2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 3 зачет 3
Виды контроля на курсах:
экзамензачет
13
самостоятельная работа
147
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
147
147
147
147
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н, доцент, Ганиева А.М.; _________________
 
 
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целями освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья» являются формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области диагностики психофизического развития лиц с ОВЗ
1.2
Задачи:
1.3
- Формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной  деятельности.
1.4
- Формирование у студентов практических навыков своевременного выявления нарушений развития у детей;
1.5
- Формирование навыков психологического и педагогического изучения детей с учетом имеющихся нарушений;
1.6
- Формирование теоретико– методологических основ психодиагностического процесса и современных подходов к организации и методическому обеспечению изучения детей с отклонениями в развитии;
1.7
- Овладение студентами умениями применения  основных психодиагностических методик и путей анализа и системы отбора детей в специальные образовательные учреждения и спецификой диагностической работы в инклюзивном (интегрированном) образовании;
1.8
- Обеспечение готовности бакалавров к профессиональной деятельности как в условиях специального (коррекционного) образования, так и в условиях инклюзивного (интегрированного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Логопедия (Дизартрия)
2.1.2
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.3
Логопсихология
2.1.4
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.5
Невропатология
2.1.6
Основы языкознания
2.1.7
Техника речи
2.1.8
Формы логопедической работы
2.1.9
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.10
Логопедия (Дислалия)
2.1.11
Специальная педагогика
2.1.12
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.13
Основы языкознания
2.1.14
Логопсихология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.2
Курсовая работа по модулю 7
2.2.3
Логопедия (Алалия)
2.2.4
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.5
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.6
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.7
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.8
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.9
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.10
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.13
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.14
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.15
Речевые игры
2.2.16
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.17
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.18
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.19
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.20
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.21
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.22
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.23
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.24
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.25
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.26
Производственная преддипломная практика
2.2.27
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.28
Специальная методика преподавания математики
2.2.29
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.30
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.31
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.32
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.33
Речевые игры
2.2.34
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.35
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Представление о дизонтогенезе, его параметрах
 
Принципы отбора детей с ОВЗ ПМПК
 
Систему коореционно-образовательных учреждение РФ
 
 
Уметь:
 
учитывать возротсные особенности лиц с ОВЗ при построение педагогического маршрута
 
на основании диагностики определять пути коррекционной работы
 
проводить  консультирование  родителей  и  педагогов   по  коррекционно-воспитательной работе с детьми
 
 
Владеть:
 
навыками разработки  оптимального  корреционно-педагогического маршрута  с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
навыками  разработки  коррекционных программ с учетом типа дизонтогенеза ребенка с ОВЗ
 
навыками прогнозирования развития ребенка с ОВЗ на основе имеющихся данных диагностики
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Этиологию и патогенез детей с ОВЗ
 
Классификацию дизонтогенеза
 
Специфику работы специаьных образовательных учреждений в РФ
 
 
Уметь:
 
составлять инидвидуальную коррекционную программу на основе диагностчиеских данных
 
использовать технические и методические средства при организации специальной педагогической среды для детей с ОВЗ
 
определять потенциальные возможности, зону ближайшего развития детей с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
навыками разработки специальных образовательный прогрмм в учреждениях с 1 по 8 виды.
 
достаточными коммуникативными навыками для построение констурктивного взаимодейстивия с детскии коллективом и родителями в учреждениях специального типа
 
необходимами педагогическими и корреционными методами для успешной работы с детьми с ОВЗ
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Классификацию дизонтогенеза
 
Оснонвые принципы психолого-педагогичесакой даагностики лиц с ОВЗ
 
Методы психолого-педагогической-диагностики лис с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Определить оптимальный метод диагностики ребенка с ОВЗ с учетом возрастных особенностей и типа дизонтогенеза
 
адаптировать диагностические методики в зависимости от типа дизонтогенеза
 
интерпретировать данные диагностических иследований ПМПК
 
 
Владеть:
 
нвыками организации психолого-педагогического исследования ребенка с ОВЗ
 
адаптированными экспериментальными и бланковыми методиками 
 
нвыками диффиренциальной диагностики лиц со схожей клинической картиной
 
 
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать:
 
