2022-2023_zm44_04_01 МиКН 2228_plx_Организация проектной и исследовательской деятельности_Математика и компьютерные науки
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация проектной и исследовательской деятельности
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Математика и компьютерные науки
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Галямова Э.Х. _________________
 
 
Организация проектной и исследовательской деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2023 протокол № 4.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся  методических умений, необходимых для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, как условия качественного обучения математике.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний о технологии организации проектной и учебно-исследовательской деятельности,
1.4
овладение умениями организации проектной и учебно-исследовательской деятельности;
1.5
формирование необходимых навыков взаимодействия с участниками образовательных отношений. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дидактика и методика обучения информатике
2.2.2
Избраннные главы геометрии
2.2.3
Избранные главы элементарной математики
2.2.4
Инновационные методики обучения информатики
2.2.5
Интеллектуальная робототехника
2.2.6
Интерактивные технологии в образовании
2.2.7
История развития математического образования
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.10
Разработка электронных образовательных ресурсов по информатике
2.2.11
Цифровизация управления в деятельности учителя информатики
2.2.12
Цифровые средства и ресурсы в обучении
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
Производственная преддипломная практика
2.2.16
Управление качеством образования на основе информационных технологий
2.2.17
Педагогическое мастерство в школьном курсе математики
2.2.18
Профессиональный стандарт педагога и ФГОС в области математики и информатики
2.2.19
Математический анализ. Интегрирование и функции многих переменных
2.2.20
Инновационные процессы в математическом образовании
2.2.21
Системы автоматизации документооборота в образовании
2.2.22
Мобильные приложения в образовании
2.2.23
Специальные главы алгебры, теории чисел и математической логики
2.2.24
Разработка электронных образовательных ресурсов по математике
2.2.25
Избраннные главы  математического анализа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной области "Математика и компьютерные науки"
 
ПК-1.3: Владеет современными методиками и технологиями организации и проектирования образовательного процесса на различных уровнях математического образования
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
УК-1.2: Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
УК-1.3: Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументировано формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
УК-1.5: Определяет и оценивает практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации
 
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.1: Выстраивает этапы работы над проектом с учетом последовательности их реализации, определяет этапы жизненного цикла проекта
 
УК-2.2: Определяет проблему, на решение которой направлен проект, грамотно формулирует цель проекта. Определяет исполнителей проекта
 
УК-2.3: Проектирует решение конкретных задач проекта, выбирая оптимальный способ их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.4: Качественно решает конкретные задачи (исследования, проекта, деятельности) за установленное время. Оценивает риски и результаты проекта
 
УК-2.5: Публично представляет результаты проекта, вступает в обсуждение хода и результатов проекта
 
 
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.5: Эффективно взаимодействует с членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды. Соблюдает этические нормы взаимодействия
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные  понятия  и  утверждения,  входящие  в  содержание дисциплины,
3.1.2
основные содержательные линии школьного курса математики,
3.1.3
методики формирования математических понятий, умений,
3.1.4
методики изучения теорем и работы с математическими заданиями,
3.1.5
способы и методы решения школьных задач.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять различные формы организации учебного процесса в средней школе,
3.2.2
решать практико-ориентированные задачи по разделам курса,
3.2.3
применять теоретический материал,
3.2.4
творчески подходить к решению профессиональных задач,
3.2.5
строить математические модели задач, приводить их к нужному виду,
3.2.6
выбирать и реализовывать наиболее рациональный метод решения задачи,
3.2.7
3.2.8
- организовывать  самостоятельную  деятельность  учащихся  по
3.2.9
предмету.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основами методической культуры учителя математики,
3.3.2
базовыми профессиональными умениями (анализировать, конструировать, оценивать свою деятельность и деятельность учащихся),
3.3.3
навыками формирования у учащихся математических понятий, теорем, задач,
3.3.4
разнообразными методами, приемами и способами организации деятельности учащихся,
3.3.5
основными методами решения школьных математических задач,
3.3.6
современными информационными технологиями при подготовке и проведении уроков математики.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Изучение математики в профильной

школе.

 
1.1
Углубленное изучение математики в средней школе.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
1.2
Углубленное изучение математики в средней школе.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
 
Раздел 2. Изучение действительных чисел в

старшей школе.

 
2.1
Делимость целых чисел. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
2.2
Задачи с целочисленными неизвестными. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
2.3
Задачи с целочисленными неизвестными. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
 
Раздел 3. Методика изучения комплексных чисел.

 
3.1
Изучение комплексных чисел. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
3.2
Проектирование учебно-иследовательских задач с комплексными числами. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
3.3
Решение задач с комплексными числами. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
 
Раздел 4. Числовые последовательности. 

 
4.1
Предел числовой последовательности. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
4.2
Предел числовой последовательности. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
4.3
Свойства пределов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
 
Раздел 5. Функции и их графики.

