2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
экзамен 2 зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
18 1/6
20 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
18
18
20
20
38
38
Итого ауд.
36
36
20
20
56
56
Кoнтактная рабoта
36
36
20
20
56
56
Сам. работа
36
36
16
16
52
52
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины обеспечить теоретическую и практическую готовность обучающтхся к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
- приобретение обучающимися знаний и умений по использованию программного обеспечения в профессиональной деятельности, использованию прикладных современных информационных программных продуктов для автоматизации
1.4
деятельности педагога,
1.5
- формирование  комплексных знаний об основных тенденциях развития информационных технологий, связанных с изменениями условий в области их применения;
1.6
- формирование практических навыков применения современных  информационных технологий при решении профессиональных задач.
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины « Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.2.2
Основы математической обработки информации
2.2.3
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.2.4
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.5
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.9
Производственная преддипломная практика
2.2.10
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.11
Технология гуманно-личностного подхода к детям
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные естественнонаучные  и математические понятия и законы,  необходимые  для ориентирования в современном информационном пространстве;
 
источники информации с заданными характеристиками:  электронные ресурсы, каталоги, библиотеки, поисковые системы Интернета;
 
основные средства поиска и отбора естественнонаучных и математических знаний, необходимых  для ориентирования в современном информационном пространстве.
 
 
Уметь:
 
находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных и математических знаний;
 
устанавливать междисциплинарные  связи для ориентирования в современном информационном пространств;
 
делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации.
 
 
Владеть:
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
 
 
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
основы охраны жизни  и здоровья обучающихся;
 
критерии оценивания здоровья обучающихся;
 
основы проектирования системы жизнеобеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
 
 
Уметь:
 
использовать базовые знания для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
 
оценивать здоровье обучающихся по заданным критериям
 
отбирать здоровьесберегающие технологии для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыкамианализаздоровьесберегающихтехнологий
 
навыками оценивания здоровья обучающихся по заданным критериям
 
навыкамиразработкипрограммздоровьесбережения
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные направления и тенденции развития новых образовательных технологий и информационных технологий в профессиональной деятельности;
3.1.2
назначение, возможности и особенности использования информационных систем итехнологий для обработки естественнонаучной и математической информации;
3.1.3
основные способы, формы, средства и приемы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебном процессе (основы безопасной работы с компьютерными системами).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
самостоятельно выбирать и применять в педагогической деятельностиновые образовательныеи информационные технологии;
3.2.2
применять информационные системы и технологиидля обработки естественнонаучной и математической информации;
3.2.3
использовать способы, формы, средства и приемы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебном процессе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения в педагогической деятельностиновых образовательныхи информационных технологий;
3.3.2
навыками использования информационных систем и технологийдля обработки естественнонаучной и математической информации;
3.3.3
навыками организации учебного процесса, с учетом  требований к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Социальные сервисы

Web 2.0 

 
1.1
Анализ образовательных ресурсов сети Интернет /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
1.2
Сетевые сервисы для разработки дидактических материалов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
1.3
Использование облачных технологий в деятельности педагога /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.4
Создание карт знаний и

интеллект-карт: сервис Bubbl.us,cервис MindMeister /Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
1.5
Сepвиcы Web 2.0  в oбpaзoвaнии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
1.6
Google apps как средство взаимодействия в образовательной среде /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
1.7
Образовательные блоги /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
1.8
Ментальные карты /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
1.9
Создание интерактивных

модулей /Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
1.10
Конструкторы тестов, опросов, кроссвордов. Сервисы интерактивных упражнений /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
1.11
Создание интерактивных

модулей с помощью универсальные инструменты для игрофикации обучения /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
 
Раздел 2. Информационные

технологии дистанционного

обучения 

 
2.1
Интерфейс Moodle,

настройки курса, ресурсы СДО

Moodle. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
2.2
Работа с элементами курса /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
2.3
Коммуникативные возможности системы. Форум. Чат /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
2.4
Создание интерактивных

элементов в СДО Moodle. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

22
ОК-3 ОПК-6
1
0
 
 
Раздел 3. Компьютерная обработка экспериментальных

данных

 
3.1
Создание, форматирование и редактирование табличного документа. Обработка результатов научных исследований. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-3 ОПК-6
2
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.2
Использование

возможностей табличного

процессора в работе

учителя -предметника, классного руководителя. /Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-3 ОПК-6
2
0
 
 
Раздел 4. Создание

интерактивных мультимедийных

презентаций в онлайн сервисе Prezi.com

 
4.1
Основные приемы работы

с Prezi.com.

Инструменты редактирования и

управления объектами. Этапы создания презентации. /Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОК-3 ОПК-6
2
0
 
4.2
Основные приемы работы

с Canva.

Инструменты редактирования и

управления объектами. Этапы создания презентации. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОК-3 ОПК-6
2
0
 
4.3
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОК-3 ОПК-6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачёту:

1. Общие сведения об облачных вычислениях. Отличие облачных вычисление от Web2.0.

2. Технология облачного хранения данных.

3. Представление статистической информации средствами облачных сервисов.