Оснонвые методы психоого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ
 
Особенности диагностики детей с ОВЗ разного возраста
 
Особенности диагностики детей с ОВЗ с разным типом дизонтогенеза
 
 
Уметь:
 
Проовить обучающий эксперимент с детьми с ОВЗ
 
Интерпретирвоать результаты исследования детей с ОВЗ
 
формулировать выводы на основе анализа и интерпритации результатов диагностики 
 
 
Владеть:
 
навыками организации диагностических исследований в учреждения коррекционного типа
 
адаптированными методиками для исселдвоания детей, обучающихся в специальных учреждениях
 
навыками анализа результатов диагностического обслеования детей с ОВЗ
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса;
3.1.2
- современными подходами к организации и методическому обеспечению изучения детей и взрослых;
3.1.3
- основными психодиагностическими методиками.  
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- выбирать методы диагностики в зависимости от психического развития ребенка;
3.2.2
- адаптировать методики к возрастным особенностям испытуемого;
3.2.3
- проводить количественный и качественный анализ результатов психолого-педагогической исследования с целью включения полученных данных в общую картину развития ребенка;
3.2.4
- на основании диагностики определять пути коррекционной работы;
3.2.5
- проводить  консультирование  родителей  и  педагогов   по  коррекционно-воспитательной работе с детьми.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- применения диагностических методик в работе с лицами, имеющими ОВЗ
3.3.2
- интерпретации и анализа данных диагностической работы
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.1
Предмет, цель,  объект и  задачи психолого-педагогической диагностики  /Лек/
Л1.3 Л1.4Л2.2

Э1

0
ПК-1 ПК-2
3
0
 
1.2
Этико-деонтологичсеские вопросы диагностики детей с ОВЗ /Ср/
Л1.4Л2.1 Л2.5

Э2

4
ПК-1 ПК-2
3
0
 
1.3
История развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной отечественной и зарубежной психологии  /Лек/
Л1.4Л2.2 Л2.6

0
ПК-1 ПК-2
3
0
 
1.4
Развитие психолого-педагогических методов в России и за рубежем /Пр/
Л1.1Л2.6

Э1 Э2

0
ПК-1
3
0
 
1.5
Взгляды Л.С Выготского, А.Р Лурия, В.И Лубовского на проблему изучения отклоняющегося развития. /Ср/
Л1.1Л2.5

4
ПК-1 ПК-2
3
0
 
1.6
Методологические принципы и задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.4

Э1

0
ПК-2
3
0
 
1.7
Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития  /Лек/
Л1.3Л2.5

0
ПК-1
3
0
 
1.8
Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с ОВЗ /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.4

4
ПК-1 ПК-2
3
0
 
1.9
Медицинский анамнез и его основные структурные компоненты. /Ср/
Л1.2Л2.6

Э1

4
ПК-1 ПК-2
3
0
 
1.10
Характеристика методов изучения детей с нарушениями развитии  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.6

Э1

0
ПК-1 ПК-2
3
0
 
1.11
Методы психологического изучения детей  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.6

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-5 ПК-9
3
0
 
 
Раздел 2. Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах

 
2.1
Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.5

0
ПК-1 ПК-2
3
0
 
2.2
Обзор диагностических шкал для детей первого года жизни /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.2 Л2.3 Л2.6

Э1

0
ПК-2 ПК-5 ПК-9
3
0
 
2.3
Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста /Лек/
Л1.3

Э2

0
ПК-1 ПК-2
3
0
 
2.4
Определение специфических образовательных потребностей ребенка раннего возраста и путей коррекционного воздействия.  /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.5

Э2

5
ПК-1 ПК-2 ПК-5
3
0
 
2.5
Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста  /Лек/
Л1.1 Л1.4

0
ПК-1
3
0
 
2.6
Обзор эксперементальных методик для детей дошеольного возраста /Пр/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2

0
ПК-9
3
0
 
2.7
Психолого-педагогическое изучение детей школьного возраста  /Лек/
Л1.2Л2.1

Э2

0
ПК-1 ПК-2
3
0
 
2.8
Особенности развития детей школьного возраста в норме и патологии /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.4 Л2.5

Э1 Э2

30
ПК-5
3
0
 
2.9
Обзор актуальных методик для детей младшего и старшего школьного возраста /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.4

Э1

0
ПК-1 ПК-2 ПК-9
3
0
 
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Раздел 3. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с различными видами нарушенного развития. 

