Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
Э1
Э2
Э1 Э2
Э1
Э1
Э1
Э1 Э2
Э1
Э2
Э2
Э1 Э2
Э2
Э1 Э2
Э1
Э1
Э1
Э1 Э2
Э1
Э1
Э1
/Лек/
Э2
Вопросы для обсуждения.
/Пр/
Э1
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Перечень вопросов к экзамену
1. Развитие психолого-педагогических исследований за рубежом.
2. Развитие психолого-педагогических исследований в России.
3. Современные представления об отклонениях в развитии у детей.
4. Цель, задачи ППД.
5. Теоретико – методологическая основа ППД нарушений развития.
6. Виды диагностики (скрининг – диагностика, углублённая психолого – педагогическая, дифференциальная диагностика).
7. Принципы ППД.
8. История развития методов изучения детей с проблемами в развитии.
9. Роль ППД на разных этапах развития ребенка.
10. Методы ППД.
11. Соотношение основных и дополнительных методов в изучении ребенка с нарушением развития.
12. Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения детей с проблемами в развитии.
13. Естественный психолого – педагогический эксперимент.
14. Метод эксперимента. Экспериментально – психологические методики.
15. Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с проблемами в развитии.
16. Тестирование, его роль в изучении детей с нарушениями в развитии.
17. Рисуночные тесты, их значение для психодиагностики нарушений развития.
18. Психолого – педагогическое изучение умственно отсталых дошкольников.
19. Психолого – педагогическое изучение умственно отсталых школьников.
20. Психолого – педагогическое изучение дошкольников с ЗПР.
21. Психолого – педагогическое изучение младших школьников с ЗПР.
22. Психолого – педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.
23. Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата.
24. Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением зрения.
25. Психолого – педагогическое изучение школьников с нарушением зрения.
26. Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением слуха.
27. Психолого – педагогическое изучение школьников с нарушением речи.
28. Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением слуха.
29. Психолого – педагогическое изучение школьников с нарушением речи.
30. Психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями в развитии.
31. Психолого – педагогический консилиум. Состав, задачи, организация и содержание работы..
32. Дифференциальная диагностика определение, цель и задачи.
33. Сходные состояния. Дифференциально – диагностические критерии разграничения сходных состояний.
34. Основные критерии разграничения умственно отсталых детей и сходных состояний.
35. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии.
36. Методика изучения детско-родительских отношений.
37. Консультативно-диагностическая работа в ПМПК.
38. Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК.
39. Методы экспериментально-психологического исследования в ПМПК.
40. Особенности проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
41.История развития методов изучения детей с проблемами в развитии.
42.Роль психолого-педагогической диагностики на разных этапах развития ребенка.
43.Роль педагогического наблюдения для изучения детей с интеллектуальными нарушениями.
44.Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с проблемами в развитии.
45.Значение рисуночных тестов для психодиагностики детей с интеллектуальными нарушениями.
46.Особенности использования компьютерных программ при проведении психолого-педагогической диагностики.
48.Особенности применения психофизиологических методов.
49.Диагностика интеллектуального развития ребенка с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).
50.Диагностика личностного развития лиц с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).
51.Проективные методики диагностики личности с ОВЗ.
52.Диагностика межличностных отношений лиц с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).
53.Диагностика детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ.
54.Методы диагностики психических состояний лиц с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).
55.Профессиональная и личностная рефлексия консультанта.
56.Особенности консультирования родителей дошкольника с ОВЗ (нарушение на выбор студента).
57.Особенности консультирования педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ (нарушение на выбор студента).
58.Диагностика готовности к школьному обучению (нарушение на выбор студента).
59.Особенности нейропсихолоической диагностики у детей с ОВЗ.
60.Этические нормы работы психодиагноста с лицами с ОВЗ
Темы письменных сообщений
1. Предмет, объект и задачи психолого-педагогической диагностики.
2. Практическое использование психолого-педагогической диагностики.
3. Тестовые и экспертные методы в психолого-педагогической диагностике. Классификация психодиагностических методов.
4. История психодиагностики (кроме проективного метода).
5. Психологический диагноз. Объекты диагноза. Этапы постановки диагноза. Психологический прогноз.
6. Понятие методики, теста. Функции методик и тестов. Психолого-педагогические диагностические методы.
