2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Цитология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Цитология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Цитология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать представления о клетке как элементарной единице строения, функционирования и размножения всех живых организмов на Земле.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить клетку как целостную систему, строение и функции клеточных органелл, транспорт веществ в клетке;
1.4
изучить ультраструктуру ядра, его функции как носителя генетической информации;
1.5
знать общую характеристику процессов репродуктивного деления клетки, преемственность наследственных свойств при митозе, научиться подсчитывать хромосомы и изучить их морфологию в митозе;
1.6
изучить полиплоидию; методы получения полиплоидов, цитологические механизмы полиплоидии;
1.7
изучить структуру хромосом, формы метафазных хромосом; структурные изменения хромосом, методы подсчета хромосомных аберраций;
1.8
изучить мейоз как основу полового размножения; типы мейоза и его эволюцию; основные фазы и генетический смысл этого процесса;
1.9
изучить микроспорогенез и мегаспорогенез;
1.10
овладеть умениями и навыками работы с микроскопической техникой: изучить типы микроскопов, устройство микроскопа, различные методы наблюдения под микроскопом, измерение микроскопических объектов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Цитология» обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем (школьном) уровне обучения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Анатомия и морфология человека
2.2.2
Биогеография
2.2.3
Возрастная и педагогическая психология  
2.2.4
Зоология
2.2.5
Методика обучения биологии
2.2.6
Общая и социальная психология
2.2.7
Психолого-педагогический практикум
2.2.8
Учебная практика. Практика  по зоологии
2.2.9
Экология
2.2.10
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.11
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.12
Основы экологической культуры
2.2.13
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.14
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.15
Учебная практика. Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.16
Физиология человека
2.2.17
Генетика
2.2.18
Курсовая работа по  биологии
2.2.19
Микробиология
2.2.20
Теория эволюции
2.2.21
Физиология растений
2.2.22
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.23
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.24
Производственная  практика. Преддипломная практика
2.2.25
Основы биометрии
2.2.26
Учебная практика  по зоологии
2.2.27
Производственная педагогическая практика
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
2.2.28
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.29
Гистология
2.2.30
Производственная  преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные термины и понятия, нормативные величины;
3.1.2
структурно-функциональную организацию клеток животных и растений;
3.1.3
клеточный цикл и его регуляцию, механизмы деления клеток (митоза и мейоза) и их генетически детерминированной гибели;
3.1.4
принципы дифференцировки клеток как процесса их функциональной специализации в многоклеточном организме.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить мониторинг научной литературы, средств массовой информации в соответствии с заданной научной темой;
3.2.2
систематизировать научную информацию в соответствии с заданной структурой;
3.2.3
делать выводы о научных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации;
3.2.4
излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию в области цитологии;
3.2.5
работать с различными видами микроскопической техники;
3.2.6
графически и письменно отражать результаты светомикроскопических наблюдений;
3.2.7
«читать» свето- и электронно-микроскопические микрофотографии.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска, обработки и структурирования научной информации;
3.3.2
владеть методами сбора и обработки данных;
3.3.3
современными компьютерными и информационными технологиями;
3.3.4
навыками проведения научно-исследовательских и лабораторных цитологических работ, с применением современной аппаратуры и оборудования;
3.3.5
навыками выполнения цитологических рисунков;
3.3.6
навыками экспериментальной работы в лабораторных условиях, необходимыми для проведения занятий в условиях средней школы.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение.Ультраструктура прокариотической и эукариотической клетки 

 
1.1
Цитология как наука /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.2
Ядерный аппарат клетки. Строение и функции хромосом  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
1.3
Методы изготовления препаратов для световой микроскопии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.4
Методы исследования клеток и