 
5.1
Графики функций, содержащих модули. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
5.2
Графики функций, содержащих модули. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
5.3
Графики сложных функций. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
1
0
 
 
Раздел 6. Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.

 
6.1
Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
6.2
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
6.3
Внеурочная деятельность по математике. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
1
0
 
6.4
Организация олимпиад и математических турниров. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
6.5
Составление олимпиадных задач. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
 
Раздел 7. Учебно-иследовательская деятельность обучающихся.

 
7.1
Учебно-иследовательская деятельность обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
1
0
 
7.2
Проекты по математике. Планирование и анализ. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
1
0
 
 
Раздел 8. Первообразная и интеграл.

 
8.1
Методы интегрирования: замена переменной и интегрирование по частям. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
1
0
 
8.2
Методы интегрирования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
1
0
 
8.3
Замена переменной и интегрирование по частям. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
 
Раздел 9. Понятие дифференциального уравнения.

 
9.1
Решение задач, приводящих к дифференциальным уравнениям.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
1
0
 
9.2
Решение задач, приводящих к дифференциальным уравнениям.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
9.3
Решение задач, приводящих к дифференциальным уравнениям.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
9.4
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

1. Основные  понятия  и  утверждения,  входящие  в  содержание дисциплины,

2. Основные содержательные линии школьного курса математики,

3. методики формирования математических понятий, умений,

4. методики изучения теорем и работы с математическими заданиями,

5. способы и методы решения школьных задач.

6. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

7. Внеурочная деятельность по математике.

8. Организация олимпиад и математических турниров.

9.  Углубленное изучение математики в средней школе.

10. Учебно-иследовательская деятельность обучающихся.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Контрольная работа

Перечень контрольных заданий для самостоятельной работы.

1. Приведите по одному примеру к каждому типу доказательств.

2. Указать типы заданных уравнений и решить их.

3. Составить опорный лист к решению системы уравнений графическим способом.

4. Алгоритм решения тригонометрического неравенства.

5. Привести различные формы оформления краткой записи текстовой задачи.

6. Составить опорный конспект к теме «Преобразования графиков».

Темы рефератов.

2. Принципы отбора и составления системы упражнений.

3. Проблемная организация учебного процесса

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
4. Классификация математических понятий.

5. Творчество в учебной деятельности учащихся

6. Проблема историзма в обучении математике

7. Эвристические методы поиска способа решения задач

8. Использование моделирования в обучении математике

9. Дифференцированное обучение.

10. Научно- исследовательская деятельность школьников.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Далингер, В. А.
Методика обучения математике. Когнитивно-визуальный подход: Методика обучения математике. Когнитивно-визуальный подход : учебник для академического бакалавриата / В. А. Далингер, С. Д. Симонженков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 340 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09596-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434658
М.:Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Подходова, Н.С., Снегурова, В.И. 
Методика обучения математике в 2 ч. Часть 1: учебник для  бакалавриата / Н. С. Подходова [и др.] ; под редакцией Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08768-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434099 .: учебник для бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Капкаева, Л. С. 
Теория и методика обучения математике: частная методика: Капкаева, Л. С. Теория и методика обучения математике: частная методика в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / Л. С. Капкаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 264 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-04940-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438966 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Интернет-портал ресурсов по математике – Режим доступа: http://www.math.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к практическим занятиям

При подготовке к практическим занятиям студенту следует пользоваться конспектами лекций, тщательно разобрать рассмотренные на лекциях примеры.

При изучении данного курса мы применяем  «непрерывные» контрольные работы, когда каждое практическое занятие сопровождается домашним заданием, в котором каждый студент получает индивидуальное задание на отработку стандартного материала, изучаемого на данном занятии: отработку определения или решение задачи алгоритмического характера. Эти задания мы берем из сборника индивидуальных заданий практикума.

Методические указания к написанию реферата и другим видам самостоятельной работы.

Реферат должен показать умения студента:

– работать с литературой по отдельным вопросам МОМ, отбирать материалы в соответствии с темой;

– правильно излагать выделенный материал в едином плане, с подробными объяснениями, приводить примеры;

– решать методические задачи по теме, проявляя элементы исследовательского характера.

      Реферат состоит из введения, реферативной части, решения задач по теме, заключения, списка использованной литературы.

Во введении формулируется цель работы, характер ее выполнения, способ использова-ния литературы, указывается какой теоретический материал (и по каким источникам) счита-ется известным заранее.

В реферативной части подробно излагается теоретический материал задания. Изложение должно быть единообразным, с четким выделением определений. При решении задач, предварительно формулируется условие. Изложение решения задачи должно быть полным, при необходимости – со ссылками на теоретический материал.

Изложение материала должно быть литературно и методически обработанным, текст – без сокращений, страницы пронумерованы.

При изучении данного курса можно пользоваться любым учебным пособием по методике обучения математике для студентов математических факультетов университетов и педагоги-ческих вузов. В списке литературы указаны некоторые из них, наиболее соответствующие со-держанию курса и уровню математической подготовки аудитории.