Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
тканей и основы микроскопической техни-
ки /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
зиготный, гаметный и промежуточный /Ср/
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для подготовки к зачету
1. Цитология, цели и задачи, место среди других биологических наук. Возникновение и развитие цитологии.
2. Микроскопия как основной метод цитологии и гистологии. Принцип работы и устройство светового микроскопа, формула Э. Аббэ. Методы темного поля, фазового контраста, дифференциально-интерференционного контраста по Номарскому (DIC).
3. Электронная и атомно-силовая микроскопия.
4. Культуры клеток и тканей, микрохирургия. Способы витального микроскопического исследования клеток. Принципы фиксации и визуализации биологических микроструктур.
5. Химический состав и свойства биомембран, модели их молекулярной организации.
6. Типы транспорта веществ в клетке.
7. Особенности структурно-функциональной организации прокариотических клеток.
8. Вирусы как неклеточная форма жизни. Теория гиперцикла М. Эйгена.
9. Химический состав цитоплазмы. Гиалоплазма.
10. Плазматическая сеть. Особенности ультраструктуры шероховатой и гладкой плазматической сети.
11. Пластинчатый комплекс (аппарат Гольджи). Ультраструктура диктиосом и их функции.
12. Лизосомы. Химический состав и ультраструктура лизосом. Первичные
13. Эндосомы. Фагосомы, пиносомы и опушенные везикулы, их роль в эндоцитозе. Секреторные везикулы и гранулы. Экзоцитоз.
14. Митохондрии. Размеры, форма и ультраструктура митохондрий.
15. Пластиды. Онтогенез и структурно-функциональные перестройки пластид. Структура и функции хлоропластов. Геном хлоропластов.
16. Цитоскелет. Микрофиламенты, микротрубочки и промежуточные филаменты как основные компоненты цитоскелета.
17. Рибосомы. Химический состав и ультраструктура малой и большой субъединиц эукариотических рибосом.
18. Этапы биосинтеза белка - инициация, элонгация, терминация. Стадии элонгации полипептиджной цепи – связывание, транспептидация, транслокация. Регулирующие трансляцию белки.
19. Ядерный аппарат клетки. Строение и функции хромосом
20. Особенности организации растительной клетки. Клеточная стенка. Центральная вакуоль, сферосомы. Пластиды. Включения в клетках растений. Плазмодесмы.
22. Эндомитоз и полиплоидия. Получение полиплоидов. Автополиплоиды и аллополиплоиды. Анеуплоиды (моносомики, нуллисомики, трисомики и др.).
23. Апоптоз как физиологическая гибель клеток. Отличия апоптоза от некроза.
24. Мейоз как способ деления клеток зародышевого пути при половом размножении организмов. Типы мейоза: зиготный, гаметный и споровый (промежуточный).
25. Понятие о добавочных хромосомах. В-хромосомы. Определение. Значение. Идентификация. Роль В-хросомосом в мейозе. Дицентрические и телоцентрические хромосомы. Эписомы (кольцевые хромосомы). Изохромосомы.
26. Общая характеристика развития пыльника: премейотический, мейотический и постмейотический. Спорогенная ткань и ее особенности. Типы образования тетрад: сукцессивный, симультантный и промежуточный.
27. Микрогаметогенез. Образование вегетативной и генеративной клеток после первого митоза и спермиев. Форма и размер спермиев. Особенности пыльцевых зерен различных полевых культур.
28. Общая характеристика мегаспорогенеза. Археспориальная ткань. Формирование мегаспор, особенности расположения мегаспор в тетраде. Понятие о моноспорическом типе развития.
29.Развитие женского гаметофита. Особенности деления ядер в зародышевом мешке. Различные типы зародышевых мешков у различных с.-х.культур.
30.Понятие цитогенетического мониторинга. Особенности его методов. Роль цитогенетического мониторинга в исследовании функционирования и устойчивости агроэкосистем.
Примерная тематика рефератов с презентациями
1.Отличия в строении клеток растений, грибов, животных, прокариот.
2.Вирусы как неклеточная форма жизни.
3.Жизнь. Основные свойства и уровни организации живых организмов.
4.Многообразие живых организмов. Прокариоты и эукариоты. Одноклеточные, неклеточные и многоклеточные организмы.
5.Автотрофные, гетеротрофные и симбиотрофные организмы.
6.Молекулярные механизмы апоптоза (индукторы, каспазы, фрагментация ДНК). Отличия апоптоза от некроза.
7.Факторы, вызывающие патологические изменения в клетке. Типы клеточных патологий, их идентификация и предупреждение.
8.Факторы, влияющие на ход мейоза. Аномалии мейоза.
9.Особенности пыльцевых зерен различных полевых культур.
10.Роль цитогенетического мониторинга в исследовании функционирования и устойчивости агроэкосистем.
Русская биология - [Электронный ресурс].- URL: http://www.rusbiolog.ru/2007/09/26/citologija.html
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями
В ходе подготовки к практическим занаятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на занятие.
В ходе практическим занаятиям внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.