 
3.1
Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями зрения /Лек/
Л1.4Л2.5

Э1

4
ПК-1
3
0
 
3.2
Особенности дифицитарного развития детей с нарущением зрения /Ср/
Л1.4

Э1

4
ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.3
Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями слуха  /Лек/
Л1.1Л2.4 Л2.5

Э1 Э2

0
ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.4
Особенности дифицитарного развития детей с нраушением слуха /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.5

30
ПК-1 ПК-5
3
0
 
3.5
Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата  /Лек/
Л1.4Л2.4 Л2.5

0
ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.6
Особенности дифицитарного развития детей с нраушением с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.5

30
ПК-5
3
0
 
3.7
Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями интеллекта  /Лек/
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.4

Э1

0
ПК-5
3
0
 
3.8
Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы  /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.2

Э1

0
ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.9
Этиология, патогенез и клиническая картина детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.10
Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях и психолого-медико-педагогические комиссии и консультации.

/Лек/

Л1.1 Л1.4Л2.2

Э2

4
ПК-5
3
0
 
3.11
Дифференциальная диагностика и её значение в системе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условия специальных образовательных учреждения и в условиях инклюзивного образования

Вопросы для обсуждения.

/Пр/

Л1.1 Л1.4Л2.1

Э1

4
ПК-1 ПК-2
3
0
 
3.12
Практика применения диагностичесских методик исследования когнитивной и эмоциональной сферы  /Пр/
Л1.2Л2.4 Л2.5

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-5
3
0
 
3.13
Самостоятельное обследование познавательной и эмоцтональной сферы детей /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.5

4
ПК-9
3
0
 
 
Раздел 4. Практика применения методов обследования детей с ОВЗ

 
4.1
Практика применения методик для диагностики интеллекта /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3

Э1 Э2

4
ПК-5 ПК-9
3
0
 
4.2
Практика применения экспериментально-психологических методик для исследования внимания /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.2

Э1 Э2

4
ПК-5 ПК-9
3
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
4.3
Практика применения экспериментально-психологических методик для исследования памяти /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ПК-5 ПК-9
3
0
 
4.4
Практика применения экспериментально-психологических методик для исследования мышления /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ПК-5 ПК-9
3
0
 
4.5
Изучение методдов диагностики темперамента и способностей /Ср/
Л1.3Л2.3

Э1 Э2

8
ПК-5 ПК-9
3
0
 
4.6
Психолого-педагогическая диагоностика лиц с ОВЗ /Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2

13
ПК-1 ПК-2 ПК-5 ПК-9
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к экзамену

1. Развитие психолого-педагогических исследований за рубежом.

2. Развитие психолого-педагогических исследований в России.

3. Современные представления об отклонениях в развитии у детей.

4. Цель, задачи ППД.

5. Теоретико – методологическая основа ППД нарушений развития.

6. Виды диагностики (скрининг – диагностика, углублённая психолого – педагогическая, дифференциальная диагностика).

7. Принципы ППД.

8. История развития методов изучения детей с проблемами в развитии.

9. Роль ППД на разных этапах развития ребенка.

10. Методы ППД.

11. Соотношение основных и дополнительных методов в изучении ребенка с нарушением развития.

12. Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения детей с проблемами в развитии.

13. Естественный психолого – педагогический эксперимент.

14. Метод эксперимента. Экспериментально – психологические методики.

15. Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с проблемами в развитии.

16. Тестирование, его роль в изучении детей с нарушениями в развитии.

17. Рисуночные тесты, их значение для психодиагностики нарушений развития.

18. Психолого – педагогическое изучение умственно отсталых дошкольников.

19. Психолого – педагогическое изучение умственно отсталых школьников.

20. Психолого – педагогическое изучение дошкольников с ЗПР.

21. Психолого – педагогическое изучение младших школьников с ЗПР.

22. Психолого – педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

23. Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата.

24. Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением зрения.

25. Психолого – педагогическое изучение школьников с нарушением зрения.

26. Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением слуха.

27. Психолого – педагогическое изучение школьников с нарушением речи.

28. Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением слуха.

29. Психолого – педагогическое изучение школьников с нарушением речи.

30. Психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями в развитии.

31. Психолого – педагогический консилиум. Состав, задачи, организация и содержание работы..

32. Дифференциальная диагностика определение, цель и задачи.

33. Сходные состояния. Дифференциально – диагностические критерии разграничения сходных состояний.

34. Основные критерии разграничения умственно отсталых детей и сходных состояний.

35. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии.

36. Методика изучения детско-родительских отношений.

37. Консультативно-диагностическая работа в ПМПК.

38. Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК.

39. Методы экспериментально-психологического исследования в ПМПК.

40. Особенности проведения  психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

41.История развития методов изучения детей с проблемами в развитии.

42.Роль психолого-педагогической  диагностики на разных этапах развития ребенка.

43.Роль педагогического наблюдения для изучения детей с интеллектуальными нарушениями.

44.Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с проблемами в развитии.

45.Значение рисуночных тестов для психодиагностики детей с интеллектуальными нарушениями.

46.Особенности использования компьютерных программ при проведении психолого-педагогической диагностики.

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
47.Интервью как психолдиагностический метод.

48.Особенности применения психофизиологических методов.

49.Диагностика интеллектуального развития ребенка с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).

50.Диагностика личностного развития лиц с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).

51.Проективные методики диагностики личности с ОВЗ.

52.Диагностика межличностных отношений лиц с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).

53.Диагностика детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ.

54.Методы диагностики психических состояний лиц с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).

55.Профессиональная и личностная рефлексия консультанта.  

56.Особенности консультирования родителей дошкольника с ОВЗ (нарушение на выбор студента).

57.Особенности консультирования педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ (нарушение на выбор студента).

58.Диагностика готовности к школьному обучению (нарушение на выбор студента).

59.Особенности нейропсихолоической диагностики у детей с ОВЗ.

60.Этические нормы работы психодиагноста с лицами с ОВЗ

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости   

Темы письменных сообщений

1. Предмет, объект и задачи психолого-педагогической диагностики.

2. Практическое использование психолого-педагогической диагностики.

3. Тестовые и экспертные методы в психолого-педагогической диагностике. Классификация психодиагностических методов.

4. История психодиагностики (кроме проективного метода).

5. Психологический диагноз. Объекты диагноза. Этапы постановки диагноза. Психологический прогноз.

6. Понятие методики, теста. Функции методик и тестов. Психолого-педагогические диагностические методы.

7. Требования, предъявляемые к процедурам диагностики и психодиагносту.

8. Стандартизованные диагностические методики.

9. Нестандартизованные диагностические методики.

10. Тесты, процедура измерения и тестовые нормы.

11. Влияние социокультурных особенностей испытуемых на результаты диагностики.

12. Общая стратегия конструирования тестов. Источники данных о личности. Надежность данных о личности.

13. Виды тестовых норм. Надежность тестовых норм.

14. Критериально-ориентированное тестирование.

15. Этические нормы пользователя методик.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Зарипова Р.С.
Задания для самостоятельных работ по естествознанию
Н.Челны: НГПИ, 2007
 
Л1.2
Забрамная С.Д.
Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов
М.: Просвещение, 1995
 
Л1.3
Забрамная С.Д., Боровик О.В.
Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособия для психолого-педагогической комиссий
М.: Владос, 2003
 
Л1.4
Левченко И.Ю., Забрамная С.Д.
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособ. для студ. учрежд. высш. проф. образования
М.: Академия, 2011
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Забрамная С.Д.
Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения
М.: Просвещение, 1988
 
Л2.2
Виноградова Л.И.
Пространство особого внимания
 
Л2.3
Лазарева Л.И.
Содержание формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте новых ФГОС ВПО
 
Л2.4
Дементьева И.Ф., Сопыряева С.А.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы
 
Л2.5
Попов А.В., Соловьева Т.С.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе российского образования
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.6
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психодиагностика Л.Ф. Бурлачук
 
Э2
Психодиагностика лиц с ОВЗ Артемьева Т.В.
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ» обусловлено актуальностью  изучения вопроса особенностей  проведения диагностики и коррекции детей  с нарушениями в развитии.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских и практических занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы психологической диагностики и  коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья, методы психологического консультирования, рассматриваются этапы проведения диагностики  на разных возрастных этапах.

