2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
38
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
34
34
34
34
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
38
38
38
38
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
преп. , Альменеев А.Г. _________________
 
 
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ирина Валерьевна Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной и воспитательной деятельности в предметной области «История России.Всеобщая история», "Обществознание" в организациях основного общего и среднего общего образования и осуществлению культурно-просветительской деятельности в рамках внеучебной работы.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
обеспечение методической подготовки обучающихся к организации внеучебной работы на базе межпредметных связей с педагогикой, психологией, теорией и методикой обучения истории и обществознания;
1.4
уяснение обучающимися современных требований к организации внеучебной работы;
1.5
развитие педагогического мышления и воспитание педагогической культуры у обучающихся;
1.6
формирование умений проведения различных внеучебных мероприятий по предметам исторического блока;
1.7
совершенствование способностей обучающихся к саморазвитию, повышению своего общекультурного и интеллектуального уровня;
1.8
формулирование в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте;
1.9
углубление научного мировоззрения, развитие способности самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности, в том числе профессиональной, новые знания и умения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
2.1.2
Методика обучения истории
2.1.3
Основы вожатской деятельности
2.1.4
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.5
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.6
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.7
История Татарстана
2.1.8
Психология воспитательных практик
2.1.9
История государственности и права тюркских народов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
История мировой культуры
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.5
Этнология и социальная антропология
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Мировая экономика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы профессиональной деятельности педагога;
3.1.2
цели школьного образования в воспитательном и духовно-нравственном аспекте;
3.1.3
пецифику внеучебной деятельности при изучении школьных предметов "История России. Всеобщая история", "Обществознание", его вклад в формирование всесторонне развитой личности школьника;
3.1.4
специфику построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать и реализовывать учебные программы элективных курсов по предметам "История России. Всеобщая история", "Обществознание";
3.2.2
организовывать индивидуальную, парную, групповую, фронтальную работу обучающихся, поддерживать активность и инициативность школьников;
3.2.3
участвовать в дискуссиях, диспутах, полемике, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с нормативными документами, учебно-методическими материалами;
3.3.2
навыками проектирования и реализации программ;
3.3.3
технологиями, методами, приемами и средствами современного обучения предметам "История России. Всеобщая история", "Обществознание" во внеурочной деятельности на разных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
3.3.4
составления тезисов выступления, научного сообщения, доклада, конспекта, реферата;
3.3.5
современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
3.3.6
профессиональной рефлексии
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Виды и функции внеурочной работы по школьным предметам "История России. Всеобщая история", "Обществознание".

 
1.1
Виды и функции внеурочной работы по школьным предметам "История России. Всеобщая история", "Обществознание" /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

8
ПК-2.3
7
0
 
1.2
Воспитательный потенциал исторического и обществоведческого образования /Лаб/
Л1.1Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-2.3
7
0
 
1.3
Виды и функции внеурочной работы по школьным предметам "История России. Всеобщая история", "Обществознание" /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.3
7
0
 
 
Раздел 2. Массовые формы внеклассной работы по школьным предметам "История России. Всеобщая история", "Обществознание"

 
2.1
Конференции,олимпиады,викторины,исторические вечера, неделя истории, экскурсии /Лаб/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.3
7
0
 
2.2
Массовые формы внеклассной работы по школьным предметам "История России. Всеобщая история", "Обществознание" /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-2.3
7
0
 
 
Раздел 3. Групповая внеурочная работа на уроках истории и обществознания

 
3.1
Кружки, клубы, факультативы по школьным предметам "История России. Всеобщая история", "Обществознание" /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.3
7
0
 
3.2
Групповая внеурочная работа на уроках истории и обществознания  /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-2.3
7
0
 
 
Раздел 4. Формы индивидуальной работы учителя с обучающимися

 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
4.1
Работа в архиве, музее, реферат, доклад, творческое задание /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.3
7
0
 
4.2
Формы индивидуальной работы учителя с обучающимися /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.3
7
0
 
 
Раздел 5. Организация исследовательской работы учителя

 
5.1
Особенности организации исторических и обществоведческих кружков /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

8
ПК-2.3
7
0
 
5.2
Организация и руководство школьным музеем /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.3
7
0
 
5.3
Организация исследовательской работы учителя /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.3
7
0
 
5.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
ПК-2.3
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету:

1. Содержание внеучебной деятельности.

2. Педагогические требования к внеучебной деятельности.

3. Формы внеучебной деятельности.

4. Методы организации внеучебной деятельности.

5. Особенности краеведения во внеучебной деятельности.

6. Социально-значимая направленность внеучебной деятельности.

7. Исторические и обществоведческие викторины и игры.

8. Особенности организации научного общества обучающихся в условиях общеобразовательной школы.