тканей и основы микроскопической техни-

ки /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.5
Специальные методы изучения микрообъектов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.6
Ядерный аппарат клетки. Строение хромосомы  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.7
Типы хромосом. Изучение кариологии хромосом /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.8
Строение и функции цитоплазматической мембраны /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.9
Двумембранные органоиды клетки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.10
Одномембранные компоненты клеток /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.11
Вакуоли растительных клеток /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.12
Лизосомы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.13
Производные цитолеммы (микроворсинки, щеточная каемка, контакты,  базальный лабиринт). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.14
Межклеточные соединения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.15
Клетки эпителиальных тканей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
1.16
Клетки соединительных тканей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.17
Разнообразие клеток крови /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
1.18
Эндогенные включения (гликогена, липидов и пигментов и др.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
 
Раздел 2. Деление клетки. Микроспорогенез и мегаспорогенез

 
2.1
Основы бесполого размножения. Митоз  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
2.2
Амитоз. Эндомитоз /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
2.3
Мейоз как основа полового размножения.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
2.4
Микроспорогенез и развитие мужского гаметофита /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
2.5
Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
2.6
Типы мейоза:

зиготный, гаметный и промежуточный /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
2.7
Аномалии мейоза /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
2.8
Злокачественный рост как пример нарушения регуляции размножения клеток /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
 
Раздел 3. Хромосомные мутации. Цитогенетический мониторинг

 
3.1
Хромосомные мутации. Структурные изменения в хромосомах (дупликации, инверсии, нехватки, транслокации)  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.2
Значение хромосомных перестроек для эволюции генома /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
3.3
В - хромосомы. Роль и значение для генома  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
3.4
Понятие о кольцевых хромосомах, изохромосомах, дицентрических хромосомах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
3.5
Дифференцировка клеток /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
3.6
Методы цитогенетического мониторинга  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
3.7
Апоптоз и некроз: два альтернативных пути гибели клеток /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
3.8
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 УК-1.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Цитология, цели и задачи, место среди других биологических наук. Возникновение и развитие цитологии.

2. Микроскопия как основной метод цитологии и гистологии. Принцип работы и устройство светового микроскопа, формула Э. Аббэ. Методы темного поля, фазового контраста, дифференциально-интерференционного контраста  по Номарскому (DIC).

3. Электронная и атомно-силовая микроскопия.

4. Культуры клеток и тканей, микрохирургия. Способы витального микроскопического исследования клеток. Принципы фиксации и визуализации биологических микроструктур.

5. Химический состав и свойства биомембран, модели их молекулярной организации.

6. Типы транспорта веществ в клетке.

7. Особенности структурно-функциональной организации прокариотических клеток.

8. Вирусы как неклеточная форма жизни. Теория гиперцикла М. Эйгена.

9. Химический состав цитоплазмы. Гиалоплазма.

10. Плазматическая сеть. Особенности ультраструктуры шероховатой и гладкой плазматической сети.

11. Пластинчатый комплекс (аппарат Гольджи). Ультраструктура диктиосом и их функции.

12. Лизосомы. Химический состав и ультраструктура лизосом. Первичные

13. Эндосомы. Фагосомы, пиносомы и опушенные везикулы, их роль в эндоцитозе. Секреторные везикулы и гранулы. Экзоцитоз.

14. Митохондрии. Размеры, форма и ультраструктура митохондрий.

15. Пластиды. Онтогенез и структурно-функциональные перестройки пластид. Структура и функции хлоропластов. Геном хлоропластов.

16. Цитоскелет. Микрофиламенты, микротрубочки и промежуточные филаменты как основные компоненты цитоскелета.

17. Рибосомы. Химический состав и ультраструктура малой и большой субъединиц эукариотических рибосом.

18. Этапы биосинтеза белка - инициация, элонгация, терминация. Стадии элонгации полипептиджной цепи – связывание, транспептидация, транслокация.  Регулирующие трансляцию белки.

19. Ядерный аппарат клетки. Строение и функции хромосом

20. Особенности организации растительной клетки.  Клеточная стенка. Центральная вакуоль, сферосомы. Пластиды. Включения в клетках растений. Плазмодесмы.

 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
21. Митоз. Фазы митоза (профаза, метафаза, анафаза, телофаза). Мофрология митотических хромосом. Цитотомия (цитокинез).

