2022-2023_zm44_04_01 МиКН 2228_plx_Современные средства оценивания результатов обучения_Математика и компьютерные науки
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные средства оценивания результатов обучения
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Математика и компьютерные науки
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Филатова З.М. _________________
 
 
Современные средства оценивания результатов обучения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2023 протокол № 4.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Познакомить  обучающихся  с  современными  средствами  оценки  результатов
1.2
обучения информатике,  методологическими  и  теоретическими  основами  контроля  уровня  обученности,
1.3
преимущественно  в  тестовой  форме,  а  также  порядком  организации  и  проведения  единого
1.4
государственного экзамена (ЕГЭ).
1.5
Задачи:
1.6
- освоение категориально-понятийного аппарата процесса оценивания;
1.7
- ознакомление с функциями, видами, формами и средствами контроля в образовании;
1.8
- знакомство с современными средствами оценивания результатов обучения в образовании. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Интеллектуальная робототехника
2.1.2
Производственная педагогическая практика
2.1.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.4
Цифровые средства и ресурсы в обучении
2.1.5
Методология и методы научного исследования
2.1.6
Технологии и инструменты цифровой образовательной среды
2.1.7
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.8
Инновационные процессы в математическом образовании
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.4: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов для совершенствования своей деятельности
 
 
ОПК-5: Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
 
ОПК-5.1: Знает принципы организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся, разработки программ мониторинга; специальные технологии и методы, позволяющие разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
 
ОПК-5.2: Умеет применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся; проводить педагогическую диагностику трудностей в обучении
 
ОПК-5.3: Владеет действиями (умениями) применения методов контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, программ мониторинга образовательных результатов обучающихся, оценки результатов их применения
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-  основы теорий педагогических измерений
3.1.2
-  классификацию педагогических тестов
3.1.3
-  характеристики тестовых заданий
3.1.4
-  статистические обоснования качества теста, показатели качества
3.1.5
-  способы формирования выборок
3.1.6
-  методы шкалирования и интерпретации результатов тестирования
3.1.7
-  роль и место компьютерных тестов в открытых образовательных системах телекоммуникационного доступа
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-   различать контрольный материал по цели использования
3.2.2
-  отбирать контрольный материал в соответствии с показателями качества
3.2.3
-   разрабатывать тесты и тестовые задания для различных возрастных категорий обучающихся;
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
3.2.4
- проводить компьютерную обработку результатов тестирования;
3.2.5
- разрабатывать критерии и контрольно-измерительные материалы для оценки учебных достижений старшеклассников;
3.2.6
- оценивать результаты диагностики учебных достижений выпускников в соотношении с их реальными возможностями, выявлять особенности рассогласования результатов;
3.2.7
- разнообразить и активизировать познавательную деятельность учащихся на занятиях, противопоставляя книжно-фронтальной контактно-индивидуальную систему обучения на основе виртуально-тренинговой технологии, наиболее богатой различными методами, формами и средствами проверки знаний и умений обучающихся.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
-   методикой научно-исследовательской деятельности
3.3.2
-   методами и способами проектирования и организации преподавательской деятельности
3.3.3
- навыками использования тестовых технологий в образовательном процессе старшей школы;
3.3.4
- навыками работы с контрольно-измерительными материалами;
3.3.5
- навыками оценки содержательной и критериальной  валидности теста;
3.3.6
- навыками совершенствования и применения тестов;
3.3.7
- навыками использования современных средств оценки учебных достижений обучающихся.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Проектирование и технология разработки средств оценивания

 
1.1
Тесты как современное средство оценивания результатов обучения. Рейтинговая система. Портфолио как альтернативный способ оценки  оценивания и мониторинговые исследования. Ментальные карты и хронологические ленты. Контрольно-измерительные материалы: содержание и организационно-технологическое обеспечение  достижений. Интерактивные упражнения. Научная статья как средство отражения результатов исследовательской деятельности   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.4 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
1.2
История развития системы тестирования в России и за рубежом.  Понятие «качество образования». Виды, формы и организация контроля качества обучения. Основные понятия и виды тестов, тестовых заданий. Психолого-педагогические тесты. Онлайн и офлайн оболочки для создания тестов. Рейтинг как поле для саморазвития компетенций. Мониторинговые исследования в системе оценивания   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
УК-6.4 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
1.3
Основные понятия. Структура и виды портфолио. Место портфолио в системе оценивания. Альтернативные портфолио как способы оценки

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.4 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
1.4
Ментальные карты. Хронологические ленты. Сервисы для создания ментальных карт и хронологических лент. Интерактивные упражнения в LearningApps

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.4 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
1.5
Организационные основы ЕГЭ. ФГОС.Структура КИМов ЕГЭ

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.4 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
1.6
Структура научной статьи

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-6.4 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
1.7
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

86
УК-6.4 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
1.8
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.4 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к зачету

1.Расскажите историю возникновения тестирования в России.

