(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ирина Валерьевна Корнилова
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задание к зачету:
1. Содержание внеучебной деятельности.
2. Педагогические требования к внеучебной деятельности.
3. Формы внеучебной деятельности.
4. Методы организации внеучебной деятельности.
5. Особенности краеведения во внеучебной деятельности.
6. Социально-значимая направленность внеучебной деятельности.
7. Исторические и обществоведческие викторины и игры.
8. Особенности организации научного общества обучающихся в условиях общеобразовательной школы.
9. Школьный краеведческий музей.
10. Требования ФГОС ООО к внеурочной деятельности по школьному предмету "История России. Всеобщая история".
11. Общая характеристика внеурочных занятий по школьному предмету "История России. Всеобщая история".
12. Принципы построения внеурочных занятий по школьному предмету "История России. Всеобщая история" в средней школе.
13. Познавательная деятельность обучающихся во внеурочной работе по школьному предмету "История России. Всеобщая история".
14. Развитие самостоятельности и активности обучающихся на внеурочных занятиях.
15. Планирование внеурочной работы по школьному предмету "История России. Всеобщая история".
16. Общие правила и технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности в средней
школе.
17. Современные формы внеурочной деятельности школьников по школьному предмету "История России. Всеобщая история".
18. Педагогические функции, цели и задачи исторических состязаний.
19. Виды исторических состязаний.
20. Особенности методики проведения исторических состязаний.
21. Цели и задачи школьной исторической печати.
22. Особенности организации школьной исторической печати.
23. Цели и задачи кружковых занятий.
24. Общая характеристика кружковых занятий по школьному предмету "История России. Всеобщая история".
25. Особенности организации и методики проведения школьных, городских, районных исторических олимпиад.
26. Особенности организации и методики проведения школьных исторических вечеров.
27. Особенности организации и методики проведения недели истории.
28. Прикладная направленность факультативного курса истории.
29. Практические работы на внеурочных занятиях по истории.
30. Индивидуальная работа с обучающимися по школьному предмету "История России. Всеобщая история".
Задание к зачету.
Доклад с презентацией
Темы докладов
1. Содержание внеучебной деятельности.
2. Педагогические требования к внеучебной деятельности.
3. Формы внеучебной деятельности.
4. Методы организации внеучебной деятельности.
5. Особенности краеведения во внеучебной деятельности.
6. Социально значимая направленность внеучебной деятельности.
7. Исторические викторины и игры.
8. Научные общества учащихся.
9. Школьные исторические музеи.
10. Неделя истории в школе
11. Особенности организации олимпиад школьного уровня по истории.
12. Особенности организации олимпиад городского уровня по истории.
13. Особенности организации олимпиад районного уровня по истории.
14. Особенности организации клубной работы по истории.
15. Особенности организации факультативной работы по истории.
16. Особенности организации кружковой работы по истории.
17. Разработки образовательной программы внеурочной деятельности в средней
школе.
18. Особенности построения внеурочных занятий по истории.
19. Требования ФГОС ООО к внеурочной деятельности по истории в средней школе.
20. Особенности организации краеведческой работы по истории.
21. Понятие исторических викторин и игр.
22. Понятие методов организации внеучебной деятельности.
23. Понятие школьного краеведческого музея.
24. Понятие исторических состязаний в средней школе.
25. Особенности организации исторических состязаний в средней школе.
26. Достоинства и недостатки кружковой работы в средней школе.
27. Понятие элективных курсов по истории в средней школе.
28. Особенности организации элективных курсов в средней школе.
29. Достоинства и недостатки элективных курсов в средней школе.
30. Понятие индивидуальной работы с обучающимися на примере уроков истории в средней школе.
Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по курсу с целью формирования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности; развитиея интеллектуальных умений у будущих специалистов; выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Структура лабораторных занятий:
1) беседа (вопросы для обсуждения по теме лабораторного занятия);
2) лабораторная работа (задания для выполнения по теме лабораторного занятия. Результат представляется в электронном виде)
3) подведение итогов (анализ и оценка выполненного задания).
В ходе подготовки к лабораторным занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе лабораторного занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов лабораторного занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания результатов работы на лабораторных занятиях на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный,
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.