7. Требования, предъявляемые к процедурам диагностики и психодиагносту.
8. Стандартизованные диагностические методики.
9. Нестандартизованные диагностические методики.
10. Тесты, процедура измерения и тестовые нормы.
11. Влияние социокультурных особенностей испытуемых на результаты диагностики.
12. Общая стратегия конструирования тестов. Источники данных о личности. Надежность данных о личности.
13. Виды тестовых норм. Надежность тестовых норм.
14. Критериально-ориентированное тестирование.
15. Этические нормы пользователя методик.
Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских и практических занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы психологической диагностики и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья, методы психологического консультирования, рассматриваются этапы проведения диагностики на разных возрастных этапах.
На семинарских и практических занятиях систематизируются полученные теоретические знания, отрабатываются методики диагностической и коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии, в том числе и на базе специализированных учреждений.
Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала по разделам, подготовку реферативных сообщений по заданным темам, выполнение различного рода заданий и тестовых материалов, выполнение творческих заданий.
Подготовка к лекционному занятию. Лекции направлены на раскрытие сущности подходов, принципов и основных методов пихолого-педагогического изучения детей с ОВЗ; определение педагога и клинического психолога в диагностическом и процессе; формирование представления об основах дифференциальной диагностики отклонений психического развития, специфике их проявлений на различных возрастных этапах и возрастной динамике.
В рабочей программе представлены основные вопросы, рассматриваемые на лекции, и предложен список литературы, которая поможет их более детальной проработке. В ходе лекции вы сможете конкретизировать те моменты, которые остались не понятыми в ходе самостоятельной работы, задать вопросы преподавателю.
Подготовка к семинарским занятиям. Семинарские занятия существенно обогащают ту теоретическую базу психодиагностики лиц с ОВЗ, формирующуюся в процессе лекционного изучения дисциплины. Они позволяют формировать систему информационно-коммуникативных, аналитических умений и рефлексивных способностей, развивать способность на основе лекционного материала самостоятельно анализировать клиническую картину тех или иных патологий развития детей, изучать альтернативные взгляды и осуществлять всесторонний информационный охват психических и феноменов, создавать условия для овладения студентами техникой ведения учебного занятия;
В программе представлены планы семинарских занятий, а также рекомендации для вас по подготовке к ним с указанием литературы.
Предполагается, что бóльшая часть аудиторного времени будет посвящена презентации и защите докладов (проектов), совместному всестороннему рассмотрению заданных тем.
Критериями подготовленности студентов к семинарскому занятию являются:
• знание темы, рекомендованной основной и дополнительной литературы, точное и правильное конспектирование первоисточников в соответствии с планом семинара и предлагаемыми вопросами для обсуждения;
• психологическая готовность каждого участника семинара к выступлению и участию в общей дискуссии.
Подготовка к семинарским занятиям строится на самостоятельной работе студентов с учебником, учебными пособиями, материалами хрестоматий и первоисточниками. При этом выделяются различные формы записей результатов анализа изучаемых статей, работ, трактатов, рукописей и других материалов, используемых для выполнения поставленных учебных задач.
Самостоятельная работа.
Задания для самостоятельной работы (терминологические кроссворды, тезисы-лекционного материала, аннотирования статей и заданных научных монографий) требуют особого внимания, поскольку предназначены закрепить теоретико-методологическую основу дисциплины, а главным образом глубоко усвоить и воспринять специфическую медико-психодиагностическую область профессионального знания (в т.ч. нозологические формы и критерии дифференциальной диагностики). С этой целью рекомендуется руководствоваться хронологическими нормативами, указанными в рабочей программе.
Итоговый контроль по дисциплине представлен экзаменов в 5 семестре. В соответствующем разделе рабочей программы представлен перечень вопросов к экзамену. Итоговая аттестация (зачет) может проводиться в следующих формах:
устный ответ на теоретический вопрос и защита самостоятельно разработанного соответствующего теме вопроса практического материала;
итоговый (зачетный) тест.
Ваша теоретико-практическая подготовка как будущих специалистов в области адаптивной физкультуры совершенствуется в разнообразных формах практической деятельности при взаимодействии с детьми и подростками с ОВЗ