2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Эргономические основы безопасности жизнедеятельности_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 10
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся современных представлений о средствах воздействия на физические и функциональные состояния человека для создания мотивации и стимуляции его к безопасному труду.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование умениий и навыков психологического анализа условий труда с позиций оценки риска;
1.4
формирование умений и навыков разрешения профессиональных проблем и конфликтных ситуаций в области управления охраной труда;
1.5
привитие навыков управления безопасной трудовой деятельностью;
1.6
овладение языком и понятийным аппаратом психологии безопасности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Эргономические основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин
2.1.2
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.1.3
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.4
Опасные ситуации техногенного  характера и защита от них
2.1.5
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.6
Социология и правовые основы физической культуры и спорта
2.1.7
Документирование образовательного процесса и управленческой деятельности
2.1.8
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.9
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.10
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.11
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.12
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.13
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.14
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.15
Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.16
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
Основы реализации образовательной программы по учебному предмету  в соответствии с ФГОС;
 
Требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету  в соответствии с ФГОС;
 
Основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету  в соответствии с ФГОС;
 
 
Уметь:
 
Реализовывать образовательную программу по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС;
 
Разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС;
 
Разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету  в соответствии с ФГОС;
 
 
Владеть:
 
Навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения; 
 
Навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету  в соответствии с ФГОС.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия науки эргономика, этапы развития, методы, принципы  и технические средства эргономики;
3.1.2
теоретические основы психологии безопасности труда и основные эргономические требования рациональной взаимосвязи человека с машиной;
3.1.3
принципы проведения профотборов при работах с объектами  повышенной опасности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить разработку мероприятий, отвечающих принципам эргономичности и безопасности труда на рабочих местах;
3.2.2
оценивать возможный риск появления опасных ситуаций;
3.2.3
правильно организовывать рабочее место с учетом требований эргономики.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками минимизации факторов риска в трудовой деятельности человека в области эргономичности объектов и безопасности труда;
3.3.2
навыками использования доступных средств индивидуальной и коллективной защиты;
3.3.3
навыками организации рабочей зоны.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Эргономика как научная дисциплина и проектировочная дисциплина.

 
1.1
Введение. Цель и задачи курса. Междисциплинарные связи эргономики. История развития эргономики и ее современное состояние.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
10
0
 
1.2
Основные направления развития эргономики в современных условиях: техническая эстетика, инженерная психология, производственная эргономика.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
10
0
 
1.3
Роль психологии в безопасной деятельности человека.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
10
0
 
 
Раздел 2. Методы, принципы  и технические средства эргономики.

 
2.1
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
10
0
 
2.2
Методы эргономической оценки промышленных изделий и проектных решений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
10
0
 
2.3
Методологические средства эргономики.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1
10
0
 
2.4
Методы измерения рабочей нагрузки.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
10
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.5
Моделирование в эргономике  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1
10
0
 
2.6
Психологический тип человека, его психологическое состояние и безопасность. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1
10
0
 
 
Раздел 3. Рабочая система и основные задачи ее эргономического проектирования.

 
3.1
Общие эргономические требования. Требования антропометрии и биомеханики /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
10
0
 
3.2
Проектирование рабочей среды. Распределение функций. Проектирование рабочих задач. Проектирование работ.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
10
0
 
3.3
Особенности организации рабочей среды (освещение).  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
10
0
 
3.4
Особенности организации рабочего места.Рабочая поверхность. Рабочие сиденья /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
10
0
 
3.5
Особенности организации рабочей среды (цвет).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
10
0
 
3.6
Рабочая среда (микроклимат,воздушная среда).  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
10
0
 
3.7
Рабочая среда (шум, вибрация).  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
10
0
 
 
Раздел 4. Отраслевая эргономика.

 
4.1
Эргономика в промышленности.  Стандартизация в эргономике.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
10
0
 
4.2
Внедрение эргономических норм, требований и показателей в массив стандартов.  /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
10
0
 
4.3
Эргономика в сельском хозяйстве. Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне.   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
10
0
 
4.4
Военная, авиационная и космическая эргономика.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
10
0
 
4.5
Эргономика наземных средств транспорта и среды движения.  /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
10
0
 
4.6
Эргономика технически сложных потребительских изделий.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1
10
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
4.7
Эргономическая оценка качества промышленных изделий. /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
10
0
 
4.8
Эргономика для инвалидов и пожилых людей.   /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
10
0
 
 
Раздел 5. Профессиональный риск и безопасность трудовой деятельности. Обеспечение совместимости по эргономическим показателям человека с машиной как фактор снижения риска.

