Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой канд.пед.наук Хаертдинова Р.М.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к экзамену:
1. Каковы задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи?
2. Как решаются общеобразовательные и коррекционные задачи в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями речи?
3. Какие методы обучения и воспитания используются в специальном дошкольном учреждении?
4. Какие отклонения в развитии возникают у детей с тяжелыми нарушениями речи в младенческом, раннем и дошкольном возрасте?
5. Основные элементы диагностического исследования?
6. Как осуществляется отбор содержания воспитания в специальном детском саду?
7. В чем заключается взаимосвязь в работе логопеда, психолога, воспитателя, учителя?
8. В чем выражается воспитывающий характер обучения, проводимого логопедом, его воздействие на развитие личностного своеобразия ребенка с речевыми нарушениями?
9. Каковы общие и коррекционные задачи физического воспитания дошкольников с речевыми нарушениями?
11. Каковы формы взаимодействия в работе музыкального руководителя, логопеда, воспитателей?
12. Как используются разнообразные виды деятельности детей с нарушениями речи для решения задач сенсорного воспитания?
13. Каковы основные направление и формы умственного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи?
14. В чем состоит специфика руководства играми в разных возрастных группах детей с речевыми нарушениями?
15. Каковы особенности продуктивной деятельности дошкольников с нарушениями речи?
16. В чем заключается коррекционно - воспитательное воздействие на развитие ребенка с нарушением речи в ходе изобразительной и конструктивной деятельности на занятиях и вне их?
17. Как воспитатель осуществляет трудовое и экологическое воспитание детей с нарушениями речи?
18. Как воспитатель должен организовать речевое общение с детьми, имеющими нарушения речи, в процессе их совместной деятельности?
19. Каковы особенности эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи?
20. Как использовать игру, элементы психогимнастики для преодоления негативных эмоциональных состояний дошкольников с речевыми нарушениями?
21. В чем сущность индивидуального подхода к ребенку с нарушением речи? Каковы средства и методы его осуществления?
22. Каковы критерии оценки психологической готовности дошкольника к обучению в школе?
23. В чем особенности воспитания коммуникативной готовности к школьному обучению ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи?
24. В чем заключается особенности воспитательной работы с детьми школьного возраста, имеющими речевые нарушения?
25. Каковы условия создания правильного речевого режима в семье ребенка с нарушениями речи?
26. Какие виды помощи могут быть использованы логопедом, учителем, воспитателем в работе с родителями ребенка, страдающего речевыми нарушениями?
27. Что составляет предмет логопедагогики (логопедии) его предмет и задачи.
28. Дидактический аспект логопедагогики (принципы методы, средства, приемы коррекционного воспитания дошкольников).
29. Сформулируйте общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи.
30. В чем состоят признаки нарушения речевого развития в раннем возрасте.
31. Выделите ключевые положения психолого-педагогической классификации речевых нарушений, укажите ее роль в организации логопедического воздействия и разработке необходимых методов.
32. Раскройте содержание логопедического обследования детей с речевыми нарушениями.
33. Раскройте содержание педагогического обследования детей с речевыми нарушениями.
34. Определите основные задачи специальных программ развития речи дошкольника.
35. Охарактеризуйте систему дошкольной логопедической помощи детям с нарушениями речи.
36. В чем состоит специфика познавательной сферы ребенка с речевым нарушением, как она учитывается при коррекции речевого дефекта.
37. Какие методы логопедического воздействия применяются при устранении различных форм речевого нарушения.
38. Выделите основные проблемы готовности к школе детей с нарушениями речив трудах Л.С. Выготского.
39. Перечислите особенности организации коррекционно-воспитательной работы с детьми двух, трехлетнего возраста с нарушениями речи.
40. Педагогическая техника, ее значение в образовании детей с проблемами развития.
41. Педагогическое общение в коррекционно-педагогической деятельности.
42. Технологии педагогического общения с детьми с проблемами развития.
43. Профессионально значимые личностные качества и умения педагога в общении с детьми с проблемами развития.
44. Техника речи и ее роль в коррекционно-педагогической деятельности.
45. Этиология речевых нарушений.
46. Классификация речевых нарушений.
47. Основные формы речевой патологии. Дислалия. Ринолалия. Дизартрия.
48. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
49. Обучение и воспитание детей с нарушением письменной речи.
50. Обучение и воспитание детей с заиканием.
51. Обучение и воспитание детей с алалией.
52. Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи.
53. Особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
54. Основные диагностики письменной речи.
55. Основные диагностики устной речи.
56. Основные диагностики мелкой моторики.
57. Основные диагностики арттикуляционной моторики.
58. Охарактеризуйте задачи, методы и формы сенсорного воспитания детей, страдающих различными нарушениями речи.
59. основные диагностики состояния связной речи.
60. Основные диагностики оценки уровня грамматических категорий детей с нарушением речи.
Темы письменных работ:
1. Дидактические игры в коррекционной работе логопеда»
2. Виды наглядного материала для ведения логопедической работы в ДОО
4. Коррекционная работа с детьми в школьных логопунктах. поликлиниках
5. Особенности календарно – тематического планирования в группах с ОНР и ФФН
6. Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОНР
7. Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка
8. Особенности дидактических игр по развитию лексического запаса и связной речи
9. Принцип отбора артикуляционных упражнений
10.Составление комплексов артикуляционной гимнастики для работы над конкретным звуком.
11. Охарактеризуйте систему специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.
12. Раскройте значение правильной организации воспитания в специальном детском саду.
13. Дайте характеристику методики педагогического обследования дошкольников с нарушениями речи.
14. Дайте характеристику различных методик обследования детей раннего возраста.
15. Охарактеризуйте направления, содержание, методы и приемы воспитания детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
16. Расскажите о совместной работе музыкального руководителя, логопеда и воспитателя по отбору содержания музыкально-ритмического воспитания в разных возрастных группах детского сада.
17. Охарактеризуйте задачи, методы и формы сенсорного воспитания детей, страдающих различными нарушениями речи.
18. Подберите 2-3 дидактические игры и 3-4 упражнения развития умственного воспитания дошкольников с нарушениями речи.
19. Охарактеризуйте общеобразовательные и коррекционные задачи умственного воспитания дошкольников с нарушениями речи.
20. Раскройте особенности развития игровой деятельности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
21. Составьте перспективный план индивидуальной коррекционной работы воспитателя с дошкольником 4 лет, страдающим алалией, на занятиях и вне их (состояние речи ребенка соответствует II уровню общего недоразвития речи).
22. Проанализируйте 3-4 педагогические ситуации, в которых имеются возможности развития творческих способностей ребенка с нарушениями речи.
23. Охарактеризуйте задачи и методы подготовки к школьному обучению детей с речевыми нарушениями.
24. Расскажите об условиях, необходимых для осуществления интегративного подхода к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
25. Подберите 2-3 конспекта занятий по математике и по подготовке к освоению грамоте в старшей и подготовительной группах специального детского сада.
26. Дайте характеристику методов и форм работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения.
27. Подготовить консультацию для родителей об одном из направлений обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.
28. Подготовить консультацию для родителей об одном из направлений обучения и воспитания школьников с нарушениями речи.
29. Использование спец.технологий в работе с детьми с нарушением речи.
30. Применение метода наглядного моделирования в работе с детьми с нарушением речи.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.