2022-2023_b44_03_05 МиФ 224_plx_Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
30
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
30
30
30
30
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доц., Нигамаев А.З.;д-р ист. наук,  проф. , Корнилова И.В. _________________
 
 
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся целостного представления правовых и политических механизмах регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений на федеральном и региональном уровнях, а также формирование у обучающихся компетенций в сфере воспитательной деятельности в образовании.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование теоретических знаний о деятельности государства в области правового регулирования межнациональных и религиозных отношений;
1.4
формирование навыков работы с нормативными и правовыми актами, анализа этнических, межнациональных, межконфессиональных, экономических, политических и иных процессов в жизни общества;
1.5
развитие навыков планирования и организации работы в образовательных организациях по вопросам сохранения этнокультурного и религиозного многообразия народов Российской Федерации;
1.6
формирование умений по организации деятельности по профилактике конфликтов на национальной и/или религиозной почве;
1.7
формирование гражданской культуры общения с учетом расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
1.8
развитие умений по организации и проведению в образовательных организациях мероприятий, направленных на укрепление российской гражданской идентичности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология воспитательных практик
2.1.2
Философия  
2.1.3
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение
2.1.4
История (история России, всеобщая история)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.2
Основы вожатской деятельности
2.2.3
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
 
УК-5.2: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества
 
УК-5.3: Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.1: Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
стр. 4
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений и ключевые аспекты формирования нашей страны как многонационального и многоконфессионального государства;
3.1.2
социокультурные традиции Отечества;
3.1.3
основные этнокультурные и религиозные особенности народов, проживающих в Российской Федерации
3.1.4
3.1.5
сущность духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения в профессиональной деятельности;
3.1.6
принципы, содержание, методы и технологии духовно-нравственного воспитания обучающихся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать социокультурные различия социальных групп;
3.2.2
пользоваться этнологическими знаниями для эффективного социального взаимодействия и принятия межкультурного разнообразия российского общества;
3.2.3
конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач
3.2.4
3.2.5
проектировать и осуществлять воспитательную деятельность в поликультурной среде на основе базовых национальных ценностей
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
знаниями этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений;
3.3.2
пользоваться этнологическими знаниями для эффективного социального взаимодействия и принятия межкультурного разнообразия российского общества;
3.3.3
навыками общения с людьми разной этнической и религиозной принадлежности на основе имеющихся этнологических знаний в целях адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества
3.3.4
3.3.5
методами формирования у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Государственная

политика в РФ в области межэтнических отношений

 
1.1
Предмет, объект, цель и задачи изучаемой дисциплины /Лек/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
5
0
 
1.2
Классификации народов мира. Народы России /Пр/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
 
1.3
Миграционная ситуация в мире и в РФ /Пр/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
 
1.4
Ситуация в РФ и в ПФО в сфере межэтнических отношений /Лек/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
5
0
 
1.5
Толерантность

и политкорректность в межэтнических отношениях /Пр/

Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
 
1.6
Законодательное регулирование межэтнических отношений в РФ /Лек/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
5
0
 
1.7
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" /Пр/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
1.8
Ситуация в РТ

в сфере

межэтнических

отношений /Ср/

Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

15
ОПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
 
 
Раздел 2. Государственной

политика в РФ в области  межконфессиональных отношений

 
2.1
Религия: значение термина и объем понятия /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
5
0
 
2.2
Классификации религий и типология религиозных организаций /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

4
ОПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
 
2.3
Ситуация в

сфере

межконфессиональных

отношений в РФ /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
5
0
 
2.4
Ситуация в

сфере

межконфессиональных

отношений в ПФО /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

4
ОПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
 
2.5
Правовой статус РПЦ /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
5
0
 
2.6
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
 
2.7
Правовой статус ЦДУМ /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
5
0
 
2.8
Современные тенденции развития религиии: модернизм и традиционализ /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

4
ОПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
 
2.9
Ситуация в РТ

в сфере

межконфессиональных

отношений /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

15
ОПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
 
2.10
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

Примерные вопросы к зачету:

1. Характеристика этноконфессиональной ситуации в РФ

2. Характеристика этноконфессиональной ситуации в ПФО

3. Специфика миграционных процессов в РФ

4. Специфика миграционных процессов в мире

5. Законодательные основы государственной политики в области межнациональных отношений в РФ

6. Законодательные основы государственной политики в области конфессиональных отношений в РФ

7. Демографическая ситуация в РТ и проблемы межэтнического диалога.

8. Традиционные религиозные организации в РФ.

9. Деятельность нетрадиционных религиозных движений в РФ

10. Формирование толерантных установок в межэтническом взаимодействии

11. Формирование толерантных установок в межконфессиональном взаимодействии

12. Принципы толерантности в сфере межнациональных отношений в законодательстве России

13. Политкорректность как форма проявления толерантности

14. Правовое положение лиц без гражданства на территории РФ

15. Расы и этносы. Классификации народов мира

16. Русский народ

17. Этносы Севера Европейской России

 
стр. 6
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
18. Народы Урало-Поволжья

19. Сибирь: регионы, этносы, культуры

20. Этносы Дальнего Востока России

21. Северный Кавказ: этносы и культуры

22. Социальные аспекты религии и ее функции в обществе

23. Христианство в современной России

24. Ислам в современной России

25. Буддизм в современной России

26. Современные тенденции развития религии в РФ

27. Религиозный модернизм в России

28. Религиозный традиционализм в России

29. Деструктивные культы и борьба с ними

30. Экуменизм и глобализм

Задание:на конкретном примере покажите и докажите важность роли толерантности в построении констурктивных межэтнических и межконфессиональных отношений.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Темы контрольных работ:

Вариант 1.Этнические процессы в современной России

Вариант 2. Типология этнических конфликтов и пути их урегулирования

Вариант 1.Этика христианства и ислама – сравнительный анализ

Вариант 2.Основные модели государственно-церковных отношений

Тематика эссе:

1. Этническая идентичность

2. Причины возникновения и пути решения межэтнических конфликтов

3. Народы Поволжья и Приуралья: языки, культура, религии

4. Подходы к определению понятия «религия»

5. Основные элементы религии. Структура религиозного сознания

6. Религия в жизни человека и общества: основные функции

7. Основные типы религиозных объединений

8. Основные типы религиозных систем. Атеизм как критика религиозных взглядов на мир

9. Особенности современной религиозной карты России

10. Религиозная мораль как специфический феномен

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гуревич, П. С. 
Религиоведение:  учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 573 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3635-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/426127.
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Козьмин, В.А.
Этнология (Этнография): Этнология (этнография) : учебник для вузов / В. А. Козьмин [и др.] ; под редакцией В. А. Козьмина, В. С. Бузина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 438 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00916-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468784
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Аникин, Д. А. 
Религиоведение: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Д. А. Аникин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 197 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-9289-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433697.
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Тавадов, Г. Т.
Этнология [Электронный ресурс]: учебник / Г. Т. Тавадов.  - Москва : Дашков и К, 2016. - 408 с. - URL: http://www.iprbookshop.ru/60636.html
Москва : Дашков и К, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Пелевина, О.В.
Методика преподавания религиоведения [Электронный ресурс] :  [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Пелевина О.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 44 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77291.html.— ЭБС «IPRbooks»
Саратов: Вузовское образование, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". - URL: https://legalacts.ru/doc/115_FZ-o-pravovom-polozhenii-inostrannyh-grazhdan-v-rossijskoj-federacii/
 
Э4
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". - URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-26091997-n-125-fz-o/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-210 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
стр. 8
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.