 
5.1
Оптимизация рабочих движений и органов управления. Этапы анализа системы «человек – машина», описание системы.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
10
0
 
5.2
Личностные качества человека как субъекта труда. Личность в экстремальных условиях. Психологические аспекты профессиональной деятельности специалиста по безопасности труда. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
10
0
 
5.3
Психология расследования несчастных случаев. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
10
0
 
5.4
Составление эргономических контрольных карт рабочих мест. Составление профессиограммы.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1
10
0
 
5.5
/Экзамен/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ПК-1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к экзамену

1. Объект и предмет изучения эргономики. Научно-технические и исторические предпосылки возникновения и развития эргономики.

2. Эргономика как научная дисциплина, изучающая трудовую деятельность человека во взаимодействии с техническими системами и комплексом факторов внешней среды.

3. Понятие эргономичности системы «человек - машина» и её составляющие.

4. Классификация эргономических методов.

5. Социальные факторы труда.

6. Эргономические параметры рабочего места.

7. Каналы восприятия информации.

8. Нервная система человека и ее роль в осуществлении трудовой деятельности.

9. Эргономические требования к рабочему месту с персональным компьютером.

10. Биомеханические основы трудовых действий и приемов.

11. Виды нервной системы и их сочетание с различными типами систем «человек – техника – среда».

12. Определение рабочей позы, параметров рабочего места и его элементов, рабочего инструмента, интерфейса и его основных компонентов: средств отображения информации и органов управления.

13. Основные эргономические требования при проектировании рабочих мест.

14. Взаимная адаптация человека и технических систем.

15. Профессиональный отбор, принципы и система его проведения.

16. Основные направления, методы и показатели психофизиологического отбора.

17. Требования, предъявляемые к процессам обучения.

18. Формы и методы производственного обучения.

19. Эргономические требования к рабочему месту.

20. Профессиограмма в психологии труда.

21. Психологическая структура профессиональной деятельности.

22. Мотивация трудовой деятельности.

23. Стадии профессионального развития (прогрессивная и регрессивная). Кризисы профессионального становления (Н.С. 

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Пряжников).

24. Понятие и уровни профессиональной работоспособности

25. Показатели работоспособности. Периоды работоспособности.  Виды работоспособности.

26. Режим работы и работоспособности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1.Этика профессиональной деятельности эргономиста.

2.История развития эргономики в СССР и России.

3.Стандартизация в эргономике.

4.Социально-гуманитарные основания изменения инженерного проектирования систем "человек — машина".

5.Использование компьютерных технологий в эргономических исследованиях.

6.Формирование человекоориентированного проетирования.

7.Микро и мидиэргономика и ее функции в обеспечении комфортности и безопасности труда.

8.Психологический тип человека, его психологическое состояние и безопасность.

9.Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях.

10.Эстетические требования в эргономике.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
В. В. Адамчук. 
Эргономика:  учебное пособие для вузов / В. В. Адамчук, Т. П. Варна, В. В. Воротникова [и др.] ; под редакцией В. В. Адамчук. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 264 c. — ISBN 5-238-00086-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75785.html
М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
Л1.2
Воронина, Е. В.
Научная организация педагогического труда. Педагогическая эргономика : учебное пособие для вузов / Е. В. Воронина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 129 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09623-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/428203
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
В.А. Бодров, А.Л. Журавлев
Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики:  Выпуск 3 / М. М. Абдуллаева, А. А. Алдашева, А. В. Богомолов [и др.] ; под редакцией В. А. Бодров, А. Л. Журавлев. — Москва : Институт психологии РАН, 2012. — 400 c. — ISBN 978-5-9270-0223-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/47504.html 
М. : Институт психологии РАН, 2012
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Корнилов, И. К.
Основы технической эстетики : учебник и практикум для вузов / И. К. Корнилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12004-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/446656
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
  Межрегиональная эргономическая ассоциация - URL:  http://www.ergo-org.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
     Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическом занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе практических занятий внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.