2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Практикум по организации работы с родителями_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практикум по организации работы с родителями
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
38
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
34
34
34
34
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
38
38
38
38
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
преп. , Альменеев А.Г. _________________
 
 
Практикум по организации работы с родителями
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Минннегалиевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование компетенций в области организации работы с родителями, теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональных функций по  выработке командной стратегии с учетом состояния и потенциала управляемой системы и ее макро-и микрокружения, а также разнообразия культур в процессе межкультурного  взаимодействия.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование целостного представления о  механизмах функционирования и развития управляемой системы и ее макро- и микроокружения, требующей адекватного регулирования инструментами экспертной оценки  и анализа результатов организационно-управленческой деятельности по  вопросам сотрудничества и межкультурного  взаимодействия с родителями;
1.4
развитие профессионального  мышления, командности и  способностей для решения  задач взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных  особенностей;
1.5
содействие в приобретении опыта выполнения профессиональных функций ходе межкультурного взаимодействия с учетом в совместной деятельности особенностей поведения и общения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
2.1.2
Методика обучения истории
2.1.3
Основы вожатской деятельности
2.1.4
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.5
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.6
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.7
История Татарстана
2.1.8
Психология воспитательных практик
2.1.9
История государственности и права тюркских народов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
История мировой культуры
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.5
Этнология и социальная антропология
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Мировая экономика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы оценки состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
3.1.2
особенности организации образовательного процесса и методов управления образовательной организацией;
3.1.3
способы организации и  руководства работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;
3.1.4
социально-психологическую характеристику современных родителей;специфику родителей из разных типов семей, социальных, возрастных и профессиональных групп;образовательные запросы родителей
3.1.5
социокультурные особенности людей, приемы толерантного и конструктивного взаимодействия в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.2.1
работать в команде, используя комплекс методов анализа организационно-управленческой деятельности;
3.2.2
толерантно и конструктивно взаимодействовать с родителями как участниками образовательного процесса;
3.2.3
анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;
3.2.4
учитывать в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами и инструментарием экспертизы локальных актов образовательной организации, обеспечивающих реализацию деятельности коллегиальных органов управления, способен осуществлять их оценку;
3.3.2
способами совместной деятельности с учетом особенности поведения и общения разных людей;
3.3.3
приемами толерантного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и образовательной организации 

 
1.1
Семья как психолого-педагогический феномен: типы и функции семьи /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.3
7
0
 
1.2
Нормативно-правовые документы о взаимодействии образовательной организации и семьи /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.3
7
0
 
1.3
Родительство как социокультурный феномен. Взаимодействие с родителями обучающихся в образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.3
7
0
 
 
Раздел 2. Системный подход к взаимодействию с семьями обучающихся

 
2.1
Педагогическая культура и психолого-педагогическое просвещение родителей /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.3
7
0
 
2.2
Взаимодействие образовательной организации  и семьи как технологический процесс /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.3
7
0
 
2.3
Формы взаимодействия с семьей: современные классификации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.3
7
0
 
 
Раздел 3. Технологии эффективного взаимодействия с семьями обучающихся

 
3.1
Технологии сотрудничества с семьями обучающегося /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-2.3
7
0
 
3.2
Технологии психолого-педагогической помощи семье обучающегося /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-2.3
7
0
 
3.3
Технология диагностики психологического здоровья семьи /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2.3
7
0
 
3.4
Моделирование психолого-педагогических ситуаций в семье и путей ее разрешения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-2.3
7
0
 
3.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.3
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1. Технологии психолого-педагогической помощи семье обучающегося

2. Технология диагностики психологического здоровья семьи

3. Моделирование психолого-педагогических ситуаций в семье и путей ее разрешения

4. Психолого-педагогические основы семейного воспитания.

5. Психолого-педагогическая литература и нормативно-правовые документы о взаимодействии ДОО и семьи.

6. Семья как психолого-педагогический феномен.

