2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Основы логопедической работы с детьми с комплексными нарушениями_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы логопедической работы с детьми с комплексными нарушениями
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
124
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
124
124
124
124
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Основы логопедической работы с детьми с комплексными нарушениями
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о логопедическойй работе с детьми с комплексными нарушениями, имеющими речевые нарушения.  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование базовых профессиональных категорий, основанных на теоретических и общеметодических положениях специальной (коррекционной) педагогики в разделе тифлопедагогики, сурдопедагогики, дефектологии и логопедии;
1.4
формирование навыков владения основными (базовыми) технологиями коррекционно-педагогической работы с детьми с комплексными нарушениями, имеющими нарушения речи.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика организации волонтёрской деятельности
2.1.2
Индивидуальные формы работы логопеда с детьми дошкольного возраста
2.1.3
Методические аспекты организации взаимодействия логопеда и воспитателя
2.1.4
Онтогенез речевой деятельности
2.1.5
Организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
2.1.6
Технология развития речи дошкольников с нарушениями речи
2.1.7
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.8
Правовые основы противодействия коррупции
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.12: владеет технологиями (в том числе, инклюзивными), необходимыми для адресной работы с детьми с нарушениями речи
 
ПК-1.14: владеет готовностью выявлять особенности развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.15: владеет методами организации консультативно-просветительской деятельности с участниками образовательных отношений
 
 
ПК-2: Способен к проектированию и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи
 
ПК-2.8: владеет методами анализа эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи
 
ПК-2.9: владеет навыками консультирования педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности проектирования образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом  особенностей развития детей с нарушениями речи и комплексными нарушениями;
3.1.2
особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи и комплексными нарушениями, и консультирования педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по их реализации
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать образовательный и коррекционно-развивающий процесс детей с нарушениями речи и комплексными нарушениями;
3.2.2
анализировать эффективность индивидуальных образовательных маршрутов и консультировать педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по их реализации
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками проектирования образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития детей с нарушениями речи и комплексными нарушениями;
3.3.2
навыками проектирования и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи и комплексными нарушениями, консультирования педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам сопровождения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие вопросы организации психолого- педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.

 
1.1
Понятие о норме и отклонениях в развитии. Система государственной социальной помощи детям  с комплексными нарушениями и речи.СОУ. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
1.2
Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями и речи. Диагностика. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
1.3
Понятие о норме и отклонениях в развитии. Система государственной социальной помощи детям  с  комплексными нарушениями. .СОУ /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
1.4
Специфические особенности обучения и воспитания детей с  комплексными нарушениями /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
1.5
Обследование детей с  с  комплексными нарушениями.   /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
1.6
Подготовка дидактических материалов для логопедического обследования детей с комплексными нарушениями./ /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
1.7
Комплектование группы детей с  комплексными нарушениями /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
 
Раздел 2.  Особенности логопедической работы при комплексных  нарушениях 

 
2.1
Система государственной социальной помощи детям  с комплексными нарушениями и речи.СОУ /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.2
Логопедическая работа с детьми с комплексными нарушениями /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.3
Модели игровых приемов и занятий с детьми с нарушением речи с комплексными нарушениями /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.4
Специфические особенности обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.5
Подготовка игр по развитию слухового внимания, и слуховой памяти для детей с комплексными нарушениями  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.6
Подготовка дидактических  пособий, применяемых на занятиях с детьми с комплексными нарушениями /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.7
Специфические особенности обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.8
Подготовка игр. методических пособий для обучения детей с комплексными нарушениями  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.9
Подготовка дидактических  пособий, применяемых на занятиях с детьми с комплексными нарушениями  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.10
Специфические особенности обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.11
Подготовка игр, методических пособий для обучения детей с комплексными нарушениями. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.12
Подготовка конспектов занятий для обучения детей с комплексными нарушениями. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.13
Подготовка индивидуальных образовательных маршрутов для обучения детей с комплексными нарушениями. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.14
Подготовка конспектов консультаций для родителей и педагогов для обучения детей с комплексными нарушениями. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
2.15
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8 ПК-2.9
4
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

