2022-2023_zm44_04_01 МиКН 2228_plx_Инновационные методики обучения информатики_Математика и компьютерные науки
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Инновационные методики обучения информатики
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Математика и компьютерные науки
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
83
83
83
83
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Филатова З.М. _________________
 
 
Инновационные методики обучения информатики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2023 протокол № 4.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2020 уч.г.

Зав. кафедрой Шакиров И.А.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний и умений в области проектирования и применения инновационных методик обучения информатике,а также формирование навыков решения образовательных задач.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся знаний, умений, опыта проектирования образовательного пространства на базе инновационных методик обучения информатике;
1.4
совершенствование системы усвоения обучающимися методов и приемов решения профессиональных задач проектирования программ;
1.5
овладение навыками применения новых методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность обучающихся
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация проектной и исследовательской деятельности
2.1.2
Развитие цифровой среды в математическом образовании
2.1.3
Современные технологии онлайн-обучения
2.1.4
Технологии и инструменты цифровой образовательной среды
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Управление качеством образования на основе информационных технологий
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.3: Владеет современными методиками и технологиями организации и проектирования образовательного процесса на различных уровнях математического образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия ФГОС;
3.1.2
критерии проектирования ООП;
3.1.3
основные направления инновационной деятельности в сфере образования;
3.1.4
основные инновационные дидактические идеи, инновационные системы обучения, инновационные приемы обучения;
3.1.5
основные принципы и направления проектирования педагогических инноваций и критерии их оценки;
3.1.6
основные нормативные документы по модернизации образования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
конкретизировать примерную ООП;
3.2.2
анализировать содержание обучения математике в образовательном учреждении;
3.2.3
планировать и организовывать основные этапы инновационного процесса в образовательном учреждении;
3.2.4
анализировать опыт и результаты инновационной деятельности в образовании;
3.2.5
оценивать эффективность инновационных процессов;
3.2.6
использовать способы пополнения профессиональных знаний на основе использования разнообразных источников их разных областей общей и профессиональной культуры
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами и методами передачи передового инновационного опыта;
3.3.2
навыками разработки инновационного проекта ООП и рабочих программ
3.3.3
технологий разработки авторских программ
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности. 

 
1.1
Инновационные процессы как основа осуществления парадигмальных изменений в образования. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
1.2
Типы, структура и этапы педагогической инновационной деятельности. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
1.3
Основные компоненты инновационной деятельности. Методики стимулирования инициатив (технология «педагогическая мастерская» /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ПК-1.3
2
0
 
1.4
Технология проектного и эвристического обучения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
1.5
Образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 2. Проектирование содержания образования

 
2.1
Подготовка учителя к инновационной деятельности. Инновации в области образования.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
2.2
Инновационные методы и технологии проектирования в области образовательной деятельности. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
2.3
Этапы разработки и реализации педагогических нововведений. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
2.4
Методики стимулирования инициатив (мозговой штурм, ситуационный анализ, творческая мастерская). /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
2.5
Карта инновационной деятельности. Проектная технология в системе образования. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ПК-1.3
2
0
 
2.6
Современные тенденции развития образовательной системы.  /Пр/

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
2.7
Образовательные новации в отечественной и зарубежной школьной практике.  /Ср/

Э1 Э2 Э3 Э4

23
ПК-1.3
2
0
 
2.8
/Экзамен/

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ПК-1.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Инновационные процессы как основа осуществления парадигмальных изменений в образования.

2. Типы, структура и этапы педагогической инновационной деятельности.

3. Основные компоненты инновационной деятельности.

4. Методики стимулирования инициатив (технология «педагогическая мастерская»; технология проектного обучения.

5. Технология эвристического обучения: метод портфолио.

6. Подготовка учителя к инновационной деятельности.

7. Инновации в области образования.

8. Инновационные методы и технологии проектирования в области образовательной деятельности.

9. Этапы разработки и реализации педагогических нововведений.

10. Методики стимулирования инициатив (мозговой штурм, ситуационный анализ, творческая мастерская).

11. Карта инновационной деятельности. Проектная технология в системе образования.

 
стр. 5
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
12. Новые подходы к организации педагогического процесса в вузе и в школе.

13. Современные тенденции развития образовательной системы.

14. Понятие об инновационной площадке.

15. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» как инструментальный механизм инновационного развития современной школы.

16. Критерии и показатели эффективности инновационных процессов в сфере школьного образования.

17. Проблемы современного школьного образования.

18. Идеология и технология международных исследований (TIMSS, PISA, TEDS и др.) .

19. Участие России в международных исследованиях качества образования.

20. Стратегии реформирования российской системы образования.

21. Глобализация образования как педагогическая проблема.

22. Условия вхождения России в мировые интеграционные образовательные процессы на современном этапе.

23. Сущность новшества и нововведений.

24. Нововведения в учебно-воспитательном процессе школы.

25. Инновационные идеи дидактических систем.

26. Нововведения на уровне дидактической концепции.

27. Дистанционное обучение как инновация.

28. Цели образования при использовании Интернет-ресурсов и современных информационных технологий.

29. Преодоление сопротивления инновациям и инновационной деятельности.

30. Инновационный проект: понятия, основные этапы создания и реализация. Кейс-задачи.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Перечень заданий к контрольной работе:

Задание 1. Разработайте и обоснуйте не менее 2-х вариантов программ наблюдений (включая протоколы наблюдений) для исследований на темы: «Готовность педагогического персонала (школы, или другой образовательной организации) к инновационной деятельности».

Задание 2. Разработайте и обоснуйте не менее 2-х вариантов программ наблюдений (включая протоколы наблюдений) для исследований на темы: «Сопротивление инновациям педагогического персонала (школы, или другой образовательной организации).

Задание 3. Разработайте и обоснуйте оценку методом наблюдения и беседы деловых, профессиональных и личных качеств педагогического персонала, руководителей инновационной образовательной организации. Дайте социально-психологическую характеристику педагогическому персоналу инновационной организации.

Задание 4. Разработайте проект программы развития школы в условиях модернизации педагогического образования.

Задание 5. Разработайте проект программы развития школы в условиях модернизации педагогического образования в общеобразовательной организации.

Задание 6. Разработать аналитический отчет о результатах работы образовательной организации в области разработки и реализации инновационных проектов и программ в рамках реализации.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в приложении РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рыбцова, Л.Л.
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. Л. Рыбцова [и др.] ; под общей редакцией Л. Л. Рыбцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 92 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-05581-8 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1140-8 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441628
Москва: Издательство Юрайт, 2019, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Анисимова, А. Т.
Образовательный процесс в современной высшей школе. Инновационные технологии обучения: Сборник статей научно-методической конференции / А. Т. Анисимова, А. В. Белоусова, А. Л. Болтава [и др.]. — Краснодар : Южный институт менеджмента, 2014. — 162 c. — ISBN 978-5-93926-258-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/25976.html (дата обращения: 13.08.2019)
Краснодар: Южный институт менеджмента, 2014
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хакимова Н.Г.
Методические рекомендации по подготовке занятий в интерактивной форме
Н.Челны: НГПУ, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Библиотека учебной и научной литературы. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio 
 
Э3
Единый портал интернет-тестирования. Режим доступа:  http://www.i-exam.ru
 
Э4
Естественно-научный образовательный портал. Режим доступа: http://www.en.edu.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. 

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков

публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.