4. Для чeгo cepвиcы Web 2.0 иcпoльзoвaть в oбpaзoвaнии?

5. Приведите классификацию ИОР по различным признакам классификации.

6. Какие дидактические, эргономические, эстетические и специфические требования предъявляются к

ИОР?

7. Какие основные методы оценки качества ИОР вы знаетеАнaлиз coциaльныx oбpaзoвaтeльныx ceтeй, блoгoв

8. Перечислите основные цели и задачи информационной безопасности?

9. Какие угрозы информационной безопасности наиболее известны?

10. Каковы основные сервисные функции справочно-правовой системы?

11.Какие вы знаете виды поиска в справочно-правовых системах?Пpeдcтaвить вoзмoжнocти кoллeктивнoй paбoты c дoкyмeнтaми нa ocнoвe cepвиcoв Weв 2.0.

12. Cдeлaть oбзop фoтocepвиcoв, видeocepвиcoв, гeocepвиcoв.

13. Создание элемента тест в виртуальной обучающей среде Moodle

14. Создание элемента задание в виртуальной обучающей среде Moodle

15. Создание элемента лекция в виртуальной обучающей среде Moodle

16. Создание элементаглоссарий в виртуальной обучающей среде Moodle

17. Создание элемента форум в виртуальной обучающей среде Moodle

18.Создание элемента чат в виртуальной обучающей среде Moodle

19.Создание элемента опрос в виртуальной обучающей среде Moodle

20.Создание элемента вики в виртуальной обучающей среде Moodle

21.Создание элемента семинар в виртуальной обучающей среде Moodle

22.Метаданные ЭОР в виртуальной обучающей среде Moodle

23.Администрирование ЭОР в виртуальной обучающей среде Moodle

24.Мониторинг результатов в виртуальной обучающей среде Moodle

Вопросы к экзамену:

1. Перечислите основные возможности MS Excel.

2. Перечислите возможности ввода и редактирования данных в электронной таблице.

3. Опишите способы редактирования структуры таблицы: вставка строки, столбца,объединение ячеек

4. Опишите способы форматирования данных: форматы чисел, параметры форматирования текста, расположение текста в ячейке в несколько строк.

5. Опишите способы форматирования таблицы.

6. Дайте определение понятию «формула» в MS Excel. Опишите алгоритм создания формулы.Дайте определение понятию «функция» в MS Excel. Опишите алгоритм работы мастера функций

7. Дайте определение понятию «сортировка данных». Опишите способы выполнения

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
сортировки информации в MS Excel.

8. Дайте определение понятию «фильтрация данных». Опишите способы выполнения

фильтрации данных в таблице MS Excel.

9. Дайте определение понятию «диаграмма». Опишите способы построения диаграммы.

10. Дайте определение понятию «диаграмма». Опишите способы изменения параметров

построенной диаграммы.

11.Перечислите основные возможности обработки данных с помощью электронных таблиц.

12. Как можно использовать электронные таблицы в профессиональной деятельности преподавателя?

13. Какими возможностями обладает табличный процессор для проведения статистических расчетов?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примеры индивидуального задания

Задани 1

Чем Prezi отличается от программы создания презентации (например,Power Point)?

- «Пузырьковое» меню и клавиатурные команды;

- основные приемы создания и редактирования объектов презентации;

- управление презентациями.

Создать интерактивную flash-презентацию в облачном серисе Prezi.com

Задание 2

- типы ссылок на ячейки в формулах MS Excel;

-типы данных, вводимых в ячейки;

-форматы числовых данных. Смена форматов. Копирование форматов.

Разработать электронную таблицу, позволяющую проанализировать успеваемость класса по

итогам за триместр.

Задание 3

cоциальные фотосервисы;

- cоциальные видеосервисы;

- cоциальные аудиосервисы;

- вики (Wiki) сервисы;

- социальные геосервисы.

Создать:

1) создать свой кроссворд на выбранной основе;

2) cоздайте дидактический материал на основе приложения

«Найти пару» по любой теме;

3) cоздайть дидактический материал на основе приложения «Сортировка по группам»;

4) создать

дидактический материал на основе приложения «Пазлы»;

5) создать дидактический материал на основе приложения «Сортировка картинок»

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонды оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Черткова, Е. А.
Черткова, Е. А.  Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]: Учебник
Москва : Издательство Юрайт, 2024
 
Л1.2
А. В. Иванова, Т. А. Саркисян.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. : учебно-методическое пособие. Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), уровень бакалавриата /  — Сургут :, 2019. — 111 c. — Текст : электронный // 
Сургутский государственный педагогический университет, 2019
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.3
Башарина О.В.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE. : УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Челябинский институт развития профессионального образования, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зимин, В. П. 
Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1  : : учебное пособие для вузов / В. П. Зимин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 108 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08360-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434069 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Тимкин С.Л., Максимов А.В., Грисимов А.В., Москалёв Г.Н.
РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ПОРТАЛЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДЕ LMS MOODLE. : УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. -Режим доступа:http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. -Режим доступа:https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/

 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news

 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
Э6
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени обучающиеся будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей уобучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.