22. Эндомитоз и полиплоидия. Получение полиплоидов. Автополиплоиды и аллополиплоиды. Анеуплоиды (моносомики, нуллисомики, трисомики и др.).

23. Апоптоз как физиологическая гибель клеток. Отличия апоптоза от некроза.

24. Мейоз как способ деления клеток зародышевого пути при половом размножении организмов. Типы мейоза: зиготный, гаметный и споровый (промежуточный).

25. Понятие о добавочных хромосомах. В-хромосомы. Определение. Значение. Идентификация. Роль В-хросомосом в  мейозе. Дицентрические и телоцентрические хромосомы. Эписомы (кольцевые хромосомы). Изохромосомы.

26. Общая характеристика развития пыльника: премейотический, мейотический и постмейотический. Спорогенная ткань и ее особенности. Типы образования тетрад: сукцессивный, симультантный и промежуточный.

27. Микрогаметогенез. Образование вегетативной и генеративной клеток после первого митоза и спермиев. Форма и размер спермиев. Особенности пыльцевых зерен различных полевых культур.

28. Общая характеристика мегаспорогенеза. Археспориальная ткань. Формирование  мегаспор, особенности расположения мегаспор в тетраде. Понятие о моноспорическом типе развития.

29.Развитие женского гаметофита. Особенности деления ядер в зародышевом мешке. Различные типы зародышевых мешков у различных с.-х.культур.

30.Понятие цитогенетического мониторинга. Особенности его методов. Роль цитогенетического мониторинга в исследовании функционирования и устойчивости агроэкосистем.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов с презентациями

1.Отличия в строении клеток растений, грибов, животных, прокариот.

2.Вирусы как неклеточная форма жизни.

3.Жизнь. Основные свойства и уровни организации живых организмов.

4.Многообразие живых организмов. Прокариоты и эукариоты. Одноклеточные, неклеточные и многоклеточные организмы.

5.Автотрофные, гетеротрофные и симбиотрофные организмы.

6.Молекулярные механизмы апоптоза (индукторы, каспазы, фрагментация ДНК). Отличия апоптоза от некроза.

7.Факторы, вызывающие патологические изменения в клетке. Типы клеточных патологий, их идентификация и предупреждение.

8.Факторы, влияющие на ход мейоза. Аномалии мейоза.

9.Особенности пыльцевых зерен различных полевых культур.

10.Роль цитогенетического мониторинга в исследовании функционирования и устойчивости агроэкосистем.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ленченко, Е. М.  
Цитология, гистология и эмбриология:  учебник для вузов / Е. М. Ленченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 355 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08185-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453011
Москва : Издательство Юрайт , 2020
 
Л1.2
Попова И.А.
Основы цитологии [Электронный ресурс]: Попова И.А. Основы цитологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Попова И.А.— Электрон. текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019.— 122 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86203.html.— ЭБС «IPRbooks»
, 2019122 с.
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Прошкина, Е. Н. 
Молекулярная биология: стресс-реакции клетки : учебное пособие для вузов / Е. Н. Прошкина, И. Н. Юранева, А. А. Москалев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 101 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08502-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454873
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Балезина, О. П. 
Физиология: биопотенциалы и электрическая активность клеток: учебное пособие для вузов / О. П. Балезина, А. Е. Гайдуков, И. Ю. Сергеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04264-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452969
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Молекулярная биология: Практикум : учебное пособие для вузов / А. С. Коничев [и др.] ; под редакцией А. С. Коничева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12544-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448124 
, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1

Русская биология - [Электронный ресурс].-  URL: http://www.rusbiolog.ru/2007/09/26/citologija.html

 
Э2
Цитология - [Электронный ресурс]. - URL: http://tsitologiya.ru/
 
Э3
Биология - [Электронный ресурс]. - URL: http://sbio.info/list.php?c=obbkletka
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
стр. 10
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
7.4
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к практическим занаятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на занятие.

В ходе практическим занаятиям внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального 

 
стр. 11
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.