качеством образования.

8.Управление качеством образования (из опыта работы образовательных учреждений).

9.Особенности управления качеством образования на разных уровнях образования.

10.Технология определения качества образования на муниципальном уровне (из опыта работы образовательных учреждений).

11.Основные подходы к оценке качества подготовки и способы их реализации.

12.Система оценивания и контроль качества образования в образовательных учреждениях разного типа и уровня.

13.Современные тенденции в оценивании школьных достижений.

14. Компетентностный подход как основа построения ФГОС. Оценка качества образования в рамках компетентностного подхода.

15. Концепция развития универсальных учебных действий.

16.Модульно-рейтинговая система как инновационный механизм реорганизации учебного процесса в свете требований Болонского процесса.

17.Виды и модели проведения мониторинга качества школьного образования.

18.Проблема учета личностно-психологических и национальных особенностей испытуемых в ходе тестирования.

19.Виды объективности в тестировании и средства их обеспечения.

20.Основные действия по организации мониторинга. Основные требования к контролю качества образовательного процесса.

21.Критерии оценки качества образования.

22.Технологии оценки качества образования. Показатели деятельности образовательного учреждения.

23.Нормативно-правовое обеспечение оценки качества. Разработка оценочных заданий (тестовая форма, тестовое задание, тесты).

24.Педагогические измерения в образовательном процессе. Проверка уровня сформированности основных компетенций.

25.Тестирование как средство оценки качества образовании.

26.Актуальные проблемы управления качеством образования в школе.

27.Управление качеством образования в системе начального образования.

28.Мониторинг как средство контроля качества образования.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении к рабочей программе.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Горбашко, Е. А. 
Управление качеством: Горбашко, Е. А.  Управление качеством : учебник для вузов / Е. А. Горбашко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 397 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14539-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488696 
Юрайт, 2022
 
Л1.2
Гордиенко, О. В. 
Гордиенко, О. В.  Современные средства оценивания результатов обучения. Практикум : учебное пособие для вузов / О. В. Гордиенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 115 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07128-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492132
, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
В. И. Савинков, П. А. Бакланов
Савинков, В. И.  Социальная оценка качества и востребованность образования : учебное пособие / В. И. Савинков, П. А. Бакланов ; под редакцией Г. В. Осипова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11468-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493652 
 
Л2.2
Воробьева, С.В.
Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе : учебник для вузов / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 770 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09241-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491786: учебник
М.: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Л.Р. Садыкова
Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] Электрон. текстовые данные. 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60707.html 
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2008., 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт Национального экспертного совета по качеству и безопасности продукции и услуг. URL::https://sro.su/novosti/novosti-organizatsij/122-natsionalnyj-ekspertnyj-sovet-po-kachestvu-nesk, свободный
 
Э2
Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/, свободный 
 
Э3
Информационно-справочный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».URL: http://www. window.edu. ru/, свободный
 
Э4
Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] : [образовательный портал]. – URL:http://www.school.edu.ru, свободный
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Лекционные занятия направлены на формирование глубоких, систематизированных знаний по разделам дисциплины. В ходе лекций преподаватель раскрывает основные, наиболее сложные понятия дисциплины, а также связанные с ними теоретические и практические проблемы, даёт рекомендации по практическому освоению изучаемого материала. Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В целях качественного освоения лекционного материала обучающимся рекомендуется составлять конспекты лекций, использовать эти конспекты при подготовке к практическим занятиям, промежуточной и итоговой аттестации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Дисциплина «Управление качеством образования» направлена на дальнейшее формирование профессиональной позиции педагогов, развитие их личных и профессиональных компетенций на основе знакомства с целями, содержанием, формами процедур построения образовательного процесса в соответствие с ФГОС. Содержание дисциплины рассматривается как основание для творческого осмысления и вариативной реализации полученной информации в собственной педагогической деятельности.

В основу построения и отбора содержания дисциплины положены ведущие принципы современной науки: демократизации, открытости, проблемности и др. Утверждение личностно и ценностно ориентированного и компетентностного подходов в педагогической науке определяет логику изучения курса, которая не сводится к прямой трансляции академических знаний. Получаемая информация должна быть востребованной, являться результатом ее самостоятельного освоения магистрантами. Иными словами, студент становится субъектом образования, включаясь в совместную с преподавателем деятельность по проектированию деятельности в области управления качеством образования. В связи с этим, особое значение приобретает организация обучения как сотрудничества студентов и преподавателя, включение студентов в контекст изучаемого материала. Для этого практические занятия должны носить 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
проблемный, ценностно-ориентированный характер. Целесообразно использовать приемы совместного проектирования занятий, дискуссии по наиболее проблемным аспектам реализации изучаемых проблем в области качества образования.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа над учебной дисциплиной включает несколько этапов:

·  слушание и конспектирование лекций преподавателя, ознакомление с программой курса и учебными пособиями,

·  основательную проработку лекционного материала, дополнение указанными источниками основной литературы,

·  чтение дополнительной литературы, при необходимости самостоятельный её подбор,

·  подготовку вопросов практического занятия по плану,

·  самостоятельную подготовку небольших сообщений к занятию,

·  подготовку практических заданий, самостоятельный поиск источников,

·  самостоятельный подбор темы и литературы к реферату и написание реферата.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений обучающихся с ОВЗ с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение (аудитории)приспособлено к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Данной категории обучающихся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.