На семинарских и практических занятиях систематизируются полученные теоретические знания, отрабатываются методики  диагностической  и коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии, в том числе и на базе специализированных учреждений.

Внеаудиторная работа студентов предполагает  самостоятельное  изучение теоретического материала  по разделам, подготовку  реферативных сообщений по заданным темам, выполнение различного рода заданий и тестовых материалов, выполнение творческих заданий.

Подготовка к лекционному занятию. Лекции направлены на раскрытие сущности подходов, принципов и основных методов пихолого-педагогического изучения детей с ОВЗ; определение педагога и клинического психолога в диагностическом и процессе; формирование представления об основах дифференциальной диагностики отклонений психического развития, специфике их проявлений на различных возрастных этапах и возрастной динамике.

В рабочей программе представлены основные вопросы, рассматриваемые на лекции, и предложен список литературы, которая поможет их более детальной проработке. В ходе лекции вы сможете конкретизировать те моменты, которые остались не понятыми в ходе самостоятельной работы, задать вопросы преподавателю.

Подготовка к семинарским занятиям. Семинарские занятия существенно обогащают ту теоретическую базу психодиагностики лиц с ОВЗ, формирующуюся в процессе лекционного изучения дисциплины. Они позволяют формировать систему информационно-коммуникативных, аналитических умений и рефлексивных способностей, развивать способность на основе лекционного материала самостоятельно анализировать клиническую картину тех или иных патологий развития детей, изучать альтернативные взгляды и осуществлять всесторонний информационный охват психических и феноменов, создавать условия для овладения студентами техникой ведения учебного занятия;

В программе представлены планы семинарских занятий, а также рекомендации для вас по подготовке к ним с указанием литературы.

Предполагается, что бóльшая часть аудиторного времени будет посвящена презентации и защите докладов (проектов), совместному всестороннему рассмотрению заданных тем.

Критериями подготовленности студентов к семинарскому занятию являются:

• знание темы, рекомендованной основной и дополнительной литературы, точное и правильное конспектирование первоисточников в соответствии с планом семинара и предлагаемыми вопросами для обсуждения;

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
• подготовка по каждому вопросу плана и выбор проблемы для развернутого индивидуального выступления или обобщения материалов, над которыми работала творческая группа;

• психологическая готовность каждого участника семинара к выступлению и участию в общей дискуссии.

Подготовка к семинарским занятиям строится на самостоятельной работе студентов с учебником, учебными пособиями, материалами хрестоматий и первоисточниками. При этом выделяются различные формы записей результатов анализа изучаемых статей, работ, трактатов, рукописей и других материалов, используемых для выполнения поставленных учебных задач.

Самостоятельная работа.

Задания для самостоятельной работы (терминологические кроссворды, тезисы-лекционного материала, аннотирования статей и заданных научных монографий) требуют особого внимания, поскольку предназначены закрепить теоретико-методологическую основу дисциплины, а главным образом глубоко усвоить и воспринять специфическую медико-психодиагностическую  область профессионального знания (в т.ч. нозологические формы и критерии дифференциальной диагностики). С этой целью рекомендуется руководствоваться хронологическими нормативами, указанными в рабочей программе.

Итоговый контроль по дисциплине представлен экзаменов в 5 семестре. В соответствующем разделе рабочей программы представлен перечень вопросов к экзамену. Итоговая аттестация (зачет) может проводиться в следующих формах:

 устный ответ на теоретический вопрос и защита самостоятельно разработанного соответствующего теме вопроса практического материала;

 итоговый (зачетный) тест.

Ваша теоретико-практическая подготовка как будущих специалистов в области адаптивной физкультуры совершенствуется в разнообразных формах практической деятельности при взаимодействии с детьми и подростками с ОВЗ