 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
7. Особенности детско-родительских отношений в семье.

8. Формы взаимодействия ОО и семьи: современные классификации.

9. Психолого-педагогическая культура родителей школьника: понятие, структура, уровни.

10. Пути повышения педагогической культуры родителей школьника.

11. Дошкольник в семье: типичные и особые ситуации развития и воспитания.

12. Воспитательный потенциал ОО и психолого-педагогическая работа с родителями.

13. Семейное консультирование.

14. Семья как психолого-педагогический феномен: типы и функции семьи

15. Нормативно-правовые документы о взаимодействии ОО и семьи

16. Родительство как социокультурный феномен.

17. Взаимодействие с родителями школьников в ОО.

18. Педагогическая культура и психолого-педагогическое просвещение родителей

19. Взаимодействие ОО  и семьи как педагогический процесс

20. Формы взаимодействия ОО с семьей: современные классификации

21. Сотрудничество ОО с семьями школьников

22. Способы психолого-педагогической помощи семье школьника

23. Диагностика  психологического состояния семьи

24. Моделирование психолого-педагогических ситуаций в семье школьника и путей ее разрешения

25. Семья как объект научного познания

26. Особенности детско-родительских отношений в семье

27. Нарушения семейного воспитания и их коррекция

28. Анализ модели психолого-педагогического взаимодействия с семьей школьника

29. Информационно-воспитательное сопровождение психолого-педагогической поддержки проблемных семей.

30. Социальное партнерство как форма взаимодействия ОО и семьи обучающегося

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Государственная политика во взаимодействии ОО и семьи

2. Законодательные документы о приоритете семейного воспитания и защите прав детей.

3. Модели семейного воспитания

4. Стили семейного воспитания

5. Особенности влияния семьи на ребенка

6. Проблемы семейного воспитания

7. Понятие о родительстве, типология родительства

8. Родительская позиция как направленность воспитательной деятельности семьи

9. Педагогическая культура родителей: структура и уровни

10. Компоненты взаимодействия ОО и семьи

11. Целевой компонент взаимодействия ОО и семьи

12. Содержательный компонент взаимодействия ОО и семьи

13. Организационный компонент взаимодействия ОО и семьи

14. Деятельностный компонент взаимодействия ОО и семьи

15. Функции взаимодействия ОО и семьи

16. Традиционные формы взаимодействия ОО и семьи

17. Нетрадиционные формы взаимодействия ОО и семьи

18. Наглядные формы взаимодействия ОО и семьи

19. Интерактивные формы взаимодействия ОО и семьи

20. Понятие о социальном партнерстве

21. Законодательная основа социального партнерства

22. Особенности социального партнерства в образовании

23. Особенности проектной деятельности в ОО

24. Типы и виды проектов в ОО

25. Этапы проектирования в ОО. Паспорт проекта

26. Понятие о качестве образования

27. Диагностика удовлетворенности родителей качеством образования

28. Критерии и показатели оценки качества  образования

29. Методы оценки качества  школьного образования

30. Психолого-педагогические исследования взаимодействия образовательной организации и семьи.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Прохорова, О. Г.  
Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08301-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472126
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Коротаева, Е. В.
Педагогическое взаимодействие : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08443-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473560
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Психология семьи и семейное воспитание : учебное пособие для вузов / Е. А. Соловьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01631-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438328 - видеоматериалы 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-209 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-211 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям.

Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по курсу с целью формирования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности; развитиея интеллектуальных умений у 

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
будущих специалистов; выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Структура лабораторных занятий:

1) беседа (вопросы для обсуждения по теме лабораторного занятия);

2) лабораторная работа (задания для выполнения по теме лабораторного занятия. Результат представляется в электронном виде)

3) подведение итогов (анализ и оценка выполненного задания).

В ходе подготовки к лабораторным занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе лабораторного занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов лабораторного занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания результатов работы на лабораторных занятиях на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и 

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.