2.Перечислите причины запрета применения тестов в России в 20-30-ые годы ХХ века.

3.Перечислите основные этапы развития тестирования за рубежом.

4.Расскажите о понятии «качество образования». Охарактеризуйте оценку как элемент управления качеством.

5.Охарактеризуйте функции оценки. Перечислите и охарактеризуйте виды оценочных шкал.

6.Сравните традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Опишите их достоинства и недостатки.

7.Охарактеризуйте принципы и функции контроля в современном учебном процессе.

8.Опишите виды педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый контроль).

9.Назовите традиционные формы контроля. Укажите их достоинства и недостатки.

10.Перечислите современные средства контроля в учебном процессе. Определите их преимущество по сравнению с

11.традиционными формами контроля?

12.Опишите достоинства и недостатки «портфолио» как средства оценки результатов обучения.

13.Охарактеризуйте мониторинг как средство оценки результатов обучения.

14.Охарактеризуйте цели и задачи педагогического и психологического тестирования.

15.Перечислите сходные и различные черты педагогических и психологических тестов в учебном процессе.

16.Назовите психологические тесты, применимые в учебном процессе.

15.Расскажите о таксономии образовательных целей (по Глуму).

18.Дайте определение понятиям: тест, предтестовое задание., трудность, валидность, надежность теста.

19.Раскройте определение дискриминационной способности задания.

20.Дайте классификацию тестов по разным основаниям. Перечислите виды тестов. Раскройте понятия «гомогенные» и «гетерогенные» тесты.

21.Расскажите о применении компьютерного тестирования.

22.Сопоставьте критериально-ориентированные и нормативно-ориентированные педагогические тесты. В чем их отличие?

23.Перечислите основные формы открытых тестовых заданий. Назовите требования к их составлению.

24.Перечислите основные формы закрытых тестовых заданий. Назовите требования к их составлению.

25.Раскройте структуру тестового задания. Перечислите принципы отбора содержания тестового задания.

26.Дайте характеристику одному из пакетов прикладных программ по конструированию тестов.

27.Перечислите цели ЕГЭ. Каковы преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов с презентацией:

1. Основные подходы к оценке качества подготовки и способы их реализации.

2. Система оценивания и контроль качества образования в образовательных учреждениях разного типа и уровня.

3. Мониторинг качества образования. Его виды и методы.

4. Анализ нормативных документов, определяющих качество современного образования.

5. Новый стандарт: разрушение образования или путь в светлое будущее?

6. Современные тенденции в оценивании учебных достижений учащихся.

7. Функции оценки в современном учебном процессе.

8. Проблема выбора способа оценивания для различных профилей обучения.

9. Взаимосвязь видов, форм, методов и средств контроля.

10. Активная форма урока как один из способов организации итогового контроля.

11. Понятие «портфолио» в современном образовательном процессе.

12. Ранжирование как основной принцип рейтинговой системы контроля.

13. Достоинства и недостатки использования критериального оценивания.

14. Мотивационная составляющая критериального оценивания.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
15. История развития тестирования в России и за рубежом.

16. Таксономия образовательных целей и результаты образования.

17. Использование педагогических и психологических тестов в учебном процессе.

18. Психолого-педагогические особенности оценочной деятельности учащихся (выбрать возраст) и их учет при проведении тестовых заданий.

19. Определение дискриминационной способности задания.

20. Виды педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый контроль).

21. Классификация тестов по разным основаниям.

22. Понятие гомогенных и гетерогенных тестов.

23. Особенности применения компьютерного тестирования.

24. Основные виды заданий в тестовой форме.

25. Определение цели тестов.

26. Структура тестового задания.

27. Принципы отбора тестового задания.

28. Экспертиза качества содержания теста.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гордиенко, О. В.
Современные средства оценивания результатов обучения. : учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Гордиенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 115 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07128-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438063 
М: Юрайт, 2019, 
 
Л1.2
Воробьева, С. В.
Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе :  учебник для вузов / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 770 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09241-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513856
Москва : Издательство Юрайт, 2023, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Л. А. Выговский, Т. А. Жданко, Т. В. Живокоренцева
Системно-деятельностный подход: диагностический инструментарий оценивания метапредметных результатов профессионально-педагогического образования
, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Национальная электронная библиотека (НЭБ). 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ.
 
Э3
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ 
 
Э4
Ресурсы East View (ИВИС) 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Живая Математика 5.0. (Виртуальный конструктор по математике). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.6-10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
ЛогоМиры 3.0. (Интегрированная творческая среда). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.5–10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
6.3.1.6
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков 

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.