9. Школьный краеведческий музей.

10. Требования ФГОС ООО к внеурочной деятельности по школьному предмету "История России. Всеобщая история".

11. Общая характеристика внеурочных занятий по школьному предмету "История России. Всеобщая история".

12. Принципы построения внеурочных занятий по школьному предмету "История России. Всеобщая история" в средней школе.

13. Познавательная деятельность обучающихся во внеурочной работе по школьному предмету "История России. Всеобщая история".

14. Развитие самостоятельности и активности обучающихся на внеурочных занятиях.

15. Планирование внеурочной работы по школьному предмету "История России. Всеобщая история".

16. Общие правила и технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности в средней

школе.

17. Современные формы внеурочной деятельности школьников по школьному предмету "История России. Всеобщая история".

18. Педагогические функции, цели и задачи исторических состязаний.

19. Виды исторических состязаний.

20. Особенности методики проведения исторических состязаний.

21. Цели и задачи школьной исторической печати.

22. Особенности организации школьной исторической печати.

23. Цели и задачи кружковых занятий.

24. Общая характеристика кружковых занятий по школьному предмету "История России. Всеобщая история".

25. Особенности организации и методики проведения школьных, городских, районных исторических олимпиад.

26. Особенности организации и методики проведения школьных исторических вечеров.

27. Особенности организации и методики проведения недели истории.

28. Прикладная направленность факультативного курса истории.

29. Практические работы на внеурочных занятиях по истории.

30. Индивидуальная работа с обучающимися по школьному предмету "История России. Всеобщая история".

Задание к зачету.

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Представить проект внеклассного мероприятия.
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Доклад с презентацией

Темы докладов

1. Содержание внеучебной деятельности.

2. Педагогические требования к внеучебной деятельности.

3. Формы внеучебной деятельности.

4. Методы организации внеучебной деятельности.

5. Особенности краеведения во внеучебной деятельности.

6. Социально значимая направленность внеучебной деятельности.

7. Исторические викторины и игры.

8. Научные общества учащихся.

9. Школьные исторические музеи.

10. Неделя истории в школе

11. Особенности организации олимпиад школьного уровня по истории.

12. Особенности организации олимпиад городского уровня по истории.

13. Особенности организации олимпиад районного уровня по истории.

14. Особенности организации клубной работы по истории.

15. Особенности организации факультативной работы по истории.

16. Особенности организации кружковой работы по истории.

17. Разработки образовательной программы внеурочной деятельности в средней

школе.

18. Особенности построения внеурочных занятий по истории.

19. Требования ФГОС ООО к внеурочной деятельности по истории в средней школе.

20. Особенности организации краеведческой работы по истории.

21. Понятие исторических викторин и игр.

22. Понятие методов организации внеучебной деятельности.

23. Понятие школьного краеведческого музея.

24. Понятие исторических состязаний в средней школе.

25. Особенности организации исторических состязаний в средней школе.

26. Достоинства и недостатки кружковой работы в средней школе.

27. Понятие элективных курсов по истории в средней школе.

28. Особенности организации элективных курсов в средней школе.

29. Достоинства и недостатки элективных курсов в средней школе.

30. Понятие индивидуальной работы с обучающимися на примере уроков истории в средней школе.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Блинов, В. И.
Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, И. С. Сергеев ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 133 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09146-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438324 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шмакова, Г.В.
Краеведение: учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.2
Любичанковский, С.В. 
Методика обучения истории: трудные вопросы истории России: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. В. Любичанковский [и др.] ; ответственный редактор С. В. Любичанковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 364 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11121-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444507
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Соболева, О.Б.
Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для вузов / О. Б. Соболева [и др.] ; под редакцией О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 474 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09466-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498863
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.4
Исаев, И. Ф. 
Классное руководство: учебное пособие для вузов / И. Ф. Исаев [и др.] ; под редакцией И. Ф. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 342 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11812-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446187
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Степанов, П.В.
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - Млсква: Просвещение, 2014. - 127 с.
Москва: Просвещение, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Профессиональный стандарт педагога. - URL: http://www.consultant.ru/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-209 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-211 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Методические указания к лабораторным занятиям.

Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по курсу с целью формирования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности; развитиея интеллектуальных умений у будущих специалистов; выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Структура лабораторных занятий:

1) беседа (вопросы для обсуждения по теме лабораторного занятия);

2) лабораторная работа (задания для выполнения по теме лабораторного занятия. Результат представляется в электронном виде)

3) подведение итогов (анализ и оценка выполненного задания).

В ходе подготовки к лабораторным занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе лабораторного занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов лабораторного занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания результатов работы на лабораторных занятиях на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.