Вопросы к зачету

1) Проблема социальной адаптации семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

2) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с комплексными нарушениями

3) Нарушения письменной речи у детей с комплексными нарушениями

4) Коррекция нарушений письменной речи у детей с комплексными нарушениями

5) Особенности навыка чтения у детей с комплексными нарушениями

6) Особенности нарушений устной речи у детей с комплексными нарушениями

7) Развитие навыка звукового анализа у детей с комплексными нарушениями

8) Модально специфические особенности дизонтогенеза детей с комплексными нарушениями

9) Особенности речевых нарушений у детей с комплексными нарушениями

10) Речевые нарушения у детей с комплексными нарушениями

11) Коррекция речевых нарушений у детей с комплексными нарушениями

12) Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с комплексными нарушениями.

13) Логопедическая помощь детям школьного возраста с комплексными нарушениями.

14) Вторичные нарушения у детей с комплексными нарушениями.

15) Значение речевого развития у детей с комплексными нарушениями

16) Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с ком-плексными нарушениями.

17) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с комплексными нарушениями  

18) Нарушения письменной речи у детей с комплексными нарушениями

19) Коррекция нарушений письменной речи у детей с комплексными нарушениями  

20) Особенности навыка чтения у детей с комплексными нарушениями  

21) Особенности нарушений устной речи у детей с комплексными нарушениями

22) Развитие навыка звукового анализа у детей с комплексными нарушениями

23) Понятие первичного и вторичного дефекта у детей с комплексными нарушениями.

24) Понятие о норме и отклонениях в развитии.

25) Система государственной социальной помощи детям с комплексными нарушениями и речи.

26) СОУ для детей с комплексными нарушениями.  

27) Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями и речи. Диагностика.

28) Логопедическая работа с детьми с комплексными нарушениями

29) Специфические особенности обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями.  

30) Проблемы обучения детей с комплексными обучениями  

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с комплексными нарушениями

2) Нарушения письменной речи у детей с комплексными нарушениями

3) Коррекция нарушений письменной речи у детей с комплексными нарушениями

4) Особенности навыка чтения у детей с комплексными нарушениями

5) Особенности нарушений устной речи у детей с комплексными нарушениями

6) Развитие навыка звукового анализа у детей с комплексными нарушениями

7) Модально специфические особенности дизонтогенеза детей с комплексными нарушениями

8) Особенности речевых нарушений у детей с комплексными нарушениями

9) Речевые нарушения у детей с комплексными нарушениями

10) Коррекция речевых нарушений у детей с комплексными нарушениями

11) Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с комплексными нарушениями.

12) Логопедическая помощь детям школьного возраста с комплексными нарушениями.

13) Вторичные нарушения у детей с комплексными нарушениями.

14) Значение речевого развития у детей с комплексными нарушениями

15) Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с комплексными нарушениями.

16) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с комплексными нарушениями  

17) Нарушения письменной речи у детей с комплексными нарушениями

18) Коррекция нарушений письменной речи у детей с комплексными нарушениями  

19) Особенности навыка чтения у детей с комплексными нарушениями  

20) Особенности нарушений устной речи у детей с комплексными нарушениями

21) Развитие навыка звукового анализа у детей с комплексными нарушениями

22) Предмет, задачи и методы специальной педагогики

23) Понятие умственной отсталости, ее структура.

24) Классификация умственной отсталости по степени тяжести.

25) Классификации олигофрений М.С. Певзнер и Г.Е. Сухаревой.

26) Особенности познавательной деятельности дошкольников с комплексными нарушениями.

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
27) Особенности развития деятельности детей с комплексными нарушениями.

28) Особенности формирования предпосылок к развитию личности ребенка с комплексными нарушениями

29) Особенности развития самооценки детей с комплексными нарушениями.

30) Дети с синдромом Дауна и нарушением зрения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Годовникова, Л. В. 
Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12039-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446758:  учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с., 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
под редакцией Н. В. Микляевой
Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 362 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11198-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518094
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
  Электронный каталог библиотеки НГПУ -  URL:   

http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rusг

 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития - URL: https://pandia.ru/text/78/155/83060-2.php
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты 

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.